Карта израиля времен иисуса христа

Карта израиля времен иисуса христа

  • Голгофа Возможное место распятия Иисуса (Мф. 27:33–37).

  • Гробница в саду Возможное место погребения, куда было положено тело Иисуса (Ин. 19:38–42). Воскресший Христос предстал перед Марией Магдалиной в саду за пределами Своей гробницы (Ин. 20:1–17).

  • Крепость Антония Возможно в этом месте Иисус был обвинён, осуждён, предан осмеянию и бичеванию (Ин. 18:28–19:16). Павел был арестован здесь и рассказал историю своего обращения (Деян. 21:31–22:21).

  • Купальня Вифезды Иисус исцелил больного в Субботу (Ин. 5:2–9).

  • Храм Гавриил пообещал Захарии, что Елисавета родит сына (Лк. 1:5–25). Завеса храма разодралась надвое, когда Спаситель умер (Мф. 27:51).

  • Притвор Соломонов Иисус провозгласил, что он Сын Божий. Иудеи хотели забросать Его камнями (Ин. 10:22–39). Пётр проповедовал покаяние после исцеления хромого (Деян. 3:11–26).

  • Красные ворота Пётр и Иоанн исцелили хромого (Деян. 3:1–10).

  • Крыло храма Здесь Иисус был искушаем сатаной (Мф. 4:5–7). (Возможное место этого события.)

  • Святая Гора (положение точно не определено)

    1. Традиционно считается, что здесь Авраам построил алтарь для жертвоприношения Исаака (Быт. 22:9–14).

    2. Соломон построил храм (3 Цар. 6:1–10; 2 Пар. 3:1).

    3. Вавилоняне разрушили храм примерно в 587 г. до Р. Х. (4 Цар. 25:8–9).

    4. Зоровавель восстановил храм примерно в 515 г. до Р. Х. (Езд. 3:8–10; 5:2; 6:14–16).

    5. Ирод расширил храмовую территорию и начал перестраивать храм в 17 г. до Р. Х. Иисус был принесён в храм младенцем (Лк. 2:22–39).

    6. В возрасте 12 лет Иисус учил в храме (Лк. 2:41–50).

    7. Иисус очистил храм (Мф. 21:12–16; Ин. 2:13–17).

    8. Иисус учил в храме при разных обстоятельствах (Мф. 21:23–23:39; Ин. 7:14–8:59).

    9. Римляне при правлении Тита разрушили храм в 70 г. от Р. Х.

  • Гефсиманский сад Иисус страдал, был предан и взят под стражу (Мф. 26:36–46; Лк.

    22:39–54).

  • Гора Елеонская

    1. Иисус предсказал здесь разрушение Иерусалима и храма. Он также говорил о Втором пришествии (Мф. 24:3–25:46; см. также ДжС–Мф.).

    2. Отсюда Иисус вознёсся на Небеса (Деян. 1:9–12).

    3. 24 октября 1841 г. Старейшина Орсон Хайд освятил Святую Землю для возвращения потомков Авраама.

  • Источник Гихон Соломон был помазан здесь в цари (3 Цар. 1:38–39). Езекия выкопал туннель, чтобы провести воду из источника в город (2 Пар. 32:30).

  • Водяные ворота Ездра прочитал и истолковал закон Моисеев народу (Неем. 8:1–8).

  • Долина Енном Совершалось поклонение лжебогу Молоху, включавшее принесение в жертву детей (4 Цар. 23:10; 2 Пар. 28:3).

  • Дом Каиафы Иисус был приведён к Каиафе (Мф. 26:57–68). Пётр отрёкся, что знает Иисуса (Мф. 26:69–75).

  • Верхняя комната Традиционное место, где Иисус ел Пасху и установил причастие (Мф. 26:20–30). Он умыл ноги Апостолам (Ин. 13:4–17) и учил их (Ин. 13:18–17:26).

  • Дворец Ирода Иисус был приведён к Ироду, возможно, в этом месте (Лк. 23:7–11).

  • Иерусалим (неопределенное положение)

    1. Мелхиседек правил как царь Салима (Быт. 14:18).

    2. Царь Давид захватил город у Иевусеев (2 Цар. 5:7; 1 Пар. 11:4–7).

    3. Город был разрушён вавилонянами примерно в 587 г. до Р. Х. (4 Цар. 25:1–11).

    4. Здесь многие исполнились Духа Святого в день Пятидесятницы (Деян. 2:1–4).

    5. Пётр и Иоанн были взяты под стражу и приведены перед Синедрионом (Деян. 4:1–23).

    6. Анания и Сапфира солгали перед Господом и умерли (Деян. 5:1–10).

    7. Пётр и Иоанн были взяты под стражу, но ангел вывел их из темницы (Деян. 5:17–20).

    8. Апостолы выбрали семерых себе в помощь (Деян. 6:1–6).

    9. Свидетельство Стефана к Иудеям было отвергнуто, и он был забит камнями насмерть (Деян. 6:8–7:60).

    10. Иаков был убит (Деян. 12:1–2).

    11. Ангел освободил Петра из темницы (Деян. 12:5–11).

    12. Апостолы решили вопрос об обрезании (Деян. 15:5–29).

    13. Римляне при правлении Тита разрушили город в 70 г. от Р. Х.

  • Гора Арарат Традиционно считается местом, где остановился Ноев ковчег (Быт. 8:4). Точное местоположение неизвестно.

  • Ур Первое местопребывание Авраама близ устья Евфрата, где он чуть не стал жертвой во время человеческого жертвоприношения, видел ангела Иеговы и получил Урим и Туммим (Быт. 11:28–12:1; Авр. 1; 3:1). (Обратите внимание на другое возможное местонахождение Ура в северной Месопотамии.)

  • Вавилон, Вавель (Сеннаар) Впервые эта земля была заселена Хушем, сыном Хама, и Нимродом. Территория происхождения Иаредийцев во времена Вавилонской башни на равнинах Сеннаара. Позже – столица области Вавилонии и резиденция вавилонских царей, включая Навуходоносора, который привёл много Иудеев пленными в этот город после разрушения Иерусалима (587 г. до Р. Х.). Иудеи пробыли в плену в Вавилоне 70 лет до времени царя Кира, который разрешил Иудеям вернуться в Иерусалим, чтобы восстановить храм. Пророк Даниил тоже жил здесь при Навуходоносоре, Валтасаре и Дарии Ⅰ (Быт. 10:10; 11:1–9; 4 Цар. 24–25; Иер. 27:1–29:10; Иез. 1:1; Дан. 1–12; Омний 1:22; Ефер 1:33–43).

  • Шушан (Сузы) Столица Персидской империи при царствовании Дария Ⅰ (Дарий Великий), Ксеркса и Артаксеркса. Место, где жила царица Есфирь, чья храбрость и вера спасли иудеев. Даниил и позже Неемия служили здесь (Неем. 1:1; 2:1; Есф. 1:1; Дан. 8:2).

  • Поле Деире Здесь Седрах, Мисах и Авденаго были брошены в печь огненную, когда они отказались поклоняться истукану, сделанному Навуходоносором; Сын Бога спас их и они вышли из огня, не получив вреда (Дан. 3).

  • Ассирия Асур (Ашшур) был первой ассирийской столицей, за которой последовала Ниневия. Ассирийские правители Салманасар Ⅴ и Саргон Ⅱ завоевали Северное Царство Израиля и увели в плен десять колен в 721 г. до Р. Х. (4 Цар. 14–15; 17–19). Ассирия была угрозой для Иудеев до 612 г. до Р. Х., когда Ассирия была завоёвана Вавилоном.

  • Ниневия Столица Ассирии. Ассирия напала на землю Иудейскую во время правления Езекии и служения пророка Исаии. Иерусалим, столица Иудеи, был спасён чудесным образом, когда ангел поразил 185 000 ассирийских воинов (4 Цар. 19:32–37). Господь сказал пророку Ионе призвать этот город к покаянию (Иона 1:2; 3:1–4).

  • Харран Авраам остановился здесь на время перед тем, как идти в Ханаан. Отец и брат Авраама остались здесь. Ревекка (жена Исаака), а также Рахиль, Лия, Валла и Зелфа (жены Иакова) были из этих мест (Быт. 11:31–32; 24:10; 29:4–6; Авр. 2:4–5).

  • Кархемис Фараон Нехао был разбит здесь Навуходоносором, что привело к окончанию власти Египта в Ханаане (2 Пар. 35:20–36:6).

  • Сидон Этот город был найден Сидоном, внуком Хама, и являлся самым северным городом Ханаана (Быт. 10:15–20). Это был родной город Иезавели, которая ввела поклонение Ваалу среди Израиля (3 Цар. 16:30–33).

  • Тир Это был важный торговый и портовый город в Сирии. Хирам Тирский посылал кедр, золото и рабочих, чтобы помочь Соломону в строительстве храма (3 Цар. 5:1–10, 18; 9:11).

  • Дамаск Авраам спас Лота недалеко отсюда. Это был основной город Сирии. Во время правления царя Давида Израильтяне завоевали город. Илия помазал Азаила быть царём над Дамаском (Быт. 14:14–15; 2 Цар. 8:5–6; 3 Цар. 19:15).

  • Ханаан Эта земля была дана Аврааму, Исааку, Иакову и их потомству в вечное владение (Быт. 17:8; 28).

  • Гора Синай (Хорив) Господь говорил с Моисеем из горящего куста (Исх. 3:1–2). Моисею был дан Закон и Десять заповедей (Исх. 19–20). Господь говорил к Илии о тихом голосе (3 Цар. 19:8–12).

  • Ецион-Гавер Царь Соломон построил корабль в Ецион-Гавере (3 Цар.

    9:26). Возможно, именно в этом порту причалила царица Савская, чтобы увидеть Соломона, услыхав о славе его (3 Цар. 10:1–13).

  • Египет Авраам пришёл сюда из-за великого голода в Уре (Авр. 2:1, 21). Господь сказал Аврааму, чтобы тот учил египтян всему, что Господь открыл Аврааму (Авр. 3:15). Здесь Иосиф стал правителем в доме Потифара после того, как братья Иосифа продали его в рабство (Быт. 37:28). Иосифа бросили в темницу. Он истолковал сон фараона и получил высокий пост в Египте. Иосиф встретился со своими братьями. Сюда перебрались Иаков и его семья (Быт. 39–46). Дети Израилевы находились в Гошеме во время их пребывания в Египте (Быт. 47:6).

    Израильтяне умножились и «усилились чрезвычайно»; тогда они попали в рабство к египтянам (Исх. 1:7–14). После череды казней, насланных на народ, фараон позволил Израилю покинуть Египет (Исх. 12:31–41). Иеремия был приведён в Египет (Иер. 43:4–7).

  • Кафтор (Крит) Древняя земля Минойцев.

  • Тир и Сидон Иисус сравнил Хоразин и Вифсаиду с Тиром и Сидоном (Мф. 11:20–22). Он исцелил дочь хананеянки (Мф. 15:21–28).

  • Гора Преображения Иисус был преображён перед Петром, Иаковом и Иоанном и они получили ключи Царства (Мф. 17:1–13). (Некоторые верят, что гора Преображения это гора Ермон; другие верят, что это гора Фавор).

  • Кесария Филиппова Пётр свидетельствовал, что Иисус есть Христос и Петру были обещаны ключи Царства (Мф. 16:13–20). Иисус предсказал Свою смерть и Воскресение (Мф. 16:21–28).

  • Местность Галилеи Иисус провёл большую часть Своей жизни и служения в Галилее (Мф. 4:23–25). Здесь Он произнес Нагорную проповедь (Мф. 5–7); исцелил прокажённого (Мф. 8:1–4); избрал, посвятил и послал Двенадцать Апостолов, из которых только Иуда Искариот, по-видимому, не был галилеянином (Мк. 3:13–19). В Галилее воскресший Христос явился Апостолам (Мф. 28:16–20).

  • Море Галилейское, позже названное морем Тивериадским Здесь Иисус учил из лодки Петра (Лк. 5:1–3) и призвал Петра, Андрея, Иакова и Иоанна быть «ловцами людей» (Мф. 4:18–22; Лк. 5:1–11). Он также укротил бурю (Лк. 8:22–25), учил притчам из лодки (Мф. 13), шёл по морю (Мф. 14:22–32) и предстал перед Своими учениками после Воскресения (Ин. 21).

  • Вифсаида Пётр, Андрей и Филипп родились в Вифсаиде (Ин. 1:44). Иисус удалился с Апостолами в место вблизи Вифсаиды. В этих местах народ пошёл за Ним и Он накормил 5 000 (Лк. 9:10–17; Ин. 6:1–14). Здесь Иисус исцелил слепого (Мк. 8:22–26).

  • Капернаум Это была родина Петра (Мф. 8:5, 14). В Капернауме, который Матфей называл «Своим городом» Иисуса, Иисус исцелил расслабленного (Мф. 9:1–7; Мк. 2:1–12), излечил слугу сотника и мать жены Петра (Мф. 8:5–15), призвал Матфея быть одним из Его Апостолов (Мф. 9:9), открыл слепые глаза, изгнал беса (Мф. 9:27–33), исцелил человека с сухой рукой в Субботу (Мф. 12:9–13), произнес проповедь о хлебе жизни (Ин. 6:22–65) и согласился заплатить подати, сказав Петру вынуть монету изо рта рыбы (Мф. 17:24–27).

  • Магдала Это была родина Марии Магдалины (Мк. 16:9). Иисус пришёл сюда после насыщения 4 000 (Мф. 15:32–39) и фарисеи и саддукеи просили, чтобы Он показал им знамение с неба (Мф. 16:1–4).

  • Кана Иисус превратил воду в вино (Ин. 2:1–11) и излечил сына царедворца, который находился в Капернауме (Ин. 4:46–54). Канна была также родиной Нафанаила (Ин. 21:2).

  • Назарет Благовествование Марии и Иосифу произошло в Назарете (Мф. 1:18–25; Лк. 1:26–38; 2:4–5). После возвращения из Египта Иисус провёл здесь Своё детство и юность (Мф. 2:19–23; Лк. 2:51–52), провозгласил, что Он есть Мессия и был отвергнут людьми в Своём родном городе (Лк. 4:14–32).

  • Иерихон Иисус дал зрение слепому (Лк. 18:35–43). Он также ел с Закхеем, «начальником мытарей» (Лк. 19:1–10).

  • Вифавар Иоанн Креститель свидетельствовал, что он «глас вопиющего в пустыне» (Ин. 1:19–28). Иоанн крестил Иисуса в реке Иордан и свидетельствовал, что Иисус – Агнец Божий (Ин. 1:28–34).

  • Пустыня Иудейская Иоанн Креститель проповедовал в пустыне (Мф.

    3:1–4), где Иисус постился 40 дней и был искушаем (Мф. 4:1–11).

  • Еммаус Воскресший Христос шёл по пути в Еммаус с двумя Своими учениками (Лк. 24:13–32).

  • Виффагия Двое учеников привели Иисусу молодого осла, на котором Он начал Свой триумфальный въезд в Иерусалим (Мф. 21:1–11).

  • Вифания Это была родина Марии, Марфы и Лазаря (Ин. 11:1). Мария слушала слова Иисуса и Иисус говорил с Марфой об избрании «благой части» (Лк. 10:38–42); Иисус воскресил Лазаря (Ин. 11:1–44); и Мария помазала ноги Иисуса (Мф. 26:6–13; Ин. 12:1–8).

  • Вифлеем Здесь Иисус был рождён и положен в ясли (Лк. 2:1–7); ангелы возвестили пастухам о рождении Иисуса (Лк. 2:8–20); волхвы были ведомы звездой к Иисусу (Мф. 2:1–12); Здесь Ирод убил всех младенцев (Мф. 2:16–18).

  • Галилея

    ГАЛИЛЕЯ (по-еврейски — Галил, И. Нав. 20, 7; 21, 32; 1 Пар. 6, 76; у 70-ти и в Новом Завете Γαλιλαἱα) — северная область Палестины, особенно известная из Евангелия. Так как эта земля была обитаема множеством языческих племен, то пророк Исаия (9, 1) называет ее «Галилея языческая». Впоследствии это название стало прилагаться и ко всей гористой возвышенности, лежащей между Иорданом и Средиземным морем, к которому примыкала равнина Ездрилонская. В эпоху Маккавеев мы видим уже эту область отделенной от Самарии и Иудеи. Галил. составляла одну из трех главных частей Палестины к западу от Иордана (Лук. 17, 11; Деян. 9,31). Она заключала в себе земли древних колен Асира, Нефеалима, Завулона и Иссахара. В целом Галил. представляла собою продолжение Ливана и так связана с ним, как можно сказать, корень с деревом. Этой зависимости отчасти она обязана своим плодородием, ставящим ее даже и теперь много выше Самарии и Иудеи. И действительно, Ливан, скопляя в себе влагу, приносимую западными ветрами, насыщенными морскими испарениями, изобилует зимними снегами и орошает корни лесов сокровищами скопленной им в своих недрах влаги. Благодаря этому, при более обильных дождях образуются многочисленные потоки, орошающие страну. Поэтому мягкая температура на берегах, жаркая в долине Иордана и всегда свежая в горах. Воздух там живителен. Особенно в прежнее время: леса, луга, обработанные земли, поля, покрытые рожью и пшеницей, сады, огороды, виноградники, источники, озера и реки, многочисленные цветущие города придавали этой стране разнообразный и пленительный характер. В благословении Иакова и Моисея, относящемся к северным коленам (Быт. 49, 13, 14, 20, 21; Втор. 33, 18, 19, 23, 24) есть указание на эти богатства. В первый век нашей эры это был дивный уголок Палестины. Описание, оставленное нам Иосифом Флавием (В. Иуд. 3, 3, 2; 10, 8), рисует нам поистине чудную картину. Мягкость климата, красота природы, неистощимое плодородие почвы — все это было здесь. Особенно Тивериадское озеро было гордостью страны. Постоянно оживляемое лодками рыбаков, оно отличалось по берегам роскошной растительностью, изобиловало деревьями всех пород. Плодородие Галилеи не менее прославляется Талмудом.

    «Страна Нефеалимова, говорит Талмуд Вавилонский, всюду покрыта плодородными полями и виноградниками. Фрукты в этой стране считаются чрезвычайно приятными на вкус». Особенно масло здесь производилось в изобилии. Вот почему, как говорит Св. Писание (Втор. 33, 24), Асир «окунал в елей ногу свою». Вино было более редко и вследствие этого более ценилось. Не было недостатка и в льне. Женщины изготовляли одежды из льняной пряжи, чрезвычайной тонкости. Несмотря на упадок, страна сохраняет еще остатки своей былой красоты. Леса уже более редки, но все же, кроме кустарников и ароматических растений, находятся еще многочисленные породы растительного царства: маслина, смоковница, дуб, теревинф, орешник, пальма, кедр, кипарис, сосна, дикая смоковница, тутовое дерево, апельсинное дерево и роскошный розовый лавр. В числе главных продуктов, кроме ржи и пшеницы, можно считать: индиго, рис, сахарный тростник, апельсины, груши, абрикосы и т. д. Рыба в Тивериадском озере превосходная. Ездрилонская равнина — это изобильная житница. Нет ничего красивее и свежее Иорданских источников близ Телль-эль-Кади и Баньи. Наконец, меловой известняк, образующий Галилею, пробуравлен вулканическими скалами в окрестностях Сафеда и по берегам Генисаретского озера; отсюда теплые источники, находящееся на западном берегу озера. Отсюда землетрясения, несколько раз разрушавшие страну. В 1759 и в 1837 годах Сафед был превращен в развалины. Последнее землетрясение погубило 5000 человек в этом злополучном городе.

    Население и города. Исиф Флавий (В. иуд. 3, 4, 2) представляет нам Галилею заселенною до последних уголков, усеянною городами с многочисленным населением, число которого он, впрочем, преувеличивает. В своем сочинении «Жизнь», § 45, он насчитывает 204 селения и 15 укрепленных городов. Эта густота населения будет понятной, если принять во внимание благоприятные условия климата, богатство почвы, доходы с промышленности и торговли. В Хананейскую эпоху, когда эта северная область была поделена между четырьмя коленами Асира, Нефеалима, Завулона и Иссахара, уже насчитывалось 69 важных городов, которые Библия перечисляет поименно (И. Нав. 19, 10—39). Колено Нефеалимово имело 16 укрепленных городов — «еремибзор» (И. Нав. 19, 35—38). В книгах, относящихся к каждому из этих колен, можно найти названия этих древних городов. Мы приведем наиболее известные из Нового Завета, те, о которых говорят И. Флавий и Талмуды, чтобы дать представление о Галил. в наиболее важную эпоху ее истории. Главным образом жизнь сосредоточивалась на берегах Тивериадского озера. Теперь в одних только полуразрушенных стенах Табарье сохранилось движение, в прежние времена оживлявшее эти восхитительные берега. Во времена Спасителя по направленно к северу лежали города: Магдала, город Марии Магдалины, Капернаум, где по преимуществу жил Спаситель; Хоразин, подвергшийся от Христа проклятию; Вифсаида, родина апостолов Петра, Андрея и Филиппа. По направлению к южной конечности озера — Тарихея, одно из укрепленных И. Флавием и взятых Титом мест (см. И. Флав., В. иуд. 2, 20, 6; 3, 10,1, 5). В этом же округе, на некотором расстоянии от берегов, находились Бефмаон (теперь Маун) и Арбелла (Ирбит), упоминаемая в Талмуде, вследствие производства там широко распространенных тканей, укрепленная И. Флавием (Ж. 37). В верхней Галилеи можно отметить: Кефар-Генания, жители которой были в большинстве продавцами горшков из черной глины; Акабара (теперь Акбара), где разводились фазаны и которую укреплял И. Флавий (В. иуд. 2, 20, 6; Ж. 37); Сефат или Сафед, один из наиболее важных в настоящее время городов, расположенный на возвышенности, с которой открывается чудный вид. Мерон (Мейрон, почти всегда упоминаемый в Талмудах вместе с Гуш-Галабой) славился своим изобилием масла. Эта последняя — древняя Гискала, укрепленная И. Флавием и дольше всех державшаяся против римлян (В. иуд. 2, 20, 6; 4, 2, 1, 5, называется теперь Эль-Джиш). Древние библейские города, Кадес и Кана существуют теперь под теми же названиями. В нижней Галил.: Гобара (Кербет Кабра), бывшие, по И. Флавию (Ж. 25, 46), с Сенфоридой и Тивериадой одним из трех больших городов Галил.; древняя Иотапата, знаменитая обороной против Веспасиана и где И. Флавий был взят в плен (В. иуд. 3, 4, 7—36; 8), в настоящее время Кербет; Джефат (Шефарам), куда синедрион перенес свои заседания, после того как покинул Ушу; Сиппри, очень важный город, о котором говорят Талмуд и И. Флавий (Древн. 14, 5, 3; 17, 10, 9; В. иуд. I, 7, 5 и т. д.), взятый Иродом Великим, сожженный Варом, восстановленный Иродом Агриппою, сделавшийся самым важным городом, командующим всей Галилеей; в настоящее время имеет еще 3500 жителей и называется Сефурье; Вифлеем (Несерье) «Вифлеем близ Назарета», в отличие от Вифлеема Иудейского; Самария (И. Флав., Жизнь, 24), сохранившая до конца II века иудейское население, существует под названием Семунея.

    Города наиболее известные в Новом Завете — Назарет и Кана (Кефр-Канна). Наконец, в Ездрилонской равнине и в равнине Иордана можно отметить Найм (Наин), примыкающий к Джебель-Дай или Малый Ермон, Бефсан или Скифополь (Бейсан), о котором один раввин сказал: «Если рай находится в Палестине, то Бейсан — дверь к нему» (И. Флав., В. иуд. 3, 3, 4, т. е. Джепим, древний Енгапин).

    Это краткое обозрение, обнимающее только главнейшие города Галил., показывает нам как повсюду, куда бы ни бросили мы взор, на возвышенностях и равнинах, были большие скопления многочисленного, богатого и деятельного населения.

    Дороги. Галилея имела важные преимущества над другими областями не только благодаря богатству почвы, многочисленности жителей, но и по своему географическому положению и путям сообщения, связывавшим ее с соседними странами. В то время, как Иудея оставалась замкнутой страной, Галил. была широко открыта. Ее пересекали дороги, тянувшиеся по финикийским берегам в Самарию, к Галааду, в Авран, Дамаск, равно как в Египет и Ассирию. Они пролегали не только по равнине Ездрилонской, долине Иордана и по широким плоскогорьям нижней Галил., но пересекали и лабиринт гор верхней. Галил. На них указывают известные торговые пути, несколько разрушенных ханов (гостиниц), следы римских дорог. С древнейших времен до наших дней Дамаск имел выходы к морю, хотя они и изменялись с веками и в зависимости от политических обстоятельств. Портами, служившими этому великому городу складочным местом, были: то Триполи, Бейрут, Сидон, то Тир, Акра или Каифа. Три последние были наиболее удобными и потому предпочитались другим. Одна дорога, пролегая у подножья Ермона, проходила Банью, пересекала Иордан у Телль-эль-Кади и через Абрику шла прямой линией к Тиру. Чтобы достичь Акки или Каифы, другая шла в юго-западном направлении близ Джизр-Бешат-Вакуб, к югу от озера Мером, пересекала границу обеих Галил. или тянулась по берегу Тивериадского озера, чтобы сойти в Ездрилонскую равнину. Третья, со своими разветвлениями переходила Иордан, на юге от Генисаретского озера и соединялась с сетью дорог великой равнины, служившей местом встречи древних народов. Дорога, проходившая по столь часто посещаемым берегам Тивериадского озера, пересекала колена Нефеалимово и Завулоново и была именно тем «приморским путем», о котором говорит Исаия (9, 1), возвещая о божественном свете, который Мессия должен пролить на эти страны. Галил. была, таким образом, изрезана массой дорог, пересекавших ее с востока на запад и сходившихся к важнейшим пунктам на побережьях Средиземного моря и Иордана. Другие дороги испещряли ее в обратном направлении, пролегая по приморской равнине с юга на север или извиваясь по холмам в том же направлении, напр. через Сафат и другие важные пункты.

    История. Израильтяне, поселясь в Палестине, сохранили в своей среде много покорённых хананеян (Суд. 1, 30 — 33; 4, 2). Эта слабость послужила для них источником частых затруднений. С другой стороны, благодаря соседству языческих народов, языческий элемент всегда оставался довольно сильным в этой области (И. Нав. 9, 1). Он сделался господствующим когда Феглавфелассар, царь Ассирии, увел в плен обитателей верхней Галилеи и земли Нефеалимовой (4 Цар. 15, 29; И. Флав., Древн. 9, 11, 11, 1). По возвращении из плена, в эпоху асмонеев, иудеи были очень малочисленны среди этих народностей, которые вследствие этого притесняли их. Однажды они послали просить защиты у Иуды Маккавея, говоря, что жители Птолемаиды, Тира и Сидона и все галилейские народы соединились против них, с целью их погубить. Иуда поручил защиту их своему брату Симеону, который отправился с трех тысячным войском и нанес ряд поражений язычникам, около трех тысяч которых пало под его ударами, затем привел с собою в Иудею, к радости всего народа, галилейских иудеев с их женами, детьми и всем имуществом (1 Мак. 5, 14 — 23, 55; И. Флав., Древн. 12, 8, 2). При Иоанафане Маккавее могущество Асмонеев быстро возросло и распространилось на Галил. (Древн. 13, 2, 3; 4, 9; 5, 6). Иоанафан нанес поражение полководцу Дмитрию в Кадесе (1 Мак. 11, 63—74; Древн. 13, 5, 6); но кончил тем, что сам попал в ловушку, устроенную ему Трифоном, хотя две тысячи человек, посланных им в Галил., успели благополучно возвратиться в Галил. (1 Мак. 12, 47—52; Древн. 13, 6, 2). Галил. сделалась частью царства Асмонеев и, без сомнения, пользовалась общим благоденствием в правление Иоанна Гиркана. Может быть, именно в эту эпоху иудеи начали поселяться в этой области. Понятно, что плодородие почвы и удобства для торговли должны были привлекать массу переселенцев с менее богатых холмов Иудеи. В 47 году до P. X. Антипатр, будучи правителем Иудеи, доверил управление Галил.

    своему 25-летнему сыну Ироду (Древн. 14, 9, 2), который позже сделался царем. По его смерти Ирод Антипа сделался четвертовластником в Галилеи и Переи (Древн. 17, 8, 1), каковую должность исполнял до своего изгнания, в 39 г. после P. X., т. е. в течение периода, совпадавшего со временем земной жизни Спасителя (Лук. 3, 1; 23, 7). Затем страна досталась Ироду Агриппе I, после которого перешла к римскому прокуратору Иудеи, за исключением маленького округа, отданного Ироду Агриппе II. В таком положении она оставалась до окончательного крушения всего народа. Галилея, главным образом, Евангелию обязана тем местом, которое она занимает в мировой истории. Именно там, в «Галилейском городе Назарете» воплотился Сын Божий, провел свои детство и юность. Там раздалась Его первая проповедь, с которой Он выступил на путь своего служения (См.

    Лук. 1, 26; 2, 4, 39; 4, 14, 16; Матф. 2, 22, 23; 4 12, 13; 21, 11; Марк. 1, 9, 14). «Кана Галилейская» была местом совершения Его первого чуда (Иоан. 2, 1, 11; 4, 46); «Капернаум Галилейский» служил Ему местом пребывания, когда Он покинул Назарет, и видел многочисленные знамения Его могущества и Его божественного учения (Матф. 4, 13; 9, 1; 11, 20; Лук. 4, 31). «Море Галилейское» было свидетелем многих важнейших событий Его общественной жизни, как призвание апостолов, укрощение бури, чудесный улов рыб и т. д. (Матф. 4, 18; 1.5, 29; Марк. |и, 16; 7, 31). Иисус Христос ходил по Галилее, щедро изливая повсюду по городам и деревням знамения своей благости. Толпы приходили из самых захолустных деревушек, чтобы видеть и слышать Его (Матф. 4, 23, 25; Марк. 1, 14, 28, 39; 3, 7; Лук. 4, 44; 5, 17; 23, 5). Там именно Он преобразился на горе (Матф. 17, 1; Марк. 9, 2; Лук. 9, 28); и, наконец, являлся своим апостолам, тоже галилеянам, по воскресении (Матф. 26, 32; 28, 7, 10, 16; Марк. 14, 28; 16, 7). Таким образом, Галилея была колыбелью христианской веры, местом деятельности и проповеди Спасителя в продолжение значительного периода Его служения. Удивительно ли, что столько страниц Евангелия отражают физический и нравственный облик этой страны. Чудеса, проповеди, притчи Спасителя, события Его повседневной жизни, всё это картина, воскрешающая перед нашими глазами богатства и красоты природы, а также и нравы этой страны. Припомним отдельно нагорную проповедь (Матф. 5 — 8); воскрешение сына наинской вдовы (Лук. 7, 11 — 16); умножение хлебов (Матф. 14, 13—21; Марк. 6, 31—44); брак в Кане Галилейской (Иoaн. 2, 1—11); призвание Левия и пир у него (Лук. 5, 27 — 39); притчи о сеятеле, о горчичном зерне (Матф. 13), и т. д. Ничто не ускользнуло от взгляда и внимания Господа Христа. Небо, земля, море, хлебные поля, цветы, трава лугов, рыбы, птицы всё служило Ему основой для Его дивных поучений. Будучи родиной Спасителя и апостолов, Галилея после разрушения Иерусалима сделалась религиозным центром иудеев, местом их самых блестящих школ и резиденцией их наиболее знаменитых раввинов. В некоторых местах находятся прекрасные остатки их синагог. Тивериада особенно сделалась их святым городом. Там утвердились устные законы и предания, на которые так часто делал намеки Спаситель и из которых в начале III-го века образовался обширный сборник под названием Мишна и «повторение» или «второй закон», дополненный позже Гемарой. Вместе эти два сборника образовали Талмуд Иерусалимский. Там же появилась Масора или критический труд на еврейский текст Библии, плод долгого и добросовестного изыскания. О характере и диалекте жителей Галилеи — см. под словом Галилеянин.

    Литература: Viguroux, Dictionnaire de la Bible, art. Galilee; N. Reland, Palestina. Утрехт 1714, I, 127—129, 180—184, 306—307; A. P. Stanleu, Sinai and Palestine, Лондон 1866, 361—387; A. Neubauer, La geographie du Talmud, Париж .1868, стр. 177—240; V. Guerin, Galilee, Париж 1880, т. I (ст. 76—82, границы и общее описание) и II; Survey of western Palestine, Memoirs, Лондон. 1881—1883, т. I; S. Merrill, Galilee in the Time of Christ. Бостон, 1881; Лондон, 1885; Conder, Handbook to the Bible, Лондон, 1887, ст. 208; 311—314, 318; Tent Work in Palestine, Лондон, 1889, ст. 71—87; G. A. Smith, The historical Geography of the Holy Land, Лондон, 1894, ст. 414—435; F. Buhl Geographie des alten Palestina, Фрейбург в Бризгау и Лейпциг, 1896, ст. 72—74, 82, 107,103, 214—237.А также много статей и исследований в «Палестинском Сборнике» и др. изданиях Императорского Палестинского Общества».

    Р. Л.

    Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стр. 43. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1903 г.

    Палестина во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

    3.1. Историко-географическое описание Палестины

    Земля, где совершилось воплощение Бога-Слова, по которой две тысячи лет назад ходил Господь наш Иисус Христос с пропо­ведью и на которой принес Он великую Жертву Любви за весь че­ловеческий род, называется Палестиной. Благоговейные христи­ане дали ей название «Святая Земля».

    Палестина ¾ древняя родина евреев, где когда-то жили пат­риархи Авраам, Исаак и Иаков. Бог обещал эту землю их потом­кам. Поэтому землю эту евреи называли обетованной.

    В конце второго тысячелетия до Рождества Христова, когда израильтяне чудесным образом бежали из Египта от фараона, они под предводительством Иисуса Навина завоевали обетованную землю у ханаанских племен и стали ее полноправными хозяева­ми.

    На этой земле протекала их история целое тысячелетие, до прихода на Восток римлян, разрушения ими Иерусалима и храма Господня. На этой земле в ветхозаветные времена Гос­подь готовил избавление всему человечеству в лице грядущего Искупителя мира.

    Палестина расположена вдоль восточного берега Средиземно­го моря. На севере ее окаймляют горы Ливан, Антиливан и Ер­мон. На юге она граничит с Синайской пустыней, а на востоке к ней непосредственно примыкает огромная Сирийско-Аравий­ская пустыня. Всего эта страна занимает площадь 25 124 кв. ки­лометра (см. карту).

    Вдоль палестинского берега Средиземного моря проходил древний караванный путь из Египта в Месопотамию с одной сто­роны, и в Грецию – с другой. Навьюченные товарами верблюды шли через холмы Галилеи в город Дамаск, где был пограничный пункт мировой торговли.

    Палестину можно назвать страной природных контрастов: здесь есть и берег великого моря, и пустыня, и горы, и долины, и озера, и реки, и леса.

    Климат тоже разнообразный. Если на севере Палестины, на величественных вершинах гор Ермона, лежат вечные снега, то в долине Мертвого моря жара достигает тропической силы. В городе Иерихоне и в его окрестностях при нестерпимой жаре люди носят легкие одежды, тогда как в 20 километрах в сторону, в верхней Иудее, бывают морозы и снег. Люди здесь живут в ка­менных домах и носят теплые одежды. В районе Иерусалима кли­мат похож на среднеевропейский.

    В Палестине встречается разнообразная растительность. На севере, в горах Ливана, растут пихты, кедры и другие хвойные деревья; на берегах Иордана пальмы и кипарисы; среди холмов Галилеи много дубов, маслин и смоковниц. Земля хорошо родит виноград, пшеницу и другие злаки, есть хорошие пастбища.

    По характеру поверхности Палестина является плоскогорь­ем, изрезанным глубокими долинами и ущельями, по которым в зимнее время бурно несутся дождевые потоки. От Ливана на за­паде и Ермона на востоке тянутся по обеим сторонам Иордана ог­ромные горные отроги на всем протяжении страны. На западе они известны под названием Неффалимовых и Ефремовых гор; на вос­токе же – Авранских, Галаадских и Аваримских гор. Кое-где гор­ная цепь прерывается большими долинами.

    На всем протяжении с севера на юг Палестина разделена на две части долиной реки Иордан. Долина Иордана представляет со­бой громадную расщелину между отвесными, оголенными, высо­кими скалами. В течение большей части года в этом ущелье стоит удушливая жара. Вероятно, поэтому на берегах Иордана никогда не было городов и по ним с древних времен не проходило дорог.

    Священная река берет начало в горах Ливана и Ермона и бур­ным потоком стекает в озеро Мером. Немного южнее Иордан про­текает красивейшее в мире пресноводное и богатое рыбой Генни­саретское, или Тивериадское, озеро, называемое также Гали­лейским морем. У этого озера Господь часто проповедовал наро­ду о Царстве Божием.

    От Тивериадского озера Иордан устремляется к Мертвому мо­рю, в которое и впадает.

    В нижнем течении Иордана находятся те священные места, где начал свою проповедь св. Иоанн Креститель. Здесь Христос впервые явился народу и крестился от Иоанна. Здесь воды Иорда­на стали крещальной Купелью всего мира.

    Мертвое море, куда впадает Иордан, производит мрачное впе­чатление. Его уровень лежит на 400 метров ниже уровня океана. Вода в нем горько-соленая и такая тяжелая, что самые мощные ветры едва колышут ее поверхность.

    Рыба в ней жить не может. Берега пустынные, серо-черного цвета, вулканического проис­хождения. Воды Мертвого моря во времена еврейских патриар­хов погребли под собой развращенные города Содом и Гоморру, которые были испепелены небесным огнем (Быт. 19, 24-25).

    К западу от Иорданской долины расположена главная часть Палестины, которая со времени завоевания римлянами делилась на три области, считая с севера на юг: Галилею, Самарию и Иудею.

    Галилея славилась плодородием и живописностью пейза­жей. Она богато орошается множеством источников, бегущих с гор Ливана и Ермона. Во времена Христа земля здесь хорошо об­рабатывалась и засеивалась самыми разнообразными злаками. Несомненно, здесь, в Галилее, Христос говорил Свои притчи о се­ятеле, семени и плевелах.

    Через Галилею, как уже было сказано, проходил главный ка­раванный торговый путь из Египта, поэтому эта область страны открыта для самых разнообразных влияний как с Востока, так и Запада. Это место было как бы мостом между Африкой, Малой Азией и Европой. Здесь, в городе Назарете, Христос провел Свои юные годы. Среди галилейских рыбаков Он избрал Себе первых апостолов. Большая часть Его служения протекала на берегах Га­лилейского (или Геннисаретского) озера.

    Население Галилеи было многочисленно и трудолюбиво. Га­лилеяне обладали живым характером, были впечатлительны, любили новизну и легко поддавались новым и смелым идеям; при этом они отличались глубокой религиозностью.

    В этой области жило много язычников. Постоянное общение с ними вырабатывало в галилеянах дух терпимости, которого бы­ли лишены жители Иудеи, отличавшиеся мелочным формализ­мом. Жители Иерусалима постоянно упрекали галилеян за ту легкость, с которой они обращались с язычниками, и высмеивали их скверное произношение.

    Главными городами Галилеи были Тивериада, Хоразин, На­зарет, Кана, Наин, Вифсаида и Капернаум, в котором Христос прожил большую часть времени Своего общественного служения.

    Область Самария расположена южнее Галилеи. Это более ровная часть Палестины, очень удобная для поселения. Здесь проходило много событий еврейской истории. Когда-то вместе с Галилеей Самария составляла Северное Израильское царство, уничтоженное в VIII веке до н.э. ассирийцами. Завоеватели пере­селили в Самарию множество крестьян с востока, которые, сме­шавшись с оставшимися местными жителями, приняли их веру, сохраняя в то же время некоторые языческие обычаи. Их стали называть самарянами. Иудеи не хотели в них видеть братьев по религии, считая их полуязычниками. Это служило поводом к по­стоянным конфликтам. Вражда была так велика, что даже во вре­мена Христа иудеи, путешествовавшие из Галилеи в Иерусалим, предпочитали два раза переходить Иордан, лишь бы миновать Са­марию. Отсюда возникла и поговорка, что «иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4, 9).

    В южной части Палестины была расположена Иудея. Она яв­лялась полной противоположностью Северу. Гористая, бесплод­ная и угрюмая Иудея представляла собой как бы пустыню с оази­сами. Центром Иудеи был Иерусалим. Древний город, овеянный духом священных преданий и пятнадцативековой истории, во время земной жизни Христа возвышался на Сионской горе, ок­руженной могучей стеною и глубоким рвом. Сердцем Иерусалима и всей Иудеи был храм Господень. Сюда на праздник Пасхи из рассеяния со всех концов мира стекались верующие евреи, чтобы принести жертву Богу. По большим праздникам в город прихо­дил и Христос, но начальники иудейские враждебно относились к Спасителю, они преследовали Его, поэтому Иисус Христос боль­ше любил проповедовать в Галилее, нежели в Иудее.

    В восемнадцати километрах к югу от Иерусалима, в низине, между холмов, расположен город Вифлеем. Здесь родился Гос­подь наш Иисус Христос.

    По другую сторону Иордана, на восток, вся местность называ­ется Заиорданье. В древние времена там жили моавиты и амор­реи, преграждавшие Моисею путь к обетованной земле. Севернее лежала земля Уц, родина праведного страдальца Иова. В своей се­верной части заиорданская Палестина обнимала пять округов: Итурею, Голан, Трахонитиду, Ватанею и Авран.

    К югу от Голана и к западу от Аврана был расположен ряд го­родов, известных в Евангелии под общим названием Десятигра­дия, или, по-гречески, Декаполис. Эти города не раз посещал Христос.

    Южная часть Заиорданья называлась Галаад, или Перея.

    3.2. Политическое положение Палестины

    Перед пришествием в мир Спасителя и во время Его земной жизни Палестина находилась под властью Римской мировой державы.

    Еще в 63 году до Рождества Христова римский полководец Помпеи ввел свои войска в Иудею и присоединил ее к римской провинции Сирии. Спустя немного времени (в 713 году от основа­ния Рима, или в 37 году до Рождества Христова) идумейский князь Ирод, прозванный Великим, получил от Римского Сената царский титул и в течение тридцати семи лет управлял всей Па­лестиной и Идумеей.

    Войдя в состав Римской империи, иудеи оказались в самой гуще мирового политического, социального и религиозного бро­жения. В те годы Рим достиг высшего расцвета. Капитолий гордо вознесся над миром, внушая почтение и страх многочисленным народам, населявшим и окружавшим империю. Римские чинов­ники наводняли отдаленнейшие уголки огромного государства, взимая с провинций колоссальные подати.

    Не затрагивая видимости самоуправления провинций, рим­ские диктаторы постепенно лишали их военной и политической са­мостоятельности. Обещая, подкупая, принуждая, они и у себя на родине положили конец всем политическим свободам, разгромив республиканскую партию и создав режим военной диктатуры. По­сле борьбы диктаторов в гражданской войне Октавиан Август стал самодержавным правителем Римской империи с титулом принцеп­са. Вскоре по всей стране Августу стали воздвигать храмы и статуи, ему пели славословия, его объявили «сотером» ¾ спасителем мира.

    Это зрелище все более и более возвеличивающейся империи, подавляющей свободу и обоготворяющей своего владыку, не мог­ло не производить впечатления на людей Востока. Все чувствова­ли, что наступает нечто новое, непонятное. Для иудеев же вопрос решался просто. Для них мировая империя была царством Зверя, которое падет от меча грядущего Мессии.

    Враждебно относясь к римскому владычеству, иудеи с таким же чувством относились и к Ироду Великому, который, вопреки воле народа, при поддержке римлян, захватил власть в Иудее.

    Проводя политику Рима в Иудее, Ирод жестоко подавлял на­родные волнения. Сразу же после воцарения Ирод провел реорга­низацию Верховного Совета, Высшего иудейского судебного дво­ра (Синедриона). Царь приказал казнить 45 членов Совета, а так как Верховный Совет состоял, по свидетельству Иосифа Флавия, из 71 члена, то оставшиеся в живых 26 против 45-ти, вновь назна­ченных царем, ничего не могли провести в жизнь даже при со­блюдении всей законности. Так одним кровавым ударом высшая законодательная власть Иудеи оказалась в руках Ирода.

    Интересы царя-идумеянина были далеки от интересов право­верных евреев. Человеку сильному, жестокому и страстному, Ироду были глубоко чужды религиозные проблемы, которые тог­да волновали иудеев и весь мир. Распутство и постройки, войны и политические интриги поглощали его целиком. Гордый и често­любивый, он мечтал затмить славу царя Соломона и развернул кипучую строительную деятельность. При нем Палестина покры­лась многочисленными зданиями. Он с одинаковым рвением за­нимался сооружением ипподрома, театров, храмов в честь импе­ратора Августа и перестройкой Иерусалимского храма. Послед­ний, правда, был предметом его особенных забот: Ирод вложил в него огромные средства и превратил в одно из чудес света. Он гордился своим храмом. Однако и эта его заслуга не завоевала ему любовь народа.

    По отношению к своим подданным Ирод был деспотом, жесто­ким и кровожадным тираном. Болезненно подозрительный, он ук­реплял свой трон ценой многих преступлений. Он умертвил Мари­амну, одну из своих многочисленных жен, вместе с двумя ее сы­новьями – Александром и Аристовулом. Узнав через свою сестру Соломею о местопребывании последних потомков Хасмонеев, Ирод казнил их заодно с мужем сестры.

    За пять дней до смерти Ирод казнил своего сына Антипатра. Когда об этом узнал кесарь Август, то он, указывая на Ирода, ска­зал своим приближенным: «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном». Кесарь при этом имел в виду иудейский закон, кото­рый запрещал употреблять в пищу свиное мясо.

    Но самым жестоким и кровожадным преступлением Ирода было избиение множества невинных Вифлеемских детей, о кото­ром рассказывает евангелист Матфей (Мф. 2, 16-18).

    Последние дни Ирода были ужасны, его постигла мучи­тельная болезнь. На одре болезни он сыпал проклятиями, пы­тался кончить самоубийством, бредил кровавыми расправами. Иосиф Флавий сообщает, что Ирод отдал приказ своей сестре – собрать в Иерихоне 15 000 знатных иудеев и в момент его смер­ти предать их смерти, чтобы хоть этим способом заставить на­род плакать. Но приказ этот не был выполнен. Похороны Ирода были пышными. За гробом, в котором последний иудейский царь лежал облаченный в багряницу и увенчанный драгоценной диа­демой, шли его три уцелевших сына: Архелай, Филипп и Антипа.

    После смерти Ирода Великого император Август разделил (согласно завещанию Ирода) его царство между тремя сыновьями следующим образом: Архелай получил власть над Идумеей, Иу­деей и Самарией; Антипа – над Галилеей и Переей; а Филипп – над Итуреей, Гавлонитидой и Трахонитской областью. Антипа и Филипп получили от кесаря титулы тетрархов (четверовластни­ков), Архелай же – этнарха (областной правитель).

    Архелай претендовал на царский престол Иудеи, но Август оставил за ним титул этнарха, пообещав сделать его царем при ус­ловии, что он того заслужит. Но Архелай так и не заслужил цар­ского достоинства. Подобно отцу, он был жестоким правителем, но не унаследовал от отца государственных способностей. Народ его не любил и боялся так же, как и Ирода Великого. Правление Архелая длилось до 6 года по Р. X. За избиение трех тысяч иудеев в праздник Пасхи и за другие преступления Август сослал Архе­лая в Галлию, где он и умер.

    На место Архелая с этого времени Сенат стал назначать рим­ских чиновников, которые назывались прокураторами (губерна­торами). Прокуратор командовал войском, собирал налоги и имел право казнить за важные преступления, действуя именем импе­ратора. В то время Синедрион имел только видимую самостоя­тельность, на самом же деле он был во многом ограничен римски­ми законами.

    Управляя Иудеей, Самарией и Идумеей, прокураторы в то же время находились в зависимости от римского правителя, легата Сирии – провинции, в которую входила и Палестина.

    Местопребыванием прокураторов был портовый город Кесария, но на большие праздники, особенно Пасху, они переселялись в Иеру­салим для наблюдения за порядком и усмирения народных волне­ний, которые неоднократно происходили во время праздников.

    Пятым прокуратором Иудеи был Понтий Пилат (26-36 гг. по Р. X.), при котором был казнен Господь наш Иисус Христос. Вскоре после евангельских событий за жестокое избиение сама­рян он был сослан императором Тиверием в Галлию, где окончил жизнь самоубийством.

    Ирод Антипа (4-39 гг. по Р. X.), тетрарх Галилеи и Переи, был властелином хитрым, тщеславным и развратным. Он оставил свою первую жену, дочь царя Ареты, и женился на Иродиаде, ко­торая была женой его брата Филиппа. За эту преступную связь его обличал св. Иоанн Креститель (Мк. 6, 18). Иродиада вознена­видела святого пророка и добилась его смерти.

    Сторонники Ирода Антипы назывались иродианами. Они так же, как и Ирод проводили в Галилее политику Рима и были враж­дебно настроены по отношению к фарисеям.

    Несколько лет спустя после евангельских событий римский император Калигула сослал Ирода Антипу в Галлию (39 г. по Р.Х.), откуда впоследствии он был переведен в Испанию, где и умер.

    Ирод Филипп управлял северо-восточной частью Палестины. Местом его жительства был г. Пенеас, находившийся у истоков Иордана. Филипп украсил, обстроил этот город и назвал его Кеса­рией Филипповой. Правил он до самой своей смерти (34 г. по Р. X.).

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *