Как затонула булгария

Как затонула булгария

Содержание

Трагедия «речного Титаника». Как погибли пассажиры «Булгарии»

«Там катер затонул»

— Там в Татарстане какой-то катер затонул, человек шесть пострадали, — такую информацию изначально получил ряд СМИ от своих корреспондентов. Двухпалубный дизель-электроход ушёл под воду в двух километрах от берега, в самом широком месте на Волге. Издалека его можно было принять не то что за катер — за надувную лодку.

Ужасные подробности начали поступать ежеминутно: изначально сообщалось о 10 погибших, затем о 20, 30, 50. Десятки «пропавших без вести», надежды — «а вдруг найдут?».

Ещё через час появилась информация, что тревога-то ложная!

— Все спасены. Мимо проходило судно, которое увезло пассажиров на ближайший остров, — счастливо твердили родственники.

Не появилось. Не увезло. В течение суток стало понятно, что люди действительно погибли и что жертв много. Страшные подробности стали понятны в течение ближайших дней.

«Пьяные» рейсы

10 июня «Булгария» шла по маршруту Казань — Болгар — Казань.

Подобные короткие рейсы называют «пьяными». Дело в том, что пассажиры часто приезжают к посадке уже подшофе, а выходят ещё нетрезвыми. Основная категория пассажиров на таких рейсах — это родители с детьми или коллеги шумной компанией. Первые любуются красотами, их детей развлекают в игровой комнате (чаще всего один из залов на верхней палубе), затем они выходят на экскурсию и возвращаются домой.

Вторые развлекаются до упаду. Как они умудряются сойти с борта — половина экипажа порой просто поражается. Но речь не об этом.

В такой выходной расслабленной обстановке меньше всего хочется думать о собственной безопасности. Ну что может случиться на Волге — главном месте отдыха для большинства местных жителей. Ну и что, что берегов не видно? «Что тут плыть» — в крайнем случае.

Какая безопасность?

Разумеется, большинство пассажиров не стали даже задумываться о спасательных жилетах. А когда выяснилось, что их нет, было слишком поздно.

Позже спасшиеся пассажиры вспоминали, что никакого инструктажа по безопасности не было. Хотя каждый рейс капитан или старпом обязаны рассказать пассажирам, куда бежать и как спасаться в случае ЧП. Кто вас должен эвакуировать, в конце концов, и где искать спасательные жилеты.

На самом деле возможно, что инструктаж был, но многие на него не попали. Как правило, его проводят на верхней палубе или в музыкальном зале в самом начале рейса. Продолжается рассказ минут 15. О начале инструктажа объявляют по всему борту. Только многие к тому моменту готовятся к ужину, раскладывают вещи в каютах.

О погоде

Вообще, в обе стороны от Самары — как на Саратов, так и на Казань — идти бывает страшновато. Оставим научные объяснения морякам, от себя скажу лишь, что, бывает, качает по-страшному. Бывают ситуации, когда суда кренятся так, что летит со столов посуда. Причин множество — от неаккуратного спуска в шлюзах до высоких волн. Но экипаж сочувствует официанткам и пассажирам, прося подождать. Скоро всё закончится.

Когда «опасное место» проходят, теплоход спокойно следует дальше. Повторюсь, подобные ситуации бывают далеко не на каждом теплоходе и далеко не каждую навигацию. К примеру, на четырёхпалубниках это вообще один случай на миллион.

10 июля 2011 года была скорее неприятная погода — дождь, ветер, гроза. «Страшный шторм на Волге», — писали СМИ шесть лет назад. Какой страшный шторм, это что, Чёрное море? Океан? Да, волны были, но не более. Даже штормовое предупреждение не объявлялось, хотя в Казани к этому относятся очень трепетно. При малейших переживаниях борт могут не выпустить из речпорта.

Скорее всего, «Булгария» спокойно бы добралась до Казани, если бы не техническая неисправность — судно шло с креном на правый борт. Причём теплоход косило как минимум с 2010 года, о чём не раз позже вспоминали члены экипажей других теплоходов.

В тот момент, когда «Булгария» входила в левый поворот у села Сюкеево Камско-Устьинского района, при перекладке рулей теплоход получил дополнительный динамический крен на правый борт.

Вот как момент описывали эксперты: «При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за одну минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды. Чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер». Для этого рули были положены на 15T влево. В результате крен увеличился, суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту. После этого все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Произошло резкое увеличение крена, после чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло.

Очевидцы вспоминали, что судно ушло под воду минут за пять максимум. Возможно, поэтому его изначально с берега приняли за катер. Ну не мог же теплоход более чем на 200 посадочных мест уйти вот так просто на 20 метров под воду.

Вариантов не было

Сигнала о бедствии никто не подавал даже по борту. Кому успели сказать члены экипажа, кто успел выскочить на палубу и прыгнуть на собственный риск, те и спаслись. В чём опасность прыгать за борт: во-первых, винты, под которые может затянуть. Во-вторых, судно уходило под воду, образовывалась воронка. Надо быть неплохим спортсменом, чтобы выгрести из неё.

Но вариантов у людей не было, плюс желание выжить творит чудеса. В катастрофе спаслись 79 человек: 50 пассажиров, 23 члена экипажа и шесть незарегистрированных. Позже стало известно, что всего на борту работало 33 человека.

Многие дети в момент крушения находились в музыкальном салоне. На некоторых из них успели надеть жилеты, но вывести на палубу — нет. Кого-то нашли в коридоре, других в музсалоне. Узнав об этом уже на берегу некоторые родители бросались обратно в воду. Спасатели и очевидцы до боли в руках держали матерей, которые были готовы не раздумывая броситься в воду, ослабь только хватку.

Немного об экипаже

Семья Лебедевых трудилась на «Булгарии» всей семьёй: отец Сергей — боцманом, его жена Алёна — поваром (экипаж), дочь Даша — официанткой, сын Саша стажировался в команде. Когда стало понятно, что судно не дотянет спасительные метры до мели, Сергей стал выкидывать людей за борт. Он прыгнул в последний момент, но потом вернулся под воду. Мужчина спас не менее шести человек ценой собственной жизни.

«Я только помню, что надо мной одна вода. Не хватает воздуха, я оттолкнулась от палубного ограждения и вынырнула. Открыла глаза, а вокруг вода. В момент трагедии я была на главной палубе, кормила команду. Сын в это время был в другом месте. Дочь находилась в ресторане, накрывала на стол», — позже вспоминала Алёна Лебедева.

Это кажется странным, но некоторые члены экипажа попросту не умели плавать. Так, из тонущего судна смогли выбраться две официантки — Даша и Гузель. Но вторая, пока выныривала, наглоталась воды с топливом и ушла под воду. Ивана, который был рулевым на судне, также нашли среди погибших. С самого начала навигации члены экипажа подшучивали по поводу «моряка, который не умеет плавать»…

Капитан Александр Островский и его супруга остались на борту. После этого моряки на других судах долго спорили, что это: благородство или отсутствие вариантов. Если бы он спасся (а шансы были), на месте родственники пассажиров бы устроили суд Линча или посадили бы надолго. Почему он не вытолкнул жену с борта — остаётся вопросом. Вряд ли «романтика Титаника» имела к этому хоть какое-то отношение.

Но таких историй с борта немного. Некоторые спасали собственную жизнь. Если честно, их можно понять. Многие работники ресторана и арт-бригада на борту — это люди, которые сами едут отдыхать и работать одновременно. Платят им ну очень скоромно (на 2012 год зарплаты официанток в среднем не превышали 15 000 рублей, артистам и ведущим платили «как договорятся» — бывало, что и по 500 рублей за день рейса).

Вскоре за спасшимися пассажирами подоспела «Арабелла» во главе с капитаном Романом Лизалиным. По одним данным, о «каком-то ЧП и плотах в Волге» сообщил капитан буксира «Дунайский-66» Александр Егоров. По другим данным, экипаж и арт-бригада стали спускать плоты, когда увидели первого пассажира двухпалубника в воде.

Теплоходы-близнецы

К тому моменту по Волге ходили два теплохода — близнеца «Булгарии». Один из них, «Пётр Алабин», выполнял рейс Самара — Казань — Самара. Его остановили прямо в речпорту столицы Татарстана. Когда пассажиры узнали, что произошло, потребовали отправить их домой «хоть пешком, а не на этой посудине».

А судно начали проверять с пристрастием. В итоге — куча нарушений, начиная от возраста (теплоходу было более 50 лет к тому моменту; реконструкции, ежегодные ремонты и частые перестройки — не в счёт) и заканчивая техническим оснащением. Сейчас «Пётр Алабин» не выполняет никаких дальних рейсов, максимум — прогулка по Волге часа на два-три.

Второй близнец, «Композитор Глазунов», направлялся из Астрахани в Ярославль. Его также начали проверять. Нашли, например, превышенный в 12 раз уровень радиации, множество нарушений технического характера. Кстати, теплоход впервые в 2010 году вышел из затона после 16 лет стояния на приколе. После проверок на него и вернулся.

Кто виноват

Зачастую владелец теплохода и фрахтовщик (арендатор) — совершенно разные люди. Так, владела «Булгарией» судоходная компания «Камское речное пароходство», а арендовал её «Агроречтур» во главе со Светланой Инякиной. Как позже говорили спасшиеся члены экипажа, именно «Агроречтур» отдал капитану распоряжение выпускать судно из Болгара во что бы то ни было. В июле 2014 года Инякина получила 9,5 года колонии за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

В сентябре 2015 года СМИ написали, что Светлана Инякина попала под амнистию в честь 70-летия Победы, а срок наказания ей сократили на треть. Родственники жертв крушения назвали это плевком в душу. В одном из интервью, ещё в 2012 году, она призналась, что планирует и впредь заниматься речными судами. Ну, как выйдет из-за решётки.

Старпома судна, Рамиля Хаметова, приговорили к 6,6 года заключения, но в 2015-м сократили срок до 4,7 года. За злоупотребление должностными полномочиями осудили чиновников Госморречнадзора Ирека Тимергазеева и Владислава Семенова — 11 лет на двоих. Срок получил и старший эксперт Росречрегистра Яков Ивашов — 5,5 года заключения.

— Три сестры из Волгограда, Нина Чеснокова, Татьяна Пешеходько и Лидия Анисимова, на «Булгарии» отмечали день рождения Татьяны. Женщина решила собрать родственниц таким вот необычным способом. В роковом рейсе Лидия не выжила.

— Кириллу Чернову на пятилетие путёвку подарили дедушка и бабушка. Родители остались дома, а мальчик вместе с родными отправился в путешествие. При крушении спасся только дедушка, Николай. 11 июля Кириллу исполнилось бы пять лет. На деньги, которые родители получили в качестве компенсации, решено построить детский парк в родном посёлке Красногорский Звениговского района республики Марий Эл.

— Родители Алмаза Хайрутдинова, Риля и Айнур, отправились в Болгар в круиз. Больше оттуда они не вернулись. Бабушки смогли рассказать пятилетнему мальчику о произошедшем только спустя год после трагедии. «Спите спокойно, мамочка и папочка», — сказал мальчик, когда уезжали с могилы.

Восьмая годовщина «Булгарии»: невыученные уроки волжской катастрофы

Главная виновница затопления «Булгарии» уже на свободе, а туроператоры до сих пор нелегально возят по Волге пассажиров

Фото: Роман Хасаев

Сегодня исполняется 8 лет одной из крупнейших транспортных катастроф в новейшей истории как России, так и Татарстана — на Волге затонула «Булгария», погибло 122 человека. За эти годы успели осудить и выпустить главную, по мнению многих, виновницу трагедии, принять ряд законов, ужесточивших нормы речных и туристических перевозок, а «Арабелла», спасшая часть пассажиров, практически повторила судьбу «Булгарии». Газета «Реальное время», вспомнив трагедию, выяснила, на что повлияла самая страшная транспортная катастрофа РТ и РФ за последние годы и как вследствие «амнезии» по Волге и Каме продолжают перевозить людей, но надзорные органы все-таки стали строже.

Как «Булгария» стала «самым громким преступлением XXI века»

Днем 10 июля 2011 года на Волге в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района РТ затонул теплоход «Булгария», совершавший круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань. Погибли 122 человека из 201 (147 — пассажиры), в том числе 28 детей и капитан Александр Островский — его тело потом обнаружили на капитанском мостике. 79 — удалось спасти. В России объявили общенациональный траур 2 дня спустя.

Как водится, причин катастрофы было несколько: от ветхости корабля или «внезапного шторма» (версия директора «АргоРечТур» Светланы Инякиной, эксплуататора теплохода) до халатности чиновников, неверных действий экипажа и желания бизнесменов разбогатеть, нарушив все мыслимые нормы.

Владимир Путин, тогда премьер РФ, через 4 дня после трагедии прибывший в Казань, на совещании с членами Правительственной комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы теплохода «Булгария» заявил, что произошедшее «потрясло всю страну»: «Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности… Как могло получиться, что компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать? Как вообще билеты продавали в порту? Кто разрешил? Как выпустили из порта? Как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Как это могло случиться? Где был Ростехнадзор, Ространснадзор? Где были все эти ведомства?», — задавал он риторические вопросы.

А глава СК РФ Владимир Маркин свел потенциальных виновников к двум типам: «Нельзя допускать, чтобы стремление к обогащению безответственных коммерсантов и продажных чиновников за счет здоровья, и тем более жизни граждан, оставалось безнаказанным». Через 5 лет, в 2016 году, выйдет книга Маркина «Самые громкие преступления XXI века в России», в которой главный следователь РФ напишет и о катастрофе «Булгарии».

Причин катастрофы было несколько: от ветхости корабля или «внезапного шторма» до халатности чиновников, неверных действий экипажа и желания бизнесменов разбогатеть. Фото rfi.fr

Бывшая «Украина»: хитрые схемы аренды, дороговизна новых судов, халатность чиновников

Теплоход действительно к моменту катастрофу нельзя было назвать новым, но парк речных теплоходов и до того (да и после того — см. ниже) был в России устаревшим, в принципе, повсеместно: строить новые суда компаниям и тогда было дорого, и сейчас.

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в 1955 году на чехословацкой верфи в Комарно по проекту 785, то есть на момент трагедии судну было уже 56 лет. До 2010 года судно носило название «Украина», в 2010 году, всего за год до катастрофы, было переименовано в честь Волжской Булгарии с очевидно туристическими целями — возить пассажиров в Болгар так было сподручнее.

С самого начала власти, СМИ и общественность поразились удивительному и малоизвестному до той поры факту: найти прямого ответственного за теплоход, его состояние, ветхость, ремонт и проч. — оказалось нелегко, между владельцем и субарендатором (тот, кто получал деньги за провоз пассажиров) был еще и арендатор. И «Булгарию», формально принадлежащую Камскому речному пароходству (ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство»), арендовали с 2000 по 2010 год три компании — «Казанская судоходная компания», «Водафлот», «Волгатур». Четвертая компания, ООО «Бриз», за месяц до катастрофы, передала судно в субаренду ООО «АргоРечТур». Которое, как потом только выяснилось, имело плохую деловую репутацию, не входило в Единый реестр туроператоров и права на организацию перевозок не имело.

Несмотря на огромное число контролирующих органов (на что и сегодня жалуются многие бизнесмены) — от Ространснадзора и Российского речного регистра до Госморречнадзора, сотрудник которой, Александр Храмов, покончил с собой через полтора месяца после трагедии, будучи уволенным — в последний путь «Булгария» вышла с неисправностями, повреждением корпуса, креном на правый борт, да еще и в перегруженном состоянии.

Двухпалубный теплоход «Булгария» был построен в 1955 году на чехословацкой верфи в Комарно по проекту 785, то есть на момент трагедии судну было уже 56 лет. Фото wikipedia.org

Как десятки пассажиров были спасены благодаря экипажу «Арабеллы»

В результате наложения одних негативных факторов на другие хроника трагедии оказалась следующей. Во-первых, судно попало под сильный порыв ветра с левого борта, начался ливень с грозой — в этот момент «Булгария» входила в левый поворот, угол крена составил 9 градусов, открытые иллюминаторы правого борта (которые почему-то не задраили — к этому сразу же возникли вопросы) за минуту набрали 50 тонн воды. Во-вторых, чтобы уменьшить площадь воздействия ветра на левый борт, капитан решил лечь курсом «на ветер», но крен в итоге только увеличился и суммарный объем поступающей в отсеки судна воды достиг 125 тонн в минуту. Иллюминаторы и часть палубы правого борта погрузились в воду, крен усилился до 20 градусов. Судно опрокинулось. И затонуло.

Спасти удалось лишь часть людей — благодаря проходящему мимо круизному теплоходу «Арабелла», капитан которой Роман Лизалин и экипаж тут же стали героями страны. Отважно проведя спасательную операцию, они оказали первую медицинскую помощь, накормили, предоставили горячее питье и сухую одежду. Сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66», например, прошли мимо. За неоказание помощи выжившим в крушении теплохода «Булгария» капитана «Арбата» Юрия Тучина приговорили потом к штрафу в 130 тыс. рублей, капитана «Дунайского» Александра Егорова — к штрафу в 190 тыс. рублей.

Саму же «Булгарию» впоследствии при задействовании значительных сил МЧС, МВД и проч. подняли, обнаружив все тела погибших. А судну «Арабелла», несмотря на весь ее героический флер, пока все эти годы фатально не везет — подробнее см. ниже.

Спасти удалось лишь часть людей, благодаря проходящему мимо круизному теплоходу «Арабелла», капитан которой Роман Лизалин и экипаж тут же стали героями страны. Фото europe-today.ru

Кто оказался виноват и какие сроки получили виновные

Всего через пару дней было возбуждено сразу несколько уголовных дел. Сначала в отношении Светланы Инякиной (директора ООО «АргоРечТур» — субарендатора теплохода «Булгария») и Якова Ивашова (эксперта Речного регистра, выдавшего разрешение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году).

Через 3 года Инякину признали виновной в совершении преступлений, предусмотренных статьями 238 ч. 2 (производство услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и 143 ч. 3 УК РФ (нарушение требований охраны труда, повлекшее за собой смерть двух и более лиц). Ей дали 11 лет колонии общего режима. Ивашова тогда же признали виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и оправдали по амнистии.

Под уголовное дело попали и начальник отдела Ространснадзора Ирек Тимергазеев и инспектор того же ведомства Владислав Семенов. Тимергазеева летом 2014 года признали виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 285 ч. 3 УК РФ («злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия»), и отправили в колонию общего режима на 6 лет, Семенова за тоже самое — на 5 лет.

Из экипажа «Булгарии» вследствие гибели ее капитана пострадал в итоге Рамиль Хаметов, старший помощник капитана, который по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена») получил 6 с половиной лет колонии.

Инякину признали виновной в совершении преступлений, предусмотренных статьями 238 ч. 2 и 143 ч. 3 УК РФ. Фото Марии Зверевой (kazan.aif.ru)

Почему Ивашова задерживали в Перми, а Инякину выпустили раньше срока

Весной 2015 года Верховный суд отменил амнистию Ивашову и назначил 5 с половиной лет колонии общего режима с лишением права занимать должности в органах, надзирающих за эксплуатацией всех видов транспорта, а также в речном Росрегистре сроком на 3 года — Ивашова лишь летом 2015 года задержали в Перми и этапировали в Казань. А Инякиной, напротив, суд смягчил наказание, назначив 9 с половиной лет колонии. Летом 2015 года сократили срок Рамилю Хаметову до 4 лет и 7 месяцев.

Осенью 2018 года Инякину вообще выпустили на свободу на 6 лет раньше положенного срока, якобы потому, что «по новому закону день пребывания в СИЗО засчитывается за полтора дня в обычной колонии и за два — в колонии-поселении». Таким образом, из 11 изначально положенных ей лет она отсидела фактически 7.

Всего виновниками «назначались» общественностью, СМИ или судами порядка 15 человек, начиная от Михаила Антонова, «единороса», акционера ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» (говорили даже о его бегстве за границу — оказалось фейком, уголовному преследованию не подвергался), и заканчивая директором Казанского речного порта Рашидом Сафиным. Он был уволен с должности 15 июля 2011 года «как допустивший выпуск теплохода «Булгария» в круиз» (пытался восстановиться через суд — неудачно). Валерий Незнакин, гендиректор ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», который также не подвергся судебному преследованию, заявил, что «несет за гибель пассажиров не юридическую, а лишь моральную ответственность».

Директор Казанского речного порта Рашид Сафин, уволенный «как допустивший выпуск теплохода «Булгария» в круиз», неудачно пытался восстановиться через суд. Фото evening-kazan.ru

Какие законы были приняты после гибели «Булгарии»

Крушение теплохода «Булгария» вследствие больших человеческих жертв оказалось резонансным не только в Татарстане (довольно больно ударив и по репутации самого Болгара и турпотока к нему), но и в России и остальном мире. Что привело тут же к массовым проверкам в отрасли речного флота, Речного регистра и Ространсназдора.

После масштабной прокурорской проверки соблюдения правил безопасности на транспорте в декабре 2011 года негодными к плаванию признали более 300 речных судов. Полгода спустя, в июне 2012 года, был подписан федеральный закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков. По нему, в случае отсутствия договора обязательного страхования, перевозчикам грозит штраф в размере 40—50 тыс. рублей для должностных лиц и от 500 тысяч до 1 млн рублей для юридических лиц. В случае гибели пассажира перевозчик обязан выплатить не менее 2,025 млн рублей, в случае причинения вреда здоровью — не менее 2 млн рублей. В июле 2012 года был принят закон, ужесточавший контроль за судоходством на внутренних водных путях РФ, в частности, он усиливал санкции за безлицензионную перевозку пассажиров и ввел крупные штрафы за нарушение требований обеспечения их безопасности. Так, за работу без лицензии юрлицо оштрафуют на 400 тыс. рублей.

Год спустя после трагедии на берегу Волги, напротив места, где затонул теплоход, был открыт мемориал в память о жертвах трагедии, состоящий из часовни, мечети и стены памяти с именами погибших пассажиров и членов экипажа. Ежегодно в Татарстане 10 июля пассажиров последнего рейса «Булгарии» поминают, а Министерство труда и соцзащиты организовывает поездки к мемориальному знаку в селе Сюкеево Камско-Устьинского района.

В 2015 году на траурной церемонии побывал и капитан «Арабеллы» Роман Лизалин, заявивший, что подобные события не забываются. К тому моменту теплоход «Арабелла» под корпоративное судно выкупил «Ак Барс Холдинг», экипаж его разошелся, а само судно встало на длительный ремонт. Через год Лизалин не смог пройти праймериз «Единой России».

В 2016 году Роман Лизалин не смог пройти праймериз «Единой России». Фото Дмитрия Резнова

Почему построить новое судно — дорого, а сам речной флот РФ давно устарел

Катастрофа привела и к понятным последствиям: уже летом 2011 года республиканские речники констатировали обвал пассажирских перевозок с 800 тысяч в год до 500 тысяч (речь идет о перевозках в пределах бассейна, который обслуживает Казанский речной порт). К 2012 году спрос был в основном по местно-пригородным линиям Казань — Верхний Услон — Печищи, Казань — Камское Устье за счет местных жителей и дачников.

Суда, разумеется, одномоментно не «обновились»: в 2013 году на конференции судовладельцев в Казани говорилось, что износ речного флота уже достиг 70—80% (полностью погиб такой класс речных судов, как «Метеор» и «Ракета», — из 700 единиц на тот момент ходило не более 50). По сравнению со строительством 300 единиц флота ежегодно в СССР в России за 2011—2013 годы было построено всего 70 единиц, причем большая часть для грузового флота. Речники просили помощи у правительства, говоря, что стоимость строительства корабля на 450 пассажиров неподъемна для любой компании — 1 млрд рублей. В сезон 2014 года от Казани ходило вообще всего одно судно, в 2015 году — четыре.

Как «Арабелла» странным образом повторила судьбу злополучной «Булгарии»

Судьбу легендарной «Арабеллы» можно вообще считать показательной в разрезе всей отрасли РФ и РТ. В ноябре 2018 года стало известно, что выкупленная в «черном» 2011 году госхолдингом «Ак Барс» с целью превращения в круизный лайнер, она стоит в сухом доке в разобранном виде и с отрезанной палубой. Холдинг объявил о продаже незавершенного проекта, назвав стартовую стоимость — 1 млрд рублей. Очевидно, как мы писали еще в 2015 году, — неподъемной для любой компании.

Если «Арабеллу» спишут, речфлот республики окажется в нелегком положении: для выполнения речных перевозок в Татарстане, как заявлял «Реальному времени» глава Зеленодольского завода им. Горького Ренат Мистахов, нужно иметь четыре прогулочных судна малого класса и одно-два круизных типа «Арабеллы». За 2 года до отрезания палубы «Арабеллы», в марте 2016 года, злополучную «Булгарию» разобрали на части, несмотря на то, что некоторые родственники погибших выступали «за сохранность теплохода как памятника человеческой халатности».

Судьбу легендарной «Арабеллы» можно вообще считать показательной в разрезе всей отрасли РФ и РТ. Фото vk.com

Амнезия после «Булгарии»: незаконно по Волге и Каме продолжают перевозить людей

В России, увы, трагедии мало кого учат: после первоначальных панических настроений катастрофы забываются, а теплоходы эксплуатируются вновь, невзирая ни на какие ограничения.

Два года назад, в мае 2017 года, одним прекрасным воскресным вечером, транспортные прокуроры остановили перегруженный «речной трамвайчик» СК «Татфлот» — «Москва-130» (спущенный на воду еще в 1982 году). А все потому, что от пассажиров рейса «Ташевка — Казань» поступил сигнал о тесноте на судне и отсутствии посадочных мест. Оказалось, что при максимальной вместимости судов типа «Москва» 300 человек, на берег по трапу сошли 440! А позже проверяющие установили, что на борту имелось лишь 345 спасательных жилетов и один плот. «Татфлот» оштрафовали за это на 100 тыс. рублей, а уголовное дело завели на капитана и матроса.

Уголовное дело в том же 2017 году завели и на владельца судна «Ярославец», на котором тот незаконно перевозил по Каме людей. «Так делать нельзя. Наверное, все участники этих событий забыли о трагедии с теплоходом «Булгария», которая там же происходила», — с грустью заметил приволжский транспортный прокурор Тимур Кебеков.

Памятуя о крушении «Булгарии», ведомство открыло горячую линию, на которую призвало сообщать обо всех нарушениях в ходе организации речных перевозок.

…но чиновники и контролирующие органы в итоге стали строже

С другой стороны, есть и положительные примеры. Летом прошлого года ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» Росморречфлота запретило эксплуатацию двух круизных теплоходов — «Очарованный странник» и «Борис Полевой», на которых туристическая компания «Волжские путешествия+» должна была отправить в речные туры по Волге несколько сотен туристов. Поставили суда на прикол по итогам проверки, проведенной на основании планового (рейдового) задания, в результате чего были выявлены нарушения, которые, в соответствии с приказом Минтранса РФ от 10 апреля 2013 года, послужили основанием для временного задержания: «Нам вторая «Булгария» не нужна», — заявил тогда «Реальному времени» заместитель начальника КРВПиС — начальник казанской инспекции ГПК Олег Гизатуллин.

Всего только за первое полугодие 2018 года казанская инспекция выявила нарушения на 26 казанских теплоходах, но временно задержала только три. В конце 2018 года у «Волжских путешествий» отозвали лицензию.

Памятуя о крушении «Булгарии», транспортная прокуратура открыла горячую линию, на которую призвала сообщать обо всех нарушениях в ходе организации речных перевозок. Фото Романа Хасаева

В мае 2019 года из-за обмеления Волги участники рынка, туркомпании, вынуждены были менять план: вместо Свияжска, Болгара и Тетюш, к которым невозможно причалить, туристам предлагают съездить на экскурсии в другие регионы. Пришлось отменить более 20 рейсов по этим направлениям. 17 мая в Куйбышевском водохранилище был зафиксирован минимальный уровень воды — 50,1 м. Всего же, по данным Минтранспорта РТ, эту навигацию в Татарстане по Волге и Каме будут обслуживать девять водоизмещающих теплоходов и четыре скоростных судна.

Сергей Афанасьев ПроисшествияТранспортОбществоБизнес Татарстан

Вспомнить «Булгарию». Три истории пассажиров

Мемориал, посвященный памяти пассажиров теплохода, расположен вблизи села Сюкеево, недалеко от которого случилась эта беда. От Казани до него два часа езды. Еще в прошлом году, здесь построили и открыли церковь и мечеть, установили памятник, на котором можно прочесть имена погибших.

Уже с утра в Сюкеево начали съезжаться родственники, друзья погибших, и все, кто до сих пор не может быть равнодушным к этой страшной трагедии, не может забыть 10 июля 2011 года. Сотни человек, с черными повязками принесли к мемориалу погибших цветы, игрушки, фотографии. Кладут гвоздики и застывают, не пряча слезы на глазах. Плачут здесь даже мужчины.

Мужчины не могут сдержать слез. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

9 июля 2011 года дизель-электроход отправился из Казани в Болгар (исторический памятник в Татарстане) в двухдневный круиз. Уже при отплытии судно имело крен на правый борт. Маршрут проходил по акватории Куйбышевского водохранилища. 10 июля в 11 часов 15 минут теплоход отправился в обратный путь из Болгара в Казань. Погода была в тот день жуткая: шторм, волны, ветер.

В селе Сюкеево построили мечеть и церковь. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

В 13 часов 30 минут, в 2,5 километрах от берега, при маневре судно накренилось еще больше, палубы и каюты затопило. Буквально за пару минут теплоход ушел под воду. «Булгария» унесла с собой 122 жизни, в их числе 28 детей и пять беременных женщин. Спаслись только 79 человек.

Отец мысленно молил дочь опоздать на «Булгарию»

Родные 23-летней Айгуль Исмагиловой до сих пор не верят, что девушки нет рядом. Мавлия Исмагилова — мать погибшей рассказывает, что «дочка всегда торопилась жить, все в руках горело». «Училась в кооперативном институте, в то же время работала в магазинах, на производстве, успевала шить, вязать себе и другим. Любила готовить, и угощать. Мы с ней были как подруги, могли часами обсуждать все на свете», — грустно говорит она, вспоминая свое дитя.

Айгуль Исмагилова была жизнерадостной девушкой. Фото из архива семьи Исмагиловых

Айгуль росла позитивной и доброй девочкой, умеющей радоваться и восхищаться обыденными вещами. До старших классов она жила в Новом Аракчино, на берегу Волги и очень любила купаться.
В марте 2011 г. девушка окончила вуз, устроилась в санаторий на новую работу. На 12 августа Айгуль и ее парень Руслан, знакомые до этого уже шесть лет, назначили свадьбу. Были куплены билеты и на свадебное путешествие и заказаны места в ресторане, по странному совпадению, с названием «Булгар».

В круиз на теплоходе Айгуль отправилась вместе с большой компанией. Подруга с работы Зухра Сабирова, отмечавшая день рождения, ее 12-летняя дочка, подруга, которую женщина взяла вместо приболевшего сына и еще две сотрудницы. Айгуль сопровождал Руслан, двоюродная сестра Альбина и друзья жениха — молодожены Евгений и Лейсан Терешины. Домой вернулись только трое: Женя, Альбина и Руслан.

Мама не хотела отпускать Айгуль в это путешествие, а отец, встревоженный погодой, мысленно просил дочь опоздать. Но не сложилось. Уже в Болгаре молодежь снова едва не отстала от теплохода, но отставшие от экскурсии туристы заплатили таксисту двойную цену, чтобы попасть на «Булгарию».

Родственники погибших смотрят на Волгу, будто надеясь отыскать близких. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

О том, что произошло на палубе теплохода, «АиФ.ru» рассказала Альбина — двоюродная сестра Айгуль. Теплоход компании изначально не понравился: все очень старое, убогое. Ребята старались не обращать на это внимания и веселились, отпуская то и дело шутки про «Титаник» и фотографировались на носу корабля, как в фильме, даже не подозревая, что сюжет кино может повториться и в реальной жизни.

Первыми забили тревогу девушки, которые находились не в каютах, когда теплоход начал тонуть. Побежали будить парней. В трюме было уже по колено.

Между второй и первой палубами дорогу к спасению преградили матросы. Не пускали к выходу, обещая выровнять судно. Но молодежь прорвалась. Только времени уже не осталось.

Альбина одной рукой зацепилась в лестничную перекладину, другой держала Айгуль. Когда «Булгария» завалилась набок, сестра упала в воду. Крик о помощи до сих пор не даёт покоя. Но что могла сделать девочка, которая, не умея плавать, секунду спустя сама полетела вниз и оказалась во власти мощного потока? Она убедила себя, что не спасется, и перестала сопротивляться. А выдыхая последний воздух, нашла выход на поверхность, где вода почти поглотила теплоход и нырял Руслан, выкрикивая имя Айгуль. Там Альбине повезло ещё раз. Беспомощную девушку вынесло прямиком к плоту. Она успела схватиться за окантовку, прежде чем вновь начала тонуть.

Родителям Айгуль новость сообщила мама Руслана: «Езжайте в порт, там всё узнаете». Но страшная весть перепуганным родителям пришла раньше — по радио в дороге. Сначала в худшее не верили. Ведь Айгуль плавает, ныряет. Она — борец! Для родственников был организован полёт на место трагедии на вертолёте, и папа отправился искать дочь. Когда вернулся, мама всё поняла по глазам. Последняя надежда растаяла.

Сегодня в доме Исмагиловых по прежнему много вещей Айгуль. После катастрофы их никто не убирал, рука не поднималась.

Свадебное путешествие на теплоходе

Евгений и Лесан Терешины ждали ребенка. Фото из архива семьи Терешеных

Евгений и Лейсан Терешины были женаты только две недели, когда 9 июля решили отправиться впутешествие на «Булгарии». К тому пара ждала ребенка: 20-летняя Лейсан была на 16 неделе беременности.
Мать девушки говорит, что со смертью дочери пропало всякое желание жить. Она — ее единственный долгожданный ребенок. Вот уже два года Лилия Салахиева постоянно болеет, не выходит на работу. «Раньше часто ходила по судам, но потом перестала, так как со здоровьем стало плохо, — признается она. — Хотелось бы, чтобы виновных наказали по справедливости».

Лейсан и Евгений встречались ровно год и прожили вместе полгода. Они любили друг друга так сильно, что окружающие говорили, что они как брат и сестра похожи и внешне, и характером.

Евгений Терешин рассказывает, что после экскурсии в Болгарах, на обратном пути, он спал в своей каюте в нижней части судна, Лейсан была на второй палубе. «Помню, что спал беспокойно, — вспоминает Евгений. — Снился шторм, ураган, но я так и не проснулся.

Мать Лейсан Терешиной каждый день плачет. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Потом меня разбудила Лейсан, я схватил её за руку и мы побежали наверх. Когда были на второй палубе, корабль резко наклонился и мы слетели с неё. Чтобы удержаться, я схватился за перила, но рука соскользнула, я упал в воду, и в этот момент наши руки разъединились».

Воздушной пробкой Евгения вышвырнуло на поверхность воды. Оглянувшись и увидев, что Лейсан нигде нет, он нырнул, но под водой перед ним оказалась одна из дверей тонущего корабля, в которую изнутри бились люди. Он отвернул ручку и открыл её, дав им возможность выбраться наружу… Но Лейсан среди них не было. В мутной воде парень искал любимую, но тщетно. Снова выплыл на поверхность, ещё один вздох и снова под воду. Но вода уже была не просто мутная, а чёрная — от мазута. В надежде Евгений продолжал руками ощупывать пространство вокруг себя…

Как оказался на плоту, а затем на «Арабелле» — помнит плохо, но мысль, что Лейсан, возможно, спаслась, заставляла его искать её по всему кораблю. «Мой друг помнит крушение до мельчайших деталей, а у меня провалы, — говорит Женя. — Все в памяти выглядит так, как будто я смотрю клип. Но страшные крики тонущих людей я не забуду никогда».

Он верит, что Лейсан — там, на небесах, заботится о своём любимом муже. Она иногда снится ему, их общим друзьям, своей маме, являясь, как правило, чтобы предупредить о грядущих неприятностях.

«Мама, я самый счастливый ребенок на свете»

9-летний Руслан Назаров обожал кино про рыцарей и любил путешествовать. Фото из архива семьи Назаровых

Уже два года, после крушения теплохода Назаровым кажется кошмарным сном, только не могут они проснуться.

Через несколько месяцев после трагедии сын приснился маме и сказал ей очень странную фразу: «Мы будем жить с вами». Мама, изумившись, переспросила: «Сынок, значит вас Там нет?». Мальчик подтвердил: «Нам разрешили жить и Там, и с вами, раз мы так погибли».

Гульнара Назарова тогда уже была беременна. И порою женщине кажется, что ее второй сын Владик — словно вернувшийся Руслан: они очень похожи.

Маленький Руслан был долгожданным ребенком, рос красивым, умным, улыбчивым, с сильным характером. Мальчик увлекался ушу, каратэ, шашками, футболом, постоянно что-то мастерил. Перед путешествием в Болгар мальчик ездил на сборы в лагерь возле Набережных Челнов. 9-летний Руслан Назаров обожал кино про рыцарей и любил путешествовать.

Гульнара до сих пор помнит, что перед посадкой на «Булгарию», сын вдруг сказал: «Мама, я самый счастливый ребенок на свете».

В минуты, когда теплоход начало затапливать, Гульнара и Руслан находились в музыкальном салоне. Как только услышали крики: «Теплоход тонет!», побежали за спасательными жилетами, которые оказались бесполезными: старые, без ремней они не желали держаться, особенно на ребенке. Когда теплоход накренился, вместе полетели вниз — в открытую каюту. Сверху падали другие дети. Внизу, под ногами какой-то мужчина в панике открыл окно, и вода стремительно стала прибывать.

Всё вокруг крутилось, Руслана выбило из рук безумными потоками воды. Они были такой силы, что унесли детей на два «этажа» вниз — многих малышей, игравших в музыкальной комнате, водолазы потом нашли в трюме. Гульнару накрыло водой, ударило головой. Секунды растягивались на часы. И только мысли мелькали — о сыне, о муже, о маме.

«Для родителей самое страшное — хоронить свое дитя». Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Очнулась Гульнара наверху — как выплыла, не знает. Вокруг барахтались другие люди. На плоту, скрестив ноги, сидел член команды. Смотрел на всех и ничего не предпринимал. Пока ждали помощи в шлюпках, плакали, кричали. Вычерпывали воду ладонями и кроссовками. Смотрели, как от сигнальных фальшфейеров падают искры на покрытую мазутом воду, и боялись погибнуть уже в огне…

Гульнара признается, что никогда не станет прежней. «Даже когда случается что-то хорошее, мы боимся порадоваться, стыдно становится перед погибшими», — рассказывает она.

После того как похоронили сына и прошло сорок дней, остались наедине с горем. Самыми страшными были ночи без сна и с множественными мыслями в голове. На Новый год Назаровы навести могилу сына, нарядили там ёлку, привезли Руслану подарки. А когда родился Владик, папа посреди ночи поехал к Руслану — сообщить светлую новость, ведь он так хотел братика!

Равиль Ягудин потерял внучку, жену и золовку. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

Трагичных историй сотни, 10 июля 2011 г. забрала с собой гораздо больше, чем 122, живых душ. В дни памяти они собираются вместе, но каждый со своим горем. Равиль Ягудин, потерявший при крушении супругу, внучку и золовку, говорит: «Нужно из „Булгарии“ сделать памятник, чтобы люди знали, как хрупка человеческая жизнь».

Справка Сейчас по делу о крушении теплохода идет суд. Следствие пришло к выводу, что причиной крушения стало несколько факторов: негодность судна к плаванию по техническому состоянию, и по уровню подготовки экипажа, нарушение правил безопасности судоходства, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по занимаемым должностям судовладельцем, командным составом экипажа, должностными лицами контролирующих органов и учреждений, как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатации в навигацию 2011 года.

Крушение теплохода «Булгария»

Крушение теплохода «Булгария»


Операция по подъему Булгарии 17 июля 2011 г

Тип

техногенная/на транспорте

Причина

ведётся расследование

Место

Куйбышевское водохранилище, 1406 километр р. Волга, между 81 и 82 буем вблизи пос. Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан в 2560 метрах от правого берега

Страна

Россия

Дата

10 июля 2011 года

Время

≈13 часов 30 минут

Погибших

122 человека

Пострадавших

79 спасено, из которых 9 человек госпитализировано в связи с порезами и ушибами, 5 после оказания первой помощи направлены на амбулаторное лечение.

Место крушения

Крушение теплохода «Булгария» — кораблекрушение, произошедшее 10 июля 2011 года примерно в 13 часов 30 минут по московскому времени в Куйбышевском водохранилище в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан.

Общая информация

Основная статья: Булгария (теплоход)Теплоход «Булгария»

Двухпалубный теплоход «Булгария» проекта 785 (построен в Чехословакии в 1955 году), совершавший круиз по маршруту Казань — Болгар — Казань, затонул в Волге в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.

Два судна — сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66» прошли мимо плотов с пассажирами и экипажем теплохода «Булгария». Первым судном, пришедшим на помощь терпящим бедствие, являлся круизный теплоход «Арабелла», экипажем которого и была проведена спасательная операция. На борту теплохода «Арабелла» выжившим была оказана первая медицинская помощь, предоставлены еда, горячее питье и сухая одежда. Несколько тяжело пострадавших были отправлены в Казань на «Метеоре».

На протяжении нескольких дней со дня трагедии продолжалась операция по подъему теплохода «Булгария» со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. В район крушения были стянуты значительные силы МЧС России, Министерства транспорта России, МВД России, Минздравсоцразвития и коммерческих структур. В итоге теплоход «Булгария» был поднят и транспортирован в ближайший судоремонтный завод в Куйбышевском затоне. Параллельно были обнаружены все тела погибших.

По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена. Среди погибших и капитан теплохода «Булгария» Александр Островский.

Следственным комитетом Российской Федерации в связи с крушением теплохода «Булгария» было возбуждено несколько уголовных дел, а также привлечён к уголовной ответственности целый ряд должностных лиц:

  • 10.07.2011 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 263 УК РФ по факту затопления теплохода «Булгария».
  • 12.07.2011 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 238 УК РФ в отношении Светланы Инякиной (директора ООО «АргоРечТур» — субарендатора теплохода «Булгария») и Якова Ивашова (Эксперта Речного регистра, выдавшего разрешение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 г.).
  • 18.07.2011 года было возбужденно два уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного ст.270 УК РФ в отношении капитанов Юрия Тучина (сухогруз «Арбат») и Александра Егорова (толкач «Дунайский 66»). При этом Юрий Тучин стал первым из должностных лиц, осужденных по уголовным делам, связанным с крушением теплохода «Булгария» (см. события 26 декабря 2011 года).
  • 15.08.2011 года возбужденно уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст.293 УК РФ в отношении Ирека Тимергазеева (Начальника отдела Ространснадзора) и Владислава Семенова (Инспектора Ространснадзора).
  • В отношении выжившего в катастрофе старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Рамиля Хаметова было возбужденно уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ.

Все фигуранты упомянутых уголовных дел, за исключением двух капитанов, не оказавших помощь терпящим бедствие и старшего помощника капитана теплохода «Булгария» Рамиля Хаметова, были помещены под стражу.

Несколько ведомств представили общественности свои заключения по результатам проверок по факту крушения теплохода «Булгария» (см. раздел Итоги расследования)

Крушение теплохода «Булгария» имело большой общественный резонанс в России и остальном мире, что в свою очередь стало причиной начала массовых проверок в отрасли речного флота, в органах Речного регистра и Ространснадзора.

> Хронология событий Основная статья: Хронология событий, связанных с крушением теплохода «Булгария»

Память

В течение нескольких дней после крушения теплохода «Булгария» многие жители Казани приходили в Казанский речной порт, где был сооружен стихийный народный мемориал памяти, состоящий из тысяч мягких игрушек, цветов и горящих свечей.

10 июля 2012 года на берегу Волги возле села Сюкеево Камско-Устьинского района напротив места, где затонул теплоход «Булгария», открыт мемориал в память о жертвах этой трагедии. Комплекс включает в себя стену памяти и центральную площадь, а также часовню и мечеть. Стена памяти сделана из монолитного бетона, облицованного гранитом. На ней изображен затонувший теплоход «Булгария» и золотыми буквами выбиты имена 122 погибших.

На месте крушения установлен буй. Проплывающие мимо суда должны давать длинный звуковой сигнал (гудок), тем самым отдавая дань памяти погибшим на теплоходе.

Родители пятилетнего Кирилла Чернова, погибшего при крушении теплохода «Булгария», объявили, что на компенсационные средства возведут детский городок вблизи посёлка Красногорский Республики Марий-Эл.

Итоги расследования

Ространснадзор

15 августа 2011 года Ространснадзор на своём официальном сайте опубликовал результаты собственной проверки, проведенной по факту крушения теплохода «Булгария».

Из резолютивной части заключения проверки:

Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:

1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:

  • с неисправностями судовых механизмов (на судне с 08 июля 2011 г. не работал левый главный дизель-генератор);
  • с повреждениями корпуса (наличие четырёх отверстий);.
  • при силе ветра более 7 баллов (13,5 — 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». Сила ветра на момент аварии составляла — 20 м/сек. (очень крепкий ветер, шторм) с порывами, достигающими ещё больших величин;

2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:

  • в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
  • в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
  • в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
  • в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судном. Маневр поворота влево был осуществлён без учёта: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт; дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево; дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;
  • в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении прядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).

Следственный комитет Российской Федерации

Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин:

Следственный комитет официально заявляет, что окончательно установить причину затопления судна будет возможно только по результатам судебной комиссионной судоводительской и инженерно-технической экспертизы, которая в настоящий момент проводится. С учетом заключения экспертной комиссии будут приняты соответствующие процессуальные решения.

Относительно информации о пробоинах на корпусе теплохода, Владимир Маркин пояснил:

Распространенная в СМИ информация со ссылкой на результаты освидетельствования теплохода, проведенного Средне-Волжским филиалом Российского речного регистра о том, что крушение «Булгарии» произошло по причине получения пробоин, не соответствует действительности. Следствие считает, что указание на анонимных экспертов намеренно используется для того, чтобы повлиять на общественное мнение с целью освобождения от уголовной ответственности должностных лиц, в отношении которых уже возбуждено уголовное дело, а также иных лиц, которые в ближайшее время могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Министерство транспорта Российской Федерации

Предварительная версия причины крушения теплохода «Булгария» — открытые иллюминаторы.

Общественная палата Российской Федерации

21 ноября 2011 года Общественная палата Российской Федерации представило заключение общественного расследования, из которого следует что экипажем не были приняты необходимые меры для подготовки судна к выходу в рейс, в соответствии с объявленным метеорологическим прогнозом для Куйбышевского водохранилища, в частности, экипаж «Булгарии» не обеспечил устойчивость судна, не задраил иллюминаторы, в том числе аварийные, не устранил поломку левого главного двигателя, а также не подключил средства связи к аварийным источникам питания, управление судном осуществлялось без учета его реальной нагрузки, говорится в сообщении. Наличие начального крена судна на правый борт, появление дополнительного крена при повороте судна влево, а также порыв шквального ветра и волнение (на водоеме) привели к интенсивному поступлению воды в корпус через открытые иллюминаторы и, как следствие, к потере устойчивости и затоплению судна.

Мнения о катастрофе

Минута молчания на совещании у Президента России

Президент России Д. А. Медведев написал в своём твиттере:

Страшная трагедия произошла на Волге. Мои соболезнования родным и близким погибших

а на совещаниях дал поручение:

Все поисковые мероприятия должны быть доведены до конца, несмотря на то, что надежды найти кого-либо в живых практически нет. Это нужно сделать по вполне понятным морально-этическим соображениям и для того, чтобы выяснить все обстоятельства его гибели

заявил:

Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельное! Если раньше проносило, то это не означает, что этого не могло произойти. Это случилось, причем с самыми страшными последствиями. Надо оценить эту ситуацию и заставить либо провести необходимый капитальный ремонт всех, кто имеет суда в собственности, либо вывести их из эксплуатации, если они не годятся по своим качествам для осуществления такого рода перевозок.

и потребовал:

За это преступление должны отвечать не «стрелочники», кто бумаги подмахнул, а все, кто организует этот процесс… С тем чтобы в следующий раз любое должностное лицо, независимо от ранга, понимало, что ответственность за выход такого судна в море может быть не только дисциплинарной, но и уголовной. Эта уголовная ответственность должна воплотиться в весьма ощутимые меры наказания.

Необходимо разобраться, что произошло, изобличить и наказать виновных. Это должно быть сделано в отношении широкого круга лиц, включая организаторов этого бардака, а не только «стрелочников», зиц-председателей и других случайных людей, которые попали в эту орбиту.

Патриарх Кирилл во время молитвы о погибших заявил:

Если техника устарела, разве можно использовать эту технику с риском для человеческой жизни только для того, чтобы получить деньги? Не случайно, что все эти катастрофы сопровождаются, с одной стороны, примерами мужества, беззаветного подвига, а с другой — примерами трусости и безрассудства… Если по-прежнему доминантой нашей жизни будет стремление как можно больше заработать любыми путями, то нас ждут ещё большие катастрофы.

В. В. Путин на совещании с членами Правительственной комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы теплохода «Булгария»:

То, что произошло 10 июля с «Булгарией», без всякого преувеличения, потрясло всю страну. Столько жертв, столько детей погибло! Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за безалаберность, за алчность, за грубое нарушение правил технологической безопасности…

…Вообще, как могло получиться, что компания без лицензии на туристическую деятельность, без лицензии на использование судов могла работать? Как вообще билеты продавали в порту? Кто разрешил? Как выпустили из порта? Как порт заключил договор с этой компанией, не имеющей ни одной лицензии на обслуживание в порту? Как это могло случиться? Где был Ростехнадзор, Ространснадзор? Где были все эти ведомства?

Валерий Незнакин, Генеральный директор ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство», на следующий день после крушения теплохода «Булгария»:

В данном случае за гибель пассажиров мы несем не юридическую, а лишь моральную ответственность.

Светлана Инякина, директор ООО «АргоРечТур», до своего ареста заявила прессе (текст в редакции источника):

Всё в порядке было с теплоходом. По регистровым документам всё в порядке было, в технически годном состоянии был теплоход. Это просто штурмовое предупреждение и сильный ветер. В шторм попали, и залило трюма.

Основные участники событий, связанных с крушением теплохода «Булгария»

  • Инякина Светлана Георгиевна — генеральный директор и единственный участник Общества с ограниченной ответственностью «Аргоречтур», которое являлось субарендатором и эксплуататором теплохода «Булгария» в сезон 2011 года. Обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст.238 УК РФ), в нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст.143 УК РФ) и в отношении неё избрана мера пресечения в виде заключения под стражей.
  • Ивашов Яков — старший эксперт камского филиала Российского речного регистра, выдавший ООО «Аргоречтур» положительное заключение на эксплуатацию теплохода «Булгария» в 2011 году. Обвиняется в неправомерной выдаче официальных документов, удостоверяющих соответствие оказываемых Инякиной услуг требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст.238 УК РФ), злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной и иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ) и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражей.
  • Тимергазеев Ирек — начальник Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Тимиргазеев Ирек вместе с Семеновым Владиславом дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ) и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражей.
  • Семенов Владислав — главный государственный инспектор Казанского отдела Ространснадзора. По версии следствия, Семенов Владислав вместе с Тимиргазеевым Иреком дали положительное заключение о готовности ООО «Аргоречтур» к перевозке пассажиров, в то время как оснований к этому не имелось. Обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями из иной личной заинтересованности (ст.285 УК РФ) и в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражей..
  • Тучин Юрий Владиславович — капитан сухогруза «Арбат», осужден Камско-Устьинским районным судом Республики Татарстан по ст.270 УК РФ в связи с неоказанием помощи выжившим в крушении теплохода «Булгария». Приговорен к штрафу в размере 130 тысяч рублей. В период предварительного расследования и суда находился на свободе в связи с избранием в отношении него меры пресечения не связанной с содержанием под стражей.
  • Егоров Александр Павлович — капитан толкача «Дунайский 66», осужден Московским районным судом города Казани по ст.270 УК РФ в связи с неоказанием помощи выжившим в крушении теплохода «Булгария». Приговорен к штрафу в размере 190 тысяч рублей. В период предварительного расследования и суда находился на свободе в связи с избранием в отношении него меры пресечения не связанной с содержанием под стражей.
  • Сафин Рашид — директор Казанского речного порта, уволенный с указанной должности 15 июля 2011 года «как допустивший выпуск теплохода „Булгария“ в круиз». Своё увольнение оспаривал в судебном порядке, однако суды первой и второй инстанции увольнение посчитали законным и обоснованным.
  • Островский Александр — капитан теплохода «Булгария», погиб при крушении теплохода «Булгария». В ходе поисковых работ на месте крушения, тело капитана Островского было обнаружено на капитанском мостике. Уголовное дело прекращено в связи с гибелью обвиняемого
  • Рамиль Хаметов — выживший в катастрофе старший помощник капитана теплохода «Булгария». В ходе расследования уголовного дела был обвинен в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст.263 УК РФ). Под стражу не помещался в связи с избранием в отношении него меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
  • Храмов Александр Григорьевич — начальник отдела Волжского управления Госморречнадзора (Нижний Новгород), совершивший 22 августа 2011 года самоубийство в связи с увольнением с занимаемой должности. Александр Храмов проходил по делу о крушении теплохода «Булгария» свидетелем (таким же свидетелем, как до 15 августа 2011 года являлись Ирек Тимергазеев и Владислав Семенов).
  • Лизалин Роман Евгеньевич — капитан теплохода «Арабелла», организовавший, вместе с членами команды, спасение выживших пассажиров и членов экипажа теплохода «Булгария». Впоследствии был награжден государственными и ведомственными наградами.
  • Чернышов Сергей Михайлович — генерал-майор юстиции, старший следователь по особо важным делам при Председателе Следственного комитета России, руководитель следственной группы, созданной для расследования уголовного дела, возбужденному по факту крушения 10.07.2011 года теплохода «Булгария».
  • Антонов Михаил — крупнейший акционер ОАО «Судоходная компания „Камское речное пароходство“», магнат. «Камское речное пароходство» опровергло слухи о бегстве Антонова за границу.
  • Незнакин Валерий — Генеральный директор ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» — владельца теплохода «Булгария».
  • ОАО Судоходная Компания «Камское речное пароходства» (Пермь) — собственник теплохода «Булгария», который не понёс ответственность, несмотря на действующее законодательство, согласно которому ответственность за ущерб, нанесённый от эксплуатации имущества, несёт юридический владелец имущества.
  • ООО «Бриз» (Пермь) — фирма, являющаяся фирмой-арендатором теплохода «Булгария», передавшая данный теплоход в субаренду ООО «Аргоречтур».
  • ООО «Аргоречтур» (Казань) — туристическая фирма, созданная Светланой Инякиной в конце 2010 года. Данное юридическое лицо по состоянию на 10.07.2011 года являлось действующим субарендатором теплохода «Булгария», полностью отвечающим за комплектование экипажа, текущие ремонт и содержание теплохода в надлежащем техническом состоянии.

Примечания

Викиновости по теме:
Катастрофа «Булгарии»

  • Водолазы добрались до зала «Булгарии» с детьми и рассказали об увиденном на судне
  • В трагический круиз по Волге отправились не все пассажиры, которые были в списках
  • Реконструкция крушения теплохода «Булгария» на Волге — инфографика РИА Новости
  • Фотоальбом «Теплоход „Булгария“» — фотографии из зоны чрезвычайной ситуации на официальном веб-сайте Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *