Какое евангелие читать

Какое евангелие читать

Содержание

Можно ли молиться сидя: положение во время молитвы, жесты, поведение молящегося и соблюдение молитвенных правил

Не всегда есть силы и возможность стоять. Работа связана с тяжелым физическим трудом, и к вечеру человек устает настолько, что ноги гудят. В силу преклонных лет открываются возрастные заболевания. Беременная женщина, у которой тянет поясницу и отекают ноги. Причин много, а человек испытывает потребность в молитве.

Что же теперь, не молиться вовсе? Нет, конечно. Обязательно молиться сидя. И так делать можно, несмотря на возмущение бабушек из церкви.

Что такое молитва?

Это непосредственное общение с Богом. Разговор с Ним. Это беседа ребенка со своим Отцом. Но не станем объясняться высокими словами, а расскажем об этом проще.

Когда мы молимся, мы встречаемся с Богом. Встречаемся с Богородицей и со святыми, к которым молитвенно припадаем. Мы просим их о чем-то, а через какое-то время понимаем, что наша просьба исполнена. И благодаря этому приходит осознание участия святых в нашей жизни, равно как и участия Бога. Он всегда рядом, всегда готов помочь и терпеливо ждет, когда же мы обратимся к нему.

Есть еще один вид молитвы. Это молитва — диалог. Когда человек ведет беседу, ему важно не только высказаться, но и услышать мнение собеседника. В тот момент, когда мы возносим молитвы Богу, нужно быть готовыми к тому, что Он открывается нам. Порой не так, как мы представляем Его. Поэтому и нельзя придумывать себе образ Бога, как-то представлять его. Мы видим Бога на иконах, видим Матерь Божью, святых угодников. Этого достаточно.

Читать молитвы сидя можно ли? Представьте, что человек пришел к своему отцу. Пришел после работы, очень хочет поговорить с ним, но ноги болят и устали так, что стоять просто сил нет. Неужели отец, видя это, не станет разговаривать со своим ребенком? Или заставит его стоять в знак уважения к родителю? Нет, конечно. Скорее наоборот: видя, насколько устал сын, предложит ему скорее сесть, выпить чашку чая и поговорить.

Так неужели Бог, видя рвение человека, не примет искренней молитвы только из-за того, что молящийся сидит?

Когда мы молимся?

Чаще всего, когда что-то случается в жизни и срочно нужна помощь. Тогда человек начинает молиться и просить этой помощи у Бога. Иной надежды у него просто не остается. Помощь приходит, довольный человек радуется, забывает поблагодарить и отходит от Бога до следующей экстренной ситуации. Правильно ли это? Вряд ли.

В идеале мы должны жить с молитвой. Жить с ней так же, как мы живем с воздухом. Люди же не забывают дышать, ибо без кислорода мы просто умрем через несколько минут. Без молитвы умирает душа, это ее «кислород».

При нашей загруженности и условиях жизни непрестанно находиться в молитве крайне непросто. Суета на работе, суета в быту, окружающие люди — этого всего слишком много. И слишком шумно вокруг нас. Однако мы просыпаемся утром. И о чем думаем в первую очередь? О том, что должны сделать сегодня. Встаем, умываемся, одеваемся, завтракаем и вперед — навстречу новой суете. А нужно немного скорректировать свое утро. Встать и поблагодарить Бога за еще один дарованный день. Попросить Его заступничества в течение дня. Конечно, самый лучший вариант — прочесть утренние молитвы. Но и благодарность от сердца еще никто не отменял.

Молитва в течение дня

Такое возможно при нашей-то загруженности? Почему бы нет, все возможно. Можно ли молиться сидя, например, в машине? Конечно. Можно ехать на работу, а мысленно молиться Богу.

Сел человек кушать — перед трапезой нужно помолиться мысленно, прочесть «Отче наш». Этого никто не услышит, а какая польза для молящегося! Поел, поблагодарил Господа за трапезу — и снова пошел работать.

Молитва в храме

Можно ли молиться сидя православному человеку? Тем более в храме, где все стоят? По немощи — можно. Есть такая замечательная фраза Митрополита Московского Филарета: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

При некоторых болезнях человеку сложно стоять. И при других немощах не всегда легко. Поэтому не стоит смущаться от того, что присели на лавочку в храме. Есть в богослужении определенные места, при возглашении которых нужно встать. Это Херувимская песнь, чтение Евангелия, молитвы «Верую» и «Отче наш», вынос Чаши. В остальных случаях, если чувствуете, что не можете выстоять службу, присядьте.

Домашняя молитва

Можно ли перед иконами сидя молиться дома? В этом нет ничего страшного в том случае, если человек это делает по болезни или другим уважительным причинам. Если же просто от лени, лучше не лениться и встать, помолиться стоя.

В том случае, когда молящийся сильно устал, вполне допустимо сесть на стул или на диван возле икон, взять в руки молитвослов и помолиться от души.

Как быть больным людям?

А что, если человек настолько болен, что не может самостоятельно подняться? Или прикован к кровати? Или лежит в силу совсем преклонного возраста? Ему даже молитвослов в руки не взять. Как тогда молиться? И вообще, можно ли молиться лежа или сидя?

В таком случае можно попросить кого-то из домочадцев подать молитвослов. Держать его в непосредственной близости от кровати, таким образом, чтобы больной мог самостоятельно дотянуться до него. Точнее, протянуть руку и взять. Что касается чтения Евангелия, то домашние вполне могут выделить пару минут и прочесть по просьбе больного отрывок из него.

Ко всему прочему, лежачий человек способен творить молитву мысленно. Обращаться к Богу своими словами, в этом нет ничего предосудительного. В молитве, идущей из глубины сердца, от всей души, разве может быть что-то оскорбительное для Бога? Даже если она читается в «неустановленной» позе. Господь видит сердце молящегося, знает его мысли. И принимает молитву больного или немощного.

Можно ли молиться дома, сидя или лежа? Да. И не просто можно, а нужно. «Врача к себе не кличут здравые, а вот болящим очень нужен врач». И не только в буквальном смысле этих слов.

Может ли молитва быть неугодной?

Сложный вопрос. Она может быть не услышана, скорее. Почему? Все зависит от качества молитвы. Если человек шаблонно прочел молитвенное правило за 15 минут, не вдумываясь в слова и их смысл, закрыл молитвослов — и на этом точка, какая же это молитва? Человеку непонятно, что и зачем он читал. А Богу шаблон не нужен, Ему нужна искренность.

Кому можно молиться сидя, дома? И Богу, и Богородице, и святым. Пусть молитва будет совершаться в сидячем положении, но исходя из сердца. Это лучше, чем стоя перед иконами просто прочитать правило, ничего в нем не поняв и не попытавшись это сделать.

Детская молитва

Можно ли молиться сидя ребенку? Детская молитва считается самой искренней. Потому что дети невинны, наивны и доверяют Богу. Не зря же сам Господь сказал: будьте как дети.

Для деток существуют послабления. В том числе и в молитвенном правиле. Самое главное — это не принуждать ребенка читать длинные и непонятные для него молитвы. Пусть малыш прочитает перед сном, например, «Отче наш» и поговорит с Богом своими словами. Это куда полезнее, нежели вычитывание правила с холодным сердцем, потому что мама так сказала, то есть по принципу «надо взрослым». А надо не взрослым, надо должно быть самому ребенку.

Благодарственные молитвы

Мы часто просим, не благодаря. О последнем нельзя забывать. Нам было бы неприятно выполнить чью-то просьбу, а в ответ не услышать спасибо. Почему же Бог должен нам что-то давать, зная нашу неблагодарность?

Можно ли молиться сидя, читать благодарственный акафист или возносить благодарственные молитвы? Вы устали? Плохо себя чувствуете? Болят ноги? Тогда сидите и не переживайте по этому поводу. Сели, взяли в руки акафист или молитвослов, и читаете спокойно, не торопясь, вдумчиво. Огромная польза для молящегося. И Богу радостно видеть такую искреннюю благодарность.

Когда нет сил молиться

Бывает такое, что нет сил молиться. Никак. Ни стоя, ни сидя, ни лежа. Не идет молитва, человек не хочет этого делать.

Как быть тогда? Заставить себя подняться, встать перед иконами, взять в руки молитвослов и прочитать хотя бы одну молитву. Через силу. Потому что не всегда нам хочется молиться, как бы это удивительно ни звучало. Разве можно не хотеть общаться с Богом? Это дико, странно, непонятно, но такие состояния бывают. И при их появлении необходимо понуждать себя на молитву.

Но она же будет не от души наверное? А тут уже все зависит от молящегося. Можно вчитываться в каждое слово с предельным вниманием, хотя бы это и всего лишь одна молитва. Такой молитвенный настрой будет куда полезнее, чем если не помолиться вообще или прочитать правило одними губами, когда мысли при этом где-то далеко-далеко витают.

Сколько времени занимает утреннее и вечернее правило? Минут 20, не более. Это потому, что человек быстренько его прочитывает, и все. Так лучше эти 20 минут потратить на прочтение двух молитв, но с толком и сосредоточением, чем отчитать кое-как, потому что положено так.

Важное дополнение

Что необходимо знать, приступая к молитве? Только лишь ответ на вопрос, можно ли молиться сидя или лежа? Нет. Основное, о чем необходимо помнить — что молиться нужно вдумчиво. Пытаться понять каждое слово молитвы. А еще последняя должна исходить из сердца. Вот для чего нужно не только вычитывать правила, но и молиться своими словами.

Из статьи мы узнали, можно ли молиться сидя. В случае тяжелого заболевания, старческой немощи, беременности или очень сильной усталости это не возбраняется. Разрешено молиться сидя деткам.

Что касается лежачих больных, то в их случае вполне уместно возносить молитвы Богу в привычном положении.

Важно не положение, хотя оно играет не последнюю роль. Самое главное — это сердце и душа человека, искренняя, горящая и стремящаяся к Богу.

Читаем Евангелие: Какие вопросы при этом могут возникать, и на что действительно стоит обращать внимание? — отвечает епископ Иона (Черепанов)

Как читать Евангелие: сидя или стоя? Покрывать ли женщинам голову? Можно ли в транспорте? В переводе или только на церковнославянском?..

Отвечая для журнала «Начало» на эти и многие другие вопросы, часто задаваемые священнослужителям в сети, наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский ИОНА отмечает: главное – Евангелие читать. Читать каждый день и стараться по нему жить.
***

О феномене, с которым мы сталкиваемся во время чтения Евангелия

– Владыка, первый вопрос о том, почему так тяжело читается Библия. Любой журнал или газета, как правило, «проглатываются» на одном дыхании. Но что касается Евангелия и душеполезных книг, то с этим сложнее. То руки не доходят, то совсем не хочется. Можем ли мы говорить о какой-то особенной лени, которая «нападает» на человека именно тогда, когда ему предстоит сделать что-то для души?

– Мне кажется, что в данном случае речь идет о феномене, реально подтверждающем существование иного мира – мира ангелов и демонов – мира очень тонкого, таинственного.

Действительно, Вы отметили очень интересный момент. Когда у нас в руках или ноутбук, или увлекательный роман, нам спать почему-то не хочется, и мы способны внимать написанному допоздна. Но стоит попасть нам в руки какой-то духовной книге — имеется в виду не духовная беллетристика, которая в изобилии появилась в наше время, а серьезная аскетическая богословская литература и, особенно, Священное Писание — как тут же нас почему-то клонит ко сну. Мысли не удерживаются в нашей черепной коробке, начинают разлетаться в самых различных направлениях, и чтение становится весьма и весьма затруднительным.

Всё это показывает, что кому-то в мире темных духов очень не нравится то, что мы делаем. Что есть кто-то, кто таким вот явственным образом противится нам в чтении, которое назидает нас, приближает нас к Богу.

Хотелось бы отметить такой момент. Даже если мы полностью не запоминаем все из того, что прочитываем, — вследствие слабости памяти или по каким-то другим причинам — все равно, читать обязательно нужно. Этот вопрос был раскрыт в книге «Отечник» святителя Игнатия Брянчанинова, в которой собраны высказывания египетских преподобных IV-V веков. Некий ученик пришел к старцу и говорит: «Что делать, я сколько ни читаю Священное Писание, другие книги, у меня в голове ничего не остается, ничего не запоминаю. Стоит ли в таком случае читать, может, не нужно?» На что ему было сказано: как грязное белье, помещенное в ручей, даже без стирки очищается, потому что проточная вода вымывает из него всю грязь, так и из нашей головы чтение божественных книг вымывает грязь, сор и просветляет наши мысли евангельским светом.

Вот поэтому еще так важно постоянно читать душеполезные книги: даже если мы ничего не запоминаем, все равно, пребывание в ореоле мыслей святых, слов Священного Писания обязательно человека просвещает и задает ему совершенно иной настрой.
Обязательно ли читать толкование на Евангелие?

– Относительно чтения Евангелия хотелось бы спросить о чисто практических сторонах, исходя из тех вопросов, которые часто задаются священнослужителям в сети интернет. Например, нужно ли делать выписки из текста во время чтения? Ведь так мы прочитываем меньше, но зато запоминается. Или лучше стараться прочитать больше, не отвлекаясь на конспектирование?

– Мне кажется, все зависит от степени организованности человека. Есть люди, которым необходимо все систематизировать, как-то зафиксировать, по пунктам разложить — так они лучше воспримут. Им, действительно, полезно и конспектировать, и делать какие-то выписки.

Есть те, кто не отличается подобной системностью, думаю, их большинство. Таким людям нужно регулярно и постоянно читать Священное Писание и, желательно, с толкованием. Понятно, что первые несколько раз его нужно прочитать полностью без отвлечений. Но чем дальше мы будем читать, тем больше будем видеть необходимость в том, чтобы его лучше понять. Своим умом на каких-то этапах многих вещей мы постичь все же не сможем, поэтому стоит обратиться к 20-вековому опыту Церкви.

– Какие из книг-толкований Вы могли бы порекомендовать для прочтения? Желательно из таких, которые доступны для широкого потребления, написанные легким стилем, слогом.

– Вообще всем людям, которые находятся в начале своего духовного пути, которые только воцерковляются, очень рекомендую прочитать книгу протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий». Возможно, название наталкивает на мысль, что книга рассчитана на детей в некоем начальном учебном заведении, но на самом деле она достаточно серьезная. На мой взгляд, это блестящий пример того, как можно в одной книге небольшого объема собрать и сформулировать очень емко и четко основные понятия о вере, о Церкви, о Православии. В том числе, там есть и раздел о Священном Писании, об истории Церкви, чтобы человек мог получить системное представление о том, что такое Церковь и какое место занимает она в нашей жизни. Эту книгу нужно обязательно прочитать каждому воцерковляющемуся человеку.

Что касается толкования Священного Писания, то есть достаточно много замечательных изданий. Классикой является толкование святителя Иоанна Златоуста. Но для новоначального оно может показаться несколько сложным и не во всем понятным. На мой взгляд, если человек только собирается начать изучать Священное Писание, то лучше всего воспользоваться толкованием архиепископа Аверкия (Таушева). Оно наверняка будет понятно и ясно каждому.

О том, как читать Евангелие дома

– Еще практические вопросы о чтении Евангелия дома. Нужно читать обязательно стоя или можно сидя?

– По обычаю, особое благоговение к Священному Писанию предполагает чтение его стоя.

Но, на мой взгляд, ничто не должно отвлекать от внимания евангельским словам, необходимо максимально погрузиться в чтение. А стояние всё же предполагает некую неустойчивость. И в этом случае любой, особенно молодой человек, обязательно будет иметь мысли о том, что хорошо бы было присесть, или что ему нужно куда-то бежать, или пойти что-то сделать. Поэтому если в храме мы слушаем Священное Писание «прОсти», то есть, стоя прямо, опустив руки, то дома, думаю, его можно читать и сидя, чтобы лучше понимать и не отвлекаться мыслями от внимания божественным словесам.

– Вопрос о форме одежды для женщин: должна ли быть покрыта голова?

– На мой взгляд, подобные вопросы — это уже из разряда «отцеживания комара». Получается, если человек окажется в ситуации, когда не сможет покрыть голову, то в этом случае что — и Священное Писание не читай?..

Мы знаем, что женщина во время молитвы — дома ли, в храме ли — обязательно должна покрывать голову. Чтение Священного Писания молитвой не является, поэтому, думаю, вполне допустимо читать его с непокрытой головой.

— Обязательно ли наличие при чтении юбки, или можно в домашней одежде — в спортивных штанах, например?

— Мое мнение — необязательно одевать какую-то специальную одежду для чтения или молитвенного правила. Если это любимая пижама и тапочки в виде мишек, то вполне можно и так. Главное, чтобы это была одежда, а не, скажем, нижнее белье.

Но это касается ситуации, когда человек молится сам. Если речь идет о христианской семье, особенно, когда есть дети, то нужно стараться одеваться в то, что более соответствует молитве. На женщине должна быть юбка и косынка, мужчина тоже должен быть в более-менее приличной одежде — чтобы подчеркнуть важность момента предстояния семьи перед Богом. Особенно это важно для воспитания детей — этим мы показываем, что молитва совершается не на ходу, а является важнейшим общим делом.

– Во время дней естественного очищения у женщин им нельзя прикладываться к иконам, подходить под благословение и ко кресту. А как быть с Евангелием? Считается, что прикладываться к нему тоже нельзя. Соответственно — и читать?

– Евангелие в таком случае нужно читать с iPаd…

Это шутка, конечно. Но, действительно, на мой взгляд, подобные предписания — это полная нелепица. Указания относительно чистоты женщин, прежде всего, касаются таинств — исповеди, причастия, соборования и прочих. В определенные дни женщина в них участвовать не может. Все остальные ограничения являются уже традицией той или иной местности, того или иного прихода. То есть, в Церкви нет четкого предписания, что нельзя делать в этот период.

Традиционно считается, что кроме неучастия в таинствах, женщина также должна воздерживаться от вкушения просфоры и святой воды, не прикладываться к иконам, и теоретически не берется благословение у священника.

Но опять же, нужно понимать, что кроме теоретической есть еще и практическая сторона жизни: если просфорку скушать или к иконе приложиться — целиком в нашей воле, то столкнувшись нос к носу со священником, объяснять батюшке, по какой причине вы прячете руки за спину, думаю, будет неуместно.

Опять же, пребывание в таком состоянии не исключает соприкасания с определенными священными предметами. Ведь величайшую святыню — крест Христов, которую мы носим на теле, мы же не снимаем в этот период, он остается на нас. И крестное знамение налагаем на себя. Так же с молитвословом и домашним Евангелием: считаю, что можно и даже нужно не прерывать свое сложившееся молитвенное правило и, соответственно, не переставать читать Священное Писание.

– Читать Евангелие с молитвой или без молитвы?

– Желательно, но не обязательно.

О молитве и чтении Евангелия в дороге

– В продолжение темы благоговейного отношения к Священному Писанию — можно ли читать его в транспорте? Очень много времени современный человек проводит в дороге и совмещает это время с чтением молитв и священных книг. Допустимо ли это?

– Мне кажется, что молитвенное правило нужно читать дома, в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает от собеседования с Богом. Исключением могут быть только форс-мажорные ситуации, когда человек или задержался на работе допоздна, или произошел какой-то сбой сложившегося графика, и человек точно знает, что он приедет домой и в силу объективных причин уже будет не в силах вычитать все молитвы. В таком случае допускается читать в транспорте. Но это не должно войти в привычку и стать постоянной практикой. Всегда нужно прислушиваться к своей совести и оценивать, насколько необходимость молиться в дороге является реальной и обоснованной.

А что касается Евангелия, духовной литературы, то, я считаю, можно и нужно читать в транспорте. Ведь через глаза в человека входит большая часть информации, так лучше пусть они будут заняты восприятием слова Божия, чем рассеиваются на окружающих людей, на рекламу и на другие, не приносящие никакого плода и даже вредящие вещи.

О протестантских изданиях Священного Писания и опасностях некоторых переводов

– Можно ли пользоваться изданиями Нового Завета, которые бесплатно раздают представители протестантских конфессий? Или приобретать Евангелие в храмах других конфессий?

– В протестантских изданиях всегда нужно смотреть, чей это перевод. Если значится, что перепечатано с синодального издания (выпускалось до революции по благословению Святейшего правительствующего синода – органа, управлявшего в то время церковной жизнью), то читать можно смело.

Если же нет этого указания или сказано, что это перевод какого-то общества, или новый перевод, или адаптированный, или еще что, то, конечно, лучше воздержаться. Зачастую многие деноминации, переводя заново Священное Писание, адаптируют его под свое вероучение. Как, например, иеговисты существенно исказили Евангелие своим псевдопереводом по той причине, что не признают божества Иисуса Христа. Все места, где говорится о божестве Спасителя, они переделали под себя. Такими изданиями пользоваться не следует и при первом удобном случае их нужно утилизировать — так, как любую святыню, пришедшую в негодность. Обычно святыня сжигается, а пепел либо закапывается в непопираемом месте, то есть, там, где не ходят, либо вметается в проточную воду – в речку, например.

– Многие верующие сомневаются, можно ли пользоваться изданиями Евангелия, которые выпускает Всемирное библейское общество, и доверяют только тому, что продается в церковных лавках и магазинах. Как, по-Вашему?

– Священное Писание, как я уже сказал, желательно использовать только то, что перепечатано с синодального перевода, который был в свое время сделан еще в XIX веке в Русской Православной Церкви.

Библейское общество может издавать и адаптированные переводы. В них наверняка нет тех искажений, которые присутствуют в различных переводах протестантских деноминаций, но, мне кажется, лучше пользоваться традиционным синодальным переводом.

Кроме того, еще нужно понимать, что приобретая Священное Писание именно в православном храме, вы, таким образом, вносите свою лепту на храм. Хотя книги могут быть и несколько дороже, чем в Библейском обществе или у протестантов.

– Нужно ли освящать приобретенные издания Библии или Нового Завета?

– Мне кажется, что, во-первых, Священное Писание само по себе уже является святыней, поэтому его освящать не нужно. Во-вторых, нет чина освящения Священного Писания.

Следует сказать, что раньше крестики и иконы приносились в храм не для освящения, а для благословения. В Греции сохранилась традиция, что ни крестики, ни иконы не освящаются, а только благословляются в храме.

Что значит благословляются? Священник, как цензор, смотрит, насколько данное изображение соответствует канонам Православной Церкви, и благословляет или не благословляет его использование.

Собственно, сам чин освящения — как нательного креста, так и икон — попал к нам из католических требников со времен Петра Могилы и является не совсем православным по духу.

– То же Библейское общество издает множество детских книг – адаптированные новозаветные истории, например. Есть такие издания, где все герои Евангельских событий изображены, можно сказать, мультяшными героями. Нет ли предубеждений со стороны Церкви к изображению Христа и святых в таком виде?

– Я большой противник профанации всего священного, в том числе, если это священное в каком-то неподобающем виде доносится до детей.

Что касается того, пользоваться ли такими изданиями, то об этом можно было говорить лет 10-15 назад, когда у православных не было никаких аналогов. Сейчас в России издается огромное количество детских книг с замечательными иллюстрациями, которые выполнены в духе Православной Церкви. Есть даже замечательные детские книги с каноническими иконами. И все это сделано ярко и качественно. Таким образом, ребенок с детства учится воспринимать Христа, Богородицу в том образе, который сохранила для нас Православная Церковь.

Нужно понимать, что в каком образе мы первый раз познакомимся с каким-либо персонажем, тот зачастую и останется в нашем сознании. Штирлиц — главный герой книги Юлиана Семенова — предстает исключительно в образе актера Вячеслава Тихонова. Александр Невский — в виде актера Николая Черкасова, который сыграл его в одноименном фильме.

Так же и младенец: если первый раз он соприкасается с Христом, с Богородицей, с апостолами на каких-то комиксах, есть большая вероятность того, что этот примитивизированный образ и запечатлеется в его детской голове.

О том, есть ли разница, на каком языке читать Евангелие и молиться

– Есть ли какие-то предписания к тому, на каком языке должна быть Библия? Многие считают, что Евангелие, Псалтирь нужно читать только на церковнославянском — как это делается в храмах во время богослужения. Но поскольку мы все уже оторваны от традиции, когда церковнославянский изучался в начальных школах, то не всё прочитанное понимаем правильно и не полностью постигаем смысл слов. В таком случае логично и естественно было бы читать на том языке, на котором говорим, как Вы считаете?

– В силу того, что Священное Писание не является каким-то легким чтивом, то, на мой взгляд, его лучше все-таки читать в переводе – на русском, украинском или любом другом языке — том, который человеку понятен.

Это же касается и Псалтири — если человек хочет внимательно читать псалмы, а не просто барабанить языком, произнося красивые церковнославянские фразы. Можно читать попеременно: например, один раз все псалмы на церковнославянском, в следующий раз — на русском языке. В идеале, чтение Псалтири должно быть частью ежедневного молитвенного правила. Хоть понемногу, но читать ее нужно, потому что псалмы используются в круге богослужений Православной Церкви. И находясь на службе, если мы читали Псалтирь в переводе, то сможем понять те аллюзии и отсылы к ней, звучащие на службе в храме.

Кроме того, есть заповедь: пойте Богу разумно. Это к тому, что псалмы — а это, в сущности, духовные песни, нужно понимать, петь разумно. Как старец Паисий Афонский сказал — если мы не понимаем, о чем молимся, то как сможем договориться с Богом?

Но молиться, я глубоко убежден, следует на церковнославянском языке. Все-таки молитвы разговорной речью лишены той возвышенности, которая присутствует в тексте не просто на ином языке, а на ЦЕРКОВНОславянском.

А ссылки на то, что не всегда все понятно при чтении молитв, считаю совершенно несостоятельными и даже глупыми. Сейчас есть курсы, где люди за месяц-два изучают иностранный язык, поэтому, думаю, выучить 20-30 непонятных церковнославянских слов из молитвенных последований сможет любой человек.

О том, почему в храмах читаются одни и те же Евангельские отрывки

– Во время каждой Божественной литургии в храме читается Евангелие, и, как правило, в определенные воскресенья мы слышим одни и те же отрывки, предписанные уставом. Почему для чтения в храме избраны только отдельные эпизоды?

– Нельзя сказать, что избраны только отдельные эпизоды. За календарный год на ежедневных богослужениях в храме Евангелие прочитывается полностью.

Откуда пошла традиция читать Евангелие на службах? Мы знаем, что 100-процентная грамотность населения стала возможна только благодаря (во всяком случае, в нашей стране) усилиям дедушки Ленина. До революции, а тем более, еще в более древние времена, не все люди были грамотные. А те, кто умел читать, не имели возможности иметь Священное Писание, поскольку книги были редкостью. Мы знаем, насколько дорого стоили списки, рукописные книги — они ценились, в буквальном смысле слова, на вес золота. Когда продавали такую книгу, то часто на противоположную чашу весов клали что-то из драгоценностей. Поэтому редко кто имел у себя текст Священного Писания.

В то время, когда, собственно, формировалось богослужение Христианской Церкви, все христиане практически ежедневно присутствовали на общей молитве, ежедневно собирались для Евхаристии в храме. И во время этих собраний прочитывалась какая-то часть из Евангелия. И поскольку люди регулярно были на службах, жили духом Священного Писания, то и знали его, потому что в течение года оно прочитывалось все полностью.

И сейчас, если мы откроем богослужебный календарь, то там на каждый день указаны евангельские отрывки. А на воскресные дни Церковь установила чтение наиболее назидательных фрагментов.

Я думаю, если человек хочет жить во Христе, то для него любая возможность услышать Священное Писание — всегда радостна и отрадна для его души. Тем более, нужно понимать, что евангельские чтения имеют годичный круг. Думаю, вряд ли кто-то может вспомнить, что читалось год назад. Каждый раз, даже если человек читает дома Евангелие, тот маленький отрывок, который читается в воскресный день, для него является маленьким открытием, напоминанием наиболее значимых притчей и наиболее значимых событий в жизни Христа.

– Православным христианам довольно часто приходится слышать упреки от людей нецерковных, что у нас каждый день одно и то же — одинаковые молитвы, похожие друг на друга службы, одна книга для ежедневного прочтения — Евангелие. Если попробовать ответить на этот упрек, то зачем нужно это ежедневное повторение?

– Мне кажется, подобные упреки — это некая нелепица. Если следовать буквально Священному Писанию, то Господь Иисус Христос оставил нам только одну молитву — «Отче наш». Но если бы мы читали только ее одну, то наверняка укоров было бы еще больше.

Для меня вопрос никогда таким образом не стоял, мне довольно странно его слышать. Если человека смущает однообразие, то стань святым, достигни святости, и тогда у тебя будет дар молитвы, и ты будешь знать, о чем молиться.

Но если кого-то смущают ежедневные утренние и вечерние молитвы, то можно предложить: хорошо, молитесь своими словами. Большинство что станет просить? — Господи, дай здоровья. Господи, сделай так, чтобы на работе было хорошо. Господи, пусть мои дети вырастут хорошими людьми. И все в таком духе.

То есть, большинство из нас имеют к молитве потребительское отношение, хотя Господь сказал: «Ищите прежде Царствия Божьего, остальное все приложится вам». И молитвы утренние и вечерние как раз и направлены на то, чтобы человек научился молиться. Это можно назвать некой духовной гимнастикой. Когда мы делаем утром и вечером гимнастику, то повторяем в принципе однообразные движения. Для чего? Для того, чтобы эти движения вошли в привычку, чтобы мы приобрели какие-то физические качества, навыки, нужные нам для жизни.

Вот так же утренние и вечерние молитвы являются гимнастикой для нашего молитвенного сознания. Чтобы мы привыкли молиться, знали, о чем нам просить: о возвышенном, о горнем, о смирении, о чистоте, о тех вещах, которые ведут к Царствию Божьему. Обратите внимание, что в утренних и вечерних молитвах, которые были составлены святыми, нет никакой «бытовухи», а только исключительно то, что способствует приближению нас к Царствию Божьему. В таком направлении нужно привыкать молиться.

Конечно, если человек ведет духовную жизнь, если у него есть духовник, который знает его душевное и сердечное устроение, и этот человек устанет от чтения утренних и вечерних молитв, то духовник может благословить ему читать, например, Псалтирь. Но это не может быть всеобщей практикой, а только по благословению священника, который знает обратившегося к нему человека.

В этой связи можно также вспомнить и подготовку к причастию. Те, кто причащается сравнительно редко, с большим трудом вычитывают и ропщут на сложившееся в Церкви правило ко Святому Причащению, состоящему из трех канонов и последования. Практикуется такой подход: если человек причащается не на каждой воскресной Литургии, то в таком случае правило ко Причастию можно «растянуть» на неделю: в один день читать покаянный канон, на следующий – канон Богородице, затем – Ангелу Хранителю и так далее, чтобы перед самим причастием оставить только молитвы ко Святому Причащению. Таким образом, у человека на несколько дней прибавится молитвенное делание, создастся определенный молитвенный настрой, и перед самим причастием уже не будет такого утомления от чтения большого количества молитвословий.

Но хочу подчеркнуть, что все делать всегда нужно только по благословению своего духовника. Нельзя применять в жизни все советы, которые где-то вычитали или услышали, пусть даже у самых авторитетных людей. Это весьма опасно в духовном отношении, потому что сказанное для конкретного человека не всегда может быть полезно для других. Устроение каждого знает его духовник, поэтому если есть желание что-то изменить в своем молитвенном правиле, то делать это нужно, только посоветовавшись с духовником.

— А если нет духовника?

— Если нет духовника, значит, духовное состояние такого христианина оставляет желать лучшего. Ведь получается, что в деле спасения он руководствуется только своим видением Писания и Предания, выбирая исключительно по своему произволению, что для него спасительно, а что нет.

Отсюда, кстати, — и большое количество микроересей («ересь» — значит выбор) в жизни многих излишне свободолюбивых прихожан или тех приходов, где священник ограничивается совершением богослужений, не работает с паствой, не является для нее настоящим духовным отцом.

***

В завершение нашей беседы хотелось бы отметить, что вещи, о которых мы говорили, являются всё же второстепенными и далеко не самыми важными в жизни православного христианина. Если человек стремится жить по Евангелию, если он любит Бога, любит ближнего, то все внешние действия будет исполнять с естественным благоговением, ему не нужно будет загонять себя в искусственные рамки.

Самое главное — это помнить и исполнять слова Господа. Христос сказал: «Я есть путь, и истина, и жизнь». И Священное Писание — это книга, в которой изложен этот путь. Поэтому читая Евангелие, нужно думать не о том, когда перекреститься или где сесть в данный момент, а то, как исполнить его в своей жизни.

Беседу вела Юлия Коминко

Журнал «Начало»

«Читаем Евангелие вместе с Церковью»

RSS Евангелие от Матфея |

Евангелие от Матфея

  • Глава 1
  • 1-25,
  • Глава 2
  • 1-12, 13-23,
  • Глава 3
  • 1-11, 13-17,
  • Глава 4
  • 1-11, 12-17, 18-23, 25,
  • Глава 5
  • 1-13, 14-19, 20-26, 27-32, 33-41, 42-48,
  • Глава 6
  • 1-13, 14-21, 22-33, 31-34,
  • Глава 7
  • 1-8, 9-11, 12-14, 15-21, 21-23, 24-29,
  • Глава 8
  • 1-4, 5-13, 14-23, 23-27, 28-34,
  • Глава 9
  • 1-8, 9-13, 14-17, 18-26, 27-35, 36-38,
  • Глава 10
  • 1-8, 9-15, 16-22, 23-31, 32-36, 37-42,
  • Глава 11
  • 1, 2-15, 16-20, 20-30,
  • Глава 12
  • 1-8, 9-16, 15-21, 22-30, 30-37, 38-45, 46-50,
  • Глава 13
  • 1-3, 3-9, 10-23, 24-30, 31-43, 44-54, 54-58,
  • Глава 14
  • 1-13, 14-22, 22-34, 35-36,
  • Глава 15
  • 1-21, 21-28, 29-31, 32-39,
  • Глава 16
  • 1-6, 6-12, 13-19, 20-24, 24-28,
  • Глава 17
  • 1-9, 10-18, 14-23, 24-27,
  • Глава 18
  • 1-11, 10-20, 18-22, 23-35,
  • Глава 19
  • 1-2, 3-12, 13-15, 16-26, 27-30,
  • Глава 20
  • 1-16, 17-28, 29-34,
  • Глава 21
  • 1-11, 12-20, 18-22, 23-27, 28-32, 33-42, 43-46,
  • Глава 22
  • 1-14, 15-22, 23-33, 35-46,
  • Глава 23
  • 1-12,13-22, 23-28, 29-39,
  • Глава 24
  • 1-13, 3-35, 36-41,42-51,
  • Глава 25
  • 1-13, 14-30, 1-46,
  • Глава 26
  • 1-2, 3-5,6-16, 17-20,21-75,
  • Глава 27
  • 1-2, 1-61, 62-66,
  • Глава 28
  • 1-20,

Евангелие от Марка

Евангелие от Марка

  • Глава 1
  • 1-11, 12-28, 29-35,
  • Глава 2
  • 1-12, 13-17, 18-22, 23-28,
  • Глава 3
  • 1-5, 6-19, 20-35,
  • Глава 4
  • 1-20, 21-34, 35-41,
  • Глава 5
  • 1-20, 21-43,
  • Глава 6
  • 1-13, 14-29, 30-44, 45-56,
  • Глава 7
  • 1-13, 14-24, 24-30, 31-37,
  • Глава 8
  • 1-10, 10-26, 27-38,
  • Глава 9
  • 1, 2-13, 14-31, 33-41, 42-50,
  • Глава 10
  • 1-12, 11-16, 17-27, 23-32, 32-45, 46-52,
  • Глава 11
  • 1-11, 11-23, 23-26, 27-33,
  • Глава 12
  • 1-12, 13-17, 18-27, 28-37, 38-44,
  • Глава 13
  • 1-8, 9-13, 14-23, 24-31, 31-37,
  • Глава 14
  • 1-2, 3-9, 10-42, 43-72,
  • Глава 15
  • 1-15, 16-21, 22-25, 26-32, 33-41, 43-47,
  • Глава 16
  • 1-8,

Эфир от
4 декабря 2019 г. 4 декабря. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его Евангелие от Луки. Глава 10, ст. 38–42; глава 11, ст. 27–28. 10.38. … Эфир от
3 декабря 2019 г. 3 декабря. И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого Евангелие от Луки. Глава 17, ст. 26–37. 17.26. И как было во … Эфир от
2 декабря 2019 г. Евангелие от Луки. Глава 17, ст. 20–25. 17.20. Быв же спрошен фарисеями, … Эфир от
1 декабря 2019 г. 1 декабря. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Евангелие от Луки. Глава 12, ст. 16–21. 12.16. И сказал им притчу: … Эфир от
30 ноября 2019 г. 30 ноября. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия Евангелие от Луки. Глава 9, ст. 57–62. 9.57. Случилось, что когда они … Эфир от
29 ноября 2019 г. 29 ноября. И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему Евангелие от Луки, глава 16, ст. 15–18; глава 17, ст. 1–4. 16.15. … Эфир от
28 ноября 2019 г. 28 ноября. Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители Евангелие от Луки, глава 16, ст. 1–9. 16.1. Сказал же и к … Эфир от
27 ноября 2019 г. 27 ноября. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках Евангелие от Луки, глава 15, ст. 1–10. 15.1. Приближались к Нему все … Эфир от
26 ноября 2019 г. 26 ноября. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец Евангелие от Иоанна, глава 10, ст. 9–16. 10.9. Я есмь дверь: кто … Эфир от

25 ноября 2019 г. 25 ноября. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе Евангелие от Луки, глава 14, ст. 12–15. 14.12. Сказал же и позвавшему … Эфир от
24 ноября 2019 г. 24 ноября. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? Евангелие от Луки, глава 10, ст. 25–37. 10.25. И вот, один законник … Эфир от
23 ноября 2019 г. 23 ноября. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? Евангелие от Луки, глава 9, ст. 37–43. 9.37. В следующий же день, … Эфир от
22 ноября 2019 г. 22 ноября. Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Евангелие от Луки, глава 13, ст. 31–35. 13.31. В тот день пришли … Эфир от
21 ноября 2019 г. 21 ноября. Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах Евангелие от Луки, глава 10, ст. 16–21. 10.16. Слушающий вас Меня … Эфир от
20 ноября 2019 г. 20 ноября. Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Евангелие от Луки, глава 12, ст. 48–59. 12.48. … И от всякого, … Эфир от
19 ноября 2019 г. 19 ноября. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут Евангелие от Луки, глава 12, ст. 42–48. 12.42. Господь же сказал: кто … Эфир от
18 ноября 2019 г. 18 ноября. Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего Евангелие от Луки, глава 12, ст. 13–15, ст. 22–31. 12.13. Некто из … Эфир от
17 ноября 2019 г. 17 ноября. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань Евангелие от Луки, глава 8, ст. 41–56. 8.41. И вот, пришел человек, … Эфир от
16 ноября 2019 г. 16 ноября. Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней и послал их проповедовать Царствие Божие Евангелие от Луки, глава 9, ст. 1–6. 9.1. Созвав же двенадцать, дал … Эфир от
15 ноября 2019 г. 15 ноября. Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими Евангелие от Луки, глава 12, ст. 2–12. 12.2. Нет ничего сокровенного, что …

Слушать Евангелие дня с разъяснением

На этой странице сайта Самарского мужского монастыря приводится чтение фрагмента Евангелие дня. Его можно слушать онлайн. Это отрывок, который зачитывают сегодня на службе в Православных храмах (с разъяснениями, взято с Радио Вера). Для этого просто нажмите воспроизведение медиа проигрывателя.

Каждый день на службах в Православных храмах читают фрагмент из Святого Писания. Эта часть богослужения – одна из самых важных. В Православной традиции читают отрывок из книги Нового завета (Ветхого завета), написанного на церковнославянском языке. Далеко не всем понятны его отдельные слова, фразы и обороты, особенно при восприятии на слух.

Предлагаем вашему вниманию зачитывание этих выдержек на современном русском языке. Подробное толкование фрагмента – во второй половине аудиозаписи. Прослушивание таких материалов помогает каждому верующему человеку глубже понять суть Святого Писания, открыть в его восприятии новое для себя.

Священники Свято-Николаевского Пустынного Самарского мужского монастыря благословляют посетителей этой страницы сайта на ежедневное прослушивание Святого Евангелие.

https://samarsky-mon.church.ua/files/2019/12/1210-муз_Евангелие-от-Луки-Глава-13-стихи-10-17.mp3

8.12.2019… Евангелие от Луки, Глава 13, стихи 10-17

https://samarsky-mon.church.ua/files/2019/12/1209-муз_Евангелие-от-Луки-Глава-10-стихи-19-21.mp3

7.12.2019… Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 19-21

https://samarsky-mon.church.ua/files/2019/12/1208-Евангелие-от-Луки-глава-19-стихи-12-28-Прот-.-Павел-Великанов.mp3

6.12.2019… Евангелие от Луки, глава 19, стихи 12-28

https://samarsky-mon.church.ua/files/2019/12/1207-Евангелие-от-Луки-Глава-18-стихи-31-34-Прот.-Павел-Великанов.mp3

5.12.2019… Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 31-34

https://samarsky-mon.church.ua/files/2019/12/1204-муз_Евангелие-от-Луки-Глава-10-стихи-38-42-Гл.-11-ст.-27-28.mp3

4.12.2019… Евангелие от Луки, Гл. 10, ст. 38-42, Гл. 11, ст. 27-28

Избранное…

https://samarsky-mon.church.ua/files/2015/10/Ев_30апр_mix_converted.mp3

15.04.2017… Евангелие от Матфея, Глава 28, стихи 1-20

https://samarsky-mon.church.ua/files/2016/09/mix_13m42s_27_mp3_converted.mp3

27.09.2017… Евангелие от Иоанна, Гл.19, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35

https://samarsky-mon.church.ua/files/2018/11/Стр.пт-муз_Мф.-XXVII-1-44-Лк.-XXIII-39-43-Мф.-XXVII-45-54-Ин.-XIX-31-37-Мф.-XXVII-55-61-прот.-Павел-Великанов.mp3

29.04.2016… Мф.-XXVII-1-44-Лк.-XXIII-39-43-Мф.-XXVII-45-54-Ин.-XIX-31-37-Мф.-XXVII-55-61

https://samarsky-mon.church.ua/files/2016/11/Ев_6_ноя_Муз_mp3_converted.mp3

6.11.2016… Евангелие от Луки, Глава 16, стихи 19-31

LiveInternetLiveInternet

Ева́нгелие (греч. εὐαγγέλιον — «благая весть») — жизнеописание Иисуса Христа;
книги, в которых рассказывается о его божественной природе, рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении.

«Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладкому уверению и погружаемся духом в ее божественное красноречие»
© Александр Сергеевич Пушкин

В библейский канон включено четыре Евангелия

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
Кто будет веровать и креститься, спасён будет;
а кто не будет веровать, осуждён будет.
Мк.16,15–16

Святое Евангелие от Матфея

* * *

Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
(Матф. XXIII, 12)
* * *
Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам;
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
(Матф. VII, 7,8)
* * *
Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
(Матф. VII, 15)
* * *
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы;
и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
(Матф. VII, 1,2)

* * *
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
(Матф.5:44)
* * *
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями,
чтобы они не попрали его ногами своими.
(Матф. VII, 6)
* * *
Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
* * *
Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано.
Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так, и есть скопцы, которые сделали себя сами скопцами для царства небесного.
Кто может вместить, да вместит.
(Матф. XIX, 10-12)
* * *
Блаженны, изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
(Матф. V, 10)
* * *
За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда:
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься
(Матф. XII, 36-37)
* * *
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить;
или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и мамоне.
(Матф. VI, 24)
* * *
Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
(Матф. IV, 4)

* * *
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
(Матфей, 22:39)
* * *
И враги человеку — домашние его
(Матф. X, 36)
* * *
Не то, что входит в уста оскверняет человека;
но то, что выходит из уст, оскверняет человека
(Матф. XV, 11)

* * *
Просите и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят
(Матфей, 7:7, 8)

* * *
Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так поступайте и вы с ними
(Матфей, 7:12)

* * *
Они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму
(Матфей, 15:14)

* * *
Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот;
и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному,
который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот;
и он упал, и было падение его великое
(Матфей, 7:24-27)

* * *
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное,
но исполняющий волю Отца Моего Небесного
(Матфей. 7:21)

* * *
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его
(Матфей. 11:12).
* * *
Не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?»
Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам
(Матфей, 6:31-33)

Святое Евангелие от Марка

* * *
Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот.
(Мк. III, 24-25)

* * *
Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его,
если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
(Мк. III, 27)

* * *
Прощайте, если что имеете на кого. Прощайте, и прощены будете
(Марк, 11:25; Лука, 6:37)
* * *
Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
Вы же берегитесь…
(Мк. 13, 22-23)

* * *
Все, что ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам
(Марк, 11:24)

Святое Евангелие от Луки

* * *
Кто имеет, тому дано будет,
а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь.
(Лк. VIII, 18)

* * *
Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного,
что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.
(Лк. VIII, 17)
* * *
Никакой пророк не принимается в своем отечестве.
(Лк. V, 24)
* * *
Много званых, но мало избранных.
(Лк. XIV, 24)
* * *
Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете
(Лк. VI,25)

* * *
Давайте, и дастся вам: ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам
(Лука, 6:38)

* * *
Не осуждайте, и не будете осуждены
(Лука, 6:37)

* * *
Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится
(Лука. 14:11)

* * *
Всякому просящему у тебя давай и от взявшего твое не требуй назад
(Лука, 6:30)
* * *
Терпением вашим спасайте души ваши.
(Лк. XXI, 19)

Святое Евангелие от Иоанна

* * *
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
(Ин. I, 1)

* * *
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его
(Ин. I, 5)

* * *
Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода;
ибо без Меня не можете делать ничего
(Иоанн. 15:5)

* * *
Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам
(Иоанн. 15:7)

* * *
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга;
как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга
(Иоанн, 13:34)

* * *
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих
(Иоанн, 15:13)

* * *
Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
Доныне вы ничего не просили во имя Мое;
просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна
(Иоанн, 16:23-24)

* * *
Истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех есть раб греха
(Иоанн, 8:34)

* * *
Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня
(Иоанн, 14:6)

* * *
Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине;
всякий, кто от истины, слушает гласа Моего
(Иоанн, 18:37)

* * *
Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме,
но будет иметь свет жизни.
Если пребудете в слове Моем, то познаете истину,
и истина сделает вас свободными
(Иоанн. 8:12, 31, 32)

* * *
Если любите Меня соблюдите Мои заповеди.
Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей.
Не оставлю вас сиротами; приду к вам
(Иоанн, 14:15, 18, 15:10)

Евангельские исследования (отрывок из книги)

Поделиться:

Несколько дней назад на ЛитРесе был опубликован сборник моих статей «А был ли мальчик?» на евангельскую тематику. Как и в других работах на библейские темы, в данном исследовании применяется историко-критический метод, включающий текстуальную и литературную критику, археологические данные, исторические материалы.

Одна из статей, вошедших в сборник «Противоречия в Евангелиях», отрывок из неё публикую ниже.

О чудесном зачатии

Вероятно, в оригинале Евангелия от Матфея не было истории о зачатии посредством Святого Духа.

Словосочетание «непорочное зачатие» употреблять не вполне уместно, потому что зачатие не является грехом, ибо Бог, согласно Писанию, благословил процесс, служащий появлению жизни: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28).

Известно, что иудеохристиане не верили в историю о чудесном зачатии.

Епифаний писал: «…Ибо Керинф и Гарпократ, пользуясь тем же, что и у них, Евангелием, родословием в начале Евангелия от Матфея хотят доказать, что Христос родился от семени Иосифа и Марии. Эти же (эвиониты) думают нечто иное. Вырвав родословие из Евангелия от Матфея, как говорили мы прежде, придают ему иное начало, а именно так: «Было, говорят, во дни Ирода, царя иудейского при первосвященнике Каиафе пришёл некто именем Иоанн, окуная окунанием покаяния в реке Иордане». Посему они утверждают, что Иисус действительно есть человек, Христос же сделался в Нём, как находим и в других ересях» (Епифаний Кипрский. Панарион I).

Как мы видим, оригинальное Евангелие от Матфея начиналось, как и Евангелия от Марка и Иоанна, с появления Иоанна Окунателя (Крестителя). Назаряне (так называли верующих в Иисуса евреев), находившиеся в одной языковой и культурной среде с Христом придерживались более ранних, идентичных текстов евангелий.

А вот история о чудесном зачатии в Евангелии от Луки сохраняет стиль повествования и не кажется добавленной в более позднее время. Не помешает отметить, что речь ангела Гавриила напоминает мессианский отрывок, найденный в одной из кумранских пещер.

Сравним:

«Он будет велик и назовётся сыном Всевышнего» (Лк. 1:32);

» покоится на нём, он преклонился перед престолом рь, гнев приходит на мир, и годы твои так твоё видение, и всё которое о нём, пришло в мир. великих , бедствие приходит на землю и резни, правитель народов царь Ассирии и Египта он будет править над землёй, подчинит себе и все подчинятся ему. будет называться великим и ему дано имя, он будет называться сыном Бога, назовут его сыном Всевышнего. Подобно метеорам, которые ты видишь в своих видениях, так и царство их. Они будут царствовать над землёй немного времени. Заканчивается время попрания людей и народа» (4Q246).

Автор кумранского текста сообщает, что Мессия (?) будет назван сыном Бога. Можно предположить, что информация, которую Лука использовал для своего евангелия, могла быть переработана по чьему-то усмотрению и вставлена в уста евангельского ангела Гавриила.

И хотя высока степень вероятности, что автор истории о «непорочном» зачатии именно Лука, и это не поздняя христианская вставка, есть несколько моментов, позволяющих сомневаться в правдивости этого сообщения.

Объяснение ангела Гавриила Марии о происхождении имени «сын Бога», «сила Всевышнего осенит тебя; поэтому и рождаемое Святое наречётся Сыном Бога» (Лк. 1:35) не вполне свойственно иудейскому мировоззрению: «Я сказал вы боги, и сыны Всевышнего все вы» (Пс.82:6).

Для того чтобы быть сыном Бога, необязательно сошествие Святого Духа на женщину.

Павел не упоминает ни в одном из своих писем (они имеют более раннее происхождение, чем Евангелие от Луки) чудесное зачатие. Более того, Павел пишет, что Иисус «родился от семени Давида по плоти и открылся Сыном Бога в силе, по духу святыни, через воскресение из мёртвых» (Рим.1:3-4).

Апостол полагает, что Иисус законно считается сыном Бога, так как имеет божественную силу и доказал это своим воскресением из мёртвых, но вовсе не из-за того, что Дух Святой осенил Марию. В любом случае, Павел не знает об этой истории, а от кого узнал об этом Лука – неизвестно.

Согласно евангельским сообщениям, родственники Иисуса считали, что тот сошёл с ума и не верили в него:

«И услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя» (Мк.3:21). «Ибо и братья Его не верили в Него» (Ин. 7:6).

Странно, ведь если бы близкие Иисуса знали, что он зачат от Святого Духа, то почему не верили в него? Мать утаила тайну от своих детей, но открыла Луке? Впрочем, вряд ли Лука вообще встречался с Марией. Иисус, кстати, сам свидетельствовал, что в своём доме родственники не признавали его за пророка (Мк. 6:4).

Но можем ли мы понять, что могло послужить почвой для возникновения истории о «непорочном» зачатии? Может быть, Иисус, по своему обыкновению, образно говорил, что рождён от Святого Духа. Например, Ориген цитирует слова Иисуса из так называемого «Евангелия от евреев», к сожалению, не дошедшего до нас:

«Теперь взяла Меня Матерь Моя, Святой Дух, за один из волос…» (Ориген. Евангелие от Иоанна, II 6).

Эта же цитата встречается в комментариях к книгам Исайи (40:12) и Иезекии (8:3), а также (в латинском варианте) у Иеронима Стридонского в комментарии к книге пророка Михея (7:6):

«Кто верует Евангелию, известному как Евангелие евреев, которое мы недавно перевели, то в нем от лица Спасителя говорится: «теперь Меня понесла Мать Моя, Святой Дух, за один из волосов Моих».

В Евангелии от Иоанна говорится о рождении от Духа, т.е. об изменении человека под воздействием силы Святого Духа: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3:5).

Иисус часто говорил иносказаниями, но многие воспринимали их буквально. Поэтому вследствие дословного понимания «рождения от Духа» и возникла история о чудесном зачатии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *