Как научиться смирению

Как научиться смирению

Как развивать смирение?

Это качество души развивается очень просто. Через послушание. Подвиг послушания можно нести в различных местах. Необходимо быть послушным в храме Божьем, в дома, на работе в общественных местах.

На первый взгляд – достичь смиренности легко. Только и делать, что смиряться. На самом деле – это очень упорный труд. Как только внутренняя гордыня видит обстоятельства перед которыми она должна смириться и исчезнуть, она начинает восставать. У человека появляются внутренние конфликты и сомнения.

Поэтому, чтобы достичь, смирения, необходим еще твердая вера в Бога, которая поможет перебороть искушения.

Основные правила развития смирения:

  • переступать собственный эгоизм
  • больше заботиться о ближних
  • прощать врагов
  • молится за близких и за обидчиков
  • покоряться воле Божьей и ближним

Перед кем мы должны смиряться?

В первую очередь мы должны проявлять смирение перед Богом. Покориться воле Божьей и вручить Ему собственную жизнь. На деле это означает за все благодарить Господа. Славословить Его не только в радостные моменты жизни, но и в печальных обстоятельствах.

Проявлять покорность необходимо перед духовными наставниками в церкви и начальниками на работе. Христианство всегда проповедует быть послушным. Единственное исключение – это противление противоправным действиям.

Как достичь смирения?

СМИРЕНИЕ — КЛЮЧ К ЗНАНИЮ
Самое трудное в этом материальном мире — быть по-настоящему смиренным. И мы будем проходить испытания. Кришна все устроил именно так, чтобы разрушать наши эгоистические наклонности через разные страдания, чтобы мы действительно стали смиренными. Но невозможно усвоить урок, не общаясь с великими душами, которые действительно осознали значение смирения. Шрила Прабхупада объясняет, что все знание берет свое начало от истинного смирения.

Е.С. Шрила Радханатх Свами

1. Стараться как можно меньше говорить. Заниматься своим делом. Не вмешиваться в чужие дела.
2. С благодарностью и радостью принимать замечания и критику. Не замечать чужие ошибки.
3. Безропотно принимать обиды и несправедливости.
4. Спокойно относиться к тому, что вами пренебрегают, вас забывают, вас не любят.
5. Не стремиться понравиться, вызвать восхищение других людей. Всегда быть добрым и кротким, даже если кто-то попытается вывести вас из себя. Не стремиться к званиям и титулам. Всегда уступать в споре, даже если вы правы.
6. Всегда выбирать самое плохое место, самую тяжелую работу, самый трудный путь.
7. Гордый полагается только на себя, смиренный управляется Богом.
Гордость — источник всех пороков, смирение — мать всех добродетелей.
8.

Гордый всегда обижен. Смиренный никогда не сердится, потому что ничто его не оскорбляет.
9. Гордый ищет особой любви к себе, смиренный любит сам, ничего не ожидая взамен.
10. Гордый хочет быть уникальным. Смиренный находит удовольствие в том, чтобы заниматься самыми простыми и обыкновенными делами.
11. Только в смирении правда. Все хорошее, что есть в нас (таланты, способности, красоту и т.п.) мы получили от Бога. Как можно гордиться тем, что сделано не нами, а Им?
12. Если Вы смиренны, ничто не вскружит вам голову, и никто не обидит вас, потому что вы знаете, что вы представляете собой на самом деле. Если вас обвинят во всех грехах, вы не впадете в отчаяние. Если вас назовут святым, вы не возведете себя на пьедестал. Не стоит волноваться о том, что думают о вас люди.
13. Кто ищет и любит только самого себя, тот всегда исполнен беспокойства и горести; кто, забывая самого себя, ищет во всем только Бога, тот сохраняет душу свою в мире.

КРАТКО О СМИРЕНИИ И КРОТОСТИ

В святоотеческой литературе много говорится о смирении и кротости. Но, к сожалению, мало кто из мирян понимает, что это такое. И одна из причин данного непонимания состоит в том, что смирение (как и кротость) есть опытное (а не теоретическое) сверхъестественное внутреннее устроение человека, которое, в принципе, невозможно передать словами.

К примеру, в Евангелии Христос учит как власть имеющий и, вместе с тем, Он обладает наивысшим смирением… В общем, такое ангельское свойство души нужно вымаливать.

Посему проще и правильнее сказать: смирение — дар Божий, стяжаемый через великие труды подвижничества. А значит, вряд ли его можно достичь только своими собственными усилиями. Смирение — это полная отдача себя в руки Божии, т.е. внутренняя нищета духа, согласно первой из заповедей блаженства. Каковы же основные признаки сей добродетели? Во-первых, смирение — это усмирение себя в своем сердце, а не игра в самоуничижение. «Истинное смирение рождается от видения Божией святости, мы же часто пытаемся заставить себя почувствовать смирение, искусственно умаляя себя… Таким образом, смирение вовсе не заключается в постоянном усилии принизить себя и отвергнуть человеческое достоинство, которым Бог наделил нас, которого он требует от нас, потому что мы Ему дети, а не рабы» (Митр. Антоний Сурожский). Во-вторых, смирение — венец мужества. Нельзя свою трусость оправдывать смирением. Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «Смирение — одна из самых мужественных евангельских добродетелей, мы же умудрились превратить его в жалкое свойство раба».

Перейдем теперь к рассмотрению кротости. Это, по сути, божественное, качество заключается в том, чтобы никого не раздражать и самому не раздражаться. (Или, как писал свт. Николай Сербский: «…никого не обижать и терпеливо сносить обиды»). Иначе говоря, если у человека нет кротости, то в душе у него всегда присутствуют беспокойство, раздражительность и недовольство, то есть на личность воздвигается бесовская брань через помыслы. Ведь без смирения и кротости к верующему не может приблизиться благодать, потому что Бог — Кроткий и Смиренный!

Как прекрасно сказал преп. Иоанн Лествичник: «Кротость есть неизменное устроение ума, который и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым… Кротость есть скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся. А сама она не колеблется». В этом смысле понятие «кротость» в какой-то степени раскрывает изречение Апостола: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6).

Однако, нельзя забывать: цель приобретения смирения и кротости — достижение евангельской любви, посредством стяжания благодати Божией. Ибо именно эти добродетели дают возможность ничем невозмутимой, непоколебимой, как скала, душе стать вместилищем Духа Святого. А в этом, по словам преп. Серафима Саровского, и заключается смысл христианской жизни.

_______________________________

«Если вам Бог смягчит сердце, то слезы свои пролейте за грехи свои, говоря: «Как блудницу, и разбойника, и мытаря помиловал Ты, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и ложась спать. Не пропустите ни одной ночи. Если здоровы — поклонитесь до земли, а если вам начнет нездоровиться, то трижды…».

«Воздайте Богу хвалу, и потом, на восходе солнца, увидев солнце, нужно прославить Бога с радостью и сказать: «Просвети очи мои, Христе Боже, давший мне свет Свой прекрасный!». И еще: «Господи, прибавь мне год к году, чтобы в будущем, в грехах своих покаявшись, оправдал жизнь свою».

(Из «Поучения» Владимира Мономаха)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *