Качества передающиеся от родителей к детям

Качества передающиеся от родителей к детям

Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним — биологические, наследственные факторы. Факторы, влияющие на развитие человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его как биологического индивида в социальное существо — личность. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность. Это содействует приобретению им определенного социального опыта.

В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность. Социальное и биологическое в человеке — не две параллельные, не зависимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, а природосообразные и внутрииндивидные различия так многообразны, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора — наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития. В процессе развития человека они вступают в сложные взаимоотношения и взаимодействия.

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу.

По наследству ребенок получает человеческий организм, человеческую нервную систему, человеческий мозг и органы чувств. От родителей к детям передаются особенности телосложения, окраска волос, цвет глаз, кожи — внешние факторы, отличающие одного человека от другого. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности. Наследственность предполагает также формирование определенных способностей к какой-либо области деятельности на основе природных задатков ребенка. Согласно данным физиологии и психологии, врожденными у человека являются не готовые способности, а лишь потенциальные возможности для их развития, т.

е. задатки.Проявление и развитие способностей ребенка во многом зависит от условий его жизни, образования и воспитания. Яркое проявление способностей принято называть одаренностью, или талантом.

Говоря о роли наследственности в формировании и развитии ребенка, нельзя игнорировать тот факт, что существует ряд болезней и патологий, которые могут носить наследственный характер, например, болезнь крови, шизофрения, эндокринные расстройства. Наследственные заболевания изучает медицинская генетика, однако их необходимо учитывать и в процессе социализации ребенка.

В современных условиях наряду с наследственностью отрицательно влияют на развитие ребенка внешние факторы — загрязнение атмосферы, воды, экологическое неблагополучие и др. Все больше рождается физически ослабленных детей, а также детей, имеющих нарушения в развитии: слепых и глухих или потерявших слух и зрение в раннем возрасте, слепоглухонемых, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Для таких детей деятельность и общение, необходимые для их развития, значительно затруднены. Поэтому специальное обучение таких детей как раз и состоит в том, чтобы «открыть» ребенку каналы общения с внешним миром, используя для этого сохранившиеся виды чувствительности.

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество. Так что же делает человека человеком?

Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Воспитание — один из основополагающих факторов социализации личности ребенка. В самом общем виде воспитание — это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.

Влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие на становление и развитие личности. Со временем, по мере взросления ребенка, его доля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие. В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский), т. е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.

Однако нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком искажается в результате негативного — стихийного либо преднамеренного — влияния среды, в которой он живет, и т. д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.

В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов. Если же степень утраты или несформированности социально значимых качеств столь высока, что это препятствует успешному приспособлению ребенка к условиям социальной среды, т.е. происходит его социальная дезадаптация, то в этом случае необходима социальная реабилитация ребенка, которая предусматривает применение специальной системы мер, направленных на восстановление утраченных ребенком общественных связей и отношений, восстановление его социального статуса, обеспечивающего социальную адаптацию в обществе. Таким образом, в процессе развития ребенка в социуме должна осуществляться его социализация, которая включает в себя социальную адаптацию. Если же этого не происходит, наблюдается другое явление — дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.

Познать закономерности человеческого развития — это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлены ход и результаты данного процесса. Какими же причинами определяется развитие особист занятости? наследственности, среды и воспитания. Взаимодействие этих факторов может быть либо оптимальной или при преобладании того или иного фактора негармоничной. Возможно также, что врожденные и наследственные факторы недостаточно развиваются с помощью среды и и воспитания. Но ни один из отмеченных факторов не действует самостоятельно, результат зависит от их согласованностисті.

Природное (биологическое) в человеке — это то, что связывает ее с предками, а через них — со всем живым миром, с высшими животными, в частности. Биологическое отражается в наследственности. Во наследственностью понимают передачу от родителей к детям соответствующих качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греческого»ген»- рожавшие). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, сохраняет и передает всю информацию о в свойства организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Полученные факты заставляют переосмыслить многие установленных ранее педагогических положенияхічних положень.

Наследственные программы развития человека содержат детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга в. Детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в тч задатки языка, трудовой деятельности, мышления, прямой походки. Ви д родителей к детям передаются внешние признаки: особенности состава тела, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано соотношения в организме различных белков, определении групп и крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека определяют видимые и невидимые различия люди людей.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и психологические нет, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карлы наследственность и др.. Негативное влияние на потомство оказывает алкоголизм и наркомания родителиків.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, которые помогают организму человека приспосабливаться к изменениям условий его существования. Широчайшие незаполненные сферы наследственной программы представлен ни для следующего прироста в развитии и формировании. Каждый человек дополняет эту часть программы. Этим природа предоставляет человеку уникальную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования есть, необходимость воспитания заложена в природе человекдини.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех основных проблем — наследования интеллектуальных, специальных и моральных качеств

Очень важен вопрос о наследования интеллектуальных качеств. Что подражают дети — способности к определенному виду деятельности или только наклоны, задатки? способности как индивидуально-психологические особенности человека, как условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков — потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях позволяет ответить на вопрос однозначно — наслидуються не способности, а лишь задатки

Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются. Все зависит от того, получил человек возможности для перехода наследственной. Потенциал в конкретные способы, которые обеспечивают успех в определенном виде деятельности. Удается индивиду развить свой талант вроде. Рафаэля — зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, в конце спроса на продукт той или иной деятельности человека. Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, научной, учебной) деятельностисті.

Педагоги-материалисты считают, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и потенциальных сил и способны практически к неограниченному духовному ро озвитку. Существующие различия в типах высшей нервной деятельности способствуют лишь изменении хода мыслительных процессов, но не определяют качеств и уровня самой интеллектуальной деятельности. Известный генетик академик. М. ПДубинин считает, что для нормального мозга не существует генетической обусловленности вариаций интеллекта и, что распространяемая мнение, будто уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует резу льтаты научных исжень.

Вместе с тем, педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Негативные предпосылки создают, например, вялые клетки коры головного мозга в у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболеванияя.

Педагоги-идеалисты считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства между людьми и первопричиной ее признают биологическую унаследованность. Задатки к познавательной деятельности, определяющих вы иховни и образовательные возможности, наследуются людьми не в равной степени. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности неизменны и постояннымми.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков определяет практические пути воспитания и образования людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособления к ним воспитанию ния, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Большинство зарубежных педагогических систем основывается на том, что воспитание должно следовать за развитием, оно лишь помогая теряет вызреванию того, что заложено в человеке от природы, и поэтому должно быть только приспособлено к развитию задатков и способностей человекни.

В определении специальных задатков нет особых различий между представителями различных педагогических систем. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов и продвигаются к избранной области деятельности быстрыми темпами. При ярком вы ираженни таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если у человека есть необходимые условия. Специальными задатками называются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и и ін.

Особенно важен вопрос о наследовании качеств и психики. Ведущей тезисом советской педагогики было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в проце.

ЭСИ взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрой, ни скупым, а тем более ни вором или преступникомем.

Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Душа новорожденного, утверждали древние мыслители -«чистый ар ркуш», на котором жизнь наносит свои пометки. Какой станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили там ни генов добра или зла, ни генов агре сии или покорности, ни других генов, имеющих отношение к нравственностио моральності.

Но тогда почему же многие серьезные ученые придерживаются теории»врожденного зла»?

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что моральные качества человека биологически обусловлены.

Люди рождаются добрыми или злыми, честными или нечестными, природой человеку даются драчливость, агр ресивнисть, жестокость, алчность (М. Монтессори,. К. Лоренц,. Е. Мичерлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Если наука признает имеющиеся во инстинктов и рефлексов у животных и людей (ИППавлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследования людьми должно обусловливать действия, отличные от действий животных? единкы животных к поведению человека, которая в ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основанной не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Вопрос чрезвычайно сложный и к его решению необходимо подходить со всей ответственностьюідальністю.

В последние десятилетия XX в все четкую, хотя и осторожную позицию о генной обусловленности социального поведения стали занимать и отечественные педагоги. Академики. ПКАнохин,. ММАмосов и другие известные ученые спо очатку завуалировано, а позже открыто высказывались в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его поведенияедінки.

Человек, как биологический вид, подвергается очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего развития. Это еще одно весомое доказательство неизменности человеческой природы, жесткой генной регламентации человеческой й сущности. Изменение вида человека может произойти только тогда, когда ученые получат средства для практического вмешательства в генный код. Что таят в себе подобные упрощения — благо или зло, и к чему они могут привести — сейчас трудно предсказать .

Далее:Вопросы и задания для Вверх:Тема IV. Условия и Назад:Лекция 9. Понятия личности

Лекция 10. Наследственность, среда и воспитание как факторы развития личности

Наследственность — это отражение биологического в человеке, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греч. — «рождающий»), локализованные в структурах ядра клетки — хромосомах.

Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека, которая включает:

детерминированную часть- определяет то общее, что делает человека человеком:

детерминированная часть программы обеспечивает продолжение человеческого рода;

обеспечивает видовые задатки человека как представителя человеческого рода, задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления;

от родителей к детям передаются внешние признаки (особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи);

жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор;

к наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие особенности протекания психических процессов (патологические недостатки нервной деятельности родителей, вызывающие, например, шизофрению, могут передаваться потомству); наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства (например, карликовость), отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

переменную часть- определяет то особенное, что отличает людей друг от друга, обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования; каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно путем саморазвития и самосовершенствования, таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

С педагогической точки зрения интерес представляют 3 главные проблемы:

1. Наследование интеллектуальных качеств.

Дети наследуют не готовые способности к определенному виду деятельности, а только задатки — потенциальные возможности для развития способностей. При этом имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Унаследованные человеком задатки реализуются или не реализуются в зависимости от обстоятельств (условий жизни, среды, потребностей общества, от спроса на продукт той или иной деятельности человека). Известный генетик, академик Н. П. Дубинин считает ошибочным распространенное мнение о том, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что существует неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания). Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков для развития своих умственных сил.

2. Наследование специальных качеств.

Специальными называются задатки к определенному виду деятельности (музыкальные задатки, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.). Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности таких задатков они проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия.

3. Наследование моральных качеств.

Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, то есть в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении (душа новорожденного — «чистый лист»). Действительно, расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, ни других генов, причастных к нравственности.

Вместе с тем в западной педагогике (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм и др.) доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены, то есть люди рождаются добрыми или злыми, природой человеку дается агрессивность, жестокость. Такие выводы делаются на основании признания наличия инстинктов (инстинкты наследуются) и рефлексов у животных и людей, то есть поведение человека признается инстинктивным, рефлекторным.

В пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения открыто высказываются академик П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др. ученые, указывая, что человек как биологический вид подвергся очень незначительным изменениям за всю известную людям историю своего существования, — это является доказательством неизменности человеческой природы.

Таким образом, вопрос о наследовании моральных качеств является до сих пор открытым и сложным.

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 — овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка — Амала — скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая — Камала — прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов — дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).

Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека:

социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;

ближняя среда (семья, родственники, друзья).

Педагоги всего мира признают огромную важность среды, однако при оценке степени влияния среды взгляды педагогов не совпадают, так как абстрактной среды не существует — есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную и домашнюю.

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности. Кризис современной российской семьи (рост числа разводов, неполных семей, рост числа социально обездоленных детей) является, по мнению специалистов, первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних — значительное число правонарушений в стране совершается подростками и молодыми людьми в возрасте 14-18 лет.

По вопросу о том, что оказывает большее влияние на развитие человека — среда или наследственность — существуют две позиции:

приверженцы биогенного (биогенетического) направления в педагогике отдают предпочтение наследственности;

приверженцы социогенного (социогенетического) отдают предпочтение среде.

Английский психолог Д. Шаттлеворт (1935) установил количественные пропорции влияния среды и наследственности на умственное развитие: 64% — наследственные влияния, 16% — различия в уровне семейной среды, 3% — различия в воспитании детей в семье, 17% — смешанные факторы (взаимодействие наследственности со средой).

Общий вывод состоит в том, что человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия. Каждый человек развивается по-своему, и «доля» влияния наследственности и среды у каждого своя.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Вместе с тем слабость воспитания заключается в том, что оно основывается на сознании человека и требует его участия, тогда как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно.

Диапазон оценок роли воспитания широк: от утверждения полной бессильности воспитания (при неблагоприятной наследственности и отрицательном влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Справедливым представляется высказывание французского просветителя Д. Дидро о том, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа.

Таким образом, воспитание — это заполнение пробелов в программе человеческого развития. Одна из важнейших задач правильно организованного воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями. Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Исследования Н. Н. Ладыгиной-Котс показали, что воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком — при наличии тех же контактов с людьми, хорошего питания и ухода, — не привело к приобретению детенышами обезьяны ни одного психического качества, свойственного человеку.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития и постоянно опирается на достигнутый уровень развития, то есть развитие — это цель, а воспитание — средство. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды. Люди поддаются воспитанию неодинаково — от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий. Отечественный психолог Л. С. Выготский обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенку (уровню актуального развития), но и зоне его ближайшего развития, которая определяется теми возможностями ребенка, которые он может реализовать в настоящий период только с помощью взрослого и которые, благодаря сотрудничеству со взрослым, будут собственным достоянием ребенка в ближайшее время.

Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития».

Далее:Вопросы и задания для Вверх:Тема IV. Условия и Назад:Лекция 9. Понятия личности
ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *