Конфуцианство краткое описание религии

Конфуцианство краткое описание религии

Для достижения совершенства необходим баланс в деятельности:
приспособление к условиям жизни и подчинение авторитету власти.
Справедливость и законы являются следствием длительного развития мышления и практики.
Только немногие способны к самопожертвованию, большинство же людей надо держать в рамках закона, утверждая его силой.
Люди делятся на три группы:
хорошие от природы, качества которых улучшаются путем образования;
плохие от природы, которых удерживает только страх наказания;
смешивающие добро и зло в своем поведении, которые могут двигаться в различных направлениях.
Конфуцианский канон — Ши-саньцзин (Тринадцатикнижие) — включает тринадцать древнекитайских классических книг.
В эпоху Хань при императоре У-ди (140-87 гг. до н. э.) было создано «Пятикнижие» («Уцзин»), в которое вошли «Ицзин» («Книга перемен»), «Шицзин» («Книга песен и гимнов»), «Шуцзин» («Книга истории»), «Лицзи» («Записки об обрядах») и «Чунцю» («Летопись весны и осени», хроника одного из китайских княжеств).
Позднее, в годы правления династии Тан (618-907), к «Пятикнижию» были добавлены книги:
«Чжоули» («Ритуал династий Чжоу»),
«Цзочжу-ань» («Хроника господина Цзо Цюмина»),
«Или» («Книга об этикете и обрядах»),
«Гуньян-чжуань» («Хроника господина Гуньян-Гао») и
«Гулян-чжуань» («Хроника господина Гулян Чи»).
В 827-840 гг. в Ши-саньцзин были включены «Сяоцзин» («Канон сыновней почтительности»), «Луньюй» («Беседы и высказывания») и «Эр-я» («Словарь изысканных синонимов»), а в северо-сунский период (960-1127) — «Мэнцзы» (книга одного из учеников Конфуция).
«Луньюй» и «Мэнцзы» входят в «Сышу» («Четверокнижие»), также являющееся частью конфуцианского канона. Книги, вошедшие в канон КОНФУЦИАНСТВА, создавались на протяжении тысячелетий многими авторами и играли огромную роль в духовной жизни китайского общества вплоть до XX в.
На основе канона строились системы воспитания и образования, каждый чиновник, чтобы занять определенное место в государственном аппарате Китая, был обязан сдать экзамен на знание текстов Ши-саньцзин и т.д.
Влияние КОНФУЦИАНСТВА на китайскую культуру и сегодня остается значительным.
По приблизительным оценкам, в настоящее время численность последователей конфуцианства составляет св. 300 млн. человек.

Краткая биография Конфуция самое главное

Конфуций является древним мудрецом и философом Китая. Родился примерно в 551 году до н. э. его мать Янь Чжэнцзай являлась наложницей, которой было 17 лет. Отцу Шулян Хэ в это период было 63 года, он был потомком Вэй-цзы, полководца императора. Мальчику при рождении было дано имя Кун Цю. Когда ребенку было полтора года, отец скончался.

У Конфуция было тяжелое детство, с малого возраста ему приходилось работать. Мать Янь Чжэнцзай рассказывала о его предках и об их великой деятельности. Это являлось огромным стимулом для возвращения великого титула, который был утерян. Поэтому он стал заниматься самообразование. В подростковом возрасте Конфуций теряет мать.

В 20 лет он получает признание и создает целое учение – конфуцианство, которое имело огромное значение в развитии Китая. Стал основателем первого университета и написал правила для всех сословий. Преподавал литературу, язык, политику и мораль в своей же частной школе, в которую принимали всех желающих независимости от сословия и материального достатка.

Когда Конфуцию было 44 года, занял пост резиденции княжества Лу. Он был очень активен на своем посту,являлся опытным и умелым политиком. Спустя какое-то время он отдал в отставку, после чего стал проповедовать совместно с последователями философское учение. Его идея заключалась в проповедовании знания нищим, пахарям, старикам и молодым.

В возрасте 60 лет возвращается на родину, которую не покидает до самой смерти. Остальную часть жизни он работает над своими творениями «Книги Песен», «Книги перемен» и над многим другим.

Конфуций умер на 73-м году, перед этим он предсказал свою скорую гибель, о чём поведал ученикам.

Об этом выдающимся человеке известно очень мало, но это не мешает считать, что Конфуций является влиятельной фигурой в развитии Китая.

Биография Конфуция о главном

Примерно в 551 году до нашей эры появился на свет будущий мыслитель и философ Конфуций. На тот момент его отцу исполнилось примерно 63 года, а матери только лишь 17. После смерти отца маленького Конфуция, между двумя женами и молоденькой наложницей происходили небывалые ссоры, что и вынудили покинуть их дом. Переехав в город Цюйфу, стала жить сама с сыном. Детство прошло в бедности, потому приходилось много трудиться. Слушая рассказы матери, про своего отца и его знатный род, Конфуций понимал, что бы быть достойным своего рода необходимо заниматься самообразованием.

Для начала он изучил основу системы образования молодых аристократов — шесть искусств этом он преуспел, и его назначили на должность чиновника распорядителя амбаров, потом — чиновником, отвечающим за скот. Свою успешную карьеру он начал примерно в 20-25 лет. Примерно в 19 лет женился, и у него родилось двое детей.

Кроме того, занимался преподаванием, им было открыта первая частная школа, куда принимали всех детей, несмотря на их происхождение или материальное состояние. Там преподавалось 4 дисциплины: политику, мораль, язык, литературу.

Примерно 583 году до нашей эры у него умирает мать и по традициям он должен оставить государственную работу на 3 года. В этот период он полностью погрузился в размышления создать идеальное государство.

В скорости, страну охватили большие перемены. На смены стабильным правления династиям, пришли продажность жадность чиновников, междоусобные распри.

Осознав свою безысходность, Конфуций подал в отставку и вместе со своими учениками подался путешествовать по Китаю. В это время он старался донести свои идеи до правительств разных провинций. Примерно в 60 лет он окончил свои странствование и осел на одном месте. За свое обучение брал символическую плату, жил на средства выделенные состоятельными учениками. Занялся обучением новых учеников и систематизацией древних книг Ши дзин и И дзин. Сами же ученики составили книгу Лунь Юй. Она стала основополагающей книгой конфуцианства, в которой содержится краткие высказывания, заметки, поступки их учителя.

Интересно, по подсчетам ученых у него было примерно 3000 учеников, но по именно насчитывается примерно 26.

Хотя конфуцианство считают религией, в ней нет ничего связанного с теологией. Она отражает принципы создания гармоничного общества. Основное правило, которое сформулировал Конфуций это: «Не делай человеку то, что не желаешь самому себе».

Умер примерно в 479 году в возрасте 72 лет, и бытует мнение, что перед этим он 7 дней просто спал. Похоронен был на кладбище, где предполагалось хоронить его последователей. Конечно, вокруг биография Конфуция частично покрыта легендами, но не стоит преуменьшать тот факт влияния его учений на будущие поколения.

На месте дома после его смерти был построен храм, который не раз перестраивали, увеличивали его площадь. Дом Конфуция с1994 года находиться под охраной ЮНЕСКО. В Китае принято давать премию имени Конфуция за достижение в сфере образование.

Интересные факты и даты из жизни

Янь Чжэнцзай, мать Конфуция

Гениальные Матери Планеты

Янь Чжэнцзай (ум. 528 до н. э.), мать китайского философа Конфуция
Мать Конфуция — Чжэнцзай происходила из рода Янь по матери, а по отцу — из обедневшего аристократического рода Кун. В древнем Китае только мальчики имели право на фамилию отца, девочки носили фамилию матери. Традиционно принято считать, что к роду Кун принадлежал отец Конфуция. На наш взгляд, для такого утверждения нет никаких оснований. Сам философ ни разу не упомянул о своем отце. В книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), в которой ученики Конфуция записали его высказывания и речи, не упоминается даже имя его отца. Там его называют «человек из Цзоу». В то же время сам Конфуций считал себя потомком Сунской знати, а в царстве Сун был только один клан, носивший фамилию Кун. К этой фамилии принадлежал не отец знаменитого философа, а его дед по материнской линии, отец Чжэнцзай.
По общепринятой версии рождение Конфуция произошло при необычных обстоятельствах. Поздние летописи сообщают следующее: отец Конфуция Шулян Хэ в молодости был воином, отличался необыкновенным ростом и силой; оставив воинскую службу, он занял должность управляющего небольшим владением Цзоу. Дважды женатый, Шулян Хэ имел от первой жены девять дочерей, от второй — сына-калеку. Ему было уже за семьдесят, но мысль о наследнике не давала покоя старому воину. Ведь после его смерти некому будет выполнять траурные ритуалы, являющиеся важной заключительной частью жизни человека при переходе в иной мир. По древней традиции сын-калека не имел права заниматься таким священным действом. У Шулян Хэ было два выхода: или усыновить мальчика, или еще раз попытаться произвести на свет наследника.
Провинция, в которой жил Шулян Хэ, была небольшой и всё население её было на виду. Возможно, кто-то из знакомых посоветовал Шулян Хэ обратить внимание на семейство обедневшего аристократа, находящееся в бедственном материальном положении. Скорее всего, Шулян Хэ преподнес дорогие подарки и попросил своего будущего тестя отдать ему в жены одну из трех дочерей, объяснив свой поступок желанием иметь наследника. Смущенный отец трех образованных девиц-бесприданниц передал предложение Шулян Хэ дочерям. Две старшие, засидевшиеся в девах, промолчали. Младшая — Чжэнцзай — не достигшая брачного возраста, понимая отчаянное положение отца, согласилась выполнить его волю. При этом, как известно из летописей, она скромно заметила: «Отец не должен просить своих дочерей, — его воля приказывать им». Таким образом, Шулян Хэ нарушил строжайший запрет, существовавший в древнем Китае: после 63 лет мужчина не имел право жениться. Большая разница в возрасте супругов превратила этот брак в глазах современников в «е хэ» — нарушающий морально-этические нормы, «дикий» брак.
Видения, которые посещали Чжэнцзай после свадьбы, предвещали рождение великого человека. Ряд мистических событий сопровождал появление на свет будущего философа. Когда Чжэнцзай была им беременна, к ней подошёл единорог (по китайским поверьям, существо, которое приносит удачу), положил ей голову на колени и выплюнул камешек. По легенде, на камешке было написано предсказание: «Сын горного хрусталя (или сущности воды), когда царская династия падет, ты будешь править как царь без трона». В знак благодарности Чжэнцзай повязала животному на рог красивую ленточку.
Китайские хронологические таблицы указывают рождение Конфуция в 551 году до н. э. В день осеннего равноденствия Чжэнцзай родила мальчика — здорового, но не очень пригожего на вид. Как писал во II в. до н.э. историк Сыма Цянь «…на макушке у него была выпуклость и поэтому его прозвали Цю («холм»)». Сведения о детском периоде жизни Конфуция очень скудны. Есть версия, что при рождении Конфуцию было дано имя Киеу — («холм»), в знак памяти о холме, на котором молилась его мать. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.
Через два года маленький Кун Цю потерял отца. Молодая мать с ребёнком покинула дом покойного мужа, где ей не было места, и возвратилась в родительский дом. Версия, утверждающая, что своя семья не приняла Чжэнцзай, так как она нарушила закон, выйдя замуж раньше старших сестер, нелогична. Во-первых, Чжэнцзай принесла себя в жертву ради каких-то благ, полученных семьей от Шулян Хэ. Из любви к отцу она пошла на брак с пожилым человеком, в то время как её старшие дочери отказались от такого предложения. Во-вторых, вообще о каком браке идет речь, если историки и биографы называют мать Конфуция наложницей? Возможно, ей не пришлось даже покидать отчий дом, чтобы произвести наследника для Шулян Хэ. Логично, что семья Чжэнцзай, чувствуя свою вину, не только приняла её, но и помогала в воспитании маленького Цю.
Воспоминания Конфуция о бедности, которую он испытал в детстве, никак не противоречит этой версии. Именно из-за бедности семьи старшие сестры Чжэнцзай не могли выйти замуж, а ей самой пришлось пойти на незаконное сожительство с пожилым мужчиной. Без помощи семьи, без крова над головой она физически не смогла бы выжить с маленьким ребёнком. Наложница не имела никакого социального статуса в древнем Китае, не была вдовой «дай фу» и не имела право претендовать на пенсию умершего мужа.
Вскоре после возвращения Чжэнцзай в отчий дом дедушка Конфуция умирает. Его дети: сын и дочери, воспитанные на древней китайской культуре, соблюли обычаи предков и выполнили все церемониальные ритуалы после смерти отца. Из летописей известно, что Конфуций в детстве сильно отличался от других детей. Он любил играть, подражая древним церемониям. «Будучи ребёнком и играя Кун Цзы, часто расставлял подносы и чаши для жертвоприношений, воссоздавая ритуальные обряды», — писал Сыма Цянь. Из этого текста можно сделать следующий вывод, даже не имея никаких сведений о детстве философа: траур по дедушке Конфуция, который его родственники соблюдали в течение длительного времени, священные ритуалы, которые проходили перед глазами маленького ребёнка, оставили глубокий след в душе Цю. Всё это в будущем приведет Конфуция к созданию концепции почитания родителей, станет основой великого учения конфуцианства.
Сегодня наукой доказано, что фундамент будущей судьбы человека формируется в детстве. Всё, что мы знаем точно о детстве философа, — это то, что оно проходило под руководством его матери. Чжэнцзай мечтала о великом будущем сына: она рассказывала ему много семейных преданий, историй об основателях их рода, известных личностях. Мать стала первым учителем Конфуция, научила его читать, анализировать прочитанное, а также играть на лютне. Чжэнцзай познакомила сына со старинными книгами, хранившимися в библиотеке её отца. Она разбудила в нём любовь к знаниям и древним традициям. «Я передаю старину, а не создаю. Верю в древность и люблю её» (Конфуций).
Всю свою жизнь Чжэнцзай посвятила воспитанию сына. Её нравственная чистота сыграла большую роль в формировании будущего философа. Когда Цю исполнилось семь лет, Чжэнцзай, ещё совсем молодая женщина, не решилась пригласить для сына домашнего учителя-мужчину во избежание сплетен. Поэтому она отдала его в общественную школу. Лишая себя во всём, мать Конфуция направляла все силы на образование сына. Чжэнцзай целенаправленно воспитывала готовила его для к широкой общественной деятельности.
Когда Цю исполнилось 15 лет, Чжэнцзай вывезла сына из глухой провинции в город Цойфу, столицу царства Лу, и добилась его поступления в городское училище. В этом училище вместе с мальчиками из аристократических семей он продолжил свое классическое образование. По окончании учёбы Конфуций, уступая желанию матери, поступил на государственную службу. Ему было дано незавидное место торгового пристава, обязанность которого состояла в надзоре за свежестью припасов на рынках и в лавках.
Через год Чжэнцзай женила сына на хорошей девушке Ки Коан-ши из благородной семьи Ци. Благодаря своим талантам и трудолюбию Конфуций сильно выделялся из среды остальных чиновников, и всё сулило ему блестящую карьеру. Но внезапная смерть матери принудила его оставить службу и удалиться от общественной деятельности на целых три года. Чжэнцзай умерла в 528 году до н. э. И это стало настоящим потрясением для Конфуция. Никогда и никого он больше так не любил как мать. В её лице он потерял не только самого родного человека, но и мудрого учителя и наставника.
Как говорилось выше, древний китайский обычай требовал, чтобы сыновья по смерти отца или матери выдерживали трёхгодичный траур., причём При этом чиновники гражданские и военные должны были выходить в отставку и могли снова вступить в свою должность не ранее истечения срока траура. Это называется у китайцев восстановлением. В продолжение траура нельзя пить вина, выходить из дому, иметь близость с женой и бывать на пиршествах.

Конфуций слишком любил свою мать, чтобы пренебречь хоть малейшей деталью траура, и строго выполнил всё, что требовалось обычаями: не выходил из дома, ничего не ел кроме риса и спал на циновке. Все поражались, как стойко переносил Конфуций тяготы данного обряда. Когда его ровесники предлагали прекратить это, по их словам, «глупое самоистязание», Конфуций ответил: «Благородный муж распространяет уважение на всех людей, но более всего уважает себя». А уважать себя — значило уважать родителей. Так гласили древние законы, восхищавшие будущего философа.
Невероятно, но даже после своей смерти Чжэнцзай сослужила сыну ещё одну последнюю службу. Если бы Конфуций не был воспитан на культе предков, если бы он не боготворил свою мать, то тогда, как советовали ему друзья, он не занимался бы «самоистязанием» и к трауру по матери отнёсся бы формально. Искренне оплакивая смерть горячо любимой матери, Конфуций на три года удалился от мирской жизни. Благодаря этому он получил возможность ещё раз перечитать все древние книги дедушки, хранившиеся в доме матери, заняться самообразованием. Траур по матери стал заключительным этапом рождения гениального философа.
По истечении срока траура Конфуций сложил, как требовалось по обычаю, на гробнице матери свои печальные одежды и вновь возвратился к общественной жизни. Он не пожелал занять прежнюю должность, но решился продолжать свои учёные занятия. И только по прошествии пяти лет усиленной интеллектуальной деятельности он полностью постиг основы того учения, проповедованию и распространению которого посвятил свою жизнь.
Высокий рост (1,91 м) и большой вес Конфуция могли бы помочь ему сделать карьеру воина. Но, воспитанник матери, он тянулся к книгам и знаниям. Мать сумела привить сыну скромность, терпение, выдержку и вкус, поэтому его мощная фигура и хорошие манеры, свирепый вид и мягкий голос удивляли всех, кто общался с Конфуцием.

Аккуратность философа, его любовь к порядку вошла в легенды.
Своей самозабвенной любовью, нравственной чистотой, мужественным примером и целенаправленным воспитанием Чжэнцзай сотворила великую судьбу Конфуция. Она восстановила славу рода своего отца Кун и на тысячелетия укрепила традиционные ценности китайского народа. Благодаря Чжэнцзай и Конфуцию в средневековом Китае возникло два культа: культ грамотности и культ семьи. Дать сыну образование любой ценой и «вывести его в люди» стало объединительной идеей китайской семьи. А семья, по Конфуцию, это государство. Современные ведущие политики и ученые неоднократно признавали, что конфуцианские ценности являются истоком экономического чуда, наблюдаемого в странах Юго-Восточной Азии.
Так на примере Чжэнцзай, матери великого Конфуция, можно увидеть, как одна Гениальная Мать и её гениальный сын могут тысячелетиями влиять на культуру и духовность народа, на развитие образования и науки, на историю всего человечества.
В городе Цойфу, в знаменитой на весь мир усадьбе Кунов — родовом гнезде великого философа, среди ансамбля храмовых зданий, недалеко от храма Конфуция, воздвигнут храм в честь его матери Чжэнцзай. Есть там здания, посвящённые жене и сыну философа, его любимым ученикам. Храма или павильона, посвящённого отцу Конфуция, нет.

© Copyright: Гениальные Матери Планеты, 2015
Свидетельство о публикации №215031000238

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Гениальные Матери Планеты

Рецензии

Написать рецензию

На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Гениальные Матери Планеты

Конфуцианство

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

Время и место возникновения: Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю (722 до н. э. — 481 до н. э.) — время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными. В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики.

Причины возникновения: Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается “компромиссное” определение конфуцианства одновременно как религии и как этико-политического учения. Конфуций одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь их объяснить он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек. Конфуций жил в эпоху великих социальных и политических потрясений, когда Китай находился в состоянии глубокого экономического кризиса. Власть правителя ослабла, хотя он еще считался сыном Неба и сохранял функции первосвященника. Разрушались патриархально-родовые нравы и принципы функционирования общества, в межусобной войне гибла родовая аристократия. На смену ей приходила принципиально новая, централизованная власть правителей отдельных царств, которые опирались на административно-бюрократический аппарат (формировался за счет

незнатного чиновничества. Лишь в первых столетиях нашей эры

конфуцианство становиться действительно религией, создает свою догматику, толкование, превращается в жестокую систему религиозных требований, обязательных для всех.

Основатель религии: Конфуций – китайский мудрец. Родился 22. 09. 551 г. в пещере на склоне грязевой горы в уезде Чанпин на востоке Китая в княжестве Лу. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Отец Конфуция ШулянХе правил в Лу уездом Цзоу, ко времени рождения мудреца ему было 70 лет. В три года Конфуций остался без отца, а в17 лет без матери. В семье к тому времени было девять дочерей и мальчик калека.Имя, данное при рождени, у него было Кун Цю. Стараниями его поклонников имя Кун Цю мало-помалу сменилось почетным прозвищем Кун Фу-цзы, что означает Почтенный учитель Кун Много веков спустя миссионеры-иезуиты приехавшие в Китай и там ознакомившиеся с его учением сделали китайского мудреца достоянием и европейской культуры латинизировав его имя – Конфуций. В жизни Конфуций неизменно воздерживался от четырех вещей: он не вдавался в пустые размышления; не был категоричен в своих суждениях; не проявлял упрямства; не думал о себе лично.Как Пифагор и Сократ, Конфуций учил изустно и не оставил нам не строчки. Все известное нам – это записи его учеников: «Шицзин («Книга песен») и «Луньюй» («Беседы и высказывания»).Учеников у него было 3000, 72 из них – особенно близкие, 12- были с ним безотлучно.Со своих слушателей Конфуций брал скромную плату, а впоследствии стал жить на средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для «школы».В 479 году он прервал свои занятия, чувствуя приближение конца. В беседах с учеником Цзы Кунгом он, однако, все время возвращался к древним временам. Он снова и снова сетовал на то, что «не нашлось ни одного правителя, который захотел бы

стать его учеником». Под конец он воскликнул: «Кто после моей смерти

возьмет на себя труд продолжить моё учение?». Это были его последние слова.

Особенности символа веры; Символ веры Возникающая в процессе такой трансформации догматическая система обычно существует в двух формах — в форме подробного, логически основательного и фундированного «Писанием» изложения (вроде трудов Иоанна Дамаскина или Фомы Аквинского) и в виде кратких тезисов для широкого пользования, в которых отобрана и в сжатом виде изложена вся суть догматической теологии, все то, во что необходимо и достаточно верить приверженцу данной религии. В христианстве такой символ веры вырабатывался во II-IV веках и окончательно принят Никейским и Константинопольским (325, 381 годы) соборами. В конфуцианстве (доктрина которого изложена в «Сы шу» и «У цзин», а наиболее наглядно и поучительно — в «Ли цзи») краткими и широко распространенными изложениями доктрины, функционально близкими христианскому символу веры, можно считать «Чжуцзыцзяли» («Домострой Чжу Си») или заповеди цинского императора Канси. Естественно, что в этих символах веры в полной мере сказались различия направленности этих религий. Христианский символ веры насквозь теологичен, сконцентрирован вокруг идеи искупления грехов человечества Иисусом Христом, конфуцианский символ -это чисто моральные заповеди, причем не такие идеалистические и ригористические, как заповеди нагорной проповеди Иисуса, а весьма умеренные и разумные. Символ веры — очень важный элемент религиозной идеологии. Признание его отграничивает верующих от неверующих, и, так как за ним стоит глубокое и разработанное учение, исповедание символа гарантирует верующему выход за пределы данной идеологии. Если верующий не знает всего учения — достаточно, что он исповедует этот символ, а когда он пожелает осмыслить свое мировоззрение, перед ним откроется все богатство догматических построений. Он может подниматься с низших на высшие уровни идеологии,

не выходя за ее пределы. Это имеет и свою обратную, также очень важную

для религии сторону — религия может включить множество разнообразных элементов, в том числе даже противоречащих объективно ее положениям. Необходимо лишь как-то, хотя бы внешне, примирить их с основными положениями догматики. Наличие общего символа веры дает возможность как людям знающим и понимающим догматику, так и тем, кто ее не знает и фактически имеет противоречащие ей представления, оставаться в пределах данной религии. Обряды и единство символа объединяют и тех и других. Культ Параллельно с разработкой догматической метафизики, выработкой символа веры обычно идет становление культа, нередко включающего в себя объективно противоречащие этой метафизике элементы. В христианстве это — процесс появления вместо крайне примитивного и бедного средствами эмоционального воздействия культа древних общин сложной системы церковного культа, включающей в себя всевозможные элементы, способные воздействовать на эмоциональную сферу личности, — архитектуру культовых зданий, разработанный и пышный ритуал (пение, музыку, элементы театрального представления), живопись и скульптуру «священных» изображений. Но вследствие большой абстрактности и рационалистичности конфуцианских представлений о божестве конфуцианский культ никогда не смог достичь такой же силы эмоционального воздействия, как христианский культ. В результате в то время как христианство смогло вобрать в себя народные культы, включить их в свою единую, громадную и многогранную систему, конфуцианство этого сделать не смогло и масса народных культов и суеверий так и осталась за пределами этой религии. Но эти оставшиеся за бортом культы — свободная народная переработка конфуцианства, даосизма и буддизма — были пропитаны конфуцианскими представлениями и образовывали хотя и более аморфную, но аналогичную христианской структуру. В этих «низших» культах, особенно в рамках позднесредневекового синкретизма, абстрактное Небо превратилось в

небесного императора Юйхуана-Шанди, появились своя дева Мария — Гуань-

инь, до неузнаваемости китаизированная буддийская бодисатваАвалокитешвара, и громадное количество патронов и чэн- хуанов (покровителей) городов. Весьма характерно, что чэн-хуанами часто оказывались умершие добродетельные чиновники. Функции чэн-хуанов были аналогичны функциям христианских святых. И те и другие были посредниками между слишком великим и посему далеким богом, или Небом, и людьми, а также идеалом личности. Но идеал личности, воплощенный в европейском, христианском святом, был прямо противоположен конфуцианскому — не добродетельный чиновник, а чаще всего монах-аскет.

Обрядовая специфика:Обрядовая практика – это правила передачи культурного опыта из поколения в поколение. Обряды и есть традиция, которая разделяет людей на старших и младших, гарантируя каждому человеку свое место в обществе. ГуЯньу пишет не только о том, как пренебрежение традицией вносит смуту в государственные дела, но и о том, что стремление к нормальной жизни возвращает все на круги своя. Справедливость восстановлена глубинной потребностью человеческого рода в преодолении варварства, в том числе и варварства грядущего. Временные захоронения умиротворяют непримиримых врагов, заставляя задуматься о судьбе: “Обладаешь только судьбой, о том, голодный год или урожайный, не стоит беспокоиться, но на этом остановиться”. Ритуал соединяет людей, но соединяет так, что применительно к каждому типовому отношению обозначает оптимальную дистанцию, которая позволяет продуктивно общаться разным индивидам. Человеколюбие Конфуций понимает как взаимность, равенство в отношениях. Однако люди являются разными и по природным качествам, и по социальному статусу. Возникает проблема: как реализовать принцип равенства в отношениях между неравными людьми? Ритуал и является ответом на этот головоломный вопрос. Его можно было бы

кратко определить как общественную соразмерность индивидов. Очень

важно понять соотношение «жень» и «ли». «Жень» не существует над или наряду с «ли», а только через «ли». Но и «ли» теряет свое нравственное качество вне соотнесенности с «жень». Этика Конфуция утверждает гуманизм конкретных человеческих взаимоотношений. Она исходит из убеждения, что человеческое согласие важнее абстрактных истин. «Люди с разными принципами не могут найти общего языка». Поэтому не может быть более высокого принципа, чем человечность, воплощенная во всем многообразии человеческих ситуаций. В книге «Лунь юй» мы встречаем следующий замечательный фрагмент. «Цзы-гун (Ученик Конфуция) хотел положить конец обычаю принесения в жертву барана в первый день месяца. Учитель сказал: «Сы (прозвище Цзы-гуна)! Ты заботишься о баране, а я забочусь о ритуале». Ритуал сам является нравственной мерой поведения, поскольку он обеспечивает согласное существование людей, дает им общие символы.Его нельзя крушить, исходя из абстрактных принципов, даже если таким принципом является жалость к животным. Разумеется, ритуал подвижен, изменчив, но на своей основе и по своим законам.В содержательном плане конфуцианский ритуал держится на двух основаниях: сыновней почтительности (сяо) и исправлении имен (чжен мин). По мнению Конфуция, образец и норму достойного поведения задает древность. «Я верю в древность и люблю ее», — говорил он. Нравственные усилия человека должны быть направлены на то, — чтобы подняться до уровня идеального прошлого. Такая установка не просто означает, что человек смотрит назад.

Регионы распространения: Распространение конфуцианства в Западной Европе. В середине XVII века в Западной Европе возникла мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить иногда в возвышенных и восхищенных тонах. В 1687 выходит в свет

латинский перевод «Лунь Юя» Конфуция. Перевод подготовила группа

иезуитских учёных. В это время иезуиты имели многочисленные миссии в Китае. Один из самых известных иезуитских исследователей Китая, Маттео Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными учениями и христианством. Возможно, его исследовательская программа страдала европоцентризмом, но исследователь не готов был отказаться от мысли, что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям. Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени. В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона и христианской философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли» — это Разум как основание.

Влияние на ислам. Конфуцианство с его культом государственного порядка неоднократно привносилась в страны Средней Азии. Было это и до прихода сюда ислама, когда шел обмен купцами и буддистскими, несторианскими паломниками. Взаимодействием были и войны между Бактрией, Согдом, Западно-Тюркским каганатом, Уйгурией и императорским Китаем. Нормы верности традиции и предкам, нормы стабильности, ставшие фундаментом китайской цивилизации, проникали в исламскую среду при завоевании Уйгурии и Северо-Восточного Китая.

История распространения: Государством, где конфуцианство впервые возникло, был Китай, и именно с этой странной неразрывно связано его развитие и распространение. До того момента, когда Китай стал контактировать с западными представителями, идеология Конфуция лежала в основе всех политических решений. Однако имя великого философа стало распространено лишь XVI веке, когда в Китае стали появляться миссионеры. После смерти учителя, конфуцианство приобрело множество новых направлений, чему способствовали последователи из Китая и ряда европейских стран. В последствие ряд направлений приняло общее название

– неоконфуцианство.

Всего развитие конфуцианства с момента образования

до сегодняшних дней заняло прядка 2500 лет.

Роль конфуцианства в формировании культуры китайского региона: Конфуцианское централизованное государство, существовавшее за счет ренты-налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило допустимые границы, это вело к значительному снижению доходов казны и распутству всей административной системы. Возник кризис, и в этот момент начинал действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но чаще всего сопровождавшее его восстание развеивало в прах всё, что было достигнуто частным сектором: о какой гарантии прав частных владельцев могла идти речь в дни, когда страна была в пламени войны, а власть осуществлялась крестьянскими вождями или иноплеменными захватчиками, экспроприировавшими всех и вся? После кризиса центральная власть в лице нового императора и его окружения становились сильнее, а частный сектор должен был начинать всё заново.
Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных процессах. Центральной власти в Китае всегда противостояли различные могущественные кланы и корпорации — ремесленные и торговые объединения, землячества, секты, тайные общества и т. п., которые в какой то мере нейтрализовывали и ограничивали всемогущество центральной администрации.
Они были основаны всё на тех же конфуцианских принципах строгого патернализма, железной дисциплины и строжайшего церемониала (несмотря на то, что многие из этих корпораций, особенно секты и тайные общества, чаще всего были даосско-буддийскими, а не конфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов и восстаний, когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, они играли немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты элементарного порядка, так и в качестве

местной основы, на которой сравнительно легко возрождалась новая власть с

конфуцианством. Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом и — от имени Неба — с различными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в иньско-чжоуское время культ правителя, императора, «сыны Неба», управляющего Поднебесной от имени великого Неба. С течением времени сложился подлинный культ Поднебесной, срединного государства, рассматривавшего как центр Вселенной, вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания и культуры, реализация священной воли Неба. Оказавшимся на императорском троне варварам-завоевателям всегда приходилось — за неимением альтернативы — принимать конфуцианскую систему администрации, и это же как бы подтверждало концепцию о вечности и совершенстве конфуцианства и регулировавшейся им китайской империи, китайской цивилизации.
Религия ли конфуцианство? В конкретных условиях китайской империи конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции государственной идеологии. Выдвинутая им на первый план и тщательно культивируемая социальная этика с сей ориентацией на моральное усовершенствование индивидов рамках корпораций и в пределах строго фиксированных, освященных авторитетом древности норм была, по существу, эквивалентом той слепой и окрашенной мистикой, порой даже экстазом веры, которая лежит в основе других религий. В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не уступает не одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило в сои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения. Оно сумело стать — во всяком случае для старого Китая незаменимым.

Этико-политическое учение Конфуция

Будучи свидетелем социально-экономических изменений в обществе и упадка родовой аристократии, происходивших в VI–V вв. до н.э. (Даосизм), Конфуций становится выразителем и защитником идеологии своего класса. Его этико-политическое учение было направлено на сохранение привилегированного положения старой аристократии, на восстановление её прежних экономических и политических позиций.

Причину всех «беспорядков» в обществе Конфуций усматривал в упадке «нравственности» людей. Поэтому он считал, что восстановление прежних порядков следует начать с «исправления сердец».

Основным пунктом конфуцианского учения является идея «гуманности», включающая такие понятия, как верность, почитание родителей и старших. Выдвигая идею «гуманности», Конфуций исходил из следующих положений: поскольку власть родовой аристократии основывалась на кровном родстве членов господствующего рода, то для укрепления этого господства необходимо прежде всего укрепить единство кровных родственников. Это значило, что все члены правящего рода, как стоящие у власти, так и разорившиеся, должны соблюдать и укреплять свои родственные связи через почитание общих предков рода, уважение к родителям и старшим членам рода (по возрасту и по общественному положению). Поэтому Конфуций резко протестовал против «родства с дальними», «смешения простолюдинов со знатью», «смешения старого с новым». Конфуций полагал, что когда все члены рода объединятся, прекратят внутренние распри, тогда рабы почувствуют их единство и силу и станут послушнее. «Любить своих родных,— говорил Конфуций,— это и есть гуманность». Таким образом, любовь и почитание старших, проповедуемые Конфуцием, касались только членов господствующего рода и должны были служить делу укрепления диктатуры родовой аристократии.

Понятие «верность» в учении Конфуция означало прежде всего верность государю — «сыну неба».

Верность государю Конфуций считал высшим проявлением долга. «Всякий, служащий государю, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах не должен производить возмущения». Из этого следует, что проповедь конфуцианской «верности» преследовала ту же узкоклассовую цель — сохранить и укрепить господство родовой аристократии.

Конфуцианский принцип «верности» с циничной откровенностью объяснил один из его последователей: «Аристократия должна добиться верности рабов, и только после этого можно заставить рабов работать. В противном случае ей нечего и думать об использовании рабов».

Важнейшим пунктом учения Конфуция, входящим в идею «гуманности», является принцип «ли» — ритуал, требовавший строжайшего соблюдения взаимоотношений между людьми и установленный якобы в древности по «воле неба».

В то время шла упорная борьба за реформы в области государственного управления. Сторонники реформ требовали управления на основе законов (отсюда название этого течения — «законники». Родовая аристократия отстаивала старые принципы управления на основе ритуала («ли»). Так как в этот период фактическая власть находилась в руках отдельных сановников, а народ всё активнее включался в борьбу с эксплуатацией и бесправием, Конфуций выступил за возрождение ритуала, т.е. за сохранение старых принципов управления. Он требовал, чтобы «управление государством не находилось в руках только крупных чиновников», а «народ не смел обсуждать государственные дела». По мнению Конфуция, вся полнота власти в стране должна принадлежать только «сыну неба». всем тем, кто думал иначе, Конфуций говорил: «Преодолевая себя, восстанавливай ритуал — это и есть гуманность». «Без «ли» — не смотреть, без «ли» — не слушать, без «ли» — не говорить, без «ли» — не действовать» — это и есть настоящая гуманность. Всякое нарушение принципа «ли» Конфуций называл «посягательством».

«Гуманность» Конфуция включала в себя ещё целый ряд понятий: «храбрость», «почтительность», «знание», «великодушие» и т.д.

По уточнению Конфуция, «гуманностью» мог обладать только «благородный человек», т.е. аристократ, деятельностью которого руководит «сознание долга, а не выгода». Народ же, по мнению Конфуция, не мог обладать «гуманностью», потому что «народ — это низкие люди», «среди простого народа нет людей, обладающих «гуманностью»». Единственный удел народа — «повиноваться аристократам и мудрецам», так как простой народ «не способен воспринимать знание», а значит, и не может стать «благородным», потому что «знание» присуще только представителям аристократии.

Несмотря на всё многообразие «гуманности» («жэнь»), её основное содержание сводится к двум основным положениям, которые высказаны самим Конфуцием и его учеником Юй Цзы: «Почитание родителей («сяо») и уважение к старшим («ти») являются сущностью «жэнь»».

«Если люди научатся владеть собой и восстановят ритуал, то вся Поднебесная придёт к гуманности».

«Гуманность» Конфуция, таким образом, требовала строго соблюдения семейной и общественной иерархии, восстановления старых порядков в обществе.

Теоретическое обоснование семейной и общественной иерархии Конфуций давал в учении о «выправлении имён». Главная мысль этого учения сводилась к тому, что слово, имя должно соответствовать сущности предмета.

В применении к общественной жизни это значило, что звание, титул человека должны строго соответствовать тому положению, которое он занимает в обществе. «Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном». Другими словами, Конфуций требовал строго регламентировать обязанности каждого члена общества, соответственно его положению, жёсткими рамками, за пределы которых он не смел бы выходить. Конфуций говорил: «Если стереть разницу между знатью и простолюдинами, то как тогда можно будет показать авторитет и величие знати? К тому же, какое тогда будет государство, если не будет разницы между благородными и простыми людьми?»

Конфуций не только выступал против стирания грани между «знатными» и «незнатными», он открыто утверждал право «знатных» эксплуатировать «незнатных»: «Если люди любят ритуал, справедливость и верность и хотят стать совершенными, то им незачем самим обрабатывать поле и огород. Рабы вместе со своими детьми, посаженными за спину, будут вместо них обрабатывать землю».

Оправдывая земное неравенство людей, Конфуций всё же предупреждал не впадать в крайности в обращении с народом. Он говорил, что, если жестоко обращаться с рабами и бедняками, можно вызвать мятеж. В то же время добродетельное отношение к народу и покровительство могут принизить авторитет государя. Исходя из этого, он предлагал держаться «средних мер». Его слова о том, что «согласие является наивысшим богатством», имели целью примирить обездоленных рабов и бедноту с эксплуатацией и бесправием. Учение о «середине» Конфуций называл «высшей добродетелью». Конфуцианская «добродетель», как видно, преследовала те же цели, что и его учение о морали,— утверждение господства знати, примирение народа с эксплуатацией.

Идеалом государственного устройства Конфуций считал древние империи, а легендарных императоров прошлого рассматривал как «истинно мудрых» правителей, которые будто бы являлись носителями «воли неба». По мнению Конфуция, это был «золотой век» в истории человечества, и он настойчиво требовал возвращения к нему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *