Казанский храм Иркутск

Казанский храм Иркутск

Наверное, вы не ожидали оказаться в Ремесленно-слободском предместье Иркутска? Ну что ж, здесь тоже не мало интересного. Стоит немного пройтись по Знаменской (Баррикад) улице, и вы увидете красивейшую церковь, которая затмевает все дома. Что же это за церковь такая?

Градо-Иркутская церковь во имя Казанской иконы Божьей матери была построена к Пасхе 1892 года в Ремесленной слободе Иркутска «тщанием потомственного почетного гражданина Иркутска золотопромышленника, исследователя Севера и Сибири, мецената Александра Михайловича Сибирякова» (1849-1933).
Возможно, это произошло по просьбе жителей Ремесленной слободы, здесь проживали купцы, мещане и цеховые ремесленники, т.е. люди, с которыми непосредственно был связан А.М. Сибиряков. Как бы там ни было, но 4 апреля 1885 года Александр Михайлович направляет Архиепископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину докладную записку:
«… Представляя при сем проект на постройку каменной православной церкви для Ремесленной слободы, имею честь покорнейше просить. Ваше Высокопреосвященство, исходатайствовать в строительном отделении Главного Управления Восточной Сибири надлежащее утверждение».
4-го же апреля архиепископом Вениамином проект церкви был направлен в Строительный отдел Главного Управления Восточной Сибири.
Заключение по проекту было дано архитектором бароном Г.В. Розеном, оставившим заметный след в архитектуре Иркутска (музей ВСОРГО, сиро-питательный дом Базанова, памятник А. Щапову и др.). В целом, одобрив проект и указав, что «…храм этот, могущий вместить в себя до тысячи человек, по своим размерам и пропорциям может быть прочен и устойчив», он отмечает и некоторые недостатки: «… Греко-византийский стиль в фасадах не вполне выдержан, остроконечная крыша и луковицы на куполах к нему не идут, купол для колоколов с несимметрично расположенными выступами для лестниц следует признать спроектированными неудачно и портящими эффект прекрасно в остальном придуманного храма».
Письмо барона Розена является единственным документом, относящимся к проекту Богородице-Казанской церкви, но оно, к сожалению, не дает фамилии архитектора, автора этого проекта.

Для сооружения храма в Ремесленной слободе был создан Строительный комитет, возглавлял который сам Сибиряков. В январе 1885 года на имя Архиепископа Вадима поступило такое прошение:
«Ваше Высокопреосвященство! Милостивый Архипастырь!
Имея искреннее желание соорудить в Ремесленной слободе города Иркутска храм во имя Святителя Николая и надеясь на поддержку наших сограждан, покорнейше просим, Ваше Преосвященство, выдать две книги на каждого из нас для сбора пожертвования.
Поручая себя молитвам Вашим, остаемся Вашего Высокопреосвященства покорнейшие слуги — А. Сибиряков, Д. Демидов».
Конечно, А.М. Сибиряков обратился с просьбой о пожертвованиях и к иркутским купцам, которые на нее откликнулись. А.К. Трапезников сопроводил свой взнос примечательным письмом: «Александр Михайлович Сибиряков извещал меня о начавшейся постройке в Иркутске, в Ремесленной слободе, каменной церкви… и предложил мне… принять участие в пожертвовании на постройку этого храма… я имею честь представить при сем на этот предмет три тысячи рублей». За 1886 год капитал, принадлежащий Строительному комитету, на 1 мая составил 23 756 рублей. Пожертвования продолжали поступать вплоть до окончания строительства. Жертвовали на сооружение храма многие именитые люди Иркутска. Однако, у А.М. Сибирякова это была не единственная проблема с постройкой церкви. Видимо, еще в марте 1885 года А.М. Сибиряков обратился в Городскую думу с просьбой уступить ему для строительства каменной церкви единственную площадь в Ремесленной слободе, на которой располагались запасные хлебные магазины. Городская дума, председателем которой 6 марта 1885 года был избран В.П. Сукачев, поставила отвести площадь под строительство церкви, а хлебные амбары перенести на другое место. Но Губернская администрация воспрепятствовала сносу амбаров, и жители Ремесленной слободы направили прошение Архиепископу Вениамину:
«Губернская администрация почему-то встречает препятствия к сносу амбаров и очистке площади. Так что, благодаря недоразумениям со стороны администрации, дело о постройке церкви остановилось, и мы рискуем остаться без церкви. Дорожа возможностью иметь храм в Ремесленной слободе, и именно на площади хлебных амбаров, крайне не желая лишиться участия в деле А.М. Сибирякова, мы, не находя нигде поддержки в вопросе постройки церкви, наконец, позволяем себе обратиться к Вам, Ваше Высокопреосвященство, как представителю религиозных потребностей христиан, принять со своей стороны участие в ходатайстве перед высшей администрацией о дозволении строить церковь на избранном нами месте».
Дело об отводе места под строительство церкви было, в конце концов, решено.
И вот 27 июля 1885 года состоялось освящение закладки этой строящейся церкви. В 11 часов дня из Кафедрального собора сюда пошел крестный ход.

Освящение совершал Архиепископ Вениамин. Присутствовали генерал-губернатор граф А.П. Игнатьев и другие высшие сановники.
За время подготовки к строительству церкви, первоначальный замысел постройки Никольской церкви был отвергнут, и строящийся храм был освящен во имя Казанской иконы Божьей матери, воплотив в себе более высокое смысловое содержание Православной Веры: Казанская Богоматерь — заступница земли Русской!
…. Время шло, строительные работы завершались, и вот пришла пора думать о внутреннем убранстве храма. В Иркутске жили тогда искусные резчики, позолотчики, серебряных дел мастера, иконописцы. Но из многих талантливых мастеров, строивших и украшавших Богородице-Казанскую церковь, до нас дошло имя лишь цехового резчика Владимира Федоровича Каратаева, которым были выполнены иконостасы и клиросы для всех трех приделов церкви. Иконостасы и царские врата были украшены изящной золоченой резьбой. В главном иконостасе находилось резное посеребренное изображение Святого Луки.
Внутренние росписи также были, выполнены иркутскими мастерами. В «Восточном обозрении» появилась статья об иркутском живописце Максиме Ивановиче Зязине, обучавшемся в Санкт-Петербургской Академии художеств и расписывавшем многие церкви Иркутска, в том числе Собор Вознесенского монастыря и Богородице-Казанскую церковь. В статье прямо указано, что «Евангелисты» в куполе Казанской церкви были написаны М.И. Зязиным.
В Ярославле были отлиты 9 колоколов: праздничный большой — в 358,5 пуда; воскресный — в 172 пуда; повседневный — в 40 пудов и шесть малых. Церковь была обнесена каменной оградой с ажурными решетками. И церковь, и ограда окрашены красной краской. А купола и решетки — зеленой. В устроении Казанской церкви участвовали не только священники, «не мало забот и труда положившие на украшение и благолепие приходского храма», но и многие состоятельные прихожане, жертвовавшие не только деньги, но и дарившие иконы, священные сосуды и книги, шитые золотом покровы и облачение для священников. Отделка и украшение церкви были полностью завершены к Пасхе 1892 года.
«Иркутские Епархиальные ведомости» сообщали: «9 апреля совершено было освящение каменной церкви, построенной на иждивение А.М. Сибирякова в Ремесленной слободе города Иркутска».
После революции Богородице-Казанская церковь оставалась действующей еще восемнадцать лет. Люди несли в нее свои печали и радости: весь круг жизни — от крещения до отпевания — был связан с церковью. Но в 1936 году Богородице-Казанскую церковь постигла судьба почти всех храмов России — она была закрыта. Ее ждали запустение, разор и разрушение. На Ремесленно-слободском кладбище была построена школа, а в самой церкви с 1936 года сменилось много хозяев, соответственно каждый из них внес свою лепту в ее разрушение. Здесь был и склад базы книготорга, курсы киномехаников, завод «Сибирский сувенир». В здании церкви появились межэтажные перекрытия, капитальные перегородки и многочисленные переборки.
Памятник не раз горел, многочисленными «любителями старины» на его стенах оставлена масса «автографов» и иных следов их «культурного» беспредела…
Неоднократно выносились решения о реставрации Казанской церкви. Наконец, решением Иркутского областного Совета народных депутатов в октябре 1988 года Богородице-Казанская церковь была передана Иркутскому областному отделению ВООПИК. И сразу же творческо-производственное объединение «ЛАД» (хозрасчетная организация при ВООПИК) приступило к реставрации храма. Автором проекта реставрации стала ведущий архитектор иркутских реставрационных мастерских Лариса Ивановна Гурова.
В октябре 1990 года реставрацию продолжило малое предприятие «Возрождение». Восстановление памятника проводится за счет Фонда реставрации Иркутского областного отделения ВООПИК, куда поступают добровольные пожертвования от организаций и граждан города.
Богородице-Казанская церковь, восстановленная в своем первоначальном виде, будет свидетельствовать о великом таланте безвестного архитектора и иркутских мастеров, сумевших создать такой неповторимо красивый храм — памятник на века, о котором, как и сто лет назад, можно будет сказать: «Богородице-Казанская церковь отличается величавостью и колоссальностью!»

Реферат на тему:

>Казанский собор (Иркутск)

1. История

1.1. Предыстория

К середине XIX века старый кафедральный собор, построенный ещё в 1718 году, перестал удовлетворять нужды прихожан. Иркутск к тому времени значительно вырос и требовался новый, более вместительный и более величественный собор.

1.2. Основание собора

Евфим Андреевич Кузнецов, иркутский миллионер-золотопромышленник, В 1849 году сделал пожертвование в размере 250 тысяч рублей на сооружение нового Кафедрального Собора в Иркутске:

Я имею на себе обет, данный Господу Богу в дни испытаний моих, когда боролся с лишениями и опасностями… Обет сей много лет носимый в душе моей… в том состоит, чтобы собственными средствами, без всякого сторонняго вспомоществования, но своеобразно с требованиями времени, воздвигнуть в Иркутске Кафедральный Собор. Преисполненный сими чувствами, обращаюся к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшею просьбою. Примите в распоряжение свое для издержек на построение Собора представляемый при сем капитал… Всего на сумму двести пятьдесят тысяч руб. серебром». При этом он не стал ставить каких-либо условий, а лишь скромно понадеялся, что «смиренный задатель, воскрешаем в памяти служителей алтаря Господня не изсякаемою благотворительностию своею, конечно, обрящет отраду, что имя его не забудется при жертвах и молениях, возносимых к Богу.

1.3. Строительство

Выбор места под строительство Собора длился с 1850 по 1872 годы. Первоначально предполагалось снести древнюю Спасскую церковь или Богоявленский собор, но горожане отвергли этот вариант. Наконец, в 1872 году для строительства отвели таможенную площадь, которая была перед этим расчищена от всех зданий, кроме Спасской церкви. Руководил строительством специальный комитет во главе с протоиереем П.Громовым, а после смерти последнего — с его преемником протоиереем А.Виноградовым. 17 апреля 1875 года новый Кафедральный собор был торжественно заложен архиепископом Вениамином в присутствии генерал-губернатора Восточной Сибири барона Фредерикса, а также чиновников и горожан.

В основу строительства был положен проект, составленный архитектором Владиславом Андреевичем Кудельским. Сразу же, на первом этапе стрительства, между Вениамином и Кудельским возникли разногласия, приведшие к отстранению последнего от наблюдения за строительством кафедрального собора. Вениамин высказал ряд замечаний по поводу неудобной планировки храма, неудачного, на его взгляд, решения фасадов и предложил изменить проект.

Наблюдать за работами по возведению собора был приглашён инженер Митрофан Нилович Огонь-Догоновский, который составил новый проект Казанского собора, по которому предлагалось соединить храм с колокольней с помощью одноэтажной галереи, а также внести существенные исправления в декоративное решение фасадов. В таком виде чертеж был отправлен в Святейший Синод, где рассмотрение его затянулось на шесть лет. Наконец, в 1882 году проект был представлен императору Александру III, который нашел проект излишне скромным и пожелал для столь «монументального сооружения соблюсти более благолепия в наружнем его виде и стиле».

Между тем, несмотря на эти задержки, строительство собора уже началось. Строительные работы велись безостановочно, за исключением зимнего периода. Летом они продолжались до 12 часов ночи. К июню 1879 года стены собора были возведены на высоту второго яруса окон. Но страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство на шесть лет. Убыток от пожара оценивался только по собору примерно в 100 тысяч рублей.

Строительство возобновили в 1885 году. Руководить работами был приглашен Генрих Владимирович Розен, который представил свой проект восстановления храма и поправки в предыдущий проект согласно замечаниям императора. Проект Г.В.Розена выдержан в русско-византийском стиле и отличался более пышным декоративным убранством. Праздничность и нарядность нового проекта больше соответствовала требованиям времени, и он был принят к строительству. Генрих Владимирович руководил работами весь период возведения собора.

Новый Богородице-Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Центричность композиции нарушалась длинной галереей, соединяющей храм и колокольню.

Иконостас главного придела был вырезан по рисункам барона Г.В.Розена молодым иркутским мастером Н.П.Поповым. Им же были выполнены иконостасы боковых приделов, но уже по его собственным рисункам. В восточной части подвального этажа была устроена усыпальница с приделом во имя Второго Страшного Пришествия Христова. В 1892 году в усыпальнице с правой стороны был погребён Вениамин. Летописи отмечают, что он практически ежедневно бывал на строительной площадке и всячески способствовал быстрейшему разрешению проблем, возникающих при возведении храма. В этой же усыпальнице в 1900 году был похоронен протоиерей нового кафедрального собора Афанасий Виноградов, которым была составлена подробная летопись строительства Казанского собора. В 1892 году основные работы по храму были завершены, и сроители приступили к установке иконостасов и внутренней отделке. Ограду вокруг собора начали возводить в 1892 году. Весной 1893 года работы завершили. Вокруг собора был посажен сад из ели, пихты и сосны. Возведение кафедрального Богородице-Казанского собора и его внутреннее устройство было окончено в 1894 году. Всего на строительство и заведение церковной утвари было израсходовано 904 025 рублей и 42,5 копейки. 25 января 1894 года состоялось освящение главного придела в кафедральном соборе во имя иконы Казанской Божией Матери. Интересно, что накануне, 3 января, проводилась репетиция, на которую публика приглашалась по билетам. В день освящения из городских церквей проводились крестные ходы. По дороге к собору были выстроены войска, музыка играла «Коль славен». Освящение храма совершали два архиепископа в сослужении двух архимандритов, семнадцати священников и трёх протодиаконов.

1.4. Кафедральный собор

В период с конца января до конца августа 1894 года архиепископом Тихоном последовательно были освящены престолы нового Кафедрального Собора.

Всего в храме было шесть престолов: во имя иконы Казанской Божией Матери, св. Николая, свв. Евфимия и Евфимии, свв. Тихона и Митрофана, св. Иннокентия, преподобного Вениамина и Страшного Суда. Иркутский кафедральный собор входил в число крупнейших культовых сооружений России. Он вмещал 5 тысяч прихожан, а его высота достигала 60 метров. После октябрьской революции жизнь кафедрального собора начала замирать. В 1919 году было разрушено паровое отопление, и богослужения стали совершаться только в теплое время года. В 20-е годы в ограде собора устроили спортивную площадку, молодежь здесь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стёкол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная кампания за ликвидацию собора. В этот период кафедральный Казанский собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась как-то исправить наносимый храму ущерб. В 1930 году, несмотря на ходатайствования Епархиального Церковного Управления, собор был закрыт.

1.5. Снесение собора

В январе 1932 года Отдел охраны памятников подписал приговор собору, отказавшись от предложения приспособить его под музей и согласовав его снос, как здания, не представляющего исторической и художественной ценности. Попытка разобрать собор на строительный материал не увенчалась успехом, и его было решено взорвать. Первый взрыв собора был произведен в августе 1932 года (потребовалось несколько взрывов, чтобы окончательно его обрушить). Бригады рабочих вручную разбирали обломки собора, сгружая их на вагонетки, которые увозили мусор по временным рельсам, устроенным на площади. После выравнивания остатков собора на Тихвинской площади уровень её поднялся почти на метр. От богатейшего внутреннего убранства сохранилось всего несколько икон. В 1938 году на месте бывшего казанского собора началось строительство Дома Советов, который ныне является зданием администрации Иркутской области.

Литература

  • И.В. Калинина, С.И. Медведев, И.Ю. Бержинский и В.П. Пономарев Кафедральный казанский собор. — Центр сохранения историко-культурного наследия Комитета по культуре Иркутской области. Всероссийское общество охраны памятников и культуры Иркутское областное отделение.. — 48 с. — (Храмы Иркутска). — 3000 экз.

Достопримечательности Иркутска

Фотография Казанского собора и Тихвинской площади (конец XIX века).

http://fotki.yandex.ru/top/users/yuriy176/view/295182/
Казанская церковь (полное название – Богородице-Иркутская церковь во имя Казанской иконы Божьей матери) была построена к Пасхе 1892 года в Ремесленной слободе Иркутска при содействии потомственного почетного гражданина Иркутска, золотопромышленника, исследователя Севера и Сибири, мецената Александра Михайловича Сибирякова (1849-1933).
Для сооружения храма в Ремесленной слободе был создан Строительный комитет, возглавлял который сам Сибиряков. На его просьбы о пожертвованиях на строительство храма обратились многие сибирские купцы и именитые люди Иркутска. 27 июля 1885 года состоялось освящение закладки строящейся церкви. В 11 часов дня из Кафедрального собора сюда пошел крестный ход. Освящение совершал Архиепископ Вениамин. Присутствовали генерал-губернатор граф А.П. Игнатьев и другие высшие сановники. За время подготовки к строительству церкви, первоначальный замысел постройки Никольской церкви был отвергнут, и строящийся храм был освящен во имя Казанской иконы Божьей матери, воплотив в себе более высокое смысловое содержание Православной Веры: Казанская Богоматерь – заступница земли Русской!
В то время в Иркутске жили искусные резчики, позолотчики, серебряных дел мастера, иконописцы, которые приняли участие в оформлении внутреннего убранства храма. Но из многих талантливых мастеров, строивших и украшавших Богородице-Казанскую церковь, до нас дошло имя лишь цехового резчика Владимира Федоровича Каратаева, которым были выполнены иконостасы и клиросы для всех трех приделов церкви. Иконостасы и царские врата были украшены изящной золоченой резьбой. В главном иконостасе находилось резное посеребренное изображение Святого Луки.
Внутренние росписи также были, выполнены иркутскими мастерами. Иркутский живописец Максим Иванович Зязинов, обучавшийся в Санкт-Петербургской Академии художеств и расписывавший многие церкви Иркутска, написал «Евангелистов» в куполе Богородице-Казанской церкви. В Ярославле были отлиты 9 колоколов: праздничный большой – в 358,5 пуда; воскресный – в 172 пуда; повседневный – в 40 пудов и шесть малых. Церковь была обнесена каменной оградой с ажурными решетками. Церковь, и ограда были окрашены красной краской,купола и решетки – зеленой.
В устроении Казанской церкви участвовали не только священники, но и многие состоятельные прихожане, жертвовавшие не только деньги, но и дарившие иконы, священные сосуды и книги, шитые золотом покровы и облачение для священников. Отделка и украшение церкви были полностью завершены к Пасхе 1892 года. После революции Богородице-Казанская церковь оставалась действующей еще восемнадцать лет. Но в 1936 году Богородице-Казанскую церковь постигла та же судьба, что и все храмы России – она была закрыта.
С 1936 года в церкви сменилось много хозяев, и каждый из них внес свою лепту в ее разрушение. Здесь был и склад базы книготорга, и курсы киномехаников, и завод «Сибирский сувенир»». В здании церкви появились межэтажные перекрытия, капитальные перегородки и многочисленные переборки. Только в октябре 1988года по решению Иркутского областного Совета народных творческо-производственное объединение «ЛАД» приступило к реставрации храма. Автором проекта реставрации стала ведущий архитектор иркутских реставрационных мастерских Л.И.Гурова.

В октябре 1990 года реставрацию продолжило малое предприятие «Возрождение»». Восстановление памятника проводилось на добровольные пожертвования от организаций и граждан города. Богородице-Казанская церковь, восстановленная в своем первоначальном виде -свидетельство великого таланта неизвестного архитектора и иркутских мастеров, сумевших создать неповторимый в своей красоте храм – памятник на века. О храме, как и сто лет назад, можно сказать: «Богородице-Казанская церковь отличается величавостью и колоссальностью!»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *