История русского православия

История русского православия

Правильное название Православной Церкви и веры

Славен Любомиров 3

1. Перевод «Русская православная церковь» на английский язык: — Russian Orthodox Church. (Нет возможности привести греческий перевод, но смысл тот же)
English-russian dctionary of diplomacy:
1) оrthodox — ортодоксальный, правоверный; общепринятый
2) Orthodox (рел.) Православный
Итак, с прописной буквы Orthodox (рел.) – всегда переводится православный (христианин, обычай и т.д.), Православная (Церковь, вера), а со строчной буквы оrthodox – общепринятый, традиционный.
Ортодоксальный — от греческого «орто» : прямой, правильный; «докса» — мнение, слава, сияние, яркость, хвала и др.
В переводах Библии и богослужебных текстах греческое слово «;;;;» (докса) чаще всего переводится как «слава», «хвала» и встречается в этом значении ещё в 3-2 веке до Рождества ХРИСТОВА в переводе Ветхого Завета с еврейского на греческий (Септуагинта).
Слово (докса) употребляется в значении «слава» в Священном Писании более 200 раз.
Примеры из Ветхого Завета:
1) Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. (Исх.15.2))
2) И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; (Исх. 24, 16)
3) Воспою Господу моему песнь новую. Велик Ты, Господи, и славен, дивен силою и непобедим! (Иудф. 16,13) и т.п.
Примеры из Нового Завета:
4) Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь. (Фил.4, 2)
5) Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. ( Мф. 6, 13) и т.п.
В Новом Завете «докса» — в значении «слава, честь, величие» встречается более 80 раз:
Ссылки: Мф. 4:8; 6:13, 29; 16:27; 19:28; 24:30; 25:31; Мк. 8:38; 10:37; 13:26; Лк. 2:9, 14, 32; 4:6; 9:26, 31, 32; 12:27; 14:10; 17:18; 19:38; 21:27; и т.д.
Пример употребления доксазо именно в понятии «славления», а не «верования»:
6) И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. (Лк.13:13) и т.п.
Поэтому, уже в 1 веке «докса» именно в значении «слава» получило самое широкое распространение среди тех, кто изучал Ветхий Завет на греческом, а потом — и в среде христиан. Во втором веке встречается уже письменное свидетельство о Православной вере, в 4 веке – о Православной Церкви.
2. Православие ( Правильное славление) — название веры Восточного обряда Христианства.
В отличие от Православия, правоверие никогда не было названием веры.
правоверие . 1) Верность догматам какой-либо веры. 2) Верность какому-л. учению, системе взглядов. (Толковый словарь Ефремовой. 2012)
Верность догматам какой веры? Любой! Верность каким догматам? — традиционным.
То есть, «правоверие» — это не название конкретной веры, а характеристика приверженности традиционным догматам в любой вере; следование традиционному учению основателя веры; традиционное течение, направление в какой-либо вере.
Повторяю для грамотеев-неоязычников, правоверие – никогда не было названием веры.
Правоверие – это направление,течение в любой вере, которое означает приверженность учению основателя веры. Для православных основатель – это Иисус ХРИСТОС, в Исламе – Магомет, в марксизме — Маркс и т.д. Все, кто веровал иначе внутри веры (иногда также иноверцы) – считались не правоверными.
На Руси в начале Христианства практически не было ересей, а потому всех православных часто называли правоверными, то есть верными учению ХРИСТА.
К слову «правоверный», чтобы было ясно о правоверном какой вере идёт речь нужно всегда добавлять название веры: правоверный христианин, иудей, мусульманин, буддист, марксист, католик, лютеранин и т.д. Не добавляют только тогда, когда понятно о какой вере идёт речь.
Ещё раз повторяю, для особо упёртых неоязычников, правоверие не является названием веры!!!)))
3. Первоначально «Православная» было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняются за ней и поныне.
Самое раннее письменное употребление слова «Православие» на территории Руси фиксируется в «Слове о законе и благодати» (1037—1050 гг.) митрополита Илариона:
«Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я; православн;и в;р;». И это за 600 лет до раскола!
О Церкви – «великая православная съборная церкви» письменное свидетельство впервые встречается в Сказании о нашествии Едигея (1400-1500):
«В нем же;и чюднаа великая православная съборная церкви Пречистыа Богоматери, еже есть похвала и слава по всей вселенн;й живущим христианом, источникъ и корень нашего благочестиа; Золотоверха же именуема: пять бо верховъ златых им;я есть».
Заметьте, что «Великая православная соборная Церковь есть похвала и слава по всей вселенной живущим христианам»- это для тех неоязычников, которые по своей дремучести утверждают, что «православные — не христиане». Нелепее трудно что-либо придумать.)
К тому же начало письменного использования названия «Православная Церковь» на Руси. зафиксировано задолго до реформ Патриарха Никона, по меньшей мере, за 200 лет до раскола, а никак не после, как любят сочинять сектанты-неоязычники и атеисты.
А использовалось определение «Православная» гораздо раньше, так как в Византийской Империи это название Церкви существует с 4 века, естественно, также называлась на Руси, и за Восточной Церковью окончательно закрепилось в 11 веке (с 1054г.), после отпадения Римской Церкви, которая стала называться «католической».
4. В первые века своего существования на Руси, Церковь именовалась по разному: Православная кафолическая греко-российская церковь (кафолическая – соборная, греко – греческого или восточно — восточного обряда, ортодоксальная- православная ), Российская Церковь, Русская Церковь, Российская Православная Церковь, Российская Православная кафолическая Церковь, Греко-Российская Церковь, Православная Греко-российская Церковь, Российская Восточно-православная Церковь, великая православная соборная церковь (15 век), а в XVIII веке также и Российская Церковь греческого закона и т.п.
Во внутренних правительственных документах совокупность органов церковного управления в юрисдикции российского Святейшего Правительствующего Синода именовалась ведомством православного исповедания. В документах Всероссийского церковного собора (1917—1918) церковь в России, как правило, именуется «Православная Российская Церковь».
Название «Русская православная церковь» применялось издавна, но было принято как официальное лишь осенью 1943 года.
В настоящее время официальное название: Русская православная церковь (РПЦ), другое
официальное наименование— Московский патриархат (МП)).
Это самая крупная автокефальная поместная православная церковь в мире. В ней крещены в Православие — более 125 млн. человек, это 86% населения России.
Названия менялись, но сущность Православной Церкви оставалась неизменной — она была и есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь (Символ Веры, 381г.), про которую сказал ХРИСТОС:
«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).

© Copyright: Славен Любомиров 3, 2017
Свидетельство о публикации №217032901937

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Славен Любомиров 3

Рецензии

Написать рецензию

Вот я у Вас спросил:
«Где? Где я могу познакомиться с таким учением, как Православие?
Я такого текста , такой хрестоматийной книги — не знаю. Уже давно ищу. Нету!»
Если есть такое учение. То оно должно быть изложено в каноническом учении в виде Книги.
Вот как основа Христианства это Новый завет. Для иудеев Тора и Танах. У мусульман
Коран.
А у Православных? Они так же основой считают учения Христа? Что изложено в НЗ.
Тогда в чем разница? Ведь та же книга и у католиков и у протестантов.
И, конечно, я в курсе, в чем разница между католическими учением и протестантским.
Но, получается что основной книги «Православие» — нет.
есть много толкований, на тему что такое Православие. Но толкование это же не канон. Напомню, что Христос такого слова «Православие» не использовал.
И все это учение выросло из последователей.
И все это народное творчество.
Православие это устное и письменное народное творчество. Фольклор.
Т.е. было некое Учение, изложенное четырьмя евангелистами и на основе их выросло три течения.
Знаете. как это называется?
Сектанство.
Когда нечто большое и общее делится делится на сектора.
Так что ЭТО еще не религия, а слово, отделившееся от основного учение.
Вот и получается, что Понятие Православие есть. А канона — нет.
Толкование это не канон.
Николай Кладов 15.07.2017 09:50 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Николай, вы не правы. Если следовать вашей логике, то религий вообще не существует — существуют секты. Но, вы всегда забываете, а я уже который раз вам напоминаю, что ваше представление о мире и Боге, так же является сектантством. Каким бы истинным не было учение, прикасаясь к этой истине, мы сами не становимся Истиной, но у нас появляется видение и понимание этой Истины. Поэтому и существуют Католическое понимание Истины, Православное и т.д. Но, наряду с этим, существует и ваше личное понимание этой Истины. Таким образом, ваше понимание Истины — это точно такая же Версия Истины, как и у других. А это значит, что вы такой же сектант, как и все…
Онимакрис 15.07.2017 09:38 Заявить о нарушении

Онимакрис. Спасибо за отклик.
«Если следовать вашей логике, то религий вообще не существует — существуют секты»
Совершенно правильный вывод.
Даже в самых избранных фрагментах первоисточник это еще — не Учение.
Это только намеки, подсказки, чтобы человек дальше сам все нашел и сделал.
«уже который раз вам напоминаю, что ваше представление о мире и Боге, так же является сектантством.»
И это тоже правильно. Каждый идет своим путем, находится на своем уровне и никакого общего для всех пути, оформленного в виде религии — не существует.
Как в больничной палате — нет общего диагноза.
Есть малый свод общих правил, но он в религиях выделен слабо и тонет в потоке общих аллегорических наставлений.
«А это значит, что вы такой же сектант, как и все…»
Можно и так сказать. Я оскорбляться не буду. Конечно, понимание одних может быть ближе к истине,чем у других. Об этом тоже надо сказать.
По тому как все люди разные.
Но не может человек, живший 2 тыс лет назад понимать в устройстве мира больше, чем вооруженный современными знаниями!
Хоть ты как его назови.
Николай Кладов 15.07.2017 10:04 Заявить о нарушении

—Но не может человек, живший 2 тыс лет назад понимать в устройстве мира больше, чем вооруженный современными знаниями!—
————————————————————
Вы опять забываете, что современные верующие, так же вооружены знаниями, как и вы. Ваш монолог к верующим, обращён к людям, жившим 2000 лет назад, а с какой стати? Люди, которые излагают здесь свои мысли, так же как и вы, живут в 21 веке.
Онимакрис 15.07.2017 10:17 Заявить о нарушении

Вы опять забываете, что можно физически жить в 21 веке, а ментально и по уровню знаний быть в 13 -том.
Папуасы Новой Гвинеи тоже живут в 21 веке.
А когда к ним прилетели англичане на самолетах, они приняли их за богов и стали поклонятся … самолетам.
Я наверно повторюсь, но лучше, если уж ты обращен к религии, пользоваться знаниями «англичан», а не «папуасов».
«Англичане» — здесь это, условно, те, кто располагает знаниями и умениями нового и грядущего века.
А «папуасы» — это те, кто живет знаниями и традициями первобытно-общинного строя.
И те и другие, по своему, правы. Но это только для уважения позиций.
А для развития…

Николай Кладов 15.07.2017 12:17 Заявить о нарушении

Я вас понял — вы уже давно разделили мир на «англичан» и «папуасов»)))) Себя, вы конечно же отнесли к «англичанам».
Онимакрис 15.07.2017 14:48 Заявить о нарушении

Конечно. Хотя бы по тому, что не поклоняюсь «самолетам».
Но жизнью папуасов очень интересуюсь и даже посвятил им большую интересную статью.
http://www.proza.ru/2010/07/18/743 Так что я скорее «Миклуха» и у него после завтра день рождения!
Николай Кладов 15.07.2017 15:18 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Славен Любомиров 3

Русская Православная Церковь.

1. Краткая история Русской Православной Церкви .
2. Устройство Русской Православной Церкви.
3. Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
4. Устав Русской Православной Церкви.
5. Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви.
6. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.
7. Официальный сайт Русской Православной Церкви.
8. Официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии.
9. Официальный сайт Выборгской епархии.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.
Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: ‘Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!’
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого исторического момента началось «потепление» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом — люди потянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. При этом абсолютное большинство священнослужителей и верующих явило необычайную мудрость, выносливость, стойкость в вере, преданность Святому Православию, несмотря ни на трудности, с которыми было сопряжено возрождение, ни на попытки внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Стремление заключить Русскую Православную Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Под его Первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подъяла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений.

Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 31 марта — 5 апреля 1992 года, состоявшийся в Москве, принял ряд важнейших решений относительно церковной жизни на Украине и канонического положения Украинской Православной Церкви. На этом же Соборе было положено начало прославлению в лике святых новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Христа и Его Церковь в годы гонений. Кроме того, Собор принял обращение, в котором изложил позицию Русской Православной Церкви по вопросам, волновавшим общество в странах, в которых проживает ее паства.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 11 июня 1992 года был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности, способствовавшей расколу Украинской Православной Церкви. В особом ‘Судебном деянии’ Собор постановил извергнуть из сана митрополита Киевского Филарета (Денисенко) за допущенные им тяжкие нравственные и канонические преступления и учинение раскола в Церкви.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года, помимо ряда решений, касавшихся внутренней церковной жизни, принял особое определение ‘О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время’, в котором подтвердил ‘непредпочтительность’ для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины и так далее, недопустимость поддержки церковной Полнотой политических партий, а также запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти. Собор также постановил приступить к разработке ‘всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом’. Особо Собор отметил необходимость возрождения миссионерского служения Церкви и постановил разработать концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 года Священным Синодом в декабре 1995 года было принято решение об образовании Миссионерского отдела Московского Патриархата.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18 — 23 февраля 1997 года продолжил труды по общецерковному прославлению новомучеников и исповедников Российских. Кроме того, в соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе 1994 года, который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В частности, Собор подтвердил незыблемость церковной позиции по вопросу недопустимости участия Церкви и ее служителей в политической борьбе. Кроме того, обсуждались перспективы участия Русской Православной Церкви в международных христианских организациях, проблемы миссионерского и социального служения Церкви, угрозы прозелитической деятельности инославных и иноверных религиозных объединений.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 13 — 16 августа 2000 года в Зале церковных Соборов воссозданного Храма Христа Спасителя. Заседания Собора, завершившиеся торжественным освящением Храма, вошли в круг празднований, посвященных великому Юбилею — 2000-летию Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Собор стал уникальным явлением в жизни Русской Православной Церкви по числу и значимости принятых им решений. По докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, было принято решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Собор рассмотрел материалы о 814 подвижниках, чьи имена известны, и о 46 подвижниках, имена которых установить не удалось, но о которых достоверно известно, что они пострадали за веру Христову. В Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания были также включены имена 230 ранее прославленных местночтимых святых. Рассмотрев вопрос о канонизации Царской Семьи, члены Собора приняли решение о прославлении Императора Николая II, Императрицы Александры и чад их: Алексия, Ольги, Татианы, Марии и Анастасии как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Собор принял решение об общецерковном прославлении подвижников веры и благочестия других времен, подвиг веры которых был иной, чем у новомучеников и исповедников.
Членами Собора были приняты Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, подготовленные Синодальной Богословской комиссией под руководством митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Этот документ стал руководством для клириков и мирян Русской Православной Церкви в их контактах с инославными.
Особое значение имеет принятие Собором Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Этот документ, подготовленный Синодальной рабочей группой под руководством митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла и явившийся первым документом такого рода в православном мире, излагает базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом.
Кроме того, на Соборе был принят новый Устав Русской Православной Церкви, подготовленный Синодальной комиссией по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Данным Уставом Церковь руководствуется в настоящее время.
Собором были приняты Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви, Определение об Украинской Православной Церкви, Определение о положении Православной Церкви в Эстонии и Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

Общепринятой датой введения христианства как государственной религии на Руси считается 988 г., когда крестился великий киевский князь Владимир и его дружина. Однако обращение русских в христианство началось раньше. Сохранились свидетельства о крещении части руссов в 860 г.; русские христиане упоминаются и в договоре Руси с греками 945 г.; христианство приняла княгиня Ольга во время своего визита в Константинополь в 957 г.

Стремясь заменить славянский языческий пантеон авторитетной монотеистической (единобожие) религией, князь Владимир, по свидетельству летописного рассказа, выбирал между иудаизмом, принятым в соседней Хазарии, исламом, известным через Волжскую Булгарию, западным христианством (Римом), в то время еще официально не отделившимся от православия, и Византией — «греческим» христианством.

Христианская община объединялась обычно у какого-либо храма, где происходило богослужение. Храмы часто назывались церквами. Прежде чем продолжить рассказ о русской православной церкви, остановимся на том, что собой представляет храм. Его главная часть — алтарь, где находится престол — четырехугольная подставка, на которой совершается таинство евхаристии — причащения. Алтарь отделяется от остальной части храма перегородкой — алтарной преградой, она с конца XIV в. превращается в иконостас, стену, состоящую из икон, с дверями, ведущими в алтарь, — царскими вратами. Центральную часть иконостаса занимает «деисусный» чин (ряд икон, где изображены Иисус Христос и обращенные к нему с молитвой Богоматерь и Иоанн Предтеча; само слово «деисус» означает «моление»).

Слово «икона» переводится как «образ» и в русской церкви рассматривается не как изображение Божественного, а как символ, несущий на себе частицу Божественной силы.

В общину верующих, приход, входили жители нескольких близлежащих к храму деревень или городских улиц. Возглавлял приход священник (поп, иерей), через специальное церковное посвящение в сан получивший право служить на главной церковной службе — литургии (или обедне) и совершать основные христианские таинства и обряды. В церковном богослужении участвовали также дьяконы и певчие (хор) — клирошане (клирос — место для хора в храме).

Все церковнослужители составляли причт храма.

Роль прихода в русской православной церкви в повседневной жизни мирян была очень велика, особенно в крестьянской среде, где приход часто совпадал с миром — крестьянской общиной. Сельские церкви в основном строились на средства прихожан, которые заботились о наличии у храма необходимых для службы утвари и книг, содержали церковный причт или отводили обеспечивавшие ему пропитание земли. На Руси довольно долго существовал обычай выбора священников и церковных служителей из своей среды (на русском Севере он сохранился до XVIII в.).

Храм был центром не только религиозной, но и мирской жизни. В церковных трапезных проводились крестьянские сходы, здесь же хранились общинная казна и документы. Суточный круг православного богослужения (он включает в себя семь служб) совершался в них полностью священниками данного собора и близлежащих церквей (в приходских храмах провести это было трудно, поскольку требовалось большое число церковнослужителей). Соборный клир осуществлял контроль за «благочинием» и нравственностью остального духовенства. Особая роль здесь принадлежала протопопам (старшим священникам). Сохранились свидетельства, что соборный клир играл определенную роль в выборе и назначении священников и даже епископов, выступал как юридическое лицо в имущественных сделках, предпринимаемых храмом.

Приходы (городские и сельские) и храмы занимались также благотворительностью — содержанием вдов и сирот, калек («убогих»), странников («калики перехожие»), на что церковь и община выделяли часть доходов. Несколько приходов объединялись в особую область (епархию), называвшуюся епископством, несколько епископств — в архиепископство, затем в митрополию во главе с митрополитом. Русская церковь возникла по инициативе государства, и процесс создания епархий также шел при активном участии светской власти.

С самого начала своего существования русская церковь подчинялась константинопольскому патриарху, выбиравшему по своему усмотрению митрополита. Первоначально русскими митрополитами и священниками были греки (так на Руси называли выходцев из Византии). Первый русский митрополит появился в 1051 г., в правление Ярослава Мудрого. Это был Иларион, вошедший в историю русской культуры как автор «Слова о законе и благодати». Разделение церквей на православную и католическую, а также смерть Ярослава Мудрого в 1054 г. привели к тому, что на Руси вновь появились митрополиты-греки.

Большую роль в решении жизненно важных для церкви вопросов играли соборы, где собирались все русские епископы. На соборе 1448 г. рязанский епископ Иона был поставлен митрополитом без согласия константинопольского патриарха. С этого момента начался период фактической самостоятельности (автокефальности) русской православной церкви. Однако ее удалось добиться путем утраты части юго-западных и западных епархий, оказавшихся на территории Литвы и Польши. Необходимость самостоятельности объяснялась тем, что русские отказались принять решения Флорентийского собора 1439 г., когда православная церковь согласилась на объединение с католической при условии первенства римского патриарха (римского папы). Юридической автокефалии русская церковь добилась только благодаря Борису Годунову, когда на соборе в 1589 г. в Москве константинопольский патриарх Иеремия II поставил патриархом Московским и всея Руси митрополита Иова. Патриарх руководил жизнью церкви до реформ Петра I, который в 1701 г. фактически, а с опубликованием Духовного регламента в 1721 г. и юридически упразднил патриарший престол. С этого времени деятельностью церкви управлял коллективный орган — Святейший синод, состоявший из нескольких церковных иерархов во главе со светским лицом — обер-прокурором. Восстановление патриаршества в России совпало с октябрьскими событиями 1917 г. Решение о возрождении патриаршества было принято Поместным собором летом 1917 г., избравшим в ноябре патриархом Московским и всея Руси Тихона. Все священнослужители русской православной церкви разделялись на «черное» и «белое» духовенство. К «черному» духовенству относились монахи и высшие священнослужители — архиереи. Иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами) могли быть только принявшие монашеский постриг, т е. давшие обет безбрачия, послушания и нестяжания. Простые священнослужители («белое» духовенство), напротив, не могли стать священниками, если они не были женаты.

В Древнерусском государстве церковь содержалась киевским князем, выделявшим ей, по установлению князя Владимира Святого, десятую часть доходов (как от дани, так и торговых пошлин). Начиная с XII в. церковь стала приобретать земли, получила возможность.самостоятельно торговать и иметь доходы от промыслов (в частности, солеваренных). Кроме того, на протяжении всего своего существования она получала доходы от исполнения церковных треб — крещения, отпевания, венчания и т. д. В средневековой Руси важным источником существования церквей и монастырей были «вклады по душе» — дары мирян с условием регулярного поминовения усопших родственников или самого дарителя. В средние века рост церковных и монастырских владений вызвал обеспокоенность светской власти, однако решительные меры по изъятию земельных владений церкви были приняты лишь в начале 60-х гг. XVIII в., когда осуществилась секуляризация (изъятие) церковных земель и они вновь переводились на содержание государства.

В XIX в. в своде законов Российской империи русская церковь признавалась «первенствующей и господствующей». Более 70% всего населения империи были православными, и принадлежность к православию являлась одной из важнейших черт принадлежности национальной. Русский прежде всего православный христианин. Тот же свод законов называл русского царя «верховным защитником и хранителем догматов веры и блюстителем правоверия».

Одним из первых декретов советской власти был декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Формально он осуществлял либерально-демократические требования свободы совести, на практике же давал право на преследования служителей церкви и активных прихожан. Так, в начале 20-х гг., используя в качестве повода голод в Поволжье, большевики осуществили массовое изъятие церковной утвари, необходимой для богослужения, сознательно стремясь тем самым вызвать активное противодействие со стороны священников и прихожан, а затем расправиться с ними. В 30—50-е гг. массовые репрессии проводились по отношению к церковной иерархии, монахам и рядовым верующим. Значительная часть русских епископов прошла через лагеря и ссылки. Часто в качестве тюрем использовались бывшие монастыри. Одним из таких центров системы «лагерного перевоспитания» был Соловецкий монастырь.

Во время Великой Отечественной войны Сталин, стремясь использовать патриотические чувства верующих, предпринял ряд мер, улучшивших положение русской православной церкви. В частности, было разрешено провести выборы патриарха. Им в 1943 г. стал Сергий (Старгородский). Во времена хрущёвской «оттепели» по отношению к церкви вновь начались репрессии: закрылись открытые при Сталине храмы и монастыри, а христианское учение признавалось несовместимым с идеями социализма.

В настоящее время русской православной церкви возвращены все ее права. Восстанавливаются и действуют разрушенные храмы и церкви, строятся новые. Верующие могут открыто посещать службы, отмечать церковные праздники, а священники совершать обряды. Возрождаются монастыри. Службы, связанные с Рождеством Христовым и праздником Пасхи, проводимые при участии высшего духовенства во главе с патриархом Московским и всея Руси, транслируются по телевидению. Его резиденция находится в Даниловском монастыре в Москве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *