Как развивать ребенка?

Как развивать ребенка?

3. Что влияет на развитие речи

Факторы, влияющие на развитие речи

Первые слова ребёнок произносит в конце первого года жизни. Как правило, у девочек 11-12 месяцев в активном словаре имеется около 10 слов. К мальчикам первые слова приходят несколько позже — в речевом развитии девочки опережают мальчиков примерно на 3 — 4 месяца. Но тот или иной период в развитии речи может наступить в разное время. Уровень физического развития ребёнка, состояние его нервной системы, влияние языковой среды — всё это либо стимулирует, либо тормозит формирование его речи.

Слуховое внимание
Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все виды слуховой чувствительности. Звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.

В раннем возрасте необходимо озаботиться развитием слухового внимания ребёнка. Начиная с 6 — 7 месяцев он должен определять направление звука (колокольчика, погремушки). Нужно продемонстрировать малышу, как они звучат, а затем он должен это повторил,. Обязательно нужно давать ребенку слушать музыку. Уже в период гуления, услышав музыку, он оживляется, начинает «подпевать», стучит ручками, ножками. В конце первого года жизни ребёнок правильно реагирует на многие обращённые к нему слова. Когда говорят: «Покажи носик», «Сделай ладушки», «Где мама?» — малыш показывает нос, хлопает в ладоши, ищет глазами маму.

Он чувствителен к интонации, адекватно реагирует на вопросы и восклицания, на строгий тон и похвалу. Взрослые должны следить за своей речью, за правильностью и чёткостью в произношении звуков, за ритмом и темпом речи, так как они дают материал для подражания.

Моторное развитие
Языковое развитие ребёнка нельзя отделить от его моторного развития. Между ними существует очень сильная связь. Поэтому для хорошего языкового развития малыш нуждается в таких играх, которые включали бы нагрузку для всех пяти органов чувств и всех мускулов тела.

При этом надо знать, что ребёнок не сразу начинает контролировать движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это. Движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем движения крутых мускулов.

После 6 — ти месяцев необходимо обратить особое внимание на артикуляционную моторику. Например, ребёнок улыбается — активизируются мышцы губ. Чем раньше ребёнок научится щёлкать языком, присасывая язык к нёбу, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, л, р).
Уровень развития речи находится также в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому уже с 4 — 5 месяцев необходимо уделять внимание тренировкам пальцев рук (массажу кистей рук, каждого пальца, каждой фаланги). Разминать и поглаживать в течение 2 — 3 минут ежедневно. А с 10 месяцев подключают и активные упражнения для пальцев рук: малыши должны катать небольшие мячи, играть кубиками, пирамидками, учиться перекладывать некрупные предметы из одной кучки в другую.

Как можно раньше необходимо приучать ребёнка к самостоятельности. Замечено, что дети, которые, как говорится, «могут обслуживать себя сами», меньше картавяг и сюсюкают, быстрее переходят к предложениям. Это и понятно, ведь такие «упражнения», как действия с ложкой, расстёгивание пуговиц и т. п., отлично развивают мелкую моторику кисти.

Вот список основных сенсомоторных навыков, которыми обладает хорошо развитый ребёнок в возрасте приблизительно 3-х лет:

  • он хорошо ощущает своё положение в пространстве и по отношению к другим предметам; у него хорошая координация движений;
  • он понимает отношения в пространстве: далеко — близко, назад — вперёд;
  • у него хорошая осанка и чувство равновесия;
  • он может и любит делать разные ритмичные движения, любит танцевать;
  • он может опознать многие предметы на ощупь;
  • знает разницу между «горячо», «холодно», «тепло»;
  • понимает, что существуют разные цвета, формы предметов, разные звуки и фактуры поверхностей;
  • может подобрать разные вещи по сходству;
  • у него сформировалась координация «глаз — рука»;
  • ему знакомы такие понятия: длинный — короткий, маленький — большой, высокий — низкий, широкий — узкий, вверху — внизу, твёрдый — мягкий;
  • он различает запахи; узнаёт различные звуки.

Такому ребёнку не страшны никакие задержки речи. Он хорошо развивается и со временем будет прекрасно говорить.

Интеллектуальный рост
Конечно, на речь ребёнка всегда влияет его интеллектуальный рост. На бытовом уровне мы понимаем это так: глупый ребёнок говорит плохо, умный — хорошо. Однако, многие родители часто думают, что наши дети глупее, чем они есть, когда принимают за речевые ошибки те высказывания, которые просто отражают иной, чем у взрослых, взгляд на мир, свои мысли по поводу слов, свои ассоциации.

Как часто родители в таких случаях торопятся исправить ошибки в речи малыша, вместо того, чтобы дать ему подумать, и тем самым лишают его возможности развиваться. «Каждый раз, когда взрослый с высоты своих позиций учит ребёнка толу, что он мог бы открыть для себя сам, он лишает малыша возможности понять это явление до конца».(Ж. Пиаже. Речь и мышление ребёнка.)

Эмоциональное развитие
Умение говорить тесно связано у ребёнка и с эмоциональным развитием. Эмоциональные контакты со взрослым оказывают стимулирующие влияние на становление речевой функции благодаря тому, что вызывают у ребёнка желание говорить так. как говорит взрослый.

Дети, которые хорошо относятся к себе, чувствуют свою значимость для окружающих, защищённость, эмоциональную связь с родителями, всегда хорошо говорят. А вот детям, которые пережили много огорчений, болезней и стрессов, бывает трудно научиться говорить.

Задержку в речевом развитии может вызвать и смена привычной обстановки, например, переезд из дома в дом или разлука с человеком, который раньше ухаживал за малышом. Далее слишком жёсткое приучение к горшку и к опрятности может сделать окружающий мир неуютным для малыша. Он будет бороться с этим миром своим нежеланием говорить.

Общение
Но главным фактором, определяющим речевое развитие ребёнка, является его желание и умение общаться с людьми. Ведь речь существует не только для того, чтобы выразить мысли и эмоции, но и просто, чтобы поддержать приятный разговор. И об этом знают уже самые маленькие дети.

Часто можно наблюдать, как малыш, который едва освоил первые слова, уже заводит на улице «светский разговор» с другим ребёнком или взрослым человеком. Конечно, нет сомнений в том, что такой ребёнок будет хорошо развиваться в языковом отношении: у него есть желание высказаться и он может уже на своём уровне пообщаться с другими людьми. Сформировать этот навык ему поможет только пример родителей: их реакции и поведение при разговоре.

Чем больше родители занимаются с детьми, чем больше развивающих игр они используют, а также обращают внимание ребёнка на окружающие предметы, подробно рассказывают о них, тем больше новых слов запоминает ребёнок, а следовательно развивается его речевая функция.

Становление речевых навыков – важная задача в формировании личности в первые годы жизни малыша. Этот процесс зависит от множества факторов: пола, возраста, социальной среды, деятельности головного мозга. Большинство ученых сходятся во мнении, что изучение языка зависит от совместного воздействия различных механизмов: от врожденных, которыми располагает ребенок, до практических мер. Многочисленные исследования показали положительную корреляцию между разговорами матери в последние месяцы беременности и определенным поведением, реакцией на звуковые раздражители со стороны новорожденного.

Разновидности нарушений

  1. Определить задержку и различные нарушения речи важно на раннем этапе. С этой целью лучше обратиться к опытному специалисту – детскому неврологу или логопеду. Существует много причин, почему малыш не разговаривает. В таком случае, важно вовремя определить проблему.

Среди расстройств выделяют дизартрию, дисфонию, заикание, специфические расстройства артикуляции.

К одной из основных причин в задержке речи у малышей можно отнести невостребованность: когда с ним просто мало разговаривают, а бывает и наоборот – пытаются угадывать его желания. В таком случае, у него отсутствует реакция и необходимость отклика на эмоции и слова родителей. Так же к причинам в отставании относят различные дисфункции мозга, а также генетические заболевания.

    К наиболее частым видам нарушений у детей относят:

  • дислалию – нарушения в произношении определенных звуков. Такой дефект можно устранить, обратившись к опытному логопеду.

    Специалист скорректирует развитие речи, игры и упражнения помогут изменить произношение.

  • отклонение от норм в строении артикуляционного аппарата.
    Характеризуется нарушение искажением в произношении ряда слов. Малыш в таком случае говорит что-то несуразное и непонятное, не может произнести слова четко, чтобы его поняли. Родителям необходимо обратится к опытному отоларингологу, который поможет справиться с проблемой.
  • дизартрия — следствие нарушения периферического речевого аппарата. В таком состоянии малышу трудно произносить ряд звуков. Могут быть обнаружены дефекты в ритме, темпе, мелодики и громкости голоса. Подобное состояние может сопровождать другими заболеваниями (ДЦП или дисфункциями головного мозга).

    Если в один год и шесть месяцев он не разговаривает, родителям следует обратиться к специалистам – неврологу, логопеду. Так как это может говорить о поражении ряда речевых каналов головного мозга, а также вызвать в будущем сложности в обучении, освоении предметов школьной программы.

    За последние десять-пятнадцать лет ученые, врачи сделали очень многое, чтобы научиться выявлять патологии на ранних этапах. Можно с уверенностью сказать, что если в возрасте двух лет у ребенка скудный словарный запас, он не разговаривает, тогда необходим определенный контроль. Желательно каждые три-четыре месяца, который поможет выявить уровень.

    Возрастные нарушения можно подразделить на следующие условные группы:

  • с нуля до четырех месяцев малыш не реагирует на обращение родителей и других людей (через плач, улыбки и т.д.);
  • с восьми до двенадцати месяцев — не выговаривает и не может произнести буквы (на-на-на, ба-ба-ба), в таком случае необходимо начать выполнять упражнения для развития речи у детей;
  • с двенадцати месяцев до полугода – отсутствие реакции на слова и обращения;
  • с полутора до двух лет – не составляет предложения из простых слов, отсутствует реакция на просьбы родителей, взрослых;

Ребенок в возрасте 3,5 до 4,5 должен иметь хороший словарный запас и уметь лексически грамотно составлять предложения полные и структурированные, правильно произносит звуки без искажений.

Если малыш не разговаривает или произносит отдельные слова, родители должны внимательно понаблюдать за малышом. Особое внимание необходимо обратить на поведение, играет ли он со своими сверстниками, ищет ли общения? Особенно важно развитие речи у детей дошкольного возраста, так как чем ближе к школе, тем хуже может быть ситуация.

1Только с помощью наблюдений за малышом можно сделать вывод о нарушениях, например, об аутизме или других психических отклонениях.

2Вторым важным этапом может стать обследование у специалиста – логопеда, невролога, психолога.

3Третий этап – выявление проблем со способностью слышать. Случается и такое, что для многих мам и пап оказывается новостью тот факт, что малыш плохо слышит.

В случае обнаружения специалистами причин проблем, необходимо следовать указаниям логопеда, делать упражнения для речи ребенка или начать лечение.

Иногда для лечения доктор может назначить определенные препараты. Такие лекарственные средства оказывают положительное воздействие на функцию головного мозга, улучшают процесс обучения и память. Но родители должны помнить главное: выписывать и назначать лекарственные препараты должен доктор!

Советы и упражнения по развитию речи детей 5-6 лет

  1. Если же у малыша не выявлено никаких проблем, достаточно с ним заниматься, выполнять задания по стимулированию произношения новых слов. Полезными, по словам экспертов, в этом случае являются следующие занятия: чтение книг, сказок с множеством иллюстраций.

В этом помогут различные скороговорки. Взрослым нужно быть терпеливыми и творчески настроенными, чтобы суметь проделать эту серьезную работу. Как правило, ребенку трудно сосредоточиться, и непонятно, почему все эти упражнения нужно выполнять.

  1. Логопедические упражнения помогают развить речь у ребенка. Занятия могут носить спонтанный характер. В таком случае он не заметит, как пролетит время, будет радоваться и смеяться. Положительные эмоции улучшают усвоению материала и стимулируют к дальнейшему усвоению материала.

Не рекомендуется просить повторять слова с единственной целью сделать его произношение совершенным. Этого не стоит так же делать, чтобы улучшить его языковые навыки. Скорее всего, такой способ воспитания окажется нежелательным и может спровоцировать обратный механизм – капризы и нежелание выполнять задания.

Родителям не стоит избегать выполнять упражнения и занятия с ребенком для развития речи. Только заботливое отношение и внимание помогут исправить все дефекты речи.

  1. Терапия и необходимость выполнять занятия – выглядят на первый взгляд серьезно, однако все сводится к формированию моторики пальцев рук, артикуляции (для языка и губ), повторение стихов, пополнению словарного запаса. Очень хорошо помогает в этом эмоциональное общение с мамой и папой, освоение мелкой моторики. Помимо этого, игры можно разнообразить дыхательными упражнениями.

Таким образом, речевое развитие – это целенаправленный и планомерный процесс воспитания. Начните заниматься с любимым чадо всего по две минуты в день и через пару сеансов увеличивайте время до двадцати минут. Если вам удастся его заинтересовать, тренировки пройдут незаметно, а эффект от них будет ощутимым. Лучше всего организовать дружественную атмосферу игры, выбрав для этого подходящее время. Всегда верьте в свое любимое чадо и всегда демонстрируйте ему, как вы рады его успехам и как вы его поддерживаете!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *