Китаевская пустынь в киеве

Китаевская пустынь в киеве

Монастырь Китаевская пустынь

Адрес: ул. Китаевская, 15

Как добраться до Китаевского монастыря: от ст. метро Лыбедская ехать на автобусе №20 до улицы Китаевской или автобусом № 52 до остановки Школа; от ст. метро Выдубичи ехать автобусом № 43, 65 до остановки Проспект Науки

Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь в Киеве часто называют украинским Афоном. Существует несколько версий происхождения названия Китаево. Одни историки связывают его с древнерусскими укреплениями, когда-то расположенными на этом месте, поскольку само слово «китай» переводится с тюркского языка, как укрепление, крепость. Удивительной красоты природа, лесистые холмы над Днепром, которые с юго-востока омываются озерами – это место очень схоже со святой афонской землей. Один из упомянутых холмов называется Китай-гора. Есть документальные свидетельства, что возникла она еще в добатыевские времена, когда здесь были сооружены укрепления, окруженные с одной стороны водой, а с другой – валом. В 5 веке на выступающих площадках это горы возникли пять городов, которые впоследствии объединились в один – Пересичен. Однако, существует и другая версия происхождения названия «Китай». Бытует такое Лаврское предание, что основателем Китаевской обители является Андрей Боголюбский, которого в народе прозвали Китаем.

Достоверно известно, что первые поселенцы, монахи из Киево-Печерской Лавры, появились на территории Китай-горы в 16-17 веках. В самой горе был основан пещерный монастырь, уже имевшиеся пещеры были расширены и благоустроены. Китаевская пустынь на тот момент административно подчинялась Киево-Печерской Лавре. На месте, где сейчас расположены постройки монастыря, в то время возвели наземный лаврский скит. Были облагорожены кельи, а в 1716 году под руководством киевского военного губернатора князя Голицына здесь возвели церковь Преподобного Сергия Радонежского. В связи с тем, что здание было построено из дерева, в скором времени оно обветшало и, в 1767 году на его месте возвели новый каменный Свято-Троицкий храм с боковыми приделами Преподобного Сергия Радонежского и Святого Дмитрия Ростовского. За всю историю своего существования храм несколько раз подвергался перестройкам. Современная церковь представляет собой пятиглавый храм, выполненный в стиле украинского барокко.

В 18 веке в Китаевской пустыни поселилась Преподобная Досифея. В 15 лет сбежав из дому, она под видом мужчины-инока жила и трудилась в Троице-Сергиевой Лавре. Не желая быть узнанной родственниками, она переселилась в Китаевскую пустынь, выкопав там для себя пещеру. Когда в 1744 году к ней приехала императрица Елизавета Петровна, блаженная была пострижена в рясофор с именем Досифей (тайну о том, что она была женщиной, так никто и не знал). Только после смерти подвижницы, а похоронили ее на территории Китаевской пустыни, сестра, увидев потрет, сразу же признала беглянку.

Теплый храм во имя Двенадцати Апостолов и каменная четырехъярусная колокольня, к сожалению не дошедшая до наших дней, появились на территории обители в 1835 году. Вплоть до 1870 года Китевская пустынь была местом, где хоронили умерших монахов Киево-Печерской Лавры. Сам монастырь славился подвижниками, которые в нем проживали. В средине 19 века в Китаевской пустыни жил Преподобный Феофил, наделенный даром прозорливости и чудотворений. Из Киево-Печерской Лавры сюда был переведен юродивый киевский подвижник — рясофорный монах Паисий. На территории обители погребен еще один подвижник благочестия юродивый Иоанн Босый. В 1904 году в монастыре появляется еще один храм – Преподобного Серафима Саровского, который был пристроен к зданию Лаврской богадельни. Монастырское хозяйство было довольно процветающим. Иноки обрабатывали огороды, имели рыбные угодья, фруктовые сады, занимались виноградарством и пчеловодством, обеспечивая медом и себя, и другие монастыри. Благодаря собственному труду монахи могли прокормить старцев богадельни и богомольцев, останавливавшихся в гостинице обители. Излишки продуктов продались, а на вырученные деньги производился ремонт монастырских помещений. У иноков существовала традиция – в день святой Троицы в монастыре проходили ярмарки, поучаствовать в которых съезжалось огромное число народу.

В советские времена, в частности в 30-е годы 20 века, Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь был закрыт, а возрождение обители началось только в 1990 году, когда в Свято-Троицком храме был открыт приход. В течение трех лет, с 1990 по 1993, сотрудники научного отдела Киев-Подземный при Музее Истории г. Киева и монахи пустыни вели работы по расчищению иноческих пещер на Китай-горе. На сегодняшний день в одной из пещер, которая еще во второй половине 19 века была обложена кирпичом с целью обустройства церкви, освящен подземный храм в честь Преподобной Досифеи Киево-Китайской.

В конце 90-х годов 20 века на территории монастыря была построена новая деревянная трехъярусная колокольня.

Современный Свято-Троицкий монастырь Китаевская пустынь представляет собой целый комплекс монастырских строений и угодий. Главным храмом остается Свято-Троицкая церковь, кроме того здесь функционирует церковь Святых Двенадцати Апостолов, к которой примыкают жилые братские корпуса, есть хозяйственные постройки и трапезная.

Свято-Троицкий монастырь или Китаевская пустынь находится на юге Киева, на окраине Голосеевского леса. Когда-то давно святыня была важной составляющей так называемого «Киевского Афона». Монастырь датируется 1716 годом, однако история обители тянется еще со времен Антония и Феодосия, ведь монастырь восстал из келий-пещер схимников. Обитель известна своим аскетическим духом, здесь покоятся мощи прп. Феофила (Россохи) и прп. Серафима Саровского. И, наверное, наиболее необычная и одновременно выдающаяся страница истории монастыря — жизнь женщины, которая приняла постриг как мужчина — прп. Досифеи, которая славилась чудесами и к которой приезжала императрица Елизавета.
История обители тянется с княжеских времен, когда Залесский князь Андрей Боголюбский (тот самый, который напал на Киев и ограбил его) в 1159 году передал одну из своих «резиденций» — Китаев — во владение Киево-Печерского монастыря под скит. Название Китаев имеет различные толкования. Князь Андрей имел второе имя Китай или Китан, поскольку его матерью была половчанка. Поэтому его поместье называли Китаев. По другой версии, название происходит от Китай-горы, на которой в IX-Х вв. было городище-крепость (китай — с тюркского), остатки которого дошли до наших дней. Только в XIV веке здесь появилось полноценное здание монастыря и пещеры-кельи, которые с XVII века полностью подчинены Киево-Печерской обители. Перед лаврой именно Китаевская пустынь имела статус Киевского Афона. Теперь же это скит, где люди могут найти покой и тишину в противовес светской жизни, сюда приходят послушники-аскеты. До сих пор вокруг монастыря сохранились валы, которые ранее защищали от врага, а теперь будто защищают от города. Правда, трудно распознать эти валы среди домов, которыми окружен монастырь, однако их четко видно со стороны озер и леса, вблизи обители.
Главный храм Китаева — Свято-Троицкий. Его архитектором был Степан Ковнир, автор Кловского дворца, колокольни Дальних и Ближних пещер. Монастырь был известен своим хозяйством. Здесь процветало огородничество, садоводство, монахи выращивали рыбу, могли накормить старцев богадельни и паломников, которые останавливались в обители. Излишки продуктов продавались, а на полученные деньги проводился ремонт монастырских помещений. А на праздник Пресвятой Троицы при монастыре проходили ярмарки.
XVII век. Достигнув совершеннолетия, молодая девушка Дарья из рязанского дворянского рода Тяпкиных решает бежать из родительского дома, покупает мужскую одежду, состригает косы и подается лавру под Москвой, где прислуживает несколько лет. Однажды ее едва не узнали родители, которые были проездом в обители. Тогда девушка вынуждена была бежать, и забрела в Киев, на Китай-гору, где в то время жили монахи-отшельники. Хотя в пустыне были свободные пещеры для вновь прибывшего монаха, он (ведь Дарья представилась беглым крепостным Досифеем) решает собственноручно вырыть себе «келью». В монастыре никто даже не догадывался, что мудрый монах Досифей — женщина. Возможно, свое дело также сделало увечье, которое девушка нанесла своему лицу, чтобы стереть женские черты и уберечься от очередной встречи с родственниками, которые, бесспорно, ее искали.
Старец Досифей был известен в пустыне как наставник, обладающий даром провиденья. Именно он посоветовал позже известному соловецкому старцу Феофану идти на службу в Соловки, и именно он благословил послушника Прохора, который хотел остаться в этом монастыре, идти «в пустыню Сароску», где люди нуждались в его помощи. Впоследствии тот послушник стал прп. Серафимом Саровским. История свидетельствует, что императрица Елизавета предлагала Досифею поехать с ней в Петербург, на что получила отказ. Тогда Елизавета дала монаху золото, на которое построили церковь в с.

Пирогово. По преданию, умер Досифей, читая молитву. Тогда и стало известно, что старцем в мужском монастыре была женщина.
С 1920 года в монашеских кельях находилась детская колония, а другая часть территории была отдана под сельскохозяйственные угодья, которые уже через 10 лет перешли в собственность института плодово-ягодного хозяйства. Впрочем, это не худшая участь монастыря. Единственная действительно большая потеря — это 45-метровая колокольня, которую разобрали на стройматериал. Сейчас здесь совершаются богослужения, приезжают паломники, чтобы поклониться прп. Досифее.
Недвижимость в Испании на любой вкус

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *