Когда нужно поминать умерших

Когда нужно поминать умерших

Сдвиг даты поминок

Случается такое, что поминальный день приходятся на церковный праздник, или же на рабочие будни, когда нет возможности отлучиться с работы, в связи с подготовкой всего необходимого для поминальной трапезы. Вследствие этого появляется вопрос: возможно ли перенести дату поминовения?

Священники полагают, что трапезу можно устраивать раньше, либо позже точной даты кончины. При наличии уважительных причин, мешающих провести поминальный обед, следует держать ориентир, первым долгом, именно на них. Однако если нет веских причин на то, чтобы перенести поминальную трапезу на другой день, лучше этого не делать, ведь в загробном мире существуют свои правила. В этот день лучше сделать акцент на добрых делах, например, раздать поминальные угощенья нуждающимся людям.

Не следует устраивать поминки во время Светлой Пасхи и страстной недели Великого поста. На этих неделях всё устремляется к пожертвованию Иисуса Христа, а также к известию о его возвращении к жизни. Поэтому, если дата, отведённая для поминального обеда, совпадает с этими периодами, лучше всего передвинуть поминальную трапезу на день Радоницы — день, когда поминают усопших.

Если день поминовения выпадает на канун Рождественских праздников, будет правильнее, если поминки перенесут на 8 января. Такое событие принимают за хорошую примету, ведь поминки посвящены событию рождения в нескончаемой жизни в ином мире.

Также священники рекомендуют помнить о том, что об усопших, в первый черёд, следует помолиться. Потому за день до поминальной трапезы рекомендуется заказать Литургию о погребении Души усопшего и Панихиду на поминальный день. А поминальную трапезу можно отложить на один из первых выходных дней последующих годовщин кончины. Однако не желательно откладывать поминки, устраиваемые на сороковой день после упокоения, на ранний срок.

Поминальный день

В каждом вероисповедании для поминального дня отводится определённая дата, когда родственники, либо просто близкие люди поминают почивших. Если, в связи с неотложными обстоятельствами, почтить память о близких усопших людях не получилось в день их кончины, нужно это сделать в поминальный день.

  • В православном вероисповедании для поминального дня отводится вторник второй недели после Пасхи. Однако это не единственный день, когда можно помянуть родных. Кроме Радоницы выделяют ещё пять дней, отведённых памяти об усопших;
  • В католическом веровании поминальный день приходится на 2 ноября. Поминовение на третий, седьмой и тридцатый дни может не устраивать;
  • В религии ислама главная задача — вспомнить об усопшем молитвой, совершить хорошие поступки от его имени: помочь сиротам, нищим людям. В этой религии совершенно неважно, на какой день после упокоения души будет устроена поминальная трапеза. Важно, что никто не должен знать от чьего имени свершаются эти деяния;
  • В буддизме день повиновения — праздник Уламбана — приходится на первую половину седьмого месяца по Лунному календарю.

Рекомендации священнослужителей

Все знают, что ушедших в мир иной людей следует поминать, но не часто люди понимают с какой целью это нужно делать. Не стоит забывать, что связь между живыми и мёртвыми существует. Потому, после кончины человека, его близкие беспокойны, в их душе тревога и печаль, им часто снятся покойники, которые просят еду, либо оказать им какую-нибудь помощь.

Принято считать, что после таких снов человек должен помолиться, посетить храм, свершить какое-либо хорошее дело (помочь нищим, сиротам). Вся эта благодетельность оказывает хорошее влияние на души покойников.

Если нет возможности устроить поминальную панихиду в положенный день, не стоит огорчаться. Можно оставить священнослужителю записку, и он сам проведёт её.

Духовное состояние человека оказывает влияние и на состоянии усопших в загробном, в ином мире с целью оказать им помощь. Для этого следует начинать изменять, в первую очередь, себя и общество вокруг себя. Для начала было бы неплохо освободиться от вредных повадок, простить всех своих обидчиков, не таить на них зла, начать молиться, посещать храмы, читать Библию, помогать окружающим и сиротам.

Во время поминовение следует помнить о цели, своего рода, ритуала. Произнося общую молитву, лучше попросить у Господа Бога, чтобы он наделил усопшего Царством Небесным и упокоил Душу его.

Почему надо молиться за умерших?

Аркадий Костерин

Лютеране довольно часто спрашивают у нас, православных: «Почему вы молитесь за умерших? И где в Библии сказано, что надо за них молиться?» – Такие вопросы с их стороны вполне естественны и логичны. Ведь по лютеранской вере мы все уже спасены самим фактом крещения, просто тем, что мы верующие христиане.

Они говорят: «Бог спасает, а не мы, с нашими молитвами! Наши дела и молитвы имеют значение только для нас, а не для Бога. Он спасает христиан по своему обетованию: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин 6, 47).»
Формально они, как бы, правы. И в каноническом тексте Библии напрямую нигде не сказано о том, что нужно молиться за умерших. Но на самом деле такое толкование говорит об ограниченности лютеранской догматики и об отсутствии в их конфессии церковности в апостольском понимании. Апостольская церковь не на пустом месте возникла, она является продолжением церкви ветхозаветной. А в ветхозаветной церкви существовал обычай молиться за усопших. Обширный и, по-моему, убедительный набор цитат подтверждающих это приведён в http://www.evangelie.ru/forum/t55747.html
Лютеранская догматика построена исключительно на текстах, признанных каноническими и вошедших в Библию. Главным критерием отбора явилось наличие в ветхозаветных книгах пророчеств о мессии. Но отобранные для Библии тексты не вмещают в полной мере картину жизни ветхозаветной церкви. Догматика же православной (апостольской) церкви построена не только на канонических текстах Библии, но также на всём ветхозаветном и новозаветном Святоотеческом предании. Это совершенно естественно и необходимо, потому что Святоотеческое предание отражает жизнь и практику церкви земной, которая через богодухновенные труды святых подвижников веры сопрягается с жизнью Церкви Небесной.
Исключив из догматики большую часть ветхозаветного наследия и все Святоотеческое предание новозаветной апостольской церкви, Лютер и его последователи совершили величайшую ошибку, которая имела роковые последствия. Она фактически лишила протестантскую церковь апостольской преемственности, свела на нет влияние бесценного опыта, накопленного в героической и подвижнической истории церкви, и положила начало частному произволу в толковании Библии.
Действительно, когда в протестантизме был так обеднён догматический фундамент веры, обрезана историческая память и бесценный духовный опыт, то сразу открылись широкие возможности для переиначивания смысла христианских догматов. Что мы и наблюдаем в истории протестантизма. Это послужило причиной возникновения многих еретических течений и началом распространения ложных псевдохристианских церквей, которые как грибы появились в 19 и 20м веках.
Возвращаясь к молитве за умерших, нужно сказать, что этот обычай является не только продолжением ветхозаветной практики и духовных откровений в русле православия . Кроме этого он совершенно логично отражает единство Небесной и земной церкви. Спаситель сказал: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Марка. 12, 27). Для Бога все верующие в Него живы и все члены основанной Им Церкви составляют живое тело, единый организм.
Нет ничего прочнее этой Церкви, основанной на любви. Она порождена любовью Божьей к людям и возрастает любовью людей к своему Творцу. Она скреплена любовью всех членов церкви как родственными узами. Как в большой семье, в нашей церкви, каждый христианин сочувствует своим братьям и сёстрам по вере и молится за благополучие всей церкви. И вся Церковь, земная и небесная, молится за каждого своего члена. Живые молят Бога о прощении усопших, усопшие и спасшиеся наши братья предстательствуют Ему во спасение живых. И, пожалуй, нет у людей более достойного и действенного средства для спасения, чем общая церковная молитва .
Эта небольшая статья является моим ответом на вопрос одной нашей прихожанки. Вообще же существует много гораздо более убедительных ответов, чем мой. Так, кроме изучения приведённого выше в ссылке подбора цитат я бы очень рекомендовал статью протоиерея Сергия Булгакова «Жизнь за гробом»
( http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/biblio/books/bulgak3e/Main.htm ).

© Copyright: Аркадий Костерин, 2012
Свидетельство о публикации №212082801304

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Аркадий Костерин

Рецензии

Написать рецензию

Уважаемый Аркадий, согласна с тем, что молитвы за умерших чрезвычайно важны. Позволю себе заметить, что истоки поминовения предков — задолго до возникновения Ветхого Завета — широко практиковались в дохристианские времена (славяне, ритуалы Вед и др.)
А как Вы относитель к русскому Расколу?
Любовь Царькова 29.08.2012 14:00 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Отношусь,как и к любому расколу — с сокрушением и состраданием…
Очень это больно и народу, и телу Христову, когда рвётся живая ткань веры и жизни! Конечно, были на то субъективные и объективные причины, но дело это не божеское, а сатанинское. Потому что Бог — это Любовь, которая соединяет людей!
Аркадий Костерин 29.08.2012 18:44 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Аркадий Костерин

Как правильно поминать усопших?

14.03.2014

Этот вопрос исключительно важен для каждого христианина. Сколько бы нам ни было лет, у каждого из нас есть дорогие люди, перешедшие черту земного бытия. Православная Церковь решительно утверждает, что с кончиной земной жизни не кончаются наши связи с почившими, наше родство, наша любовь. В конечном счёте, единственное, что не кончается и что мы берём с собой из этой жизни, − любовь.

Смерть – не конец, а начало

Так как же поминать тех, кто покинул нас, прейдя от нынешней временной жизни к жизни вечной? Прежде всего следует знать, что слово «поминовение» относится к нашим действиям, а не к Богу: Бог ничего и никого не забывает, Ему не нужно «напоминать». Мы только образно говорим: «Помяни, Господи…»

Смерть – не конец всего, а начало того, чему наше нынешнее бытие служит лишь предначинанием. Именно поэтому день кончины христианина – это его личный праздник, день встречи с Господом и святыми, пора самого важного экзамена по итогам земной жизни. Вспомним, и дни празднования памяти святых обычно приходятся на дни их кончины.

Время для молитвы и надежды

День кончины − это время не скорби, а сугубой молитвы близких людей и надежды.Поминать усопших нужно не скорбью, не жалением себя: «Ах, как же я тут без него/неё…», а, в первую очередь, радостью и благодарением Бога за то, что Он создал наших дорогих людей, дал им бытие и подарил общение с ними.

Благодарение Богу – важнейшее и самое нужное поминание для усопших. Оно совершается во время главного Таинства Церкви, которое так и называется «Благодарение» (по-гречески – «Евхаристия») и происходит во время литургии (с греческого – «общее дело») Во время этого Таинства все мы благодарим Бога о всём и вкушаем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, становясь духовно и физически едиными с Богом и друг с другом, со всеми живыми и усопшими христианами.

Расставаясь с телом, каждый человек сталкивается с тонкой реальностью мира, духовной реальностью – причем именно с теми ее представителями и сторонами, которым он своей земной жизнью служил. Поэтому для почившего праведника кончина − праздник, а для злодеев – страшный и мучительный момент.

Мы все едины

Как быть, если мы сомневаемся в посмертной участи наших близких, не знаем, отрадно ли им или тяжело после кончины?

Важнее всего помнить: все мы едины. Во-первых, как христиане, объединённые Телом и Кровью Христовыми, во-вторых – как люди, имеющие общего праотца Адама. Если мы предполагаем, что наши близкие не смогли приблизиться к свету Божию, найти его в своей жизни, то можем им помочь, совершая в память о них дела милосердия.

Поэтому второе важное дело поминания усопших – это постоянное благотворение в их память, которое приносит праведникам радость, заблудшим – облегчение и спасение, и всем нам – милость Божию и счастье.

Не стоит забывать о молитве за дорогих нам людей во время домашнего молитвенного правила.

Церковью также установлены особые дни, называемые «родительскими субботами», когда мы соборно (то есть сообща) и сугубо поминаем – на пассии, на Божественной литургии, на панихиде и делами благотворения – почивших предков наших и вообще всех преставившихся ко Господу православных христиан. Важно помнить, что мы не можем, как язычники, только «помянуть своих», а молимся все обо всех и о каждом, потому что во Христе для нас нет чужих. Таким образом, вся Церковь молится и о наших почивших.

А что не стоит делать в память об усопших?

Помните, что, по слову Святых отцов, настоящая смерть – это не временная утрата тела − ведь все мы воскреснем в последний день, − а удаление от Бога, Который есть единственный Источник жизни.

Удаление от Него грозит гибелью, полным исчезновением.

Поэтому нельзя выполнять суеверные предписания, ведь это грех, прогневляющий Бога; такие действия кладут бремя на вашу душу и ничем не помогают усопшему. А мы порой увлекаемся странноватыми обрядами, которые навязывают нам некие «знающе бабушки» обрядами: ставим к портрету усопшего рюмку водки, водкой умудряемся и могильный холмик полить, останавливаем часы в доме, кидаем деньги в могилу, чтоб «выкупить землю для покойника», кладем в гроб купюры и вещи. Зачем это усопшему, если единственное, в чем он сейчас нуждается, − усердная молитва? Но вот об этом мы как раз забываем.

Нельзя и устраивать под предлогом поминок попойки и «лукулловы пиры», потому что и пьянство, и обжорство – тоже грехи.

Главное – не согрешать, удаляясь от Бога, Единого нашего Создателя, в Чьей руке − и жизнь, и смерть человека; у Него все живы, ведь Он не есть Бог мёртвых, а Бог живых.

Екатерина Макалец, катехизатор
храма пророка Божия Илии в Черкизово

Чем мы можем помочь нашим усопшим

Чем мы можем помочь нашим усопшим близким
Умер близкий нам человек. Мы скорбим о его кончине, горюем о том, что его больше нет с нами, плачем на его могиле. Но православного человека в его печали утешает Господь, который сказал: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.» (Ин.6:40). Нас ждут новое небо, новая земля и вечная жизнь в свете невечернего Царствия Божия.
Все ли попадут в Царствие Небесное? Прежде всего те, кто уже в этой жизни познал Господа. Те, кто старался жить благочестиво, исполнять Заповеди, исповедовал свои грехи, причащался Святых Тайн. Те, кто стал православным человеком не на словах, а на деле.
Но большинство из нас не таковы. Вполне возможно, что близкий человек, об утрате которого вы скорбите, если и заходил в храм, то только поставить свечку или набрать святой воды на Крещение. И что же, ему теперь нет спасения?
Господь милостив, он открыл путь на Небеса и тем, кто мало задумывался в земной жизни о спасении своей души. Усопшему можем помочь мы, пока еще живущие здесь. И помощь эта – молитва и милостыня.
Молиться об усопших можно и нужно и дома, и в храме, и на кладбище.
Усопшего обязательно нужно отпеть, причем лучше, если отпевание происходит не в морге, а в храме. Если нет возможности провести отпевание над гробом покойного, то Церковью допускается заочное отпевание. Совершением заочного отпевания можно облегчить участь и своих, давно умерших, но не отпетых по каким-то причинам, близких.

Сразу после смерти хорошо заказать сорокоуст о поминовении. Существуют поверья о том, что сорокоуст нужно обязательно заказать в трех, семи, или даже сорока храмах и монастырях. Они ошибочны, никаких правил на этот счет в православной Церкви нет. Другое дело, что молитва очень важна для усопшего, и если есть возможность и желание, можно подавать и сорокоусты, и полугодовые и годовые поминовения, в несколько храмов. В монастырях принимают и вечное поминовение – то есть до тех пор, пока стоит монастырь. Можно также заказать в монастыре чтение неусыпаемой Псалтири по усопшему.
На 3-й, 9-й и 40-й день после смерти нужно заказать в храме панихиду по покойному. В поминальной записке перед его именем указывается: новопреставленный раб Божий (имя). В дальнейшем заупокойные записки обязательно нужно подавать в день смерти, а можно и в день Ангела, и в день рождения. И просто тогда, когда вспомнится вам усопший – идите в храм и закажите поминовение на Литургии или панихиду. Бывает, усопший часто снится близким. Не надо входить в толкование этих снов, пытаться понять, что он хочет вам сообщить. Причина тут одна – его мятущаяся душа просит у вас усиленных молитв.
Когда в дни особой памяти заказываете панихиду, обязательно принесите «на канун» какие-то продукты (не мясные) для поминовения. Во многих храмах существует обычай раздавать прихожанам в такие дни конфеты или фрукты с просьбой помянуть дорогого нам человека.
В домашних молитвах мы поминаем своих усопших каждый день. Можно читать специальные молитвы, которые есть в молитвословах, а можно и совсем просто: «Упокой, Господи, во Царствии Твоем душу раба Твоего (имя)». Каждый раз, когда вспомнится вам усопший, произносите эти слова. И ему будет помощь, и вы почувствуете облегчение в своей скорби.
Первые 40 дней после кончины хорошо почитать по усопшему Псалтирь – по кафизме в день. Если есть желание, то каждый год в течение 40 дней до даты смерти можно читать «Акафист за единоумершего», а когда чувствуется сильное беспокойство за посмертную участь человека, стоит снова почитать по нему Псалтирь.
Церковью установлены дни Вселенского поминовения усопших, которые называют родительскими субботами. В такие дни нужно придти в храм, чтобы молитвенно помянуть наших близких.
Посещая кладбище, мы возжигаем свечу и читаем «Чин литии, совершаемый мирянином». Поминальную трапезу с алкогольными возлияниями на кладбище Церковь не приветствует.
Среди нецерковных людей считается, что на кладбище обязательно нужно побывать на Пасху и на Троицу. Это заблуждение. От Пасхи до Радоницы (вторник второй недели после Пасхи), по православным традициям, кладбище не посещают. Также Церковь не рекомендует бывать на кладбище в первую неделю Великого поста, на Страстной седмице, в Рождественский и Крещенский сочельники.
По мере возможности следует подавать милостыню за усопших – нищим, нуждающимся, на храм, на монастырь.
Здесь не случайно перечислены лишь те действия православного христианина, которые связаны, прежде всего, с молитвой. Только молитвой мы теперь можем участвовать в жизни наших близких, только молитвенными обращениями к Господу мы можем выразить нашу любовь и память. И только молитва поможет нам утишить нашу скорбь. Это знают те, кто ощутил на себе «благодатную силу заупокойной молитвы».
Нужно еще знать, что Господь «лучше слышит» молитвы «своих». А своим для Господа может стать любой, кто этого захочет и начнет воцерковляться.
Р.Б. Галина Руссо, педагог-катехизатор храма
Назад в раздел

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *