Киево печерский патерик

Киево печерский патерик

Киево-Печерский патерик

Патериками назывались сборники рассказов о жизни монахов какой-либо местности или какого-нибудь монастыря. Древнейшим из русских патериков явился патерик Киево-Печерского монастыря. Монастырь был основан в середине XI в., и уже в «Повести временных лет» под 1051 г. читается рассказ об основании монастыря, а в статье 1074 г. — о некоторых его подвижниках. Однако «Киево-Печерский патерик» был создан значительно позднее, и в его основе оказалась переписка, которую вели между собой в начале XIII в. владимирский епископ Симон и киево-печерский монах Поликарп, хотя они, в свою очередь, использовали, видимо, записи, ведшиеся в самом монастыре.

Симон и Поликарп были постриженниками Киево-Печерского монастыря, оба они были образованными и талантливыми книжниками. Но судьба их сложилась по-разному: Симон сначала стал игуменом одного из владимирских монастырей, а затем в 1214 г. занял епископскую кафедру в Суздале и Владимире. Поликарп же остался в монастыре. Честолюбивый монах не хотел смириться со своим положением, не соответствующим, как он думал, его знаниям и способностям, и с помощью влиятельных покровителей — княгини Верхуславы-Анастасии, дочери Всеволода Большое Гнездо, и ее брата Юрия — стал домогаться епископской кафедры. Но Симон, к которому княгиня обратилась за поддержкой, не одобрил честолюбивых устремлений Поликарпа и написал ему послание, в котором обличал его санолюбие и увещевал гордиться уже тем, что он подвизается в столь прославленном монастыре. Это послание Симон сопроводил рассказами о некоторых киево-печерских монахах, с тем чтобы рассказы эти напомнили Поликарпу о славных традициях монастыря и тем самым успокоили его мятежный дух. Послание Симона и следующие за ним девять рассказов о монахах Киево-Печерского монастыря явились одной из основ будущего «Киево-Печерского патерика».

Другой важной составной частью памятника явилось послание Поликарпа к игумену Акиндину, в котором Поликарп сообщал, что он наконец решился осуществить давнишний замысел и рассказать о жизни и «чудесах печерских святых».

За письмом следует одиннадцать рассказов о подвижниках.

Видимо, где-то в середине XIII в. послания Симона и Поликарпа (вместе с сопровождающими их рассказами) были объединены и дополнены другими памятниками, повествующими о том же монастыре: «Житием Феодосия Печерского» и похвалой ему, написанным Симоном «Словом о создании церкви Печерской» и т. д.

Так постепенно слагался своеобразный памятник, получивший впоследствии название «Киево-Печерского патерика». До нас дошли Арсениевская редакция патерика, созданная в начале XV в. по инициативе тверского епископа Арсения; Феодосиевская редакция, восходящая, возможно, к середине XV в., и две Кассиановские редакции, составленные в 60-х гг. XV в. в самом Киево-Печерском монастыре .

Литературное и идеологическое значение патерика было исключительно велико. Он не только подытоживал развитие русской агиографии XI-XII в., но, повествуя о славном прошлом знаменитого монастыря, будил чувство общерусского патриотизма, в страшные годы монголо-татарского ига напоминал о временах процветания и могущества Киевской Руси.

В рассказах «Киево-Печерского патерика» много традиционных патериковых мотивов: праведные монахи творят чудеса, успешно борются с мирскими помыслами и искушениями, одерживают победы над бесами и разоблачают самые хитроумные их козни. Однако все эти фантастические коллизии развертываются на фоне действительного монастырского быта, соотносимы с реальными. политическими событиями в Киевской Руси XI-XII вв., рядом с идеализированными портретами киево-печерских подвижников появляются живые характеры жестоких князей, жадных купцов, неправедных судей. Да и сами монахи не все и не всегда безукоризненно добродетельны; их обуревает зависть, сребролюбие, они нередко попрекают друг друга и ссорятся.

Так, в легенде о Прохоре Лебеднике рассказывается, как он снабжал голодающих киевлян хлебом, испеченным из лебеды, но казавшимся таким сладким, будто он «с медом». Однако если кто-либо крал у Прохора этот хлеб, то тот оказывался горьким, словно полынь. Затем Прохор собрал из келий «попел» (пепел, золу) и превратил ее в соль, которую также раздавал нуждающимся. Это возмущало купцов, намеревавшихся нажиться на вздорожавшей провизии. Они жалуются на Прохора князю Святополку , а тот, посоветовавшись со своими боярами, отнимает у Прохора его чудесную соль, рассчитывая, что «богатство приобрящет». Но соль превращается в золу. На третий день князь приказывает выкинуть золу, и она снова становится солью, которую с радостью разбирают нуждающиеся горожане. Нетрудно заметить, в каком неприглядном виде выступает в этой легенде и князь, и его советники, и корыстолюбивые киевские купцы.

В другой легенде рассказывается о монахе Григории. К нему забираются воры, но он насылает на них беспробудный сон, продолжающийся пять суток. Других воров Григорий заставляет двое суток простоять недвижимо, при этом они изнывают под тяжестью награбленных плодов. Проходящие мимо монахи сначала лишены возможности увидеть воров, а когда, наконец, замечают, то не могут сдвинуть их с места. Затем рассказывается, как тот же Григорий на берегу Днепра встречается с князем Ростиславом Владимировичем, который направлялся в монастырь получить благословение перед походом на половцев. Княжеские дружинники насмехаются над монахом, «метающе словеса срамнаа». Григорий укоряет их и предсказывает гибель в воде. Разгневанный словами монаха, князь самодовольно восклицает: «Мне ли поведаеши смерть от воды, умеющу бродити (плавать) посреди ея» — и приказывает связать Григория и утопить его в Днепре. Братия два дня безуспешно ищет пропавшего инока, и лишь на третий день труп его — с камнем на шее и в мокрых «ризах» — чудесным образом оказывается в запертой келье. А приказавший расправиться с Григорием князь Ростислав действительно тонет при переправе у Треполя .

Любопытен и рассказ о монахе Федоре. Он немало претерпел от козней бесов, являвшихся к нему в облике его друга, монаха Василия, и ссоривших их. Наконец ему удается одолеть бесов и даже заставить их служить себе: то они за ночь перемололи по его приказанию пять возов зерна, то перенесли с берега Днепра на гору тяжелые бревна, доставленные по реке для восстановления пострадавших от пожара церкви и келий, и при этом разложили их по назначению: для пола, крыши и стен. Но этот фантастический мир чудес оказывается тесно переплетенным с миром реальных людей и человеческих взаимоотношений. Во-первых, бесы подстрекают «извозников», нанятых для перевозки бревен в монастырь, «воздвигнуть крамолу» на Федора и, подкупив взяткой судью, требовать у него оплаты за сделанную бесами работу. Во-вторых, бес является к боярину киевского князя в образе Василия и сообщает о богатом кладе, о местонахождении которого знает Федор. Боярин приводит мнимого Василия к князю Мстиславу Святополчичу. Тот решает завладеть кладом; отправившись, «аки на лов или на некоего воина крепка», с множеством воинов, хватает Федора и предает его страшным истязаниям, допытываясь о месте, где скрыты сокровища. Таким же истязаниям подвергается и друг Федора — Василий. Оба монаха умирают после пыток. Правда, князя настигает божественное возмездие — его убивает будто бы та же самая стрела, которой он смертельно ранил Василия . Характерно, однако, другое: киевские князья и бояре, по свидетельству патерика, не останавливаются даже перед убийством монахов, побуждаемые своей гордостью или сребролюбием. Ореол почтения, которым, как утверждал тот же «Патерик», был окружен Киево-Печерский монастырь, и ореол христианского благочестия киевских князей совершенно блекнет. Дело, разумеется, не в «историчности» легенд, но в том характере взаимоотношений монастыря и мирян, которые так или иначе изображают патериковые легенды.

Сюжеты рассказов о киево-печерских монахах очень занимательны. Это отметил еще А. С. Пушкин в письме к П. А. Плетневу, говоря о «прелести простоты и вымысла» легенд о киевских чудотворцах . В них сочетаются собственно агиографические приемы с приемами летописного повествования; вопреки условностям агиографического канона время от времени проскальзывают реалистические детали, черты живых характеров. «Киево-Печерский патерик» явился, таким образом, немаловажным этапом на пути развития сюжетного повествования в литературе древней Руси .

Издание патерика: Патерик Киево-Печерского монастыря. Спб., 1911 (изданы 2-я Кассиановская и Арсениевская редакции); Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. Вступление. Текст. Примитки. Киев. 1930 (издана 2-я Кассиановская редакция). Перевод на современный русский язык см. в кн.: Художественная проза Киевской Руси X-XIII вв. М., 1957, с. 149-226. О редакциях Киево-Печерского патерика см.: Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. — «ИОРЯС». 1901, т. VI, кн. 3-4; 1902, т. VII, кн. 1-4.
События происходят, согласно легенде, во время междоусобной войны, когда князья Святополк Изяславич и Давыд Игоревич заманили к себе и ослепили Василька Теребовльского (эти события рассказываются в «Повести временных лет» под 1097 г.).
Рассказ о гибели Ростислава Владимировича при переправе через Стугну имеется в статье 1093 г. «Повести временных лет»; о гибели Ростислава упоминает и «Слово о полку Игореве».
«Повесть временных лет» упоминает в статье 1097 г. о гибели Мстислава, но никак не связывает его смерть с возмездием за расправу над киево-печерскими монахами.
См.: Пушкин А. С. Полн. собр. соч., т. XIV. М.-Л., 1941, с. 163.
См.: Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения «агиографического . стиля» Древней Руси. — «ТОДРЛ». М.-Л., 1964, т. XX, с. 51-63; Она же. Сюжетное повествование в житийных памятниках XI-XIII вв. — В кн.: Истоки русской беллетристики. Л., 1970, с. 101-107.

Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 532;

Alib.ru > Название книги: патерик печерский

Алиб.ру — Главная| Последние поступления | Форум | Продавцы книг | Как купить книгу | Как продать книги | Ищу книгу | Доставка | О сайте

Патерик Печерский.
Судя по всему Кассиановский список. Нет первых восьми листов. Отсутствует переплет. Блок крепкий, без внутренних утрат. Следы влаги.

Заклеено несколько надорваных листов. Небольшие пометки в тексте. Немного ржавых пятен. Киево-Печерский патерик — сборник рассказов об основании Киево-Печерского монастыря и житий его первых насельников. Основанием послужили два послания, написанные в XIII веке. Первое написано бывшим иноком Киево-Печерской лавры, позже епископом Владимирским и Суздальским Симоном (умер в 1226 году) к своему ученику и другу киево-печерскому иноку Поликарпу; цель этого послания — путем повествования о чудесной жизни прославивших Печерскую обитель подвижников научить Поликарпа христианскому смирению и кротости. Второе написано киево-печерским монахом Поликарпом к киево-печерскому архимандриту Акиндину и состоит также из рассказов об иноках обители. Позднее к этим посланиям присоединены сказания о начале Киево-Печерского монастыря, об украшении обители, о первых подвижниках, а также статьи, имеющие отношение к предмету «Патерика», а иногда и без всякой связи с ним. Здесь можно встретить ответ Феодосия на вопрос великого князя Изяслава о латинянах, сказания о происхождении и первоначальном состоянии русской церкви, о крещении славян и проч. Историки находят в «Патерике» сведения об экономических, социальных и культурных отношениях в Киевской Руси, анимистических представлениях тех времен, когда языческие верования сосуществовали с христианством.Редактировался «Патерик» много раз; древнейший список относится к XV веку, позднейший к XVII веку. Древнейшие списки: Арсеньевский, составлен в 1406 году для тверского епископа Арсения, содержит рассказы о святых и повесть Симона о создании печерской церкви Пресвятыя Богородицы («Слово о создании церкви Печерской»); два Кассиановских, составлены в 1460 и 1462 годах по поручению киево-печерского клирошанина, позже уставника, инока Кассиана; содержат полностью сочинения Симона и Поликарпа и повесть о создании церкви, которая разделена на две части: первая — о церкви, помещена в начале Патерика; вторая (об оковании раки Феодосия) после жития св. Феодосия.

В продаже:

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-Хоббит
Саратов.
Киев Лыбидь 1991г. 256 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Очень хорошее. Купить за 80 руб.
2 BS-Diman
Москва.
Киев Киево-Печерская лавра 2002г. 374 стр. мягкая обложка, слегка увеличенный формат. Состояние: хорошее-очень хорошее Вид книги Купить за 100 руб.
3 BS-Yuraum
Самарская обл. г.Сызрань.
Киев Лыбидь 1991г. 256с.,ил. Твердый переплет, Увелич формат. Состояние: Очень Хорошее. Купить за 150 руб.
4 BS-Vostokoved
Санкт-Петербург.
Киев Киево-Печерская Успенская Лавра 2001г. 384 с. мягкий переплет, Обычный формат. Состояние: очень хорошее вид Купить за 150 руб.
5 BS-Vostokoved
Санкт-Петербург.
Псков Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 2011г. 96 с. мягкий переплет, обычный формат. Состояние: новая вид Купить за 150 руб.
6 BS-coffee
Новосибирск.
Киев. Лыбидь. 1991г. 256 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Очень хорошее посмотреть фотографии Купить за 200 руб.
7 BS-Vam-book
Украина, Харьков.
Киев. Лыбидь. 1991г. 256 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Хорошее. Купить за 200 руб.
8 BS-serbel
Москва.
Киев. 2003г. 416с. твердый переплет, обычный формат. Состояние: Очень хорошей сохранности. Купить за 200 руб.
9 BS-Nikolaev-kor
Украина, г. Николаев.
Киев. Типография Киево — Печерской Лавры. 2002.г. 376 с., илл. Мягкий переплет, Увеличенный формат. Состояние: Очень хорошее. Купить за 200 руб.
10 BS-Walkyria
Москва.
Киев 2000г. 382 с., ил. мягкий переплет, увеличенный формат. Состояние: Близко к очень хорошему Купить за 250 руб.
11 BS-amigo
Саратов.
Киев. Лыбидь. 1991г. 256 с. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Блок в оч.хор. сост., малозаметные пятна на 4 стр, обложка в хор. сост. Купить за 300 руб.
12 BS-OldSeaman
Подмосковье.
Киев. Киево-Печерская лавра. 2002г. 374 стр. Картонный переплет, Увеличенный формат. Состояние: Отличное. посмотреть Купить за 300 руб.
13 BS-Orlik
Петрозаводск.
Киев Киево-Печерская лавра 2002г. 370с мягкий переплет, слегка увеличенный формат. Состояние: хорошее Купить за 450 руб.
14 BS-Trimurti
Украина, Харьков.
Киев. Тип. Киево-Печерской Лавры. 2004г. 416с.:Ил. Твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: хорошее. Фото Купить за 600 руб.
15 BS-Lyonya
Москва.
М., Наука, 1999г. 496 с., дополнения, приложения, разночтения, комментарии, указатели, переплет, увеличенный формат. Состояние: отличное Купить за 960 руб.
16 BS-Wodniw
Москва.
Киев Типография Киево-Печерской Лавры 2004г. Твердый переплет, Обычный формат. Состояние: Почти отличное(дарственная надпись) фото – фото2 – фото3 Купить за 1000 руб.
17 BS-D-Books
Москва.
Киев Киево-Печерская Успенская Лавра 2009г. 1176 с. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: отличное Купить за 1500 руб.
18 BS-Jampo
Москва.
Одесса Тип. Фесенко 1903г. 356 с. Твердый переплет, увелич формат. Состояние: удовл. Переплет (издательский?) сильно потерт, корешок оклеен материей. Под переплетом сохранена задняя иллюстрированная обложка с видом Лавры. Фоксинги, загрязнения краев страниц, часть листов укреплена по краю полосками бумаги. Блок некрепкий. Вс рисунки и план пещер в наличии. Купить за 4000 руб.
19 BS-Mamont
Москва.
Москва Изд-во В. Секачев 2017 г. 560с. Твердый переплет, 206х300, Очень большой формат. Состояние: отличное Купить за 5000 руб.
20 BS-Lell33
Москва.
370 с., 2 цветные вклейки, 43 тональных вклеек. Без переплета, Формат А4. Состояние: Качественная копия без переплета на Заказ. Снимок – Снимок – Снимок – Снимок – Снимок Купить за 6000 руб.
21 BS-libur
Санкт-Петербург.
Одесса 1902г. 366с. Современная полукожа переплет, Обычный формат. Купить за 15000 руб.
22 BS-Libraio
Санкт-Петербург.
Киев. Киево-Печерская Успенская Лавра. 1869г. Всего 515 с., илл.(гравюры на дереве в лист и поллиста. ) Твердый Издательский (Кожанный, с тиснением) переплет., Большой (25 х 36,5 см) формат. Состояние: Очень хорошая сохранность, дарственная надпись (Сию книгу подарила на память монахиня Алевтина Москалева монахине Алипии живописице Герасимовой в память матушки Игумини Магдалины макаровой 1876 год) смотреть – смотреть – смотреть – смотреть – смотреть Купить за 30000 руб.
23 BS-Ozon.ru
Москва, Санкт-Петербург.
Купить за 43792 руб.
24 BS-Uliana
Москва.
17??г. 486 с. мягкий переплет, очень большой формат. Состояние: плохое обложка – еще – еще – еще Купить за 45000 руб.

КАРТА сайта·Алиб.ру — Главная·Авторам и правообладателям·Указатель серий·Alib в Українi·Пластинки·Марки·Добавить в Избранное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *