Когда сретение господне

Когда сретение господне

Сретение Господне (лат. Praesentatio Domini — Представление) — христианский праздник, отмечаемый в католицизме, православии и лютеранстве.

Сретение символизирует собой встречу Старого и Нового Заветов.

Епископ Феофан Затворник писал: «В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискуплённое человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству…».

История праздника

На сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения, Пречистая Богородица вместе со Cвятым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение — это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый — по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285–247 годы до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»
(Лк.2:29-32).
Эти слова праведного Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь Симеона Богоприимца».

Иосиф и Богородица были удивлены такими словами. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: «Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдёт душу» (Лк.2:34-35).

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна-пророчица, восьмидесяти четырёх лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нём всем в Иерусалиме.

Литургические облачения священников в праздник Сретения — белые, как и другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице.

Перед Св. Мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами.

Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона. Священник после вступительного текста проходит по храму, окропляя молящихся со свечами в руках освящённой водой. После этого священник также берёт приготовленную для него свечу и начинает Крестный ход словами: «Пойдём с миром, чтобы встретить Господа». Во время Крестного хода поётся гимн на слова Симеона Богоприимца, сказанные им во время Сретения. После окончания Крестного хода верующие возвращаются на свои места в храме, тушат свечи, и месса продолжается обычным порядком.
Литургические песнопения этого дня посвящены событиям и символике праздника.

Процессии со свечами в этот праздник известны в Западной Церкви уже с середины V века. Свет этих свечей напоминает нам о словах Симеона, обращённых ко Христу: «Свет к просвещению язычников». Существует традиция традиция хранить сретенские свечи весь год и зажигать их во время домашней молитвы при трудных жизненных обстоятельствах, чтобы следуя за светом Христа пережить трудности, как подобает христианам. У некоторых народов, в частности в Польше, эти свечи, как считается, сохраняют от грома и молнии, откуда их распространенное название — «громницы».
По установлению Слуги Божия Папы Иоанна Павла II с 1997 в день Сретения Господня празднуется также Всемирный день посвященной жизни. В этот день Церковь молится о святости всех, кто особым образом посвятил себя служению христианской общине — священников, монашествующих, членов секулярных институтов.
Этот праздник закрывает цикл торжеств, связанных с явлением миру Воплощённого Слова.

Главная —> Православный церковный календарь —> Праздники —> Сретение Господне. История праздника

Сретение Господне. История праздника.

Сретение Господне
2/ 15 февраля

СРЕТЕНИЕ (церк.-слав. «встреча») — один из двунадесятых непреходящих праздников; отмечается на сороковой день после Рождества Христова — 2 (15) февраля. Это событие в евангельской истории знаменует собою встречу Ветхого и Нового Заветов.
В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм — центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (Лев. 12) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.
В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29 — 32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2, 35).
В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова , «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 37 — 38).
До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета — праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.
Праздник Сретения Господня относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Известно, что в день этого торжества произносили проповеди святители Мефодий Патарский (+ 312), Кирилл Иерусалимский (+ 360), Григорий Богослов (+ 389), Амфилохий Иконийский (+ 394), Григорий Нисский (+ 400), Иоанн Златоуст (+ 407). Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое.

В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.
Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. В благодарность Богу, Церковь в 544 году установила праздновать Сретение Господне торжественнее.
Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке — святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке — святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке — святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.
С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение», которую необходимо отличать от иконы «Семистрельная».
Икона «Симеоново проречение» символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35).

» Назад::Далее:Православные праздники…

Весь Православный раздел …

Святое семейство в Храме

Сретение (слав. встреча) — церковный праздник, посвящённый представлению новорожденного Господу. Отмечается 15 февраля (2 по старому стилю), на сороковой день после рождения младенца Иисуса.
По законам Иудаизма мать должна была явиться с младенцем в Иерусалимский храм для принесения жертвы о своем очищении, для представления младенца Богу и «выкупа».

Закон определял жертву в зависимости от благосостояния семьи. Выкуп же был денежным, равнялся пяти шекелям.

Христианская же традиция со ссылкой на Евангелии от Луки рассказывает о подробностях мероприятия, в котором участвовала Святая дева Мария, мать Иисуса, и сам новорожденный.
В Иерусалимском храме святое семейство встретили праведник Симеон, предсказавший ребёнку великое будущее: «Видели очи мои спасение Твое, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля», и пророчица Анна, тут же начавшая славить Господа и говорить о нем всем людям, ожидавшим избавления в Иерусалиме.

В Православии Сретение не входило в число важных религиозных праздников и с размахом отмечалось лишь в тех местах, где имелась церковь Сретения Господня.

Более 15 февраля имело значение для прогноза будущего урожая и предстоящей погоды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *