Кадило

Кадило

Кадило

греч. ?????????, позднее ????????????, лат. fumigatorium, thuribulum, turibulum) — богослужебная утварь для совершения каждения — сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения. Хотя термины «К.» и «кадильница» (греч. ??????????, лат. incensorium) часто выступают в качестве синонимов, в наст. время «кадильница» преимущественно означает стационарный сосуд для каждения, а К. — переносный.

Воскурение ароматических смол с глубокой древности было частью культа в различных рел. традициях. В в.-з скинии воскурение фимиама совершалось как на золотом жертвеннике курений (Исх 30, 1–10), так и в золотых кадильницах (Лев 16, 12; 4 Цар 25, 15; ср. Евр 9, 4), являвшихся, в частности, принадлежностями стола для хлебов предложения (Исх 25, 29; 37, 16). 12 золотых кадильниц упомянуты среди приношений начальников 12 колен Израиля (Числ 7). Кадильницы использовались и после построения Иерусалимского храма (3 Цар 7, 50; 4 Цар 25, 15), причем только священниками (2 Пар 26, 16–19). В масоретском тексте ВЗ использованы 2 слова: mahtah (греч. ??????, лат. turibulum; Лев 16, 12; Числ 16, 17; 17, 11) и miqteret (греч. ??????????, лат. turibulum; Иез 8, 11; 2 Пар 26, 19), вероятно, обозначавшие различные конструкции кадильниц: небольшого размера на длинной ручке и более широкую на вертикальной подставке; второй термин мог обозначать вообще сосуд для перенесения углей. В Откровении Иоанн Богослов говорит о золотой кадильнице в руках ангела (Откр 8, 3.5).

С введением в христ. богослужение использования ладана (IV в.) была заимствована форма К., употреблявшаяся в античных языческих культах, — небольшая металлическая чаша, подвешенная на трех цепочках к металлическому кольцу; такая форма известна по памятникам христ. иконографии начиная с V в. Существовали и стационарные кадильницы, ставившиеся на пол или прикреплявшиеся, например, к киворию. От VI–VII вв. сохранились бронзовые К. (на цепях) из сиро-палестинского региона, а также кадильницы на подставке, часто украшенные рельефным орнаментом и изображениями сцен из свящ. истории. Сохранились свидетельства об использовании разных видов К. на Западе: согласно Liber Pontificalis, одна стационарная кадильница из золота была подарена имп. Константином I Латеранской базилике, другая установлена в соборе Св. Петра при Папе Сергии I; изображение К. на коротких цепях можно увидеть на мозаике VI в. в базилике Св. Виталия в Равенне. К XI в.

конструкция подвесного К. была усовершенствована: чтобы угли не выпадали при совершении каждения, чаша была снабжена крышкой с отверстиями, часто с навершием в виде креста; для удобства накладывания ладана была добавлена еще одна цепочка, поддерживающая крышку; для того чтобы можно было регулировать высоту крышки над корпусом, не снимая К. с руки, цепочку для крышки (с кольцом, надеваемым на палец) стали продевать через отверстие посередине диска, на котором закреплены остальные цепочки и за который держат К. Такое устройство К. стало преобладающим как на Западе, так и на Востоке. В XV–XVII вв. рус. мастера изготовляли К. в виде моделей храмов, наиболее изысканные из них выполнены из золота и украшены драгоценными камнями. В рус. ист. памятниках XII–XIX вв. засвидетельствовано также использование К. с рукояткой, которое называлось кацея (или кация; из итал. cazza «ковш» через средне-греч. к????? или др. формы).

Лит-ра: Христиане на Востоке: Искусство мелькитов и инославных христиан. СПб., 1998, с. 167–167, 170; Никольский К., свящ. Учебный устав богослужения. М., 1999, т. 1, с. 127–144; DACL 5, 21–33; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mi., 1964, vol. 1, p. 393–394; NCE 3, 390–391; Cramp R. Anglo-Saxon Connections. Durham, 1989, p. 30; Meyers C. // ABD 1, 882.

С. Никитин

Оцените определение:

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т.

Разные виды “церквей” появляется в последнее время. Известна так называемая церковь сатаны и др. Но недавно в США появилась “церковь марихуаны”. Ее костяк составила группа друзей, куривших вместе “косяки“ (сигареты с марихуаной).

Двое из этой компании – некий Стив Берк и Ли Моллоу – начали заводить (как они сами выразились) “нелепые беседы о том, чтобы организовать церковь”. В результате этих “бесед” 20 апреля 2016 года в Денвере открылась Международная Церковь Марихуаны со своим церковным зданием, теологией и галерей игровых автоматов.

Снаружи – обычное здание: башенки с красного кирпича, вид классической городской церкви. Но внутри членам “церкви” предоставляются различные услуги, связанные с использованием марихуаны. Членство было введено по той причине, что согласно местным законам, курение разрешено только в частных клубах (а не публично). Как утверждают лидеры “церкви”, в списке у них 1400 членов. “Религиозное курение” предлагается с четверга по воскресенье.

Открытое курение марихуаны не вызывает удивления, поскольку медицинская марихуана легализована в Колорадо еще в 2000 году. К 2009 году по всему штату появились пункты раздачи такой марихуаны. А в 2012 году было узаконено использование “обычной марихуаны”. В 2016 году в штате Колорадо было продано травки более чем на 1 миллиард долларов, и налогов было получено почти 200 миллионов. Поэтому, каким бы странным ни казалось нам появление “церкви марихуаны”, для Колорадо это можно считать логичным шагом.

Интересно, что соседи этой “церкви” сначала были возмущены шумом и большим количеством машин, но Ли Моллоу организовал уборку улицы (почти как многие другие обычные церкви) и смог добиться “перемирия”.

Следует отметить что здание “церкви” представляет собой настоящее произведение искусства. Поверхность изрисована различными геометрическими призмами, мифологическими существами, звездами и “глазами внутри”. Многие рисунки напоминают галлюцинации.

В начале “богослужения” людей поощряют знакомиться друг с другом. Для этого зажигают косяки и передают их по кругу. Дымок поднимается к потолку занавесом под аккомпанемент покашливаний, хихиканий и резких вдохов. Затем возле алтаря появляется Ли – знаток Библии, между прочим, который воспитывался в строгой христианской семье. Он вполне бы сошел за хорошего проповедника, если бы не его внешний вид: густая борода “неформалов” и длинные спутавшиеся волосы. Под глазами темные круги. Как сказал один очевидец, это больше напоминает встречу анонимных алкоголиков, чем духовное собрание. Затем Ли начинает говорить.

“Быть элевационистом (термин, происходящий от англ. слова “возвышать, поднимать”, который в этой “церкви” придумали как ключевой для “богословия марихуаны”) – значит, быть исследователем, – заявляет Ли. – Наше духовное путешествие – это самопознание, а не какая-то догма. Мы верим, что не существует одного какого-то пути для решения серьезных жизненных проблем. Мы предлагаем просто место поддержки, где каждый может найти путь своей собственной духовности, каким бы он ни был”.

Это некое верование в “н”-микс: никакой доктрины, никакого кредо, никакого писания, никакой книги.

Просто “возьмите для себя что-нибудь из мировых религий, что работает для вас; возьмите что-то из своего внутреннего мира, перемешайте это и попробуйте – подходит ли?”

“Духовность не должна быть предписанием; она должна быть приключением. Это поиск, когда вам не указывают, что конкретно вы должны искать”.

“Такое путешествие самопознания, – объясняет Ли, – усиливается с помощью использования марихуаны. Мы запрограммированы вести себя и думать тем или иным способом, а марихуана помогает разрушить эти ложные реальности”.

Такое “богословие”, впрочем, не ново. Марихуану в религиозных целях использовали, начиная еще с древних китайских шаманов и оканчивая современными последователями растафарианства. С незапамятных времен альтернативное состояние сознания считалось краеугольным камнем многих верований. Даже без использования наркотиков – с помощью танцев, барабанов или обычной медитации – люди, возводя ум на “высший уровень”, считали это способом достижения божественного состояния, называя это как угодно, по-своему.

Многие утверждают, что в отличие от кабаков, клубов и всяких притонов, церковное здание придает проповедям Ли определенный вес. Его слова кажутся авторитетными… как в “церкви”.

“Из обычной церкви мы хотим в первую очередь взять принцип семьи, – объясняет Ли. – А также, музыку, пение и общение с друзьями. Но никаких догм”.

  • Интересно, что очень многие “обычные” церкви смещают акцент с учения (догмы) на общение. В современных церквях все больше тех, кто верят “во что угодно”. И чем больше мы на первое место будем ставить “дружбу и общение”, а не библейскую истину; переживания и религиозный экстаз, а не изучение Писания, тем больше наши общины будут превращаться в подобные уродливые пародии на церковь – разве что только без дымка марихуаны (ком. Геннадий Нефедов).

Голос Истины по материалам The guardian

Исторически известно, что в первые века Христианства некоторые части Богослужения сопровождались каждением в напоминание о внутреннем духовном состоянии верующих. Каждение – это благоуханная жертва Богу, сопровождаемая молитвами, особенно на Литургии, и служить выражением благочестивого упования на благодатное принятие Богом самых мо¬литв, как духовного благоухания. Это знаменование, воскуряемое через фимиам, основывается на Апокалипсисе и выражается в той молитве, которая читается при благословении кадила.

В домашней жизни восточных народов видим обычай, что в числе лучших приношений и приятнейших даров гостю издавна считались благовония. Поэтому и христианская церковь, руководствуясь дохристианской практикой, не могла не употреблять это символическое действие, вполне соответствующее христианским мыслям. Свидетельства об употреблении каждения при христианском Богослужении восходят к самой глубокой древности. О ладане говорят — Литургия Апостола Иакова, сочинения Дионисия Ареопагита, Апостольские постановления и святой Ипполит, отец 3 века.

В 4 веке о каждении упоминает Ефрем Сирин в завещании о погребении своем: «воскурите фимиам в святилище, меня же погребите с молитвами принесите благоволение Богу, а мне дайте псалмы». Кирилл Александрийский говорит, что ладан употребляли, кроме Литургии, и при других службах, например, в крестных ходах. После осуждения Нестория народ Ефесский при свете факелов сопровождал отцов собора до их жилищ, а женщины возжигали ладан при их шествии.

Каждение выражает сердечное желание, чтобы молитвы наши также легко и скоро возносились на небо, к Господу Богу, как легко и скоро поднимается дым от курения, чтобы молитвы наши также были угодны и приятны Богу, как нам приятно обонять благовоние и чтобы спасительная и всеосвящающая благодать Святого Духа также наполняла наши сердца, как благодать фимиама наполняет храм.

Для каждения употреблялся и употребляется фимиам, что значит сожжение благовонных веществ. Слово «ладан» греческое и происходит от слова, которое значит собственно дерево, источающее смолу, а потом — и саму смолу. Прежде всего употребляли эту смолу при своем Богослужении евреи. Закон Могсеев описывает само его приготовление. Так точно и христанская церковь удержала для воскурения ладан, и тем более, что в числе даров, которые принесли восточные мудрецы родившемуся Спасителю, был и ладон, как благовонная жертва самому Господу.

В настоящее время для воскурения кладется в кадило смола из деревьев, растущих в дальних странах. Каждение совершают в настоящее время кроме священнодействующих и дьяконы, почему Архидьякон Стефан изображается с кадилом. Во 2 веке встречаем стремление дьяконов завладеть этим действием, как им собственно принадлежащим. О значении этого символического действия можно сказать, что когда кадят при Богослужении перед святыми иконами; тогда каждение означает дар Богу и Его святым, возносащиеся на небо вместе с молитвой. А когда кадят пред всеми, пришедшими в церковь; тогда каждение означает духовное благоухание молитв верующих с желанием, чтобы Бог принял их в воню благоухания и ниспослал на приносящях молитвы благодать Святого Духа.

Поклоны

Во все времена преклонять голову перед другими значило выражать перед ними повиновение, душевное расположение или благодарность; а перед Существом Высочайшим Богом — значит свидетельствовать перед ним свое благоговение, как утверждает это Священное Писание. У Евангелиста Луки говорится, что Апостолы поклонились, возносящемуся от них Господу.Поэтому в христианской церкви, с самаго ее начала, поклоны употребляются при Богослужении, как необходимое, внешнее выражение внутренней молитвы.

Поклоны бывают великие и малые.

Малым поклоном называется обыкновенное наклонение головы, которое бывает при разных случаях, например, при чтении Евангелия, чем молящиеся выражают свое внимание; при перенесении святых даров с жертвенника на престол — чем они выражают благоговение и мысленное участие в шествии Иисуса Христа на вольное страдание; при чтении молитв главоприклонения и при других случаях.

Большим поклоном называется склонение головы и тела до земли без коленопреклонения. Большие поклоны, иначе называемые земные поклоны, требуются церковным уставом во время великопостных Богослужений, при усиленной молитве, когда малые поклоны считаются уже недостаточными. Наклонение головы при молитве было в употреблении в церкви Ветхозаветной еще при Аврааме и Моисее. Поклонился Господу раб Авраамов, когда узналъ о назначенш Ревекки быть женой Иса аку; поклонились и Евреи, когда выслушали заповедь Божью о заклании пасхального агнца.

В христианской церкви, как видно из Постановлений Апостольских и из слов Иоанна Златоуста, с наклонением головы до земли молились оглашенные, кающиеся и одержимые злым духом, а иногда и верные, в особенности тогда, когда священник произносил о них молитву на вечернем, утреннем Богослужении. Во время главопреклонения молящихся священник читает молитву, испрашивая у Бога временных и вечных благ. Подобным действием при молитве христиане подражают церкви небесной. Примеры этого символического действия при молитве встречаются еще в церКВИ Ветхозаветной. Так молился Соломон в новосозданном храме и Даниил в плену Вавилонском. В Новозаветной церкви с коленопреклонениием молился Сам Иисус Христос, первомученик Стефан и Апостол Павел.

В Апостольских постановлешях и у святого Иоанна Златоуста указываются молитвы, которые возносились в собраниях христиан с коленопреклонением. Василий Великий составил на день Пятидесятницы для вечернего Богослужения свои молитвы, которые должны быть возносимы к Богу с колено преклонением.

Таким образом, все эти свидетельства говорят нам о древности коленопреклонения, как символа молитвенного при Богослужении, и о постоянном употреблении его в церкви при известных случаях. О значении этого молитвенного положения при Богослужении Василий Великий пишет: «всякий раз как мы преклоняем колени и опять встаем, тем самым показываем, что грех поверг нас на землю, но человеколюбие Творца возвело на небо». Коленопреклонение представляет собой символ покаяния и смирения, или оно выражает сознание нашей греховности перед Богом и желание таким самоуничижешем умилостивить Его и испросить у Него прощение и помилование. Поэтому церковь предписывает преклонять колени не в праздничные дни, а будничные и в дни покаяния.

Этот древний обычай христиане настолько уважали, что считали дерзостью преклонять колени в воскресный день. По Апостольскому преданию, подтвержденному первым Вселенским собором, христиане в дни воскресные и дни от Пасхи до Пятидесятницы должны были молиться стоя, чтобы напомнить себе воскресение свое со Христом и обязанность искать горнего. В древние времена одни только кающиеся, должны были и в эти дни приносить свои молитвы с коленопреклонением. В великй пост, когда все Богослужение направлено главным образом к тому, чтобы возбудить грешников к раскаянию и умолить Господа быть милостивым к ним, коленопреклоненные молитвы почти непрерывны. Кроме того, с коленопреклонением совершаются молитвословия по какому-нибудь особенному случаю, например, по случаю общественных бедствий: губительной болезни, засухи, пожаров. Отсюда установлен точный и древний порядок для всех христиан — преклонять колени лишь во время, указанное церковью.

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ СТАТЬИ:

ладан

«горючее» кадила

Альтернативные описания

• ароматическое вещество из тропических растений

• средство от черта

• ароматическая смола

• содержимое кадила

• на его дышат, находясь при смерти

• церковное курево

• смола, на которую дышат ветхие предметы

• ароматическая смола в церкви

• скажите церковное название смолы тропического африканского дерева босвелия картера из семейства бурсеровых

• фимиам

• средство для выкуривания чертей

• смола для религиозного обряда

• смола для ароматических курений во время богослужения

• им прокурены все церкви, в которых, как известно, не курят

• благовонная смола

• благовоние для каждения: крупицы высохшего сока некоторых восточно-африканских растений

• ароматическая смола, используемая для курения при богослужении

• ароматическая смола, выделяемая некоторыми растениями

• кошмар для черта

• смола, пугающая черта

• смола для богослужения

• смола для курения

• смола, коей черти боятся

• античертовская смола

• церковная смола

• на него дышит старая техника

• смола из кадила

• что черт на дух не переносит?

• ароматическая смола для богослужения

• на его дышат при смерти

• античертово курево

• именно то, чего боится черт

• смола, отпугивающая чертей

• его курят дьяки (песен.)

• управа на черта в кадиле попа

• смола в кадиле

• смола для кадила

• «на … дышит» (об очень старом)

• рос. ученый в области животноводства (1908-83)

• дымящаяся управа на черта

• один из даров волхвов Иисусу

• «чертогон»

• смола супротив чертей

• им прокурены все церкви

• «топливо» для кадила

• какая смола в кадиле дымится?

• оружие против черта

• «заправка» для кадила

• смола для курения в церкви

• «пугало» для чертей

• от какой смолы черт бежит?

• «чертовский аллерген»

• «дезодорант» против чертей

• самая страшная для чертей смола

• какую смолу черти боятся?

• церковное благовоние

• смола, от которой черт бежит

• Ароматическая смола, применяемая при религиозных обрядах

• Церковное курево

• «Горючее» кадила

• «Дезодорант» против чертей

• «Заправка» для кадила

• «На … дышит» (об очень старом)

• «Пугало» для чертей

• «Топливо» для кадила

• «Чертовский аллерген»

• «Чертогон»

• благовоние в кадиле

• какая смола в кадиле дымится

• какую смолу черти боятся

• ладон м. пахучая смола, смолка; церковный ладан собирается с дерева Juniperus turiferа; ладан росной, с дерева Styrax benzoin; ладан верховой, растение брань; ладан морской арх. сиб.

янтарь, выкидываемый морем. Ладан земляной, корень растен. мяун, Valerianа; растен. Аsarum, копытень; растен. Geumstrictum, переполошная, репеек, баранки. Ладан кошачий, мяун. Ладан калмыцкий, Ерhedra vulgaris, бирючьи ягоды, степная, калмыцкая малина, стенник, ягодный хвойник. Ладан калмыцкий также Татаriх, жидовник. От него ладаном пахнет; он на ладан дышит, умирает. Боится, как черт ладану, потому что им кадят в церкви. Его ладаном не выкуришь. Святым духом, ладаном запахло. Что мертвому ладан, та же польза. Ладан на чертей, а тюрьма на воров. Ладан на вороту (т. е. в ладанке), а черт на шее! Хоть ладаном надымить, только б деньгу добыть! Ладанный, к ладану относящ. На Дону есть порода ладанного винограда, пахучего. Ладанник м. деревце Cistus ladaniferus. Ладанница ж. сосуд для храненья ладана. Ладанная курильница, ставимая перед иконами; обыкновенно медная, шаром, с крестиком вверху. Растен. Тhuarеа. Ладанка ж. ладанница, т. е. курильница; у крестьян лампадка перед киотом; растен. Origanum vulg., душица. Сумочка с ладаном или какою-либо святынею, носимая вместе с крестом на шее; талисман, амулет, привеска разного рода, иногда суеверная. Ладанкой не загородишь, напр. двора. Ладанковый, к ладанке относящ

• от какой смолы черт бежит

• что черт на дух не переносит

КАДИЛО, кадильница – предмет христианской церковной утвари, особый сосуд для воскурения ароматных смол (фимиама, ладана) во время богослужения; изначально в иудаизме один из священных сосудов Скинии и Храма, употребляемый для курения фимиама при особенно торжественных случаях. В древности кадило по форме напоминало большую ложку или продолговатую чащу с деревянной рукояткой, открытую или прикрытую другой чашей с прорезями, чтобы выходил дым (называлась кация, сохранилось в старообрядческом обиходе). Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена (например, жертва праведного Авеля). В Ветхом Завете Сам Господь повелел Моисею сделать в Скинии особый жертвенник для свящённого курения ароматических веществ. Каждение означало силу, отгоняющую злых духов (Тов. 8, 2–3), славу Божью (2 Пар. 5, 14) и возношение к Богу молитв (Пс. 140, 2). Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов писал в «Откровении» о Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу. В христианстве кадило разжигается при помощи раскалённого угля, на который кладётся ладан – душистая смола восточных деревьев. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам. Поднимавшиеся воскурения означают души верующих, восходящие к Богу, а хождение священника с кадилом вокруг престола (каждение) – приношение Богу. Существуют церковные кадила, имеющие цепочки, которыми присоединяются к ручке, и келейные, иначе говоря, домашние (с фиксированной ручкой на боку).

Современное кадило представляет собой декоративный глиняный или металлический закрытый сосуд в виде чаши, ковчежца, храмины (символа «Небесного Иерусалима») и пр. (иногда весьма внушительных размеров; так, известны кадила около 8–10 л), внутри которых на колосник или жаровню обычно кладётся таблетка прессованного древесного угля, а на неё сверху помещается ладан. Крышка с отверстиями служит для создания тяги и выхода горячих газов и благовонного дыма. Наибольшее распространение в русском православном обиходе получил тип кадила, подвешенного на цепочках. Слова «паникадило» и «кандило» ничего общего с кадилом не имеют и обозначают церковные светильники.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *