Иван 3 и церковь

Иван 3 и церковь

Культура и религия

краткое содержание других презентаций о культуре и религии

«Искусство в религиозной культуре» — Что такое мечеть. Каллиграфия. Искусство.

Явление Христа народу. Представление об искусстве разных религий. Чтение с пометками. Икона А. Рублева «Троица». Разделение класса на три группы. Основные термины на уроке. Религия в современном искусстве. Мультимедийное оборудование. Искусство каллиграфии. Картина А. А. Иванова «Явление Христа народу».

«Религия и культура» — Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя. Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты. Функции СМК. Стихийно. Формы культуры. Культура. Особенности современной науки.

«Религия как феномен культуры» — Как называется страна, в которой мы живем. Предложения со словами культура, религия. Какие города вам известны. Основные религии. Покажите на карте Россию. Культура – что это такое. Суворов. Каждая религия – часть мировой истории и культуры. Что такое религия. Что значит быть культурным. Культура и религия.

«Культура и религия» — Конфуцианство. Икона «Распятие с предстоящими». Политеизм. Коран – священная книга. Культура и религия. В Буддийском храме. Церковь. Даосизм. Символ Мира и религиозные культуры. Православие. Статуя Будды. Сикхизм. Буддизм. Синтоизм. Икона «Троица». Ислам. Иудаизм. Библия. Тора – священная книга. Индуизм.

«Религиозные сюжеты» — Библия – книга книг. Серегина Татьяна Васильевна с. Большая Картель, Хабаровский край. Какое главное качество характера можно отметить у религиозного человека? Феофан Грек. Какой цвет символизировал красоту? Богоматерь. Фреска – изображение на стене. Здесь Сына Божьего чаще называли Спасом – от слова «спаситель».

«Религия как духовная культура» — Сиддхартха Гаутама. Ислам. Христианство. Виды религии. Восьмеричный путь. Религия как феномен культуры. Родоплеменные религии. Национальные религии. Функции религии. Религия. Ислам распадается на три направления. Структура религии. Буддизм. Синтоизм.

Всего в теме «Культура и религия» 9 презентаций

Управление государством

Начиная с 1485 года, Иван 3 провозглашает себя государем всея Руси. С этого момента начинается единая политика, направленная на укрепление международного положения страны. Что касается управления внутреннего, то власть князя тяжело назвать абсолютной. Общая схема управления Москвой и всем государством при Иване 3 представлена ниже.

Князь, конечно, возносился над всеми, но церковь и боярская дума совсем немного уступали по значимости. Достаточно отметить, что:

  • Власть князя не распространяется на церковные земли и боярские вотчины.
  • Церковь и бояре имеют право чеканить собственную монету.

Благодаря Судебнику 1497 году на Руси приживается система кормления, когда княжеские чиновники получают широкие полномочия в плане местного управления.

При Иване 3 впервые была реализована система передачи власти, когда князь назначал себе приемника. Так же именно в эту эпоху начали формироваться первые Приказы. Были основаны приказ Казна и Дворец, которые ведали поступлением налогов и распределением земли дворянам за службу.

Объединение Руси вокруг Москвы

Покорение Новгорода

Новгород в период прихода к власти Ивана 3 сохранял принцип управления через вече. Вече выбирало посадника, который определял политику Великого Новгорода. В 1471 году обострилась борьба боярских группировок «Литвы» и «Москвы». Это велелось в бойню на вече, в результате которой победу одержали литовские бояре, которых возглавила Марфа Борецкая, жена вывшего посадника. Сразу же после этого Марфа подписала вассальную присягу Новгорода Литве. Иван 3 тут же отправил в город грамоту, требуя признать в городе главенство Москвы, но новгородское вече было против. Это означало войну.

Летом 1471 году Иван 3 отправляет войска на Новгород. Сражение случилось у реки Шелони, где новгородцы потерпели поражение. 14 июля случилось сражение у стен Новгорода, где москвичи победили, а новгородцы потеряли убитыми порядка 12 тысяч человек. Москва укрепила свои позиции в городе, но сохранила новгородцам самоуправление. В 1478 году, когда стало очевидно, что Новгород не прекращает попыток уйти под власть Литвы, Иван 3 лишил город всякого самоуправления, окончательно подчинив его Москве.

Новгородом теперь правил московский наместник, а знаменитый колокол, символизировавший вольность новгородцев, был отправлен в Москву.

Присоединение Твери, Вятки и Ярославля

Тверской князь Михаил Борисович, желая сохранить независимость своего княжества, женился на внучке великого князя Литовского Каземира 4. Это не остановило Ивана 3, который в 1485 году начинает войну. Положение для Михаила осложнялось тем, что многие тверские бояре уже перешли на службу к московскому князю. Вскоре началась осада Твери, а Михаил бежал в Литву. После этого Тверь без сопротивления сдалась. Иван 3 оставил для управления городом своего сына Ивана. Так произошло подчинение Твери Москве.

Ярославль при правлении Ивана 3 формально сохранил свою независимость, но это был жест доброй воли самого Ивана 3.

Ярославль полностью зависел от Москвы, и его самостоятельность выражалось только в том, что местные князья имели право наследования власти в городе. Женой ярославского князя была сестра Ивана 3, Анна, поэтому он и позволил ее супругу и сыновьям наследовать власть и править самостоятельно. Хотя все важные решения принимались в Москве.

Вятка имела систему управления схожую с Новгородом. В 1489 году Тверь подчинилась власти Ивана III, перейдя в управление Москвой вместе с старинным городом Арск. После этого Москва укрепилась как единый центр объединения русских земель в единое государство.

Жены князя Ивана 3

Иван 3 дважды был в браке: первая жена – тверская княгиня Мария, вторая жена – Софья Палеолог из рода византийских императоров. От первого брака у князя был сын – Иван Молодой.

Софья (Зоя) Палеолог была племянницей византийского императора Константина 11, но после падения Константинополя она переехала в Рим, где жила под покровительством римского папы. Для Ивана III это был прекрасный вариант для брака, после смерит княгини Марии. Этот брак позволял соединить правящие династии России и Византии.

За невестой в Рим в январе 1472 года было отправлено посольство, которое возглавил князь Иван Фрязин. Папа римский согласился отправить Палеолог в Россию при 2-ух условиях:

  1. Россия склонит Золотую Орду к войне с Турцией.
  2. Россия в той или иной форме примет католичество.

Послы приняли все условия, и Софья Палеолог отправилась в Москву. 12 ноября 1472 года она въехала в столицу. Примечательно, что на въезде в город, движение было на несколько дней остановлено. Связано это было с тем, что во главе делегации ехали католические священники. Иван 3 считал преклонение перед чужой верой признаком неуважения к собственной, поэтому потребовал, чтобы католические священники спрятали кресты и перешли вглубь колонны. Только после удовлетворения этих требований движение продолжилось.

Итоги правления Ивана 3

В 1505 году князь Иван 3 умирает. После себя он оставляет великое наследство и великие дела, которые было суждено продолжать его сыну Василию. Итоги правления Ивана 3 можно охарактеризовать следующим образом:

  • Устранение причин раздробленности Руси и объединение земель вокруг Москвы.
  • Начало создание единого государства
  • Иван 3 был одним из сильнейших правителей своей эпохи

Иван 3 не был образованным человеком, в классическом смысле этого слова. Он не мог в детстве получить достаточно образование, но это компенсировалось его природной смекалкой и сообразительностью. Многие называют его хитрым царем, поскольку он очень часто хитростью добивался нужных ему результатов.

Важным этапом правления князя Ивана третьего был брак с Софье Палеолог, в результате которого Россия стала сильной державой, и ее стали обсуждать во всей Европе. Это, бесспорно, дало толчок для развития государственности в нашей стране.

Ключевые события правления Ивана III:

  • 1463 – присоединения Ярославля
  • 1474 – присоединение Ростовского княжества
  • 1478 – присоединение Великого Новгорода
  • 1485 – присоединения Тверского княжества
  • Освобождение Руси от ордынского ига
  • 1480 – стояние на Угре
  • 1497 – принятие судебника Ивана 3.

Русская Православная Церковь во времена правления Ивана III

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 31Следующая ⇒

Формирование Московского государства и свержение ига.Не покладая рук, трудились над созданием российской державы русские князья. Свидетели тому – многие десятки святых Рюриковичей, прославленных Церковью строителей и защитников русской православной государственности. Терпеливо складывали они основание будущего русского православного царства. Поучения Владимира Мономаха, самодержавные устремления святого Андрея Боголюбского, кропотливый труд русских князей по собиранию Руси – все это лишь этапы становления русской державности, завершившиеся двумя блестящими царствованиями – Иоанна III и Иоанна IV, утвердившими национальное единство, освященное в своих истоках и целях святынями веры.

С княжения Иоанна III начинает формироваться сильное государство. Во время его княжения происходит свержение татарского ига. В 1468 году хан Ахмат напал на Рязанскую землю, но не дерзнул идти дальше. В 1480 году он снова появляется на границе Русского государства. Между русскими боярами нашлись такие, которые советовали великому князю не сражаться со страшным врагом. Однако все духовенство во главе с митрополитом Геронтием выступили против этого малодушия. Они говорили князю о его ответственности перед Богом за свое Отечество. Ведь если он не выступит против войск хана Ахмата, то снова прольется христианская кровь, вновь будут осквернены христианские храмы. И князь даст за это ответ перед Всеведущим Богом. Увещевания духовенства сильно повлияли на князя. Он выступил против хана Ахмата.

Войска встретились на реке Угре, недалеко от Калуги. В калужских лесах в это время подвизался преподобный Тихон, и в эти дни он молился о даровании победы Московскому войску и свержении ненавистного ига. Молилось и духовенство во главе с митрополитом. Молился весь русский народ перед Владимирской иконой Божией Матери. И Господь внял их молитве. Сражения как такового не было. Татарские войска, как будто чего-то испугавшись, ушли из России. Это означало конец татаро-монгольского ига.

«Москва – третий Рим». Другим важным моментом истории Русской Церкви в княжении Ивана III был его брак с византийской принцессой Софьей Палеолог, внучкой последнего византийского императора Константина XII Палеолог. Тем самым русский государь как бы наследовал права византийского императора. Вскоре в России появляется и Герб Византийской империи. Кроме этого, появляется знаменитая идея: «Москва – третий Рим», составленная старцем Елеазарова монастыря – Филофеем. Она стала основой идеологии Русского государства на несколько столетий. Старец Филофей говорил о передвижении истинной Церкви из одного Рима в другой. Первый Рим отпал от единой Церкви в 1053 году, когда римский епископ объявил себя главой всего христианского мира, а свою Церковь назвал католической (вселенской). Хранителем догматов Церкви Христовой стал «второй Рим» — Константинополь. Однако и он пал в 1453 году от ударов турок. «Третий Рим» — Москва, а четвертому не бывать. Таким образом, Москва становится центром и хранительницей православия. Теперь вся политика русских князей направляется на возвышение Москвы и укреплении Русской Православной Церкви.

Первые ереси.Еще в XIV веке на Руси появляются первые ереси. 1375 год известен как год казни «трех развратников христианской веры». Их утопили в реке Волхове. Двое из них названы по имени: диакон Никита и Карп – стригольник. Сектантов стали называть стригольниками. Отлучение от Церкви и смертная казнь вождей секты не помешали ей жить и расширяться. Центр секты был во Пскове. Сектанты, критикуя духовенство, утверждали, что церковная иерархия потеряла свою благодатность. Не понимая значения церковных таинств, сектанты утверждали, что христиане должны жить без иерархии. Против ереси стригольников выступил митрополит Фотий. По его просьбе еретиков заточали в тюрьмы. Однако секта еще долгое время продолжала существовать в России.

Христианство всегда было ненавидимо евреями. Их основным оружием в борьбе с православием были еретические учения, разрушавшие его изнутри, и тайные общества, служившие проводниками еретических учений. В 1470 году в Новгород из Киева прибыл еврей Схария с несколькими единоверцами в качестве купцов. Схария не был простым купцом. «Он был, — по словам преподобного Иосифа Волоцкого, — научен всякому изобретению злодейства, чародейству и чернокнижию, звездозаконию и астрологии». Знакомство Схарии с колдовским искусством может объяснить и его быстрый успех в совращении двух православных иереев Алексея и Дионисия. В 1480 году Великий князь Иоанн III взял Алексея и Дионисия в Москву. Первый был назначен протопопом в Успенском соборе Кремля, а второй – священником в Архангельском. Ересь стала быстро распространяться в Москве, причем даже в придворных кругах. В это время на новгородскую кафедру был поставлен архимандрит Московского и Чудова монастыря, ревностный защитник Православия преподобный Геннадий. Вскоре по прибытии к пастве он открыл существование тайного общества еретиков и донес о нем великому князю и митрополиту, а сам приступил к розыску. В Новгороде еретики присмирели, но в Москве ересь продолжала распространяться. В 1491 году митрополитом Московским стал Зосима, тайный приверженец ереси. Против нечестивого митрополита восстал преподобный Иосиф Волоцкий. Обличения Иосифом еретика-митрополита и труды архиепископа Геннадия сделали свое дело. На соборе 1494 года стараниями двух этих святых подвижников Зосима был лишен кафедры за ересь жидовства. Но до искоренения самой ереси было еще далеко. В обличение еретиков преподобным Иосифом было написано шестнадцать «Слов», известных под общим названием «Просветитель». В 1504 году состоялся собор, на котором ересь была окончательно разгромлена, а главные еретики осуждены на казнь.

Спор иосифлян и нестяжателей.Не менее значительна была роль преподобного Иосифа в разрешении так называемого «спора о монастырских имениях». Как митрополичьи, так и епископские кафедры обладали землей. Монастыри, владевшие землями, получали возможность не только быть центрами просвещения, книгоиздания, но и питать окрестное население в голодные годы, содержать убогих, увечных, больных, помогать странникам и нуждающимся. К XV веку в России насчитывалось до 400 монастырей, богатство которых было основано трудом монастырской братии. При этом жизнь самих монахов в богатых монастырях была очень строгой. Преподобный Иосиф Волоцкий был ревностным сторонником идеи общественного служения Церкви. Монашескую жизнь он рассматривал как одно из послушаний в общем всенародном религиозном служении.

В 1491 и 1503 годах в Москве прошли Соборы, на которых рассматривались вопросы о еретиках-жидовствующих и о монастырских землях. На Соборах присутствовал преподобный Иосиф, а также другой подвижник XV века – преподобный Нил Сорский. Преподобный Нил говорил об обете нестяжательства, который дает монах при постриге. Монахи должны отречься от мира и думать только о своей душе, а не об экономике монастыря. Поэтому монастыри не должны иметь земель. Преподобный Иосиф же утверждал, что монастыри часто становятся спасением во время голода, когда в монастырях выдается хлеб для голодающих людей. Монастырям нужны деньги для творения милостыни бедным, для постройки богаделен, приютов, больниц. На Соборах победила позиция преподобного Иосифа, поэтому монастырское землевладение продолжало существовать.

Жития преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского.Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился в семье вотчинника, владельца села Язвище Волоколамского княжества. В возрасте семи лет отрок Иоанн был отдан в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года он изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, который посоветовал благочестивому юноше отправиться в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию. Преподобный Пафнутий постриг его в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника. По преставлении своего учителя он был назначен игуменом Боровского монастыря, которым управлял около двух лет. В этой обители он ввел общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Преподобный Иосиф вынужден был покинуть обитель и отправиться в паломничество по Русским святыням. Так он оказался в Кирилло-Белозерском монастыре. Здесь он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Из Кирилло-Белозерского монастыря он удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 году при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В своем монастыре преподобный Иосиф ввел самое строгое общежитие и составил для него собственный устав. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря были архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митрополиты Московские и всея Руси Даниил (U 1539 г.) и святой Макарий (U 1563 г.), архиепископ Вассиан Ростовский (U 1515 г.), епископы Симеон Суздальский (U 1515 г.), Досифей Крутицкий (U 1544 г.), Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, святители Казанские Гурий (U 1563 г.) и Герман (U 1567 г.), святитель Варсонофий, епископ Тверской (U 1576 г.).

Преподобный Иосиф преставился 9 сентября 1515 года и был погребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 года преподобный Иосиф был причислен Церковью к местночтимым святым, а в 1591 году — к общерусским.

Преподобный Нил Сорский родился в 1433 г. С самого детства он отличался кротостью и тихостью нрава. Больше всего он любил молиться в храме, и вскоре у него возникло желание послужить Богу в монашеском звании. Монашеский постриг он принял в Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. Прожив некоторое время под руководством опытного старца Паисия Ярославова, святой отправился в паломничество по святым местам Востока. Несколько лет он прожил на святой горе Афон, изучая творения святых отцов, воспринимая их умом и сердцем и превращая их в практическое руководство в своей жизни.

После возвращения в Кирилло-Белозерский монастырь преподобный не остался жить в нем. Но, желая еще больших подвигов, построив себе келлию, святой поселился в 15 верстах от монастыря на реке Соре. Вскоре, видя его строгую подвижническую жизнь, начали приходить к нему другие иноки. Так возник монастырь. Но устав в новом монастыре преподобный Нил ввел не общежительный, а новый для Руси — скитский, по образу афонских скитов.

Преподобный отличался крайней нестяжательностью. При скитском образе жизни преподобный Нил исключал монастырское землевладение, считал, что иноки должны жить только трудами своих рук. Сам же он был для братии образцом трудолюбия и нестяжания.

Преподобный Нил известен не только как основоположник на Руси скитского жития и великий подвижник, но и как духовный писатель. Составив устав на основании творений святых отцов, преподобный более всего обращает внимание иноков на умное делание, под которым также подразумевает глубокую молитвенность и духовное подвижничество.

Преподобный Нил мирно скончался 1 мая 1508 г. Будучи глубоко смиренным, он завещал братии после смерти бросить тело его в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей.

Вопросы:

1. Как произошло свержение татарского ига?

2. Какое значение имел брак Иоанна III с Софьей Палеолог?

3. Какое значение имела идея «Москва – третий Рим»?

4. Какие ереси существовали в России?

5. В чем суть спора иосифлян и нестяжателей?

Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург, Уральский государственный юридический университет, 2017. – 187 с. Специальность: 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Белых B.C.Цель диссертационного исследования — комплексный теоретический анализ правовой природы и особенностей деловой репутации юридических лиц, определение ее места и значения в сфере предпринимательской деятельности, изучение соотношения деловой репутации с другими смежными с ней правовыми категориями, особенностей защиты деловой репутации юридических лиц и отдельных ее способов с учетом практики стран-участниц Европейского союза.
Научная новизна исследования заключается в том, что это первая работа, в которой деловая репутация юридических лиц рассматривается как самостоятельная правовая категория, имеющая существенные отличия от деловой репутации физических лиц.

Автором анализируются малоизученные в науке гражданского и предпринимательского права теоретические и практические проблемы института деловой репутации и связанные с ними проблемы защиты деловой репутации юридических лиц, раскрывается понятие деловой репутации юридических лиц, проводится комплексный и всесторонний анализ способов ее защиты с учетом норм законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, а также с позиций актуального российского гражданского законодательства.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно представляет собой определенный шаг на пути дальнейшего развития гражданского-правовой науки в части уточнения научных представлений о деловой репутации юридических лиц, о способах ее защиты в случае нарушения права на деловую репутацию. Сформулированные в работе выводы могут быть использованы в процессе дальнейшего анализа соответствующих проблем. В работе комплексно исследованы теоретические и практические проблемы, связанные с реализацией права на защиту деловой репутации юридических лиц как основных субъектов предпринимательской деятельности, с учетом современного состояния законодательства. Кроме того, выводы и предложения автора, сформулированные в данном исследовании, могут быть использованы в нормотворческом и правоприменительном процессах, при чтении курсов гражданского и предпринимательского права, спецкурсов по защите нематериальных благ в юридических вузах, а также при повышении квалификации практикующих юристов.Оглавление
Введение
Общие положения о защите деловой репутации юридических лиц
Правовая природа, сущность, значение и признаки деловой репутации юридического лица
Деловая репутация юридических лиц в гражданском обороте
Развитие законодательства Российской Федерации о защите деловой репутации юридических лиц
Зарубежная практика защиты деловой репутации юридических лиц
Отдельные способы гражданско-правовой защиты деловой репутации юридических лиц
Право на защиту деловой репутации юридического лица и основания его возникновения
Характеристика гражданско-правовых способов защиты деловой репутации юридического лица
Способы защиты, направленные на восстановление нарушенной деловой репутации юридического лица
Способы защиты, направленные на компенсацию вреда, причиненного умалением деловой репутации юридических лиц, как мера гражданско-правовой ответственности
Заключение
Список использованных источников

Основные статьи: Московское княжество, Василий II Тёмный, История христианства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *