Как не осуждать людей

Как не осуждать людей

Как перестать сплетничать: 10 советов

Человек живет в социальной среде и на протяжении всей своей жизни бесконечно взаимодействуют с другими. Поэтому человеческой природе свойственно обсуждать других людей, сравнивать себя с ними и учитывать чужое мнение. Когда мы слышим животрепещущую историю о ком-либо из наших знакомых, нам подсознательно сразу хочется поделиться ею с близким другом или членом семьи. И мне очень стыдно признавать, что и я поступала подобным образом.

Все мы прекрасно знаем, что сплетничать – это большой грех и нам не следует этим заниматься. Но в реальности же оказывается так, что мы делаем это подсознательно, не осознавая, где начинаются границы сплетни.

Что представляет собой сплетня и где она начинается? Пророк (мир ему) говорил: «Гыйба (сплетня) – это то, что вы говорите за спиной своего брата из того, что ему не нравится».

Один из сподвижников спросил: «А если то, что я говорю о нем, правда?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если то, что ты о нем говоришь, в нем присутствует, то это гыйба, а если в нем этого нет, то это клевета».

Распространение сплетен о людях подобно уничтожению человека за его спиной. В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (Коран 49: 12).

Многие оправдывают сплетни тем, что то, что они говорят – это правда. Когда человек постоянно оправдывает себя подобным образом, он продолжает распространять слухи о других. Даже если человек знает о другом что-то нехорошее, мусульманину не подобает обострять ситуацию и портить его репутацию. Истинный мусульманин помолится Всевышнему о человеке, которого считает оступившимся.

Не забывайте о пагубности греха распространения сплетен, эти советы помогут вам избегать его в вашей жизни:

  1. Примите твердое убеждение сдерживать себя от сплетен. Это касается и выслушивания сплетен и распространения их. Как только разговор может зайти в обсуждение кого-нибудь, старайтесь менять тему разговора. Возможно, ваш собеседник мог бы поделится с вами животрепещущим рассказом, не забывайте о последствиях, берегите себя и вашего собеседника от греха сплетен.
  2. Если вы замечаете, что часто жалуетесь или негативно отзываетесь своим близким о каком-либо конкретном человеке, то сведите на нет общение с ним. Он не виноват, что он вам не нравится и не должен терпеть ваш негатив, выливаемый на окружающих. Если вам предоставляется трудным не говорить об этом человеке, лучше оградить его от себя и от своих сплетен.
  3. Если вам приходиться говорить о ком-либо в его отсутствие, говорите о нем только хорошее.
  4. Меняйте тему разговора, когда дело доходит до рассказа о каком-либо конкретном человеке. Если ваша попытка безуспешна, уходите от такого разговора.
  5. Наверное, у каждого человека есть такой знакомый, у которого только самые последние слухи, которыми он хочет делиться со всеми. Если он распространяет слухи обо всех, то с большой вероятностью можно сказать, что он делает это и за вашей спиной. Избегайте таких людей, не затягивайтесь в эту бездну бесконечных сплетен и не становитесь звеном в цепи их распространения.
  6. Бывают ситуации, когда нам очень хочется поделиться своими мыслями и переживаниями, связанными с другими людьми. Записывайте свои переживания на бумаге или в ноутбук. Так вы выплеснете эмоции, и никто при этом не пострадает.
  7. Если вы оказались в разговоре, где обсуждают какого-то человека, постарайтесь сказать о нем что-тохорошее, привести довод, почему он мог так поступить. Если вам нечего сказать в его защиту, то лучше ничего не говорить.
  8. Старайтесь находить позитивные моменты, когда кто-либо начинает сплетничать о других. Например, если ваша подруга рассказала вам, что ваши общие знакомые женятся, едва будучи знакомыми, и, наверное, они что-то скрывают, скажите: «АльхамдулилЛах, что у них все хорошо».
  9. Не забывайте, что сплетни характеризуют вас не лучшим образом. Люди могут стоять и слушать, полные интереса, но перестать вас уважать. Не желая, чтобы вы и их обсуждали за спиной, они перестанут вам доверять.
  10. Социальные медиа являются неотъемлемой частью нашей жизни и не стоит забывать о том, что распространение сплетен в интернете тоже грех.

И наконец, представьте себя на месте человека, о котором сплетничают. Вы не знаете всего, не знаете, почему он так поступил, возможно, у него были на то причины, а вы так легко его осуждаете. Как бы вы чувствовали себя, если бы знали, что вас осуждают за вашей же спиной?

  • 1 апреля
  • 1 сентября
  • 90е
  • airbnb
  • hr
  • Аврора
  • Алексей Кортнев
  • Алексей Ягудин
  • Андрей Панин
  • Афоня
  • Бортник
  • Боярский
  • Брежнева
  • Валдис Пельш
  • Виталий Соломин
  • Волга
  • Гармаш
  • Гришаева
  • Данелия
  • Диана Арбенина
  • Дибров
  • Дюжев
  • Жанна Фриске
  • Зельдин
  • Илона Броневицкая
  • Ирина Безрукова
  • Кондулайнен
  • Кучера
  • Людмила Максакова
  • Мазай
  • Макарские
  • Мариус
  • Мираж
  • Михаил Жванецкий
  • Михаил Светин
  • Наедине со всеми
  • Наташа Королева
  • Немцов
  • Нина Русланова
  • Нина Шацкая
  • Новый год
  • Овсиенко
  • Ольга Аросева
  • Орлов
  • Перенесено из Instagram
  • Погодина
  • Сан-Франциско
  • Сергей Гармаш
  • Стриженовы
  • ТОП
  • Тарзан
  • Толкалина
  • Цюрих
  • ЧСД
  • Шуховская башня
  • Юля Меньшова
  • Яковлева
  • аборт
  • агрессия
  • агрессия учителей
  • азарт
  • акиньшина
  • актер
  • алла занимонец
  • американский офис
  • асмус
  • аттракцион
  • баба-ягодка опять
  • бабкина
  • бабы
  • балуев
  • баня
  • башмет
  • бедность
  • бездетность
  • безотцовщина
  • белая ворона
  • беременность
  • биржа
  • благородство
  • богатство
  • богатый мужик
  • богачи
  • боязнь отношений
  • брак
  • бросил любимый
  • брошенка
  • брутальность
  • бывшая
  • бывший
  • бэкстейдж
  • валить за границу
  • верность
  • взять себя в руки
  • вклады
  • внебрачные дети
  • внешность
  • внутренний ребенок
  • возраст
  • воображение
  • ворчание
  • воспитание
  • враги
  • вранье
  • выжить
  • выслушать
  • гарик-бульдог
  • гармония
  • гормоны
  • гражданский брак
  • грубость
  • гумберт
  • дать совет
  • дать-брать
  • двойки
  • деньги
  • депрессия
  • дети
  • детство
  • догилева
  • должен
  • домогаров
  • достали!
  • дочки-матери
  • дочь
  • драка
  • друг
  • друг детства
  • дружба
  • дружба врозь
  • друзья
  • жалко себя
  • жанна эппле
  • жена
  • женатик
  • женитьба
  • женщина
  • женщины
  • жены
  • жестокость
  • жизнь
  • жираф
  • жулики
  • жулин
  • журналист
  • журналистика
  • журналистика мысли мастер-класс перфекци
  • журналисты
  • заблуждения
  • забота
  • зависимость
  • зависть
  • займись собой
  • заложники
  • замуж
  • заработки
  • зачем жениться
  • защита
  • звездопад
  • звезды
  • злоба
  • злой треп
  • знакомство
  • зона комфорта
  • идеальная женщина
  • из Facebook
  • извинения
  • издевательства
  • измена
  • иллюзия
  • индекст Th
  • иностранцы
  • интервью
  • интим
  • инфляция
  • ирина понаровская
  • как не сплетничать
  • как пережить горе
  • как подцепить парня
  • как придти в себя после праздника
  • как у них
  • как уйти правильно
  • карма
  • коллектив
  • командировки
  • компромат
  • кончаловский
  • королева
  • корпоратив
  • кортнев
  • коэффициент агрессии
  • красота
  • крики
  • критика
  • куценко
  • лабутены
  • лайфлогинг
  • лапуля
  • лечение
  • липницкая
  • литвинова
  • лолита
  • любовник
  • любовница
  • любовный треугольник
  • любовь
  • любовь поздняя
  • любовь прошла
  • любовь-морковь
  • лясы поточить
  • макаревич
  • мама
  • мамочки
  • маразм
  • марина голуб
  • мать
  • мать-дочь
  • мать-одиночка
  • машина времени
  • медицина
  • месть
  • молитвы
  • мордобой
  • мужчина
  • мужчина и женщина
  • мужчина мечты
  • навка
  • найти работу
  • накопительство
  • наслаждение
  • настроение
  • настя мельникова
  • не дает
  • не хочет
  • не хочу замуж
  • невозмутимость
  • недопонимание
  • недостатки
  • ненависть
  • неприличные картинки
  • неприязнь
  • несовершеннолетние
  • несовершенство
  • неудача
  • новый год
  • обаяние
  • оберег
  • обижают ребенка
  • обман
  • обнимашки
  • общение
  • одиночество
  • ожидания
  • оксана федорова
  • окситоцин
  • олигарх
  • олимпиада Сочи
  • он вас не любит
  • он и она
  • он меня бросил
  • онкология
  • опоздание
  • оренбургские пчелки
  • оригинальность
  • осуждение
  • ответственность
  • отношения
  • отпуск
  • охлаждение
  • ошибки
  • ошибки женщин
  • память
  • паника
  • певцов
  • первый рабочий день
  • перевоспитание
  • перезагрузка
  • персеиды
  • пикап
  • писательство
  • пленник
  • плохая мать
  • подарки
  • подростки
  • позор
  • пореветь
  • порядочность
  • последнее интервью
  • потери
  • почему нет мужчины
  • правда
  • правила жизни
  • праздники
  • привязанность
  • принц
  • причины брака
  • провинциалка
  • программа
  • проигрыш
  • проклова
  • прости-прощай
  • профессия репортер
  • прощание
  • прощение
  • прынцы
  • психика
  • психологическая поддержка
  • психология
  • психология детей
  • психология мужчина и женщина
  • психология мужчина и женщина дробыш
  • пьянство
  • работа мечты
  • равнодушие
  • развод
  • разговор
  • разлука
  • разлюбил
  • разочарование
  • разрыв
  • разрыв отношений
  • рак
  • расстаться с бывшим
  • ребенок
  • ревность
  • рената
  • реформы
  • родители
  • рожать для себя
  • розыгрыши
  • романтика
  • российские звезды
  • русская душа
  • русские
  • сажать за аборт
  • самодисциплина
  • самоубийцы
  • самоуверенность
  • сати
  • сауна
  • сафронов
  • сваха
  • свобода
  • секс
  • селебрети
  • сидихин
  • сильная женщина
  • сколько детей у Бориса Немцова
  • скука
  • слабый мужчина
  • слабый пол
  • слезы
  • слова
  • случайный парень
  • смелость
  • смерть
  • собачья жизнь
  • собеседование
  • соблазнение
  • соболезнование
  • совет
  • советское кино
  • советы
  • советы кадровика
  • совместный отдых
  • совок
  • сожаления
  • сорок лет
  • сорокалетняя женщина
  • сотрудники
  • социальные роли
  • социальные сети
  • спартак мишулин
  • сплетни
  • спокойствие
  • спортивная психология
  • ссоры
  • старость
  • статус
  • стереотип
  • страх
  • страхи
  • студентка выбросилась из окна
  • судить
  • счастье
  • сябитова
  • талант
  • танец пчелок
  • тату
  • творческая импотенция
  • телевидение
  • террористы
  • травма
  • трагедия в Отрадном
  • тренинг
  • троллить
  • турчинский
  • тыкать или выкать
  • тюрьма
  • убийство
  • убийство младенца
  • узнать в толпе
  • уменьшительно-ласкательный
  • унижение в школе
  • уныние
  • уродство
  • усыновление
  • учебный год
  • учителя
  • физическая форма
  • флирт
  • фотографии с постельными сценами
  • френды
  • фрилансер
  • фу какая гадость
  • хакамада
  • хамство
  • хандра
  • харламов
  • хвала
  • хвала мужчине
  • хочу замуж
  • хочу ребенка
  • хреново
  • цели жизни
  • человек
  • чувства
  • чудеса
  • чумаков
  • школа
  • школьник-убийца
  • шопинг
  • шутки
  • щедрость
  • эвтаназия
  • эмиграция
  • эмоции
  • энергия
  • юмор

Об осуждении в Церкви говорится очень много. И не только от того, что в нашем мире все всех осуждают, но потому, что это один из самых «лукавых» грехов. Он не является прямым злом для окружающих, — как, например, убийство, воровство или супружеская измена, — но так же разрушителен для внутреннего состояния человека, и от того требует особого внимания.

Заповедь «Не осуждай»

Дословно заповедь про осуждение на самом деле звучит так: «Не судите, да не судимы будете». Она пришла из Нового Завета, и дал ее Иисус Христос.

Чаще эту заповедь понимают в ключе, что ни о ком нельзя думать или говорить плохо (поэтому в «просторечье» ее и переименовали: «не осуждай»). Хотя смысл ее еще глубже: важно вообще не судить никого — ни хорошо, ни плохо. Другими словами, никого никак не оценивать — просто жить и быть, и другие пусть тоже — будут и живут.

Но как это возможно: никого не оценивать?

Мы подобрали несколько цитат и историй об осуждении — они принадлежат известным святым и подвижникам. Они показательны и некоторые из них лучше любой статьи. На их примере мы постараемся показать осуждение со всех сторон и во всех его проявлениях:

  • Почему осуждать плохо?
  • Откуда возникает осуждение?
  • Как научиться не осуждать?
  • Как это так — не осуждать никого ни хорошо, ни плохо?
  • И главное — как это не осуждать убийц или прочих злодеев?

Осуждение часто бывает несправедливым

Мы не всегда знаем (а на самом деле — не знаем никогда), что действительно происходит вокруг нас и в жизни других людей — на чем основываются их проступки или чем вызваны их слабости.

Святой Паисий Святогорец, — один из самых почитаемых греческих святых XX века, — приводит такую историю:

«Много лет назад в монастыре на Афоне жил благочестивый диакон, который в один прекрасный день оставил монастырь и вернулся в мир. Чего только не говорили о нем отцы! А что было на самом деле? Кто-то написал ему, что его сестры до сих пор не устроены в жизни, и он, боясь как бы те не сбились с правильного пути, поехал им на помощь. Нашeл работу на одном из заводов и жил ещe аскетичнее, чем в монастыре. Как только он устроил сестер, оставил работу и снова пошeл в монастырь. Игумен, увидев, что он всe знает: устав, послушания и т. д. — спросил, где он этому научился. Тогда он открыл своё сердце и всё ему рассказал. Игумен сообщил епископу, и тот сразу рукоположил его во священника. Потом он уехал в один дальний монастырь, где строго подвизался, достиг святости и помог духовно многим людям. А те, кто не знают, чем дело закончилось, возможно, до сих пор его осуждают! Нужна большая осторожность, мы никогда не можем знать истинного положения вещей».

Преподобный Паисий Святогорец

Причина наших домыслов отчасти еще в том, что мы судим о поступках, согласно своему устроению. Например, нам кажется, что в такой-то ситуации человек обязательно должен что-то скрыть или обмануть. Но это просто потому, что мы сами, возможно, в такой ситуации поступили бы так же.

«Каждый думает в меру своей испорченности» — это очень верная советская пословица.

«Кто не расположен ко злу, тот неспособен и к подозрению» — сказал то же шестнадцатью веками ранее святитель Григорий Богослов.

«У кого сердце чисто, тот и всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны» — говорил Прп. Исаия Отшельник

Но что делать, если поступок человека объективно плох? Воровство, насилие, убийство?

Не осуждай человека, но будь нетерпим к самому греху

Грузинский святой Гавриил Ургебадзе, который жил в XX веке, как-то сказал: «Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься, может быть, в куда худшем положении».

Но как не осуждать убийцу?

«Иное дело замечать, а иное дело осуждать», — говорит в одном письме схиигумен Иоанн (Алексеев).

Когда святые просят быть нетерпимым к греху, а не к человеку, они напоминают: главная цель человека на земле — это стяжание Благодати. Все в христианском учении — заповеди, Церковные устои — сложились ради одного — чтобы человек по чистоте своей стяжал Благодать Духа Святого.

Осуждение — это агрессия в сердце. Если есть агрессия — нет Благодати. А если есть Благодать — то для вас человек, совершивший даже самый плохой, самый ужасный на свете поступок, — становится не злодеем, а несчастным. Его хочется жалеть, он же погубил свою душу…

Преподобный Порфирий Кавсокаливит писал: «Меня спрашивают, ну как же не осуждать преступников? Ну, не все же совершающие преступления — это убийцы и злодеи. Эти люди лишены «защитного барьера», они не борются с собой, не исповедуются, не причащаются, не молятся, не пытаются исправиться. У них добрые души, но они живут, как говорят в просторечье, «как на постоялом дворе». Зло улавливает их в свои сети и толкает их на убийство и другие преступления. Однако очень скоро они раскаиваются, мучаются, чувствуют себя как в аду. Не хочу оправдывать преступления, но преступник и грешник не перестают оставаться людьми, ранеными людьми».

Просьба не осуждать грешника означает, что мы не должны позволять своему сердцу озлобляться. Не позволять себе превращаться пускай и в отдаленное, но подобие того человека. Ведь если мы позволяем себе злость — то значит и в нас самих есть зачаток зла. И в чем мы тогда лучше злодеев?

Это не значит, что убийцу или насильника нужно освобождать из-под ареста. Законы земные уже сложились и через них тоже происходит определенное искупление греха.

Возможно, одним из лучших символов, как можно разделять грех и самого человека, может быть отношение родителей к своим детям. Ребенок совершил проступок, — прогулял, украл, что-то еще, — но мать же ни на минуту не перестает его любить?

Осуждение возвращается бумерангом

«Существует такой закон в духовной жизни: как осудишь кого, так непременно впадешь в такой же грех. Чем других осуждать, лучше себя познать. Что же мы из себя представляем?»

схиигумен Савва

Преподобный Паисий Святогорец рассказывал впечатляющую и очень показательную историю.

Однажды в храм, где он какое-то время служил, пришла женщина. О ней рассказывали, что она разрушила многие семьи, обольщая мужчин. Преподобный прикрикнул на нее и велел уйти из храма.

«Тогда, — вспоминает старец, — со мной случилось что-то ужасное. Впервые за свою жизнь я почувствовал такой силы плотское искушение, что это напоминало горение».

В какой-то момент искушения стали настолько сильны, что старец вонзил себе в ногу маленький топорик — чтобы как-то остановить поток мыслей. Брызнула кровь.

«А потом, — рассказывает святой, — я подумал: вот, я испытал этот ад единственный раз в течение короткого времени. А эта, Господи, несчастная душа, которая всегда живет в аду, как же она страдает!»

И сразу же после этой мысли святой почувствовал, что освобождается от страсти.

см.также: чудеса Паисия Святогорца

Как научиться не осуждать?

Осуждение, как и множество других грехов, расцветают в нас от невнимания к себе. Невнимание имеет много внешних признаков и причин. Например, пустые разговоры.

«Обычно после 20 минут разговор превращается или в пустословие, или в осуждение», — заметил однажды Архимандрит Софроний (Сахаров).

Разные святые по разному говорили об осуждении, но в их словах встречается или подразумевается одна общая мысль: грех осуждения — как и любой грех, — не существует в человеке сам по себе, но является следствием поврежденной природы человека.

см.также: что такое грех?

Борьбе с грехами помогает исповедь и причастие. Очень хорошо, если будет духовник — священник, у которого исповедуешься чаще всего, и который знает вас и вашу ситуацию лучше других. Он найдет именно те слова, которые вам нужны.

Этот текст не может и не должен становиться инструкцией или путеводителем в борьбе с грехами. Но мы бы хотели выделить несколько идей, которые могут быть интересны или даже помочь в борьбе с осуждением.

Начать борьбу с осуждения можно с того, чтобы:

  1. Научиться прощать (это может быть первым шагом)
  2. Попытаться не судить людей вообще.

Борьба с осуждением: научиться прощать

О какой борьбе с осуждением может идти речь, если мы не научимся прощать — не только близких, но и врагов? Не только тех, кого готовы сейчас простить, но и тех, кого не готовы? Простить — значит полюбить любовью Христовой.

Но как можно полюбить злодея? Убийцу, вора, насильника?

Возможно, лучше всего об этом для современных читателей написал английский писатель-миссионер Клайв Льюис (формально он принадлежал к англиканской церкви, но по убеждению многих его мировоззрение и понимание вещей были абсолютно православными).

В своей книге «Просто христианство» в главе «Прощение» он писал, что многие не готовы даже представить, что могут простить или полюбить врага, потому что путают «прощение» с «соглашательством». Простить — не значит сказать, что человек хороший!

Он писал:

«Каждый человек соглашается, что прощение — прекрасная вещь, до тех пор, пока сам не окажется перед альтернативой прощать или не прощать, когда прощение должно исходить именно от него. Мы помним, как оказались в такой ситуации в годы войны. Обычно само упоминание об этом вызывает бурю, и не потому, что люди считают эту добродетель слишком высокой и трудной. Нет, просто прощение такого рода кажется им недопустимым, им ненавистна самая мысль о нем…

Вот сейчас, когда я подумал об этом, я понял, что у меня нет особой нежности и любви к себе самому. Я даже не всегда люблю свое собственное общество. Значит, слова „возлюби ближнего своего, как самого себя“, очевидно, не означают „испытывай к нему нежность“ или „находи его привлекательным“…

Следовательно, и врагов своих мы можем любить , не считая их приятными людьми. Это великое облегчение. Потому что очень многие думают, что простить своих врагов значит признать, что они, в конце концов, не такие уж плохие, тогда как на самом деле всем ясно, что они действительно плохи».

Полностью почитать эту книгу можно, в частности, .

Борьба с осуждением: не судить человека вообще

Многие святые напоминают: лучший способ не осуждать — это перестать судить о людях вообще — ни хорошо, ни плохо. Идеал христианской жизни — вообще не занимать свои мысли оценками чужих поступков.

Это не значит, что нужно быть равнодушным и бесчувственным. Это значит, что не нужно даже в помыслах примерять на себя роль судьи — пускай, на первый взгляд, все это кажется безобидным. Потому что сегодня вы судите о нем положительно, а завтра, привыкнув быть судьей — уже нет.

«Если удержишься от суда, то себе самому окажешь милость», — говорил преподобный Ефрем Сирин.

«Мы пребываем в истине только тогда, когда она становится нашей жизнью. При такой постановке вопроса кто решится вообще назвать себя верующим? Я себя не могу. Вот в чем наша проблема или, скорее, вызов: чтобы пребывать в истине, недостаточно провозгласить ее словами. А если так, то можем ли мы судить нашего ближнего?», — писал митрополит Антоний Сурожский

Митрополит Антоний Сурожский, один из самых известных православных миссионеров Западной Европы в XX веке.

Закончим текст про осуждение замечательным изречением от старца Иеронима Эгинского, жившего в Греции в первой половине XX века:

«Не судите людей. Каждый поступает согласно тому, как научен, какой имеет характер. Немногие обладают добротой и рассуждением. Если вы в каких-то вещах более разумны и рассудительны, то поблагодарите Бога за это, а других не осуждайте».

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

С давних времен мудрецы говорили нам, что поспешные оценочные суждения — это очень плохо. Они знали, что искреннее понимание и сочувствие в отношении всех людей без исключения — лучшая альтернатива. Но как нам удержаться от того, чтобы не судить других людей?

Мы собрали для вас 4 способа, которые помогут избавить свою жизнь от оценочных суждений:

1. Постарайтесь перестать осуждать окружающих — в любой ситуации

Худшее, что мы можем сделать с человеком — это наскоро осудить его за речь, за внешний вид, за поступки, да за что угодно — ведь так мы упускаем шанс (порой безвозвратно) узнать, кто он на самом деле, и что делает его уникальным.

Мы позволяем ограниченной перспективе затуманить наше восприятие, не давая увидеть то хорошее, что наверняка в нем есть. А если мы делаем это с близкими людьми, то упускаем возможность любить их так, как они того заслуживают.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить, — Евангелие от Луки 6:37.

Перестать судить наспех — значит перестать судить и себя самого. Порой мы можем быть нашими худшими критиками. Когда мы сбрасываем с себя тяжкий груз лишних суждений, мы освобождаем в душе место для любви, в том числе и к самим себе.

После того, как мы переключимся с негативной, критической перспективы на позитивную и любящую, у нас будет больше стимулов добиваться перемен в тех сферах нашей жизни, в которых мы хотим стать лучше.

День, проведенный за осуждением других — плохой день, и так же плох день, проведенный за осуждением себя, — Будда.

По мере того, как вы мало-помалу очистите себя от осуждения других людей, вы обнаружите, что теперь они намного реже осуждают вас.

Ваше окружение станет намного позитивнее, и эмоции людей вокруг вас будут не придавливать вас к земле, а возносить вверх. Это не значит, что они совсем не будут осуждать вас, но они будут стараться делать это мягко, чтобы вас не обидеть.

2. Постарайтесь переключиться на позитив

Первый совет работает, и работает очень хорошо, но это постепенный процесс, и вы не сможете добиться результата за один или два дня, как бы вам этого ни хотелось.

Тем временем вы вполне можете попрактиковаться в смене собственной перспективы и точки зрения с негатива на позитив. Займите свой разум собственным благом и благом окружающих — и в нем просто не останется места на мысли о плохом.

Когда вас в очередной раз кто-то слишком сурово осудит по надуманной причине, ввергнув вас в бездну плохого настроения и подавленности, постарайтесь думать не о том, что пошло не так, а о собственных достижениях. Помните — вы проделали долгий путь по дороге жизни, и уже многого добились.

Вы всегда выкладываетесь на полную катушку, и знаете это. И вы прекрасно понимаете, что чем большего вы добьетесь, тем сильнее завистники и пессимисты будут стараться подрезать вам крылья.

Именно поэтому привычка переключать свое внимание с негатива на позитив, позволяющая черпать силы из внутренней уверенности в собственных возможностях, даст возможность с легкостью справиться с любым внешним негативом.

Наивысшая духовная практика — это наблюдение за собой без тени осуждения, — Сами Крипалу.

3. Не воспринимайте слова окружающих, как личную обиду

Если кто-то вас критикует вас безо всякого на то основания, один из лучших способов справиться с этим — напомнить себе, что их критика основывается на их собственной ограниченной перспективе.

Они — не вы, и у них не было возможности прожить хотя бы день в вашей шкуре. А это значит, что вам не должно быть никакого дела до их мнения.

Более того, очень часто бывает так, что когда кто-то испытывает к вам зависть, этот человек намеренно пытается подставить вам подножку и лишить уверенности в себе. Ему от этого становится лучше.

Конечно, научиться не обижаться на такое не так-то просто, особенно, если вы слышите это от кого-то, кто вам не безразличен. Вам может показаться, что вы просто обязаны перейти в наступление и дать обидчику достойный ответ, что молчать — это ниже вашего достоинства.

Но на самом деле наилучший выбор в данной ситуации — просто отвернуться от этой ситуации, как от чего-то малозначимого.

Но не забывайте — для того, чтобы иметь возможность так поступить, нужна нешуточная сила воли. Сила, в основе которой лежит полная уверенность в том, что вы действительно делаете все, на что способны.

И если в вас нет этой уверенности, подумайте, нет ли правды (хотя бы частичной) в словах вашего обидчика. И если есть — действительно ли он хотел обидеть вас своими словами? Порой доброжелательная критика может помочь нам вырасти и стать лучше.

Если вы будете постоянно осуждать людей, у вас не останется времени на то, чтобы их любить, — Мать Тереза.

4. Оставьте эту ситуацию и этих людей в прошлом

Предположим, что вы опробовали все советы, но вас все еще обливают деструктивной, разъедающей самооценку критикой. Вы больше не можете это терпеть.

Возможно, пришло время покончить с этой ситуацией навсегда, и серьезно ограничить свое общение и взаимодействие с этим человеком.

Негативное окружение, особенно, когда его создают вокруг себя люди, которые вам небезразличны, оказывает сильное влияние на ваше ощущение счастья и личностный рост. Так что хорошенько подумайте, так ли нужны эти люди в вашей жизни.

Чтобы достигнуть вершин и максимально реализовать весь потенциал, вы, прежде всего, должны окружить себя любящими, позитивными людьми, которые заботятся об общем благополучии и которым не все равно, добьетесь ли вы успеха.

Любовь — это отсутствие осуждения, — Далай Лама.

Окружающие всегда будут судить вас по вашим делам и поступкам, и ваша лучшая защита от этого — всегда помнить о том, кто вы на самом деле, чего вы хотите добиться, и куда вы держите путь.

Возможно, когда-нибудь наступит время, когда люди не будут осуждать других, чтобы унизить. Когда каждый из нас сможет, наконец, быть собой, лететь вверх, не опасаясь, что ему подрежут крылья язвительным замечанием.

Так давайте же хотя бы немного поспособствуем воплощению в реальность именно такого будущего — будущего, полного сочувствия и свободы для всех!

Не осуждайте

Христос и грешница. В. Поленов. 1888.

Очень прошу вас: не осуждайте никого, это самый легкий способ не быть осужденным в будущем веке.
Из писем игумена Никона (Воробьёва)

Все мы хорошо знаем евангельскую заповедь не осуждать. Но как показывает опыт нашей жизни, именно ее мы чаще всего и нарушаем. Наше внимание и духовный взор постоянно обращены на жизнь других людей и их поступки. Меньше всего мы хотим строго и внимательно наблюдать за собой. Замечено, что ошибки других людей мы воспринимаем с позиции судей, а свои собственные прегрешения – всегда как адвокаты. Интересней оценивать поведение ближних и их судить – этим живет не только большинство неверующих людей, но и многие из нас.

Приведу пример. На исповедь к священнику стоят люди – самые разные. Большинство взрослые, но есть и немного молодых. После пожилой женщины, которую батюшка довольно быстро исповедовал, подходит молодая симпатичная девушка. С ней священник общается намного дольше. У людей в очереди возникает естественная реакция: девушка красивая, молодая – «наш батюшка увлекся, он ведь живой человек, с кем не бывает…» А всё объяснялось по-другому. Эта девушка страдала дефектом речи, заикалась и очень медленно и волнуясь называла свои грехи. Поэтому беседа с ней так затянулась. А некоторые люди уже поспешили осудить священника.

Отрицательный опыт человеку необходим и часто бывает полезен. Зная собственные ошибки, христианин признает свои ограниченность и неспособность правильно видеть чужую жизнь. Он реально убеждается в том, что может быть неправ. Для честного человека ошибки нужны, они научают смирению и помогают бороться с осуждением.

Нередко осуждение происходит в семейной жизни, в кругу самых близких людей, тех, кого мы, как нам кажется, больше всех любим. Недавно услышал такую историю. Женщина принесла домой для своей дочки два больших и очень красивых яблока. Девочка с радостью взяла яблоки и на глазах у матери сначала откусила одно. Мама ждала, что дочка предложит ей второе яблоко. Но она надкусила и его. На глазах у матери появились слезы: ей так хотелось внимания и любви от своей дочки. Она подумала, что не смогла научить ее самому главному – доброте и состраданию. Но осуждение ребенка было… поспешным. Когда девочка проглотила второй кусок, она протянула маме одно из надкусанных яблок и сказала: «Мамочка, возьми вот это яблоко: оно слаще, чем другое». Эта реальная история учит нас не спешить с выводами и оценками ближних, а стараться терпеливо «носить тяготы друг друга». Человек – существо постоянно изменяющееся, и нужно верить, что обязательно в каждом из нас рано или поздно раскроются лучшие душевные качества.

«Не верь себе» – золотое правило аскетики. Не верь тем помыслам, которые представляют людей с худшей стороны

В борьбе с осуждением очень важно отслеживать свои помыслы. Необходим для человека особый духовный «фильтр», который будет задерживать всё греховное и нечистое – то, что попало в душу и начинает осквернять человека через помыслы и чувства. Речь идет о внимании к своей внутренней жизни и – что важно – о недоверии своим помыслам. «Не верь себе» – золотое правило аскетики. Его исполнили очень многие христиане и через это достигли святости жизни. Не верь тем помыслам, которые показывают людей с худшей стороны и влекут к греху осуждения. Требуется большое внутреннее усилие, чтобы закрывать глаза на недостатки людей и видеть их лучшие качества. Такой духовный труд старец Паисий Святогорец называл «искусством доброго помысла».

Проиллюстрирую сказанное известным примером, где показано три разных взгляда на одного и того же человека. Как-то раз три брата, застигнутые ночью в поле, увидели одинокого путника. «Это вор, он вышел на ночное дело», – подумал первый. «По всей видимости, данный человек идет на свидание с женщиной, чтобы с ней согрешить», – решил второй. «Несомненно, этот странник держит путь в соседний город, где есть большой монастырь, чтобы утром с молитвой встретить христианский праздник», – рассудил третий брат. Несложно догадаться, что каждый из них мерил идущего собственной меркой. То же самое происходит в духовной и повседневной жизни, когда мы оцениваем поступки окружающих нас людей и доверяем своим помыслам.

Не только в мегаполисе, но и в маленьких городках мы часто видим людей в нетрезвом виде, плохо одетых, просящих подаяние. Рядом с нами живут опустившиеся на самый низ социальной лестницы, потерявшие работу, забытые собственными детьми, преданные любимыми супругами… А еще есть те, кто находится на принудительном лечении, стоит на учете в полиции, бродяжничает и годами сидит в тюрьмах. Все они живут на грани отчаяния, а иногда и самоубийства. Некоторые из них переступают эту страшную черту. Можем ли мы их осуждать? Имеем ли мы на это хоть какое-то право? Ответ напрашивается один: нет и еще раз нет. Как говорили древние мужи, прежде чем кого-либо в чем-то упрекнуть, надень его обувь, пройди его путь, споткнись обо все его камни и перенеси все тяготы, которые перенес он! Наверняка после этого нам не захочется осудить того, который минуту назад был страшно виновен в наших глазах!

Aвва Дорофей описывает историю, когда двух маленьких девочек работорговцы продали разным женщинам. Одну девочку купила добрая вдова, а другую – распутница. Каждая воспитывала малюток по-своему. Вдова – в страхе Божием и благочестии, другая научила разврату и греху. Перед нами тайна Божия. Кто может объяснить это? Одна девушка с годами узнала о Боге и вечной жизни, другая никогда не видела и не слышала ничего доброго, а только одно скверное и пошлое. Как же возможно, чтобы обе девочки были судимы одним судом?

Грех осуждения тесно связан с любопытством. Нужно меньше интересоваться, как живут другие

Грех осуждения тесно связан с таким недугом нашей души, как любопытство. Нужно меньше интересоваться, как живут другие, не расходовать на это попусту очень ценные внутренние энергии и силы. Любопытство всегда порождает смущение от чужой жизни, поэтому человек обязательно теряет свое душевное спокойствие. Видение лучшего приводит сначала к зависти, которая определяется как «скорбь о благополучии ближнего». А потом зависть дает импульс для развития греха осуждения. Присмотритесь к людям, которые никого не осуждают: они живут строго и не рассеянно. Они мало расспрашивают о чужой жизни, стараются не видеть как недостатков, так и успехов ближних. Мы очень слабы, чтобы, по апостолу Павлу, «радоваться с радующимися» (ср.: Рим. 12: 15). Радостям других мы по большей части завидуем. А вот недостатки ближних мало кто из нас покрывает великодушием – большинство впадает в осуждение. Отсюда делаем правильный вывод: нужно хранить свои чувства, особенно глаза и уши, бороться с любопытством и меньше судачить о жизни ближних.

Предлагаю историю, которая подтверждает сказанное. Одна семья вынуждена была сменить жилье. Переселившись на новое место, жена не изменила старой привычке часто смотреть в окно на других людей. Однажды она с удивлением заметила, что соседка повесила сушить совершенно грязное белье. Видеть это было довольно странно, и женщина сразу осудила ленивую и неряшливую соседку. Та же история продолжалась несколько дней: грязное белье вновь и вновь вывешивалось во дворе, и это снова и снова рождало грех осуждения. Однажды в солнечный день женщина воскликнула, обращаясь к мужу: «Гляди-ка: сегодня наконец-то в соседском дворе висит совершенно чистое белье!» На что муж с грустью ответил: «Да нет, просто сегодня я встал рано утром и хорошенько помыл наши окна!»

Как бы хотелось, чтобы из уст христиан никогда не было слышно ни малейшего осуждения в адрес даже самых нехороших людей. Древняя еврейская мудрость гласит: «Оправдай каждого». Это значит, что не нужно искать подтверждения своим плохим мыслям о человеке, но, наоборот, надо заботиться о том, чтобы понять его и оправдать в своем сердце.

Если мы будем в этом упражняться, тогда недуг осуждения будет слабеть в нашей душе. Осуждение как страсть перестанет мучить. Прекратится страдание, которое рождалось от этой страсти. Евангельская заповедь не осуждать, как и любая другая, способна при ее исполнении дать человеку внутренний мир и духовную радость. Исполнение заповеди через труд самопринуждения – это всегда маленькая победа над самим собой, а такие победы всегда совершаются вместе со Христом, Который «близ есть». В противном случае мы будем пожинать плоды нашего неверия Богу и страдать. Как страдают малые дети, которые не слушаются взрослых.

Из своего детства я вспоминаю историю, которую предлагаю в заключение нашей беседы. Однажды в жаркий летний день к нашему дому подъехал добрый сосед дядя Саша, который всегда катал нас, детей, на мотоцикле с коляской. Он указал мне на выхлопную трубу, блестевшую на солнце, и ласково сказал: «Она очень горячая, не трогай ее». Однако едва он зашел в дом, я подбежал к мотоциклу и дотронулся босой ногой до запрещенной трубы. В одну секунду получив ожог от раскаленного металла, я закрутился на месте и опрометью бросился домой.

Вот и вопрос: мог ли я кого-то осудить в своем ожоге? Мне было ясно сказано: не дотрагивайся, иначе тебе будет больно. Так и случилось. Но если нарушение очевидных законов мира физического обычно приводит к страданию нашего тела, то нарушение законов духовных наносит вред и причиняет боль нашей бессмертной душе. А она у нас одна. Сказанное более чем актуально и в отношении греха осуждения, с которым будем с Божией помощью бороться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *