Как молиться по четкам

Как молиться по четкам

Иисусова молитва для мирянина

Сергей Карнаухов

Иисусова молитва для мирянина.
Занятия Иисусовой молитвой мирянина, существенно различаются от делания монаха, и ему недосягаемы и порой даже не понятны, способы молитв, творимых исихастом. Здесь Иисусова молитва механическая – молитва произносится вслух или «про себя», накладывается крестное знамение, совершаются поклоны. Молитвы совершают обычно с применением четок. Назначение четок – прерывание помыслов во время молитвы. Считать молитвы не нужно, четки не для счета, счет — это дело совсем другое. Если ты решил после утреннего правила читать Иисусову молитву сто раз, это будет небольшая разминка для твоего ума. Утренняя гимнастика не делает человека чемпионом. То есть, если ты решил научиться Иисусовой молитве, то должен уметь находить время для занятий. И уже в зависимости от времени, которое ты можешь провести в молитве, и будет число кругов четок. У тебя есть два часа, которые ты можешь молиться, тяни четки два часа и не отвлекайся на подсчет молитв. Когда часы были редкостью, тогда святые отцы использовали четки как меру времени. Опытно определяли, сколько времени уходит на какое-то число молитв и в зависимости от духовного уровня, физического состояния и свободного время христианина предлагали ему количество молитв. Четки лучший инструмент для занятия Иисусовой молитвой. Однако следует избегать перебирания четок на показ.
За неимением четок можно загибать пальцы, причем, для того чтобы не сбиться какую пятерку ты считаешь, первую или вторую счет лучше начинать с мизинца, как начинать загибать, так и разгибать. Сжал кулак, поочередно загибая пальцы, начиная с мизинца, и разгибай с мизинца. На левой руке лучше откладывать единицы, а на правой, если есть в том необходимость, десятки.
Прерывание молитвы.
Прерывание другой молитвой.
а) молитва по четкам.
Читаешь на узелках десять Иисусовых молитв, на одиннадцатом узле — Богородице Дево радуйся, а на соединении читай Отче наш.
Правило чтения молитв по четкам предлагают на маленьких узелках проговаривать Иисусову молитву, на большом узле «Богородице Дево радуйся» и на соединении, на крестике прочитать «Отче наш», и поклоны.
Проговорить десять Иисусовых молитв, прервать чтением «Богородице Дево радуйся» и наложить на себя крестное знамение. На десяти коротких молитвах, ум не способен удержать свое внимание. Рассеянность и увлечение помыслами властвуют над умом. Святые отцы назначили прерывать Иисусову молитву чтением другой молитвы, зная неспособность человеческого ума не развлекаться, не уходить в мечтание, не блуждать свободно, где ему хочется. Так что, прерывается не молитва, а увлечение помыслами, молитвы уже нет, ты только проговариваешь слова и сам, не слышишь их. После прочтения большего количества Иисусовых молитв и «Богородице Дево радуйся», ум приноравливается и к этому ритму правила и оставляет молитвы без своего внимания. Против этого: изменить на крестике произносимые молитвы, в данном случае прочитать «Отче наш», и сделать крестное знамение с поклонами.
Бывает, что когда дочитываешь молитвы, то перед узлом, и особенно перед соединением помыслы в другой раз не тревожат ум, и молитва идет без рассеяния. Может появиться желание не прерывать молитву, а продолжать ее как чистую и данную свыше. Отбрось сей лукавый помысел, ты не дочитаешь до середины следующего десятка, как помыслы пленят тебя. К ним прилепится еще и смущение, будешь укорять себя, что не исполнил правило и пропустил молитвы.
Правило исполняй неуклонно, не пренебрегай им. Некоторые святые отцы предлагают при одолении помыслов, особенно при засыпании, ударять себя (не сильно!) четками по плечам или спине.
Перебирать четки от себя или к себе, не имеет ни какого значения, как тебе удобнее, так и делай.
Если ты не делаешь прерывание на больших узелках, то молитвы у тебя нет, твой ум давно уже в мечтах, ему там хорошо, и ты этого не замечаешь.
Необходимо иметь ввиду, что не обязательно читать именно «Богородице Дево» на больших узлах, можно применять какие-то другие короткие молитвы, например «Спаси Господи, люди Твоя». А на соединении, если молишься сидя, то не делать поклоны. То есть не нужно описываемый способ загонять в какие-то жесткие рамки.
б) составить десять молитв.
читать 7 раз молитву Иисусову и 3 раза молитву “Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго”, что составит десять молитв по четкам.
в) рассматривание помыслов.
Прочитав десять молитв, на одиннадцатом узле рассматриваешь приходившие помыслы и тотчас каешься в грехах, о которых они тебе напомнили, а так же в рассеянности и невнимательности в молитве.
г) крестное знамение и поклоны.
Крестное знамение обычно накладывают на больших узлах, а с поклонами на соединении. При сильном нападении помыслов крестное знамение накладывают на каждом узелке, а на больших узлах с поклоном (поклонами).
д) молитва на четыре стороны.
Прочитав десять молитв, наложи на себя крестное знамение и сотвори земной поклон, повернись вполоборота и повтори молитвы, знамение и поклон, и так по кругу. Поворачиваться через правое плечо. Молитва обычно совершается, когда трудно определить восток, но особенно при одолении сна или сильных и навязчивых помыслов.
е) чтение писания или святых отцов.
Прочитав сто или больше молитв, замечаешь, что ты устаешь, твое внимание рассеянно, тогда оставь молитвы и почитай писание или о Иисусовой молитве у святых отцов.
ж) слово молитвы на узелке.
Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Можно попробовать сочетать этот способ с другими, для борьбы с помыслами. Здесь будет изменяться ритм произношения молитвы, что несколько прервет безразличную монотонность, ты как бы встряхнешься от какой-то задумчивости.
Изменения в молитве.
Применение вставок. Изменение окончаний молитв. Сокращение слов в молитве.
Применение вставок. Молитва перед иконами.
Встань перед иконами. Смотри на икону Пресвятой Богородицы и со вставкой, произнеси десять раз гласно Иисусову молитву:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя.
Прочитав десять раз, на большом узле перекрестись и сделай поклон.
После чего, обратившись к следующему образу святого, читай:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами преподобного Серафима, помилуй мя.
И потом так же обращаться к другим или возвращаться к прежним образам святых. На чей образ будешь взирать у того и просишь помощи, изменяя вставку. Начинать молиться к другому образу можно поворачиваясь всем телом, или повернув голову или только переведя взгляд. Когда в храме, то достаточно перевести взгляд, и, конечно же, недопустимо сопровождать твою внутреннюю молитву осеняя себя крестным знамением и творя поклоны, что необходимо делать со всеми, согласно совершаемой службе. Не крути головой по сторонам, и не топчись на месте, тебе достаточно двух или трех образов, что прямо перед тобой. Никто не должен догадываться о твоем внутреннем духовном делании. Будучи один, лучше, особенно вначале, повернуться всем телом, даже если иконы близко друг от друга, нужно постепенно вырабатывать привычку неподвижного стояния. Освоив способ «Применение вставок» перед иконами, его можно применять и как самостоятельный способ моления, то есть, не глядя на иконы, допустим с закрытыми глазами в храме, и как прием борьбы с помыслами, когда ты молишься другим способом.
Изменение окончаний молитв.
Основа молитвы это – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, а следующая часть молитвы изменяется периодически через десятки или сотни раз.
Примеры окончаний смотреть у свт. Феофана или прп. Сампсона.
Применять способ можно, как и в «Сокращение слов в молитве».
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, озари страхом Твоим душу мою, окаянную.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни многое множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, прости, прости, не помяни бесчисленное множество согрешений моих.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
«Пятисотница.»
«Установить на каждый одиннадцатый узел молитву «Достойно». Каждую сотницу отличить от другой изменением кончика Иисусовой, например:
первую сотницу «помилуй мя»,
вторую «и меня помилуй»,
третью «помилуй меня по велицей милости Твоей,
пятую «Спасе мой и Боже мой, пощади и помилуй мя».
Вот по этому рецепту преподобный Серафим Саровский, епископ Феофан Затворник, и блаженный схимонах Силуан научали нас сладкому келейному правилу, Иисусовому правилу.» Старец иеросхимонах Сампсон.
Сокращение слов в молитве.
Протянув по кругу один или два раза четки, читай, сократив количество слов в молитве, например: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя; или Господи, Сыне Божий, помилуй мя. Способ можно применять в тех случаях, когда механические способы применить сложно, в основном это когда ты находишься среди людей, в транспорте, на работе и других общественных местах. Проговорив про себя, допустим десять раз молитву полностью, другие десять говоришь сокращенную молитву.
Можно 10 раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. и 10 раз: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
В этом способе борьбы с помыслами нужно временно сократить количество слов в молитве, и таким образом совершать молитву, до тех пор, пока помысел не отойдет и ум не возвратится в молитву и сердце, после чего перейди к прежнему совершению молитвы. Какое изменение применить решай сам или из тех, что я привел или примени твое сокращение/изменение чередования слов, по твоему душевному расположению.
Накладывание молитвы на движения: взгляда и механические ритмичные.
на движения:
А) взгляда
а) за авторучкой.
Не спеша, читай молитву и то же время, обратным концом ручки, проведи прямую линию, круг, дугу, треугольник, квадрат или любую другую фигуру. Взгляд удерживай в месте соприкосновения ручки с плоскостью. Начало и окончание движения ручки должно совпадать с прочтением молитвы. Движение может быть прерывистым, когда каждому слову или молитве соответствует одна линия или фигура, или непрерывным, когда каждому слову или молитве, так же, соответствует одна линия или фигура, но фигуры пишутся без отрыва ручки, в продолжение нескольких молитв. Скорость чтения и величину фигуры, (буквы или цифры) определишь опытным путем. Для борьбы с помыслами меняй фигуру каждый раз или через заданное число молитв, например на больших узлах. Должно получиться три действия 1) проговаривание молитвы; 2) движение ручкой; 3) перемещение узелка. Первые два действия совместные, а третье действие дополнительное, пауза.
Освоив этот способ, его можно выполнять без четок, а так же применять при письме или рисовании.
б) за секундной стрелкой.
Проговаривая молитву, следи и удерживай взгляд на движении секундной стрелки часов. Для борьбы с помыслами можно применить различные способы.
в) на предметы.
Посмотри на лежащие, на столе предметы, выбери порядок перемещения твоего взгляда по ним и говори одно слово или часть молитвы, глядя, на каждый из них. Помыслы прерываешь молитвой или изменением порядка перемещения взгляда по предметам, как обычно на одиннадцатом узле.
г) по точкам или линиям.
Для этого наметь несколько точек на окне, полу или на любом предмете, что есть пере тобой и как в способе в) читай Иисусову молитву.
Способы в) и г) удобно применять без четок, сидя или стоя, находясь в храме, в общественных местах и при поездках в общественном транспорте.
Б) механические ритмичные:
а) во время ходьбы.
На каждый шаг произноси одно слово молитвы. Счет молитвам веди пальцами левой руки, а десятки правыми, и загибать и разгибать пальцы лучше начинать с мизинца так не спутаешь, первая у тебя пятерка или вторая. Прочитав, несколько молитв, заметишь, что молитва проговаривается, а ум увлекся помыслом. Для борьбы с ним, есть несколько способов. Перейти на чтение молитвы на шаг одной ноги, или начать чтение молитвы, пропустив, без слов один или два шага. Сократить или добавить слова в молитву, на шаг произносить одно или несколько слов. Сочетать изменения в ходьбе и молитве. Не всегда сразу заметишь мечтательность и, даже пребывая в мечтательности, будешь часто уверен, что творишь молитву. Против этого назначь себе за правило, прочитать десять молитв и применять изменения независимо увлекся ты помыслом или нет. Правила не переменяй во время ходьбы, когда заметишь, что выдерживаешь его без развлечения помыслами, только в другой раз, увеличь число молитв.
Во время ходьбы на каждый шаг проговариваем одно слово молитвы, через какое то время одолеют помыслы в таком случае пропустим один шаг и на шаг с другой ноги начинаем говорить молитву, не пройдет и пяти молитв помыслы привяжутся и снова пропустить шаг. А можно на шаг только одной ноги, допустим левой говорить слова молитвы и сосчитав пять молитв (больше или меньше зависит от борьбы с помыслами), на шаг правой ноги начать говорить молитву. Пройдет некоторое время, и устанешь не от ходьбы (или как выше от поклонов), а от молитвы, точнее от борьбы с бесами, пока удержать такую молитву невозможно, требуются постоянные упражнения.
б) во время копания.
На одну копку лопатой проговори часть молитвы, а когда откидываешь другую. Однако здесь много зависит от твердости почвы и твоей физической силы. Надо приспособиться, найти ритм, и накладывать молитву как будет тебе удобно. От развлечения помыслами применяй правило и изменения в молитве.
в) при однообразной работе.
Процесс делится на отдельные циклы или операции: винтить гайку или шуруп, чистить картофелину или мыть посуду, копать лопатой или грести веслами и т. п. Во время работы гласно читай молитву. Каждой операции или циклу работы соответствует слово/часть молитвы, молитва или несколько молитв, в зависимости от их продолжительности. После чего небольшая пауза. Счет молитвам не ведется.
г)на дыхание.
Вместе с вдыхаемым и выдыхаемым воздухом произноси слова молитвы.
Дышать ровно и неспешно, вслух, шепотом или проговаривая про себя, произнести часть молитвы на вдох и, оставшуюся часть на выдох. Дыхание с чуть приоткрытым ртом, тогда оно меньше мешает молитве. Какую часть произносить на вдох, а какую на выдох зависит от твоего здоровья, твоей возможности. Не должно быть напряжения дыхания.

Если не хватает дыхания, то сократи молитву: Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, или Сыне Божий, помилуй мя.
Изменения количества слов на вдох и выдох, или изменение количества слов самой молитвы, используй для борьбы с помыслами.
Способ соединения молитвы с дыханием предлагают как нечто особенное в делании молитвы. Хотя этот способ удержания внимания, один из множества вспомогательных способов обучению молитве. При молитве в сердце, обращать внимание на дыхание не следует, это будет мешать молитве.
д) на звук.
Тиканье часов, стук колес поезда и другие ритмичные звуки, другой раз мешают упражняться молитвой. Не огорчайся, а примени их в делании молитвы. На каждый отдельный звук наложи слог/слово/часть молитвы. Для борьбы с помыслами можно использовать способ, применяемый в церкви.
Замирание.
Некоторые святые отцы советуют перед началом молитвы, принять какое либо положение тела и сохранять его до конца упражнения молитвой. Стоять неподвижно на ногах или коленях, сидеть, прижать подбородок к груди, распрямить плечи, подтянуть живот, лежать в постели, держа голову немного над подушкой и тому подобное. Смыл замирания, заключается в привлечении внимания к сохранению неподвижности, чему способствует терпение усталости и боли от этой неподвижности. Когда помыслы начнут одолевать, тотчас тело, заметно тля тебя, невольно расслабится, ты сразу понимаешь, что ты пленен помыслами и возвращаешься к прерванной молитве. Как книга, выпавшая из рук, будит задремавшего ее читателя.
Прием замирания держит внимание на неподвижности тела и позволяет отсекать помыслы при малейших изменениях положения тела. Помыслы будут предлагать тебе, если стоишь, то перенести тяжесть тела с одной ноги на другую, если сидишь, согнувшись, то слегка выпрямиться, или же повернуть голову и перевести взгляд на что-то интересное и тому подобные изменения как незначительные и маловажные. Не верь таким помыслам, только начни им подчиняться и они не отстанут и пользы от приема замирания не будет. Ты будешь не в состоянии определить, то ли ты пленен, то ли просто облегчил твое положение тела. Порой приходится часто накладывать на себя крестное знамение, возможно с поклонами, что бы справиться с навязчивыми помыслами и вернуться в прежнее молитвенное состояние. Выбор положения тела на время молитвы, это твой личный выбор или ты используешь советы святых отцов из книг, или опытных в делании молитвы православных или применяешь нечто свое в зависимости от твоего здоровья и обстоятельств, в которых ты находишься. Не напрягай тела в начале занятия, пусть будет тебе легко и свободно, два, четыре или шесть часов неподвижности создадут необходимую усталость и болезненность. Не думай о положении тела как о чем — то необходимом для занятия Иисусовой молитвой, это только один прием из множества способов борьбы с помыслами.
Прием и способ.
Способ это чтение молитвы, выбранное по расположению души, в зависимости от духовного роста и внешних обстоятельств.
Прием это действие для прерывания выбранного способа моления.

Название «четки» происходит от слова считать, обозначая, таким образом, приспособление для счета молитв и поклонов — нитку бус или ремень с узлами. Кожаные четки называются — лествица, или лестовка. Она представляет из себя круглый ремень с плетеными ступеньками, внутрь которых обычно закладывают свиток с написанной Иисусовой молитвой. Лестовка по своему назначению совпадает с четками, служа также для счета молитв и поклонов.

Сохранению лестовки мы обязаны старообрядцам и единоверам, в обиходе которых старинная русская лестовка осталась до сего времени.

По церковному преданию, прототипом лестовки послужила вервица — веревочная петля с навязанными на ней узлами, служившая для счета числа Иисусовых молитв. Введены четки в обиход еще святым Василием Великим (по другим источникам — Пахомием Великим и даже Антонием Великим), но в любом случае — очень давно, в первые века христианства. Приспособление это было сделано для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Никакого другого назначения — ни практического, ни символического — они в то время не имели.
У нас же, на Руси, не просто считали молитвы. Русские молитвенники поднимались от земли на небо по ступеням символической лестницы, навыкая ум свой всегда держать высоко в небе, у престола Вседержителя. Так на Руси вервица превратилась в лествицу — лестницу на небо -, все части которой получили важное символическое значение.

Из простого приспособления для счета — вервицы — лестовка превратилась в важнейший инструмент молитвы, предназначенный, по словам свт. Игнатия Брянчанинова, для несовершенных. Совершенным же это не нужно — их молитва соединена с дыханием. Хотя старец Серафим, великий подвижник и делатель непрестанной молитвы, все же носил всегда с собою четки, чаще именно лестовку.

Лествица представляет из себя плетеную кожаную ленту, сшитую в виде петли. Хотя вначале, видимо, делались и лествицы, концы которых не соединяли и они представляли из себя просто полоску кожи со ступеньками. Образец такой лестовки мы можем видеть на старинной иконе св. прав. Иулиании Лазаревской, мощи которой находятся в древнерусском городе Муроме. Но замкнутый круг — образ вечной и непрестанной молитвы — более подходит для этого символического предмета. Лестовка знаменует собой лестницу духовного восхождения от земли на небо. Постоянно поднимаясь вверх по ступеням лестницы, человек научался пребывать умом рядом с Богом, иметь память Божию, поэтому каждый русский имел свою лестницу на небо. Она сопровождала русского человека всю земную жизнь, и, не случайно, ее вкладывали ему в руки, когда он отходил ко Господу.
Устройство лествицы глубоко символично. Древняя лестовка имеет 100 простых ступеней и 9 «великих», которые располагают по 3 ступени в начале, середине и конце лествицы. Они все вместе означают девять чинов ангельских. Начало и конец лестовки отмечены промежутками без ступеней, символизирующими небо и землю. «Великими» ступенями лестовка разделяется на 4 неравных участка: от «земли» — 12 ступеней, что означает 12 апостолов, далее — 38 ступеней, означающие 38 недель, которые Богородица носила во чреве Младенца, а также считают с первой великой ступени по вторую включительно — 40 ступеней. Это означает 40- дневный пост Господа Иисуса Христа. До третьей великой ступени — 33 ступени, означающие 33 года земной жизни Спасителя. В конце до «неба» идут 17 ступенек, означающих 17 ветхозаветных пророчеств о Христе. В месте соединения концов ленты пришиваются четыре окантованных треугольных «лапостка», которые символизировали четырех евангелистов, а окантовка — евангельское учение. Раньше каждый благочестивый христианин должен был 7 раз пройти лестовку (т. е. прочитать 700 молитв Иисусовых). Для этого подсчета под лапостками делали передвижки — семь нанизанных на ленту прямоугольников, по числу 7 таинств церковных. Это практическое значение передвижек в современных лестовках отсутствует, они делаются или символически, или лапостки просто плотно пришивают друг к другу.
Кроме обычной лестовки, встречаются «Богородичные лестовки» на 150 ступеней. Они имеют позднее происхождение и сделаны для исполнения «Богородичного правила».

Интересно, что назначение лестовок было самое разнообразное. Ими пользовались не только при чтении молитв. Например, при венчании у молодых в руках обязательно должны были быть лестовки, обычно белого цвета, украшенные дорогой вышивкой. Богатые люди, в основном купцы, которые на Руси отличались благочестием, всегда держали лестовку в левой руке, перебирая ее ступени. Были также траурные лестовки. Их подавали как милостыню, вместе с продуктами и вещами. Кожаная лестовка в руках суровой бабушки вызывала трепет у непослушных внуков. Богато украшенная лествица была желанным подарком для любого верующего человека.
Центром лестовочного промысла была Нижегородская область. Сейчас с этим забытым промыслом можно познакомиться в Семёновском государственном историко-художественном музее.

К сожалению, после раскола на Руси лестовка, в основном, осталась в обиходе старообрядцев и единоверцев, хотя не возбраняется пользоваться ею и в нашей церкви. Это незаслуженно забытый атрибут древнерусского благочестия. Используя глубокий символизм мысленного восхождения на небо с помощью тонкой плетеной лестнички (ведь именно так можно перевести слово «лестовка») наши предки, ступенька за ступенькой, многажды в день восходили от земли на небо. Вновь вернув лествицу в нашу жизнь, мы сможем прикоснуться к духовным тайникам наших предков, почувствовать глубину их духовных возможностей, обрести и прильнуть к нашим духовным истокам, кладезь которых неисчерпаем. Многие русские святые использовали для молитв именно лествицу. Всем известно, что по лестовке молился Светильник Земли Русской — преп. Серафим Саровский. На многих иконах в руке батюшки Серафима видна именно лестовка. Все старцы Саровской пустыни пользовались ею для выполнения монашеского правила. На старинных иконах преподобного Сергия Радонежский,портрете матушки Александры, первоначальницы Дивеевской, Ильи Муромца, Еразма Киево-Печерского, Марка Молчальника Саровского, праведной Иулиании, Анны Кашинской. На прижизненных фотографиях Серафима Звездинского и Серафима Вырицкого, мы также видим лестовку — символ духовного восхождения от земли на небо.

В духовной практике современной Православной Церкви нет строгого правила как молится на чётках. Основная молитва- Иисусова: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или более короткие формы, самая короткая из которых- «Господи, помилуй». В этой короткой молитве человек, имеющий опыт настоящей глубокой молитвы, находит всю полноту и прошений, и благодарений, и воздыханий. Четки напоминают нам о непрестанной молитве, о как можно более частом призывании имени Божьего. Лестовку издавна перебирали левой рукой, что способствовало сосредоточению ума и помогало иметь постоянную память о Боге. Четки могут использоваться также для специального молитвенного правила, которое состоит из определённого количества Иисусовых молитв (сотница, двусотница и т.д.). В этом случае правило читается по особому благословению духовника, потому что в противном случае можно серьёзно навредить своему духовному деланию. Молитва на четках не исключает также возможных вставок других молитв, например на каждой большой ступени или промежутке можно читать » Отче наш», или «Богородице Дево, радуйся», или какую-либо другую молитву, близкую молящемуся человеку. Или можно молиться своими словами, которые изливаются из самого сердца человека и которые православная духовная практика не запрещает, лишь бы сердце взывало к Богу.
Теперь понятно, почему четки, изначально предназначенные просто для счета молитв, на Руси стали «духовным мечом», используя слова ап. Павла из Св. Писания. Это очень справедливое и мудрое сравнение, хотя апостол относил эти слова к силе христианской проповеди. Но ведь занимаясь Иисусовой молитвой, мы также проповедуем слово Божие, проповедуем истину как бы для самих себя и заставляем все свои душевные и телесные силы подчиниться этой евангельской проповеди. Действительно, четки, необходимые нам для совершения Иисусовой молитвы, словно изображают этот духовный меч, поражающий невидимых врагов. Все более или менее внимательно, искренне, усердно занимающиеся этим делом знают, что в молитве мы не только каемся, просим у Бога милости, прощения грехов и вечной блаженной жизни, но и в момент духовной брани поражаем ею невидимых врагов, как неким мечом. Это настоящее оружие, которым мы обороняемся во время нападения врага нашего спасения.
Четки напоминают нам и о притче Спасителя о сеятеле. Неправильная, неразумная молитва уподобляется растению, выросшему на каменистой почве, или тому, которое погибло при дороге, или тому, которое было заглушено тернием. От такой молитвы человек в конечном счете не получает никакой пользы. Правильное же упражнение в молитве (а наиболее полезной и плодоносной является именно непрестанная Иисусова молитва) можно сравнить со стократным плодоношением. Не случайно древнерусская лествица имела 100 ступеней. Это символ того, что, если мы будем усердно заниматься этим деланием, то получим во сто крат больше плодов по сравнению с тем усердием, какое приложим.
Все эти символы, связанные с внешним видом четок, нужны для того, чтобы возбудить в нас ревность к занятию молитвой Иисусовой и понять значение и внутренний смысл, который заложен в этом прекрасном предмете, истоки которого лежат в недрах русской души. Это памятник русского духовного делания и символ русского национального самосознания.

Духовное развитие

Католические и старообрядческие четки

Как молиться по четкам? Немного терпения, мы скоро дойдем до этого вопроса. А пока поговорим о том, что представляют из себя старообрядческие четки.

Их называют «лестовкой». И на самом деле, плетение похоже на лестницу. Символ духовного восхождения.

У католиков несколько типов четок. Начнем с розария. Это классические католические четки известны еще с древних времен. Представляют собой 150 бусин, нанизанных на звенья цепочки, и простой католический крест. Раньше по четкам читали псалмы – на одну бусину приходился один псалом. Отсюда и количество бусинок, ибо псалмов 150. Теперь по розарию читают «Отче Наш» и «Аве Мария».

Ирландский розарий. Эти четки настолько малы, что умещаются в ладони молящегося. Представляют собой цепочку одностороннюю с бусинами. Если простой розарий замкнут в окружности, то здесь замкнутости нет. С одной стороны четок находится кольцо, для того чтобы надевать их на палец. С другой стороны обязателен крест.

Баскский розарий. Это кольцо с выступами вместо бусин. Появился такой вариант четок во времена гонений на католиков. Его можно носить на пальце, а при необходимости, легко спрятать.

Жемчужина жизни. Это совсем маленькие четки из 18 бусин. Но выглядят они очень красиво. Дизайн разработал шведский епископ. Он тщательно продумал значение каждой бусинки. Почему именно 18? Это число символизирует жизненный путь.

Когда мы молимся?

Когда обычный человек приходит к Богу? Чаще всего это бывает в критической ситуации. Люди вспоминают, что есть Тот, Кто просто обязан помочь. Он же сотворил нас. Вот и идем мы в храм, пишем записки, ставим свечки и молимся о помощи. Помощь получили – и снова забываем о Боге. До следующей непредвиденной жизненной ситуации.

Но правильно ли это? Бог нас ждет, Он всегда ждет и готов прийти на помощь. Однако такое потребление с нашей стороны не совсем верно. Нужно не только просить, еще и про благодарность не забывать.

Мы – дети Бога. Отец любит своих детей, он готов им все простить и всегда прийти на помощь. Возникает ли желание помогать детям, если от них простого «спасибо» не услышишь? Стараешься ради них, делаешь, а они только потребляют, забывая о самом простом слове – благодарность.

Богу не нужны наши «спасибо». Это нам нужно уметь быть благодарными ему. Проснуться однажды и поблагодарить за новый день, за то, что Бог разбудил нас и подарил еще один день. Поблагодарить перед сном за прожитый день, он прошел, Бог дал его нам. В общем, надо уметь быть благодарными.

Как молиться?

Как молиться по четкам? Все просто, перебирать узелки или бусинки и читать молитву. А вот тут-то и начинают возникать вопросы о том, какую молитву, как долго, для чего это нужно. И вообще, банально времени нет.

Стоп, начнем с того, что четки – это монашеский атрибут. По ним молятся монахи, творят Иисусову молитву, как правило. Вот ее текст:

Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную).

Все предельно просто: одна бусинка – это одна молитва. Прочитал монах молитву, взял в пальцы следующую бусинку. И так потихоньку тянет четки в пальцах.

О временном промежутке чтения говорить сложно. Все зависит от устава монастыря. Количество молитв, необходимых к прочтению, благословляет (назначает) игумен или игуменья обители. Игумен – это начальник или директор, если говорить на мирском языке. В иных монастырях благословляют произвольное количество молитв. А где-то число установлено. Это может быть 500 молитв, 1000 или более. Иисусовых молитв имеется ввиду.

Когда же заниматься их чтением, если у монахов вечно гора дел? Занимаясь делами, они творят молитву. Если послушание позволяет тянуть четки, то монахи молятся по ним. Если же нет, приходится молиться только в уме.

Резюмируем

О чем говорится в статье? Выделим основные ее аспекты:

  • Четки – это «инструмент» монаха.

  • Используются они не только в христианстве. У мусульман и католиков тоже есть четки. Равно как и у старообрядцев.

  • По четкам творят Иисусову молитву.

  • Так как это атрибут монашествующих, то мирянам необходимо взять благословение у своего священника на то, чтобы молиться по четкам.

  • Монахи молятся по ним и на послушании, и в храме, и в кельях.

  • Миряне могут ограничиться домашней молитвой. Или молиться по пути на работу, или гуляя по улице.

Мы поговорили о том, как молиться по четкам. Стоит отметить, что четки – это религиозный атрибут, все же. И относиться к ним нужно должным образом. Нельзя ходить в туалет с четками, прикасаться к ним грязными руками. Нельзя бросать их на пол или на землю. Всякое бывает, ускользнула ниточка из рук, четки упали. Это по нечаянности, понятное дело. Поднять, попросить прощения у Бога за случившееся и продолжать молитву.

Как уже говорилось выше, молиться можно по веревицам, а можно и по брояницам. Кому как удобнее. Для мирян все индивидуально, и обговаривается с духовным наставником.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *