Кабинет пд для беременных

Кабинет пд для беременных

Перинатальная диагностика

Перинатальная диагностика представляет собой определенный комплекс мер, направленный на раннее выявление нарушений, возникших во время беременности, а также на ликвидацию патологий, развившихся непосредственно после появления малыша на свет. При этом принято различать инвазивные и неивазивные методы перинатальной диагностики.

Как правило, каждая женщина, посещая кабинет перинатальной диагностики, заранее предупреждается о том, какое именно исследование ей предстоит пройти. Однако далеко не все знают, что означают данные термины. Рассмотрим их подробнее.

Так, при инвазивных методах врач с помощью специальных инструментов проникает в полость матки для забора биоматериала и отправляет его на дальнейшее исследование. Неивазивные, следовательно, наоборот, — диагностика не предполагает «вторжения» в репродуктивные органы. Именно подобные методы наиболее часто применяются при установлении патологий беременности. Это объясняется отчасти тем, что инвазивные методы предполагают более высокую квалификацию специалиста, т.к. при их проведении большой риск повреждения репродуктивных органов или плода.

Что относится к неинвазивным методам перинатальной диагностики?

Под данным типом исследования, как правило, понимают проведение, так называемых скрининговых тестов. Они включают в себя 2 этапа: ультразвуковая диагностика и биохимический анализ компонентов крови.

Если говорить о проведении УЗИ в качестве скрининг-теста, то идеальным временем для него является 11-13 неделя беременности. При этом, внимание врачей приковывают к себе такие параметры, как КТР (копчиково-теменной размер) и ТВП (толщина воротникового пространства).

Именно анализируя значения 2 данных характеристик, специалисты с высокой степенью вероятности могут предположить наличие у младенца хромосомных патологий.

Если подозрения на таковые присутствуют, женщине назначают проведение биохимического анализа крови. В ходе данного исследования измеряют концентрацию таких веществ, как РАРР-А (связанный с беременностью плазменный протеин А) и свободная субъединица хорионического гонадотропина (ХГЧ).

Что является поводом для назначения инвазивной диагностики?

Как правило, подобного рода исследования проводятся с целью подтверждения уже существующих, полученных в результате предыдущих обследований, данных. В основном, это те ситуации, когда у малыша отмечается повышение риска развития хромосомных аномалий, к примеру, такое обычно отмечается при:

  • поздней беременности (возраст будущей мамы более 35 лет);
  • наличии в семье ребенка с подобными нарушениями;
  • когда в семье выявлен носитель хромосомной патологии;
  • перенесенных во время вынашивания плода гепатите, краснухе, токсоплазмозе;
  • наличие в анамнезе 2 и более самопроизвольных абортов.

Наиболее часто применяемыми из инвазивных методов диагностики являются биопсия ворсин хориона и амниоцентез. В первом случае для диагностики из матки, с помощью специального инструмента забирается кусочек тканей хориона, а при втором – производят забор околоплодных вод для дальнейшей их диагностики.

Подобные манипуляции всегда проводятся исключительно под контролем аппарата УЗИ. Как правило, для назначения проведения инвазивных методов перинатальной диагностики, необходимо наличие положительных результатов проведенных ранее скрининговых тестов.

Таким образом, как видно из статьи, рассмотренные методы перинатальной диагностики являются взаимодополняемыми. Однако наиболее часто применяются именно неинвазивные, т.к. они обладают меньшей степенью риска травматизации и позволяют с высокой долей вероятности предположить хромосомное нарушение у будущего малыша.

В чем актуальность пренатальной диагностики и кому она бывает нужна?

Гамма врожденных заболеваний плода очень обширна и разнообразна как по своим проявлениям, так и по прогнозу. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) около 3% новорожденных появляются на свет с различными пороками развития. При этом около 1% составляют генные болезни, примерно 0,5% — хромосомные, и около 1,5% приходится на долю врожденных пороков развития плода.

Это заболевания, возникшие в результате нарушения деления хромосом или изменения структуры самой хромосомы, а также патологические состояния, возникающие при нарушении закладки органов и тканей плода в процессе эмбриогенеза.

В настоящее время практически все эти нарушения доступны для раннего и достоверного определения с помощью различных методов пренатальной диагностики. В Сибирском федеральном округе показатель заболеваемости врожденными аномалиями, например, в 2013 году составил 27 случаев на 1000 новорожденных. (согласно сборнику основных показателей здоровья СФО под редакцией О.В. Стрельченко).

Наибольший риск возникновения хромосомной патологии имеется в семейных парах, где возраст матери больше 35 лет, либо возраст отца больше 42 лет. Но это не означает, что родители более молодого возраста могут быть абсолютно спокойны относительно здоровья своего будущего ребенка. Риск появления патологии в этом случае, меньше, но он есть у всех и всегда. Поэтому выделить группы беременных, которым пренатальная диагностика не нужна вообще, практически невозможно.

Генетика человека и евгенические программы.

Евге́ника (от греч. ευγενες — «хорошего рода», «породистый») — учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

В 1-й пол. 20 в. идеи евгеники породили влиятельное научное и политическое движение. Многие видные биологи, сторонники евгеники, выступали в роли консультантов при правительствах различных стран по вопросам эмиграции, аборта, стерилизации, психиатрической помощи, образования и т. д. По мнению сторонников евгеники, в современном обществе за счет развития медицины, социальной поддержки инвалидов и улучшения качества жизни действие естественного отбора ослабло, в результате чего возникла опасность расового вырождения. “Субнормальные” индивиды участвуют в размножении, засоряя генофонд нации “недоброкачественными генами”. Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение населения.

Различают негативную и позитивную евгенику. Негативная евгеника предполагает лишение неполноценных граждан возможности продолжения рода и передачи по наследству “субнормальных” генов. Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества (напр., финансовые) для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных. Исторически в качестве основного объекта негативной евгеники рассматривались алкоголики, психиатрические больные, наркоманы, больные сифилисом, уголовные преступники, “половые извращенцы” и др.

20.Типы и варианты наследования признаков.

Хромосомное наследовании. Мнение о том, что хромосомы — подходящие кандидаты на роль материальных носителей наследственности, одним из первых высказал Август Вейсман. В своей «Эволюционной теории», вышедшей в 1903 году, Вейсман отнёс наследственное вещество, называемое им зародышевой плазмой, к ядру половых клеток, а затем — к хромосомам и хроматину. Он это сделал потому, что, судя по цитологическим данным, хромосомы вели себя именно так, как им следовало себя вести, если бы они представляли собой вещество наследственности: они удваивались и разделялись на две равные группы при делении соматических клеток; число их уменьшалось вдвое при образовании гамет, предшествующем смешиванию мужского и женского вкладов во время оплодотворения.

Хромосомы, заключённые в ядре клетки, являются носителями генов и представляют собой материальную основу наследственности

.Цитоплазматическое наследование отличается от ядерного по нескольким параметрам.

Во-первых, цитоплазматические гены присутствуют в сотнях и тысячах копий в каждой клетке, поскольку в клетке может быть множество органелл, каждая из которых содержит несколько молекул ДНК. Во-вторых, гены органелл расходятся при делении клеток по дочерним клеткам совершенно случайно и в смысле числа копий, и в смысле аллельного состава. В-третьих, цитоплазматические гены передаются, как правило, только через женские гаметы. В-четвёртых, цитоплазматические гены крайне редко рекомбинируют, и процесс рекомбинации ДНК органелл описан только для соматических клеток. В-пятых, цитоплазматические гены могут реплицироваться неоднократно за один клеточный цикл.

Цитоплазматическая ДНК может находиться в состоянии гетероплазмии, когда в одной органелле, клетке, органе или организме сосуществуют несколько вариантов цитоплазматических генов, или в состоянии гомоплазмии, когда не наблюдается различий по цитоплазматическим генам.

Явление нехромосомного (внехромосомного, внеядерного, цитоплазматического) наследования было открыто в 1909—1910 году немецкими исследователями Карлом Корренсом и Эрвином Бауром. В 1909 году К. Корренс сообщил, что при изучении декоративного растения Mirabilis jalapa (ночная красавица) он обнаружил, что окраска листьев (зеленая или пёстрая) наследуется не по Менделю и зависит от материнского растения. Независимо от него в том же выпуске журнала Э.Баур опубликовал статью, в которой также описывал неменделевское наследование признаков при скрещивании пёстролистных растений герани Pelargonium, связанным, по предположению Э.Баура, с наследованием пластид по материнской и отцовской линии. В 1910 году Э.Баур опубликовал результаты экспериментов с пестролистными растениями львиного зева Antirrhinum majus, в которых наследование цвета побегов было исключительно материнским. Э.Баур дал правильную интерпретацию явления неменделевского наследования пёстролистности, считая, что хлоропласты, как и ядро, несут наследственные факторы, способные мутировать, а при митозе пластиды распределяются случайным образом.

Митохондриальное наследование Для митохондриальной ДНК (мтДНК) характерно однородительское наследование, и в большинстве случаев зигота получает все свои митохондрии от матери. Существуют механизмы, которые практически полностью предотвращают передачу отцовских митохондрий следующему поколению. Есть некоторые исключения из этого правила. В некоторых группах растений и грибов обнаружено наследование митохондрий от обоих родительских организмов. У некоторых видов двустворчатых моллюсков отцовские митохондрии наследуются клетками зародышевого пути, в то время как соматические клетки получают мтДНК от матери, такое наследование можно назвать двойным однородительским наследованием.

Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 23 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2019 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Дородовая подготовка беременных

Дородовая подготовка беременных женщин является важной частью работы перинатального психолога. Деятельность некоторых только к ней и сводится.

В нашей стране дородовая подготовка женщин имеет давние традиции. Еще в 1949 г. И. З. Вельвовским с сотрудниками был разработан и внедрен в практику «психопрофилактический метод обезболивания родов» (Вельвовский И. З., 1963). Основные задачи его были сформулированы так:

• обучение активному поведению в родах, приемам, способствующим физиологическому родоразрешению;

• изменение представлений о неизбежности страданий в родах.

Этот метод широко применялся в женских консультациях и родильных домах в Советском Союзе, а также за его пределами. Интегрируя психопрофилактику, психотерапию с психогигиеническими, социально-просветительными, а также акушерско-гинекологическими мероприятиями, метод, несмотря на недостатки, безусловно, сыграл в то время прогрессивную роль. К его недостаткам следует отнести то, что, авторы почти совсем не уделяли внимания ребенку и его отношениям с матерью.

Ознакомившийся с этим методом психопрофилактики известный французский врач Ф. Ламаз включил значительную часть разработок метода И. З. Вельвовского и его коллег в собственную систему дородовой подготовки, получившую широкое распространение и до сих пор очень популярную в странах Западной Европы и Америке.

Метод И. З. Вельвовского не потерял актуальности. Он лежит в основе программы занятий с беременными в Школе материнства, рекомендуемой действующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В настоящее время в России действует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О мерах по совершенствованию акушерско-гинекологической помощи населению Российской Федерации» от 01.11.2012 г. 572н (см. приложение). В приложении № 1 к Приказу есть положение об организации деятельности женской консультации. В нем перечисляются функции женской консультации, одной из которых является проведение физической и психопрофилактической подготовки беременных к родам, в том числе подготовка семьи к рождению ребенка, проведение патронажа беременных женщин и родильниц, консультирование и оказание услуг по вопросам охраны и укрепления репродуктивного здоровья, применение современных методов профилактики абортов и подготовки к беременности и родам.

Подготовка к родам проводится по программе, включающей следующие занятия.

Занятие 1. Анатомо-физиологические изменения в организме матери во время беременности.

1. Краткие сведения о строении и функционировании половой системы.

2. Женские и мужские половые клетки.

3. Развитие внутриутробного плода.

3.1. Оплодотворение.

3.2. Первые признаки беременности.

3.3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители.

3.4. Роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода.

3.5. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности.

4. Факторы риска беременности.

4.1. Что такое факторы риска?

4.2. Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка.

4.3. Роль наследственности.

4.4. Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода.

4.5. Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.).

4.6. Осложнения беременности.

5. Медицинское наблюдение.

5.1. Важность раннего обращения беременной в женскую консультацию.

5.2. Частота посещений врача-акушера-гинеколога, акушерки.

5.3. Необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования во время беременности.

5.4. Знакомство с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода.

5.5. Обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода.

Занятие 2. Гигиенические правила в период беременности.

1. Изменение образа жизни.

1.1. Рекомендации по режиму труда, в том числе домашней работы. Законодательные права беременной.

1.2. Режим дня.

1.3. Половая жизнь.

2. Питание.

2.1. Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания.

2.2. Прием жидкости.

2.3. Роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода.

2.4. Особенности питания при патологических состояниях (ранний токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и др.).

3. Личная гигиена.

3.1. Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, молочными железами, половыми органами и др.).

3.2. Одежда, обувь, белье.

3.3. Роль грудного вскармливания до шести месяцев жизни ребенка.

3.4. Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины.

4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности.

4.1. Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности.

4.2. Обучение умению расслабляться («быстрый отдых»).

5. Особенности психоэмоционального состояния беременной.

5.1. Психологическая адаптация женщины к беременности.

5.2. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.

Занятие 3. Подготовка к «родам без страха».

1. Календарные сроки наступления родов.

2. Предвестники родов.

3. Подготовка к поступлению в родильный дом.

4. Периоды родов и их продолжительность.

5. Поведение во время родов.

5.1. Значение правильного и спокойного поведения женщины в родах.

5.2. Роль партнерства в родах.

5.3. Доверие к медицинскому персоналу и необходимость выполнения всех его рекомендаций.

5.4. Обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов.

5.5. Обучение приемам обезболивания родов.

5.6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах.

6. Первые часы после родов. Значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале.

7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде.

8. Контрацепция после родов.

9. Законодательные права материнства.

Занятия по подготовке к родам и материнству могут начинаться уже в первом триместре беременности, проводиться индивидуально или с группой.

Группы должны быть численностью не более 10–15 человек и включать женщин, имеющих примерно одинаковые сроки беременности. Подчеркивается, что наиболее перспективной и эффективной формой занятий является семейная подготовка к рождению ребенка, направленная на привлечение членов семьи к активному участию в дородовой подготовке, к партнерству во время родов и в послеродовом периоде. Утверждается, что «физиопсихопрофилактический» метод подготовки беременных и их семей к рождению ребенка может применяться всеми беременными, и противопоказаний к использованию данного метода нет. С этим можно согласиться, но только с оговоркой. Женщинам с неоптимальным типом ПКГД показаны индивидуальные занятия, во всяком случае, до дополнительного психологического обследования и проведения при необходимости психокоррекции. В противном случае возможны дидактогении.

Приказы довольно четко регламентируют проведение дородовой подготовки, однако допускают наполнение перечисленных тем занятий разным содержанием. На практике этим широко пользуются, особенно частнопрактикующие специалисты. В результате разработано огромное количество авторских программ дородовой подготовки. С одной стороны, можно только приветствовать то, что беременным предоставляется возможность получать знания и навыки, способствующие нормальному течению беременности и родов. С другой стороны, рост количества предлагаемых беременным женщинам услуг далеко опережает улучшение их качества. Часто методология и то, как проводятся занятия, выявляют низкую квалификацию специалистов. К сожалению, низкое качество занятий далеко не всегда очевидно учащимся. Наиболее продуманными и логичными из известных нам являются программы дородовой подготовки Н. П. Коваленко (Санкт-Петербург), М. Е. Ланцбург (Москва), И. М. Карташовой (Оренбург), Т. В. Скрицкой (Новосибирск), Н. П. Сенченко (Братск) и некоторые другие.

Большинство предлагаемых программ дородовой подготовки имеют общие недостатки (Добряков И. В., 1999). Одним из наиболее часто встречаемых и снижающих качество работы является недифференцированный подход.

На курсы дородовой подготовки часто записываются без предварительного отбора все желающие беременные женщины. При этом не учитываются ни возраст, ни их семейное положение, ни уровень образования, ни состояние здоровья. Не принимаются во внимание и личностные особенности женщин, уровень тревоги, наличие или отсутствие соматической и нервно-психической патологии.

Наш опыт работы в перинатальной психотерапии показывает, что у некоторых женщин именно в результате посещения групповых занятий Школы материнства возникли нежелательные последствия. Большинство из них нуждались в сугубо индивидуальных занятиях. Например, незамужней женщине будет неприятно слушать высказывания других беременных о своей счастливой супружеской жизни, она будет болезненно реагировать на предложение преподавателя обязательно привести на следующее занятие мужа, чтобы поговорить о его участии в партнерских родах.

У женщин с тревожным вариантом ПКГД излишне подробные сведения о биомеханизме предстоящих родов, о трудностях ухода за младенцем и т. д. вызовут еще большую тревогу. Наличие таких женщин в группе негативно сказывалось на других членах, индуцирующих их настроение. Предварительный отбор пациенток, выявление нуждающихся в индивидуальной работе может предупредить дидактогении, значительно повысить эффективность дородовой подготовки как индивидуальной, так и групповой.

Беременные, не нуждающиеся в индивидуальных сеансах, также требуют дифференцированного подхода. Чтобы это было возможно, в группе должно быть 8–10 человек. Во время занятия преподаватель должен одновременно с подачей материала следить за реакциями слушательниц, чутко реагировать на них. Делать это, если в составе группы 10 человек, сложно, а если больше 15 – уже невозможно. Для того чтобы правильно сформировать группу, понимать причины особых реакций женщин и анализировать свои наблюдения, ведущему важно иметь уже до занятия сведения о беременных. С этой целью до занятия можно провести скрининговое исследование. Для этого можно использовать достаточно простой и информативный тест отношений беременной (ТОБ-б). Как уже указывалось, на основе результатов исследования беременную женщину можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки:

• готовые приступить к занятиям;

• требующие предварительного индивидуального консультирования;

• нуждающиеся в консультации психотерапевта или психиатра.

Таким образом, ТОБ-б помогает выявлять проблемные отношения у беременных женщин и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи.

Другим типичным недостатком многих программ дородовой подготовки является отсутствие комплексности, отход от биопсихосоциального принципа.

Занятия призваны способствовать адаптации женщин к беременности на трех уровнях: биологическом (соматическое состояние), психологическом (состояние психологического комфорта), социальном (принятие новой социальной роли матери). Многие программы уделяют больше внимания одному уровню в ущерб другим. Причины этого – индивидуальные особенности авторов, их субъективизм.

Во-первых, на содержание таких программ влияет специальность автора, то, каким материалом он хорошо владеет. Так, в программах, составленных врачами – акушерами-гинекологами, неонатологами, больше уделяется внимания физиологическим аспектам беременности, родов, естественного вскармливания, профилактики отклонений здоровья матери и ребенка. Программы психологов преимущественно посвящены психологической подготовке к родам и материнству, вопросам психического здоровья. Программы педагогов в основном касаются пренатального воспитания. Важно иметь в виду, что даже очень грамотные и написанные квалифицированными специалистами программы, содержащие много верных сведений о том, что происходит во время беременности и родов, в ранний послеродовый период, далеко не всегда полезны беременным женщинам. Нужно учитывать, что в период гестации они становятся ранимыми, внушаемыми, мнительными. Излишне подробная информация обо всех возможных осложнениях во время беременности и родов, о внутриутробных заболеваниях и патологии новорожденных, сведения, заставляющие сомневаться в правильности жизненной позиции, выборе супруга, собственных моральных качествах, мировоззрении могут привести к повышению уровня тревоги, к потере оптимистического настроя на течение собственной беременности и родов.

В связи с этим оптимальным представляется разработка программы дородовой подготовки коллективом специалистов, проведение каждым из них занятий по своей теме. Предпочтительный состав преподавателей, на наш взгляд, следующий: медицинский психолог или врач-психотерапевт, акушер-гинеколог, методист ЛФК, педиатр-неонатолог.

Во-вторых, отсутствие комплексности программ прямо связано с интересами и пристрастиями их авторов, сознательное или неосознанное желание их навязать свое мировоззрение, свои очень субъективные и далеко не всегда правильные представления о том, что такое здоровый образ жизни, стать гуру. Особенно опасно, если идеи таких авторов приобретают сверхценные черты. Некоторые программы перегружены занятиями, включающими элементы неправильно понимаемой «арт-терапии». При этом преподаватель толком не проводит диагностики и, не затрудняя себя ответом на вопрос, что он собирается «лечить искусством», всем женщинам дает одинаковые задания. Другие, увлекаясь йогой, предлагают беременным заниматься только ею. Третьи обучают женщин «развивать личность и интеллект» пренейта специальными занятиями. Четвертые, любители бани, уверены, что основой дородовой подготовки должны быть водные процедуры и регулярные посещения парилки… Список можно продолжить.

Увлеченные авторы дают женщинам жесткие установки, касающиеся того, каким образом и где она должна рожать. Любое отклонение от указанного плана, вызванное объективными обстоятельствами, может спровоцировать у женщины стресс. Авторы таких программ формируют зависимость у поверивших в них беременных женщин, чувствуя себя незаменимыми, повышают свою самооценку. Они склонны не ограничивать количество занятий, утверждая, что чем больше женщина посетит их, тем лучше. При этом нередко решаются и материальные проблемы преподавателей. Неопределенность количества занятий – очень серьезный показатель низкого качества программы, грубого нарушения границ личности женщины, а иногда и ее супружеского холона. Беременная женщина – мудрая женщина, она живет своей жизнью, и если она здорова и не нуждается в помощи, вмешательство в ее внутренний мир недопустимо!

Дональд Вудс Винникотт восхищался интуитивными знаниями матери, способной многое делать правильно, специально этому не обучаясь. Он считал, что главная ценность интуитивного постижения кроется в его естественности, не искаженной обучением. Он искал способ довести до сведения женщины добытые научной мыслью полезные сведения так, чтобы не повредить материнской интуиции (Винникотт Д. В., 1998). К сожалению, многие авторы программ дородовой подготовки этим не озабочены.

Большинство авторов программ дородовой подготовки утверждают, что именно их занятия приводят к значительному улучшению состояния здоровья беременных женщин, снижают количество осложнений в процессе гестации и родоразрешения. Как правило, к применяемым методикам оценки эффективности занятий можно предъявить массу претензий, и достоверность результатов часто вызывает сомнения. Оценка зачастую проводится по результатам опросов женщин, находящихся под сильным влиянием преподавателя, контрольные группы отсутствуют, психологических измерений не проводится или они проводятся с помощью малоинформативных или невалидных методик, с нарушением процедуры. Обращают внимание на количество осложнений во время беременности и родов, оценку состояния новорожденного по шкале Апгар. Не учитываются данные катамнеза. Назрела необходимость разработки научно обоснованного метода оценки эффективности занятий дородовой подготовки, создания системы их сертификации и проведения супервизии.

Это выражение более не употребляется по двум причинам: потому, что оно ассоциируется с расистской идеологией, с которой никто не хочет иметь ничего общего, и потому, что фактически такого рода «обозначение» абор­та сводится к аборту «терапевтическому», поскольку наличие зародыша с отклонениями в развитии или какими-либо дефектами влечет за собой опас­ность для психического здоровья и социального равновесия семьи.

В действительности этот случай сводится к следующему: аборт делают, и чаще всего легально, с целью избежать рождения индивидов с отклонения­ми в развитии—или неполноценных, или инвалидов, — для того, как гово­рят, чтобы воспрепятствовать им вести жизнь, которая будет ниже челове­ческой, но прежде всего затем, чтобы избежать тех жертв, которые придет­ся нести семье и обществу. Такой подход отличается от расистской идеоло­гии своей целью: для расизма цель заключается в очищении расы, для совре­менной культуры более актуальна мотивация социально-экономического, а также гедонистического характера.

Именно для этой цели иногда используются различные технологии пре-натальной диагностики и разрабатываются так называемые «превентивные» программы в области здравоохранения.

С этической точки зрения дефекты развития или неполноценность ни в коей мере не умаляют онтологической реальности того, кому предстоит появиться на свет; напротив, в случае выявления в человеческом индивиде какой-либо неполноценности, как и болезни, еще в большей степени, во имя гуманности, требуется предоставление ему защиты и помощи.

Поскольку уже говорилось об этой проблеме там, где речь шла о прена-тальной диагностике, мы не собираемся задерживаться на ней. Следует только добавить, что с этической точки зрения в этих случаях, как и в общем плане, необходимо продолжать поддержку исследований, имеющих своей целью предотвращение пороков развития в самом начале, и оказывать соответствую­щую помощь тем семьям, где рождаются подобные дети, что неизбежно ста­вит вопрос о человеческих и экономических затратах, порой столь тяжелых.

Общество оценивается по своей способности помогать слабым и боль­ным, а не по своему чувству превосходства по отношению к ним, провоци­рующему их преждевременную смерть.

62 Наэтутемусм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *