Кирилло мефодиевская церковь

Кирилло мефодиевская церковь

«СОЛУНСКИЕ БРАТЬЯ»

равноапостольных Кирилла и Мефодия во временном храме был освящен престол и совершена первая Божественная литургия, явившаяся началом приходской жизни храма.

В октябре 1999 года строительство храма посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.

В феврале 2000 года были освящены и установлены пять куполов. Диаметр самого большого – 14 метров. Тогда же в храм на хранение прибыла из Иерусалима частица мощей свв. Вифлеемских мучеников.

24 мая 2001 года архиепископ Сергий совершил первую Божественную литургию в новом здании храма. Кирилло-Мефодиевский собор является одним из крупнейших в Среднем Поволжье. Храм трехпрестольный: главный престол – во имя свв. Равноапостольных Кирилла и Мефодия, первый придел – в честь 14000 Вифлеемских младенцев от Ирода убиенных (память -11 января по н.с.), левый – в честь свв. жен-мироносиц (память – Неделя 3-я по Пасхе).

Одно из главных украшений храма – пятиярусный иконостас и многоярусные паникадила. На иконостасе, высота которого составляет 14 метров, размещено 120 икон.

23 мая 2004 года в Самаре освятили памятник родоначальникам славянской письменности — святым Кириллу и Мефодию. Бронзовая композиция стала частью архитектурного ансамбля крупнейшего в Самаре храма Кирилла и Мефодия. Крест и скульптуры весят около 40 тонн. До этого в России было всего два памятника Кириллу и Мефодию: один православные болгары подарили Мурманску, второй находится в Москве на Славянской площади. Причем, оба памятника приблизительно в два раза меньше самарского.

В 2004 году строительство храма было закончено. Собор возведен по проекту архитекторов В. Л. Пастухова и В. А. Самогорова.

В обозримом будущем ожидается, что Кирилло-Мефодиевский Собор получит статус главного Храма Губернии, приняв своеобразную духовную эстафету у Покровского Собора…

Духовно-просветительский центр «Кириллица»

Рядом с собором находится детский духовно-просветительский центр.

Духовно-просветительский центр «Кириллица» был открыт в июне 2008г в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры на территории храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в городе Самара. Интересная и увлекательная жизнь протекает в объединениях, где воспитанники изучают различные предметы среди которых — иконопись, колокольный звон, живопись, фортепиано, единоборства, историческая реконструкция.

Ребята совершают паломнические поездки, проводятся традиционные праздники «Свет Рождества», «Пасха», утренники для дошкольников, организован оздоровительно-образовательный летний отдых. Записаться и посещать секции и кружки дети могут совершенно бесплатно.

«Не запрещайте малым сим приходить ко Мне…»

-Эти Евангельские слова являются главным девизом духовно-просветительского центра. Дети это самое дорогой материал в нашей земной жизни, это самое дорогое, что есть у отца и у матери, это самое дорогое поле для возделывания. И насколько мы будем усердны в возделывании этого поля души, сердца детского, настолько полученные всходы будут благодатные или не благодатные или просто пустоцвет- говорит настоятель Кирилло-Мефодиевского собора, протоиерей Виктор Ушатов.

Видеоприложение

Короткометражный фильм о духовно-просветительском центре «Кириллица» (с субтитрами)

27.11.2012

Храм Кирилла и Мефодия г. СамараСтраница приходаРусская Православная Церковь, Самарская митрополия, Самарская епархия, Самарское Безымянское благочиние

  • Статус:действующий
  • Есть пандусы:да
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения проводятся: вторник — воскресенье: вечернее — 17.00 литургия — 9.00. В праздничные и воскресные дни проводятся 2 литургии: ранняя — 7.00 поздняя — 9.30
  • Настоятель:прот. Сергий Гусельников
  • Престольные праздники:
  • Кирилла и Мефодия — Май 24
  • Краткая историческая справка:Земля под застройку была предоставлена в парковой зоне Барбошинской поляны в границах бывшего пионерского лагеря. Проект храма разработан в 1994.

    Кирилло-Мефодиевский собор, Самара

    Авторы — Виталий Самогоров и Валентин Пастушенко приняли за основу вариант неоклассического стиля с элементами дорического ордера.
    24 мая 1995 года — знаменательная дата для всех прихожан. В этот день отслужили первую Божественную литургию а уже через два дня 26 мая стали забивать первые сваи. С этого момента строительство велось ударными темпами и не замирало ни на минуту.
    Размеры храма впечатляют. Вместе с крестом высота его достигает 57 метров. А колокольня которую облицевали медью местные мастера взвивается в небо на более чем 70 метров.

    Одновременно собор может вместить до трех тысяч молящихся.
    В начале осени 1999 года строительную площадку посетил Святейший Патриарх Московский Алексий второй передав собору большие евхаристические сосуды. Этот бесценный дар используется только в великие праздники.
    К весне 2000 года строительные работы завершились. На положенное место был торжественно водружен соракатонный величественный центральный купол.
    Тогда же в соборе начались регулярные богослужения. И не смотря на то что между службами в соборе еще шли работы связанные с отделкой прихожан и служителей это обстоятельство нисколько не смущало. К 2004 году отделка была полностью завершена.
    Территорию храма украшает прекрасная скульптура равноапостольных Кирилла и Мефодия — последнее произведение известного ваятеля Вячеслава Клыкова.
    Так же на землях собора располагаются Духовно-Просветительский центр и крестильный храм Андрея Первозванного.

  • Кирилло-Мефодиевская церковь

    6 апреля 1885 года праздновалось в России редкое торжество: тысячелетие памяти святых Кирилла и Мефодия, первых просветителей славянских. Казанскому архиепископу Палладию желалось ознаменовать это торжество устройством в Казани храма во имя первоучителей славянских Кирилла и Мефодия.

    Посему еще за долго до самого торжества, Преосвященный Палладий дал казанской духовной консистории от 23 февраля 1885 года предложение следующего содержания.

    «6ого будущего апреля имеет быть празднование редкое и величайшее в жизни славянских народов торжество – тысячелетие памяти святых Кирилла и Мефодия, первых просветителей славянских. Они первые положили начало духовному возрождению и христианскому просвещению славянских народов, дали возможность читать и уразуметь Слово Божие и книги богослужения на родном языке, но изобрели и письмена для выражения славянской речи.

    Для нашего главного епархиального города – Казани, по исключительному его положению, и ввиду религиозных его потребностей, сверх предписанного указом святейшего Синода порядка празднования для памяти великих равноапостольных просветителей славянских Кирилла и Мефодия, надлежит ознаменовать это празднование еще особенным, вызываемым местными духовными нуждами, наиболее приличествующим великому всеславянскому празднеству.

    В Казани народонаселения 140000 душ обоего пола, имеется только 24 приходских храма. Так что приходится более 5000 на каждую приходскую церковь. Эта поражающая недостаточность храмов Божиих в нашем городе особенно бросается в глаза на восточной окраине города, в соприкасающихся приходах – Варваринском и Духосошественском.

    Посему пастырским долгом поставляю для себя предложить Консистории:

    Составить воззвание к православной – казанской пастве с приглашением к пожертвованиям на устройство нового храма в Казани в память и во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Именно на восточной ее окраине, по отдаленности этой местности от приходских церквей и по многолюдству тут народонаселения. И, наконец, ввиду учебного заведения, основанного от Казанского отделения Императорского Человеколюбивого Общества, в коем обучающиеся весьма часто бывают лишены религиозного утешения присутствовать при Богослужениях. Настоит крайняя необходимость в устройстве нового храма.

    Отнести от моего имени в Казанскую Городскую думу и просить ее, чтобы она благоволила указать и отвести удобнейшее место для постройки предполагаемого нового каменного храма на восточной окраине города Казани, например, на той горе, где устроено благотворительное заведение в виде рукодельной с общежитием школы.

    На предмет благоуспешного хода сего дела учреждается мною строительный комитет: с духовной стороны протоиерей города Казани Богоявленской церкви Евфимий Малов и ключарь Кафедрального собора Петр Миловидов, и со светской стороны приглашаются: потомственные почетные горожане – Андрей Михайлович Хохряков, Иван Семянович Кривоносов, соборный староста купец Афанасий Матвеевич Музуров, Павел Васильевич Щетинкин и Дмитрий Михайлович Лаврентьев и – в качестве попечительниц учрежденного Казанским Отделением Императорского Человеколюбивого Общества Казанского женского рукодельного училища – супруга действительного статского советника Елизавета Алексеевна Похвистнева, дочь действительного статского советника Надежда Николаевна Галкина-Врасская и жена статского советника Екатерина Александровна Безобразова. Комитету сему предложить озаботиться как составлением технического проекта на постройку нового Кирилло-Мефодиевского храма, так и изысканием денежных средств и материалов к осуществлению означенного проекта. Основанием для сего могут послужить частию обещанные на это святое дело от некоторых христолюбивых храмоздателей пожертвования, а частию процентные деньги, – хотя не в большом количестве, – получаемые ежегодно с епархиального начальства строительного капитала.

    Наконец, войти в рассмотрение, чтобы точнее определить размеры предполагаемого храма. Какие именно улицы и с каким количеством прихожан могут быть определены из ныне существующих соседских приходов для образования нового прихода при имеющей устроиться новой приходской Кирилло-Мефодиевской церкви. А также – в каком составе должен быть учрежден при ней впоследствии штат священно и церковнослужителей».

    Казанская Духовная Консистория скоро начала приводить в исполнение указания Преосвященного Палладия о построении Кирилло-Мефодиевского храма. 1 марта 1885 года она составила отношение Казанскому Государственному главе, статскому советнику, камергеру двора Его Императорского Величества и кавалеру Александру Александровичу Лебедеву от имени Его Высокопреосвященства, архиепископа Казанского Палладия. В этом отношении прописано было все, что говорилось в предложении Преосвященного Палладия Консистории, то есть высказывался повод и причины к устройству нового Кирилло-Мефодиевского храма на восточной окраине города Казани.

    В то же время Казанская Духовная Консистория составила требуемое Высокопреосвященнейшим Палладием воззвание с приглашением к пожертвованиям и сделала другие некоторые распоряжения, касающиеся образования нового прихода для имеющей строиться Кирилло-Мефодиевской церкви. Именно Консистория предписала благочинному градских церквей, протоиерею П.И.Воздвиженскому собрать немедленно самые верные сведения о границах и составе нового прихода.

    13 мая 1885 года день был ясный, погода стояла прекрасная, посему на торжество освящения места для постройки храма собралось громадное количество богомольцев – жителей Казани, и местность была освящена Высокопреосвященнейшим Палладием в сослужении с прочим духовенством и в присутствии казанского губернатора с другими гражданскими чинами.

    Вот как описывалось освящение места для построения храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла:

    «Одна из окраин города Казани, изрезанная множеством оврагов, пролегающих между гор, называемых Первою, Второю и Третьею, весьма давно крайне нуждается в особом храме. В последнее время эти горы стали часто населяться бедняками, хижины которых усеяли все пригорки и насыпи. Кое-где явились и порядочные дома; но еще не вполне отстроенные.

    План для нового храма уже выработан одним из опытнейших архитекторов казанских. Храм будет помещаться на высокой местности и потому с 5 глав его и колокольни будет великолепный вид на все далекие окрестности и на горы за Волгой. И тем, кто будет приезжать в Казань, храм святых Мефодия и Кирилла будет представляться одним из первых».

    1 сентября 1885 года происходила уже закладка Кирилло-Мефодиевского храма. После закладки храма по случаю наступления сырой погоды работы скоро прекратились, и внимание строительного комитета было обращено на заготовление нужных материалов, так что постройка церкви, собственно говоря, началась в 1886 году.

    При начале сооружения Кирилло-Мефодиевского храма Высокопреосвященнейший Палладий имел в виду открыть новый приход через отчисление к нему части прихожан из приходов упомянутых церквей: Духосошественской, Варваринской и Георгиевской. Владыка руководствовался теми соображениями, что многие прихожане означенных церквей, особенно Варваринской, терпят большие неудобства.

    Во избежание остановки так удачно начатой постройки сего храма по мнению строительного комитета было бы полезно и благовременно наметить организацию будущего прихода, с указанием улиц и домов будущих прихожан Кирилло-Мефодиевской церкви.

    Из среды этих бедствующих прихожан было бы в высшей степени необходимо избрать и будущего старосту, чтобы он принял на себя хлопоты об отчислении за Кирилло-Мефодиевской церковью церковной земли, на которой он стоит. На этого же церковного старосту следовало бы возложить, по мнению Комитета, обязанность изыскать средства к обеспечению будущего причта церковными квартирами.

    30 марта 1888 года строительный комитет докладывал уже Высокопреосвященнейшему Павлу, архиепископу Казанскому, что Кирилло-Мефодиевский храм сооружен. Нелишним будет привести из этого доклада Комитета некоторые интересные подробности. Комитет докладывал:» 30 марта 1888 года израсходовано 30.412 рублей, долгов неоплачиваемых 2651 рублей и в кассе строительного комитета находится денег 1.613 рублей 76 копеек. Далее предстояли расходы следующие: 1) на возведение колокольни, 2) на внутреннюю отделку храма, 3) на сооружение иконостасов, 4) на заведение ризницы и утвари церковной, 5) на приобретение колоколов. По соображению строительного комитета, для окончания отделки храма и открытия богослужения в нем потребуется такая же сумма, какая израсходована уже по настоящее время.

    Предполагалось, что храм будет с тремя приделами, из которых один положено было устроить во имя святого Николая Чудотворца, по поводу пожертвования неизвестным лицом образа сего угодника Божьего, а другой – в честь святого равноапостольного, благоверного князя Владимира, по поводу предполагающегося празднования 900 — летнего юбилея крещения Руси князем Владимиром. К этому побудило еще и то обстоятельство, что казанский купец Михаил Александрович Тюфилин заявил, что он жертвует для придела во имя святого князя Владимира иконостас.

    Наконец, благочинный, протоиерей П.И.Воздвиженский, от 6 октября 1889 года донес Его Высокопреосвященству Павлу, архиепископу Казанскому, что новый храм им освидетельствован и найден совершенно отстроенным, а равно и все, требующееся к освящению сего храма, осмотрено и найдено приготовленным.

    8 октября 1889 года к 9 часам прибыл Высокопреосвященнейший Павел и начал освящение главного престола во имя святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия. Приделы в храме Кирилло-Мефодиевском также освящены Высокопреосвященнейшим Павлом, архиепископом Казанским. Правый во имя св. и чудотворца Николая освящен 28 октября 1889 года, а левый во имя св. равноапостольного князя Владимира освящен 29 апреля 1890 года. После освящения этого последнего придела во время литургии на малом входе, на строителя храма протоиерея-ключаря Петра Демидовича Миловидова возложена была сначала палица, а потом и золотой, украшенный одними бриллиантами, наперсный крест, поднесенный прихожанами новоустроенного Кирилло-Мефодиевского храма и многими другими лицами, в числе коих участвовал вкладом и сам Высокопреосвященнейший Павел.

    Кирилло-Мефодиевский приход состоял из 625 душ мужского пола и 709 душ женского, ввиду того, что по показанию священника Руфимского количество душ в Кирилло-Мефодиевском храме значительно разнится от количества душ, означенных в рапортах причтами церквей Духосошественской и Варваринской. В рапортах Руфимского показано душ обоего пола 945, а в общей сложности по рапортам причтов Духосошественской и Варваринской церквей душ в Кирилло-Мефодиевском приходе 625 мужского пола и 709 женского пола.

    Главная опись Кирилло-Мефодиевской церкви

    Церковь теплая, каменная, пятиглавая, крытая железом, во имя святых Кирилла и Мефодия, просветителей славянских, с двумя приделами: с правой стороны – во имя святителя и чудотворца Николая, с левой – во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Церковь построена в память тысячелетней кончины просветителей славянских Мефодия и Кирилла, усердием и трудами ключаря Казанского Кафедрального Благовещенского собора, протоиерея Петра Демидовича Миловидова, на изысканные им средства. Постройка церкви начата в 1886 году, а окончена в 1889 году. Церковь занимала площадь в 200 квадратных сажен, а с оградой – деревянною – 1000. В церкви окон: в первом ярусе 11, во втором – 6, в четырех глухих главах – 32; на лестнице, ведущей на хоры – 4 окна; в комнате за хорами, предназначенной для кладовой – 3, в подвальном этаже – 6, на лестнице, ведущей в подвал – 2, и на лестнице, ведущей на колокольню – 4 окна. Окна нижнего яруса церкви, подвального этажа и два окна на лестнице, ведущей на хоры, снабжены железными решетками. Входов в церкви три: передний – западный, и боковые – северный и южный. Западный имеет три двери: железную, стеклянную и дубовую; боковые – двойная стеклянная и решетчато-железная. Свод церкви утверждается на четырех каменных столбах. Купол и главы покрыты белым листовым железом; на главах кресты железные позолоченные. Пол в церкви выстлан в середине железными плитами; в главном алтаре – мраморно- мозаичный, в приделах же – паркетный. Церковь отопляется двумя амосовскими печами, устроенными в подвальном этаже. Отсюда проведены две тепловых трубы с отдушинами в церковь. Кроме того, в главном алтаре устроены две голландские печи. Вентиляторов в церкви четыре.

    Колокольня в одной связи с церковью каменная, трехъярусная. На ней колоколов 10. Первый колокол весом 127 пудов 32 фунта; второй – 60 пудов 30 фунтов; третий – 31 пуд 28 фунтов; четвертый – 14 пудов 32 фунта; пятый – 7 пудов 28,5 фунта. Кроме них имеется еще два колокола.

    Главный алтарь – с престолом во имя Кирилла и Мефодия, с деревянным горним местом. Потолок устроен здесь сводами спереди. Над горним местом на плафоне изображение Господа. На арке за иконостасом изображение Тайной Вечери. Престол дубовый с кипарисною верхнею доскою. Высота его 1,5 арш, такая же длина и ширина 1,25 арш. За престолом – распятие и образ Богоматери, укрепленные в тумбах. В левой стороне алтаря – жертвенник дубовый. Высота его 1 арш и 6 вершков, длина его 1 арш и 5,5 вершков и ширина 1,25 арш. Освещается алтарь тремя окнами.

    Предалтарный иконостас столярный резной, весь позолоченный. Имеет он вид часовни. На четырех колоннах укреплены четыре арки; на них – круг, служащий основанием для двойного купола. Внутренний купол изображает сияние над престолом; в середине его вставлено стекло, величина его 24 вершка, ширина 26 вершков, с изображением благословляющего Христа. С лицевой стороны иконостас имеет 10 раздельных колонн с капителями и басами. Вверху четырех основных колонн, венчаемых крестами, прикреплены четыре резных херувима.

    Царские двери, резные, золоченные; на них – изображение четырех евангелистов, образ Архангела Гавриила и образ пресвятой Девы Марии. Над царскими дверями небольшая арка; над последнею сияние, в центре которого резной голубь; поверх его в полуовальной резной раме небольшое изображение Господа. Верхний купол, венчаемый главою с крестом резной; кругом основания его – резная раковина.

    Иконы в иконостасе: по правою сторону царских ворот – образ Спасителя и образ Архангела Михаила; по левую сторону – образ Божией Матери и образ Мелхиседека.

    Опись ризницы

    Евангелия три: два больших в серебряном окладе, и одно маленькое в медном. Ковчег напрестольный – бронзовый вызолоченный. Дарохранительница – серебряная. Напрестольных крестов два – оба серебряные. Кадило одно – серебряное. Одно блюдо – апплике. Сосуд для освящения хлебов – апплике. Сосуд для водоосвящения – апплике. Три облачения священнослужителей: риза и стихарь из серебряного муара; риза и стихарь из золотой парчи с шелковыми по краю цветами и одна риза из золотой парчи. Имеется полный круг богослужебных книг.

    Кирилло-Мефодиевская церковь в период советской власти

    После революции в Кирилло-Мефодиевской церкви, как и во многих церквях,была своя община. По списку от 28 октября 1924 года (имеющемуся в НКВД), членов Кирилло-Мефодиевской общины значилось 85 человек, да, кроме того, в общем собрании, первом по регистрации – от 9 ноября 1924 года – было зачислено еще 13 человек, всего 98 человек.

    Список членов Церковного Совета Кирилло-Мефодиевского религиозного общества города Казани характеризовано НКВД.

    Фролов Василий Павлович – крестьянин.

    Малашенко Феодосий Евгеньевич – крестьянин.

    Григорьев Андрей Григорьевич – крестьянин.

    Федорова Параскева Владимировна – дочь служащего.

    Маркина Евдокия Васильевна – крестьянка.

    Андреянова Анна Александрова – вдова чиновника.

    13 октября 1929 года община Кирилло-Мефодиевской церкви приняла от Казанского совета Рабочих и Крестьянских Депутатов в бессрочное и бесплатное пользование находящуюся в городе Казани по улице Лесгафта Кирилло-Мефодиевскую церковь с богослужебными предметами, под расписку.

    В 1937 году Кирилло-Мефодиевская церковь была разрушена. Сейчас от нее ни осталось и следа. На ее месте были построены в разное время два жилых дома.

    Храм во имя Кирилла и Мефодия уже давно разрушен, и многие даже и не знали, что у нас в Казани была такая церковь. Общаясь с людьми, которые живут недалеко от того места, где стоял этот храм, автор этих строк узнала, что многие и не подозревают, что именно там была одна из самых красивых и величественных церквей Казани. Потому что первым, что бросалось в глаза приезжающим со стороны Волги, был Кирилло-Мефодиевский храм. И это решило его судьбу.

    Храм Кирилла и Мефодия г. СамараСтраница приходаРусская Православная Церковь, Самарская митрополия, Самарская епархия, Самарское Безымянское благочиние

    • Статус:действующий
    • Есть пандусы:да
    • Язык богослужений:церковнославянский
    • Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения проводятся: вторник — воскресенье: вечернее — 17.00, литургия — 9.00. В праздничные и воскресные дни проводятся 2 литургии: ранняя — 7.00, поздняя — 9.30
    • Настоятель:прот.

      Сергий Гусельников

    • Престольные праздники:
      • Кирилла и Мефодия — Май 24
    • Краткая историческая справка:Земля под застройку была предоставлена в парковой зоне Барбошинской поляны в границах бывшего пионерского лагеря. Проект храма разработан в 1994. Авторы — Виталий Самогоров и Валентин Пастушенко приняли за основу вариант неоклассического стиля с элементами дорического ордера.
      24 мая 1995 года — знаменательная дата для всех прихожан. В этот день отслужили первую Божественную литургию, а уже через два дня, 26 мая стали забивать первые сваи. С этого момента строительство велось ударными темпами и не замирало ни на минуту.
      Размеры храма впечатляют. Вместе с крестом высота его достигает 57 метров. А колокольня, которую облицевали медью местные мастера, взвивается в небо на более чем 70 метров. Одновременно собор может вместить до трех тысяч молящихся.
      В начале осени 1999 года строительную площадку посетил Святейший Патриарх Московский Алексий второй, передав собору большие евхаристические сосуды. Этот бесценный дар используется только в великие праздники.
      К весне 2000 года строительные работы завершились. На положенное место был торжественно водружен соракатонный величественный центральный купол.
      Тогда же в соборе начались регулярные богослужения. И не смотря на то, что между службами в соборе еще шли работы, связанные с отделкой, прихожан и служителей это обстоятельство нисколько не смущало. К 2004 году отделка была полностью завершена.
      Территорию храма украшает прекрасная скульптура равноапостольных Кирилла и Мефодия — последнее произведение известного ваятеля Вячеслава Клыкова.
      Так же на землях собора располагаются Духовно-Просветительский центр и крестильный храм Андрея Первозванного.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *