Клевета это грех

Клевета это грех

1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.

3. Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения, —

наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов.

4. Клевета о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, —

наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

5. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, —

наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Комментарий к Ст. 128.1 УК РФ

1. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ право каждого на судебную защиту своей чести и доброго имени от распространения не соответствующих действительности порочащих сведений является необходимым ограничением свободы слова и массовой информации для случаев злоупотребления этими правами.

При этом согласно ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.

На конвенциональном уровне право свободно выражать свое мнение предусмотрено в ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Вместе с тем в ч. 2 ст. 10 названной Конвенции указано, что осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. При этом положения данной нормы должны толковаться в соответствии с правовой позицией Европейского суда по правам человека, выраженной в его постановлениях.

2. Объектом преступления выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией человеком права на достоинство, честь и репутацию. Потерпевшим от клеветы может выступать любое физическое лицо.

Вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности за распространение заведомо ложных сведений об умершем лице должен решаться исходя из конкретных обстоятельств дела. Поскольку при определенных условиях сведения клеветнического характера могут умалять репутацию, доброе имя семьи умершего, заинтересованные лица имеют право на судебную защиту своих чести и достоинства и в случаях, когда порочащие сведения распространены в отношении умерших членов их семей или других родственников.

Наряду с этим ч.

2 ст. 318 УПК РФ применительно к процедуре возбуждения уголовного дела частного обвинения предусматривает, что в случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается, в частности, путем подачи заявления его близким родственником.

3. Объективная сторона клеветы характеризуется действиями, состоящими в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. В связи с чем распространение заведомо ложных сведений о самом себе не может образовывать состав клеветы.

Состав преступления является формальным — клевета окончена с момента распространения указанных сведений вне зависимости от того, причинили они какой-либо вред охраняемым законом интересам потерпевшего.

4. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы они не стали известными третьим лицам.

5. В Постановлении от 24.02.2005 N 3 Пленум ВС РФ разъяснил, что порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или его деловую репутацию.

6. Следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, являющиеся выражением субъективного мнения и взглядов конкретного лица.

В соответствии со ст. ст. 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ, принятой 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы , политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ. Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий.
———————————
Законодательство и практика масс-медиа. 2004. N 7 — 8.

7. Клевету, соединенную с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а равно преступления сексуального характера, следует отличать от заведомо ложного доноса, ответственность за который наступает по ст. 306 УК.

При заведомо ложном доносе умысел лица направлен на привлечение потерпевшего к уголовной ответственности, а при клевете — на унижение его чести и достоинства. В связи с этим при заведомо ложном доносе сведения о якобы совершенном потерпевшим преступлении сообщаются, как правило, органам, правомочным возбудить уголовное преследование, либо виновным выражается воля привлечь потерпевшего в уголовной ответственности в установленном законом порядке.

8. Статьей 33 Конституции России закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

В случае, когда гражданин обращается в государственные органы с сообщением о совершенном или готовящемся, по его мнению, преступлении, но эти сведения в ходе их проверки уполномоченными лицами или органами не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к уголовной ответственности. В таких случаях основанием для уголовного преследования являются факты, свидетельствующие о том, что обвинение в преступлении не имело под собой никаких оснований и было продиктовано намерением виновного причинить вред другому лицу, т.е. имело место злоупотребление правом.

9. Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

10. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Если лицо, распространяющее ложные измышления, добросовестно заблуждалось относительно соответствия действительности распространяемых им сведений, оно не может быть привлечено к уголовной ответственности за клевету.

Клевета: состав преступления

Уголовной ответственности за клевету посвящена ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ. Данная статья была возвращена в разряд преступлений в 2012 году (ранее клевета относилась к административным правонарушениям). Состав включает: объект, субъект, субъективную и объективную стороны.

Объектом преступного деяния выступают отношения в сфере реализации права на честь, репутацию и достоинство человека.

Субъектом является физическое лицо, достигшее 16 лет. Лицо должно быть вменяемым. Потерпевшим может выступать любой гражданин, в том числе, невменяемый, недееспособный или умерший.

Объективная сторона заключается в распространении заведомо ложной информации. Распространение включает в себя опубликование в СМИ, в сети Интернет, трансляции по радио и телевидению, документальных кинофильмах, изложение таких сведений в публичных выступлениях, дебатах, служебных характеристиках и заявлениях, изложение в устно хотя бы одному человеку. Обязательно осознание злоумышленником неистинности излагаемых сведений.

С субъективной стороны преступное деяние предполагает прямой умысел. Преступник знает, что сведения ложные и желает, чтобы их распространение нанесло репутационный вред другому лицу.

Судебная практика

Ввиду сложности доказывания умысла причинить чести и достоинству человека вред, а также довольно тонкой грани между заведомо ложными сведениями и добросовестным заблуждением практика судов по делам о клевете, в большинстве случаев, складывается не в пользу пострадавшего. Пример: Апелляционное постановление Верховного суда Республики Крым по делу № 22-952/2017 — в деле отсутствует состав преступления, не доказан факт распространения заведомо ложных сведений с целью опорочить гражданина).

Кроме того, так как данное правонарушение относится к преступлениям частного обвинения, оно может быть завершено в связи с мировым соглашением или неявкой частного обвинителя в суд без уважительных причин. Так, Сальским городским судом вынесено апелляционное постановление о прекращении производства по обвинению в клевете в связи с неявкой без уважительной причины потерпевшего (дело № 10-6/2017 от 02.05.2017 г.).

Вывод

При всей сложности доказывания и привлечения виновного к наказанию, ответственность за клевету является важным регулятором общественных отношений (особенно, в публичной сфере), так как государство встаёт на защиту доброго имени любого гражданина, не позволяя ему стать объектом необоснованных, ложных нападок со стороны недоброжелателей.

<<< БИБЛИОТЕКА >>>

Сокровищница духовной мудрости

Клевета

Если кто наговорит пред тобою на брата своего, уничижит его и покажет злобу (на него), не склоняйся против него, чтоб не постигло тебя то, чего не желаешь (прп. авва Исаия, 89, 317).

***

Взыщем чести ближнего, не допуская умалиться ему во мнении нашем, когда его поносят, кто бы он ни был: это сохранит нас от оклеветания… (прп. авва Исаия, 89, 347).

***

Об отсутствующем брате не должен <христианин> ничего говорить с намерением очернить: это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо (свт. Василий Великий, 10, 54).

***

Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще — когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым…

Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом, с намерением очернить, тот — клеветник, хотя бы говорил и правду (свт. Василий Великий, И, 192).

***

Если подвергнешься клевете, и после откроется чистота совести твоей, не высокомудрствуй, но Господу, избавившему тебя от клеветы человеческой, работай в смиренномудрии, чтоб не пасть чрезвычайным падением (прп. Ефрем Сирин, 30, 194).

***

Не огорчай брата клеветою на брата его, ибо не дело любви — возбуждать ближнего на погибель души (прп. Ефрем Сирин, 30, 197).

***

Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти, но надобно лучше доискиваться истины (прп. Ефрем Сирин, 30, 208).

***

Если <враг> располагает к клевете, оградим себя молчанием (прп. Ефрем Сирин, 30, 233).

***

Великое наказание готовит себе <тот>, кто клевещет на праведного… (прп. Ефрем Сирин, 31, 146).

***

…Хотя бы неправда по видимому произносила нам осуждение и торжествовала, не убоимся, и не оставим прямого пути, по слову Сказавшего: аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое (Пс. 26, 3) (прп. Ефрем Сирин, 31, 249—250).

***

Как моль портит одежду, так клеветничество — душу… (прп. Ефрем Сирин, 31, 586).

***

Если жалоба несправедлива, то делается клеветою… (свт. Григорий Богослов, 16, 339).

***

Если ты оклеветал кого, если сделался врагом кому-либо, примирись до судилища. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть то седалище (Судии) (свт. Иоанн Златоуст, 44, 802).

***

Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение,.. Если это правда, исправься; если ложь, посмейся над этим; если сознаешь за собою то, что сказано, вразумись; если не сознаешь, оставь без внимания; лучше же (сказать), не только посмейся и оставь без внимания, но и радуйся и веселись, по слову Господа… (см.: Мф. 5, 11—12) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 860).

***

…Не тот, кто слышит о себе, но кто произносит клевету, будет наказан, если только и слышащий не подал справедливого повода к его осуждению (свт. Иоанн Златоуст, 48, 269).

***

…Тот, кто слышит о себе ложную клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду (свт. Иоанн Златоуст, 48, 269).

***

…Не клевещи, чтобы тебе не осквернить самого себя; не смешивай навоза с грязью и глиной, но сплетай венцы из роз, фиалок и других цветов; не носи помета во рту, подобно жукам — а так делают клеветники, сами первые испытывая зловоние, — но держись цветов, подобно пчелам, и составляй соты, как они, и будь со всеми дружелюбен (свт. Иоанн Златоуст, 48, 271).

***

…Хорошее дело — прогонять клеветника, как лжеца и вора, чтобы, как-нибудь смутив мир своей души, не сделать ее враждебной к ближнему из-за клеветы (свт. Иоанн Златоуст, 48, 723).

***

…Тех, кто желал бы клеветать, прогоним от себя, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели самим себе, не будем находить удовольствие в слушании клеветников, чтобы не подчинить себя диавольским внушениям. Ведь и самая клевета называется диавольской, получивши самое свойственное себе название от имени виновника; значит, занимающийся клеветой служит диаволу, занимаясь его диавольским делом. Не допускающий такого человека к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха и согрешающего удерживает от несправедливого обвинения против ближнего, наконец, и оклеветываемого спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услуг клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы (свт. Иоанн Златоуст, 48, 723).

***

Горе клеветнику, потому что он, горя в пламени, будет просить капли воды и не получит ее! (свт. Иоанн Златоуст, 52, 944—945).

***

Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще большими тяжкими грехами, как же нам осуждать того?» (свт. Иоанн Златоуст, 54, 965).

***

Если любящий любящего будет иметь за это нисколько не меньше мытаря, то какого прощения будет достоин даже клевещущий на друга? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 319).

***

Кто всем почти на всех клевещет, того уцеломудривай более строгой угрозой, чтобы впоследствии не оказалось нужды в наказании (прп. Исидор Пелусиот, 62, 213).

***

Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него слышали обличения в делах явных и тайных, если обличающие окажутся лжецами. Посему надлежит знать, что для желающего войти на высшую степень блаженства должно быть то и другое, чтобы пострадать ему ради Христа, и чтобы разглашаемое о нем было ложно. Что-либо одно из двух, если не будет при нем другого, не столько полезно; и полезно, правда, но не в такой мере. Если, страдая ради Христа, услышим о себе правду, то необходимо нам краснеть, потому что, заслуживая одобрения с одной стороны, обличаемся с другой. И если не ради Христа, но несправедливо что терпим, то получим награду за терпение, но не улучим высшего блаженства, какое улучили бы, если бы стеклось вместе то и другое (прп. Исидор Пелусиот, 62, 223).

***

Терпящий напраслину от людей избегает греха и равное скорби находит заступление (прп. Марк Подвижник, 89, 524).

***

Любящий ближнего никогда не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня (прп. Иоанн Лествичник, 57, 249).

***

Загради уста клевещущему — в уши твои, да не согрешишь с ним двойным грехом, и сам приучась к сей страсти пагубной, и ему не препятствуя поносить ближнего (прп. Максим Исповедник, 91, 185—186).

***

Нет для души тяготы тягостнее клеветы; веру ли оклевещут, или поведение: и никто не может презреть сего, кроме того, кто, как Сусанна, на Бога взирает, единого Сильного и от бед избавить, как ее избавил, и людям показать удостоверительно истину, как и о ней показал, и душу утешить надеждою (прп. Максим Исповедник, 91, 226).

***

Соответственно тому, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог удостоверительно открывать будет истину о тебе соблазнившимся (прп. Максим Исповедник, 91, 243).

***

Когда демоны увидят, что мы презираем вещи мира сего, не желая за них ненавидеть людей и отпасть от любви, тогда воздвигают на нас клеветы, дабы мы, не перенося огорчения, возненавидели клеветников (прп. Максим Исповедник, 91, 243).

***

«Оклеветали вас»… хоть вы не виноваты. Надо благодушно потерпеть. И пойдет это вместо епитимии за то, в чем сами себя считаете виновными… Клевета потому для вас — милость Божия… Надо непременно умиротвориться с оклеветавшими, как это ни трудно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 251).

***

<Клевета> — грязь, но грязь целебная (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 212).

***

У великого Исидора, пресвитера Скитского, был некто Пафнутий диакон, которого он за добродетель решил сделать своим преемником. Пафнутий не принял рукоположения из благоговения и остался диаконом. Некто из братий позавидовал этому и, когда все находились в храме на молитве, выйдя, подбросил свою книгу в келью аввы Пафнутия, а авве Исидору сказал: «Кто-то из братьев украл мою книгу, пошли двух отцов, чтобы обыскали кельи». Дойдя до кельи аввы Пафнутия, они нашли там книгу и принесли ее в храм. Авва Пафнутий стал просить прощения, говоря: «Я согрешил, дай мне епитимию». Авва Исидор повелел ему в течение трех недель не иметь общения с братией и, приходя в храм, падать перед народом, прося прощения. По прошествии же трех недель он был принят в общение, и тотчас брат, оклеветавший его, стал одержим бесом и сознался в своем грехе. Когда совершили о нем молитву всем собранием, он не уврачевался. Тогда авва Исидор сказал Пафнугию: «Помолись о нем, ибо ты оклеветан был, и только тобою он уврачуется». После молитвы аввы Пафнутия старец немедленно стал здоровым (98, 368—369).

***

Авва Макарий рассказывал о себе: «Когда я был молод и жил в келье в Египте, взяли меня и сделали клириком в селе. Не желая быть клириком, я убежал в другое место. Сюда ходил ко мне благочестивый мирянин, брал мое рукоделие и доставлял мне нужное. По искушению диавольскому одна девица в селе том впала в любодеяние. Когда она зачала во чреве, спрашивали ее: «Кто виновник сего?» Она отвечала: «Отшельник». Тогда меня схватили, навешали на шею горшков закопченных и ручек от посуды и водили по улице, били и кричали: «Этот монах растлил нашу девицу!» Затем избили меня едва не до смерти. Родители девицы требовали поручителя, что я буду кормить ее, и благочестивый мирянин, посещавший меня, поручился за меня. Возвратившись в свою келью, я отдал ему корзины, сколько имел их, и сказал: «Продай и отдай жене моей на пропитание».

Самому же себе говорил: «Макарий! Вот нашел ты себе жену, теперь тебе надобно больше работать, чтобы кормить ее». Работал я день и ночь и посылал ей. Когда же пришло время родить несчастной, то она много дней мучилась и не могла родить. Говорят ей: «Что это значит?» «Знаю я, — отвечала она, — я оклеветала отшельника и ложно обвинила его. Не он сделал это, а такой то юноша!» Прибежал ко мне служивший мне мирянин и с радостью сказал, что открылась истина и все село желает идти ко мне просить прощения. Услышав о сем, я встал и убежал оттуда» (97, 138—139).

***

На горе Синайской жил один отец, именем Никон. И вот кто-то пришел в хижину некоего Фаранита, застал одну дочь его и пал с нею. Потом он сказал ей: «Скажи, что отшельник, авва Никон, сделал это с тобою». Когда пришел домой отец ее и узнал о случившемся, то взял меч и пошел к старцу. Он постучался, и старец вышел. Но лишь Фаранит поднял меч, чтобы умертвить старца, рука его сделалась сухою. Фаранит пошел и рассказал о том пресвитерам. Они послали за старцем, много били его и хотели выгнать, но старец начал просить их: «Бога ради, оставьте меня здесь, чтобы мне покаяться». Пресвитеры отлучили его на три года и дали повеление, чтобы никто не ходил к нему. Старец три года провел в покаянии, ходил каждый воскресный день каяться в церковь и упрашивал всех, говоря: «Помолитесь обо мне». Наконец, злой дух начал мучить того, кто совершил грех и обвинил в том отшельника. Он признался в церкви: «Я сделал грех и научил оклеветать раба Божия». Тогда все люди пошли и пали перед старцем, говоря: «Прости нас, авва!» Старец сказал им: «Простить — прощу вас, но жить с вами более здесь не хочу. Между вами не нашлось никого, кто бы имел столько рассудительности, чтобы сжалиться надо мною».

И авва Никон удалился оттуда навсегда (97, 179—180).

***

Как-то один монах шел на службу. Навстречу ему вышла блудница и сказала: «Спаси меня, отче, как и Христос спас блудницу». Монах взял ее за руку и прошел с нею через весь город. Народ видел это и говорил: «Монах взял себе в жены блудницу». По дороге в женский монастырь блудница увидела возле церкви младенца, брошенного родителями, и взяла к себе на воспитание. Прошел год, и некоторые пришли к бывшей блуднице и, увидав ее с ребенком на руках, говорили: «Хороша монахиня, вот и монаха родила». Шло время. Когда монах получил от Бога откровение о своей смерти, он позвал к себе бывшую блудницу, а теперь инокиню Порфирию, и повел ее в Тир. Придя в город, старец сильно разболелся, а когда к нему собралось много народу, сказал, чтобы принесли огонь. Принесли жаровню, полную горящих углей. Старец положил эти угли в полы своей одежды и сказал: «Знайте, братия, что как купина Моисеева горела и не сгорала, и как сия одежда сохранилась невредимою от огня, так и я до сего времени не познал греха женского и сохранил девство». Все удивились, видя чудо, и прославили Бога, имеющего у Себя таких тайных святых рабов (112, 873—874).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *