Как писать сочинения

Как писать сочинения

17 полезных советов к заданию C5 в ЕГЭ по литературе.
1. Прочитайте внимательно все темы сочинений. Подумайте, в какой из них вы лучше сможете выразить свои мысли.
2. После того как выбрали тему, подумайте, что и как вы будете писать. Попробуйте подобрать эпиграф (наличие эпиграфа считается необязательным).
3.

Поразмышляйте:
а) какие аспекты проблемы могут быть затронуты в вашей работе;
б) какие вопросы могут быть сформулированы и как вы на них ответите;
в) какие доказательства приведете.
4. Возьмите черновик и составьте план, нарисуйте схему, включите в нее свои предварительные идеи.
5. Подумайте, как вы сможете подтвердить свои мысли:
а) цитаты из текста (они должны быть не более 2-3 предложений; если больше, подумайте, как сократить). Цитаты должны подтверждать ваши мысли, а не повторять их;
б) ссылки на эпизоды (подумайте, какие именно и как их ввести);
в) анализ текста (решите, что именно в тексте понадобится для доказательства вашей точки зрения).
6. Решите, в каком стиле будете писать (всегда важна ваша, авторская позиция).
7. Подумайте сразу о вступлении и заключении ( очень хорошо, если вступление и заключение замкнутся в кольцо: формально ( одни и те же слова) или идейно (одна и та же мысль). Это легко получается, если вначале хорошо продумана вся работа, особенно вступление и заключение.
8. Еще раз прочитайте тему сочинения. Соотнесите ее с тем, что задумали писать.
9. Напишите вступление.
10. Попробуйте мысленно зачеркнуть первые 2-3 предложения. Если без них стало лучше, зачеркните их.
11. Если трудно начать со вступления, попробуйте начать с главного, оставив место для вступления. Можно попробовать поразмышлять, какие факторы затрудняют подход к теме (доказательства от противного).
12. Перечитайте начало основной части, посмотрите, соответствует ли оно теме. Продолжите работу.
13. Перед тем как писать заключение, перечитайте работу. Карандашом на полях отметьте свои главные мысли. В заключении можно повторить эти мысли другими словами.
14. Подумайте, не расходятся ли ваши мысли с объективным содержанием текста и авторским замыслом.
15. Внимательно прочитайте работу. Устраните неточности словоупотребления. Исправьте ошибки. Если возможно, сомнительные орфограммы проверьте по словарю.
16. Внимательно отнесись к знакам препинания, особенно выделительным. Мысленно объясните те знаки, в которых сомневаетесь.
17. Учтите, что эпиграф (если он есть в вашем сочинении) пишется без кавычек, фамилия автора в эпиграфе без скобок, после нее точка не ставится. Стихи «в столбик» цитируются без кавычек.

«ЕГЭ портал» рекомендует:

Как писать сочинение-рассуждение

Начнём с определений, что же такое «рассуждение»:

  • умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
  • один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
  • функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание – придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).

Итак, рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис — утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

Схема сочинения-рассуждения

1. Вступление.
2.

Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.

Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения – три.

В роли аргументов могут выступать:

  • исторические факты;
  • статистические данные;
  • эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
  • пословицы и поговорки, афоризмы;
  • мнения авторитетных людей…

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.

Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом…

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, …

В этом легко убедиться, обратившись к…

Например…

Допустим…

По свидетельству (кого-либо)…

Предположим…

Так как; потому что…

Во-первых, во-вторых и т.д.

В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.

Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно…

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

  • основной тезис соответствует теме сочинения,
  • отобранные доказательства достаточно весомы,
  • между частями сочинения тесная логическая связь,
  • выводы четко сформулированы.

Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

  1. Алиев Г. Учимся рассуждать : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа : прил. к газ. «Первое сент.». — 2001. — № 30.
  2. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  3. Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
  4. Статья «Рассуждение» в «Стилистическом словаре русского языка».

— Как красиво писать сочинения?

— Узнай на StudentsHelper.ru(с)

Как правильно писать сочинение. Основные части сочинения

Давайте попробуем разобрать написание сочинения на конкретном примере. Мы будем придерживаться трех (классических) основных частей: Введение; содержание; заключение.

Вводная часть сочинения знакомит читателя с темой эссе и приводит к раскрытию основных аспектов работы. Вы можете описать название темы сочинения, раскрыть сущность названия, задать вопрос, ответ на который будет раскрыт в основной части и обобщен в заключении. Написание эссе может начинаться с любой цитаты, риторического вопроса, проблемной проблемы, типичной ситуации, общей информации о проблеме, раскрытой в эссе, ссылок на мнение авторитетного источника, создания особого эмоционального настроя, относящегося к конкретным фактам авторской биография и т. д. Необходимо привести читателя к формулировке проблемы.

Обязательно используйте слово «вопрос» или «проблема» в тексте. Проблема должна полностью охватывать материал, рассматриваемый в работе. При поднятии проблемы вы можете использовать самые распространенные фразы клише: «автор поднимает проблему и так далее..»

Предположим, мы пишем эссе о «Природе Родины». Опишите во введении ее прекрасную природу и почему красота природы родины послужила темой сочинения. Если эссе на тему различных времен года, объясните, почему именно рассматриваемое время года было выбрано в качестве предмета сочинения, что именно этот период значит для вас, что привлекает и, возможно, вызывает особые чувства к вашему любимому сезону в году.

Это основная, самая важная часть работы, она раскрывает тему, поясняет суть сочинения. Покажите в ней свое видение природы, как другие писатели видят в природу в художественной литературе. Избегайте простого пересказа, попробуйте описать самые яркие впечатления, которые природа оставляет у вас.

Для большей ясности попробуйте мысленно пройтись по любимым местам вашего родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, описать что вы видите вокруг, как вы представляете природу и как природа важна для вас. Раскрытие темы сочинения читателю является основной задачей содержательной части вашей работы.

Заключительная часть

Заключительная часть сочинения обобщает всю работу, подводит ее итог, в ней делаются выводы по теме работы. Заключительная часть не должна быть большой, но важно, чтобы она была полной. В заключительном параграфе вы можете сгладить все недостатки вашего сочинения, уверенная заключительная часть сочинения всегда расставляет все по полочкам.

Различные виды сочинений

Видов сочинений великое множество, здесь мы лишь вкратце опишем особенности написания некоторых из них. В любом случае, основные правила написания различных видов сочинений остаются неизменными.

Сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение всегда направлено на то, чтобы убедить читателя в чем-либо, изменить или закрепить его мнение по конкретной проблеме (если мнение автора и читателя совпадает). Поэтому, основой рассуждений, его ядром становится четко сформулированная, понятная и оправданная с разных точек зрения одна основная мысль. Первый шаг: четко и полностью сформулируйте идею, которую вы хотите доказать. Вы можете проверить успех этого шага следующим образом. Прочтите формулировку нескольким людям: если у них нет вопросов о вашей позиции (возражения по сути вопроса не принимаются во внимание), тогда формулировка хороша. Теперь мы можем приступить к написанию сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это: -тезис (это идея, суждение, позиция, которую вы сформулировали и которую вы докажете); -аргументы (каждый из них должен служить визуальным, совершенным и, следовательно, убедительным доказательством ваших мыслей); — вывод, который, по существу, повторяет тезис, но выводит его на новый уровень с широкими обобщениями, прогнозами, рекомендациями и т. д. Необязательная, но желательная часть — это краткое введение, задача которого — вовлечь читателя в диалог, определить сущность и актуальность проблемы.

Как писать сочинения в форме мини-эссе

Мини-эссе — это литературный жанр, основанный на ассоциативном мышлении. Оно представляет собой небольшое сочинение со свободной композицией, выражающее впечатления о конкретном предмете. В художественной литературе эссе часто имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, событий. Главная особенность эссе — свободное представление мыслей и чувств, ответ на вопрос, поставленный в довольно небольшом объеме текста. Этот жанр особенно популярен в последнее время. Сегодня, эссе часто предлагается как задание по различным предметам, во время поступления в университет, а так же может являться частью резюме при поступлении на работу. Написание эссе чрезвычайно полезно, поэтому каждый должен знать, как писать такие мини-композиции. Обратите внимание на объем эссе. Он должен занимать не более семи страниц печатного текста и должно ответить только на один вопрос. Подчеркните доверительный стиль общения с читателем. Пусть повествование будет непринужденным. Попытайтесь удивить читателя, размышляя над каким-то афористическим заявлением. Не используйте в эссе сленг легкомысленные тона. В то же время не используйте сложные фразы, чтобы сделать текст понятным для любого читателя.

Как написать сочинение о картине художника

Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета работы. Важно обратить внимание на каждую деталь для полной презентации действия, сюжета или пейзажа: что художник хотел показать на картинке.

Как подготовить сообщение по заданной теме

Сообщение представляет собой резюме, подробное описание объекта. В этом случае всегда есть четкая тема, и художественная составляющая работы полностью отсутствует.

Как писать сочинение по лингвистической теме

Такие произведения связаны с языком и имеют форму рассуждений, раскрывая смысл определенного высказывания известного человека, например «Многие русские слова сами испускают поэзию» К. Паустовского.

Как написать сочинение-сравнение литературных героев

В сочинениях по литературным произведениям вам часто приходится прибегать к написанию сравнительного описания персонажей книг. Часто в этой роли сравнения находятся главные герои, обычно два с разными характеристиками, это может быть характер, возраст, социальный статус и т.д. Поэтому, важно не только охарактеризовать каждого героя, но и иметь возможность сравнивать их в рамках описанной проблемы и задачи.

Понравилась статья о том как правильно и красиво писать сочинения и эссе? Отлично! Тогда Вам не помешает почитать следующие статьи: Как написать дипломную работу за неделю и Оформляем титульный лист по ГОСТ. По каким-то причинам самостоятельно написать эссе не получается? Тогда Вы можете обратиться к нам и мы обязательно Вам поможем.

Здесь есть информацию о нас. А вот здесь можно заказать написание сочинения онлайн.

— Пишем сочинения сами.

Требования к оформлению сочинений

1. Тема сочинения записывается без кавычек. Исключения составляют те

темы, названия которых представляют собой цитату.

Эпиграф записывается в правой стороне листа, в кавычки не заключается.

Фамилия автора строк, взятых эпиграфом, записывается строкой ниже и не

заключается в скобки. Если автор сочинения хочет назвать ещё и

произведение, из которого взят эпиграф, то это название следует писать

в кавычках в той же строке, что и фамилию автора, поставив после

фамилии запятую.

3. Слово План пишется после эпиграфа, если таковой имеется, или же сразу

после темы, посередине строки. После слова План ставится точка.

4. План состоит из трех частей: Вступления, основной части и заключения,

которые обозначаются римскими цифрами. После римских цифр ни точка, ни

скобка не ставятся. Основная часть должна быть развёрнута, то есть

содержать не менее трёх пунктов, обозначенных арабскими цифрами (без

скобок), после которых ставится точка. Пункты основной части (один,

два или все) также могут быть развёрнуты, то есть подпункты,

обозначенные буквами, после которых ставится скобка (не менее двух

подпунктов). Если сочинение большое по объёму, то развёрнутыми в плане

могут быть и вступление, и заключение.

5. при переносе формулировки частей сочинения, пунктов или подпунктов на

следующую строку место под римскими, арабскими цифрами, буквами

остаётся свободным.

6. после формулировки любой из частей сочинения ставится точка. Следующая

формулировка пишется с заглавной буквы. Так же расставляются знаки

препинания и при написании формулировок пунктов основной части

вступления, заключения, не имеющих подпунктов. Если же пункт (пункты)

имеет подпункты, то после формулировки такого пункта ставится

двоеточие, а после формулировок подпунктов – точка с запятой.

Формулировки подпунктов в этом случае пишутся со строчной буквы.

После формулировки последнего подпункта ставится точка, и формулировка

следующего пункта или следующей части начинается с заглавной буквы.

7. формулировки частей сочинения, пунктов должны нести максимум

информации, которую можно заключить в короткой фразе, потому в плане

недопустимы формулировки типа «Стихотворение С. Торайгырова «Сухое

дерево»», «образ Плюшкина», т. к. они расплывчаты, и скорее

представляют собой тему сочинения, а не пункт плана. Исходя из замысла

сочинения, следует сделать формулировки более ёмкими, например:

«Размышления Торайгырова о бренности бытия в стихотворении «Сухое

дерево»», «Образ Плюшкина – страшная карикатура на собственника»

8. в формулировках плана недопустимы глаголы в любой форме, кроме формы

инфинитива.

9. Нежелательны в формулировках плана вопросительные предложения.

10. Если автор составляет цитатный план или использует цитаты в некоторых

формулировках, то следует цитату заключить в кавычки, а фамилию

автора записать в конце цитаты и заключить её в скобки.

11. в соответствии с планом в сочинении должны быть выделены абзацы.

12. сочинение пишется после плана красной строки.

13. даты в сочинении следует писать цифрами: век – римскими, год, число –

арабскими, любые другие числительные рекомендуется писать прописью.

Записывать век арабскими цифрами не следует, хотя такая запись не

является поводом для снижения отметки за сочинение.

14. при оформлении цитат следует руководствоваться пунктуационными

правилами, изложенными в учебнике русского языка, поэтические цитаты,

в которых сохраняется стихотворная строка, записываются по средине

листа и без кавычек.

15. сочинение должно быть написано аккуратно, разборчиво.

Пишем сочинение. С чего начинать?

Среди множества разнообразных контрольных, тестов и экзаменов, сочинение имеет некоторую особенность. Если сдается физика, химия или математика, то здесь важны лишь точные и правильные ответы. А сочинение подразумевает рассуждение, высказывание мнений и открывает стилистику повествования, присущую автору. Проверяя такую экзаменационную работу, преподаватели имеют возможность составить психологический портрет человека, выполнившего письменную работу, его умение рассуждать и мыслить.


Как же успеть написать сочинение за отведенное время, соблюдая необходимую структуру работы, при этом постараться в достаточной степени раскрыть тему и не наделать всякого рода ошибок?

Для этого вам нужно иметь четкий план работы. Разберемся во всем по порядку.

Обычно, для написания сочинения отводится четыре часа. Чтобы все сделать вовремя, вам необходимо научиться выполнять подобную работу часа за три, так у вас будет запас времени для обдумывания выбора темы, а по окончанию работы — время для проверки. Так, предстоящие четыре часа, вам следует разделить на несколько этапов:

  • Первые 30 минут – выбор темы, обдумывание материала;
  • Следующие 30-40 минут — составление плана, «наброска» основных тезисов;
  • Далее 1,5-2 часа – основная часть, работа с черновиком;
  • Последние 60-80 минут — переписываем в чистовик и проверяем, проверяем, проверяем (у вас для проверки специально запланировано время – не пренебрегайте этим!)

Составление плана

После того как вы определились с темой сочинения, подумайте немного о том материале, на основании которого вы будете писать работу. Если проводится анализ одного произведения, то вам нужно вспомнить главных героев, основной сюжет, самые яркие сцены и эпизоды. В случае, когда тема охватывает определенный период творчества писателя, вам необходимо будет вспомнить его биографию, исторические детали данной эпохи, некоторые произведения и их героев. Конспектируйте свои мысли: имена, даты, основные тезисы, критические высказывание. Затем, имея перед глазами исписанный лист, вы сможете составить хороший план, который гарантирует вам половину успеха в написании работы.

Существуют несколько правил составления плана:

  1. Четко формулируйте фразы и предложения. План представляет собой очень сжатое содержание письменной работы, поэтому должен отображать основные мысли и идеи сочинения.
  2. Обычно, на каждый маленький подпункт плана, в сочинении должно приходиться около четырех-пяти предложений. Поэтому, чем подробнее и яснее будут пункты вашего плана, тем полнее будет раскрыта тема сочинения.
  3. Запомните аксиому: объем двух частей (введения и заключения) вместе должно составлять не более трети всего сочинения.

Введение

Многие согласятся, что в любом деле самое трудное – это начало. Так вот, сочинение начинается с введение. Известно несколько вариантов его написание. Например:

  • Аналитический. Обычно, заключается в анализе основного понятия темы сочинения. Имеет свою положительную сторону – представляет автора работы как человека, умеющего грамотно и критически рассуждать.
  • Характеристика рассматриваемого произведения. Если тема сочинения предполагает анализ определенного образа или сюжета, созданного писателем, то правильнее будет начать с общей характеристики произведения, его роли и значимости в литературе.
  • Введение историческое. Представляет собой описание эпохи, социальных, политических и культурных составляющих. Это довольно часто встречающийся вариант написание введения. Постарайтесь избежать «штампов», чтобы ваша работа была интересной и индивидуальной.
  • «Лирическое». И в литературе используется часто, и для сочинения является универсальным средством. Заключается этот способ в увязывании темы сочинения и жизненного опыта. Обычно начинается словами: «Однажды со мной произошел такой случай….».
  • Перекличка с современностью. При таком варианте, сочинение начинают так: «В наше время, когда большое значение имеет…». Выбрав такое начало, особенно важно следить за тем, чтобы не потерять основную мысль работы и не оказаться «современным беспринципным критиком».

Вступительная часть должна быть минимальной и составлять не более четырех — пяти предложений. Не делайте его громоздким, чтобы не отвлечься от основной цели. Необходимо лишь «задать тон» будущего сочинения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *