Конфликты в подростковом возрасте

Конфликты в подростковом возрасте

Министерство образования Российской Федерации

Курсовая работа

тема: Конфликты в подростковом возрасте

Выполнил:

Проверил:

Москва

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….………3

ГЛАВА 1. Психологические особенности детей

подросткового возраста……………………………….…………..…5

1.1. Личностные особенности подростка…………………….5

1.2. Особенности поведения подростков……………………..9

ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом

возрасте……………………………………………………………….13

2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13

2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19

2.3. Способы разрешения и

предупреждения конфликтов…………………………………26

Заключение………………………………………………….…..……31

Список использованной литературы…….….…….……..………..33

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.

Актуальность темы. Сегодня в психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Учеными уже выяснено, что психологическое состояния этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

В XX в. подростковый период изучили с разных сторон, с точки зрения разных отраслей науки и разных теоретических концепций. И можно было бы предположить, что ничего секретного в мире подростка не осталось.

Но секретность этого мира в том, что в этот период человек открывает для себя свой внутренний мир, строятся его мировоззренческие взгляды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. И эти переживания кажутся ему уникальными, неповторимыми. Секретность – это ментальное ощущение ребенком того, что только у него происходит такое внутри. И подросток начинает тщательно охранять свой внутренний мир от посягательств других (особенно взрослых). Лишь такие же, как он (подростки) способны понять его переживания.

В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт — это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.

Подростки образуют особую субкультуру со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами.

Степень разработанности проблемы. Данной проблемой занимались многие выдающиеся психологи и ученые, такие как Выгодский Л.С., Э. Эриксон, М.Кле, Ф.Ариес, А.Н. Леонтьев и др.

Данная проблема затрагивает так же умы многих современных ученых, которые разрабатывают всевозможные методики по предотвращению конфликтов подростков и способствуют укреплению отношений детей с родителями и школой.

Объект исследования – дети подросткового возраста. Предмет исследования – методика разрешения конфликта в подростковом возрасте.

Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.

Задачи курсовой:

1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;

2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;

3) Выявить пути решения данной проблемы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.

ГЛАВА 1. Психологические особенности детей подросткового возраста

1.1. Личностные особенности подростка

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условия, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.

Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии – самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение добавляется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл.

В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения, я приведу некоторые из них.

Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20.

А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в V-XI классах.

Интересна точка зрения М.Кле: «Достижение пубертата знаменует вступление в отрочество, универсальная точка отсчета которого определяется биологическим созреванием…». Однако использование биологических критериев провоцирует ряд затруднений:

1) хронологический возраст является не очень точным индикатором биологического возраста;

2) для девочки появление первых менструаций является показателем биологического созревания, а вот мужскую половую зрелость определить сложнее.

Основная же проблема состоит, по мнению М.Кле, в определении конца подросткового периода: «Отрочество заканчивается с вхождением человека в мир взрослых, однако, по крайней мере, в нашем обществе, достижение взрослого статуса не имеет точных, общепринятых критериев». Хоррокс утверждает, что конец подросткового возраста наступает тогда, когда «индивид достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание принять на себя роль взрослого, выражающуюся в широком веере поступков – так, как она задана той культурой, в которой живет».

Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер. Они необходимы для отделения нормы от патологии (важно с медицинской точки зрение – запаздывание биологического начала, а с психологической — большая отсрочка конца подросткового периода), являются очень размытыми и сильно варьируются в зависимости от культурного контекста.

Здесь стоит упомянуть о том, что согласно исследованиям Ф.Ариеса, в доиндустриальной Европе отсутствовало различие детства и отрочества. В XVIII в. не существовало никакого понятия для обозначения возрастной категории, которую сейчас называют подростками. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Ариес считает «датой рождения» отрочества период 1900-х годов. С этого момента отрочество распространилось, растянулось во времени, оттесняя детство и зрелость. Глубокие социально-экономические преобразования, связанные с развитием капиталистической формацией, одним из последствий имели изменения в периодах онтогенеза. Ариес полагает, что на это изменение повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа средних и высших учебных заведений, и обязательная воинская обязанность. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость – продукт нового времени. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью.

Особенности подросткового периода, так же как его продолжительность, детерминируются социальными институтами, с помощью которых общество обеспечивает переход от детского состояния к взрослому.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных качеств личности.

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам общения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой является склонность к экспериментированию. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.

Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка. В основе такого исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности, как процесс движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающее перестройку сложившихся потребностей и зарождения новых. В процессе изучения отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.

Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое отношение к учению. Подростков привлекают предметы и виды знаний, где они смогут лучше узнать себя, проявить самостоятельность. Возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающие в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с других позиций, чем собственная.

Таким образом, изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между психологами.

1.2. Особенности поведения подростков

Подростковому периоду свойственны определенные поведенческие модели и психологические особенности, а так же реакции на воздействия окружающей социальной среды. Их описала Личко А.Е. в книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков».

Реакция эмансипации.

Эта реакция проявляется стремлением высвободиться из-под опеки, контроля, покровительства старших- родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения вообще. Реакция может распростра-няться на установленные старшими порядки, правила, законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.

Реакция группирования со сверстниками.

Подросткам свойственно группирование со сверстниками. Существует два типа подростковых групп по Личко: Имеют жесткую иерархическую структуру (постоянный лидер, «анти лидер», «адъютант лидера» и так далее вниз по социальной лестнице, которую замыкает «шестерка») и стабильный состав, чаще всего охраняют свою территорию, обычно состоят из подростков мужского пола.

Наблюдается нечеткое распределение ролей, нестабильный состав, отсутствие постоянного лидера и территории.

Безусловно, есть и промежуточные, и иные типы подростковых групп, но они либо ещё не исследованы, либо информация о подобных исследованиях не была мной найдена.

Общение со сверстниками определено как ведущая деятельность данного возрастного периода отечественными психологами. Вследствие чего создание групп является проявлением потребности общения с себе подобными.

Реакция увлечения – хобби-реакция.

Увлечения у подростков составляют категорию психических фено-менов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами – с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью.

Личко А.Е.

выделяет следующие типы увлечений:

Интеллектуально-эстетические увлечения. Они характеризуются глубоким интересом к любому делу (музыке, древней истории, радиотехнике и т.д.). Поглощенные увлекательным для них делом, подростки иногда запускают учебу и другие дела.

Телесно — мануальные увлечения. Эти типы увлечений разнооб-разны по виду деятельности (карате, умение водить машину, вышивать или плавать), но за ними стоит желание развиться в определенном физическом плане, овладеть какими-то умениями. Важен, прежде всего, результат, а не процесс как в предыдущем типе.

Подросток: как выжить в конфликтной семье?

Категория: Точка зрения

Особенности возраста

Чтобы раскрыть эту тему, начну, пожалуй с главного. Подростковый возраст очень сложен, и это ни для кого не секрет.

И сложен подростковый возраст не только для окружающих, для родителей, но и для того, кто его проживает. Про сложности родителей не буду сильно углубляться, это и так понятно: отсутствие взаимопонимания, появившаяся дерзость, резкость, непослушание со стороны еще недавно послушного и воспитанного ребенка.

Важнее другое: сложность для самого подростка заключается в том, что в этом возрасте впервые возникает самосознание, самоосознавание, способность к рефлексии, т.е. думать о том, что я думаю, и о том, что думают обо мне другие. Подростки начинают задаваться вопросами: какой я? как меня воспринимают другие? совпадает ли наше вИдение? Кто я вообще такой? Появляются вопросы о смысле и цели жизни, о своем предназначении и месте в жизни. Кроме того, всё в этом возрасте происходит впервые: и чувства (любви, предательства, ненависти, обиды и конфликты, достижения…), и отношения, и самые разные ситуации. И эти чувства проживаются и ощущаются очень ярко, волнительно. И сложность заключается в том, что ребенок ещё не знает, что делать с чувствами, не умеет их проживать или просто с трудом выдерживает интенсивность этих переживаний.

А еще фокус его внимания смещается с себя любимого и единственного (как было в детстве) на окружающих, он начинает замечать их, строить с ними отношения, понимает, что у них тоже есть чувства, мысли, цели и т.д. И ему становится важно, какое место он займет в их представлениях, в их жизни, какую оценку, обратную связь от них получит. Поэтому в этом возрасте им так страшно отличаться от сверстников, от окружения, страшно быть белой вороной, а надо быть как все, потому что это означает принятие, а не отвержение.

Влияние конфликтов в семье на подростка

И именно поэтому в этом возрасте ребенку очень важно иметь стабильную ситуацию и благополучную атмосферу в семье. Ему важно чувствовать любовь и заботу родителей: его самого и так штормит, и важно, чтобы в этот момент «берега» (т.е. семья) были крепкими и «не размывались». Т.е. должна быть стабильность, чтобы хоть где-то он чувствовал себя в безопасности и мог побыть собой и быть принятым.

Помните, мы говорили, что он ищет себя в системах взаимоотношенияй? Так вот, семья – это тоже система взаимоотношений, и подросток смотрит на то, комфортно ли ему там или нет, как к нему относятся, как его воспринимают, принимают ли?

А конфликты заставляют его искать эту безопасность и принятие в другом месте, например, в среде сверстников, и хорошо, если эта среда будет благоприятной и безопасной. Подросток будет сбегать от конфликтов, у него уже есть какой-то уровень самостоятельности (в отличие от маленького ребенка, который просто побоится уйти из дома, например). Конфликты заставляют их ожесточаться, вести себя тоже агрессивно и отдаляют от родителей.

На самом деле, проблемы у детей возникают не только тогда, когда идет открытый конфликт родителями (ссоры, скандалы), но и в ситуациях, когда они равнодушны друг к другу и живут вроде тихо-мирно, но это равнодушие очень чувствуется детьми, чувствуется отсутствие отношений, отсутствие тепла, любви и заботы. Это другая разновидность неблагоприятного психологического климата в семье и не менее опасная, когда дети живут без скандалов, но не ощущая счастья, любви и тепла в собственной семье. Кроме того, дети неосознанно могут переносить подобную ситуацию на себя, считая, что это они виноваты в холодности, равнодушии или раздражительности родителей.

Конфликт — это не всегда плохо

Вообще, с точки зрения психологии, ссоры – это показатель того, что проблемы есть, но люди пытаются их решить, найти взаимопонимание, они еще не равнодушны друг к другу, просто не знают, как наладить отношения без скандалов – здесь отношения можно восстановить. А равнодушие без скандалов – это уже плохой признак, люди уже не стремятся к пониманию, им уже все равно – и это обреченные отношения.

Но наличие любых конфликтов в семье — явных, скрытых — даже если они не касаются подростка, влияют на него самым непосредственным образом. Успеваемость падает (им просто не до уроков и не до занятий), отношения со сверстниками могут стать напряженными, подросток может бросить какие-то секции, увлечения, уйти в себя, спрятаться от внешнего мира, в свой внутренний мир, в котором опять же не все благополучно в этот период.

Риск возникновения зависимостей

Но опаснее всего то, что конфликты и ссоры в семье – это «благодатная почва» для того, чтобы подросток попал в плохую компанию и стал употреблять алкоголь или наркотики. Любая зависимость – это способ ухода от проблем, а как уже было сказано выше, навыка, умения справляться с проблемами и выдерживать собственные переживания у подростов еще нет, и забыться, употребив алкоголь, расслабиться с его помощью – это самый простой, доступный и легкий вариант в случае тяжелой жизненной ситуации.

Влияние на здоровье и развитие

Конфликты влияют и на развитие, и на здоровье. Семья – это система, и дисбаланс, дисгармония в системе сказывается на каждом ее члене. Дети в таких условиях могу, например, начать болеть, чтобы снизить количество конфликтов и переключить внимание на себя. Да и развиваться тоже не получается, ведь внимание родителей занято выяснением отношений, а не развитием и благополучием ребенка. Еще дети часто бессознательно считают себя виноватыми в конфликтах, ощущают вину, стыд, свою никчемность, могут думать о себе как о помехе.

Как снизить конфликтность и решить проблемы в семье

В первую очередь, это искреннее желание заботиться друг о друге, теплота, которую надо не только получать в отношениях, но и давать ее. Всегда помнить о хороших сторонах друг друга, не акцентироваться на плохих. Когда мы поддерживаем хорошие качества у другого человека, хвалим его, то он и становится лучше. Это как с растением: если мы поливаем его, ставим в освещенное место, то оно растет хорошо. Также и с людьми: если мы «поливаем» (т.е. замечаем, хвалим, поддерживаем) хорошие, сильные стороны в человеке, то они и «прорастают», он становится лучше, если же плохие стороны – то наоборот.

Еще для того, чтобы снизить конфликтность, надо принимать другого человека со всеми его качествами: т.е. видеть в нем и плохое и хорошее, но обращать внимание на хорошее (мы ведь и сами не идеальны), и ни в коем случае не пытаться его переделать! Не воевать с ним. Принятие означает, что мы относимся к нему целиком с любовью, без насильственного и эгоистичного желания переделать его, перекроить на свой лад.

Ну, а если ситуация зашла далеко, может помочь работа с семейным психологом, только настраиваться надо не только на помощь специалиста, но и на самостоятельную работу над собой и отношениями, волшебства здесь не бывает. Вы создали проблемы, но, хорошая новость заключается в том, что вы же и в состоянии их решить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *