Кизилташский монастырь в Крыму

Кизилташский монастырь в Крыму

Кизилташский монастырь

Святыни Судака

Уютную долину у подножия горного хребта Кизил-Таш (красный камень), по дороге из Судака в Щебетовку, первые монахи облюбовали еще во времена иконоборчества.

По преданию, в средние века здесь располагалась летняя резиденция архиепископа Стефана Сурожского. Точной даты основания монастыря установить не удается, однако в путевых заметках П.Кеппена, датируемых 1837 годом, рассказывается о пещере «глубиной 17 шагов, которая привлекает богомольцев». На алтаре путешественник видел «обломок беломраморной плиты величиной вершков пять, на коем иссечен лик какого-то святого».

Сказывали, что в 1825 году татарский пастух из с. Отузы (ныне Щебетовка) пас стадо неподалеку от скалы. Зайдя в пещеру, где он часто укрывался от непогоды, пастух с удивлением обнаружил плавающую в источнике деревянную икону Божией Матери.

Взяв образ, татарин по дороге домой встретил на отузской дороге едущего из Судака в Феодосию грека-купца по фамилии Пластара, и, рассказав о случившемся, отдал ему свою находку.

Пластара, прибыв в Феодосию, передал икону протоирею Иосифу. Впоследствии эта икона находилась в монастырской церкви св. Стефана, с южной стороны, вблизи иконостаса, ее украсили серебряной позолоченной ризой. Нынешнее местонахождение этой святыни неизвестно.

Весть об этом разнеслась среди православных, и сюда устремились паломники. А вскоре монахи Андроник и Пантелеймон построили крохотную глинобитную церквушку и два жилых помещения для себя. В 1856 году, после посещения Кизилташской обители архиепископом Иннокентием, здесь начал создаваться монастырь. Из Свято-Георгиевского монастыря сюда перебрались 11 монахов, настоятелем стал иеромонах Балаклавского Георгиевского монастыря игумен Арсений.

По-настоящему расцвела эта отдаленная обитель, когда в ней поселился иеромонах Парфений. Он обладал талантом инженера, был прекрасным организатором и умным, деятельным человеком. По его проектам в монастыре построили церковь, гостиницы для паломников, хозяйственные постройки.

Игумена Парфения называли «кизилташским Петром Великим в рясе», ему доверяли наблюдать за ведением дел в окрестных имениях, с ним советовались, его мнением дорожили. Человек принципиальный и честный, он бесстрашно разоблачал злоупотребления и подлог местных управляющих имениями, что и стоило Парфению жизни.

Печальная участь постигла игумена отца Парфения. В 1866 году он был убит в лесу таракташскими татарами и сожжен. На том месте был воздвигнут памятник из белого мрамора, увенчанный деревянным крестом с надписью: «Игумен Парфений, убит 22 августа 1866 года».

В 2000 году архиерейский собор Русской Православной церкви причислил игумена Парфения к лику святых. День его памяти 17 сентября.

Принявший обитель игумен Николай оказался достойным преемником; его стараниями монастырь разросся и окреп. Здесь появились новая церковь и кельи для послушников, каменный дом для настоятеля, трапезная, мастерская, искусственный пруд для выращивания карпов. Путь в монастырь паломникам указывали большие кресты, установленные на вершинах окрестных гор.


«Ангел-хранитель»

На территории Кизилташского монастыря было два целебных родника, они привлекали богомольцев и страждущих. В древней пещере пробивался освященный иконой источник святого Стефана Сурожского, а вокруг другого, серного источника святого Николая Чудотворца, постепенно накопились лечебные грязи, исцелявшие многие недуги.

В 1906 году Кизилташ посетила царская семья, и государыня Александра Федоровна лечила ноги водами серного источника. Любили эти живописные места художники И.К.Айвазовский, К.Ф.Богаевский. Бывал тут князь Л.С.Голицын.

Советская власть монастырь закрыла, но до 1923 года монахи служили в церквях, продолжали работать в садах, на полях и виноградниках. Затем в кельях разместили сначала детскую трудовую колонию, потом сельскохозяйственную артель, а церковь переделали в клуб.

После великой Отечественной войны в урочище Кизилташ разместили арсенал ядерных боеголовок для кораблей Черноморского флота. Некогда гостеприимную и целебную долину прочно закрыли и надолго засекретили. В 1991 году ядерные боеприпасы с территории монастыря вывезли, но осталась воинская часть, теперь украинская.

Постепенно земли монастыря возвращаются православной церкви. Под возрождение монастыря местной властью выделено 8,5 гектара земли. Ранее монастырь располагался на семи террасах, разбитых на склоне горы. В настоящее время первые две террасы уже переданы монастырю, возведена небольшая церковь во имя Киево-Печерских святых угодников. На вершинах, окружающих Кизилташ, поставлены два креста.

Говорят, когда настоятель Судакской церкви святой Богородицы договорился с военными и установил на складе над монастырем большой железный крест, в тот же день над металлом возникло свечение. Может быть, крест притягивал, как громоотвод, атмосферное электричество? Это явление воспринималось как «перст Божий» и было названо в просторечии «северным сиянием».

∗ Местность эта очень мало изучена археологами, но остатки керамической посуды VIII-XI веков, бронзовые предметы X-XIV веков находят в этом урочище и простые туристы. По древней дороге, проложенной из долины вглубь полуострова, сегодня не проедешь, но нетрудно отыскать ее глубокие колеи, пробитые колесами в скалах.

Описание Кизилташского монастыря свт. Стефана Сурожского

Киновия основана в 1851 г. в урочище Кизилташ. Здесь была древняя церковь св. исповедника Стефана Сурожского. В Успенском храме находилась явленная икона Божией Матери. Близ монастыря — пещера с целебным источником.

В м. Геническе, на берегу Азовского моря, у монастыря было подворье, основанное в 1904 г. с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенным в 1907 г., с приделом во имя свт. Алексия, митр. Московского (освящен в 1910 г.).

Здесь хранилась местно чтимая Касперовская икона Божией Матери. Храм этот создан на пожертвования, собранные пользовавшимся большим почитанием окрестных жителей старцем Созонтом (умер 1 июня 1908 г.), который и погребен здесь же в склепе.

Почти каждый год летом я бываю в Судаке (Крым, Украина). Море, горы, чистый воздух возрождают меня физически. Древняя история — морально и духовно. Наверное, многим известно, что Крым был провинцией Греции, соответственно стал отчасти православным ранее Руси. Например, в Судаке (Сугдея, Сурож), епархия возникла в IV-V вв. Епископская кафедра существовала с 715 по1484 год, в разное время ее возглавляли 19 архипастырей. Один из них св. Стефан Сурожский. Православная история Судака, как и Крыма, огромна очень и интересна, написаны десятки умных и полезных книг, думаю, если заинтересует, можно без труда найти информацию. Я же хочу рассказать, то, что видела там этим летом.

Проходя в Судаке мимо Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, я обратила внимание, на табличку, в которой говорилось, что церковь подчиняется Московской Патриархии, для Украины это смело (к тому же в мусульманском регионе Крыма). В соседнем здании расположилась православная лавка (еще в прошлом году это был хозяйственный магазин), я туда зашла. Всю противоположную от входа стену занимали заполненные книгами полки — бесплатная библиотека.

В центре стоял длинный стол с лавочками, на стене — телевизор с видеомагнитофоном, на полках с другой стороны множество видеокассет. Любые из них можно брать и смотреть, по выбору. Если захотите, бесплатно запишут то, что заинтересует, на вашу кассету. Там же находится небольшая книжная лавка. Женщина, продающая книги, работает и как библиотекарь. Она рассказала мне, что Покровская церковь, является подворьем мужского монастыря, его настоятель (иеромонах) является единственным священником этого храма. Отец Никон — бывший военный — сделал с Божьей помощью многое всего за 2 года своего служения.

Волей случая, с первой организованной экскурсией, я попала в Кизилташ, в мужской монастырь, игуменом которого как раз и является о. Никон. Монастырь находится всего в 15 км от Судака, но даже местные жители не подозревают, рядом с какой святыней они живут.

Еще несколько лет назад это была закрытая зона, тут хранили атомные боеголовки, в 1992 г. их вывезли, но до сих пор военный городок охраняем, и доступ туда открыт только узкому кругу лиц. Чудом о. Никон добился, что бы паломников пропустили (монастырь находиться в урочище, идти от остановки мини-автобуса пришлось по горам более часа).

Раскопки в Кизилташе до сих пор не проводились (по указанной выше причине), но многолетний труд множества людей (архивы), дает свои результаты.

По преданию, в VIII веке там находилась летняя резиденция сурожского архиепископа, защитника иконопочитания свт. Стефана Сурожского.

В XIII веке Крым становится провинцией Золотой Орды, начинается разрушение православных святынь (многие церкви тогда были просто переделаны в мечети) и т.д.

После присоединения Крыма к России, подавляющую часть местного населения составляли мусульмане.

Новая история возрождения монастыря началась в 50-х годах XIX века (первые киновии).

В мае 1856 г., был назначен первый настоятель-иеромонах о. Арсений, в следующем году он пишет «…кроме ветхого домика, имеется еще 4 землянки, покрытые черепицею, где помещалось по 11 человек братии» После прибытия игумена, молитвенный дом был преобразован в церковь во имя святого исповедника Стефана Сурожского. Обитель стала обустраиваться и расти. При постройке монастыря в середине 1850-х годов рядом с монастырской усадьбой, монахи видели большой камень кубической формы с изображением креста на одной из сторон, предполагалось, что это древний престол. А на дне глубокого потока, омывающего киновию с запада, тогда же обнаружили часть мраморной колонны с изображением лика одного из апостолов.

На склоне скалы, где находился монастырь, есть пещера, называемая Священной (другое название — Целебный источник). Пещера служила часовней, в конце ее была каменная плита с высеченным ликом какого-то святого. В 20-х годах XIX века татарский пастух, зайдя в пещеру чтобы укрыться от непогоды, обнаружил плавающую в источнике икону Божией Матери. Взяв образ, татарин по дороге домой встретил грека-купца по фамилии Пластар, который ехал в Феодосию. Рассказав о случившемся, пастух, передал ему свою находку. Прибыв в Феодосию купец отдал икону протоиерею Иосифу. В последствии икона находилась в монастырской церкви св. Стефана, с южной стороны, вблизи иконостаса. Нынешнее местонахождение святыни неизвестно.

1917 год…. Судьба монастыря.

До 1935 года — сельскохозяйственная артель. В храмах устроены клуб и общежития.

С 1935 года и до войны — санаторий министерства обороны.

В годы войны в монастыре располагалась база партизанского отряда.

В ходе боев на территории монастыря здания практически не пострадали. Это дало возможность использовать их вновь министерством обороны в качестве санатория.

В 1950 году здания монастыря были взорваны и на этом месте «врагами народа» под руководством московского метрополитена был устроен в горах ядерный арсенал Черноморского флота.

Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь в 1995 г., посетил это святое место и был поражен природной красотой и израненной внешностью монастыря. Владыка обратился с письмом к командующему ВМС Украины вице-адмиралу В. Бескаровайному о передаче церковных построек Крымской епархии.

В этом же году в Кизилташ был направлен в качестве офицера-священника Николай Демьянюк. Кроме послушания военного священника, ему было поручено решить вопрос землеотвода участка для монастыря. Через 3 года Кизилташский монастырь один из первых в Крыму оформляет выделенный участок земли для возрождения обители. В 1998 г священник Николай принимает монашеский постриг с именем о. Никон. В мае 2000 г., по согласованию с командованием воинской части, братия монастыря поселилась и начала строительство первых братских корпусов. В настоящее время число братии монастыря 3 человека (вместе с о. Никоном).

В Кизилташской обители имеются многие частицы Святых мощей. Во время их перевозки, перед въездом в Крым замироточили мощи свт. Иннокентия Херсонского и Таврического, прп. Гавриила Афонского и Георгия Победоносца. И это ли не лучшее Небесное поручительство за обитель!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *