История раскола православной церкви

История раскола православной церкви

В 21 столетии в России не осталось ни одного социального института, которого бы не коснулись те или иные преобразования, за исключением самого консервативного из них – Русской Православной Церкви. Споры и дискуссии о реформировании церковной жизни ведутся давно. Вопросы о замене текстов с церковнославянского на русский язык, переходе на новоюлианский календарь, принятии устава для мирян широко обсуждаются в светских и православных средствах массовых информаций.

Однако необходимо вспомнить, хотя бы кратко о церковном расколе 17 века, когда Православная Церковь подверглась реформированию, результатом которого стал раскол русского народа, а его последствия не преодолены по сей день.

Причины проведения церковной реформы в 17 веке

Обсуждение необходимости реформы церковной жизни началось в 1640-е годы. В то время в столице был организован «кружок ревнителей благочестия». Представители духовенства, являвшиеся участниками кружка, выступали за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Однако не было единства в вопросе о выборе образца, по которому бы вносились изменения. Одни предлагали взять в качестве образца древнерусские церковные книги, а другие – греческие.

В результате победу одержали те, кто выступал за приведение церковных книг и обрядов в соответствие с византийскими канонами и этому было несколько объяснений:

  • Стремление Российского государства упрочить свое международное положение среди православных стран. В правительственных кругах была популярна теория о Москве как о Третьем Риме, выдвинутая еще в 15 столетии псковским старцем Филофеем. После церковного раскола 1054 года, духовным центром Православной церкви стал Константинополь. Филофей полагал, что после падения Византии, российская столица стала оплотом истинной православной веры. Русскому царю для подтверждения этого статуса Москвы необходимо было заручиться поддержкой греческой церкви. Для этого требовалось привести богослужение в соответствие с греческими правилами.
  • В 1654 году территория польской Украины, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
  • Стабилизация внутриполитической обстановки. Немного времени прошло с того момента как отгремели события Смутного времени, и в стране еще периодически вспыхивали небольшие очаги народных волнений. Установление единообразия правил церковной жизни представлялось правительству важным инструментом в поддержании национального единства.
  • Несоответствие русского богослужения византийским канонам. Внесение поправок в литургические правила, чем был и вызван церковный раскол, были второстепенными в проведении церковной реформы.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

Так при каком царе церковный раскол русского народа произошел? При государе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 годы. Он был деятельным правителем, старательно вникавшем во все вопросы, касающиеся России. Считая себя истинно православным, не мало внимания уделял и церковным делам.

Современники прозвали Алексея Михайловича Тишайшим, однако его правление пришлось на неспокойное и тревожное время, омраченное множеством войн и бедствий.

В России церковный раскол связан именем патриарха Никона, в миру известного как Никита Минин (1605-1681 гг.). По воле родителей стал священнослужителем и на данном поприще сумел сделать блестящую карьеру. В 1643 году он получил высокий духовный сан игумена Кожеозерского монастыря в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон, прибыв в Москву для улаживания монастырских дел, был представлен молодому царю Алексею Михайловичу. Семнадцатилетнему государю так приглянулся игумен, что он оставил его при дворе, назначив архимандритом Московского Новоспасского монастыря. Благодаря царской милости, впоследствии Никон получил сан Новгородского митрополита.

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон – инициаторы церковной реформы в 17 веке

По повелению царя в 1651 году Никон был вновь возвращен в Москву и с этого момента его влияние на Алексея Михайловича еще больше возросло. Он вошел в полное доверие к государю, активно участвовал в решении многих государственных вопросов. Вершины своей карьеры Никон достиг в 1652 году, взойдя на патриарший престол, после смерти патриарха Иосифа. С этого времени начинается подготовка церковной реформы, необходимость которой назревала давно.

Кратко о реформах патриарха Никона и церковном расколе

Первое, на что направил свою деятельность новый патриарх была редакция всех церковных книг, которые необходимо было привести в соответствие с греческими канонами. Однако начальной датой церковного раскола 17 века считается 1653 год, когда вводятся изменения в богослужебные правила, и начинается противостояние между патриархом Никоном и его сторонниками – с одной стороны и приверженцами старых обрядов – с другой.

Кившенко А.Д. Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги

Теперь остановимся кратко на реформах Никона и церковном расколе, последовавшем за ними:

  • замена двуперстного знамения на троеперстное. У противников реформ это нововведение вызвало больше всего нареканий. Крестное знамение, совершаемое новым способом, расценивалось как неуважение к самому Господу, ведь из трех пальцев получался «кукиш Богу»;
  • написание «Иисус» вместо «Исус»;
  • сокращение числа просфор для литургии;
  • во время службы вместо земных поклонов необходимо было совершать поясные;
  • движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца;
  • в церковном пении стали произносить три раза «Аллилуйя» вместо двух.

Важно

Реформы, проводимые патриархом Никоном, стали главной и основной причиной церковного раскола 17 века.

Что такое церковный раскол и каковы его причины?

Русским церковным расколом называется отделение значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.

Если говорить кратко о причинах церковного раскола 17 века, оказавшего влияние на всю дальнейшую историю российского государства, то они были непосредственно связаны с недальновидной политикой светской и церковной властей.

Следует заметить, что негативно сказался на отношениях власти и церкви, церковный раскол, кратко охарактеризовать которые можно как охлаждение и конфронтация. Причиной тому стали жесткие методы, которыми руководствовался патриарх Никон, осуществляя свою реформу. По повелению царя в 1660 году духовный собор низложил Никона с патриаршего престола. В дальнейшем его лишили священнического сана и сослали в Феропонтов Белозерский монастырь.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В 1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.

Репрессии против старообрядцев

Теперь более подробно рассмотрим причины и последствия церковного раскола:

  • способы, при помощи которых осуществлялись церковные реформы, оттолкнули значительную часть духовенства и простого народа, а именно насильственное изымание церковных книг, икон и других святынь, несоответствующих греческим канонам и дальнейшее их публичное уничтожение;
  • резкий и непродуманный переход к новым правилам богослужения вызвал у народных масс убеждение, что им пытаются навязать иную веру. К тому же, отказывающихся принять нововведения подвергали серьезным телесным наказаниям, что не добавляло симпатий к патриарху Никону и его окружению;
  • низкий уровень образования, а порой и полная безграмотность приходского духовенства, не способного объяснить прихожанам в чем суть изменения литургии;
  • недобросовестный перевод отдельных текстов с греческого на русский, которые хоть и незначительно, но стали отличаться от прежних старорусских. Наибольшего возмущения у верующих вызвали изменения смысла молитвы Символ веры, где в новой редакции о Царствии Божьем говорится в будущем времени, а не в настоящем, как было прежде;
  • отсутствие единства и согласия в церковной среде по вопросу проводимых реформ. Как следствие среди духовенства появились противники нововведений, ставшие духовными лидерами старообрядчества.

Церковный раскол в России связан с именем протопопа Аввакума Петрова – известного лидера старообрядцев. За несогласие с церковными реформами он был сослан на долгие одиннадцать лет в Сибирь. Перенеся многие тяготы и невзгоды, остался предан «старой вере». В результате, по решению Церковного собора, Аввакум был приговорен к заточению в земляной тюрьме, а в последствии заживо сожжен.

Милорадович С.Д.
Путешествие Аввакума по Сибири. 1898.

Причины и последствия церковного раскола кратко можно охарактеризовать как неприятие никоновских реформ значительной частью верующих, вылившегося затем в религиозную войну. Старообрядцы подвергались гонениям и преследованиям со стороны правительства и вынуждены были искать спасение на окраинах российского государства. Ответом староверов на церковную политику стали массовые самосожжения, называемые «гари».

В исторической литературе часто встречается определение церковного раскола как отправной точки для массовых народных волнений, периодически сотрясавших русскую землю на протяжении 17-18 веков. Действительно старообрядцы нашли мощную поддержку среди простого народа, именно вокруг них стали собираться все недовольные существующими порядками в стране.

Значение церковного раскола

  • Церковный раскол в России в 17 веке стал национальной трагедией. Произошло разделение русского народа на тех, кто остался в лоне Православной Церкви, совершающую богослужения по новым правилам и на старообрядцев, продолжавших придерживаться дореформенных церковных обрядов.
  • Как итог церковного раскола – прекратило свое существование духовное единение русского народа. Впервые в истории государства возникает вражда на религиозной почве. К тому же более четко стала проявляться социальная разобщенность среди населения.
  • Устанавливается верховенство царской власти над церковной. Проведение церковной реформы было инициировано правительством и проводилось при его поддержке. А это послужило началом к тому, что управление церковными делами начало постепенно переходить в государственное ведомство. Окончательно этот процесс завершился при Петре Первом, упразднившем институт патриаршества.
  • Происходит укрепление международного положения России и ее связей со странами православного мира.
  • Если говорить о положительном значении церковного раскола кратко, то появившееся старообрядческое движение внесло заметный вклад в развитие русского искусства. Они создали ряд духовных центров, свою иконописную школу, сохранили древнерусские традиции книгописания и знаменного пения.

Иванов С.В. Во времена раскола

Понятие церковный раскол возникло в царствование Алексея Михайловича и с тех пор неоднократно становилось темой для исторических исследований. Большинство историков утверждают, что истинная причина церковного раскола в 17 веке вовсе не в споре о поправках к богослужению. Все дело в одном значимом вопросе – может ли светская и церковная власть решать, как и каким образом народу верить во Христа или народ имеет право сохранить нетронутыми обрядность и уклад церковной жизни, установленные много веков назад.

ss69100

Цель этой статьи – попытаться понять ищущим патриотам России, не зависимо, считают ли они себя приверженцами РПЦ или Веры первопредков, в чем причина того, что у нас снова раскол в вере.

Все религиозные культы принято считать либо Солнечными либо Лунными. И это имеет внутреннюю причину. Все духовные учения всегда делятся на внутренние и внешние. Лунные культы связаны с кровавыми жертвоприношениями.

Большинство из нас знает, что наши предки поклонялись Солнцу. Солнце у славян ассоциировалось со Даждьбогом. И характерной особенностью славянского Ведизма было признание себя внуками Даждьбожьими. (По образу божьему!)

Люди развивающие свое духовное начало и стремящиеся соединиться с безконечным Началом-Первопричиной, получают ПОЛНОЕ знание в узком кругу Учителей, обладающим Истинным внутренним знанием, а для большинства же простых людей обычно разрабатываются ВНЕШНИЕ ритуалы, сохраняющее но не объясняющее знание.

Целью всех внутренних учений всех без исключения солнечных культов всегда было найти и развить внутри себя Искру Духа, Огня-Света Единого и Бесконечного Бога. Об этом говорил в своих проповедях и Иисус. (Ищите бога внутри себя!) Все это говорит о едином солнечном ЗНАНИИ. Все учителя Востока говорили и говорят о Просветлении, то есть о взращивании в себе Духа (Божественного Огня). Именно сияющий Свет проявленного Духа отличал всегда святых и Мастеров и не имело разницы, какое учение привело их к этому достижению. Но не один из великих Мастеров человечества не создавал религии!

Ведическая вера славян опиралась на богатое знание законов Вселенной и Природы. Потому славяне жили в гармонии с природой. Именно потому Иисус, пришел к иудеям исправить их темную Лунную веру, веру приносящую жертвоприношения своему демоническому божку Йегове. Именно для иудеев, забывших о природе Солнечного Духа он и принес это учение, полностью соответствовавшее Ведам.

На куполах христианских соборов 15-16 века в центре креста -Солнце!

В рамках этой статьи не будем обсуждать, как иудейские первосвященники превратили светлое учение Христа в новую религию, построенную в первую очередь для завоевания гоев-славян. Христианство принесло восточным народам абсолютизм вождей (царь от Бога), смирение перед властью и терпение народа перед несправедливостью системы, а так же феодальные отношения.

Так как русы привыкли к свободе-то большинство народа не приняло насильственное внедрение чуждой непонятной веры, насаждаемой греками. Все первые пастыри –философы были из Византии и они сразу же встретили в штыки народные традиции славян, празднества, танцы, песни. Все это было объявлено бесовством, о чем напоминают письма греческих попов Константинопольскому патриарху. Ну не могли иностранцы понять природу русских. И началась гражданская религиозная война, которую в 14 веке удалось остановить великому русскому подвижнику Сергию Радонежскому ( http://cont.ws/post/101950). Главная заслуга для русского народа – он остановил борьбу греко-русской христианской церкви против Ведической веры предков. Я специально не упоминаю о православии, чтобы не разжигать спор и не увести от главного.

С этого момента начинается возрождение Руси, победа Дмитрия Донского, где на равных сражались и ведические-войны (воевода Боброк) и христианские, когда в ответственный момент Куликовской битвы все войны дружно пели гимн Перуну. Сергий Радонежский восстановил солнечную веру в христианстве, ввел народные праздники и примирил христианских святых и русских богов. С этого момента установилось мирное двоеверие на Руси и не было вражды между русичами. И этот период продолжался до воцарения Романовых! Именно там лежит новый раскол русского народа, не преодоленный и поныне! А вот здесь нужно разобрать подробнее, обратимся за помощью к историкам.

Новшества Алексея Романова и Никона

» Алексей получил прекрасное образование и вместе с этим был глубоко религиозным человеком, и ещё до вступления на царский трон увлекался церковным пением, с удовольствием пел на клиросе, досконально знал церковные обряды и службы. Это во многом и предопределило характер событий в период его правления.

Учение Иисуса Христа было превращено Савлом–Павлом в технологию помощи и усиления любой власти. Поэтому усиление любой христианской церкви вело, во-первых, к усилению в данном случае абсолютизма самодержавной власти, что в свою очередь (во-вторых) вело к ещё большему усилению церкви.(Не эта ли причина особого внимания Путина к РПЦ?) И на третьем этапе, как правило, начинались выяснения – кто выше и “божественнее”: царь или Патриарх (митрополит), король или Папа римский; это противостояние в России мы уже наблюдали в случае с Иваном Третьим, Василием Третьим и Иваном Грозным. Борьбу “на Олимпе” во всех случаях одерживали цари.

В данном случае, на первом этапе усиление и вознесение самодержавия выглядело следующим образом. При Алексее Романове Судебник Ивана Грозного был заменен в 1649 году на более строгий свод законов – “Уложение” законов, которое закрепило и усилило закрепощение крестьян. “Уложение” своими законами усиливало самодержавную власть.

Если в дохристианский период возглавлявшие Русь князья ежедневно общались с народом, а победитель Хазарии и Византии Светослав сам греб на веслах на глазах у изумлённого византийского императора, то в случае с Алексеем Романовым – этот монарх с одобрения Церкви максимально оторвался от народа, возвысился над народом на огромной высоте. Теперь царь Алексей Михайлович, как некогда византийский император или египетский фараон, появлялся перед народом для пущей важности очень редко – только во время больших религиозных праздников и государственных торжеств, на люди его выводили для пущей важности и величавости под руки, самостоятельно ходить он уже не мог по политическим соображениям… При его появлении в любом месте народ должен был замереть, спешиться – если на лошади, снять шапки и склонить головы, пока не проедет его величество.

Это были продуманные психологические политтехнологические приёмы воздействия-подавления на народ, давно проверенные на эффективность. Алексей одевался в роскошные блестящие “божественные” одежды, а церковники неустанно всем твердили о божественном происхождении царской власти. В конце концов всё это наблюдавший народ ответил мощнейшим народным восстанием, фактически гражданской войной, попыткой усадить на трон своего народного царя – Степана Разина. Но всё рассмотрим по порядку, ибо возникновению этого восстания “помог” и жестокий новый Судебник-Уложение (крестьян), и здорово “помог” своими чистками Патриарх Никон.

Чтобы понять инициативу Никона, необходимо понимать ситуацию в России в 17 веке с верой, религией и народом. В книге профессора И.Я. Фроянова “Загадка крещения Руси” (2007 г.) мы наблюдали, что, несмотря на старания христианских епископов и священников “огнём и мечом” монополизировать христианство в России до 17 века в народе сохранялось двоеверие, сохранялась дохристианское объемное понимание окружающего нас Мира нашими предками, и соответственно сохранялась, практиковалась ведическая (языческая) религия в виде многочисленных традиций и обрядов. А не желавшие креститься русские люди убегали на протя– жении многих веков подальше от властей и церковников – на Дон, Яик, Днепр – в казаки.

После падения Византии, захвата Византии во второй половине XVI века, Русская Правоверная церковь, оставшись без материнской основы, убрала свое высокомерие и крайнюю нетерпимость к остаткам ведической религии в народе, пошла на сближение с русским народом, упорно хранившим старые традиции и обряды, и совместила свои христианские церковные праздники со многими ведическими. Поэтому видоизмененное русское православное христианство и его “материнское” византийское (греческое) христианство довольно сильно отличались друг от друга.

Поэтому несколько десятилетий до Никона и весьма умный Иван Грозный объяснял удивлённому иезуиту Поссевину: “Греки нам не Евангелие. У нас не греческая, а русская вера”. И это при том, что сам Иван Грозный до этого разговора своим стовопросником и Стоглавым собором в российском христианстве навёл большой порядок. Не только в специальной литературе по истории, но даже в современных учебниках можно прочитать следующее о 17 веке:

“Многие языческие обряды и суеверия незаметно проникли в церковные службы. Широко праздновались святки, исполнялись некоторые языческие обряды, подрывавшие церковные догматы…

Даже крестное знамение на Руси претерпело изменение – вместо трёх перстов, что символизировало Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, на Руси стали креститься двумя”. (А.И. Сахаров и А.И. Боханов)

Не касаясь необычайной живучести в народе в условиях гонений религии наших предков, обратим внимание на пальцы. Ибо вопрос с позиции христианской теологии очень важный.

Христиане католики и протестанты решили не рисковать, не создавать путаницы – крестятся всей открытой ладонью или собранными в щепотку всеми пальцами. А повод к путанице дала сама православная (правоверная) церковь, заявившая, в отличие от других христианских церквей, что Святой Дух исходит только непосредственно от Бога, а не от его сына – Иисуса Христа. Таким образам в этой Троице появилось неравенство, трёхчленная иерархия. И два пальца при крещении у многих христиан стали символизировать Бога Отца и Бога Святого Духа как в символичной аналогии – Солнце и его солнечные лучи, солнечная энергия. А Иисус Христос многими воспринимался как Божий посланник среди людей – мессия, как Он сам себя называл, очень совершенный и духовный человек, Богочеловек, “божий человек” – каковыми считали издревле на Руси наши дохристианские предки кудесников и волхвов. Которые, кстати, единственные из “божиих людей” разных народов того времени проделали немалый путь, чтобы присутствовать при рождении Иисуса Христа, а такое понятие “волхв” в других религиях и народах вы не встретите.

Теперь, надеюсь понятно – почему в русском народе к середине 17 века было такое понимание, наслоение, ошибка или не “ошибка”…

Это противоречие канонам христианства, созданным “апостолом” Савлом-Павлом, и обнаружил внимательный глубоковерующий христианин царь Алексей Михайлович Романов и сплоченная им из таких же вдумчивых христианских священников небольшая группа “специалистов”, которые решили придерживаться “истинного христианства”, “чистого”, не замаранного российской действительностью и наследием, придерживаться византийского (греческого) христианства.
И в этой ситуации перед очами “ревнителей истинного благочестия появился издалека, с берегов Белого моря, их единомышленник, почти библейский ветхозаветный суровый чистильщик веры Эздра – Никон. Никон (1605–1681) работал священником недалеко от Нижнего Новгорода. И когда его постигло горе – умерли трое его малолетних детей, несчастный покинул жену и ушел в монахи в скит на Белом море. Суровый Никон и сурово подошёл к вопросу чистоты христианской религии. И когда он своими мыслями поделился в Москве с царём Алексеем Романовым, царь оставил его в Москве и в 1652 году возвёл в сан Патриарха.
И Никон приступил к кардинальной реформации-чистке: сжигались кучами “неправильные” иконы, книги; книги переписывались по греческому образцу, на греческий лад переводились обряды, наказывались непокорные священники, “непонятливые” иконописцы, переписчики, прихожане, жестоко наказывались участники старых “языческих” обрядов и праздников. Никон радикально и жестоко взялся превращать русскую религию в византийскую.

Недовольный своими исправниками-чистильщиками он их выгонял и жестоко наказывал, а на их место приглашал чужеземных “специалистов” правильного христианства из бывшей Византии – Греции. “Никон после отстранения старых справщиков призвал “искусных мужей” из иностранцев.
Главную роль среди них играли грек Паисий Лигарид и Арсений Грек. Арсений Грек трижды менял вероисповедание, одно время он был даже мусульманином… – отметил в своём исследовании наш знаменитый исследователь истории из далёкой Аргентины Борис Башилов (Поморцев). – Большинство крупных русских историков – Ключевский, Соловьёв, Шмурло, являющиеся по складу своего мировоззрения западниками, – изображали обычно раскол как борьбу невежественных религиозных фанатиков против исправления ошибок в богослужебных книгах, против крещения тремя перстами…
Противник Никона оказались самые даровитые и умные люди эпохи, как протопоп Аввакум, как Спиридон Потемкин, знаток “Лютерской ереси”, знавший языки: греческий, латинский, еврейский, польский и немецкий, как дьякон Федор, Неронов, Лазарь Вонифатьев. Они пошли в раскол не по скудности ума, а потому, что были убежденные последователи православия, готовые отдать жизнь за веру предков…”.

Реформаторы во главе с Никоном и царём столкнулись не просто с “непониманием”, но с упорным сопротивлением не только священников и монахов, но и прихожан, то есть народа. Сторонники старых порядков, оппозиционеры назвали себя староверами. Их решили легитимно сделать врагами.

“Великий Собор 1667 года поступил совершенно неправильно, объявив раскольников еретиками. Ведь их расхождение с новой церковью относилось не к догматам, а только к обрядам. Анафема на раскольников, провозглашенная так называемым “Великим Собором”, только испортила всё дело”, – писал в далёкой Аргентине исследователь истории наш эмигрант Борис Башилов.

Никон не поступал не только по основным заповедям Христа, но даже согласно поучениям Савла-Павла, который учил христианских священников:

“Пасите Божие стадо… и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду”.

Примеру Сергия Радонежского, Нила Сорского, Серафима Саровского не много священников и монахов следовало.

Произошёл раскол церкви народа. Поскольку царь и Никон были единомышленниками, и, кроме того, когда царь покидал Москву, то российское правительство оставлял под руководство доверенному Никону, – поэтому власть и сила у Никона была огромная.
И Никон не стал церемониться с со своими многочисленными противниками и, отбросив всякие увещевания и убеждения, применил силу, насилие – непокорных сажали в тюрьмы, на цепь, били, пытали, ссылали в ссылки, вешали на виселицах и т.д. То есть – народ испытал на себе русскую христианскую православную (правоверную) инквизицию, и очередной раз в своей истории “истинную” христианскую любовь и христианское милосердие.

И неудивительным оказался мирный союз двух христианских “чистильщиков” – в 1685 году европейские иезуиты открыли в Москве иезуитскую школу и начали проповедовать среди иностранцев и русских католичество. Похоже, они обменивались “опытом”.
Бывший единомышленник царя Алексея Романова и Никона протопоп Аввакум возмущался: “Огнём, да кнутом, да виселицей хотят веру утвердить! Которые апостолы научили так? Не знаю! Мой Христос не приказал нашим Апостолам так учить, еже быть огнём, да кнутом, да виселицей в веру приводить”.

В 1681 г. приказом царя Фёдора самого Аввакума сожгли, а в следующем году отрубили голову Никите Пустосвяту. Монахи знаменитого Соловецкого монастыря 10 лет держали вооружённую оборону. Фактически опять началась гражданская война.
Тысячи несогласных с Никоном русских людей – староверов опять побежали подальше от власти, от Москвы в Сибирь, лесную глушь и опять к казакам, у которых беглых набралось уже несколько армий.

И хотя царь Алексей Романов убрал Никона с поста Патриарха в 1658 году, но реформы-чистки и казни продолжал проводить и без Никона. А царь разругался с Никоном потому, что Никона понесло, вернее – вознесло, он “тихим сапом” пытался вознестись выше статуса царя. Вначале Никон пошел дорогою некоторых пап – потребовал от светской власти полного невмешательства в церковные и духовные дела, и вместе с этим хитрый Никон оставлял за собой и следующими патриархами право на свое активное вмешательство в светскую власть.
И стал вмешиваться – стал критиковать правительство и царя за то, что они ограничивают Церковь в хозяйственной деятельности, в землеприобретениях и т.п., то есть – в бизнесе.
В ответ царь решил вступить на “территорию” Никона – ввести “министерство по делам Церкви” – Монастырский указ. Это ещё больше возмутило и разъярило Никона. И он публично проповедуя в Успенском соборе Московского Кремля стал рассуждать о главенстве и преимуществе власти Церкви над светской властью, священства над царством. То есть, грамотный Никон вспомнил старую логику христианского “святого” юриста Августина:

“Всякое государство, если оно не служит церкви, является ничтожной шайкой грабителей. Бог вложил в руки церкви меч духовный, а в руки императора – меч светский, который должен служить первому”.

Церковное государство в российском государстве выросло до такого уровня и набрало такой силы, что решило в очередной раз попытаться главенствовать. Закончилась эта попытка Никона увольнением с должности Патриарха царём, а вселенский собор 1666 года это решение Алексея Романова подтвердил, узаконил; и Церковь в России утихомирила свои амбиции “порулить”. Но во главе с царём и новым Патриархом продолжала реформы и борьбу против упорных староверов.

Царские отряды ловили беглецов, устраивали засады и находили поселения в лесной глухомани. А староверы при обнаружении своих поселений – сжигали себя заживо в знак протеста. Сколько тысяч погибло таким образом людей – одному Богу известно. Милюков считал, что около 20 тысяч русских людей покончили свою жизнь самосожжением.

Раскол русского народа Алексеем Романовым и Никоном явно уменьшил уважение людей к церкви.

Как следствие “вознесшегося” царя, жестоких реформ “вознесшегося” Никона и нового жестокого свода законов “Уложения” – народ в большом количестве побежал от господ к вольным людям на Дон, а за ними скакали ловецкие карательные отряды. А у казаков действовала старая традиция – беглых не выдавать. Царь решил наказать казаков – ввёл “экономическое эмбарго”, запретил ввозить в этот регион продовольствие. Отношения в стране народа с властью и так были напряжёнными – ведь по причине обесценивания денег в 1662 году произошёл в России Медный бунт.

Теперь ответ казаков был закономерным – в 1666 году казаки пошли сами добывать себе пропитание, но не в Турцию, а в сторону Москвы – громить помещичьи усадьбы. Казаки осознавали уже свою силу, ведь судьбы России в начале 17 века были в их руках, они “делали в стране политическую погоду” – это их армия привела Лжедмитрия в Москву, затем вдоволь покуражились в походах по России под предводительством Ивана Болотникова во время Смуты, и в конце смутного времени сыграли решающую роль в битве под Москвой с поляками.

Вначале казаков возглавлял Василий Ус, а на следующий год атаманом стал Степан Разин.

У казаков действовали старые дохристианские принципы свободы, равенства и справедливости. Их круг – совещание всех казаков, был аналогом былого народного вече. И в 1670 году казаки решили изменить порядок в России – внести свои жизненные принципы – “дать черным людям свободу”, и двинулись на Москву. Началось знаменитое народное восстание. Естественно, что в его войско вливалось огромное количество людей, а при подходе народного войска к городам: Царицын, Астрахань, Саратов, Самара – горожане сами раскрывали ворота этих городов и расправлялись с местной элитой. А христианская Церковь, опять же – естественно, выступила против народа и за власть имущих, и даже предала Степана Разина проклятию – анафеме.

Царь выдвинул мощную армию, и под Симбирском в 1670 году разбил армию Разина. В 1671 году был пойман и казнён Степан Разин. Все летописцы зафиксировали, что на допросах и пытках Разин вёл себя исключительно мужественно и даже с юмором.»

PS: Так как все архивы того времени хранит РПЦ а множество источников сожжено, простому народу трудно получить полное понимание тех событий и как они негативно продолжают действовать и сегодня.

Использованы материалы Народного университета http://romankluchnik.narod.ru/2-1-03.htm

Почему не изжит русский раскол?

Национальная дезориентация

4 столетия назад Русскую Церковь потрясло скорбное событие – крупнейший за всю ее историю раскол на староообрядцев и последователей реформ патриарха Никона и царя Алексея Михалойвича…

Обычное начало для сотен, если не тысяч текстов, в которых автор пытается в рамках «вежливости пера» в очередной раз сообщить читателю уже множество раз переписанные факты. Тем не менее, чтобы понять суть раскола XVII века, необходимо кратко напомнить о том, что же происходило в те непростые для русского народа времена.

Итак, царь Алексей Михайлович Романов считал себя преемником древних греческих императоров. Ведь Москва – Третий Рим! Царь верил, что он и его наследники просто обязаны ступить на путь владения Константинополем. Оккупированная турками уже 2 столетия столица Византии привлекала русского правителя. Россия в XVII веке была единственной независимой православной страной в мире. В голове молодого царя жила мысль стать василевсом мирового Православия, а русского патриарха поставить Вселенским. Алексей Михайлович рассматривал грядущую церковную реформу как ступеньку в многоходовом политическом процессе.

Добиться «всеправославного единства» предполагалось прежде всего на религиозной почве. Богослужебные традиции Поместных Церквей, в том числе греческой, отличались от сохраненного незыблемым со времен Крещения Руси литургического эталона Москвы. Несвобода греков, начавшаяся со времен падения Константинополя (которому предшествовала уния с католиками), породила в их отношении настороженность в Русском царстве. «Греки нам не Евангелие», – довольно разумно возразил Иван Грозный на «позитивный» пример «православных униатов» Антонио Поссевино папскому послу при московском дворе. Этот слоган, нивелировавший греков как носителей Истины, прочно закрепился в России, на 100 лет сформировав стойкое отношение к вчерашним «учителям веры».

Честолюбие царя и патриарха толкнули Русскую Церковь на скользкий путь «реформ». Исправления старинных книг, кропотливо оформлявшиеся справщиками из числа земляков, носителей духа, традиции и культуры, верными сынами Отечества, были переданы в ведение киевлян и греков. Новые «корректоры» вместо работы над орфографическими ошибками занялись изменением текстов, сверяя их по новым греческим.

Этот момент стоит запомнить как точку отсчета в шагах к потере духовного суверенитета. Свое, родное, сакральное, сохраненное поколениями святых русских людей признавалось неправильным. На Московском соборе 1654 года русская церковная старина Сергия Радонежского и Макария Московского, целого сонма подвижников и святителей признавалась ошибочной. Происходила измена религиозному и национальному лицу, в XVII веке имевшая неразрывную связь.

Естественно, действия царя и патриарха, выбравших грубую дорогу авторитарных решений, встретили недовольство среди клириков и мирян. Протест усугублялся отсутствием альтернативных предложений для тех, кто оставался верен церковному преданию и, более того, жестким подавлением инакомыслия. Протопоп Аввакум, ставший негласным лидером ревнителей старины (тогда еще не старообрядцев), лишь защищал традицию, в которой вырос и был воспитан. Как и вся православная Святая Русь той эпохи.

Старообрядцев в XVII веке просто выгнали из Церкви. И в этом моменте историческая правда остается на их стороне. С последователями «старых» обрядов не разговаривали. Их подвергали жестоким репрессиям. Чего стоила только 8-летняя осада царскими войсками Соловецкого монастыря.

«Фундаментальной причиной раскола стала полная необоснованность реформы, при фактическом акте национально-религиозного унижения и жестоком подавлении инакомыслия»

Итак, фундаментальной причиной раскола стала полная необоснованность реформы, при фактическом акте национально-религиозного унижения и жестоком подавлении инакомыслия. Родное отныне признавалось недалеким и неправильным. Заморское – верным и ориентирующим. Парадигма национальной самостоятельности ломалась, и ломка эта начиналась с изменения религиозной жизни. Царство делилось само в себе, и масштабов катастрофы будущих веков пока никто не мог себе представить.

Старообрядцы в Российской империи

В Синодальный период ревнителей древнего благочестия тоже особо не жаловали. Культурное западничество петровской эпохи, по свидетельству современников, толкнуло в ряды старообрядцев еще больше сторонников. Репрессии против «двуперстников» не прекратились, находя дипломатические решения лишь в отношении крупных киновий (общин мирян со строгим христианским укладом), имевших для молодой империи экономическое значение.

Старообрядцы, преданные собственным государством, все же искали возможности мирной жизни и возвращении в лоно Церкви. Единоверие, учрежденное в 1800 году, появилось не как сухой казенный формуляр на бумаге, а как реальный запрос со стороны верующих. По местам старообрядцы обращались к правящим архиереям с просьбами освятить храм, разрешить совершать в нем богослужения и даже поставить священника для совершения таинств. В итоге митрополит Платон (Левшин) убедил императора Павла I издать указ о создании нового образования внутри Русской Церкви. Начиналась трудная, со скрипом, реабилитация «старых» обрядов. Но не всё было так просто.

Инициатива «снизу», на выходе получившая законодательное закрепление, в период правления Николая I использовалась как ловушка и орудие борьбы со старообрядчеством. Канцелярский подход властей сделал свое дело: в деле Единоверия остался мрачный отпечаток, к которому сами единоверцы не имели ни малейшего отношения.

Со времен раскола сменилось уже не одно поколение людей. Синодальная Церковь и старообрядцы шли параллельными маршрутами, оставаясь, тем не менее, двумя частями Тела Христова. У каждого течения сформировались свои обычаи и мировоззрение. Внешне единый русский народ представлял собой две крупные ветви: системную и внесистемную. Старообрядцы были лишены в Российской империи социальных лифтов. Их религиозность становилась объектом «мягких» и «жёстких» преследований. Рассчитывать приходилось на Бога, собственные силы и солидарных братьев, находившихся в аналогичных условиях. Старообрядцы довольно быстро стали серьезным этнорелигиозным объединением с мощной экономической базой.

Постоянное давление со стороны властей не могло не сформировать в их среде определенного защитного механизма по отношению к представителям «официальной» Церкви. Даже при соблюдении всех евангельских заповедей и настрое на любовь и миролюбие староверы выработали в себе недоверие, закрытость, настороженность ко всему связанному с Русской Православной Церковью.

Тем временем активно развивалось Единоверие. В первую очередь – благодаря широкой и активной работе ее деятелей. Во время Поместного собора 1917-1918 года единоверцы получили долгожданное равенство в правах с православными и собственную трехчинную иерархию. Если бы не кровавая смута, как знать, возможно, врачевание раскола завершилось бы еще до конца XX века…

Просим прощения

В 1971 году Поместный Собор Русской Церкви всё же вернулся к вопросу раскола XVII века: официальное «покаяние» в документарном выражении было принесено современниками за дела предков. Старые русские обряды были приняты равноспасительными с новыми. Негативные оценки и проклятия на носителей древнего благочестия и их религиозные убеждения признавались «яко не быша».

Стоит привести и текст примирительного воззвания к старообрядцам от лица Собора:

«Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами… Да приведет Господь расстоящаяся паки воедино, и в любви друг ко другу да исповедуем и славим едиными устами и единым сердцем Отца и Сына и Святаго Духа».

Ну, казалось бы, после этой трогательной фразы надо встать друг против друга староверам и «никонианам» да с разбега броситься к противоположной стороне во всепрощающие объятья. Но этого не произошло. Что-то пошло не так?

От слов к делу

Единоверие, или, правильнее сказать, православное старообрядчество, начало активно возрождаться в Русской Церкви после распада Советского Союза. К нашим дням мы имеем радостные примеры воссоединившихся с РПЦ общин поповцев и беспоповцев разных согласий. Число единоверческих приходов увеличивается. Межстарообрядческое взаимодействие, в том числе благодаря сети, развивается. Но старообрядцы, имеющие ныне собственные религиозные объединения, не спешат, несмотря на снятые «клятвы», к объединению.

В чем причина? Их несколько.

В пользу старообрядцев может говорить отсутствие четкого статуса у современного Единоверия. Нет положения в Уставе РПЦ, регулирующих документов. Нет собственного епископа. Единоверческие приходы живут по правилам прошлых веков, ряд из которых устарел и требует пересмотра в связи с современными реалиями. Появление старообрядного прихода в епархиях РПЦ чаще становится актом воли «низов», при разном отношении к этому явлению архиереев. Если управляющий епархией просто не захотел – единоверческий приход не откроется. Всё просто, это нерегламентированная инициатива, которую подрывает отсутствие четкого юридического статуса.

Объединение со старообрядцами возможно прежде всего в случае оформления Единоверия в некую автономную структуру внутри РПЦ. С соблюдением не только правил древнерусского богослужения, но и уклада, общинного строя, права приходов на имущество. Единоверие XX века сможет стать реальным и масштабным врачевателем раскола при даровании данному учреждению серьезных прав и свобод с учетом мнения старообрядческих согласий. Недоверие врачуется уступками. И старообрядцы это заслужили.

Но в свою очередь стоит отметить, что староверы, несмотря на вышеозначенные шаги на сближение со стороны РПЦ, порой удивляют неоднозначностью своих действий. Последнее – молчаливый «игнор» единоверцев и отказ от приглашения их делегации на Всемирный старообрядческий форум. Дико, непоследовательно и удивительно. Солидную старообрядческую группу, «мостик» в диалоге с Русской Церковью, Единоверие, с представителями которого у старообрядцев имеются живые связи, просто проигнорировали. Этот поступок стал неким рубежом, после которого диалог, безусловно, уже не будет складываться как прежде.

Вместе с тем, любовь, которой отличались христиане, в том числе и старообрядцы былых времен, стремительными темпами оскудевает в рядах носителей древнего благочестия. Не настороженность – открытая вражда, ненависть, оскорбления, исступленная агрессия – всё это демонстрируют представители согласий в жизни реальной и виртуальной. Выносить диагноз всем старообрядцам не хочется, но градус негатива, как отмечают бывалые единоверцы и «старая гвардия» самих ревнителей, повысился в последние годы. Евангельской любви встречаешь всё меньше…

Но несмотря на все двусторонние сложности диалога, обеим сторонам стоило бы задуматься о важности переосмысления своей позиции по «собеседникам». Мы – одна Церковь, которую расколола ошибка наших предков. Рана раскола зияет на русском теле, и мы понимаем, почему она до сих пор не зарубцевалась.

В уважении к общим корням и традиции, убеждениям и вере, в братской любви нам стоит продолжать диалог и искать пути решения на пути к дружбе и… даст Бог, объединению. В единой Русской Церкви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *