Какой день недели называют малой пасхой

Какой день недели называют малой пасхой

Поливальный понедельник

Понедельник, идущий за Пасхой, назывался Поливальным. В этот день было принято навещать своих крестных родителей и дедушек и бабушек. В качестве гостинцев приносили крашеные яйца и вкусные пироги. Благодарные хозяева тоже не оставались в долгу, и одаривали гостей аналогичными подарками. В селах люди ходили к родственникам, знакомым и друзьям, чтобы похристосаться, подарить писанку или крашенку.
На территории современной Украины парни по обычаю посещали дома односельчан, чтобы поздравить с Пасхой. За это хозяева дарили юношам сладкие хлебцы, крашеные яйца и деньги. Все собранные богатства ребята оставляли себе, организовывая общую казну. Вкусные подарки обычно съедались самими парнями, а деньги оставлялись для приглашения красивых представительниц противоположного пола.
На территории Гуцульщиы девушки одаривали своих парней крашеными яйцами. Но просто отдавать подарок ухажеру было непринято. Они прятали яички за пазуху, всячески демонстрируя наличие тайного сокровища. Парень должен был отнять яичко, в шутку поборовшись со своей избранницей. После получения трофея парень должен был отвести девушку к воде и полить на нее воду. Этот процесс сопровождался активными пожеланиями здоровья, богатства и счастья. Большинство славян поэтому называли первый понедельник после Пасхи Поливальный. При этом на территории Польши название звучало как «Поливаный».
На территории Чехии в понедельник с раннего утра юноши выходили, а улицу со специальной пасхальной плеткой, называемой «помлазкой». Они начинали искать прячущихся молодиц. Часто девушки только делали вид, что прячутся, стараясь первыми попасться на глаза понравившемуся парню. Догнав молодицу, парень начинал легонько бить ее можжевелиной, березовой плеткой или метелкой. Могли использоваться и плетки из веточек вербы. При этом пари желали девушкам счастья, здоровья, красоты и других благ. Чтобы поскорее закончить шуточное избиение, девушки предлагали ребятам пирожки и крашеные яйца.

Навский четверг

Четверг, идущий после Пасхи, во многих белорусских селениях принято было поминать умерших родственников, посещая их на кладбище. Возле надгробий нужно было положить крашенку или писанку. С утра в пятницу эти яички могли собирать нищие, и использовать их в любых целях. В Полесье в этот день ходили на кладбище, чтобы убрать могилки, положить у надгробий умерших родственников кусочек пасхи, крашеные яйца, хлебцы и немного вина. Женщинам надлежало надевать передники, а мужчинам – повязывать в определенных местах ленты и рушники.
В Воронеже был обычай «водить лошадь». Брали длинную палку, и сооружали на одном из ее концов своеобразную голову лошади. С другого конца палки привязывался хвост, а расстояние между головой и хвостом прикрывалось старым тряпьем. Прокатиться на импровизированной кобыле могли все желающие. Один из парней рядился цыганом, и почетно проводил бутафорскую кобылу по всему селению. Если кобыла падала, цыгану нужно было укусить ее за ухо, чтобы лошадка поднялась. Впрочем, настоящие умельцы водили кобылу так, что она не только не падала, но и вставала на дыбы, умудрялась лягать привлекательных односельчанок. Во многих регионах такие же традиции соблюдались на святки или Троицу.
Празднование постепенно затихало, но пасхи продолжали занимать коронное место на столах. Люди на улицах продолжали при встрече христосаться. Так продолжалось до празднования Вознесения.

Хороводницы (суббота)

Субботу пасхальной недели славяне прозвали «Хороводницей», поскольку в этот день проводились множественные молодежные гуляния. В Сибири молодые люди собирались для «прощания с колоколами». На протяжении всей недели колокола в церквях били непрестанно, а в субботний вечер в селениях снова становилось тихо.
Во Владимирской области практиковался обряд «ублажения гордых». В обеденное время вся родня молодой супруги приходила домой к молодоженам. Родственники молодого мужа оказывали гостям почести, соответствующие поведению невестки. Если невестка считалась хорошей, родня мужа выполняла практически все пожелания гостей. Родне немилой невесты почести тоже оказывались, но были скромными. В Ярославской области молодожены в обязательном порядке навещали родню молодой супруги. После прихода ожидаемых «окликальщиков» молодожены с многочисленной родней мужа выезжали к родственникам невестки. Организацией застолья занимались преимущественно тестя, а сам праздник по обычаю назывался «вьюнинами». С этого дня молодожены переставали считаться молодой и неопытной семьей, и полностью переходили в статус законных и опытных супругов. Молодой супруг до этого дня не имел права оставлять жену, отправляясь на заработки или в другие места. После вьюнин он получал право самостоятельно принимать решение о месте своего пребывания. Чаще всего после вьюнин мужчины отправлялись искать обеспечение семьи. Молодой хозяйке предстояло полностью принять от родни мужа все хозяйственные заботы. До этого она могла выполнять лишь часть из них.
Поскольку пасхальная неделя приходится на весеннее время, во многих местах проводились ритуальные славянские обычаи. Так, в Черниговской области проводилось торжественное изгнание русалок. В некоторых переводах название обряда звучит как «проводы русалок».

«Окликанье молодых» (суббота)

Суббота пасхальной недели называлась «окликаньем молодых». Праздник имел и забавные названия: «юнины», «вьюнитство», «вьюнство», «вьюнины», «юнец». Традиции празднования этого дня больше всего описываются в летописях Владимирской губернии. В этот день ближе к вечернему времени собираются группы парней. В одной группе может быть 15, 10 или 5 человек. Окликальщиков наряжали в интересные торжественные одежды (шаровары, бекеши, рубахи). Окликали прошлогодних молодоженов, заводя веселые песни и пляски у них под окнами. Существовала специальная «окликальная песня». Сразу ее исполняли в своем селении, а после переходили на соседние.
Через каждые 2 строчки обрядовой песни вставлялись слова «вьюнец» и «вьюница» в качестве обращения к молодоженам. В песне рассказывается о сказочном вьюновом царстве, молодом вьюнце и красавице вьюнице. В гости к вьюнице собирается много ее родни, поэтому молодой вьюнец утешает ее песнями на гуслях.

***

Смотрите также: Поздравления на Пасху

***

Голосовые поздравления на телефон

Годичный цикл роста и развития (годичный ритм развития) пло­довых и ягодных культур, по П. Г. Шитту, представлен двумя ос­новными периодами — вегетации и осœенне-зимнего (глубокого и вынужденного) покоя. Годичная периодичность развития харак­терна для всœех листопадных плодовых растений умеренного пояса, но сроки вступления в периоды зависят от породы и даже сорта. Вместе с тем, периоды обычно не совпадают во времени и для разных частей одного и того же дерева — надземной и корневой систем. Так, период вегетации надземной системы длится с начала сокодви­жения (часто совпадающего с началом распускания почек) до мас­сового опадения листьев; период вегетации корневой системы — с начала весеннего роста активных корней до окончания их роста в осœенне-зимний период.

Годичный цикл развития представляет собой совокупность чет­ко разграниченных отдельных фаз развития, или фенологических фаз, периодически сменяющих одна другую в течение года и еже­годно повторяющихся. Годичный цикл развития плодовых культур (на примере яблони) состоит из девяти базовых фаз развития:

I. Сокодвижение (начало вегетации). Фаза продолжается от на­чала сокодвижения до начала распускания почек (вегетативных или цветковых). Начинается передвижение пластических веществ и

юды. Начало сокодвижения датируется появлением первых капель пасоки (ʼʼсокаʼʼ) из отверстий, сделанных на южной стороне дерева на высоте груди человека.

П. Распускание почек. Почки набухают, затем разрыхляются и распускаются. Цветковые и вегетативные почки лопаются, раздвигаются почечные чешуи; на их вершинах заметны кончики зелœеных листьев (подфаза зелœеного конуса).

III.Цветение. Фаза начинается с бутонизации, затем раскрыва­ ется цветки, происходит опыление. Началом цветения считают дату, когда распустилось 5… 10 % цветков, концом цветения — дату, когда на дереве отцвело 90 % цветков или у 75 % цветков осыпались лепестки.

IV.Рост побегов. Фаза продолжается с начала распускания веге­ тативных почек до окончания роста побегов. Побеги удлиняются, формируются листья и пазушные почки.

Окончанием фазы считается дата͵ когда у большинства побегов, расположенных в верхней части кроны, сформируются верхушечные почки.

V. Завязывание, рост и созревание плодов. По окончании цвете­ния молодые плоды (завязи) увеличиваются в размерах. Фаза про­должается с конца цветения до наступления съемной зрелости, ᴛ.ᴇ. до той даты, на которую плоды летних сортов пригодны к употреб­лению , а плоды осœенних и зимних сортов достигли нормальных раз­меров и приобрели соответствующую сорту окраску.

VI. Закладка и дифференциация цветковых почек, вызревание тканей. Фаза продолжается с окончания роста побегов до конца ве­гетации. Происходит вызревание тканей стеблевых осœей.

Растенияготовятся к перезимовке и вступают в период глубокого покоя над­земной части дерева.

VII.Листопад. За начало фазы принимают дату, когда опало 25 % листьев, за окончание — когда у большинства деревьев опало 75 %листьев.

VIII. Окончание вегетации и вступление в покой. Фаза длится отконца листопада до прекращения роста активных корней. В это вре­мя происходят подготовка растений к перезимовке и вступление впериод покоя.

IX.Покой. Фаза продолжается с окончания роста активных кор­ ней осœенью до начала их роста весной (для корневой системы) и от конца листопада до начала сокодвижения (для надземной системы). Сначала для растений характерен глубокий (органический), а затем вынужденный (относительный) покой. При температуре выше О °С в растениях проходят структурно-функциональные процессы орга­ ногенеза.

В отдельных случаях фенофазы делят на более мелкие подфазы (к примеру, подфазы развития побега, цветковой почки и т.д.).

Прохождение растениями сезонных фаз развития зависит от тер­мического режима зоны и конкретных погодных условий вегетаци-

онного периода. Так, при одинаковых температурных условиях сроки прохождения фенофаз у плодовых культур неодинаковые, так как вегетация у разных культур начинается при разной темпера­туре. Эту температуру называют биологическим нулем.Для большин­ства листопадных древесных растений умеренного пояса биологи­ческий нуль соответствует 5 °С, для винограда 10 С, кофе 15 °С и т.д. Стоит сказать, что для наступления какой-либо фенофазы важна не общая сумма положительных температур, а сумма эффективных (активных) тем­ператур, представляющих собой среднюю суточную температуру, уменьшенную на значение биологического нуля. К примеру, для ус­ловий средней полосы съемная зрелость плодов яблони наступает при накоплении активных температур (выше 5 °С) 2000…2400 °С. Эта сумма меняется (и соответственно изменяются сроки наступле­ния оптимальной зрелости плодов) исходя из сорта.

Появ.венч. Расхож.леп. венчиков лепестков лепестков венчиков лепестков

Смыкание Рост плодов Зрелый плод чашелистиков

В производственных условиях при уходе за плодовыми насаж­дениями кроме фенологических фаз развития растений часто учи­тывают фенофазы развития цветковых почек (рис. 2.2). Это связа­но с тем, что от развития цветковых почек зависят завязывание и формирование плодов. К определœенным фазам развития почек приурочивают проведение агротехнических приемов по уходу за насаждениями (к примеру, обработка пестицидами, внесение удобрений, полив и др.). При разработке технологии возделыва­ния плодовых и ягодных растений важно учитывать фенологичес­кие фазы.

Рис. 2.2. Фенофазы развития цветковой почки яблони

?Раздел: ʼʼРазмножение плодовых и ягодных растенийʼʼ е Лекция № 3-4

Тема 3: Требования плодовых растений к условиям внешней среды ( 3 ч )

Вопросы лекции

1.Световой режим и продуктивность фотосинтеза растений, отношение плодовых к температурному фактору

2.Водный режим и его регулирование с помощью агротехники, требования плодо-

вых к элементам питания

Основная литература:

1. Плодоводство./Под ред. Ю.В. Трунова, Е.Г. Самощенкова. — М.: Колос, 2012.-415с.

Дополнительная литература:

1. Садоводство на Южном Урале. Е.В. Савин, А.А. Чибилёв. — Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2004. — 488с.

6. Мелиорация в степных условия Южного Урала. Т 1. Водные и гидромелиоративные ресурсы Оренбуржья, России и других стран СНГ: учебное пособие/ Г.В. Соболин, И.В. Сатункин, Ю.А. Гулянов, Л.Н. Хилько; науч.ред. Г.В. Петрова. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2011ᴦ. — 412с.

7. Мелиорация в степных условия Южного Урала. Т 2. Оросительные сиситемы: учебное пособие/ Г.В. Соболин, И.В. Сатункин, Ю.А. Гулянов, Л.Н. Хилько; науч.ред. В.В. Каракулев. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ. — 370с.

5.Практикум по технологиям производства продукции растениеводства для степной зоны Южного Урала/ В.И. Титков, В.В. Каракулев, ю.А. Гулянов и др.: под ред. проф. В.И. Титкова. — изд. 2-е, доп. и перераб. — Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2007.-33Ос. 5. Биологические основы плодоводства.

Предлагаемое вниманию читателя методическое пособие является руководством для практического изучения Авестийской астрологии. Данное издание представляет интерес для широкого круга читателей, рекомендуется для ознакомления слушателям Авестийской школы астрологии. Данное издание посвящено знакомству с очень серьезным и интересным направлением зороастрийской астрологии, связанным с календарными циклами.

Что такое календарь и зачем он нужен?

Какие календарные циклы необходимо учитывать в повседневной жизни?

Как определить доминирующий календарный цикл?

Что важнее — календарь или гороскоп?

Как связан календарь с гороскопом, и как увидеть в гороскопе соответствие или несоответствие календарным циклам?

В каких случаях надо ориентироваться на календарь, а в каких — на гороскоп?

Немного истории

Календарем принято называть определенную систему счета времени, применяемую при измерении временного интервала большой длительности, и основанную на периодичности видимых движений небесных тел — Солнца, Луны, планет. Практически все народы используют различные формы календарей для регламентации своей жизнедеятельности.

Само слово «календарь» произошло от латинских слов «caleo» — провозглашать, оповещать и «calendarium» — долговая книга. В Древнем Риме специальный глашатай, назначенный верховным жрецом, разносил весть о начале очередного месяца. После этого оповещения начинались новые календы (calendal). Второе значение связано с тем, что первого числа каждого месяца в том же Древнем Риме было принято уплачивать проценты по долгам.

В основу календаря в разных культах и у разных народов были положены различные циклы. Так, в основу мусульманского календаря положен период между двумя полнолуниями — синодический месяц, равный приблизительно 29,5 суткам. Двенадцать таких месяцев дают лунный год, равный 354 дням. В некоторых странах Юго-Восточной Азии используется лунно-солнечный календарь, в основу которого положен цикл повторения условий видимости солнечных затмений — так называемый Метонов цикл (он составляет примерно 19 лет). Начало астрономического года в этом календаре согласуется со сменой фаз Луны.

В европейской культуре получил распространение календарь, в основу которого был положен солнечный цикл. Поскольку средний тропический год, который представляет собой промежуток времени, за который Солнце возвращается к точке весеннего равноденствия, не кратен средним солнечным суткам (1 тропический год = 365,2422 средних солнечных суток), то при создании календаря возникает проблема: как исключить накопление ошибки, возникающей из-за дробной части суток в продолжительности года?

В Древнем Египте использовался солнечный календарь, в котором было ровно 365 суток. При таком календаре каждые 4 года ошибка увеличивалась приблизительно на 1 день.

В 46 г. до н. э. римский верховный жрец, полководец и писатель Юлий Цезарь ввел календарь, впоследствии получивший, название юлианского . Счет по юлианскому календарю был начат с 1 января 45 г. до н. э. В этом календаре три года подряд имели по 365 дней, а четвертый — 366 (такой год позднее стал называться високосным ). Такой календарь был гораздо точнее прежнего, но и он за каждые 400 лет все же отставал на трое суток.

К концу XVI века эта ошибка составляла уже 10 дней и поэтому папа римский Григорий XIII 4 октября 1582 г. с целью ее исправления ввел два изменения:

1) исправил дату, введя сразу после 4 октября 15 октября;

2) исключил годы, завершающие столетия, из последовательности високосных лет, за исключением тех, которые кратны 400. В результате 1700 г., 1800 г., 1900 г. — не високосные годы, а 2000 г. — високосный.

Такой календарь получил впоследствии название григорианского.

Длительность года в этом календаре больше тропического на 26 секунд, то есть за 3300 лет набегает опережение в 1 день. Но это уже не такая страшная ошибка.

Счет времени по григорианскому календарю называется новым стилем , а по юлианскому — старым стилем . Переход к григорианскому календарю в различных государствах мира происходил в разные времена. Россия до 1 февраля 1918 г. (14 февраля 1918 г. по новому стилю) жила по юлианскому календарю. Это расхождение календарей необходимо учитывать при работе с событиями, произошедшими до указанной даты.

Эрой календаря называется начальный момент любой системы счета лет, а также сама эта система.

Начало новой эры, летосчислением которой мы пользуемся, относится к рождению Христа. Она была рассчитана и предложена к введению в 525 г. Дионисием Малым. В католических странах она была введена в 532 г., а в России — в 1700 г. До этого момента Россия пользовалась счетом лет от сотворения мира, относя его на 1 марта 5508 г. до н. э.

Календарь и астрология

Календари бывают разные. Чаще всего за основу в них берутся циклы движения двух светил — Солнца и Луны. Но иногда используются циклы и других планет.

Так, например, в основу восточного календаря положено движение такой планеты, как Юпитер. Бесспорно, что все календари имеют отношение к астрологии, однако, очень часто календарные системы противопоставляют этой древнейшей науке.

Практически все религиозные традиции связаны с различными календарными системами. В основу религиозной практики и религиозной жизни представителей подавляющего большинства вероисповеданий положены определенные календарные циклы. По-видимому, именно благодаря признанию доминанты календаря как основы, упорядочивающей жизнедеятельность человека, многие религиозные традиции приходят к резкому отрицанию астрологии. Их аргумент ясен и лаконичен: зачем нужна астрология, если есть раз и навсегда признанный сакральный календарь. Если человек живет по нему — отмечает праздники, постится — и все это у него вписывается в солнечные и лунные циклы, то этого вполне достаточно. С этой точки зрения все остальное — от лукавого, это уже почти что грех. Поэтому очень часто можно встретить высказывания, что астрологией пользовались в те времена, когда люди были темны и невежественны, а теперь, после того как бессмертное учение было спущено на Землю и получило здесь свое воплощение, ничего другого для того, чтобы жить правильно, уже не требуется. Примерно так рассуждают противники астрологии.

Существует и прямо противоположная точка зрения, очень характерная, к примеру, для западных астрологов. Многие из них считают, что для того, чтобы помочь человеку разобраться в своей судьбе, учитывать календарные циклы вовсе не нужно. По их мнению, используя гороскоп, можно все рассказать о программе жизни его владельца. А раз так, то календарь здесь не играет никакой роли.

Таким образом, в наше время в рассмотрении вопроса о соотношении астрологии и календаря существуют две крайние позиции, смысл которых можно выразить в следующих концепциях:

1. Зачем нужна астрология, если есть календарь?

2. Зачем нужен календарь, если есть астрология?

На самом деле сторонники этих позиций не понимают, что в данном вопросе одно неотделимо от другого, что календарь тесно взаимосвязан с астрологией, а астрология — с календарем, и это вовсе не взаимозаменяемые вещи.

Большой вклад в исследование календарных циклов и астрологии внесли зороастрийцы, которые были, наверное, одними из первых, кто занимался изучением этих вопросов очень серьезно. Они считали, что астрология и календарь, на самом деле, описывают совершено разные состояния мира, и поэтому не могут быть взаимозаменяемыми. А вот что это за состояния, следует разобраться более детально. И разговор о календарных циклах мы начнем с вопроса: «Для чего нужны календари и к чему они нас призывают?».

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) государственный первичный эталон единиц времени, частоты и национальной шкалы времени — государственный первичный эталон, обеспечивающий воспроизведение, хранение и передачу единиц времени и частоты с наивысшей в Российской Федерации точностью, утверждаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и применяемый в качестве исходного на территории Российской Федерации;

2) григорианский календарь — система исчисления времени, которая основана на циклическом обращении Земли вокруг Солнца, в которой продолжительность одного цикла обращения Земли вокруг Солнца принята равной 365,2425 суток и которая содержит девяносто семь високосных лет на четыреста лет;

3) календарная дата — порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года;

4) календарная неделя — период времени с понедельника по воскресенье продолжительностью семь календарных дней;

5) календарный год — период времени с 1 января по 31 декабря продолжительностью триста шестьдесят пять либо триста шестьдесят шесть (високосный год) календарных дней. Календарный год имеет порядковый номер в соответствии с григорианским календарем;

6) календарный месяц — период времени продолжительностью от двадцати восьми до тридцати одного календарного дня. Календарный месяц имеет наименование и порядковый номер в календарном году;

7) календарный день — период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце;

8) местное время — время часовой зоны, в которой расположена соответствующая территория;

9) московское время — время часовой зоны, в которой расположена столица Российской Федерации — город Москва.

Московское время служит исходным временем при исчислении местного времени в часовых зонах. Московское время соответствует третьему часовому поясу в национальной шкале времени Российской Федерации UTC (SU) +3. Числовые значения местного времени в разных часовых зонах отличаются на целое число часов. Местное время в субъектах Российской Федерации одной часовой зоны одинаково. Счет минут и секунд во всех часовых зонах одинаков;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

10) национальная шкала времени Российской Федерации — упорядоченная числовая последовательность размеров единиц времени, воспроизводимая и хранимая Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли на основе государственного первичного эталона единиц времени, частоты и национальной шкалы времени;

11) часовая зона — часть территории Российской Федерации, на которой действует единое время, установленное настоящим Федеральным законом.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Особенности построения календаря
на основе движения планет

Продолжение. Читайте начало статьи Китайский календарь, привязка к астрономии.
Китайский календарь является наиболее сложным комбинированным вариантом планетарного календаря, хотя обычно в описаниях этого календаря связь с планетарными циклами почти не рассматривается.
Китайский год начинается со второго новолуния после зимнего солнцестояния. К зимнему солнцестоянию привязаны почти все календари. Даты рождения всевозможных богов различных стран очень часто совпадают с этим астрономическим событием. 24-25 декабря.
Однако начинающееся после солнцестояния, в русском языке – солнцеворота, увеличение продолжительности светового дня не сразу приводит к наступлению тёплого времени, «Солнце на лето, зима на мороз». Вот через месяц-другой можно говорить и о приближении весны. Заодно можно и лунный календарь с солнечным согласовать.

Планеты, принимаемые во внимание в китайском календаре

Естественно напрашивается желание учесть в календаре движение Венеры. Яркий объект на небе, уступающий по яркости только Солнцу и Луне, хорошо видимый по утрам или вечерам (если виден), да ещё и с хорошо определяемой периодичностью.
Но, сказавши «а», нужно говорить и «б». На небе, кроме Венеры, есть и другие «бродячие звёзды». Всего их насчитывалось в древние времена пять – Венера, Юпитер, Сатурн, Марс и Меркурий, если смотреть в порядке убывания яркости.
Прочие большие планеты были открыты гораздо позднее:
Уран – открыт астрономом Гершелем в 1781 году
Нептун – открыт в 1846 году, благодаря расчётам возмущений Урана, хотя впервые его заметил Галилей в 1612 году, но он принял его за неподвижную звезду.
Плутон – открыт в 1930 году, но в 2006 году Международный астрономический союз наконец-то дал официальное определение термину «планета» и оказалось, что Плутон под это определение не подходит. После переклассификации Плутон был добавлен к списку малых планет, получил № 134340 по каталогу Центра малых планет, и не относится к большим планетам.

Периоды обращения планет

Астрономические справочники дают два периода обращения планет – сидерический и синодический. Несмотря на такие мудрёные названия, смысл их очень простой. Сидерический период – это период обращения планеты вокруг Солнца, проще говоря, год этой планеты, обычно его измеряют в земных единицах – земных сутках или земных годах. Для понимания этого нужно знать, что все планеты, включая Землю, обращаются вокруг Солнца, чего древние астрономы не знали.
Синодический период – это интервал времени, за который планета возвращается в то же самое положение с точки зрения земного наблюдателя. Это как раз тот период времени, который наблюдали и вычисляли раньше астрономы. Но есть одна сложность в определении синодического периода. Поскольку Земля сама вращается вокруг Солнца, движение планет на фоне звёзд с точки зрения земного наблюдателя неравномерно, вплоть до того, что иногда планета движется по небу в обратном направлении. Это называется попятным движением, которое наблюдается у всех планет, находящихся дальше от Солнца, чем Земля.
В нашем случае это будут Марс, Юпитер и Сатурн. Ясно, что для определения синодического периода обращения нужно выбрать точку, в которой планета бывает лишь однажды за период. Такой точкой для всех планет выбрана точка соединения планеты с Солнцем, то есть точка, в которой планета видна ближе всего к Солнцу (хотя как раз здесь-то её без инструментов обычно и не видно).
Некоторым исключением является Луна, для которой сидерический период определяется исходя из периода обращения Луны вокруг Земли.
В таблице представлены сидерический и синодический периоды для пяти планет:

Планета Сидер. период
(год планеты)
Синодич. период
Меркурий 87,97 суток (0,2408 года) 115,88 суток (0,32 года)
Венера 224,70 суток (0,6152 года) 583,92 суток (1,60 года)
Марс 686,98 суток (1,8808 года) 779,94 суток (2,14 года)
Юпитер 4332,59 суток (11,8620 года) 398,88 суток (1,09 года)
Сатурн 10759,22 суток (29,46 года) 378,09 суток (1,04 года)
Луна 27,32 суток (0,074 года) 29,53 суток (0,081 года)

Шестидесятилетний цикл движения планет

Как видно из таблицы, синодические периоды планет совершенно не кратны друг другу, а потому простого способа сделать календарь на основе этих периодов нет. Заметно, правда, что пять синодических периодов Венеры равны 8 годам, это как раз то, что заметили майя. Для того, чтобы построить циклический календарь, необходимо найти такой временной промежуток, в который будет укладываться целое количество синодических периодов всех планет, причём этот интервал не должен быть чрезмерно велик.
Для начала попробуем определить, через какое минимальное целое количество земных лет каждая из планет займет прежнее положение по отношению к звездам. Ясно, что при одинаковом положении планеты и Земли по отношению к звездам нет разницы между вычислениями по синодическим и сидерическим периодам. Но проще считать по сидерическим периодам. Естественно, придется пойти на некоторое округление. Так например, для Марса пять сидерических периодов займут 1,88 х 5 = 9,4 земных лет, цифра явно некруглая. Зато 8 периодов по длительности будут составлять 1,88 х 8 = 15,04 земных лет, что примерно равно 15 годам с ошибкой всего 0,26 %. Составим небольшую табличку для ярких планет и Луны:

Планета Сидер. период Кол. сид. пер. Время в земных годах
Луна 0,0740 27 1,9980
Меркурий 0,2408 25 12,0424
Венера 0,6152 13 7,9975
Марс 1,8808 8 15,0468
Юпитер 11,8620 1 11,8620
Сатурн 29,4571 2
(4)
58,9143
(117,8284)

За исключением Сатурна, цифры получились небольшие и удобные для вычислений. Вспомним школьный курс арифметики и найдем НОК (наименьшее общее кратное) для всех планет, кроме Сатурна. Оно равно 120 земным годам. Вместе с Сатурном НОК составляет 7080 лет, слишком большая продолжительность цикла для календаря. Но, если принять продолжительность четырех сидерических периодов Сатурна (см. значения в скобках) равной ста двадцати годам, то ошибка будет 1,8 %. Согласитесь, что ошибка менее двух процентов за время больше человеческой жизни не так уж велика.
Однако период в сто двадцать лет все-таки слишком велик. Как выйти из этой ситуации? Для этого нужно сначала разобраться, с какого момента отсчитывать начало цикла. Какое же событие на небе наиболее подходит для точки отсчета?
Поскольку все планеты движутся примерно в одной плоскости, все они находятся в поясе Зодиака в любое время. Перемещаясь по небу, планеты периодически сближаются друг с другом. Однако наиболее подходящим моментом для начала отсчета является сближение планеты с Солнцем, ее соединение с Солнцем. Для наблюдателя на Земле планета будет недоступна для наблюдения, она будет не видна в солнечном сиянии. Через некоторое время планета удаляется от Солнца и становится видна либо на рассвете, либо на закате Солнца. Это можно истолковать на примитивном уровне, как ее новое рождение.
Рассматриваемые нами планеты можно разделить на две группы: внешние и внутренние по отношению к Земле. Внутренние планеты находятся на меньшем расстоянии от Солнца, чем Земля, внешние – на бoльшем. С точки зрения земного наблюдателя разница в том, что соединение внешних планет – Марса, Юпитера и Сатурна – с Солнцем возможно только при нахождении планеты за Солнцем.
Соединение же внутренних планет – Меркурия и Венеры – возможно как при нахождении планеты за Солнцем (так называемое «верхнее соединение»), так и перед ним («нижнее соединение». Следовательно, за один синодический год внутренние планеты дважды входят в соединение с Солнцем. А это означает, что наблюдаемое положение внутренних планет по отношению к Солнцу и звездам будет повторяться в два раза чаще, чем указано в вышеприведенной таблице.
То есть, видимое положение Меркурия будет повторяться каждые три года, а Венеры – каждые четыре земных года. В этом случае цикл повторения расположения всех планет будет уже не 120 лет, а всего шестьдесят, что намного более приемлемо для построения календаря.
Таким образом, циклы обращения планет дают нам шестидесятилетний цикл календаря. Этот цикл и был выбран в Китае почти пять тысяч лет назад!

Двенадцатилетний цикл движения планет

Понятно, что шестидесятилетний цикл все-таки не очень удобен для практического использования, нужны более короткие интервалы времени. Нам ведь недостаточно разделения суток на утро, день, вечер и ночь, мы пользуемся и более короткими интервалами времени – часы, минуты. Поэтому возникает желание и шестидесятилетний цикл разбить на более короткие интервалы. Число 60 очень удобно для разбиения, оно делится на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20, 30 частей без остатка, поэтому выбор короткого цикла достаточно свободен. Попробуем найти более или менее логичный подход к определению продолжительности короткого цикла.
Прежде всего следует отметить, что напрашивается привязка к движению на небе одной из планет. Какая из более всего пригодна? Меркурий движется слишком быстро и привязка к нему неудобна, уж лучше ориентироваться на земной год. Венера – более подходящий вариант, ее движение, как уже говорилось, было использовано в календаре майя, но венерианский календарь неудобен для практического использования. Наилучшим выбором был бы Юпитер, который совершает свое путешествие по небу в течение 12 лет, находясь каждом созвездии Зодиака один год. Каждому году было присвоено соответствие одному из двенадцати животных, о чем мы поговорим позже.
Однако различить один из пяти юпитерианских циклов в «длинном» шестидесятилетнем цикле затруднительно. Следовательно, можно принять предварительно двенадцатилетний цикл за одну из основ календарного счета, но поискать дополнительные возможности для более точного указания года внутри шестидесятилетнего периода.

Десятилетний цикл движения планет

Какое же число было бы логично использовать?
При определении большого цикла мы использовали данные для пяти известных в древности планет – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. В китайской философии насчитывалось пять стихий, из которых состоит мир – дерево, огонь, земля, металл и вода.

Для указания географического положения использовалось пять понятий, четыре из которых совпадают с нашими обычными – восток, запад, север, юг, а пятое – вполне логично, середина, здесь, рядом.
Следовательно, понятным и удобным был бы пятилетний цикл календаря, в котором каждому году присвоено определенное свойство. Этот цикл удобен еще и тем, что при одновременном счете лет по двум циклам – двенадцатилетнему и пятилетнему каждый год из шестидесяти получает уникальное сочетание номеров внутри этих двух циклов.
Есть только небольшая неувязка с движением планет по небу. Видимое положение Марса происходит примерно в течение двух лет. Это нарушает привязку календарных циклов к астрономическим явлениям. Выход был найден при помощи повторения свойств внутри цикла приписыванием каждому свойству активности и пассивности, использовав философские понятия Инь и Ян. При этом вместо одного года каждое свойство управляет двумя годами, идущими подряд, первый год – в активной ипостаси Инь, а второй – в Ян. После этого получился десятилетний цикл, состоящий из пар лет, и каждая пара управляется одним свойством.
В качестве свойств обычно используют названия стихий, а в наше время еще и цвета.
Но об этом – в следующей статье Анализ начала летоисчисления с помощью астрономической программы
Лев Борисович Выскубов, 15.12.12

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *