Как ребенку выбрать профессию

Как ребенку выбрать профессию

Профориентация: как с этим быть

Профориентация – явление в жизни подрастающего ребенка, с которым ему неизбежно предстоит сталкиваться в старших классах. Зачастую уже в средней школе с детьми проводится работа по выявлению определенных склонностей к какой-либо сфере деятельности, что в дальнейшем облегчает для него выбор места поступления. Однако родителям не стоит пугаться профориентации и воспринимать ее как очередную проверку знаний и способностей их ребенка. Здесь им важно понимать, и, главное, дать понять это подростку – данный процесс носит длительный характер и направлен на то, чтобы подготовить ребенка к профессиональному самоопределению, учитывая личностные особенности и интересы. Таким образом, профориентационная работа позволяет максимально облегчить выбор выпускнику школы и наилучшим образом оптимизировать подготовку к поступлению.

Что же представляет собой эта самая «профориентация»? На самом деле – это, прежде всего, помощь в профессиональном самоопределении. А профессиональное самоопределение – это следствие личностного самоопределения.

Главной же задачей профориентации является, прежде всего, перемещение процесса выбора профессии из кратковременного периода, когда подросток учится в 9-11 классах, в более ранний – среднюю школу. Здесь делается акцент на организации системности и обдуманности в выборе профессии.

Как это было

Трудовое обучение и профориентация молодежи занимали немалое место в системе школьного образования СССР. Особенно данное направление получило развитие в годы перестройки, когда в школах были введены курсы по профориентации наподобие «Основы производства. Выбор профессии». На этих курсах школьники осваивали практические навыки различных профессий – мальчики мастерили табуретки, работали с электроникой, девочки занимались кройкой и шитьем, учились печатать на машинках. Кроме того, в регионах создавались центры профессиональной ориентации молодежи, а в районах – пункты профконсультации. Возможно, это и повлияло на мировосприятие советских детей, которые в большинстве случаев, уже со школьной скамьи имели представление, кем точно хотят стать.

Профориентация – зачем и почему

Правильный выбор будущей профессии – залог удовлетворенности в своей работе и интерес к развитию в данной сфере. Ребенку важно в нужный момент правильно понять себя, осознать свои интересы и расставить приоритеты в процессе дальнейшего обучения.

Уделение должного внимания профориентации – путь к тому, чтобы стать хорошим специалистом в своей области, который любит свое дело и качественно выполняет свои трудовые обязанности.

Ведь, в противном случае мы имеем взрослого человека с достаточно тривиальной жизненной историей – окончил тот ВУЗ, в который не стремился, поступил «по рекомендации родителей» или «за компанию», работает на работе, от которой не получает удовлетворение. Результат – постоянное раздражение и внутренний конфликт с самими собой. И именно поэтому профориентация – это то, на что подростку следует обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор, развивать свою личность и избежать подобных ситуаций.

Стоит ли поступать на филологический, если сын хорошо знает только гуманитарные предметы? С техническими науками не «дружит», но рвется в программисты. А я боюсь, что парень не вытянет спецпредметы и учеба превратится в сплошное мучение. Как помочь сыну выбрать профессию?

Момент выбора будущей профессии очень волнительный.

Не требуйте от ребенка определиться раз и навсегда. Помогайте, но не давите и ни в коем случае не подталкивайте к «правильному» выбору. Подросток радостно переложит на вас ответственность за принятое решение, а потом вы будете виноваты! Если сыну интересна филология, он понимает, кем и где сможет работать, и его это устраивает — пусть поступает на филологический.

Однако часто дети руководствуются тем, какие предметы им даются легче, и не задумываются о будущей работе. Такой путь изначально тупиковый. Ведь ребенок действует с целью не достичь успеха, а избежать неудачи. Разберитесь, зачем сыну быть программистом. Сейчас многие дети хотят хорошо зарабатывать, потому выбирают эту профессию. Если это страховка от бедности, то покажите ребенку реальные примеры, как люди добиваются успеха с «неденежными» специальностями. Ведь главное — любить свое дело и получать от него удовольствие, тогда и деньги придут. Если же сыну действительно интересен мир IT, не ждите поступления, начинайте в школе проходить курсы по программированию, покупайте ему специализированную литературу. Нет такого вердикта «не идут предметы» — есть недостаток мотивации или неинтересная подача предмета. Ищите другого учителя, репетитора. Купите сыну справочник для поступающих в вузы, ссузы. Предложите вырвать страницы со специальностями, которые ему не нравятся. Затем пусть составит список из профессий, которые его заинтересовали. Найдите в интернете их описание, ответьте на вопросы, которые возникнут. Теперь откорректируйте этот список, удалив из него специальности, которые неинтересны. Поищите среди знакомых и коллег представителей оставшихся профессий и дайте возможность сыну побеседовать с ними, задать вопросы. Ребенок должен четко понимать, сколько денег зарабатывают члены его семьи, на что уходит семейный бюджет. Посмотрите уровень заработной платы по выбранным специальностям. Сравните вузы и ссузы, где готовят по выбранным специальностям, выясните, какие предметы придется изучать. Ребенку должно быть интересно — это самое главное! Дайте ему время переварить информацию и ждите его решения.
НАТАЛЬЯ Шеина. директор Центра комфортного общения, руководитель бизнес-школы для подростков, психолог, г. Минск
Источник: Санта-Барбара, Советы и секреты, №7, 2017г

Выбор профессии — сложный и важный этап в жизни каждого человека. Проявление интереса че­ловека к выбору профессии происходит в достаточ­но раннем возрасте. Он начинает формироваться под влиянием окружающей среды.

Д.А. Леонтьев считает, что существуют три возможных варианта выбора профессии: простой осуществляется при наличии у субъекта как альтернатив, так и критериев для их сравнения; смысловой характеризуется наличием альтернатив, но отсутствием готовых критериев, субъекту нужно их вы­работать самому; при личностном выборе субъекту необходимо не только сформулировать критерии выбора, но и подготовить возможный набор альтернатив .

Заслуживает внимания мнение Я.М. Ахметовой . Старшеклассник в силу своего соответствую­щего физиологического, психологического, интел­лектуального развития должен уметь определять главную цель в выборе будущей профессии, иначе говоря, ему необходимо уметь прогнозировать или «строить план»: что делать в будущем, какую про­фессию получать, в какое учебное заведение по­ступать, чего хочет достигнуть. Непременно для достижения поставленной цели нужно предвари­тельно планировать ее поэтапную реализацию. Необходимо иметь представ­ление о цепочке ближайших действий — «жизнен­ную перспективу» — первая область професси­ональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы — как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры».

Е.А. Борисова отмечает, что у старшеклассников мотивационные основания выбора профессии часто не связаны прямо с собственно профессиональной деятельностью, а отражают, например, стремление к самостоятельности, к социальной ответственности, к признанию со стороны окружающих и т.д. В старших классах у учащихся к этим мотивам прибавляются мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные соображения, стремление к романтике и т.д. Аналогичный механизм реализуется и при выборе профессии. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры старшеклассника в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами .

Е.А. Климов выделяются важнейшие факторы, определяющие выбор профессии у школьников. К ним он относит: позицию старших членов семьи, пози­цию значимых сверстников, педагогов, личные планы профессионального развития учащегося, осознанное построение перспектив личного профессионального развития, уровень притязаний учащегося, информиро­ванность учащегося о возможностях своего профессио­нального будущего, склонности к тем или иным видам профессиональной деятельности.

Интересно мнение Ш. Тешабоевой, которая определила факторы, влияющие на повышение уровня сформированности продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии .

Н.С. Пряжников в качестве основы вы­бора профессии рассматривают «Я-концепцию» лич­ности как относительно целостное образование, по­степенно изменяющееся по мере взросления человека.

Дети шести — семи лет, а иногда и более младшего возраста уже могут назвать ту или иную профессию, которая им в дан­ный момент нравится. Обычно — профессия вра­ча, учителя, воспитателя и т.д. или профессия своих родителей. Причиной тому является непосредствен­ное проявление интереса ребенка к своему окруже­нию. Для младшего школьника характерен высокий уровень любознательности, учитель, взрослые пользуются у него большим авторитетом. Младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Он с желанием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. В 10-12 лет ребята часто четко представляют, кем они будут работать. Здесь сказывается отсутствие жизненного опыта, а также незначительная потребность в самореализации. У детей в 14-15 лет выбор своей будущей профессии вызывает гораздо больше затруднений, сомнений.

Таким образом, школьники в процессе выбора профессии подвержены влияниям со стороны внешних факторов, к числу которых следует отнести семью, школу, социальные стереотипы, уровень оплаты труда и престижность профессии, а также средства массовой информации. Учитель должен отбирать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахметова Я.М. Самооценка старшеклассниками индивидуально-личностных качеств при выборе профессии // Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 239-242.

  2. Борисова Е.А. Функции Я-концепции в выборе профессии старшеклассниками // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12-2. С. 22-26.

  3. Зотова Н.Н. Происхождение ошибок старшеклассников при выборе профессии и возможность их профилактики // Вестник Московского университета.

    2010. № 2. С. 102-110.

  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. С. 231-233.

  5. Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-66.

  6. Позднякова Е.В. Анализ представлений о будущей профессии у школьников и студентов медицинского университета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-6. № 73-74.

  7. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии, 1996. С. 15-16.

  8. Тешабоева Ш. Проблемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-2. С. 13-15.

  9. Федорова Л.Д. Профессиональное самоопределение школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3. С. 19-23.

Выбор будущей профессии – важный и ответственный вопрос, который возникает у каждого выпускника школы. От того, насколько верно будет выбрана профессия, зависит и то, как сложится ваша дальнейшая жизнь.

По выводам психологов, люди, занимающиеся своим любимым делом, ощущают счастье и гармонию в своей жизни. Они успешны, добиваются больших высот в карьерном росте, меньше страдают нервными срывами и практически никогда не болеют простудными заболеваниями. Кроме того, у людей, выбравших «свою» профессию, прекрасно складывается и личная жизнь. Они имеют крепкие семьи, финансовый достаток и уважение окружающих.

ТЕСТ НА ПРОФОРИЕНТАЦИЮ

Очень важно в начале пути правильно расставить приоритеты и определить тот путь, который позволит стать самодостаточным и успешным человеком.

Шаг первый. Определяем нужное направление

Чтобы не ошибиться при выборе будущей профессии, нужно тщательно проанализировать те действия, выполнение которых приносит наибольшее удовлетворение. Любите рисовать? Тогда вам стоит подумать над тем, чтобы стать художником в книжном издательстве, искусствоведом или архитектором. Ваше хобби – разведение аквариумных рыбок? Тогда вы сможете добиться успеха в ихтиологии, рыбной промышленности или вам уготована судьба стать величайшим в истории исследователем морских глубин.

Ответьте на несколько вопросов, которые помогут определить ваши предпочтения:

  1. Что я люблю делать?
  2. Что мне интересно?
  3. Чего я жду от будущей профессии?
  4. Как я вижу свою будущую работу?

Это самые главные определяющие вопросы.

Искренние ответы на них помогут выявить то направление, в котором следует развиваться, то есть они вплотную подводят к самому главному вопросу: как выбрать профессию?

Чтобы не ошибиться в выборе того занятия, которое будет приносить удовлетворение и радость, нужно четко понять и осознать свои желания. Возьмите лист бумаги и напишите на нем все специальности, которые хоть единожды привлекли ваше внимание. Это может быть и космонавт и путешественник и дизайнер, журналист и т.д. Теперь внимательно посмотрите на список и проанализируйте, в какой сфере вы могли бы реализовать это хотя бы частично.

Вспомните моменты, когда вас охватывало чувство гордости и удовлетворения от выполненной работы. С уверенностью можно сказать, что эта работа была вам «по душе». Ответьте на вопросы: Что общего между вашими желаниями и интересами? Выполнение какой работы вызывает в вас чувство радости и желания ее продолжить?

Шаг третий. Исключаем ошибки

Очень часто молодые люди руководствуется не своими личными желаниями и пристрастиями, а советами родных и близких. При выборе своей будущей профессии исключите такие ошибки, как:

Советы родителей.

Конечно, все родители хотят только добра и счастья своим детям. Они желают видеть свое чадо успешным и финансово независимым, потому и навязывают свое мнение. Не соглашайтесь с ними, если это противоречит вашим внутренним убеждениям или интересам. Выбирать свое призвание вы должны самостоятельно! Жизнь ваша – и выбор тоже ваш.

«За компанию».

Немного страшновато вступать во взрослую жизнь в одиночку. Куда легче и веселее с другом. Но не забывайте, что выбор друга – это его личное мнение. А вы, если получите нелюбимую, абсолютно ненужную вам специальность, всю жизнь будете жалеть о том, что не реализовали свою мечту стать инструктором по фитнесу.

Престижность профессии.

Есть специальности, которые считаются «престижными». Они внешне очень привлекательны и создают впечатление легкости и доступности. Но, по закону природы, то, что востребовано сегодня, совсем не обязательно будет востребовано завтра. Ещё несколько лет назад «престижной» была профессия юриста и бухгалтера. Многие ринулись получать «нужную» профессию и сейчас довольно много работающих не по специальности юристов и бухгалтеров.

Хочу быть, как ..

Еще одна распространенная ошибка – получить профессию, как у человека, которым восхищаешься. Но там, где ваш кумир достиг высот, вы, вполне вероятно, так и останетесь у подножья. Не нужно быть похожим на какого-то, пусть другие будут похожи на вас.

Это самые распространенные ошибки при выборе будущей профессии. Обязательно задайте себе вопросы:

Это действительно мое желание?
Что мной движет при выборе именно этой специальности?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *