Климент римский послание к коринфянам

Климент римский послание к коринфянам

Первое послание св. Климента Римского к Коринфянам

Приветствие Коринфским христианам и похвала благочестию их до раскола между ними

Церковь Божия, находящаяся в Риме, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, званным, освященным по воле Божией чрез Господа нашего Иисуса Христа. Благодать вам и мир от всемогущего Бога чрез Иисуса Христа да умножится.

Внезапные и одно за другим случившиеся с нами несчастия и бедствия были причиною того, братья, что поздно, как думается нам, обратили мы внимание на спорные у вас дела , возлюбленные, и на неприличный и чуждый избранникам Божиим, преступный и нечестивый мятеж, который немногие дерзкое и высокомерные люди разожгли до такого безумия, что почтенное, славное и для всех достолюбезное имя ваше подверглось великому поруганию . Ибо кто, побывавший у вас, не хвалил вашей, всеми добродетелями исполненной и твердой, веры? Не удивлялся вашему трезвенному и кроткому во Христе благочестию? Не превозносил вашей великой щедрости в гостеприимстве? Не прославлял вашего совершенного и верного знания? Во всем вы поступали нелицеприятно, ходили в заповедях Божиих , повинуясь предводителям вашим, и, воздавая должную честь старшим между вами! Юношам внушили скромность и благопристойность; жен наставляли, чтобы они все делали с не укоризненною, честною и чистою совестью, любя, как должно, своих мужей, и учили их, чтобы они, не выступая из правила повиновения, пристойно распоряжались домашними делами, и вели себя вполне целомудренно.

Прежнее духовное состояние коринфян

Все вы были смиренны и чужды тщеславия, любили более подчиняться, нежели повелевать, и давать нежели принимать. Довольствуясь тем, что Бог дал вам на путь земной жизни, и тщательно внимая словам Его, вы хранили их в глубине сердца, и страдания Его были пред очами вашими. Таким образом всем был дарован глубокий и прекрасный мир и ненасытимое стремление делать добро: и на всех было полное излияние Святого Духа. Полные святых желаний, с искренним усердием и с благочестивым упованием, вы простирали руки свои ко всемогущему Богу и умоляли Его быть милосердым, если вы в чем невольно погрешили. День и ночь подвигом вашим было попечение о всем братстве, чтобы число избранных Его спасалось в добродушии и единомыслии. Бы были искренни, чистосердечны, и не помнили зла друг на друге. Всякий мятеж и всякое разделение было вам противно. Вы плакали о проступках ближних; их недостатки считали собственными. Не скучали делать добро, готовые на всякое дело доброе. Будучи украшены такою добродетельною и почтенною жизнью, вы все совершали в страхе Господа: Его повеления и заповеди были написаны на скрижалях сердца вашего.

Печальное состоянию Коринфской Церкви вследствие возмущения, происшедшего из зависти

Вся слава и широта дана была вам, и исполнилось, что написано: «он ел и пил, разжирел и растолстел, и сделался непокорен возлюбленный» (Втор. 32:15) . А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение, война и плен. Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших. Поэтому удалились правда и мир, — так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его, и не ведет жизни, достойной Христа, но каждый последовал злым своим похотям, допустив снова беззаконную и нечестивую зависть, чрез которую и смерть вошла в мир (Прем. 2:24).

Много зла произошло от зависти и в древние времена

Ибо так написано: «и было спустя несколько дней, приносил Каин от плодов земли жертву Богу: и также Авель приносил от первородных овец и от туков, их; и призрел Бог на Авеля и на дары Его; на Каина же и на жертвы его не посмотрел. И весьма опечалился Каин. И опало лицо его. И сказал Бог Каину: что ты стал печален, и отчего опало лицо твое? Не согрешил ли ты. Если ты хотя правильно принес жертву, по неправильно разделил? Успокойся. К тебе обращение его и ты будешь обладать тем. И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле; и было в то время, как они находились на поле, восстал Каин на Авеля брата своего и убил его» (Быт. 4:3–8). Видите, братья, ревность и зависть произвели братоубийство. По причине зависти отец наш Иаков убежал от лица Исава, брата своего (Быт. 27:41 и сл.). Зависть была причиною, что Иосиф гоним был на смерть и подвергся рабству (Быт. 37). Зависть принудила Моисея бежать от лица фараона, царя египетского, когда услышал он от единоплеменника своего: «кто поставил тебя решителем или судьею над нами? Не хочешь ли убить меня, как убил вчера египтянина?» (Исх. 2:14). За зависть Аарон и Мариам жили вне стана (Чис. 12, 14–15). Зависть Дафана и Авирона живых низвела в ад за то, что они возмутились против Моисея, служителя Божия (Чис. 16:33). По причине зависти Давид не только подвергся ненависти иноплеменных, но был гоним и от Саула, царя израильского (1 Цар. 18:8 и сл.).

вернуться

Буквально с греческого — странствующая, живущая на чужой стороне (παριοκωσα). См. Поликарпа посл. к Филипп. 1. В этом выражалось сознание христиан, что они странники и пришельцы на земли (1 Петр. 2:II), которые здесь не имеют постоянного местопребывания и права гражданства, но живут в определенном месте этого мира, как временно поселившиеся чужестранцы. Писатель послания к Диогнету (гл. 5.) говорит, что христиане живут в своих отечествах, но как временные поселенцы (παροικοι). см. 2. Климентово посл. гл. 5.

вернуться

Иные переводят: дела, о которых вы спрашивали. Но в таком случая вместо: (επιδητωμενον παρ υμιν) должно бы стоять; (παρ υμων). И в этом выражении не заключается основание для обыкновенного предположения выказанного Котельером, Гефеле и др., будто коринфяне по своим делам обратились к Римской Церкви и ее епископу. На это и в других местах послания не встречается никакого намека; напротив, из 47 гл. видно, что сведение о коринфских беспорядках дошло до римских христиан так же, как и до римских язычников, именно по слуху.

вернуться

Разумеется, со стороны язычников, до которых также дошла молва о нестроениях между коринфскими христианами, как видно из 47 гл. Сн. Игнат. Тралл. гл. 8.

вернуться

Эти слова: «кто побывавший у вас… ходили в заповедях Божиих. приводятся у Климента Алекс. Strom. IV. с. 17.

вернуться

Т. е. пресвитерам. Так как возмущение в Коринфе касалось церковного порядка, то слово старший (πρεσβυτερος) должно разуметь не вообще о старших членах церкви, но о чине церковных предстоятелей, с которым, впрочем, соединялась в древности и совершенная зрелость возраста. см. гл. 44, 47. Так думают Гефеле и Гильгенфельд. Слово же «предводители» (ηγωεμνοι) можно относить вообще к лицам церковной иерархии, какого бы ни были они чина и имени. Гильенф.

вернуться

Страдания Христа по общению свойств Его двоякой природы, называются страданиями Бога: в этом выражается верование в Божество Иисуса Христа.

вернуться

Широта (πλατυσμος) у отцов Церкви часто означает радостные состояния сердца. См. Ермы Pastor, mandat. V. I.

вернуться

3десь, как и в других местах, Климент приводит библейские слова по тексту 70 толковников, впрочем, не с буквальною точностью.

вернуться

Выражение: неправильно разделил, по изъяснению св. Иринея (Haer IV, 34), указывает на разделенное сердце Каина, приносившего жертву Богу с завистью и злобою на своего брата Авеля — Нольте (Scheiner. Zeitschr. f. kath. Theol. t.

VI) подразумевает здесь приносимые дары: неправильно разделил жертву т. е. самую лучшую часть удержал себе, См. у Гефеле.

вернуться

Т. е. к тебе возвращается дар твой, Мною не принимаемый, и он опять будет в твоей власти. Нольте, вместо προς σε читает: προς σου η αποζ ροη αυτου, — от тебя происходит нерасположение к нему (Авелю) και συ αεξεις αυτου, и ты отстань от него, перестань преследовать его.

Главная страница | Автор

Текст приводится по изданию: Писания мужей апостольских.— Рига: Латвийской Библейское Общество, 1994. — С. 95–148, 395–399. Репринтное воспроизведение издания, вышедшего в 1895 г., с дополнениями.

Святого Климента, епископа Римского, к Коринфянам послание первое

Предисловие. О Святом Клименте Римском и его первом послании к коринфянам.

Глава 1. Приветствие Коринфским христианам и похвала благочестию их до раскола между ними.

Глава 2. Прежнее духовное состояние коринфян.

Глава 3. Печальное состоянию Коринфской Церкви вследствие возмущения, происшедшего из зависти.

Глава 4. Много зла произошло от зависти и в древние времена.

Глава 5. Не мало бедствий произошло от того же и в ближайшее время. Мученичество апостолов Петра и Павла.

Глава 6. Продолжение. Многие другие мученики.

Глава 7. Увещание к покаянию.

Глава 8. Продолжение.

Глава 9. Примеры святых, которые получили благодать Божию чрез веру и послушание. Энох и Ной.

Глава 10. Продолжение. Авраам.

Глава 11. Продолжение. Лот.

Глава 12. Награда за веру и гостеприимство Раав.

Глава 13. Увещание к смирению.

Глава 14. Должно более повиноваться Богу, нежели виновникам возмущения.

Глава 15. Продолжение.

Глава 16. Христос — пример смирения.

Глава 17. Святые, особенно Авраам, Иов и Моисей, — примеры смирения.

Глава 18. Давид — пример смирения.

Глава 19. Подражая этим примерам, мы должны искать мира.

Глава 20. Гармония мира и стройность природы показывает, что Бог любит мир и согласие.

Глава 21. Будем повиноваться Богу, а не виновникам возмущения.

Глава 22. Эти увещания подтверждает вера христианская, проповедующая бедствия за грехи.

Глава 23. Будьте смиренны. Веруйте, что Христос опять придет.

Глава 24. Образы будущего воскресения из мертвых в явлениях видимой природы.

Глава 25. Сказание о фениксе, как образе воскресения.

Глава 26. О нашем воскресении свидетельствует и священное Писание.

Глава 27. В надежде воскресения мы прилепимся к Богу всемогущему и всеведущему.

Глава 28. Бог видит все, и потому будем избегать грехов.

Глава 29. Приступим к Богу в святости сердца.

Глава 30. Будем делать угодное богу и избегать Ему неугодного, чтобы получить благословение.

Глава 31. Посмотрим, каким образом достигнуть благословения Божия.

Глава 32. Мы оправдываемся не сами собою и не чрез дела свои, но чрез веру.

Глава 33. Не будем оставлять добрых дел и любви.

Глава 34. Велика награда у Бога за добрые дела. Соединившись в единомыслии, будем просить ее у Господа.

Глава 35. Неизмеримы будущие дары Божии. Как их достигнуть?

Глава 36. Всякое блаженство дается нам чрез Христа.

Глава 37. Увещание к церковному порядку примером воинского порядка и стройности человеческого тела.

Глава 38. Члены церкви должны служить друг другу, и никто не должен гордиться.

Глава 39. Человеку нечем гордиться.

Глава 40. Будем соблюдать порядок в церкви, Богом установленный.

Глава 41. Продолжение.

Глава 42. Чин священнослужителей в церкви установлен Христом: епископы и диаконы поставлены апостолами.

Глава 43.

Моисей в древности прекратил спор о священстве.

Глава 44. Апостольское распоряжение, чтобы не было распри о священстве. Вы несправедливо лишили должности людей законно избранных и честно избранных.

Глава 45. Нечестивым свойственно гнать праведных людей.

Глава 46. Присоединимся к праведным. Раздор гибелен.

Глава 47. Настоящий раздор ваш хуже первого бывшего во времена Павла.

Глава 48. Возвратитесь к братолюбивой жизни.

Глава 49. Похвала любви.

Глава 50. Будем молиться о том, чтобы нам достигнуть любви.

Глава 51. Участники и особенно виновники раздора должны покаяться в своем грехе.

Глава 52. Такое признание угодно Богу.

Глава 53. Любовь Моисея к своему народу.

Глава 54. Исполненный любви подвергается всякой неприятности, лишь сохранился бы мир Церкви.

Глава 55. Примеры такой любви.

Глава 56. Будем вразумлять друг друга и исправлять.

Глава 57. Виновники возмущения должны покориться пресвитерам, чтобы не погубил их Бог.

Глава 58. Бог да воздаст всем призывающим Его духовные дары Свои.

Глава 59.

Приложение (гл. 57, 7 — 63, 3). Перевод по изданию SC 167, р. 192–202 с привлечением греческого текста в исследовании Приселкова. «Великая молитва», ввиду ее торжественности и объема, переведена на церковнославянский язык, с некоторыми упрощениями однако и с приближением по возможности лексики к русскому языку.

Главная страница | Автор

Климент Римский (Clemens Romanus), святой (кон.1 в.), раннехристианский писатель, принадлежащий к Мужам Апостольским. О жизни Климента Римского почти ничего неизвестно. Он был епископом Рима в 90-е гг. Некоторые историки предполагают, что по происхождению Климент Римский был евреем. С именем его связывают т. н. Климентины и два послания к Коринфянам. Климентины несомненно принадлежат не ему и написаны позднее; почти все патрологи отрицают и принадлежность Климента Римского к 2-му посланию, носящему его имя. Подлинным признается лишь 1-е послание, написанное христианам Коринфа в связи со смутой, волновавшей общину этого города.

Есть предание, что Климент Римский. — одно лицо со священомучеником Климентом, принявшем смерть в Херсонесе, — его мощи были перенесены в Рим равноапостальными Кириллом и Мефодием. Память святого Климента Римского Православная Церковь празднует 25 ноября.

Глава I

Приветствие Коринфским христианам и похвала благочестию их до раскола между ними

Церковь Божия, находящаяся в Риме, Церкви Божией, находящейся в Коринфе, званным, освященным по воле Божией чрез Господа нашего Иисуса Христа. Благодать вам и мир от всемогущего Бога чрез Иисуса Христа да умножится.

Внезапные и одно за другим случившиеся с нами несчастия и бедствия были причиною того, братья, что поздно, как думается нам, обратили мы внимание на спорные у вас дела , возлюбленные, и на неприличный и чуждый избранникам Божиим, преступный и нечестивый мятеж, который немногие дерзкое и высокомерные люди разожгли до такого безумия, что почтенное, славное и для всех достолюбезное имя ваше подверглось великому поруганию . Ибо кто, побывавший у вас, не хвалил вашей, всеми добродетелями исполненной и твердой, веры? Не удивлялся вашему трезвенному и кроткому во Христе благочестию? Не превозносил вашей великой щедрости в гостеприимстве? Не прославлял вашего совершенного и верного знания? Во всем вы поступали нелицеприятно, ходили в заповедях Божиих , повинуясь предводителям вашим, и, воздавая должную честь старшим между вами! Юношам внушили скромность и благопристойность; жен наставляли, чтобы они все делали с не укоризненною, честною и чистою совестью, любя, как должно, своих мужей, и учили их, чтобы они, не выступая из правила повиновения, пристойно распоряжались домашними делами, и вели себя вполне целомудренно.

Глава II

Прежнее духовное состояние коринфян

Все вы были смиренны и чужды тщеславия, любили более подчиняться, нежели повелевать, и давать нежели принимать. Довольствуясь тем, что Бог дал вам на путь земной жизни, и тщательно внимая словам Его, вы хранили их в глубине сердца, и страдания Его были пред очами вашими. Таким образом всем был дарован глубокий и прекрасный мир и ненасытимое стремление делать добро: и на всех было полное излияние Святого Духа. Полные святых желаний, с искренним усердием и с благочестивым упованием, вы простирали руки свои ко всемогущему Богу и умоляли Его быть милосердым, если вы в чем невольно погрешили. День и ночь подвигом вашим было попечение о всем братстве, чтобы число избранных Его спасалось в добродушии и единомыслии. Бы были искренни, чистосердечны, и не помнили зла друг на друге. Всякий мятеж и всякое разделение было вам противно. Вы плакали о проступках ближних; их недостатки считали собственными. Не скучали делать добро, готовые на всякое дело доброе. Будучи украшены такою добродетельною и почтенною жизнью, вы все совершали в страхе Господа: Его повеления и заповеди были написаны на скрижалях сердца вашего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *