Катакомбы в риме

Катакомбы в риме

>Статьи

Катакомбная Церковь первых веков христианства

Как-то раз рабочие ремонтировали одну из дорог Рима. Что-то они там долбили, ломали, копали, – выравнивали проезжий путь. И вдруг один рабочий куда-то провалился. Можно представить, как испугался бедняга! Когда же стали рассматривать помещение, куда он попал, увидели, что оно сплошь расписано непонятными изображениями. Это были христианские катакомбы.

Благодаря этой истории, случившейся в XVI веке, был обнаружен давно забытый вход в римские катакомбы. Что они из себя представляли?

Само слово «катакомбы» в переводе на русский означает: «лежать внизу». Действительно, это был настоящий подземный город. Катакомбы могли быть многоэтажными – иметь до пяти этажей вглубь земли! Согласно одной из версий, вначале это были обыкновенные каменоломни, из которых каменотёсы добывали камень для строительства Рима. Камня нужно было много. Поэтому постепенно каменоломни углублялись и расширялись, и, наконец, стали представлять собой сложную разветвленную систему многочисленных коридоров, комнат, переходов, люминариев – световых колодцев, через которые вниз поступал свет и воздух. Позже катакомбы стали служить некрополями (кладбищами). Существовали языческие, иудейские катакомбы. А потом появились и христианские.

В катакомбах христиане не жили. Там, в коридорах и в кубикулах – комнатах по сторонам коридоров, они хоронили собратьев по вере. Для этого выкапывали четырехугольные ниши (локулы). Усопшего заворачивали в саван и клали в нишу. Отверстие закрывалось плитой и замуровывалось цементом. На плите писали имя усопшего, дату смерти и количество прожитых им лет, месяцев, дней и даже часов. Плита расписывалась рисунками христианского содержания: птичка с масличною веткою в клюве, монограмма имени Иисуса Христа, пальмовая ветка.

Там же, в криптах и капеллах – храмах внутри катакомб, проходили христианские богослужения. Службы, и прежде всего Литургия, совершалась на гробах (саркофагах) мучеников. Престолом служила крышка саркофага. Традиция совершать Богослужение на мощах мучеников, сохранена и поныне. Все христианские храмы имеют в своём основании частичку мощей святого.

Почему богослужения совершались в катакомбах? Согласно римскому законодательству, места захоронений пользовались неприкосновенностью. Существовали специальные погребальные ассоциации, которые «пользовались правом собраний в местах погребения своих сочленов и даже могли иметь свои алтари для отправления их культов… Пользуясь этим правом наряду со всеми гражданами Римской империи, христиане могли собираться в местах погребения или катакомбах. Здесь, вдали от злобы и ненависти людской, христиане находили нравственный отдых; здесь росла и крепла христианская вера, развивалась христианская обрядность; здесь же положены были и первые начала христианского искусства».

Таким образом, в катакомбах первые христиане хоронили умерших, поминали их, совершали богослужения. Это совмещение функций, как пишет один из исследователей византийского искусства Г. С. Колпакова, «определило тематику катакомбной живописи, где главными стали темы воскресения мёртвых, евхаристические изображения и образы молитвы».

Рассмотрим росписи катакомб согласно выделенным темам.

Живя во времена постоянно вспыхивавших гонений, в окружении враждебного языческого мира, первые христиане должны были постоянно пребывать в памяти смертной, готовыми в любой момент предстать перед Христом. Это было время, когда основным подвигом, которым христиане прославляли Христа, был подвиг мученичества. Но радость о Воскресшем Господе была так велика, что картин страданий и казни мучеников в катакомбах почти не было. А образов, говорящих о грядущем воскресении, было много.

Начнём с сюжетов, заимствованных из греко-римских мифов. Неудивительно, что они присутствовали в христианских катакомбах, поскольку многие из христиан были вчерашними язычниками. Образы и сюжеты античного мира окружали их с детства, были привычны и понятны. Но «язык» этих образов использовался ими уже иначе: не как прямая иллюстрация к тому или иному мифологическому сюжету, а – метафорически. С их помощью христиане говорили о совершенно иной, открывшейся им реальности: о Христе, о христианской жизни, смерти и последующим за ней воскресении.

К примеру, есть в христианских катакомбах изображение Психеи (земной женщины) и Амура (бога). Психея, согласно мифу, нарушила клятву, данную своему возлюбленному, и он покинул её. После долгих скитаний и мук она вновь обретает его, а из рук Зевса получает особый напиток – амброзию, который делает её бессмертной. Психея обретает бессмертную жизнь и душевное успокоение. Так человек, нарушивший заповедь Божию и тем самым удалившийся от Господа, должен был долгое время пребывать в богооставленности, прежде нежели он вновь обрёл через Христа вечную жизнь и успокоение.

А вот образы братьев Диоскуров, вырезанные на саркофагах мучеников. Эти образы также взяты из греческого мифа, согласно которому братья Полидевк и Кастор были дружны и неразлучны. Только Полидевк обладал бессмертием, а Кастор был смертным. И вот когда Кастор был повержен в схватке, Полидевк горячо молит Зевса не разлучать их и после смерти Кастора. Зевс исполняет его просьбу. Как видим, и здесь присутствуют мотивы преодоления смерти и обретения бессмертия.

Другое популярное изображение – птицы феникса. Её изображали на саркофагах, на сосудах, других предметах. Древние верили, что феникс, сгорая, вновь восстаёт из пепла. Вечное обновление феникса символизировало бессмертие. Интересно, что и святой Григорий Богослов использовал образ феникса для выражения своей мысли: «Как умирающий феникс расцветает для новой юности, после многих лет рождаясь в огне, и из ветхого пепла возникает бессмертное тело, так должны жить вечно и умирающие, которые сгорают пламенным стремлением к Царю Христу».

Ещё одним символом языческого происхождения, с помощью которого христиане выражали идею воскресения тел после смерти, был павлин: считалось, что его мясо никогда не портится. Интересно, что образ павлина упоминает в своём произведении «О граде Божием» другой святой отец – блаженный Августин. Он пишет: «Кто как не Бог, Творец всего, сообщил мясу мертвого павлина свойство не портиться”! Хотя рассказ мой и покажется, пожалуй, невероятным, однако с нами был такой случай. В Карфагене нам предложили эту птицу сваренную; мы приказали из её груди вырезать кусок мякоти достаточной на наш взгляд величины и спрятать; этот кусок, спустя такое количество дней, после которого всякое другое мясо испортилось бы, когда его нам предложили, не имел для нашего обоняния ни малейшего неприятного запаха. Спрятав его снова, мы нашли его таким же по истечении более чем тридцати дней, и таким же по истечении года, с той только разницей, что мясо сделалось несколько суше и жестче».

Языческие образы, своим символическим языком повествовавшие о грядущем восстании человека от смерти, соседствовали со сценами из Священного Писания, также посвящёнными будущему воскресению мёртвых.

Обратимся к образам ветхозаветным.

Часто встречается изображение Ноя в ковчеге, спасающегося в водах потопа. Можно отметить, что в первое время «изображение Ноя весьма просто и характеристично. Он пред­ставляется обыкновенно бородатым, иногда, впрочем, и безбородым юношей, стоящим в четырехугольном ящике, изображающем ковчег. Руки его подняты по направлению к голубю, несущему ему оливко­вую ветвь – знак мира… Внутренность ковчега с его содержанием, сцена впуска и выпуска животных, изображение семейства Ноева – всё это уже принадлежит позднейшему искусству, а в древних памятниках встречается лишь одно характерное дополнение в виде фигуры, стоящей около ковчега с поднятыми руками и означающей погребённое на этом месте лицо».

А вот образ пророка Ионы, уцелевшем во чреве китовом. Чудесное спасение Ионы было прообразом трехдневной смерти и воскресения Христа Спасителя. Как Христос воскрес, так воскреснут все верующие в Него для жизни вечной. Какая волнительная, прекрасная перспектива! Не удивительно, что изображение пророка Ионы было одним из излюбленным изображений. Он изображался или в момент, когда морское чудище выбрасывает его не берег, или когда корабельщики сбрасывают его в море. «Без сомнения, – пишет профессор Голубцов, – в первой сцене хотели изобразить момент воскре­сения, а в последней – момент смерти, разрешающейся оживлением».

Не менее распространённым было изображение пророка Даниила, который также служит символом воскресения: брошенный в ров со львами, он остался невредим. Даниил изображается посреди двух львов. Руки пророка воздеты в молитве к Богу. Первоначально и Даниил, и пророк Иоанна пишутся обнажёнными – это следы античной традиции. Потом у пророков появляется одежда. Например, Даниил «на памятниках сравнительно позднего времени (от IV в.)… является уже в поясе, затем – в тунике, наконец – в полной финикийской одежде».

О спасении от смерти говорят и фрески, на которых изображены друзья пророка Даниила: иудейские юноши Анания, Азария и Мисаил. Они были брошены в огонь царём Навуходоносором за отказ поклониться идолу, но чудесным образом остались невредимы в пламени огня. Киприан Карфагенский писал, что «отроки верили, что могут избегнуть смерти по вере своей». Также верили первые христиане, что Христос-Спаситель избавил всех верующих от вечной смерти.

Такую же смысловую нагрузку несли другие ветхозаветные образы: жертвоприношение Авраама, видение пророком Иезекиилем поля, усеянного сухими костями и оживающими по слову Божию. Образ Иова напоминал, что, потеряв всё, Иов вновь всё обретает в умноженном количестве. Изображение пророка Моисея, который во время сорокалетнего странствия, по повелению Господа, сотворил чудо: ударом жезла вывел из скалы водный источник, чтобы напоить людей (и другие сцены из жизни Моисея). Все эти образы свидетельствуют об ожидаемом воскресении человека для вечной жизни с Богом, в Царстве Его.

А теперь рассмотрим новозаветные образы. Пожалуй, самый излюбленный среди них – воскрешение Лазаря четверодневного. Этот сюжет очень часто встречается в катакомбах, настолько ярко он передаёт бесконечное могущество Господа восставить мёртвого к жизни и несомненную веру христиан в грядущее воскресение. «Изображение это, несмотря на схематичность рисунка, в лучших образцах поражает своею грандиозностью и величавой фигурой Христа, Который или с повелительным жестом обращается к пещере, где лежит Лазарь, или жезлом касается выходящего из нее мертвеца. Лазарь изображается обыкновенно в виде спеленатой мумии, стоящей или, лучше сказать, прислоненной к порталу небольшого античного монумента, представляющего со­бою пещеру. В рельефах саркофагов сцена эта дополняется изоб­ражением плачущей у ног Христовых Марии, присутствием апо­столов и других свидетелей этого чудесного события».

О спасении через Христа всех народов, каждого уверовавшего в Него, говорят сцены поклонения волхвов, разговор Христа с Самарянкой, притча о десяти девах. Как образец мысли первых христиан, запечатлённой через образы, можно привести слова из Апостольских Постановлений – памятника церковной литературы III-IV веков: «Воскресивший четверодневного Лазаря, и дочь Иаира, и сына вдовы, и Самого Себя воздвигнувший по воле Отца, давший нам залог воскресения в лице Ионы, изведенного после трёх дней пребывания во чреве китовом, освободивший трёх отроков из печи и Даниила из уст Львовых, не бессилен будет и нас воскресить из мертвых».

Следующей важной темой, наряду с воскресением мёртвых, были евхаристические изображения. Они также весьма разнообразны.

Рассмотрим один из важнейших христианских символов – изображение рыбы. Для начала приведём слова святого Аверкия, епископа Иерапольского: «Вера вела меня повсюду и повсюду предлагала мне в пищу рыбу от источника жизни, ту большую и чистую рыбу, которую держала в своих недрах Непорочная Дева и которую Она давала друзьям для ядения во все времена, предлагая еще прекрасное вино, которое Она дает смешанным с водой и хлебом». Рыба, о которой говорит епископ Аверкий – это Христос. Хлеб и вино, смешанное с водой, – Евхаристия. Вероятно, сейчас это известно не только христианам. В те далёкие времена эти символы были понятны только им.

Сохранились самые разные изображения рыбы. Нарисованную рыбу можно было встретить и на стенах катакомб, и на отдельных предметах. Почему эти изображения были так распространены? Во-первых, образ рыбы часто употребляется в евангельском повествовании. Вот, например, будущие апостолы, – они ведь были простыми рыбаками. Или, как говорит Евангелие – рыболовами. Обращаясь к ним, Христос употреблял близкие и понятные им образы, связанные с морем, с рыбной ловлей, называл их «ловцами человеков». Говоря о Царствии Божием, Господь сравнивал его с неводом, закинутом в море и захватившим множество рыб всякого рода. Ещё можно вспомнить о том, как Господь чудесным образом напитал пять тысяч человек пятью хлебами и двумя маленькими рыбками.

Рыба была символом Самого Христа. Дело вот в чём. Слово «рыба», произносимое по-русски, имеет четыре буквы. А в греческом языке оно состоит из пяти букв. И вот эти пять букв, составляющих греческое слово «рыба», являются первыми буквами пяти самых важных слов, говорящих о Христе: Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. Если эти пять слов написать на греческом языке, и не в строчку, а в столбик, одно под другим, то из первых букв этих слов получится слово РЫБА. Вот потому, что это слово как бы заключало внутри себя самые важные слова, говорящие о Господе, рыба и была Его символом.

Изображение рыбы обозначало не только Спасителя, но и христиан. Христос посреди христиан изображался как большая рыба, окруженная маленькими рыбками. До наших дней археологи находят в катакомбах маленьких рыбок из металла, перламутра, из стекла и камня. Их первые христиане носили на шее, подобно тому, как мы носим нательные крестики. На этих рыбках встречаются слова «спаси» или «да спасёшь», как и на наших крестах присутствует надпись: «Спаси и сохрани». Есть такое изображение Евхаристии: рыба, на спине которой корзина с хлебами и кувшин красного вина.

А вот изображение виноградной лозы. «В Ветхом Завете виноградная лоза, принесенная посланцами Моисея из земли Ханаанской, была символом Земли Обетованной. В Новом Завете она поэтому также служит символом рая, земли, обетованной тем, кто причащается Телу и Крови Христовым, – членам Церкви. Виноградная лоза, в качестве декоративного сюжета, продолжает существовать в Церкви и по сей день с тем же символическим значением». Сам Господь говорит о Себе: «Я есть истинная виноградная лоза… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15, 1, 4). Поэтому изображение виноградной лозы и её ветвей указывает на Христа и Его Церковь.

Часто встречается изображение лозы с гроздьями спелого винограда. Это может быть сцена сбора винограда, или изображение птиц, которые клюют виноградные ягоды. Все эти рисунки прикровенно указывают на главное таинство нашей Церкви: Евхаристию. Люди, собирающие виноград, или птицы, клюющие виноградные гроздья, представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.

И, наконец, третья тема, которая выделяется профессором кафедры всеобщей истории искусств Российской академии живописи, ваяния и зодчества Г.С. Колпаковой – это образы молитвы. В катакомбах мы встречаем изображения фигур, руки которых воздеты в характерной молитвенной позе – оранте. Эта молитвенная поза (обе руки, воздетые к Богу) была известна и в ветхозаветные времена, использовалась и в языческих религиях (Древнего Египта и Месопотамии). Слово «оранта», в переводе означает «молящая». В катакомбах изображение молящейся женской фигуры с характерно воздетыми вверх руками, помещали рядом с захоронениями.

Возможно, первоначально такие образы молящихся были реальными лицами. Пример такого изображения приводит Голубцов: «на одном древнем саркофаге представлена стоящая в ковчеге женщина с поднятыми молитвенно руками и, как видно из надписи, эта фигура есть не что иное, как просто изображение или в своём роде портрет положенной в этом саркофаге покойницы».

Поза оранты становится символом христианской молитвы. Она приобретает «вполне определенное значение человеческой души, со своей личной судьбой и индивидуальным путем ко Спасителю». Тип «оранты» будет воспринят в иконографии Божией Матери, Которая молится Своему Господу и Сыну за весь род человеческий. Можно вспомнить икону праздника Вознесения Господня, а также отдельный тип изображения Богородицы, который так и называется «Оранта» – Молящаяся.

Не только «оранта», но и некоторые иные сюжеты катакомбной живописи будут восприняты последующими поколениями христиан. А что-то останется достоянием тех прекрасных времён. Мы же, друзья, продолжим наш разговор и поговорим о том, каким образом в катакомбах изображался Иисус Христос.

Юлия БЕЛКИНА

Крипта отличается от капеллы своими большими размерами. Что касается росписей, то и в крипте, и в капелле их было гораздо больше, чем в кубикулах (погребальных комнатах).

Покровский Н. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период (электронный вариант)

Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. С-П., 2005. С. 39

Цитируется по: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. (электронный вариант).

Цитируется по: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. (электронный вариант).

Голубцов А. П. Указ. соч.

Голубцов А. П. Там же.

Покровский Н.В. Живопись катакомб. Памятники искусства и иконографии в древнехристианский период.(электронный вариант).

Киприан Карфагенский. Письмо к фиваретянам, с увещанием к мученичеству.

Голубцов. Из чтений по церковной археологии и литургике.

Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. (электронный вариант).

Голубцов. Из чтений по церковной археологии и литургике.

Джованна Парравичини. Живопись римских катакомб. (электронный вариант).

Катакомбы Рима

Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — большая сеть подземных туннелей, которые начали появляться в дохристианскую эпоху. В те времена эти запутанные коридоры служили местом захоронения, а сегодня они являются популярной достопримечательностью итальянской столицы.

Катакомбы Рима – удивительный подземный мир Вечного города

Римские катакомбы случайно открыли в XVI веке и их начал изучать Антонио Бозио – итальянский археолог, который первым описал древние подземные кладбища. Его последователем в середине XIX века стал Джованни Баттиста де Росси, который за 40 лет открыл 27 катакомб. Археологами установлено, что туннели возникли в I веке нашей эры.

Катакомбы вырыты в вулканическом туфе на глубине от 8 до 25 метров и состоят из одного, двух, трех и даже четырех этажей, которые соединяются высеченными лестницами. Стены самых известных туннелей расписаны фресками и выложены мозаикой.

В Риме и его окрестностях насчитывается более 60 катакомб общей протяженностью 150 км. Они в основном строились вдоль консульских дорог, таких как Аппиева (Via Appia), Остийская (Via Ostiense), Лабиканская (Via Labicana), Тибуртинская (Via Tiburtina) и Номентанская (Via Nomentana).

Аппиева дорога

В наше время эти древние подземные ходы являются популярным туристическим местом. Из всех известных катакомб Рима посетить можно только 6 катакомб, в которых проведено электричество. Осмотр туннелей проходит в сопровождении гидов.

Катакомбы святого Каллиста

Катакомбы святого Каллиста (итал. Catacombe di San Callisto) – старейшее и наиболее сохранившееся кладбище Аппиевой дороги. Туннели этого комплекса, созданные в конце II века, занимают площадь в 15 гектаров и составляют почти 20 км подземных ходов, которые спускаются на глубину до 20 метров. В начале III века кладбище было значительно расширено по указу Папы Римского Каллиста, в честь которого назван погребальный комплекс. В этих катакомбах погребено более 50 000 христиан, включая многочисленных мучеников и понтификов.

Что посмотреть

Гробница Пап (итал. La cripta dei Papi) – самое важное место в катакомбах святого Каллиста. Здесь находятся 16 ниш для саркофагов и монументальная гробница на задней стене. Эту часть комплекса в 1854 году обнаружил археолог де Росси, давший ей название «маленький Ватикан», поскольку гробница стала местом захоронения для 9 Пап Римских и 8 епископов III века. На стенах можно увидеть имена понтификов, высеченные на греческом языке.

В соседнем склепе находится могила святой Цецилии (итал. La tomba di Santa Cecilia), украшенная фресками и мозаикой IX века. По указу Папы Пасхалия I в 821 году мощи святой были перенесены из катакомб в храм св. Цецилии в Трастевере, где хранятся по сегодняшний день. А в катакомбах на месте первого захоронения установлена статуя святой Цецилии.

Катакомбы святого Себастьяна

Катакомбы св. Себастьяна (итал. Catacombe di San Sebastiano) находятся в южной части Рима вдоль Аппиевой дороги. Туннели этого комплекса образовались в результате добычи пуццолана и изначально использовались для языческих захоронений, а со временем и христианских. Название катакомбы получили от имени святого Себастьяна, который был здесь погребен в конце III века.

Внутри катакомбы этого некрополя очень похожи на катакомбы святого Каллиста. Они имеют 4 уровня глубины и запутанные подземные коридоры, в которых все еще видны старинные надписи и фрески религиозной тематики.

Туристический маршрут в катакомбы начинается с барочной базилики святого Себастьяна, строительство которой заказал кардинал Шипионе Боргезе в XVII веке.

В храме, помимо мощей святого Себастьяна, хранятся такие священные реликвии как камень с отпечатком Иисуса Христа, некоторые из стрел, которые пронзили святого Себастьяна, колонна, к которой был привязан святой, руки святых Каллиста и Андрея Первозванного.

Катакомбы Присциллы

Катакомбы Присциллы (итал. Catacombe di Priscilla) расположены вдоль древней Соляной дороги, по которой транспортировали соль. Название комплекса происходит от имени женщины, которая во II веке отдала свои владения для подземного кладбища, строительство которого длилось три столетия. Туннели этих катакомб простираются на 13 километров на разных уровнях глубины и хранят около 40 000 захоронений.

В катакомбах Присциллы до наших дней сохранилось много фресок, датируемых II-IV веками. Здесь можно увидеть самые старинные изображения Богородицы с младенцем и Богородицы Оранты.

Изображение Богородицы Оранты, III век

Катакомбы Домитиллы

Катакомбы Домитиллы (итал. Catacombe di Domitilla), расположенные на Ардеатинской дороге, являются крупнейшим местом захоронения древнего Рима. Во II веке в этих туннелях начали появляться отдельные семейные склепы, которые в конце IV века объединились в большой некрополь, состоящий из 4-х уровневых галерей и коридоров общей протяженностью 17 км. В катакомбах Домитиллы насчитывается около 150 000 захоронений. В основном мертвых погребали в мелких щелях, выбитых в камнях, а у богатых римлян были настоящие фамильные гробницы.

В комплекс входит полуподземная базилика IV века, в которой до IX века хранились мощи святых Нерея и Ахиллея – важнейших римских мучеников. Сегодня с этой церкви начинаются экскурсии по катакомбам Домитиллы.

Базилика в катакомбах Домитиллы

Посещая катакомбы Домитиллы, можно увидеть великолепные фрески, которые сохранились до наших дней и знакомят нас с жизнью ранних христианских общин, их верой в воскресение и вечную жизнь.

Катакомбы святой Агнессы

Катакомбы святой Агнессы (итал. Catacombe di Sant’Agnese) датируются III—IV веками и названы в честь христианской мученицы Агнессы Римской, которую здесь похоронили. Ее могилу посещали римские и иностранные паломники. Также святая Агнесса была очень почитаема семьей императора Константина, который заказал строительство базилики Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура над подземным кладбищем. Сегодня в этом храме хранятся мощи святой, перенесённые из катакомб.

В катакомбах святой Агнессы, в отличие от прочих катакомб, нет фресок и росписей, но в нескольких склепах можно увидеть множество старинных надписей.

Катакомбы святых Марцеллина и Петра

Катакомбы святых Марцеллина и Петра (итал. Catacombe dei Santi Marcellino e Pietro) находятся в Риме на древней Лабиканской дороге. Туннели этого комплекса, построенные во II-III веке, спускаются на глубину до 16 метров и занимают площадь в 18 000 м². Склепы подземного кладбища украшены фресками библейских сюжетов.

Комплекс катакомб святых Марцеллина и Петра включает одноименную базилику и мавзолей Елены.

Информация для туристов

Адрес Как добраться от вокзала Термини Стоимость билета* График работы Выходные дни
Катакомбы св. Каллиста Via Appia Antica, 110 доехать на метро до станции Colosseo (линия B), затем пересесть на автобус № 118 до остановки Catacombe di San Callisto полный — € 8, льготный — € 5 09.00-12.00; 14.00-17.00 среда
Катакомбы св. Себастьяна Via Appia Antica, 136 доехать на метро до станции Colosseo (линия B), затем пересесть на автобус №118 до остановки Basilica S. Sebastiano полный — € 8, льготный — € 5 10.00 — 16.30 воскресенье
Катакомбы Присциллы Via Salaria, 430 доехать на автобусе № 92 или 310 до остановки Priscilla полный — € 8, льготный — € 5 09.00 — 12.00; 14.00 — 17.00 понедельник
Катакомбы Домитиллы Via delle Sette Chiese, 282 доехать на автобусе № 714 до остановки Navigatori и 10 минут пройти пешком полный — € 8, льготный — € 5 09.00-12.00; 14.00-17.00 вторник
Катакомбы св. Агнессы Via Nomentana, 349 доехать на метро до станции S. Agnese/Annibaliano и 5 минут пройти пешком полный — € 8, льготный — € 5 09.00-12.00; 15.00-17.00
Катакомбы св. Марцеллина и Петра Via Casilina, 641 доехать на автобусе № 105 до остановки Via Casilina/Berardi полный — € 8, льготный — € 5 10.00; 11.00; 14.00; 15.00; 16.00 четверг

*Экскурсия включена в стоимость входного билета.

Вход бесплатный для людей с ограниченными возможностями, детей до 5-6 лет, студентов Папского института христианской археологии.

Праздничные дни: 25 декабря, 1 января, Пасхальное воскресенье.

С более подробной информацией и особенностями посещения можно ознакомиться на официальных сайтах:

  • Катакомбы святого Каллиста;
  • Катакомбы святого Себастьяна;
  • Катакомбы Присциллы;
  • Катакомбы Домитиллы;
  • Катакомбы святой Агнессы;
  • Катакомбы святых Марцеллина и Петра.

Планируете в ближайшее время посетить Вечный город? Предлагаем вашему вниманию обзор лучших отелей Рима с описанием и фото. В этом городе вы найдете множество интересных мест и достопримечательностей, одной из них является базилика Санта-Мария-Маджоре, здесь сохранилась мозаика еще с 5 столетия.

Римские катакомбы

Впоследствии, в окрестностях Рима, катакомб было открыто несколько десятков. Говорят, общая длина их коридоров составляет более 500 километров. Cамые древние датируются 107 годом, а вовсе не первым веком, как думают доверчивые читатели романа Сенкевича «Камо грядеши».

Христиан в Риме хоть и не жаловали, но репрессиям подвергали с большими перерывами. Иногда их на долгие годы оставляли в покое, потом вдруг снова хватали, сажали в тюрьмы, пытали, казнили. Потом опять все на несколько лет стихало.

Римские катакомбы — античные подземные захоронения.
Фото peet-astn

Император Троян на вопрос правителя Вифании Плиния Младшего как поступать с христианами, ответил, что разыскивать их и следить за ними не надо, но если на них донесут — наказывать. Так что меру гонений и их продолжительность часто определяли характер и личные убеждения правителей провинций. Бывало, что в Риме христиане жили спокойно, а в Африке или Галии их жестоко преследовали, и наоборот. Иногда, спасаясь от преследований, они бежали из одной провинции в другую, иногда скрывались в катакомбах.

Катакомбы святой Домитиллы в Риме

После смерти императора Валериана I христиан в Риме больше двадцати лет никто не трогал, и у них было время обустроить жизнь своей общины. Город был разделен на 46 приходов, каждый со своей церковью, священником, диаконом и клиром. Они помогали бедным, посещали больных, поучали новообращенных, собирали на все это деньги. Язычники приходили послушать проповеди, участвовали в открытой для них части богослужений. Но все это было возможно лишь потому, что большинство церквей находилось в частных домах богатых людей.

Гробница святой Присциллы в Риме

Как умудрялись христиане собираться для молитвы, не вызывая подозрений? Да просто, по обычаю, богатые римляне по утрам принимали посетителей — клиентов, вестников с письмами из провинций, торговцев невольниками, вольноотпущенных, друзей. Все они свободно заходили во внутренний двор, кто-то шел во внутренние комнаты, кто-то, передав то, что ему было нужно, слугам, уходил, не повидав хозяина. Так что входить поутру в дом и выходить из него, можно было не возбуждая подозрения и любопытства.

Катакомбы же поначалу были в основном местом погребения. А поскольку для римлян почитание усопших было священным, они отдавали христианам тела казненных собратьев и не мешали хоронить их в запутанных многоуровневых подземных галереях, образовавшихся на месте старых каменоломен и карьеров.

Катакомбы святой Присциллы в Риме

«Всякий делает принадлежащее ему место священным, принося туда своих мертвых», — гласил римский закон. Катакомбы были известны магистратам и полиции и должны были строиться по определенным правилам: было запрещено вести работы выше уровня земли, так что, когда катакомба наполнялась, прорубали ступени на более низкий уровень и начинали строить галерею ниже. Некоторые катакомбы насчитывают шесть уровней.

Умерших христиан клали в выдолбленные в камне одну над другой ниши — без гробов, просто завернув их тела в чистый холст, пропитанный ароматическими составами — и закрывали мраморными плитами или кирпичами, на которых иногда писали имя покойного, а иногда изображали один из христианских символов: якорь, рыбу, голубя, агнца, льва, оливковую ветвь, лилию, виноградную лозу, корзину с хлебом…

В таких прямоугольных нишах хранились останки большинства усопших

Узкие коридоры изредка расширялись, образуя круглые или квадратные залы, где в годовщину смерти собирались помолиться о милости Божьей к усопшим, почитать священные книги и пропеть гимны в честь в Бозе почивших. Там возникало ощущение единства Церкви, в которой живые молятся за умерших, а те помогают живущим своим заступничеством. Отсюда традиция совершать литургию на мощах святых, частицы которых потом стали зашивать в особые платы — антиминсы.

Бывали и трагические эксцессы. Так в начале 80-х годов III-го века император Нумериан велел засыпать вход в одну из каменоломен в тот момент, когда там собрались верующие. Когда после прекращения гонений вход отрыли, в подземелье нашли трупы мужчин, женщин и детей, а рядом — чаши, приготовленные для причастия…

Катакомбы святой Присциллы
Фрагмент росписи

К IV веку хоронить в катакомбах перестали. Последним погребенным в них римским епископом стал папа Мельхиад. Его преемника Сильвестра похоронили уже в базилике Сан-Сильвестро-ин-Капите.

Вслед за паломниками в подземелья потянулись грабители, и чтобы уберечь останки святых от осквернения, их стали переносить в городские церкви. Папа Бонифаций IV по случаю освящения Пантеона вывез из катакомб тридцать две повозки с мощами святых. При папе Пасхалии I из катакомб было извлечено две тысячи триста мощей святых. С конца IX века паломничество в римские катакомбы практически прекратилось, и на 700 с лишним лет о них забыли.

Статуя святой Цецилии – копия знаменитой работы, выполненной Стефано Мадерно в 1599 году в катакомбах святого Каллиста (Сан-Каллисто)

Первым в XVI веке ими заинтересовался папский библиотекарь Онуфрий Панвинио: он исследовал раннехристианские и средневековые источники и составил список 43 римских захоронений. Его книга вышла в 1568 году.

А уж потом изучением катакомб занялся Антонио Босио, описавший результаты своих трудов в трехтомном сочинении «Подземный Рим» (Roma sotterranea). Но открытые им подземелье вскоре снова погребло под завалом, и в следующий раз археологи раскопали их лишь в 1921 году.

На заставке: Кубикулы (дословно покой) небольшие камеры расположенные по сторонам основных ходов

Древнехристианское искусство катакомб (стр. 1 из 3)

Древние памятники христианского искусства и иконографии находятся в катакомбах или подземельях, вырытых древними христианами для погребения мертвых и отправления богослужения во время гонений. Таких катакомб найдено много и в разных местах. Лучше других исследованы римские катакомбы.

Хотя христианство в Римской империи и было гонимо, но у христиан была некоторая возможность собираться в катакомбах, т.к. римское законодательство допускало свободное существование погребальных ассоциаций, какого бы вероисповедания они не держались. Христиане пользовались правом собраний в местах погребений своих соратников и даже могли иметь свои алтари для отправления их культов.

Римские катакомбы занимают огромное пространство и находятся, как правило, за городскими стенами. Наиболее известны из них катакомбы Каллиста и Севастиана на Аппиевой дороге, Св. Агнии и Острианские на Номентанской дороге, Прискиллы на Новой Соляной дороге, и катакомбы Домитиллы неподалеку от катакомб Каллиста.

В расположении катакомб различаются коридоры и отдельные помещения. Принято различать три вида этих помещний: малые – кубикулы , средние – крипты и большие – капеллы . Коридоры катакомб чаще всего узкие, но в катакомбах Домитиллы они в некоторых местах очень широкие.

Главное содержание катакомбных галерей составляют древнехристианские гробницы в виде ниш, расположенных в стенах. Это, т.н. локулы . Некоторые из них предназначались для одного лица, а другие для нескольких вместе. Эти ниши располагались по высоте коридора в один, два или три ряда, а в некоторых катакомбах и в 10 рядов. В нишу помещалось тело умершего, а вместе с телом помещались и некоторые предметы семейной или общественной жизни – платье, оружие, монеты драгоценности, рукоделье, сосуды, богослужебная и домашняя утварь и прочее.

Отверстие локулы снаружи закладывалось каменною плитой, края обмазывались цементом, а в цемент вставлялись монеты и даже т.н. фиалы (сосуды с вином или бальзамом). На плите полагалась надпись, в которой означалось время погребения, имя умершего, количество прожитых лет, месяцев, дней и даже часов. Здесь же высекались символы, как условные знаки различения могилы умершего и его вероисповедания, например монограмма имени Иисуса Христа, рыба, пальмовая ветка, птичка с масличной веткою в клюве и т.п. Эти символические знаки и точные хронологические указания дают ключ к истории памятников катакомб и их научной классификации.

Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет собой четкий, законченный тип церкви, разделенный на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Для подземных храмов характерны арки и сводчатые потолки.

Древнейшие памятники изобразительного искусства восходят к первым векам христианства и найдены также в катакомбах. Искусство катакомб есть прежде всего искусство вероучительное. Потолки и стены в них были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени, сюжетами Ветхого и Нового Завета, различными символами. Основным принципом этого искусства является образное выражение учения Церкви через изображение конкретных событий Священной Истории.

Священные изображения на первых порах были немногочисленны по следующим причинам:

— условия жизни, в которые были поставлены первые христиане, не располагали к широкому творчеству,

— первые христиане должны были опасаться широкого распространения священных изображений из определенной предосторожности — священное изображение могло послужить предметом соблазна,

— большую сложность представляло определение во всех подробностях идеи христианства и, тем более, создание соответствующей художественной формы.

Вся совокупность дошедших до нас памятников древнехристианской иконографии и искусства может быть сведена к следующим главным группам:

1 – фресковая живопись,

2 — скульптура,

3 — стеклянные сосуды с золотыми фигурами,

4 — мозаика.

Духовное содержание фресок довольно разнообразно. Наряду с прямыми изображениями в первохристианской Церкви имел особое распространение и играл особую роль язык символов . Для постороннего наблюдателя, незнакомого с духом христианства и тайной этой символики, символические знаки не могли быть понятными. Стремление древнехристианского искусства говорить символами, нельзя назвать случайным — оно имеет свои исторические причины. Христианство появилось на Востоке, где образы и символы неразлучны с процессом мышления. Поэтому Спаситель и Апостолы, приспособляясь к восточному складу мышления, пользовались формой притчей и подобий. Много примеров символики можно видеть и в литературных произведениях церковных писателей первых веков христианства. Сам Ветхий Завет служит образом и символом Нового Завета.

Для выражения своего учения первохристианская Церковь привлекает и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии. Она пользуется формами античного искусства, греческого и римского, наполняет их новым содержанием, и от этого нового содержания изменяются и самые эти формы, вырабатываются первые иконографические типы.

Рассмотрим основные символические изображения в христианских катакомбах:

Якорь – символ христианской надежды, один из наиболее распространенных древнехристианских символов. Указание на него находим в Послании к евреям, где апостол уподобляет христианскую надежду безопасному и крепкому якорю. Иногда якорь помещается рядом с другими христианскими символами, например с голубем.

Голубь — символ Святого Духа, такое значение ему придано в евангельском рассказе о Крещении Иисуса Христа, поэтому и в катакомбах в изображении Крещения (катакомбы Люцины) Дух Святой является в виде голубя. Иногда голубь служит символом невинной христианской души. Если голубь изображается с веткой в клюве, то он служит символом мира. Голубь с виноградной кистью может означать христианскую душу, вкушающую от небесных благ. Изредка голубь означает апостола.

Феникс — символ бессмертия. В язычестве он был символом вечности. В христианской символике он встречается реже, чем голубь. В христианстве феникс служил также символом Воскресения.

Павлин – символ бессмертия, так как, по мнению древних, его тело не подвергалось разложению.

Петух – символ Воскресения, потому, что своим пением он пробуждает людей от сна, а пробуждение от сна переносит мысль христианина к Страшному Суду. В соединении с изображением апостола Петра петух имеет историческое значение – он указывает на отречение этого апостола.

Крест – также относится к древнехристианскому символу. Те формы креста, которые мы имеем в употреблении в настоящее время появились в христианстве не вдруг. Крест в глазах язычников служил символом позорной казни, и потому почитание его христианами вызвали насмешки и порицания. Это вынуждало христиан скрывать свои догматы под покровом символа. На первых порах христиане не только не изображали нигде распятого Христа, но даже не имели прямого изображения креста. Распространенный в дохристианской древности обычай изображения монограмм подал христианам мысль о монограмматическом изображении Христа и креста.

Древнейшая из таких монограмм представляет буква «Х», означающая, как Христа, так и крест, на котором Он был распят. Эта монограмма появляется ранее 3 в. В 3 в. добавляется в середине буква I — эта монограмма означает, Иисус Христос.

В 3-4 веках появляется монограмма в виде соединенных букв «Х» и «Р» — эта монограмма называется Константиновою, потому что по велению императора (после того как он увидел ее во сне на небе) изображена была на знаменах Константина, а потом и других императоров.

Все эти монограммы имели лишь отдаленное сходство с христианским крестом и только посвященные могли видеть в этих изображениях действительно форму креста. Древнейшие изображения распятия в прямом виде появляются не ранее 5-6 веков.

К христианским символам относится также корабль , который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль — символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани — смерти.

Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, — распространеннейшая метафора.

Лев — символ силы и могущества. Орел – символ юности. Змея – символ зла и, в частности, дьявола. Олень — символ апостола, или кающегося, или святого. Пальма – символ победы. Оливковая ветвь – символ вечного мира. Лилия – символ чистоты. Венок – символ победы над смертью и дьяволом. Орфей с лирою в руках – редкое изображение Христа. Как Орфей своей лирой укрощал диких зверей, так Спаситель Своим Божественным словом привлекал к Себе диких людей.

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Здесь уже изображаются не отдельные простые знаки, а развертываются перед зрителями цельные, иногда сложные сцены. Творчество здесь более обширное, чем в символе и более определенное в своей идее.

Виноградная лоза – часто встречается в первохристианских росписях. Изображение лозы и ее ветвей указывает на Христа и Его Церковь: «Аз есмь лоза, вы же рождие. Такие изображения имеют целью указать христианам на центральное Таинство Церкви — Евхаристию. Люди или клюющие гроздь птицы представляют христиан, питающихся Телом и Кровью Христовыми.

Десять дев — (фрески катакомбы Агнии 3 в., катакомбы Кириака) – притча о разумных и неразумных девах.

Добрый Пастырь – имеет тесную связь с символом агнца и опирается на библейские основания. В книге пророка Иезекииля и в псалмах Давида мир представляется под образом овчарни, управляемой Богом-Пастырем. Значение этого символа объясняется легко из евангельской притчи о Добром Пастыре. Пастырь есть Спаситель, поднявший на Свои рамена заблудшую овцу, Искупитель рода человеческого.

ПОДЗЕМНЫЙ РИМ

Удивительное явление, свойственное Риму – это скрытый “Вечный город”, замурованный под землей со времен Римской империи. Бесчисленное количество зданий и базилик города построены на фундаменте дворцов и храмов Древнего Рима. Когда здания буквально уходили под землю, поглощались культурным слоем и разрушались (в результате пожара или землетрясения, или каких-либо природных катаклизмов), сверху строили новые, не уничтожая их. Отчасти поэтому сегодня мы имеем так много примеров городской архитектуры и живописи первых веков цивилизации и христианства, спрятанных, словно заботливо прикрытых от непогоды и сильного ветра, более новыми постройками.

Королеву дорог, древнюю Аппиеву дорогу, из-за многочисленных античных строений и захоронений, тянущихся вдоль нее, называют самым длинным музеем мира. Здесь вы сможете посетить одни из самых известных и значимых катакомб Рима — катакомбы Св. Себастьяна и Св. Каллиста. Рекомендуем начать с посещения катакомб Св. Каллиста, до которых можно добраться от станции метро Circo Massimo (metro B) или Piramide на автобусе 118 прямо до остановки Catacombe S.Callisto. Катакомбы Св. Себастьяна, как и многие другие достопримечательности, находятся в пешеходной доступности от катакомб Св. Каллиста. Ориентироваться здесь очень легко, поскольку вдоль древней римской дороги везде стоят указатели. А если не хочется уезжать из центра Рима, то недалеко от Колизея откройте для себя подземелье базилики Св. Климента. Расскажем обо всем этом подробнее.

АППИЕВА ДОРОГА (VIA APPIA ANTICA)

Это была самая значимая из общественных дорог Древнего Рима. Заложенная еще в 312 году до н.э. Аппием Клавдием Цеке, она вела из Рима в Капую, а позднее – в Бриндизи (город в регионе Апулия). Первый участок дороги – до Капуи, протяженностью 195 км, – был построен для военных целей, в помощь римлянам против самнитов. Строители выровняли возвышенные места и засыпали овраги и впадины, чтобы римские легионеры могли беспрепятственно и быстро передвигаться. Позднее Аппиева дорога стала важнейшей магистралью для торговли товарами и рабами с востока. В 71 году до н.э., после подавления восстания Спартака, вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима были распяты более 6000 пленных рабов. По ее сторонам возводились монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Римский закон запрещал захоронения в черте города, поэтому для погребений использовались земли, прилегающие к крупным дорогам, ведущим из Рима.

Вдоль Аппиевой дороги сегодня расположено множество интересных памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на античных руинах, ренессансные и барочные постройки. До сих пор Аппиева дорога вымощена древними массивными камнями, по которым можно прогуливаться. Самые известные катакомбы вдоль Аппиевой дороги — это катакомбы Св. Каллиста, Св. Себастьана и Св. Домициллы. Рим окружен еще очень хорошо сохранившейся до наших дней крепостной стеной, возведенной в 271-275 годах при императоре Аврелиане.

ЦЕРКОВЬ «QUO VADIS?»

В здании ворот Св. Себастьяна, откуда начинается самая примечательная часть Аппиевой дороги, ныне действует музей Аврелиановых стен. Недалеко от ворот Св. Себастьяна находится церковь «Камо глядеши?» («Quo Vadis?», Via Appia Antica, 51). По легенде, именно на этом месте апостол Петр, спасающийся бегством от гнева Нерона, встретил Иисуса Христа и спросил его: «Господи, куда путь держишь?», на что Иисус ответил: «Я иду в Рим, чтобы быть распятым второй раз!». Устыдившись своего бегства, Петр возвратился обратно в Рим, чтобы достойно принять мученичество. На месте их встречи и была построена церковь.

КАТАКОМБЫ СВЯТОГО КАЛЛИСТА (CATACOMBE DI SAN CALLISTO)

www.catacombe.roma.it, Via Appia Antica 110/126, взрослый/льготный €8/€5, пн-вс 9.00-12.00 и 14.00-17.00. Закрыто 25 дек, 1 янв и 1 воскресенье Пасхи.

Катакомбы Св. Каллиста — это один из наиболее известных исторических и религиозных памятников Рима. Среди всех подземных кладбищ эти катакомбы Рима самые посещаемые. Тоннели и галереи, расположенные на четырех уровнях, представляют собой запутанный лабиринт. Здесь находятся бесчисленные саркофаги, склепы, кубикулы, украшенные эпитафиями и резьбой, фрагменты старинных масляных ламп и ваз.

История катакомб Св. Каллиста насчитывает почти 2000 лет. Необычные подземные пещеры, как полагают, служили местом частных христианских захоронений. Обустройством и расширением катакомб занимался в конце II века диакон Каллист, провозглашенный впоследствии римским папой. В честь него и были названы эти подземные лабиринты, где стало традицией хоронить первых христиан. На протяжении всей истории здесь были погребены более 50 мучеников и 16 римских пап, что делает его одним из самых важных христианских кладбищ. Катакомбы были обнаружены итальянским археологом Джованни Баттиста в 1854 году, который назвал их «маленьким Ватиканом – центральным памятником всех христианских кладбищ».

Размеры катакомб Св. Каллиста впечатляют – тоннельный комплекс простирается почти на 19 километров и состоит из 4 уровней. Самый глубокий из них пролегает на глубине почти 20 метров. Из внутренних помещений особо примечательны Крипта пап и склеп Св. Цецилии, покровительницы духовной музыки. На стенах галерей посетители могут увидеть древние фрески, скульптуры и другие ценные артефакты.

КАТАКОМБЫ СВЯТОГО СЕБАСТЬЯНА (CATACOMBE DI SAN SEBASTIANO)

www.catacombe.org, Via Appia Antica 136, взрослый/льготный €8/€5, пн-вс 10.00-17.00 (последний посетитель до 16.30). Закрыто 25 дек, 1 янв.

Другие главные катакомбы Рима -катакомбы Св. Себастьяна. Когда именно они были построены, историки затрудняются сказать. Единственное, что известно наверняка – это то, что они появились намного раньше одноименной базилики. Подземные галереи использовались в качестве кладбища для христиан, а также как место проведения тайных религиозных собраний в худшие времена гонений на христианство.

Изящная базилика, возведенная в IV веке, официально называется «San Sebastiano fuori le mura», что в переводе означает «Сан-Себастьяно вне стен». Это означает, что церковь была построена за пределами города. Базилика посвящена одному из самых почитаемых в католической религии мученику — святому Себастьяну, жившему в III веке н.э. Первоначально храм был известен как Базилика Апостолов. Согласно легенде, на этом месте находились мощи апостолов Петра и Павла, которые позже были перенесены в другие церкви. Прах Св. Себастьяна по-прежнему хранится здесь, внутри базилики.

Катакомбы Св. Себастьяна всегда были самыми доступными из многочисленных подземных кладбищ Вечного города. По этой причине они сохранились немного хуже, чем остальные. И тем не менее, посетители смогут увидеть подземные туннели общей протяженностью около 11 километров. Стены катакомб украшают древние мозаики, граффити, настенные росписи. Хорошо сохранились фрески христианской тематики: Оранта (молящаяся Богоматерь), Иисус в яслях, Моисей, цикл фресок о пророке Ионе. Также в туннелях катакомб находятся старые христианские склепы и саркофаги. В одной из галерей стоит небольшой подпольный алтарь, который использовался во время проведения богослужений.

Один из приделов базилики Св.Себастьяна заслуживает особого внимания — это часовня со святыми реликвиями. Здесь хранится стрела, поразившая святого, и часть колонны, к которой он был привязан во время пыток. В базилике также установлен бюст мученика, предположительно изваянный знаменитым итальянским художником эпохи Возрождения Джованни Лоренцо Бернини. Базилика Св. Себастьяна является одной из семи церквей Рима, которые обязательно посещают все католические паломники.

БАЗИЛИКА СВЯТОГО КЛИМЕНТА (BASILICA DI SAN CLEMENTE)

www.basilicasanclemente.com, Via Labicana 95, взрослый/льготный €5/€3,50, пн-сб 09.00-12.30 и 15.00-18.00, последний посетитель в 12.10 и 17.40), вс и праздники 12.00-18.00, последний посетитель в 17.40). Закрыто 25 дек, 1 янв и 1 воскресенье Пасхи. Фото-видео съемка запрещена.

В десяти минутах ходьбы от Колизея, на Виа Лабикана (Via Labicana), находится старинная базилика Св. Климента (Basilica di San Clemente). Скромная внешним фасадом, она настоящее сокровище изнутри, слоеный пирог из эпох и стилей. Здание построено на месте двух еще более древних храмов, раннехристианского (IV век) и языческого (III век). Самый ранний храм был возведен на руинах домов, уничтоженных Нероновым пожаром, — это две постройки I века нашей эры.

Осмотрев верхний уровень – средневековую базилику, богато украшенную византийской апсидальной мозаикой XII века, — вы спускаетесь по каменной лестнице в сырое темное подземелье, где можно увидеть удивительные фрески первых христиан и послушать шум подземных рек. Здание, построенное на руинах пожарища в I в. н.э., предположительно принадлежало консулу Титу Флавию Клементу, родственнику правящей императорской династии Флавиев. Предание утверждает, что Клемент (не путать со Св. Климентом) был первым христианским сенатором и мучеником — император Домициан казнил его за симпатии к христианским обрядам. По одной из версий, в частном доме консула могли проводиться христианские богослужения, которыми заправлял Св. Климент, римский епископ и один из первых римских пап после апостола Петра.

На самом нижнем уровне базилики находится митрей – святилище бога Митры. Здесь вы увидите уникальный алтарь с изображением языческого божества, пронзающего кинжалом быка.

Я являюсь участником организации «Roma Sotterranea», что в переводе с итальянского языка как раз означает подземный Рим. Мне довелось побывать во многих подземельях Рима, и сегодня я расскажу об одном из них.

Речь пойдет о подземельях Базилики Святого Хрисогоно (Basilica di San Crisogono), которая находится в районе Трастевере. Может быть, когда вы приедете в Рим и будете бродить по узким улочкам этого района, вы захотите посетить эту церковь и ее подземелья. Вот так она выглядит снаружи:

Заходите внутрь и идите в ризницу, которая находится слева от абсиды, там надо оставить небольшое пожертвование (примерно 3 евро). А теперь спускайтесь по лестнице вниз и вы окажетесь на 5-6 метров ниже уровня действующей церкви.

Сориентироваться в этом подземелье достаточно сложно, с толку сбивает большое количество стен, я попробую рассказать вам про это место в хронологическом порядке. Итак, на этой фотографии вы можете увидеть выступающие из-под земли стены строений II-III веков:

Мы не знаем, что это были за сооружения, может быть, жилые дома или административные здания, археологи пока затрудняются сказать что-то определенное. Затем сверху этих строений примерно в IV веке было построено просторное помещение, некоторые археологи полагают, что оно использовалось для собраний христиан и отправления христианского культа.

На этой фотографии можно увидеть пол IV века, а точнее то, что от него осталось, мраморные плиты были сняты, но прекрасно видно подготовительный слой:

А это стена IV века:

Теперь посмотрите на эту фотографию, видите, это продолжение той же стены, но уже совсем другая кладка, такая техника называется «опера листата»:

Точно такую же кладку можно увидеть в апсиде:

А также в атриуме:

Техника «опера листата» была характерна для V-VI веков. На основании этого археологи сделали вывод, что примерно в этот период первоначальное помещение IV века было увеличено, к нему была добавлена апсида и атриум. Это мнение археологов подтверждает и письменный источник, который говорит о существовании церкви, посвященной Святому Хрисогону, в 499 году.

Церковь была однонефная и имела внушительные размеры: 35 метров в длину и 18 метров в ширину. Сейчас нам сложно представить реальные размеры этой базилики, так как мешают построенные позднее стены, поддерживающие вышестоящую церковь.

Что случилось дальше? В период с 731 по 741 год по указанию Папы Григория III в апсиде была сделана крипта – это помещение, которое находится под главным алтарем церкви, там обычно хранятся реликвии.

Крипту нашей церкви можно увидеть на этой фотографии:

Вы должны представить, что сверху был пол и алтарь. Верующие спускались по лестнице в эту крипту, проходили по полукруглому коридору и потом по центральному проходу шли к реликвиям Святого Хрисогоно. На этой фреске можно с большим трудом различить его изображение (центральная фигура) с двумя другими святыми:

Кто такой Святой Хрисогон, в честь которого названа церковь? По версии одних ученых церковь названа в честь христианского мученика Хрисогона, который принял смерть за веру в период правления императора Диоклетиана в начале IV века. По другой версии церковь названа в честь римского гражданина Хрисогона, который предоставил свою собственную землю для строительства церкви на этом месте.

А эта ниша предназначалась для размещения лампадок, чтобы освещать темное помещение крипты:

Фрески также относятся к первой половине VIII века:

Далее пойдем к левой стене нашей церкви. Здесь сохранился пол VIII века:

Обратите внимание на мраморную плиту с надписью, это была надгробная плита, которую в VIII веке использовали в качестве строительного материала.

Сохранившиеся на стене фрески относятся к этому же периоду:

На них изображены святые в золотых медальонах.

На правой стене церкви можно увидеть фрески X века, они представлены тремя регистрами: в нижнем – красивая драпировка, в центральном – сцены из жизни Святого Бенедикта, а верхний, к сожалению, был уничтожен во время строительства вышестоящей церкви:

Обратите внимание, насколько пол в X веке был выше по сравнению с уровнем пола IV века, в X веке ходили на том уровне, где начинается фреска:

Пол IV века ниже этого уровня примерно на 40 сантиметров.

Почему поднимается культурный слой? В Риме это обусловлено двумя факторами. Во-первых, естественная причина связана с частыми разливами Тибра, во время которых намывало ил и грязь. Во-вторых, искусственное поднятие уровня земли, когда люди специально сваливали разные отходы в подверженные затоплению места, чтобы поднять почву до безопасного уровня.

Таким образом, в начале XII века церковь Святого Хрисогона оказалось труднодоступной для посещения, и было принято решение засыпать первоначальную базилику и сверху построить новую.

Сейчас самое время попрощаться с подземельями, поднимайтесь по лестнице и пойдем смотреть верхнюю базилику, через которую вы попали сюда вниз. Я отвлекусь немного от нашей темы «Подземный Рим», так как мне нравится рассказывать о достопримечательностях Вечного города в хронологическом порядке с самого начала и до наших дней.

Верхняя базилика была построена в 1123 году, о чем свидетельствует надпись на мраморной плите:

Верхняя базилика разделена колоннами на три нефа:

Обратите внимание на эти колонны, они античные, сделаны из цельного гранита и в древние времена, скорее всего, украшали языческий храм или какое-нибудь административное здание. В период средневековья античные строения служили каменоломнями, материал использовали для строительства церквей, таким образом, эти колонны оказались здесь.

А теперь посмотрите вниз, и вы увидите под вашими ногами прекрасно сохранившийся пол в стиле косматески:

Это название происходит от фамилии мастеров-мраморщиков, которые жили в XII веке и придумали выкладывать полы кусочками разноцветного мрамора, образующими завораживающий рисунок. Вы можете увидеть такие полы во многих церквях Рима, в основном это переработка XV века, но в церкви Святого Хрисогоно они относятся именно к XII веку.

Но обратите внимание на пол рядом с главным алтарем, здесь вы увидите мозаику с изображением орлов и драконов:

Это геральдические символы семьи Боргезе, по заказу кардинала Сципиона (Шипионе) Боргезе церковь Святого Хрисогоно была очень сильно отреставрирована и переделана с добавлением барочных элементов. Папы и кардиналы того времени не «страдали» скромностью и стремились увековечить себя для потомков, оставляя свои геральдические символы. Именно поэтому и сегодня мы можем увидеть орлов и драконов семьи Боргезе на полу, а также на фасаде этой церкви:

Это были последние существенные изменения базилики Святого Хрисогоно.

Первые археологические раскопки здесь проводились, начиная с XIX века, но наиболее значимые были осуществлены в 1906 и 1923 годах. В настоящее время пока не собираются раскапывать дальше, а хотят инвестировать средства в реставрационные работы, направленные, в том числе, на сохранение и поддержание фресок нижней базилики.

На этом мой рассказ подошел к концу. Мы совершили с вами путешествие во времени, познакомившись с одним из подземелий Рима. Если вы хотите побывать в подземельях Рима вместе со мной, то вы можете заказать экскурсию «Подземный Рим».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *