История про моисея

История про моисея

Дочь фараона воспитывала мальчика как собственного сына. А мать-кормилица, не признаваясь в своем родстве с ребенком, много рассказывала Моисею о народе израильском, о его тяжкой доле. У мальчика были лучшие учителя, он стал образованным человеком, который в полном благополучии жил среди египтян.

Уже будучи юношей, Моисей решил посмотреть, как живут его сородичи, и покинул пределы дворца. Его очень огорчила рабская зависимость евреев, с которыми обращались хуже, чем со скотом.

Однажды он поссорился с одним надсмотрщиком египтянином, который жестоко обращался с рабами-евреями, и в пылу ссоры убил его. Это было большое преступление. Моисей понял, что если о нем донесут фараону, то ему не сносить головы. Он не стал возвращаться во дворец, покинул Египет и оказался в земле Мадиамской. Он жил у священника Иофора, занимался скотоводством, женился на одной из его дочерей, заимел детей.

Когда он пас скот у горы Хорив на Синае, рядом с ним неожиданно воспламенился терновый куст и оттуда раздался голос, предсказавший ему высшее предназначение — отправиться в Египет и спасти израильский народ, вернуть его на историческую родину.

Моисей так и сделал. Он вернулся в Египет и попросил фараона отпустить народ израильский на три дня в пустыню для совершения молитв и жертвоприношений, но тот категорически отказался. Никакие уговоры на него не действовали. Народ еврейский нужен был ему для выполнения тяжелых работ. Позднее сын фараона также не захотел отпустить на свободу народ израильский.

Моисей и горящий терновый куст. Художник Д. Фетти

Убийство Моисеем египтянина. Неизвестный художник

Десять казней на Египет

И тогда Бог, сообщает Библия, наслал на Египет десять казней египетских. Фараон, напуганный этими карами, уступил, но разрешил уйти евреям в пустыню только на три дня на молитву и забрать с собой весь скот. Примерно 600 тысяч израильтян воспользовались этой уступкой и вышли из Египта. Возвращаться они не собирались.

Четыреста тридцать лет жили евреи в Египетской земле. И в одну ночь встали и пошли по велению Божьему, спешно оставив свои дома. Этот день Исхода евреев из земли Египетской стал называться Пасхой. С тех пор ночь бдения и богослужения на Пасху стала данью благодарности еврейского народа Господу за избавление от рабства египетского.

Но Исход для евреев был не простым. Фараон, как известно, вскоре поменял свое решение и вместе с войском отправился догонять израильтян. И снова вмешались божественные силы. Моисей, услышав благословение сверху, приказал морю расступиться перед ними. Израильтяне прошли по дну моря и вышли сухими из воды. Затем воды моря снова сомкнулись. Так что фараоново войско вынуждено было остановиться.

На самом деле, скорее всего, израильтяне укрылись в тростнике, окружавшем озера между Суэцким перешейком и побережьем Красного моря. А во время отлива перешли на другую сторону. Войска же фараона, никого не найдя, повернули обратно. Это и породило легенду о проходе израильтян по дну моря.

Исход детей Израилевых. Художник Д. Роберте

Десять казней египетских — бедствия, обрушившиеся на египтян за отказ египетского фараона освободить порабощенных сынов Израилевых. Согласно Библии, Моисей именем Бога потребовал от фараона отпустить его народ, обещая, что в противном случае Бог накажет Египет. Фараон не послушался, и на Египет после каждого отказа фараона отпустить евреев следовало очередное бедствие:

1. Наказание кровью.

2. Казнь лягушками.

3. Нашествие кровососущих насекомых (мошки, пухоеды, вши, клопы).

4. Наказание пёсьими мухами.

5. Мор скота.

Главная→Абитуриенту→Пособие для поступающих→Библейская история Ветхого Завета→ 10. Жизнь евреев в Египте.

Пророк Моисей

10. Жизнь евреев в Египте. Пророк Моисей

В Египте евреям сначала жилось хорошо. Но новые фараоны, вступавшие на египетский престол, стали забывать Иосифа и его заслуги. Они опасались умножения еврейского народа; боялись, что евреи станут сильнее египтян и восстанут против них. Фараоны стали изнурять их тяжелыми работами. Наконец, один из фараонов приказал убивать всех рождающихся у евреев мальчиков.

В то время, когда евреям жилось еще хорошо, они начали забывать Бога и стали перенимать языческие обычаи у египтян. Теперь, когда начались беды, они вспомнили о Боге и обратились к Нему с молитвой о спасении. Милосердный Господь услышал их и послал им избавление через пророка и вождя Моисея.

Моисей родился в семье, происходившей из колена Левиина. Мать три месяца скрывала сына от египтян. Но когда дольше нельзя было скрывать, она взяла тростниковую корзину, осмолила ее, положила в нее младенца и поставила корзину в тростнике, у берега реки. А сестра младенца Мариам, стала издали наблюдать, что дальше будет.

Дочь фараона со служанками пришла купаться на это место. Заметив корзинку, она велела достать ее. Когда она увидела плачущего младенца, ей стало жалко его. Она сказала: «Это из еврейских детей». Мариам подошла к ней и спросила: «не поискать ли для него среди евреек кормилицу?» Царевна сказала: «Да, пойди и поищи». Мариам пошла и привела мать. Царевна сказала ей: «Возьми этого младенца и вскорми его мне; я дам тебе плату». Та с великой радостью согласилась.

Когда младенец подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, и он был у нее вместо сына. Она дала ему имя Моисей, что значит «вынутый из воды».

Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина. Другой раз, Моисей увидел, как еврей бьет другого еврея. Он хотел остановить его, но тот дерзко ответил: «Не хочешь ли ты и меня убить, как убил египтянина?» Моисей испугался, видя, что об его поступке стало известно. Тогда Моисей убежал из Египта, от фараона в другую страну, в Аравию, в землю Мадиамскую. Он поселился у священника Иофора, женился на его дочери Сепфоре, и пас стада его.

Однажды Моисей ушел со стадами далеко и был у горы Хорив. Там он увидел терновый куст, который был объят пламенем, горел и не сгорал. Моисей решил подойти ближе и посмотреть, отчего куст не сгорает. Тут он услышал голос из средины куста: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, потому что место, на котором ты стоишь, святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова». Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога.

Господь сказал ему: «Я увидел страдания народа моего в Египте и услышал вопль его, и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта». При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него.

Куст, не сгоравший в огне, который видел Моисей при явлении ему Бога, получил название «неопалимая купина». Он изображал собой состояние избранного еврейского народа, притесняемого и не гибнущего. Он был также прообразом Божией Матери, Которую не опалил огонь Божества Сына Божия, когда Он сошел через Нее с Неба на землю, родившись от Нее.

Исход из Египта. Синайское законодательство.Пророк Моисей. История его жизни и призвания.

С течением времени жизнь Иосифа изменилась: «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа». Царь приказал превратить евреев в рабов и убивать всех новорожденных мальчиков.

Современные учёные считают, что события произошли во время правления 19 династии (Сетий 1, Рамсес 2, Мернептах). Исходевреев состоялся около 1290-го года. Сетий 1 и Рамсес 2 продолжили реконструкцию Авариса, для работ же привлекались евреи. Аварис стал называться «Пирамзесом» («домом») для восстановления былого могущества.

Жестокий приказ фараона можно объяснить и перенаселённостью дельты Нила, что угрожало египтянам. Моисей вывел евреев из Египта. В лице Моисея божественное слово даётся целому народу, сплочённому вокруг Моисея и направлявшемуся в Палестину.

Согласно книге «Исход», Моисей родился в тот момент, когда фараон отдал свой приказ. Спасение младенца Моисея: «Жена зачала и родила сына и, видя, что он красив, скрывала его три месяца» (Исх.2:2). Мать Моисея имела пламенное, всепоглощающее желание спасти дитя. Возможно ли грудное дитя хранить от чужого глаза и уха в течение трех месяцев?

Ни на минуту нельзя было отойти от сына, при малейшем его движении нужно было сделать все возможное, что известно только матери, чтобы ребенок не плакал. В часы его сна мать склонялась пере6д всемогущим живым богом, прося его помощи, его благословения, его охраны. Мариамь, дочь ее, была ей доброй помощницей в деле сохранения жизни ребенка.Наступил момент, когда нужно было выпустить младенца из родительского дома — “не могли более скрывать”. И Бог посылает ей удивительный план спасения дитяти — осмолить корзинку с крышкой и пустить его в ту же реку, которая должна была стать его погибелью по повелению фараона!Река Нил была полна крокодилов, которые считались в Египте священными, им в жертву и должны были быть приносимы еврейские младенцы. Но мать Моисея сделала крышку на корзинке. Разведала, что дочь фараона добра и подстроила так, что при купании дочь увидела корзинку с ребёнком и взяла его на воспитание.

(Зигмунд Фрейд считал, что Моисей был не евреем, а египтянином). Несмотря на египетское воспитание, Моисей страдал за свой народ, отказался называться сном дочери фараона. После побега из Египта 40 лет странствовал. Провёл много лет на земле Мадиамской, на горе Хорив он был призван на служение богу.

Горящий терновый куст – еврейский народ, страдающий в Египте, символ богородицы по христианской трактовке. Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Моисей сказал: «пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает». Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему из среды куста, и сказал: «Моисей! Вот я, Господи. Не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я Бог отца твоего. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова».
Моисей закрыл лицо своё, потому что боялся воззреть на бога. И сказал господь Моисею: «Я увидел страдание народа моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд… Итак пойди: я пошлю тебя к фараону царю египетскому; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израелевых». Моисей сказал богу: «кто я, чтобы мне идти к фараону царю Египетскому и вывести из Египта сынов Израилевых?» И сказал бог: «я буду с тобою».

Призвание Моисея – завершение пути очищения его. Бог явился ему, открыл имя, замысел. Смыслоткрытияимени: «Я есмь сущий», «Сущий послал меня к вам». «Яхвэ» — «иегова». На греч. язык это было переведено как «сущий». Эти буквы представлены на иконах господа Вседержителя. Но перевод не со всей точность передаёт смысл трансцендентности (божественности) сущего, нет смысла того, что бог – Творящий. На этой интерпретации настаивают некоторые библеисты (Уибрайт). Другое представление – не «есть», а «будет», что значит, что бог обращён лицом к народу, он спаситель, судья. Мартин Губерт: «Бог дал туманный ответ, чтобы подчеркнуть расстояние между богом и человеком, его непознаваемость. «Яхвэ» стали почитать настолько, что заменили это имя на «господь», «Дсит»… Открытие имени: бог – не только бог Авраама и Исаакова, а бог целого народа. Он открыл имя из-за любви, добровольно.

Бог приказал Моисею вывестиевреевизЕгипта,но т. к. фараон не слушал Моисея, бог явил знамения: чудеса и казни (нашествия, «тьма египетская», «смерть первенцев»). После этого фараон отпустил евреев – праздник Весхозаветной пасхи (евреи празднуют своё избрание – едят пресный хлеб, горькие травы, агнца).

Выведя евреев из Египта, бог продолжает творить чудеса, через Моисея ободряет ропчующих. Переход по морскому дну – символ рождения евреев как народа – завершился после дарования богом через Моисея второгозаконодательства. Его суть – десятисловие(10 заповедей, в которых кратко сформулированы отновы ветхозаветной праведности).

1-я заповедь: «Яхвэ» как истинный бог должен стать единственным объектом почитания.

2-я заповедь: запрещение создания изображений бога, нельзя изображать в чувственных формах, что становится идолопоклонством. (Протестанты упразднили иконы и статуи, монофеситы тоже и иконоборцы в рус. православной церкви, однако она считает, что иконы – не идолопоклонничество, так как мы поклоняемся мыслимому, а не картине).

3-я заповедь: не произносить напрасно имя бога.

4-я заповедь: напоминание о субботе как о дне отрешения от забот, его нужно посвятить богу.

5-я заповедь: о почитании отца и матери. Почитание родителей – источник благоденствия.

6-я заповедь: не убей, только бог может даровать и отнимать жизнь.

7-я заповедь: прелюбодеяние – грех супругов, невесты, жениха. Брачный союз должен быть свят и непорочен.

8-я заповедь: собственность человеческого труда священна.

9-я заповедь: запрещена клевета.

10-я заповедь: запрещение мысли об обладании того, что есть у ближнего твоего.

Эти заповеди способствовали появлению нравственности не только у иудеев, но и у христиан. Сам бог признаёт наличие закона неписаного – совести. Законы нравственности даны как откровения, выражения абсолютной воли бога.

Заповеди стали основой Синайскогозаконодательства.В сознание народа нужно было внедрить мысль: «люби ближнего своего, как самого себя. Тора проповедует сострадание и милосердие к незащищённым людям. Синайское законодательство предназначалось для народа, только что вышедшего из рабства, поэтому ему было тяжело исполнять заповеди, наказание за нарушения которых было тяжёлым. Но для них речь шла не о рабском юридизме, а о готовности следовать воле божьей.


Поиск по Библии*

Книга Исход . (Тора. Пятикнижие Моисея)

Главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40

ГЛАВА 17

1 И двинулось все общество сынов Израилевых из пустыни Син в путь свой, по повелению Господню, и расположилось станом в Рефидиме, и не было воды пить народу.
2 И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа?
3 И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?
4 Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.

5 И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди;
6 вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских.
7 И нарек месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?
8 И пришли Амаликитяне и воевали с Израильтянами в Рефидиме.
9 Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей, и пойди, сразись с Амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей.
10 И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и пошел сразиться с Амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор взошли на вершину холма.
11 И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;
12 но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца.
13 И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.
14 И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу и внуши Иисусу, что Я совершенно изглажу память Амаликитян из поднебесной.
15 И устроил Моисей жертвенник и нарек ему имя: Иегова Нисси.
16 Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род.

Все книги Библи ✝ Наверх Следующая >>
Теги: Читать онлайн БИБЛИЮ, книга ИСХОД, Второзаконие, Левит, Числа, БЫТИЕ, Тора, Пятикнижие Моисея, Ветхий Завет
* Яндекс Поиск ведется не по всем главам Библии, а только тем главам ( страницам данного сайта ), которые включены роботом Яндекс в Поиск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *