Как научить ребенка вежливости

Как научить ребенка вежливости

Вежливость – не значит мягкотелость

В то же время можно встретить и такое мнение, что вежливый человек – лицемерный, а его улыбка – искусственная, за которой может скрываться неискренность. Некоторые считают, что вежливость мешает человеку оставаться самим собой или проявлять характер, что с вежливыми людьми не особенно считаются и не принимают их всерьез. Поэтому важно, чтобы родители четко представляли себе сами и могли объяснить ребенку, в каких случаях можно переступить грань вежливости и постоять за себя.

Сложность часто состоит и в том, что для подросшего ребенка могут стать авторитетом уличные или школьные лидеры, воспитание которых оставляет желать лучшего. Авторитет же родителей отступает на второй план, чего нельзя допускать. Ребенку приходится сталкиваться и с тем, что требования, предъявляемые к нему другими людьми, не соответствуют тем правилам общения, которые ему прививали родители. В этом случае ребенок должен знать, что существуют разные люди и разные ситуации и что правила вежливости не абсолютны.

В любом случае родители должны интересоваться, с кем дружит их ребенок, наблюдать за тем, как он общается с другими детьми, какое место занимает в детском коллективе, умеет ли сохранять достоинство, не озлобляясь. Это нужно знать, чтобы вовремя обсудить трудную для ребенка ситуацию, помочь ему советом либо откорректировать его поведение ребенка.

«Правила вежливости для детей. С хорошо воспитанным, культурным, образованным, вежливым человеком всегда приятно общаться! От нашего умения …»

Правила вежливости для детей.

С хорошо воспитанным, культурным, образованным, вежливым человеком

всегда приятно общаться! От нашего умения повести себя в отношении к другим

людям в жизни зависит очень многое, и нередко мы этого не понимаем или

недооцениваем. Круг друзей и знакомых, репутация в коллективе, успех в

бизнесе, гармония в личной жизни — благополучие в любой из этих сфер,

согласитесь, во многом зависит от того, как мы общаемся и ведем себя с другими

людьми.

Быть вежливым на самом деле не всегда легко. Многие из нашего окружения или даже из посторонних не очень нам нравятся или откровенно не симпатизируют, часто повести себя сдержанно и адекватно мешают неурядицы в личной жизни, усталость, стрессы. Но одним из самых важных качеств успешного современного человека является самообладание и вежливость. Вот почему так важно, чтобы наши детки учились этому с самого раннего детства. Вежливого ребенка всегда предпочтут грубому и хамоватому, даже и особенно тогда, когда он вырастет. И ковать железо нужно, пока оно горячо, то есть обучать детей правилам вежливости необходимо с малых лет.

Правила вежливого поведения и общения для детей

Самым универсальным, наверное, правилом может быть всем известное:

поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой. Но дети далеко не всегда сознательно хотят, чтобы с ними здоровались или чтобы обращали на них малейшее внимание. Однако без этого в формировании вежливости не обойтись.

Пожалуй, начать следует из того, что объяснить ребенку, что такое вежливость, какие вежливые детки и почему лучше и даже очень важно быть именно вежливым. Затем постепенно перейти к практике и начать применять полученные знания в повседневной жизни. Очень удобным подспорьем для родителей являются правила вежливости для детей в картинках, правила вежливости для детей в стихах и множество других изданий, найти и купить которые сегодня не составит больших трудностей.

Вряд ли возможно четко и по пунктам изложить все правила вежливого поведения, ведь практически в каждой жизненной ситуации или мелком эпизоде себя можно повести определенным образом. Но отправной точкой может стать изучение, понимание и применение так называемых волшебных слов, слов вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «благодарю», «извините», «разрешите», «пожалуйста», «будьте добры» и так далее. А вот применять их можно в совершенно разных ситуациях. Например, извинения просят не только, когда поступают плохо, неправильно, доставляют кому-то неудобства или чувствуют за собой вину. Слово «извините» может быть и просьбой (например, при попытке продвинутся вперед в большом столпотворении людей или желании спросить что-то), и способом привлечь к себе внимание (например, включаясь в разговор других людей).

Пользоваться вербальными (то есть словесными) инструментами вежливости будет получаться все лучше по мере увеличения жизненного опыта ребенка: чем больше он встречается и общается с другими детьми и взрослыми, тем больше он может практиковаться.

Отдельного внимания заслуживают слова благодарности. Благодарить нужно не только за предоставленные подарки или сюрпризы, причем это следует делать даже в тех случаях, если презент не пришелся по вкусу. Словами благодарности нужно отвечать на сказанный в свой адрес комплимент, на предоставленную услугу или помощь. Между прочим, помогать другим — это тоже признак вежливости.

Быть не/вежливым возможно, даже не употребляя этих особенных слов. Малышу нужно объяснять, что недопустимо обзываться, высмеивать или придумывать другим людям прозвища, акцентировать на их недостатках, выражать вслух свое недовольство или злость. Взамен этого нужно говорить другим комплементы и выражать похвалу, отмечать достоинства и хорошие качества, уметь слушать и интересоваться личными делами других. К примеру, после ответа на заданный ребенку вопрос, как у него дела, будет вежливо поинтересоваться об этом же у своего собеседника.

Даже не произнося ни слова (а нередко дети не хотят отвечать на приветствие или прощание), можно повести себя вежливо или некрасиво. Искренняя улыбка в ответ способна заменить слова, которые, бывает, так нелегко произнести. Та же улыбка в соответствующей ситуации может быть совершенно неуместной и говорить о плохом воспитании.

Вежливый ребенок должен знать и понимать, что других нужно уважать (особенно взрослых и еще больше — педагогов), что нельзя думать только о себе и своем комфорте, что перебивать без крайней надобности или кричать, громко разговаривать в общественных местах — некрасиво, так же, как и ковыряться в носу или грызть ногти.

Существует множество других правил вежливости, среди которых можно назвать еще некоторые основные:

Всегда здоровайся первым и отвечай на приветствие.

Улыбайся, будь в хорошем настроении.

Не перебивай, когда разговаривают другие.

Заходя в закрытую дверь, стучись.

Выходя из закрытой двери, придерживай ее рукой.

Кашляя или чихая, рот следует прикрывать ладонями.

Зевнув или икнув во время разговора с собеседником, нужно извиниться.

Спрашивай разрешения, если в чем-то не уверен.

Используй слово «можно»: можно Вас попросить? позвольте спросить?

разрешите пройти?

Не показывай, что тебе неинтересно.

– &nbsp– &nbsp–

Не отвечай грубостью на грубость.

Помни: вежливый человек никогда специально не обидит другого и не создаст ему неприятностей.

Правил вежливости для детей и взрослых существует большое множество.

Но ребенок, воспитывающийся в культурной, образованной семье, многие из них будет ощущать интуитивно, даже без специального акцентирования на них со стороны взрослых.

Как воспитать вежливого ребенка: правила для родителей Наверное, многие родители согласятся, что дети быстрее и легче учатся плохому, нежели хорошему. Стоит отправить малыша в детский сад или погулять во дворе возле «дурной» компании, как в культуре поведения и общения ребенка уже есть, над чем поработать.

Между тем, правда также и в том, что как мы ни воспитывай своих детей, а они все равно будут похожими на своих родителей. А это значит, что воспитание ребенка, обучение его вежливому общению и поведению не имеет никакого смысла, если мы сами поступаем иначе. Хотим мы того или нет, замечаем мы этого или нет, но дети всегда копируют своих мам и пап, хоть и не всегда в одинаковой степени.

Так что правила вежливости существуют не только и не столько для детей, как в первую очередь — для родителей. И самое основное, самое главное из них — быть для ребенка лучшим примером! Вы можете тысячу раз повторять малышу о том, что заводить споры и ругаться — некрасиво и недостойно, но стоит один раз поскандалить в магазине с толкнувшим Вас мужчиной, как ребенок возьмет себе за образец именно такое поведение. Научитесь контролировать свои мысли, эмоции и поступки в любой ситуации и сохранять хороший тон поведения, независимо от обстановки. А начинать, между прочим, нужно именно с общения с ребенком: употреблять при обращении к нему слова вежливости, иметь терпение дослушивать до конца и не перебивать, уметь просить прощения и искренне быть благодарными.

Стараясь привить ребенку правила хорошего тона, следуйте рекомендациям, которые помогут достигнуть желаемой цели и не получить обратного результата:

1. С первых дней Вашего с малышом общения стройте теплые, родственные, доверительные отношения. Тогда Вы будете авторитетом для ребенка, он будет прислушиваться к Вашим наставлениям, будет обращаться к Вам за помощью и советами.

2. Начинайте обучение вежливости с раннего возраста: даже не говорящие дети все прекрасно понимают!

3. Используйте игровую форму обучения: ролевые игры, чтение тематической литературы, обсуждение изображений или жизненных ситуаций.

4. Прививайте правила вежливости.

5. Предоставляйте выбор поступить так или иначе, но при этом объясняйте преимущества одной тактики и недостатки, последствия другой.

6. Объясняйте, почему следует поступить так, а не иначе.

7. Не вычитывайте, не браните и не читайте нотаций в присутствии других людей.

8. Акцентируйте на том, как следовало поступить, критикуйте поведение, но ни в коем случае не ребенка.

9. Хвалите за вежливость и культурность. Отмечайте, как Вам это приятно.

Обучение детей вежливости должно быть ненавязчивым, гармоничным, приносить взаимное удовольствие.

В этом процессе совершенствуется не только ребенок, но и взрослый. Вежливым людям легче находить общий язык, а это ведь так важно!

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок рос здоровым, был умным и счастливым. А обучать правилам хорошего тона иной раз забывают или считают не первостепенным. Умные и здоровые дети должны быть ещё и воспитанными, а этому важному навыку за один день не обучишь. Дети с раннего возраста должны знать слова благодарности, приветствия, извинения, уважения, учиться правилам общения.

Как научить ребёнка вежливости?

  • Сразу уточню: ребёнок учится вежливости, беря пример со своих родителей. Если в семье уважительная форма общения между членами семьи, ему легче будет справиться с этой задачей ( «не надобно другой образца, когда в глазах пример отца» ).
  • Вежливые слова: здравствуйте, добрый день, извините, спасибо, пожалуйста, до свиданьяи др. ребёнок не только должен знать наизусть, но и понимать, в каких ситуациях они произносятся.
  • В помощь родителям в книжных магазинах продаётся очень много детской обучающей литературы. Книги иллюстрированные, «говорящие», рисунки сопровождаются двустишиями и четверостишиями, которые дети легко запоминают. Читайте, рассматривайте рисунки вместе с ребёнком, заучивайте стихи, при этом убедитесь, что он понимает о чём вы говорите. Заучивание не должно быть зубрёшкой, оно должно быть осмысленным.
  • Купите диски с мультфильмами об «уроках вежливости». После просмотра обязательно обсудите ситуацию и поведение героев: кто из них был прав и не прав, вежлив и не вежлив, и почему. Учите ребёнка мыслить и обсуждать, процесс запоминания будет легче и быстрее.
  • Проигрывайте ситуацию с детскими игрушками, устройте мини-спектакль на любую тему ( «Кукла Настя идёт в гости», «Мишки на прогулке», «Зайчата едут в цирк» и т.д.), чтобы ваш ребёнок исполнял роль вежливого персонажа. Вам легко будет понять, где есть пробелы в понимании правил поведения и вежливости.

Для успеха в жизни, человек должен научиться общаться с окружающими его людьми, обладать чувством такта и придерживаться правил хорошего тона, а всё начинается с простых вежливых слов в раннем детстве.

Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
М.

Сервантес

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
А. П. Чехов

1. — Посмотрите на с. 6 учебника.
— Почему на этой странице изображено рукопожатие?
— Прочитайте слова приветствия.
— Когда люди говорят друг другу: «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер», «Привет». 1
— Чем отличаются эти приветствия?
2. — А всегда ли, когда приветствуем друг друга, мы употребляем слова. Можно ли поприветствовать друг друга без слов?
— Посмотрите на картинки на с. 7. Как приветствуют друг друга герои рисунков? (Без слов: курсант отдаёт честь офицеру, пожилой мужчина кланяется даме, мальчики похлопывают друг друга по плечу. Во всех случаях жесты могут сопровождать слова)
— А в каких случаях уместны приветствия без слов? 4
3. — Сегодня в гостях у нас герой мультфильма, вы его, конечно, знаете.
Учитель включает отрывок из мультфильма «Малыш и Карлсон…», в котором Карлсон приветствует малыша.
— Как Карлсон поприветствовал малыша? Почему?
— Давайте посмотрим, кого ещё приветствует Карлсон?
4. — Откройте с. 8-9 учебника.
— Как Карлсон поздоровается с мамой?
— С Фрекен Бок?
— С собачкой Бимбо?
— А как герои ответят Карлсону на его приветствие?
Учитель вызывает учеников к доске и предлагает ученикам разыграть ситуации.

2 1
5. — Кого вы можете приветствовать словом «здорово» («привет»)?
— А какое слово «здравствуйте» или «здорово» вы говорите чаще? 2
— Слово «здравствуйте» — очень интересное. Вдумываемся в его значение: «здравствуйте» — мы желаем здоровья (здравия). Поэтому людям приятно слышать это приветствие.
«- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали.
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!-
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?»
— Можете вы ответить на вопросы поэта? Я повторю их ещё раз.
— Какие слова мы добавляем к слову «Здравствуйте», чтобы наше приветствие было ещё приятнее для собеседника? (Если дети испытывают затруднение:
» Для того, чтобы людям было радостней, приятней, мы добавляем к словам приветствия ещё и те, которые делают нашу речь более тёплой и доброжелательной. Мы говорим: «Здравствуй, мамочка!», «Здорово, Шурик!», «Привет, братишка!»)
6. — А сейчас я вам прочитаю стихотворение. Послушайте его и скажите, какие слова приветствия вы здесь услышали?
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро.
— Доброе утро! –
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! –
Улыбчивым лицам.
И каждый становиться
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
В.Кривошеева «Доброе утро»
(Ответы детей)
7. — Давайте представим ситуацию – мальчик Серёжа утром идёт в школу. Он встречает по дороге своих друзей.
На магнитной доске у учителя изображение города. Мальчик (нарисованный) идёт по городу, навстречу ему — друзья.
— Как Серёжа поздоровается с ними?
— Мальчик вошёл в школу и встретил там учителя. 1
Учитель переставляет картинки.
— Кто должен поздороваться первым? Как Серёжа поприветствует учителя?
— Вечером Серёжа сидит дома, учит уроки. Пришли мама и папа с работы. Как мальчик может их поприветствовать?
8. — Давайте хором прочитаем стихотворение А.Яшина на с.11. (Сначала дети читают (кто умеет) стихотворение про себя, затем вслух.)
— Посмотрите, какой красивый кот нарисован ниже.
— Возьмите у меня карточки. Прочитайте, в какое время суток вы должны поприветствовать кота. Поздоровайтесь с ним.

Беседа о культуре поведения, о вежливости.
Каждый день вы произносите и слышите вежливые слова: «здравствуйте», «спасибо», «извините», «пожалуйста», «до свидания» и другие. Но встречаются и такие люди, которые не употребляют эти слова, считают их не очень важными. Такие ребята есть и среди вас. Поэтому наш классный час посвящен правилам поведения и вежливым словам.
Теперь давайте мысленно посчитаем, со сколькими людьми вы встречаетесь и общаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями, сестрами, соседями; в школе- с учителями, одноклассниками, поварами, техслужащими; на улице, в магазине, в библиотеке, в различных кружках со многими другими людьми. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь, пообщаешься? Вы находитесь в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Нужно вести себя так, чтобы никого не обидеть грубым словом. Часто хорошее настроение человека зависит именно от этого. Вам, ребята, нужно задуматься над своими ошибками в поведении. Доброе слово, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют ваши отношения. И наоборот, бесцеремонное или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях.
Слайд 1. От одного слова да навек ссора.
Бритва скребет, а слово ранит.
Ласковое слово- это вешний день.
Как вы понимаете смысл этих поговорок?
Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила, обязательные для всех. Ваше вежливое доброе отношение к другим людям проявляется и в поступках, и в словах, а также в тоне разговора с ними.
А теперь давайте познакомимся с некоторыми правилами поведения.
Слайд 2. Правило 1: как вести себя на улице.
Слайд 3. Правило 2: как вести себя в гостях.
Слайд 4. Правило 3: как вести себя за столом.
Слайд 5. Правило 4: как вести себя в общественных местах.
Слайд 6. Правило 5: как вести себя при разговоре.
Эти правила вы должны запомнить.
А сейчас мы послушаем и посмотрим инсценированное стихотворение Агнии Барто «Вежливый поступок».
Было лето,
Пели птички…
Павлик ехал
В электричке.
Вдруг на станции Фили
Две девчонки вдруг вошли.
Не толкаются девчонки,
Скромно стали в уголке.
И беседуют в сторонке
На английском языке.
Павлик понял: «Иностранки!»
Это видно по осанке.
Может быть они туристки,
В первый раз у нас в стране.
И с трудом он по-английски
Произнес: «Позвольте мне
Пригласить вас на скамью.
Ну а сам я постою!..»
Было лето,
Пели птички…
Две девчонки в электричке
Сели около окна.
-Между прочим,
Мы москвички,-
Улыбается одна.
Павлик крикнул:
-как же так!
Значит, я попал впросак?!
И теперь не пьет, не ест он.
Посочувствуем ему:
Уступил девчонкам место
Неизвестно почему!
Как бы вы поступили на месте этого мальчика?
Сейчас нам ребята расскажут о Любочке.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Крутится и юбочка,
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Она кричит еще с порога,
Объявляя на ходу:
-У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду.
Говорит она толкаясь:
-Фу! Какая теснота!-
Говорит она старушке:
-Это детские места.
-Ну, садись!- вздыхает та.
Девочки на празднике,
Соберутся вкруг,
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Так вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Едет Любочка в трамвае-
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается что девочки,
Бывают очень грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
Перестарался.
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле:
Он в полночный тихий час
Поднял мать с постели.
Что с тобой!? – вскричала мать-
Заболел, сыночек?..
— я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи».

(С. Погореловский).
Вы послушали стихотворения, а сейчас попробуем решать задачки по культуре поведения.
1 мальчики бежали по лестнице вниз через две ступеньки – спешили в столовую. Навстречу поднималась Марья Ивановна. Ребята пробежали мимо и лишь через какое-то время послышалось: «Здравствуйте!» Ответила ли им учительница, мальчики уже не слышали. Зато они первыми ворвались в столовую. Перечислите все ошибки мальчиков.
2 Боря шел домой из школы. Видит — идет по улице слепой человек и палочкой ощупывает тротуар. Подошел к перекрестку и остановился. «Это он движение пережидает», — подумал мальчик и пошел своей дорогой. Как бы вы поступили на месте мальчика.
«Вежливо или невежливо»
Представьте себе ситуации.
Мама послала тебя к соседке взять в долг муки. Как ты это сделаешь?
Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пойти к ближайшей аптеке. Как ты объяснишь ему дорогу?
Ты хочешь пригласить своих друзей к себе на день рождения. Как ты это сделаешь?
Продолжите мой рассказ.
Однажды Вова решил пойти к своему другу. Взрослых дома не было. Уходя из дома… Что должен сделать Вова?
Вова пришел к Вите. Дверь отворила его мама. Вова сказал… Что должен сказать мальчик матери друга?
Витина мама через некоторое время позвала мальчиков пить чай. Как нужно вести себя за столом?
Молодцы, ребята! Вы усвоили правила поведения. Вежливым человек не рождается, а становится. От вас требуется умение самим следить за собой, понимание того, как надо вести себя в разных случаях. Вы не должны обижаться, если взрослые и друзья делают замечания, стараться исправить что-то плохое в своем поведении.
Вот и подумайте, кем вы станете в будущем? Трусливыми и жадными обывателями, заботящимися только о своей сытости, своих удобствах? Или настоящими людьми, всегда готовыми прийти на помощь друзьям, защитить слабого, отказаться в пользу другого от любого преимущества? Как же стать таким человеком?
Я советую начать с малого – приучать себя постоянно помнить об окружающих. Именно в этом и заключается подлинная вежливость.
Пусть эта беседа научит вас быть всегда и во всем дисциплинированными, выдержанными, вежливыми и внимательными к окружающим.
А закончить наш классный час хочется стихотворением Евгения Чеповецкого «Чудесный вирус».
Ребята, потише,
Послушайте лучше.
Какой был со мной
Удивительный случай!
Однажды я нес
Чемоданы с вокзала,
Но сдали силишки –
Не те, что бывало!
Ну, думаю, сяду
Сейчас на дороге.
Откуда на улице
Ждать мне подмоги?..
И вдруг отовсюду
Бегом и вприпрыжку
Гурьбою ко мне
Повалили мальчишки:
Их сотня за сотней
Дружно спешила
Наверное, все,
Сколько в городе было.
Они извинились,
Что поздно хватились.
За все чемоданы
Мои ухватились.
Они мне повсюду
Дорогу давали,
В метро и трамваях
Места уступали…
Я спрашивал: «Братцы,
Чего это ради?»
Они отвечали:
«Пожалуйста, дядя!»
Вокруг то и дело
Звучали красиво
Слова «извините»,
«Позвольте», «Спасибо».
Меня же,
Сменяясь в пути понемногу.
Буквально несли
На руках всю дорогу…
Я так волновался,
Что съел два обеда.
Я ночью стучался
В квартиру соседа,
И срочно с постели
Его поднимая,
Я все рассказал,
Ничего не скрывая.
Сосед удивился:
«вы разве не знали?!
Да вы же, дружок,
От событий отстали!
Ведь это известно
Всему уже миру:
Детей охватил
Уважительный вирус!
Они теперь все –
Превосходные люди.
И так, очевидно,
Всегда уже будет».
Мы с ним до утра
Обнимали друг друга,
Мы с ним до утра
Поздравляли друг друга:
Мол, вот это дети!
Не то, что когда-то,
И с этим же вас
Поздравляем, ребята!
Желаю вам всем заразиться уважительным вирусом!
Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *