История византийской империи успенский

История византийской империи успенский

М.: Мысль, 1996. — 827 с.Оглавление:Предисловие.
Введение. Сходства и различия в историческом развитии Запада и Востока.Период I (до 527 г.) Элементы образования византинизма:
Византинизм и его культурное значение в истории.
Культурный и религиозный кризис в Римской империи. Иммиграция варваров. Перенесение столицы в Константинополь.
Образование христианской империи. Церковная политика Константина. Православие и арианство.
Язычество и христианство в половине IV века. Юлиан Отступник. Характеристика его царствования.
Церковная и государственная политика в конце IV в. Феодосии Великий. Дело о жертвеннике Победы. Иммиграция варваров. Принятие их на службу империи.
Великое передвижение народов. Падение Западной империи.
Император Феодосий II. Августы Пульхерия и Афинаида-Евдокия. Августин о граде Божием. Ефесский собор. Монофизиты.
Константинополь. Мировое значение столицы Восточной империи. Епарх города. Ремесленные сословия. Димы. Образовательные учреждения.
Маркиан и Пульхерия. Халкидонский собор. Общеисторическое значение 28-го канона. Лев I. Федераты. Аспар и Ардавурий. Экспедиция в Африку.
Христианская культура и эллинизм. Константинопольский патриархат. Монашество. Местные святыни.
Лев и Зинон. Следствия Халкидонского собора. Основание остготского господства в Италии.
Анастасий (491—518). Положение дел на дунайской границе. Виталиан. Персидская война.
Появление славян в пределах империи.Период II (518—610) От Юстиниана I до Ираклия:
Характеристика периода. Юстиниан и Феодора. Историк Прокопий
Войны с германцами: вандалы и остготы. Поход в Испанию.
Северо-западная граница империи. Появление славян на Дунае. Утверждение авар в Паннонии и Венгрии.
Юго-восточная и южная границы империи. Персидские войны. Сферы влияния в Аравии. Египет и христианская миссия на границах Абиссинии.
Внутренняя деятельность Юстиниана. Бунт «Ника». Религиозная политика в Сирии. Симеон Столпник и его монастырь.
Постройка св. Софии и других зданий в столице.

Линия пограничных укреплений.
Торговля. Шелковые изделия. Таможенное ведомство. Косьма Индикоплов.
Законодательная и административная деятельность Юстиниана. Церковная политика.
Обложение земли податями. Земельный кадастр при Юстиниане. Заключительные выводы.
Ближайшие преемники Юстиниана. Славянская иммиграция в пределы империи. Война с Персией.
Низвержение Маврикия и провозглашение Фоки. Восстание экзарха Ираклия.Период III (610—716) Ираклий и его преемники:
Общая характеристика. Военные приготовления. Происхождение фемного устройства.
Завершение славянской иммиграции. Легенда о поселениях хорватов-сербов. Само. Общая схема древней истории славян.
Взятие Иерусалима персами. Вторжение в Персию в 623 г и ряд поражений, нанесенных персидскому царю Осада Константинополя аварами и персами. Всемирно-историческое значение персидской войны.
Преемники Ираклия.
Западные границы империи. Лангобарды до конца VII в.
Славяне в VII и в начале VIII в. Утверждение болгар на Балканском полуострове.
Основания фемного устройства.
Арабы. Магомет.
Мусульманство и Византия.Иконоборческий период (717—867):
Характеристика периода Лев Исавр. Отражение арабского нашествия.
Иконоборческий эдикт.
Следствия иконоборческой политики Льва Исавра в Италии.
Внутренняя деятельность Льва Исавра. Административные и судебные реформы. Законодательство.
Константин Копроним. Восточная граница — арабы.Западная граница—болгаре.
Иконоборческое движение при Константине Копрониме.
Юго-западная окраина. Потеря экзархата. Революционное движение в Риме. Каролинги. Сицилия и Калабрия.
Семейство Константина V. Лев IV. Ирина и Константин.
Церковная политика при преемниках Константина. Вселенский собор.
Царица Ирина и Карл Великий. Две империи.
Славянские поселения в Греции. Эллинизм в истории Византии.
Царь Никифор I. Споры двух империй из-за Венеции. Внутренняя деятельность. Преподобный Феодор Студит.
Болгаре в первой половине IX в. Крум и Омортаг. Тридцатилетний мир.
Иконоборцы и иконопочитатели в первой половине IX в. Завоевание арабами Крита и Сицилии.
Царь Феофил. Восточная граница империи. Потеря Амория.
Царица Феодора. Восстановление православия. Михаил III.Источники и литература.

>История Византийской империи. Том 1

Предисловие

Я весьма сожалею, что поздно приступил к печатанию работы, которую задумал не менее 25 лет назад. Часто возникает сомнение, удастся ли довести дело до конца, так как приближаюсь к пределу жизни. В продолжение сорокалетних занятий разными отделами Византии я имел случай останавливаться на многих вопросах, и многие отделы обрабатывались в разное время и с разными целями. Но когда наступила пора суммировать доселе приготовленное, сказалась в разных отделах разность настроения и неодинаковость общей идеи. Происходит ли это от условий возраста или от условий постепенного расширения кругозора? К сожалению, я не решаюсь ответить на этот вопрос, т.е. боюсь погрешить против дела. Несомненно, 20 лет назад я говорил смелей, делал более обобщений и заключений, не так осторожен был в приговорах: теперь мне часто приходилось смягчать выражения, сглаживать резкость мысли, переделывать целые главы, чтобы подогнать их к новому настроению. К пользе ли это для дела? Опять не могу высказаться положительно. Есть, однако, некоторые подробности, на которых должно отразиться с пользой то обстоятельство, что слишком замедлилось появление в печати моей работы.
С 1895 г. живя в Константинополе, я имел случай изучать людей, предками которых создавалась история Византии, непосредственно знакомиться с памятниками и вникнуть в психологию константинопольского патриархата, который во многом несет ответственность за то, что большинство подчиненных культурному влиянию Византии народностей доселе находится в столь жалком положении. Так как духовенство и монашество всегда занимали первенствующее место в истории Византии, то, конечно, немаловажное значение имеет то обстоятельство, в каком освещении излагать церковные дела. Может быть, не живя столько времени среди греков и не изучая непосредственно жизнь патриархата, было бы невозможно и мне отрешиться от теоретических построений и фикций, которыми нас так обильно наделяют в школе. Между тем реальный взгляд на вселенский патриархат, бросающий отлучения на славянские народы, нарушающие его филетическую политику, в высшей степени благовременно установить нам как для русской церковной политики, так и для нашего народного самоопределения, хотя бы ввиду того соображения, что не за горами тот момент, когда он политическим ходом вещей и успехами католической и протестантской пропаганды будет доведен до положения александрийского или иерусалимского патриархата, т.е. когда потеряет почти весь Балканский полуостров и значительную часть восточных кафедр. Затем только продолжительное пребывание на Востоке и соединенные с тем путешествия по Малой Азии, Сирии и Палестине могли для меня выяснить исторические судьбы Византийской империи, которая для своего существования связана более с Востоком, чем с Западом.

Разумею не только то, что как константинопольская империя, так и заменившая ее турецкая главными своими материальными силами (военными людьми и доходами) обязаны Востоку и всегда зависели от преданности восточных провинций, но и действительные традиции и исторические факты. Ни один из славянских государей не совладал с заманчивой мыслью основать в Европе империю на месте греко византийской; ни одно из европейских княжений, основанных в Европе после IV крестового похода – будь во главе его франки или местные греки – не имело продолжительной истории и не привлекло к себе народных симпатий, а между тем в Никейской империи сохранилась и созрела идея восстановления Византийской империи в XIII в. Урок истории должен быть строго проверен и взвешен теми, кто в настоящее время ожидает дележа наследства после «опасно больного» на Босфоре.
Так как настоящее издание не может быть рассматриваемо как коммерческое предприятие и не вызвано ни служебными, ни карьерными целями, то нахожу уместным объяснить здесь, что фирма «Брокгауз Ефрон» своим согласием издать «Историю Византийской империи» в том виде, в каком она появляется перед публикой в настоящее время, немало повлияла на мое окончательное решение приступить к приготовлению текста для издания, т.е. решиться на предприятие, к осуществлению которого всегда находились трудноустранимые затруднения.
Поступающая в руки читателя книга не имеет целью заменить существующие старые и новые истории Византии. Это не есть исчерпывающее изложение всех событий, входящих в круг более чем тысячелетней империи, – она заключает поэтому не шесть или семь томов, а три. Не конкурируя и не пытаясь заменить изданные истории Византии, я, однако, питаю заветную мысль дать соотечественникам цельную систему в такой области, которую считаю наиболее важной после отечественной истории для национального самосознания культурного русского обывателя. С этой целью и в желании быть общедоступным я не полагал необходимым дать большой научный аппарат ни в подстрочных примечаниях, ни в конце глав. Ссылки на пособия и цитаты источников допускались в той мере, в какой считалось необходимым, чтобы пытливый читатель не лишен был возможности при желании овладеть тем материалом, который был в распоряжении автора: источники указываются там, где даются оригинальные выводы на основании специального их изучения; пособия показаны руководящие, по которым легко найти указания на литературу предмета. Не давать больших подстрочных примечаний – это было условие и со стороны издателя, которое я нашел имеющим основания. Может быть, я много привел мест в русском переводе из документов и литературных произведений описываемого времени, но мне всегда казалось, что это всего лучше вводит в эпоху и передает настроения общества.
Автор пытался приложить все старание, чтобы этот труд, результат продолжительной, настойчивой и – да будет позволено присоединить – небезуспешной научной деятельности русского профессора, был достоин своей цели и предмета. Я родился в 1845 г. и могу закончить это последнее научное предприятие к семидесятилетнему периоду жизни, когда человеку свойственно подводить итог всему пережитому и суммировать результаты своей деятельности. Легко понять, что мне хотелось дать такое чтение в руки русского читателя, которое, с одной стороны, своей строгостью и серьезностью давало бы ему идею о продуманной и тщательно взвешенной системе, а с другой – оставило бы добрую память об авторе, который, решаясь издать в свет составленную им историю Византии, подчинялся внутреннему влечению, исходящему из того убеждения, что утверждение знаний о Византии и выяснение наших к ней отношений в высшей степени обязательно для русского ученого и не менее полезно как для образования, так и для направления на верный путь русского политического и национального самосознания. Пусть читатель вдумается в содержание глав, посвященных южным славянам, и поищет там иллюстраций к переживаемым ныне печальным событиям на Балканском полуострове!
Ф. Успенский
Константинополь. Октябрь 1912 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *