Катакомбная православная церковь

Катакомбная православная церковь

История появления

Появление Катакомбной Церкви напрямую связано с переворотом 1917 г., началом казней и пыток епископов и священников, осквернением и разрушением храмов.

Дальнейшее формирование Катакомбной Церкви являлось процессом постепенным, состоящим примерно из трёх этапов, причинами которых явились:

  1. Новая волна красного террора в 1922—23 гг., изъятие церковных ценностей и образование так называемой «Живой Церкви», инспирированной советской властью.
  2. Начало проведения в 1927 г. кадровой политики советского правительства в отношении Российской Православной Церкви, вмешательство органов власти в её внутренние дела, т.е. лишение её свободы.
  3. Очередное усиление репрессий в 1930-x годах.

Отцы-Основатели Катакомбной Церкви, такие как архиепископ Андрей Уфимский, митрополит Иосиф Петроградский, архиепископ Димитрий Гдовский, епископ Виктор Вятский, архиепископ Фёдор Волоколамский и другие являлись легальными архиереями. Тем не менее, они активно осуществляли хиротонии (рукоположения) тайных епископов и священников, призывая к уходу в катакомбы. Когда с насильственным изъятием церковных зданий возможность открыто служить исчезала, они переносили свою деятельность в подполье — кто-то раньше, кто-то позже — что практически завершилось к концу 1930-x гг.

Основным из мировозренченских принципов, приведшем к уходу в катакомбы, в отличие от обновленцев «Живая Церковь» (признание Христа первым коммунистом) и сергиан (по имени Патриарха Сергия, подписавшего декларацию о сотрудничестве с советской властью — Московская Патриархия) — у истинно-православных христиан (Катакомбная Церковь) являлся принцип: не допустить внутреннего порабощения Церкви и вообще какого бы то ни было контроля безбожных властей над пастырями и паствою, стесняющего их религиозную совесть.

Решением Усть-Кутского Собора 1937 года все канонические направления Катакомбной Церкви являются ветвями единого древа дореволюционной Российской Православной Церкви, которым, однако, из-за конспирации было решено не иметь административное единство.

Сохранение канонического преемства в Катакомбной Церкви являлось одним из главнейших условий сохранения Истинного Православия в России.

Катакомбная Церковь ИПХ (Андреевцы)

Это самое мощное и представительное объединение из всех канонических ветвей ИПЦ. Его духовным основателем и главой являлся св. новосвященномученик Архиепископ Андрей Уфимский (родом из Рюриковичей) — одна из центральных фигур в судьбах Российской Церкви XX столетия, принявший решение о служении Богу по благословению св.прав. о. Иоанна Кронштадского, духовный сын Митрополита Антония Храповицкого (будущего главы Русской Православной Церкви Заграницей), благословлённый Святейшим Патриархом Тихоном на создание Катакомбной Церкви.

Находясь в составе Святейшего Синода, он отказался за богослужениями поминать «Временное Правительство», написал Ф. Керенскому несколько обличительных посланий. Член Предсоборного Совета. Участник Поместного Собора 1917—18 гг. Председатель съезда единоверцев (православных старого и нового обрядов). Начальник духовенства 3-й армии адмирала Колчака, входил в состав правительства Колчака. Первоиерарх всех единоверцев.

Готовить Русскую Церковь к уходу в «катакомбы» вл. Андрей начал под впечатлением событий 1905, управляя с 1911 Сухумской епархией, вл. Андрей основал в глубоких ущельях и горах Кавказа несколько тайных скитов и монастырей, которые впоследствии сделались твёрдым оплотом Катакомбной Церкви.

Так в 1912 году по благословению епископа Андрея был основан пещерный скит в честь Преображения Господня, который смог просуществовать до сего дня, и ныне является духовным центром катакомбных монашествующих и общин Кавказа.

После издания Декларации 1927 года о союзе церковной иерархии с безбожным государством вл.

Андрей не признал власти Патриархии, руководствуясь в управлении своей епархии принципами автокефалии до созыва законного Поместного Собора.

На нелегальном от советской власти Поместном Соборе 1928 года (в целях быть незамеченным советской властью, получившим название «Кочующего»), привлёкших 87 оппозиционных Патриархии архиереев, были определены первые 6 канонов, ставших незыблемым каноническим фундаментом Катакомбной Церкви.

Кроме того Отцы Собора подтвердили анафему на безбожную власть, наложенную на неё в 1918 году Патриархом Тихоном и Поместным Собором (канон 7), а также «благословление патр. Тихона архиепископу Андрею Уфимскому творить рукоположения во епископа одному тайно» (канон 18); постановили впредь, если это невозможно будет делать открыто, собирать Соборы тайно (канон 17) и утвердили принцип децентрализации церковной власти во время гонений до созыва Поместного Собора (канон 20), оговорив, что несколько епископоводных областей, находящихся во взаимном общении, могут поставлять «первенствующего над собой» (канон 17).

Всего 72 епископа от разных течений ИПЦ подписали решения «Кочующего Собора».

С началом в 1930 гг. новой волны массовых репрессий против ИПЦ произошёл окончательный переход общин на условия катакомбного существования. Масштабные репрессии против ИПХ не прекращались до середины1980 гг., то утихая на время, то опять возобновляясь. Вспыхнув с невероятной жестокостью при Хрущёве в 1958—63 гг., они возобновились в начале 1970 годов, а также в период с 1980 по 1984 гг. Но ожидаемых результатов они уже властям принести не могли, благодаря существованию Катакомбной Церкви в глубоком подполье.

В 1996—97 гг. на Катакомбную Церковь обрушилась новая волна репрессий. Кратковременная, но весьма жестокая. Осенью 1996 года стало известно о введении в действие документа МВД за №1/17464 от 23.10.96., подписанного министром Куликовым и направленного против ряда религиозных групп, действующих в России, чья деятельность, с точки зрения документа, недопустима. К документу была приложена соответствующая справка МВД, подготовленная по материалам МВД, ФСБ, Минздрава, Минсоцзащиты, Генпрокуратуры РФ. В число сектантских организаций, вносящих по мнению «справки» дезорганизующее начало в общество и имеющих антигосударственный характер, благодаря влиянию Московской Патриархии, была включена и КАТАКОМБНАЯ ЦЕРКОВЬ!

Результатом гонений стало убийство спец.агентами епископа Евгария, ряда священнослужителей, монашествующих и мирян. Пропали без вести с сопровождающими епископы Героний и Маркиян. По сообщению Освященного Собора ИПЦ 1997 г. всего за период 1996—97 гг. погибло или пропало без вести 28 связников.

Весной 1997 г. на архиепископа Амвросия был произведен ряд жестоких нападений и учинен обыск в его квартире.

На данный момент

Канонические общины ИПХ расположены практически на всей территории бывшего СССР, но наибольшей концентрации достигают в Башкирии, Восточной Сибири, Среднем Поволжье и на Урале. Немалое их количество находится также в Москве и области, в С-Петербурге, в Брянской, Архангельской и Кировской областях, в Республике Коми существуют крупные объединения общин.

Национальный состав разнороден: преобладают русские, но есть немало коми, мордвы, башкир, якутов, татар, немцев и представителей других народностей.

По оценкам советских экспертов на конец 1970 гг.

численность. ИПХ составляла 8 миллионов, а согласно «справки Совета по делам религий» за 1989-90 гг. количество катакомбников оценивалось в 2 миллиона человек.

Русская Церковь Истинных Православных Христиан (Катакомбная Церковь) является прямым каноническим легитимным продолжении и наследником Российской Православной Церкви Российской Империи, поддерживается и плотно контактирует со всеми направлениями правосланых христиан старого обряда (старообрядцами), как хранительница канонического Православия России, не признавшая и не признающая никаких нововведений, принятых Московской Патриархией (сергианцами) под давлением безбожной власти.

На основании решений Освящённого Собора ИПХ 1997 г.:

  1. Архиерейская деятельность Преосвященного Амвросия Епископа Гофтского, пока он находится на территории безбожного бывшего СССР, может быть: открытой, полуподпольной и подпольной (канон 1).
  2. Высшая юрисдикционная власть над открытыми и полуподпольными общинами ИПХ поручается Преосвященному Амвросию Архиепископу Гофтскому (канон 4).

    (Архиепископ Амвросий (граф фон Сиверс) — 1966 г. рождения, хиротонисан 7(20). 06.94. во епископа Готфского епископом Амфилохием — единолично).

Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви

Краткая история церкви

В июле 2010 г. был созван Поместный Собор Российской ИПЦ, находящейся в составе Автономной Украинской Православной Церкви в Америке, на котором была провозглашена независимость Российской ИПЦ, было восстановлено патриаршество, а митрополит Венедикт наделён титулом «Патриарха Великого града Москвы, всех православных христиан и Предстоятеля новых земель». 5 сентября 2010 г. состоялась интронизация Патриарха Венедикта (Молчанова), а новая юрисдикция взяла название «Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви». 10 октября 2010 года была совершена канонизация отрока Вячеслава (Крашенниникова) (известного как Славик Чебаркульский), а 29 ноября 2011 года — Святителя Нектария (Прот.Николая Гурьянова) Псковоезерского.

Оба новопрославленных святых почитаюстя определенной частью православных христиан (почитание не признано официальной Русской Православной Церковью, и считается источником т.н. «внутрицерковного сектанства»). Приходы церкви находятся в России и Украине. 29 мая 2012 год резиденция патриарха была перенесена в Москву. Вскоре здоровье патриарха ухудшилось, ввиду чего с 18 августа по 11 сентября 2012 года вся полнота церковной власти была передана Священому синоду (состоящего их владык Дамиана Нижегородского, Филиппа Ардатовского и Петра Солнцевского).
Однако и после восстановления здоровья патриарха, Священный синод фактически продолжал руководить церковью, отправляя на покой и запрещая в служении всякую оппозицию. В декабре 2012 года патриарх Венедикт (при помощи несовершеннолетних руководителя Канцелярии архимандрита Иосифа (Ануфриева) и игумена Варсофония (Семенчука), оба 1995 года рождения) начал восстанавливать свою власть в церкви, в итоге чего начался активный конфликт с управляющими Синодом. 25 ноября 2012 года было подписано соглашение об интеркоммунии с Православной церковью Европы. В итоге 18 декабря 2012 года епископ Дамиан и его сторонники отправили патриарха Венедикта на покой и фактически сформировали новую юрисдикцию (использующую то же самое название) — «Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви (Дамиана)». Однако и после этого патриарху Венедикту не удалось восстановить отношения с клириками, отправленными на покой во время его бездействия. 8 февраля 2013 года хор-епископ Варсофоний объявил, что вместе с епископом Кишиневским Диодором отделяется от ПРИПКЦ и образовывает новую юрисдикцию — «Российскую Православную Автономную Церковь». 8 марта 2013 года церковь провела свой Поместный Собор, на котором, в связи с состоявшимся расколом, было добавлено к наименованию церкви еще одно слово (чтобы отличаться от раскольников), и церковь стала именовться «Патриархия Российской Истинно-Православной Катакомбной Церкви (каноническая)». Также на этом соборе была установлена интеркоммуния с Греческим Православным Патриархатом Эфеса и в лике святых прославлены император Павел I и великий князь Сергей Александрович. 5 мая 2013 года Николай, патриарх всея Европы и Венедикт, патриарх Московский и Всероссийский подписали Томос о евхаристическом общении. 24 июня 2013 года церковью была канонизирована угодница Божия Пелагея Рязанская. 20 июня 2014 года ранее отделившиеся епископы во главе с митрополитом Петром (Кириченко) воссоединились с патриархом Венедиктом. 3 октября 2015 года патриарх Венедикт объявил о своем уходе на покой и принятии схимы с именем Ермоген; управление церковью перешло митрополиту Феофану (Тесленко).

Епископат:

Венедикт (Молчанов), патриарх Великого града Москвы, всех православных христиан и Предстоятель новых земель (5 сентября 2010 — 3 октября 2015)
Феофан (Тесленко), епископ Донецкий и Луганский, экзарх Украины и Новороссии (19 августа 2014 — 3 октября 2015), митрополит Крутицкий и Коломенский, временно управляющий церковью (3 октября 2015 —
Антоний (Шарабыров), митрополит Крутитский (июль 2010 —
Феодор (Коробейников), митрополит Ярославский и Сергиево-Посадский, викарий Московской епархии (июль 2010 —
Михаил, архиепископ Богородцкий, викарий Московской епархии
Диодор (Шевчук), епископ Кишиневский и всея Молдовы (10 июня 2012 —
Досифей (Траньков), епископ Псковский (2013-
Николай (Фокин), епископ Екатеринбургский
Мелхиседек (Дудка), епископ Арцизский (29 ноября 2012 — 18 декабря 2012), митрополит Киево-Галицкий (2016? — апрель 2016) (скончался)
Венедикт (Шрам), епископ Черниговский

Бывшие епископы:

Лука (Николаенко), митрополит Одесский и Измайльский (июль 2010 — 24 сентября 2012) (на покой)
Адам (Грицков), епископ Черниговский и Неженский (19 февраля 2012), архиепископ Киевский и Галицкий, экзарх Украины (19 февраля 2012 — 11 октября 2012) (на покое)
Серафим (Филютич), архиепископ Мурманский, с начала 2012 года митрополит Серафимо-Понетаевский и Мурманский ( — сентябрь 2012)
Дамиан (Парфенов), митрополит Арзамасский и Нижегородский, викарий Московской епархии (июль 2010 — 18 декабря 2012)
Георгий (Крот), епископ Минский и Полоцкий, и.о. Экзарха всея Беларуси (16 ноября 2012 — 18 декабря 2012)
Матфей (Мельников), епископ Луховицкий ( — 18 декабря 2012)
Феогност (Белов), архиепископ Тверской и Кашинский (20 июня 2014 — 2015)
Филипп (Кузнецов), архиепископ Ардатовский, викарий Московской епархии, через некоторое время уже митрополит Ардатовский и Шатковский, позже уже митрополит Крутицкий и Коломенский (июль 2010 — 2015?)
Петр (Беляков/Беликов), епископ Екатеринбургский и Челябинский ( — 5 апреля 2012), архиепископ Ступенский, викарий Московской епархии (10 октября 2012 —
Александр (Власюк), епископ Винницкий и Брацлавский
Елисей, епископ Гордненский, викарий Московской епархии (19 марта 2012 —
Георгий (Сердитый), архиепископ Казанский и Марийский (конец 2012 —
Гедеон (Новиков-Новодворский), епископ Покровский
Святослав (Соколов), епископ Царскосельский (28 декабря 2012 —
Власий (Тишков), архиепископ Ростовский и Новочеркасский (январь 2013 —
Иосиф (Ануфриев), хор-епископ Тихвинский (январь 2013 —
Сергей (Космин), епископ Бэлтский (20 июня 2014 —
Александр (Еграшин), епископ Кувандыкский и Оренбургский (7 августа 2014 —
Варсофоний (Семенчук) хор-епископ (- 8 февраля 2013), епископ Екатеринбургский и Забайкальский (5 мая 2014 — ?), единоверческий епископ Крутитский и Коломенский Викарий Московской Епархии (? — 3 октября 2015), единоверческий епископ Забайкальский и Приамурский (3 октября 2015 —
Петр (Кириченко), епископ Солнцевский и Одинцовский (11 мая 2012 — 18 декабря 2012), митрополит Солнцевский и Одинцовский (20 июня 2014 — середина 2016)

Ссылки

Официальный сайт церкви (рус.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *