Йога и православие совместимы ли

Йога и православие совместимы ли

Как не предать Христа. Православие против йоги

Любое занятие йогой погружает человека в восточную нехристианскую религиозность. Такая мысль прозвучала на встрече в миссионерском апологетическом центре «Ихтис» при Успенском храме Архангельска. Участники беседы поговорили, можно ли совмещать веру во Христа и увлечение восточными практиками. Одна из гостей встречи поделилась личной историей духовных поисков — она заинтересовалась христианством после того, как стала вникать в йогу. Сейчас женщина хочет понять, как относится Православная Церковь к этим занятиям.

«В индуизме есть разные стадии посвящения, — отметил один из гостей встречи, сектовед Денис Данилов. — Любой опыт йоги — это уже некая степень посвящения. Не секрет, что определенными техниками дыхания можно достичь состояния, когда критическое мышление пропадает, сознание расширяется и человек теряет способность сосредотачиваться на чем-либо. В этот момент его можно переформатировать — вложить против воли определенные религиозные убеждения, которые он изначально не хотел принимать».

Общественник отметил, что границу между физическими упражнениями и духовными практиками в йоге провести невозможно, потому что это учение пантеистическое. Оно предполагает единый путь изменения человека. Физические упражнения имеют религиозный смысл, они служат ступенями более широкого и общего духовного восхождения.

Эту мысль поддержал модератор встречи, руководитель «Ихтиса» священник Кирилл Кочнев: «Человек в йоге ищет духовности, поэтому выбирает именно эти занятия, а не лечебную физкультуру. Я консультировался с одной женщиной, которая сама прошла через разные восточные практики. Она общалась с сертифицированными инструкторами йоги. Все они говорят, что любой человек, занимающийся йогой, проходит духовные практики, а не только делает физические упражнения».

По словам отца Кирилла, заниматься йогой православный христианин не может: «Это равносильно отречению от Спасителя. Вспомним первые века после Рождества Христова.

Десятки тысяч мучеников пострадали за то, что не хотели уважать языческих богов. А ведь требовалось лишь формально признать римский пантеон, который запросто мог вбирать в себя даже Христа наравне с идолами. Нет! Мученики стояли до конца, они не признавали никого, кроме Христа, не желали совершать никаких действий по отношению к богам пантеона, даже формальных. Мученики отдавали себя на растерзание львам, на распятия и сожжения, лишь бы не предать Господа!»

Отец Кирилл напомнил, что Сам Спаситель говорил о невозможности поклонения одновременно двум господам, Богу и мамоне: «Мамона — это не только богатство, но и вообще поклонение земному. Здоровье относится к этому же. Если ты готов ради здоровья приступить духовные принципы — ты отказываешься от веры во Христа. Какая связь между Богом и велиаром?»

Священник привел в пример опыт архимандрита Софрония (Сахарова), который в молодости семь лет занимался йогой. И не просто физическими упражнениями, но и глубокой медитацией. Впоследствии он покаялся в этом и уверовал во Христа, а со временем стал монахом на Святой Горе, учеником преподобного Силуана Афонского.

***

Люди зачастую ищут в йоге то, что можно найти в других увлечениях, продолжил дискуссию Денис Данилов: «Есть те, кто ищет здоровья и красоты, а есть экспериментаторы, «сталкеры». Они ищут форму нестандартного поведения в обществе. Для таких людей я бы предложил взять соску в рот и пройтись по Троицкому проспекту. Или встать напротив памятника Козьмы Пруткова и начать декламировать его же тексты. Внешнего эффекта от этого будет гораздо больше. Возьмите Евангелие от Марка — вы увидите такой образец нестандартного поведения, что дальше идти не надо. Христос вам все это покажет! И вы поймете, что здоровье и красота вещи относительные. Когда я преподавал единоборства, то говорил ребятам, что через год или два можно потерять все навыки, рано или поздно мы придем к возрасту, когда эти умения будут утрачены в силу нашей природы. Но останется навсегда терпение, внимание, уважение и любовь друг к другу. Эти добродетели перейдут вместе с нами в Царство Небесное. Йога таит в себе искушение, работа с безличной энергией фокусирует человека на себе, ограничивает его лишь собственными потребностями».

По словам Дениса Данилова, за вывеской «восточных практик» могут скрываться страшные вещи. В 2007-2008 годуах в Архангельске тоталитарная секта «Ашрам Шамбалы» вербовала десятки молодых девушек через занятия йогой. Четыре девушки разорвали связи со своими родными и уехали из Архангельска неизвестно куда. Организатор секты Константин Руднев был посажен на 11 лет за распространение наркотиков и изнасилования. Благодаря усилиям нескольких сектоведов и журналистов деятельность секты в Архангельске была остановлена.

ИА «Руснорд» — 27.10.2018.

Медитация греха

Виктор Болгов -Железногорский

МЕДИТАЦИЯ ГРЕХА
(сценка для двух актёров)
Действующие лица:
ОН — благообразного вида, румяный, с чёрной, слегка тронутой благородной сединой, холёной бородой, многоопытный био-психо-терапевт, гуру — ЕЁ учитель. И тот, кто отказался от отцовства.

На вид 40-45 лет.
ОНА — cухощавая, молодая женщина, на третьем месяце беременности, с воспалёнными от постоянного недосыпа или заплаканными глазами, его ученица и мать 2 детей от которых ОН отказался.
На вид 30-35 лет.
***
ОН и ОНА сидят рядом в позе лотоса и медитируя ведут между собой беседу
ОН. Закрой глаза и ответь мне, как Небу –
Ты прошла путь к Великому слепо?!
Твой закрылся портал к просветлению!
ОНА. Но я счастлива, тем не менее!..
ОНА придвигается к НЕМУ чуть ближе, ОН протестующее делает жест запрета.
ОН. Что же ты натворила женщина?
ОНА. Понесла от тебя ребёнка.
ОН. Но это в нашей любви дало трещину.
ОНА. Рвётся там, где у женщины тонко.
Ты не рад?
ОН. Я?! Ну, скажешь! – за что же?
Я свободен – и ты не помеха!
Мне свобода всего дороже.
А ты – достойна упрёков и смеха!
Как могли бы мы жить рассветом,
Медитировать в горное эхо…
Ты предала всё это слепо –
Захотела банального хлеба.
Я не думал тебя насиловать.
Отойди, не мешай медитировать!..
Ты сама виновата в случившемся!..
Я не мог удержаться пред лаской.
И сейчас ты грехами напившаяся,-
Страшно дальняя от света ясного!
(ОНА чуть отодвигается от НЕГО и выйдя из позы «лотоса», садится перед НИМ на колени).
ОНА. Я как все, и не ангел, любимый.
ОН встаёт, и сложив руки стоит, возвышаясь над НЕЙ.
ОН. Не юродствуй душою постылой.
Что в тебе теперь есть?
ОНА. Ребёнок.
ОН. Нет, физическая субстанция.
Захотела дурацких пелёнок!..
ОНА. Материнство мне очень нравится.
(ОНА, счастливо улыбаясь, гладит свой живот).
Я опять от тебя беременна!..
И сохранить от Тебя плод намерена!
(ОН нервно начинает ходить, туда-сюда, сначала по прямой).
ОН. Ложь! – твой грех в непомерной гордыне!..
Ты зацеплена за земное.
ОНА. Я умру, но рожу тебе сына,
Или дочь…
ОН. Твоя плата – пустое!
Твой животный расчёт – твоя плата.
Но не выйдет – меня приневолить!
ОНА. Тебе что же, ребёнка не надо?
ОН. Как ты любишь свой грех оспорить!
ОНА. У тебя уже есть сыночек…
ОН. Только ты могла так отморочить!
ОНА. Не пойму я тебя, любимый?..
Он плод любви нашей неоспоримой!,,
ОН резко останавливается перед ней.
ОН. Хватит слов о любви, довольно!
(ОН вновь начинает нервно ходить туда-сюда перед НЕЙ, сидящей перед НИМ на коленях).
ОНА. Почему же, скажи любимый?
ОН. Дай пожить без тебя спокойно!
ОНА. Дам, и скоро, ты не обижайся.
Уезжаю я, ты ж – оставайся.
ОН останавливается и оборачивается с удивлённым видом к НЕЙ
ОН. Уезжаешь?!
ОНА. Да, уезжаю.
ОН. И уже не вернёшься в город?
ОНА. Тебе без разницы, но – я не знаю…
Этот город мне очень дорог.
ОНА тянется к нему обеими руками и пытается обнять ЕМУ ноги.
ОН, заметив на её руке обручальное кольцо, отталкивает ЕЁ от себя.
ОН. Зачем кольцо на руке? – это ж глупо.
Мы не муж, не жена…
ОНА. Я знаю.
Но есть вещи мои сугубо.
ОН. Я, надеюсь, от этого с краю?!
Качать права бесполезно, и требовать
Чего-то большего…
ОНА. Только отцовства.
(ОН вскидывает руки к небу, как бы взывая о помощи, и вновь приходит в движения, на сей раз по кругу. Описывает круги вокруг НЕЁ, то в левую сторону, то в правую).
ОН. Манипулировать чувствами скверно.
Без любви мне не надо потомства.
(движется по кругу в левую сторону).
ОНА. Разве ты не любил меня ночью?
ОН. Я любил, только ты не любила.
В эгоизме родится и дочка…
ОНА. Или сын…
(Останавливается перед НЕЙ).
Он. Ты меня разлюбила!
Я дарил себя так бескорыстно –
Тебя вытаскивал из провала.
И вот награда за всё мне корыстная –
Предала ты любовь, продала!
Твоя страсть не от Бога!..
(движется по кругу в правую сторону).
ОНА. От чёрта –
Ты хотел сказать?..
ОН. И от потенции:
Только брать, только хапать…
ОНА. Немногое.
Но я дитя полюбила всем сердцем.
И мне денег твоих не надо.
Сама дитя воспитаю, как надо.
ОНА встаёт с колен и идёт к выходу.
(ОН, встав как вкопанный, кричит ЕЙ уходящей вдогонку):
ОН. Оно твоё, не моё!..
(ОНА открывает дверь, и на миг оборачивается к НЕМУ).
ОНА. Да, верно.
Если хочешь – вдвойне, наверное!
ОНА выходит, плотно закрыв за собой дверь.
ОН делает движения очищения, будто умываясь воздухом и садится в позу лотоса.
Конец.

© Copyright: Виктор Болгов -Железногорский, 2010
Свидетельство о публикации №210071800372

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Виктор Болгов -Железногорский

Рецензии

Написать рецензию

Профессионально!
Рад видеть Вас, Виктор!
Флорид Буляков 18.07.2010 17:14 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Православие: йога это грех?

Большое недоумение вызывает среди людей, по каким-то причинам полагающих себя христианами, почему Православие призывает человека быть осторожным в занятиях йогой. И указывает на невозможность для христианина заниматься йогой. Недоумение обычно выражается в форме очень некорректного вопроса: неужели йога это грех в Православии?

  • Как избавиться от негатива.
  • Представления о грехах у «декларативных» христиан, желающих заниматься йогой.
    Во что мы верим на самом деле, когда заявляем о себе как о православном практикующим йогу в «спортзале»?

    Мы с вами живем на пост христианском пространстве. Территории, на которой раньше, основной религией для населения было Православие. Сегодня, фактически, доминирующей религией стали эзотерика и оккультизм. Однако, смена религии, не то, чтобы прошла совсем уж незамеченной для людей. Но, сложилась своеобразная ситуация, когда очень большое количество людей, называет себя Православными, только декларативно заявляя о своей принадлежности к христианству. На самом деле, за внешней атрибутикой (нательные крестики, крещение в детстве, посещения христианских храмов с целью «поставить свечку», иконки в машинах). Лежит совершенно другая, искренняя, глубокая вера, не имеющая к христианству никакого отношения. Эзотерика и оккультизм.

  • Сколько свечей ставить в церкви.
  • Последователи этой неоязыческой религии, верят в негативную энергию, гороскопы, ауру, переселение душ, экстрасенсов, чакры, порчу, сглаз, астрологию, предсказания, проклятия. Верят в полезность занятий йогой и возможность для православного практиковать йогу. Ключевое слово здесь – ВЕРА, потому что даже посмотреть на йогу, как на религиозную ведическую практику индуизма, с позиций христианина, человек не может. У него полностью отсутствует христианское мировоззрение и образование. Ведь он только условно называет себя православным человеком. Даже не понимая, какой смысл вкладывается в это понятие.

  • Как узнать порчу на смерть. Как найти, распознать порчу.
  • И, именно в системе религиозных взглядов «декларативных» христиан, преобладают свои собственные, совершенно не христианские, а эзотерические представления о грехах. Которые, «насильно» приписываются христианству, только на том основании, что данный конкретный человек исповедующий оккультизм, называет себя христианином практикующим йогу. Совершается «логический фокус». НЕ христианин, называя себя православным, начинает учить Православие собственным эзотерическим взглядам и оккультным доктринам.

    Для эзотерика и оккультиста грехом может являться что-то весьма отвлеченное, например: курение. Для христианина курение не является грехом и не имеет никакого вероучительного значения. Но эзотерик, называющий себя христианином, будет упорно доказывать, что в Православии курение ДОЛЖНО считаться грехом. А занятия йогой, например, для оккультиста, грехом не являются, как и медитации. И в этом случае, «декларативный» христианин просто откажется воспринимать любые аргументы Православной Церкви. Заявив, что-то в духе: «они не понимают пользу ведических практик индуистов, не понимают занятий йогой, не понимают возвышенного смысла медитаций». И будет со своей неоязыческой точки зрения совершенно прав.

  • Можно ли христианину заниматься йогой.
  • Представление о грехе в системе религиозных взглядов эзотерики и оккультизма, в индуизме, и ведических практиках, в йоге — абсолютно не совпадают с понятием греха у христиан. ЭТО РАЗНЫЕ РЕЛИГИИ. А ЗНАЧИТ И СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ, НЕСОВМЕСТИМЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕЛИ. ЧТО «СТОЯТ» ПЕРЕД ПРАВОСЛАВНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И ПЕРЕД ЙОГОМ.
    Йога – это не гимнастика, а медитации – это не безобидная, вне религиозная «процедура санации мозга».

    Йоги «частичной, фрагментальной», вне религиозной, не может быть по определению. Учение йоги состоит из трех НЕРАЗРЫВНО взаимосвязанных частей. Всегда присутствующих в занятиях йогой любым человеком, в том числе и православным христианином. Они есть, даже если не проговариваются сейчас, на данном этапе занятий, вашим Учителем, Наставником «в слух».

  • Египетский крест анкх значение.
  • Раджа йога.

    Раджа йога – это развитие в себе сознания своего внутреннего Я. Того самого, истинного, неосознаваемого Я, которое переходит из одного рождения в другое. Йогу нужно развивать его в каждом своем рождении. Для православного христианина не существует веры в перерождения или переселения души. Христианин живет один раз на Земле и после смерти душа его, как носитель личностных качеств и опыта, переходит в Царствие Божье. Мы знаем получили это Знание от Спасителя нашего. Эзотерик и оккультист, называющий себя христианином и практикующий йогу, не верит в Спасителя и не верит в Царствие Божье. Он верит в переселение душ и необходимость развития в себе сознания внутреннего Я.

    Жнани йога или карма йога.

    Жнани йога или карма йога. Это эзотерическая наука о Знании и кармическом опыте, являющаяся неотъемлемой частью индуизма, как религиозной системы. При этом, имеется в виду не обыденное знание или наука, в понимании православного христианина. А речь идет о знании до жизни, во время жизни и после жизни. Интеллектуальное изучение процесса изменения внутреннего я от одной жизни до другой. Это ведическая религиозная практика, а не получение научных знаний об окружающем мире.

    Хатха йога.

    Хатха йога — это не гимнастика и не комплекс упражнений для гибкости и растяжки. Хатха йога физическая вредна, без понимания влияния конкретного упражнения на органы и тело в целом. Без понимания смысла и целей решаемых хатха йогой задач, с точки зрения карма йоги и раджа йоги. Хатха йога с точки зрения Православия – это магическая технология характерная для оккультизма и основанная на эзотерических религиозных представлениях. При этом психическое состояние человека занимающегося йогой «слепо», может улучшаться или ухудшаться, в зависимости от того какие зоны и точки задействованы в упражнениях.

    Зачем йоги занимаются йогой?

    Говоря о занятиях йогой православным человеком, нужно определиться зачем йоги практикуют эту систему. Какие цели решаются аскетами индуизма. «Под что заточена» сама технология, на что она направлена. Ведь человек несведущий, почему-то уверен, что йога – это оздоровительная восточная система. Однако, если мы вспомним о логике. То разумным будет предположить, что любой инструмент может использоваться правильно, по назначению. Или неправильно, НЕ по назначению, что всегда чревато неожиданностями и опасностями.

  • Медитации и христианство.
  • Так вот йоги занимаются йогой, потому что по их религиозным представлениям, колесо вечных перерождений своего внутреннего Я – это жуткий кошмар, тяжкое наказание. Высшая цель для индуиста – прервать колесо перерождений и больше никогда не рождаться снова. В терминах христианства – это можно назвать окончательной смертью бессмертной части человека, его души. Качественным, надежным способом самоубийства, имеющим целью убить не тело, а душу. В терминах индуизма, занятия йогой дают шанс для своего внутреннего Я, вырваться из вечного колеса перерождений и раствориться в Нирване. При этом, понятие нирваны в эзотерике и оккультизме, понимается, как состояние вечного блаженства. А в классическом индуизме, ни о каком блаженстве речи не идет. Ближе всего, в европейском понимании толкование Нирваны похоже на слово НИЧТО. То есть, йога – это технология, инструмент, религиозная аскетическая практика, позволяющая внутреннему Я так продвинуться в своем развитии, чтобы превратиться в НИЧТО.

    Православие: йога – это грех?

    В данном случае грехом является не сама йога, как ведическая аскетическая практика или технология. Йога – это только инструмент другой, НЕ христианской религии. Использование которого, основано на религиозных взглядах явно несовместимых с Православием. Занятия йогой невозможны без отрицания Спасителя, христианских представлений о душе и Царствии Божьем. Что решать задачи, поставленные перед учеником раджа йогой, жнани йогой и хатха йогой, мы должны ВЕРИТЬ в реальность религиозных представлений индуизма, эзотерические вероучительные категории и НЕ ВЕРИТЬ в Создателя нашего. Отрицать Его Слово. Поэтому, при занятиях йогой, речь идет о специфическом грехе НЕВЕРИЯ В БОГА.

  • Как найти духовника.
  • Иерархия грехов в христианской религиозной системе.

    Понятие греха в Православном Христианстве имеет достаточно сложную иерархию (структуру). Например, мы часто вспоминаем о тяжких смертных грехах. Забывая о том, что смертный грех может быть прощен Богом, по «своим соображениям». У Него есть такое право и «техническая» возможность. Однако, забываем о других разновидностях грехов. В контексте занятий йогой, упомянем о таком понятии, как НЕПРОЩАЕМЫЙ ГРЕХ. Здесь имеется в виду грех, о котором Спаситель сказал, что и рад бы его простить, но не имеет принципиальной «технической» возможности. К не прощаемым грехам относится НЕВЕРИЕ В БОГА и ОТРИЦАНИЕ ЕГО. Вот именно в таком смысле, для православного человека, занятия йогой могут считаться грехом.

  • Как правильно носить булавку от сглаза.
  • Александр Дворкин: В словах «космическая литургия» воцерковленный человек интуитивно чувствует подвох

    В Москве прихожан зазывают на курсы христианской медитации. Что это такое, почему православным следует избегать этих курсов, и зачем секты маскируются под христианство? Об этом порталу «Православие и мир» рассказалАлександр Дворкин,сектовед, профессор ПСТГУ, руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

    — Александр Леонидович, в первую очередь — в чем суть такого явления, как христианская медитация?

    — Изначально термин «медитация» — библейский. Это слово имеет латинские корни, а, например, в английском переводе псалмов используется глагол «to meditate», что означает «глубоко, сосредоточенно размышлять (о Боге)». И если употреблять его в этом контексте, то христианская медитация — вполне имеет место быть.

    Другое дело, что в современном словоупотреблении это словосочетание однозначно связано с индуистскими и буддийскими, а затем и оккультными духовными практиками. И вот эта христианская медитация, на курсы которой зовут сейчас в Москве, с христианским вероучением не имеет ничего общего. Для меня это такое же абсурдное словосочетание, как «постное мясо»: не может такого быть по определению, в пост мясо не едят!

    Медитация в современном значении подразумевает концентрацию на определенных образах и звуках, всегда очень чувственную концентрацию. Это не адресная христианская молитва, обращенная к Богу. Медитация — это всегда техника. То есть, соблюдаешь определенные правила, и результат гарантирован: что хочешь, то и получишь. В этом еще одно ее отличие от христианской молитвы. В молитве нет и не может быть гарантированных результатов, молитва — это встреча двух свободных личностей, человека и Бога, и принудить Бога совершить те или иные действия человек молитвой не может.

    — Куда уходит корнями современное явление христианской медитации? Откуда, образно говоря, ее рога растут?

    — С одной стороны это явление уходит корнями в западную культуру, когда интеллигенция конца 19 — начала 20 века стала присматриваться к восточным эзотерическим практикам и решила, что может совместить с ними христианское содержание. Это в принципе невозможно, поскольку мы помним правило еще первых веков христианства Lex orandi — lex credendi est — закон молитвы есть закон веры. То есть, молитва — это выражение веры, какова молитва, такова и вера.

    Не может христианская вера иметь нехристианское выражение.

    Начало этим попыткам симбиоза положила в 19 веке Елена Блаватская, основатель оккультного «Теософского общества». Она первая попыталась скрестить индуизм, буддизм и христианство, и в итоге заразила этим значительную часть европейского интеллектуального сообщества.

    С другой стороны, употребление слова «христианская» для обозначения своих практик — это такой коммерческий вербовочный прием целого ряда индийских гуру. Они специально поехали на запад, чтобы работать с западной аудиторией. И чтобы привлечь к себе больше людей, объявили, что их медитационные упражнения вполне совместимы с христианством.

    — Как проходят сеансы христианской медитации? Что на них происходит?

    — Вариаций — масса. В каждом конкретном случае все зависит от учителя, и от того, насколько работает его оккультная фантазия. Берутся какие-то элементы из разных религиозных учений, замешиваются в разных пропорциях и подаются слушателям.

    Что должно насторожить православного человека, когда он видит объявление о христианской медитации? К примеру, московские курсы будет вести небезызвестный игумен Евмений. И хотя еще в 2008 году он был освобожден от служения и почислен за штат, многие не знают этого. Они видят в нем, прежде всего, православного священника и полагают, что если уж священник ведет курс медитации, то ничего плохого в этом быть не может.

    — В первую очередь, нужно определиться со статусом самого игумена Евмения. Действительно, пока он только почислен за штат и может служить, если его пригласит в свой храм какой-нибудь священник. Другое дело, что эти начинания — «христианская медитация» и прочие — выводят его не только за рамки православного клира, но и за рамки христианства в целом. Совершенно ясно: то учение, которое он практикует — это оккультное учение, ничего общего с христианством не имеющее. И то, что он прикрывается христианскими терминами, духовным платьем, делает его гораздо более опасным, чем какой-нибудь очевидно заезжий гуру. Учение Евмения — скрытое, преподается под маской христианской любви и терпимости. Оно работает, прежде всего, на комплексах интеллигентов, полагающих, что Бог шире конфессиональных границ: ведь Он не может допустить, чтобы такое огромное количество людей было лишено спасения? Для маловоцековленных людей это очень серьезный аргумент. Особенно если он исходит от такого терпимого и человеколюбивого «батюшки» в рясе — не то, что другие, жесткие и нетолерантные попы, которые твердят о том, что нужно ходить в Церковь, соблюдать некие нравственные правила и вообще прилагать усилия, чтобы изменить свою жизнь.

    Самое важное, что нужно знать — ни христианской йоги, ни христианской медитации не существует!

    Если сталкиваешься с чем-то подобным, всегда нужно иметь в виду: это уловка, она здесь для того, чтобы увлечь человека.

    — Мимикрия под православие сегодня вообще распространена среди сект. Почему?

    — Потому что секты — это паразиты, они редко могут существовать самостоятельно. Поэтому они прикрепляются и маскируются под то, что известно и уважаемо в данном регионе — под самую многочисленную и культурообразующую конфессию. В России они маскируются под православие, в Италии — под католицизм, на севере Германии — под лютеранство. Простой пример: многие неопятидесятнические пасторы в России взяли за обыкновение отпускать бороды и носить православные кресты, чтобы быть трудноотличимыми от православных священников.

    Прим. Авт. Неопятидесятничество — псевдохристианское религиозное движение. Согласно его учению, Бог может явить себя в любом верующем через Дары Святого Духа. Отсюда — говорение на неизвестных языках, видение духов, и, якобы, чудеса на молитвенных собраниях. Неопятидесятники верят, что настоящий христианин обязан быть богатым, здоровым и процветающим, ибо он имеет силу и власть вырвать эти дары у Бога.

    Несколько лет назад в Набережных Челнах я видел перед Пасхой большие биллборды по всему городу, где было славянской вязью написано «Христос Воскресе», а затем шло приглашение на неопятидесятническое собрание.

    Собственно, и Евмений сначала пытался вводить у себя — а затем и по всей Церкви через внедряемый им «Альфа-курс» — неопятидесятнические харизматические практики. Обращение к йоге, к медитации — все это закономерный шаг человека, который уже привык к измененным состояниям сознания, полученным во время практик псевдохристианских сект. Говоря о мимикрии под православие, следует также упомянуть секту Богородичный центр» — здесь тоже очень стараются походить внешне на священников. И, конечно, не отстают и новые культы — например, недавно ставшая известной секта бога Кузи. Ее адепты облачались в рясы священников или монахов и шли работать на православные ярмарки, где собирали деньги, якобы на пожертвования и требы. Сотрудники нашего центра распознали их одними из первых, приготовили ряд экспертных заключений по Кузе.

    — Что должно насторожить человека, если в приглашении на религиозную встречу, собрание или курс нет экзотических слов вроде «медитации» и «йоги»? Если внешне все действительно похоже на православие?

    — Знаете, многие люди интуитивно чувствуют что-то не то. Секты активно используют новояз, свой собственный словарь. Когда, например, вербовщики «Богородичного центра» начинают говорить о космической литургии или медоточивой Псалтыри — у человека, который считает себя православным, уже возникает недоверие. Он понимает, что это — не совсем православное.

    С другой стороны, нужно всегда быть внимательным. Я был в Рязани и видел: листовочки с приглашением на встречу со священниками из Владимирского собора во Владимире. Тут хорошо бы вспомнить, что во Владимире нет Владимирского собора. Несложное расследование показало, что это была одна из неопятидесятнических сект. Переспросить, разузнать побольше: что это за люди, кто они, куда приглашают — никогда не будет лишним.

    — Насколько типична история, когда священнослужители, отошедшие от истинного учения, потом становятся во главе религиозных новообразований?

    — Типичной такую историю назвать сложно: они случаются, но не часто. Скорее я бы употребил слово «закономерная», а не «типичная». Это путь малых компромиссов или небольших шагов: начинаешь, например, с неопятидесятнических экстатических состояний, и понемногу отступаешь от христианства все дальше и дальше, заканчивая, в конце концов, практиками, которые с ним не имеют уже вообще ничего общего.

    Лучший пример этой теории — Робеспьер. На заре политической карьеры он ратовал за отмену смертной казни. Затем, чтобы сделать жизнь лучше, отрубили голову одному человеку, потом еще одному — в итоге мы знаем его, как одного из самых кровавых тиранов за всю историю человечества.

    К сожалению, сейчас похожая история разворачивается с одним священником из-под Петербурга. Буквально сегодня мне прислали набор совершенно шокирующих видео, где этот священник — между прочим, действующий священник и настоятель храма, а к тому же правнук новомученика — стоит где-то в Индии на коленях перед гуру, принимает у него посвящение. При этом он в рясе и с крестом. На другом видео он говорит, что занимается медитациями и очищениями, и что это гораздо шире христианского опыта, а духовность этого гуру превышает христианскую духовность.

    — На ваш взгляд, как будет дальше развиваться эта история? Есть вообще способ как-то влиять на таких священнослужителей?

    — Человеку, который прислал мне это видео, я посоветовал обратиться к правящему архиерею, чтобы тот принял меры. Не только священник, но и простой обычный верующий христианин, такие вещи, конечно, совершать не может.

    Того же Евмения много людей предупреждали об опасности выбранного пути, но это не повлияло на его выбор. Поэтому, полагаю, вразумить тут может только каноническое прещение в священнослужении. Может быть, тогда человек опомнится, сможет прийти в себя. Потому что до той поры, пока его не трогают, он полагает, что все нормально. Его действия становятся все смелее.

    — А если говорить о других «псевдоправославных» сектах — каким, вероятнее всего, будет их будущее?

    — Они, видимо, будут существовать до тех пор, пока живы их гуру. Это касается и «бога Кузи», и остальных. Эти люди уже привыкли к славе, к почитанию. Вряд ли они смогут отступиться от своей гордыни до конца жизни. Напротив, уличенные в одном месте, они будут изыскивать другие ходы к сердцам людей. Но распространенный сценарий таков: большинство сект заканчиваются, когда уходит из жизни их лидер.

    Михаил Боков

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *