Как называется церковный алтарь который может меняться

Как называется церковный алтарь который может меняться

Алтарь, жертвенник

(лат. alta ara — значит «высокий жертвенник») — называется жертвенное место или жертвенный очаг. Первоначально А. были из земли или дерна, впоследствии, когда начали воздвигать храмы, их делали более искусно из камня или металлов. Они стояли на восточной стороне храма, перед изображением божества. В Риме А. были воздвигаемы не только отдельным богам, но и героям, а впоследствии даже императорам. Их местонахождение не ограничивалось у греков и римлян храмами, а они были также воздвигаемы на улицах, площадях, в священных рощах и у священных ручьев. И у евреев, несмотря на Моисеев закон, дозволявший жертвоприношение только во храме, удержался до времен Вавилонского плена древний обычай воздвигать А. на возвышениях. Так, много посещаемыми местами жертвоприношений были Рама, Галгал, Вефиль и Мицпа. У евреев алтари различались между собою по форме и архитектуре, смотря по особым целям, для которых они служили.

Были А. для сожигания жертвенных животных, А., на которых только возжигались фимиамы, и хлебные — А., на которые возлагались бескровные жертвы. Весьма отличны от этих древних А. христианской церкви; здесь А. был первоначально столом, на котором справлялась вечеря любви; до конца II-го в. А. и оставался поставленным в церкви столом, на котором распределялось Причастие и совершались другие церковные службы.

В виде построенных уже — А. появились у христиан, по всей вероятности, только во времена Константина Великого. Предписание обращать их всегда к востоку происходит, говорят, еще от папы Сикста II (ум. в 258 г.); в VI в. вошло в обычай украшать их крестом; со времен же Григория VI сделалось в римской церкви обычаем ставить по нескольку А. Самый главный из них, высокий алтарь, сохранил свое место на возвышении, в романских церквах часто украшенном балдахином и снабженном ступенями; другие ставились у колонн, на восточной стороне приделов, у боковых стен, в капеллах и криптах. Обыкновенная форма готического А. — крылообразна (Flüg elaltar), внутри с пластическими, снаружи с рисованными украшениями; но часто встречаются А., украшенные и внутри живописью. Архитектурная форма А. различается по стилям. Алтарный стол покрывается скатертью различных цветов, смотря по различным церковным праздникам; на А. находятся: крест, цветы и свечи. Для исполнения церковных треб в дороге, в походе и т. п. употребляется переносный алтарь, стоящий на деревянном постаменте. Во время Реформации число алтарей в каждой церкви ограничено до одного; из швейцарских церквей они даже совсем удалены. Поэтому и теперь в лютеранских церквах находится только один алтарь, в кальвинистских только простой, снабженный крестом стол.

В православной церкви алтарем называется часть храма, предназначенная для священнослужителей и отделенная от средней части храма высоким иконостасом. В нем находится престол (греч.θυσιαστήριον — алтарь, по терминологии западной) в виде равностороннего прямоугольника с положенными на нем антиминсом, крестом, Евангелием. Под престолом или в антиминсе полагается часть св. мощей в воспоминание древнехристианского обычая совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Престол покрывается свящ. одеждами (срачица, индития, илитон). В алтаре находится также обыкновенно жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В каждом храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Алтарь (лат.—высокий жертвенник), первоначально — камень очага, под к-рым хоронили отца семейства, затем—вообще могильная насыпь, надгробный камень, на которые приносилась пища для умершего. Позднее — просто насыпь, груда камней, большой камень и даже деревянный стол, на которых совершались жертвоприношения. У ранних христиан — надгробие над могилой «святого» в храме и стол для совершения таинства причащения, позднее — отделенная особой перегородкой (у православных — иконостас) часть храма, где находится алтарь

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии.Алтари:
1 и 6 греческие, 2, 3, 4 и 5 римские, 7 и 8 ассирийские алтари, 9 персидский, 11 и 12 египетские алтари огня и 10 кельтский каменный столб. — 13. Алтарь церкви в Рексельбурге (романский стиль). — 14. Алтарь милости в церкви Четырнадцати святых (барокко). — 15. Алтарь Елисаветинской церкви в Марбурге (готический стиль). — 16. Алтарь синагоги в Нюрнберге (мавританский стиль). — 17. Алтарь церкви св. Амвросия в Милане (Ренессанс). — 18. Алтарь в Регенсбургском соборе (готический стиль).

Алтарь в христианской Церкви

В христианстве термин «алтарь» имеет два значения.

На Востоке

На православном христианском Востоке алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтарной части храма находится престол в виде квадрата, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. В алтаре обычно находится также жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.

В византийской и западноевропейской традициях под алтарем могла находиться крипта (небольшое помещение; в IV–VI вв. утвердилась практика помещать в крипте мощи святых; впоследствии мощи святых стали помещать просто в святой престол); на Руси иногда устраивался подклет. Стены алтаря и сводчатые завершения апсид (конхи) принято украшать мозаиками или фресками.

В символических толкованиях православного храма алтарное пространство уподобляется небу, раю, Святая святых ветхозаветного храма; особое почитание алтаря связано с тем, что это — место принесения Евхаристической Жертвы.

По канонам Восточной Церкви, в алтарь дозволяется входить только священно- и церковнослужителям и при совершении таинства Крещения. На практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (алтарников); в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, монахини преклонного возраста (15 правило Никифора Исповедника). Бывают и другие исключения.

Таким образом, алтарь восточной церковной традиции наследует свойства Адитума языческих храмов.

На Западе

На Западе алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием.

Часто алтарем называется также алтарный образ или алтарная композиция — живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещенная над престолом (например, «Гентский алтарь» Яна ван Эйка).

В России

В дореволюционной России, в принципе, как и сейчас, в алтаре во время богослужения мог присутствовать, по благословению настоятеля, кто-либо из особенно известных и уважаемых прихожан.

Согласно церковному праву принимать Св. Тайны в алтаре могут только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари (постановления Соборов: Лаодикийского 14 и 19; VI Вселенского 69; VII Вселенского 14). Однако в современной практике в исключительных ситуациях (например, в Великий четверг) в алтаре причащаются и миряне. В частности, такого права удостаиваются студенты некоторых духовных учебных заведений, но не на регулярной основе.

Русские иконы

Реставрация старинных икон

Не совсем подсвечники

Если вы были внимательны, наверняка на главной странице «Русских сезонов» вы заметили пару канделябров, украшающих верхнюю часть сайта. К теме данной статьи эти предметы имеют прямое отношение, поскольку и жирандоль, и шандал, и менора, и канделябр – всё это по сути своей есть ни что иное, как подставки для источников света. Подсвечник – не совсем верное определение, поскольку некоторые из вышеперечисленных предметов появились задолго до изобретения свечей. Например, в менорах использовали (нередко используют и сейчас) оливковое масло; в скандинавских канделябрах и французских жирандолях также жгли разного рода жировые или маслянистые смеси. Свечи в традиционном понимании (в форме продолговатого цилиндра с фитилём в средине) начали производить лишь в XV веке, но жирандоли и прочие «осветительные приборы» существовали задолго до этого времени. Подтверждением сказанному может служить тот факт, что первое упоминание канделябра (нечто вроде инструкции по изготовлению меноры) содержится в Библии: на горе Синай Бог рассказывал Моисею о том, как должен выглядеть светильник, из чего его следует изготавливать и когда использовать. Дабы не порождать путаницу и не изобретать новых слов, предлагаем именовать все перечисленные предметы не какими-то там «подмасленниками», а привычно и просто – подсвечники.

Объяснение разницы

Итак, назначение перечисленных предметов понятно. Но почему они все называются по-разному, ведь речь идёт об одинаковой функции? Поясняем: во-первых, речь идёт о предметах из различных эпох и государств; во-вторых, жирандоль, канделябр, шандал и прочие подсвечники имеют внешние отличия. В-третьих, кое-что из перечисленного, а именно – меноры, имели ранее и имеют сейчас не только утилитарное, но еще и культовое значение.

Канделябр – в обывательском понимании это собирательное название любых свечных подставок. Если подойти к вопросу строже, то, в отличие от жирандолей, отводы канделябров направлены в одну плоскости, а не по кругу.

Жирандоль – это подсвечник для нескольких свечей, расположенных по окружности. Представьте себе вертикальную стойку-держатель, к которой прикреплены 3-9 отводов-подставок, укрепляемых по кругу. Как правило, такие жирандоли часто использовали в европейских странах во время трапез и карточных игр.

Менора – религиозный подсвечник иудеев, в котором семь отводов образуют ровную горизонтальную линию.

Кстати, в православном христианстве также применяются семисвечники, но в этих подставках отводы образуют не ровную, а две нисходящих линии (напоминает перевёрнутую V).

Шандал – синоним канделябра, с той разницей, что в данном случае речь идёт о массивном (многосвечном) подсвечнике.

Торшер – разновидность канделябра, устанавливаемого на полу. Чаще всего такие подсвечники размещали стационарно, лишь изредка переставляя их с место на место.

Антикварные жирандоли и их сородичи

До массового распространения электричества подсвечники наряду с люстрами были чуть ли не единственными источниками света. Разумеется, эти «осветительные приборы» были всегда на виду и вызывали повышенное внимание; поэтому, стремясь продемонстрировать собственное благополучие и высокий достаток, владельцы домов усиленно заботились о внешнем виде жирандолей и канделябров. Можно сказать, что в массовом сознании бытовало правило пропорциональности: чем богаче дом – тем красивее светильники, и наоборот. Доказательства налицо: до наших дней сохранились подсвечники, сложность орнамента и изготовления которых побуждает идентифицировать данные аксессуары как предметы художественно-прикладного искусства.

Несмотря на массовую распространённость в минувших веках, до наших дней сохранилось не так уж много антикварных жирандолей и канделябров, представляющих культурно-историческую ценность. Разумеется, подобные экземпляры всегда вызывают повышенный интерес антикваров. Если в вашем распоряжении оказался старинный подсвечник, позвоните нам: мы поможем вам с экспертной оценкой и, если пожелаете, с продажей антикварного изделия.

Внешний вид православного храма

Представленная ниже схема здания православного храма отражает лишь самые общие принципы храмостроительства, на ней отражены лишь основные, присущие многим храмовым зданиям архитектурные детали, органично объединенные в единое целое. Но при всем разнообразии храмовых строений, сами здания сразу узнаваемы и могут быть классифицированы по тем архитектурным стилям, к которым они относятся.

Схема храма

– алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный в плане, в нем размещается алтарь.

– цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

– барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами

– купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

– в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

Куб – основной объем храма.

– церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Неф (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

– открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм, возвышенное по отношению к уровню земли.

– конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

– архитектурно оформленный вход в здание.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служащая местом проповеди, общественных собраний, а в древности и местом, где братия принимала пищу.

Шатер – высокое четырех-, шести– или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

– завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Ярус – убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *