История календаря для детей

История календаря для детей

История календаря

Юлианский календарь

Попытки создать календарь, которым можно было бы поль­зоваться достаточно длительное время, предпринимались ещё в Древнем Египте. Однако первый такой календарь был раз­работан только в 45 г. до н. э. римским астрономом Созиге­ном и введён в действие Юлием Цезарем. В этом календаре (его называют юлианским календарём или старым стилем) про­должительность года составляла 365 сут., т. е. он короче тро­пического.

Високосный год

Чтобы приблизить среднюю продолжительность ка­лендарного года к длительности тропического, каждые четы­ре года к февралю добавлялся день. В Древнем Риме он на­зывался «биссектум» — «второй шестой», откуда и пошло на­ше выражение «високосный год». В результате средняя про­должительность календарного года стала 365,25 сут., т. е. на 0,0078 сут. больше тропического.

Григорианский календарь

За 400 лет появилось расхождение в 3 сут., что приводи­ло к постепенному смещению дня весеннего равноденствия на более ранние даты. Это вызывало затруднения в определении даты важнейшего христианского праздника Пасхи.

Поэтому в 1682 г. римский папа Григорий XIII приказал пропустить в счёте 10 дней и впредь не считать високосными те годы, но­мер которых заканчивается на два нуля, а число столетий не делится на 4. Этот календарь называется григорианским или новым стилем, и мы им пользуемся до настоящего вре­мени. Расхождение со старым стилем до 2100 г. составляет 13 дней. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Летоисчисление

Счёт годов, или летоисчисление, начинается с года, в ко­тором произошло некоторое известное нам событие. Это собы­тие начинает эру. Причём совершенно неважно, было ли это событие реальным или легендарным. Так, мусульмане счита­ют года от вполне реального события — «хиджры», переселе­ния Мухаммеда из Мекки в Медину, а христиане — от вре­мени рождения Христа. Даже если признать, что Иисус Хри­стос был реальной личностью, то все равно год его рождения неизвестен. Но это не имеет никакого значения, поскольку на­чало нашей эры фиксируется любым годом, в котором произошло известное всем событие. Например, достаточно сказать, что Великая Отечественная война началась в 1941 г., и эра будет установлена.

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Сообщение на тему что такое календарь как его создали и зачем он нужен

  • Интерсный доклад на тему календарь и время

  • Время и календарь доклад кратко

  • Доклад что такое календарь

  • Подготовить сообщение о календарях

9 Май, 2015 — Яна Шелякина

Название «календарь» произошло от латинского «сalendarium», что переводится как «долговая книга». С помощью календаря происходит отсчет длительных временных отрезков, в основу расчета которых положено перемещение наблюдаемых с Земли космических объектов, например Луны, Солнца, ну и, конечно, Земли.

В календаре, который используется в настоящее время, неделя определяется как промежуток времени, состоящий из 7 суток. Но раньше, некоторые календари предусматривали деление не на недели, а на декады. Такое построение было принято в Египте и Франции. Древний календарь индейцев Майя предусматривал недели, которые состояли из 13-ти или 20-ти дней.

Принятый в настоящее время в Европе григорианский календарь произошел от римского путем его усовершенствования сначала в юлианский, а затем уже в привычный сегодня нам. Первый римский календарь был неточным, так как основывался только на движении Луны и Солнца, а летоисчисление начиналось от даты основания Рима.

Римляне отмеряли время «консулами». Начало года соответствовало современному 1 марта, а продолжительность определялась 304 днями или 10 месяцами. Особенностью этого календаря было то, что в нем существовал непронумерованный и неисчисляемый период, попадающий на зиму. Он начинался по окончании 304 дней и длился до первого дня весны. Контролем этого периода занимались особенные жрецы-понтифики. Фактически же ими допускались серьезные погрешности, отчасти из-за отсутствия образования, а отчасти потому, что они преследовали свои корыстные интересы.

Заключалось это в том, что в день «календы» принято было возвращать долги и оплачивать проценты. От этого и произошло название – «calendarium».

Занялся же приведением календаря в строгие рамки римский император Гай Юлий Цезарь. Он осуществил реформирование календаря в так называемый «юлианский». По новому календарю год состоял из 365,25 дня. Однако он тоже был неточным: за 128 лет погрешность составляла 1 день. Также для повышения точности календарем один раз на 4 года предусматривался високосный год равный 366 дням, что было на 1 день больше обычного года. За эти и другие заслуги на ниве военного искусства и политики месяц июль был назван в честь вышеуказанного великого императора.

Следующий раз календарь был усовершенствован после распространения по миру христианства. В новом календаре в качестве отправной точки была взята дата рождения Иисуса Христа. Это событие, а также воскресение Господне вошли в григорианский календарь выделенными датами.

Этот календарь был рассчитан так, чтобы дата равноденствия всегда совпадала с 21 марта (дата равноденствия в 325 году, во время проведения Никейского собора).

Современный григорианский календарь используется большей частью населения планеты. Он был введен в действие указом папы Римского Григория в феврале 1582 года. При этом предусматривался пропуск 10 дней в период с 4 по 15 октября 1582 года. Все страны, исповедующие католическую религию, приняли данный календарь.

Летоисчисление в России

С тех пор, когда на Руси правил князь Владимир, на территории княжеств использовалась византийская система летоисчисления. Счет времени велся со дня сотворения Адама, а именно с 1 марта года творения. В последующем отсчет нового года стали вести с 1 сентября. Это решение приписывают царю Ивану III.

На протяжении более 2-х столетий жители Руси отмечали Новый Год 1 сентября. Привел же наш календарь к единому с Европой летоисчислению Петр I. Его указ предписывал исчислять год от 1 января, и признать 7208 год «от сотворения мира», 1700 годом от рождества Христова. Полный переход нашей страны на григорианский календарь случился только в 1918 году и был закреплен декретом СовНарКома.

Астрономия и календарь

Пользуясь календарём, вряд ли кто задумывается, что над его составлением испокон веков бились астрономы.

Кажется, считай сутки по смене дня и ночи, что проще. Но, в действительности, проблема измерения очень длительных промежутков времени, иначе говоря, создание календаря -исключительно сложна. И без наблюдения за небесными телами её не решить.

Если о некоторых единицах измерения люди, а затем учёные просто договорились (метр, килограмм), а многие другие являются производными от них, то единицы измерения времени дала природа.

Сутки – это продолжительность одного оборота Земли вокруг оси. Лунный месяц – время, за которое происходит полный цикл смены лунных фаз. Год – продолжительность одного оборота Земли вокруг Солнца. Вроде бы всё просто. Так в чём же проблема?

А дело в том, что все три единицы зависят от совершенно разных природных явлений и не укладываются одна в другую целое число раз.

Лунный календарь

Начало новых суток и нового года определить трудно. А вот начало лунного месяца просто, достаточно посмотреть на Луну. Начало нового месяца определялось древними из наблюдений первого появления узкого серпа после новолуния. Поэтому древние цивилизации пользовались лунным месяцем как основной единицей измерения длительных промежутков времени.

Истинная продолжительность лунного месяца составляет в среднем 29 с половиной суток. Лунные месяцы были приняты разной продолжительности: в них попеременно получалось то 29, то 30 суток. Целое число лунных месяцев (12 месяцев) насчитывало 354 суток, а продолжительность солнечного года – полных 365 суток. Лунный год оказался короче солнечного на 11 суток, и их необходимо было привести в соответствие. Если этого не сделать, то начало года по лунному календарю со временем будет перемещаться по временам года. (зима, осень, лето, весна). К такому календарю невозможно привязать ни ведение сезонных работ, ни проведение ритуальных мероприятий, связанных с солнечным годовым циклом.

В разные времена эта задача решалась по-разному. Но подход к решению проблемы был един: в определённые годы в лунный календарь вставляли дополнительный месяц. Наиболее лучшее сближение лунного и солнечного календарей даёт 19-летний цикл, при котором в течение 19 солнечных лет по определённой системе в лунный календарь добавляются 7 дополнительных лунных месяцев. Длительность 19 солнечных лет отличается от длительности 235 лунных месяцев всего на 2 часа.

Для практического использования лунный календарь не очень-то удобен. Но в мусульманских странах он принят и в наши дни.

Солнечный календарь

Солнечный календарь появился позднее лунного, в Древнем Египте, там, где очень регулярны ежегодные разливы Нила. Египтяне заметили – начало разливов Нила близко совпадает с появлением над горизонтом самой яркой звезды – Сириус, по-египетски Сотис. Наблюдая Сотис, египтяте определили продолжительность солнечного года, равную полным 365 суткам. Год они поделили на 12 одинаковых месяцев по 30 суток в каждом. А пять лишних дней каждого года объявлялись праздниками в честь богов.

Но точная продолжительность солнечного года – 365.24…. суток. Каждые 4 года неучтённые 0.24 суток накапливались почти в полные сутки. Каждый период из четырёх лет наступал на сутки раньше, чем предыдущий. Жрецы знали, как можно исправить календарь, но не делали этого. Они считали благом, что Восход Сотис приходится попеременно на все 12 месяцев. Начало солнечного года, определённое по восходу звезды Сотис и начало года по календарю совпадали через 1460 лет. Такой день и такой год торжественно отмечались.

Календарь в древнем Риме

В древнем Риме календарь отличался редкостной путаницей. Все месяцы в этом календаре, за исключением последнего, фебруариуса, содержали счастливое нечётное число дней – либо 29, либо 31. В фебруариусе насчитывалось 28 дней. Всего в календарном году получалось 355 дней, на 10 дней меньше, чем следовало бы. Такой календарь нуждался в постоянных исправлениях, что было вменено в обязанность коллегии понтификов, членов верховной касты жрецов. Понтифики ликвидировали неувязки в календаре своей властью, добавляя в календарь дополнительные дни по своему разумению. Решения понтификов доводили до общего сведения глашатаи, которые объявляли о появлении дополнительных месяцев и начале новых лет. С календарными датами были связаны уплата налогов и процентов по ссудам, вступление в должности консулов и трибунов, даты праздников и другие события. Внося тем либо иным образом изменения в календарь, понтифики могли ускорить или отсрочить такие события.

Введение юлианского календаря

Конец произволу понтификов положил Юлий Цезарь. По совету александрийского астронома Созигена он произвёл реформу календаря, придав ему тот самый вид, в котором календарь и сохранился до наших дней. Новый римский календарь получил название юлианского. Юлианский календарь начал действовать с 1 января 45 года до н. э Год по юлианскому календарю содержал 365 дней, каждый четвёртый год был високосным. В такие годы в февраль добавлялся дополнительный день. Таким образом, средняя продолжительность юлианского года составляла 365 дней и 6 часов. Это близко к продолжительности года астрономического (365 дней, 5 часов, 48 минут, 46,1….. секунд), но всё же на 11 минут отличается от него.

Принятие юлианского календаря христианским миром

В 325 году состоялся первый Вселенский (Никейский) Собор Христианской Церкви, который утвердил юлианский календарь для использования его во всем христианском мире. При этом в юлианский календарь, строго ориентирующийся на Солнце, было введено движение Луны со сменой её фаз, то есть солнечный календарь был органично соединен с календарем лунным. За начало летоисчисления был принят год провозглашения Диоклетиана римским императором, 284 год по принятому ныне летоисчислению. День весеннего равноденствия по принятому календарю пришёлся на 21 марта. От этого дня рассчитывается дата главного христианского праздника – Пасхи.

Введение летоисчисления от рождества Христова

В 248 году эры Диоклетиана настоятель римского монастыря Дионисий Малый поставил вопрос, почему христиане ведут летоисчисление от воцарения яростного гонителя христиан. Каким-то образом он определил, что 248 год эры Диоклетиана соответствует 532 году от рождества Христова. Предложение вести счёт годам от рождества Христова сначала не привлекло к себе внимания. Лишь в ХVII веке началось внедрение такого летоисчисления во всём католическом мире. Наконец, в ХVIII веке дионисиево летоисчисление переняли учёные, и его употребление стало повсеместным. Годы стали считать от рождества Христова. Это и есть «наша эра».

Григорианский календарь

Юлианский год больше солнечного астрономического года на 11 минут. За 128 лет юлианский календарь на сутки отстаёт от природы. В ХVI веке за период, прошедший со времени Никейского собора день весеннего равноденствия отступил на 11 марта. В 1582 году папа римский Григорий ХIII утвердил проект календарной реформы. За 400 лет пропускаются 3 високосных года. Из «вековых» лет с двумя нулями на конце следует считать високосными лишь те, первые цифры которых без остатка делятся на 4. Следовательно, 2000 год високосный, а 2100 год високосным считаться не будет. Новый календарь получил название григорианского. Согласно декрету Григория ХIII вслед за 4 октября 1582 года наступило сразу 15 октября. В 1583 году день весеннего равноденствия снова пришёлся на 21марта.

Григорианский календарь или новый стиль тоже имеет погрешность. Григорианский год на 26 секунд длиннее, чем следовало. Но смещение в одни сутки накопятся лишь за 3000 лет.

По каким календарям в России жили

На Руси в допетровское время был принят юлианский календарь со счётом лет по византийскому образцу «от сотворения мира». Пётр 1 ввёл в России старый стиль, юлианский календарь со счётом лет «от рождества Христова». Новый стиль или григорианский календарь был введён в нашей стране только в 1918 году. При этом вслед за 31 января насупило сразу 14 февраля. Только с этого времени даты происходящих событий по российскому календарю и по календарю западных стран стали совпадать.

История календаря в России

Интересно, как ориентировались во времени люди, осваивавшие Сибирь? Как они считали часы и годы?

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.
Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.
Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля), соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май — травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец.
Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.
В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

Основоположником русской научной хронологии следует считать Кирика (1110 — ?) — молодого ученого, в совершенстве изучившего вопросы теории календаря и глубоко разбиравшегося в них.

Кирик жил в древнем Новгороде и являлся диаконом Новгородского Антониева монастыря. В 1136 г. Кирик написал оригинальный труд под названием «Учение…, имже ведати человеку числа всех лет», т. е. «Наставление, как человеку познать счисление лет». Этот трактат по вопросам хронологии, явился первым па Руси трудом, рассматривающим вопросы измерения больших промежутков времени. В нем изложено учение о високосном годе, о вычислении пасхалий, о лунном годе и другие вопросы. В работе Кирика решаются такие задачи, как определение числа лет, месяцев, недель и дней, протекших от «сотворения мира» до эпохи составления рукописи. Он обнаруживает хорошее знакомство с такими хронологическими понятиями, как эпакта (возраст Луны в какой-нибудь определенный день года, например 1 января, т. е. число дней, протекшее от последнего новолуния предшествующего года до 1 января текущего года), индикт (15-летний период), «солнечный круг» (28-летний период), «лунный круг» (19-летний цикл) и «великий индиктион» (цикл в 532 года). Рукопись труда Кирика впервые была опубликована в 1828 г. в «Трудах и летописях Общества истории и древностей Российских» (ч. IV, кн. 1, стр. 122-129).

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г. н.э. (7000 г. от сотворения мира), в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).
Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

До 1492 г. на Руси за начало года принималось 1 марта, а затем до петровской реформы — 1 сентября. Поэтому в русских летописях применялись два «стиля»: мартовский и сентябрьский. При чтении летописей или других исторических документов прежде всего следует установить, в каком стиле идет датировка. Только после этого можно приступить к редукции, т. е. переводу летописной даты на современное летосчисление.
При редукции летописных дат надо придерживаться следующих правил:
1. Если неизвестно, в каком стиле датируется событие, то задача может быть решена только приближенно: из летописной даты надо вычесть 5508. Например, в источнике указана дата 6125 г. от «сотворения мира». Тогда имеем 6125 — 5508 = 617 г. н. э.
2. Если событие датировано с указанием месяца, то в мартовском и в сентябрьском стиле из летописного года вычитается 5507, 5508 или 5509, сообразно с данными таблицы.

Перевод дат с древнерусского летосчисления на современное
Месяцы, па которые падает датируемое событие Число, подлежащее вычитанию при
мартовском стиле сентябрьском стиле
Январь 5507 5508
Февраль 5507 5508
Март 5508 5508
Апрель 5508 5508
Май 5508 5508
Июнь 5508 5508
Июль 5508 5508
Август 5508 5508
Сентябрь 5508 5509
Октябрь 5508 5509
Ноябрь 5508 5509
Декабрь 5508 5509

Можно сделать и обратный расчет (приблизительно, без учета месяца и стиля).
Например, Братский острог основан в 1631 году н.э., или
1631 + 5508 = 7139 год от сотворения мира (как и считали сами основатели).
А нынешний 2010 г. н.э.
2010 + 5508 = 7518 год от сотворения мира.

Не только в глубокой древности, но и в XVIII-XIX веках неграмотные крестьяне должны были, например, определять начало сельскохозяйственных работ, а охотники в Сибири, уходя на промысел на долгий срок, брали с собой деревянные резные календари для регламентации своей деятельности.

Нанесение календаря на кубки и кружки показывает, что он был в обиходе, существовал в каждом доме, хотя и на специальной посуде. Он был нужен в практической деятельности — и вот его лепят в глине, режут по дереву. Резные деревянные календари характерны для русского Севера и Сибири. В деревне на берегу Лены в прошлом веке чиновник, ехавший из Якутска в Иркутск, в избе увидал брусок длиною 3/4 аршина, квадратный, толщиной в вершок, покрытый резьбой. На вопрос, что это такое, хозяйка ответила, что это «святцы наследственные, достались от дедушки. Старик-то, родимый, носил их с собой в ухожья (в даль лесов), когда отправлялся надолго промышлять белку и другого зверя. Они были богомольные, чтобы и в лесу не забывать великого праздника, в который бы не работать».

Если мужчины долгими зимними ночами вырезали календари, то женщины их вышивали — на полотенцах и передниках по кумачу. Полотенца с кругами висели в красном углу. Их берегли и передавали из поколения в поколение, тщательно сохраняя изначальную форму.

Некоторая занимательная информация

  • Превращение временных понятий в пространственные, в измерительные единицы протяжения отражается в обычных для большинства языков выражениях: «два часа ходьбы до этой деревни», «три дня езды до города». Расстояние, которое можно было преодолеть за один день пути, в русском языке называлось «днище».
  • Самые простые часы употребляли на Руси пастухи – они мерили тень от дерева лаптями – стопами обутых в лапти ног. Когда было шесть или семь лаптей тени, они собирали стадо, чтобы гнать его в деревню.
  • С очень древних времен и почти повсеместно время рассвета определялось по пению петуха, что служило, с одной стороны, сигналом для «нечистой силы» убираться восвояси, а с другой — заставляло людей подниматься и задавать корм скоту. На Руси по крику петуха простой народ не только определял время рассвета, но и делал заключение о вёдре и непогоде. Слово «куром» (творительный падеж от «кур» — петух) в летописях употребляется для обозначения раннего времени, когда запевают петухи.
  • О неравномерности дня и ночи в течение года хорошо знали на Древней Руси. Был даже создан особый обряд в день зимнего солнцеворота (12 декабря, день святого Спиридона), который соблюдался в Москве еще в XVI-XVII веках. Перед царем представал звонарный староста Московского собора как блюститель часобития (звона часов), бил челом и докладывал: «Отселе возврат Солнцу с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется». Царь жаловал за эту радостную весть старосту деньгами — выдавалось 24 серебряных рубля, по числу часов в сутках. На летний солнцеворот (12 июня) тот же самый докладчик приносил весть: «Отселе возврат Солнцу с лета на зиму, день умаляется, а ночь прибывает». За эту прискорбную весть его немедленно запирали по указу царя в темную палатку на Ивановской колокольне, надо думать, что не менее как на 24 часа, тоже по числу часов в сутках.
  • В России в XVI веке существовало своеобразное деление часа, согласно которому большой час имел 5 первых дробных часов, первый дробный час — 5 другие дробных часов, другой дробный час — 5 третьих дробных часов и т. д. до шестого, шестой дробный час — 5 часов седьмых малых дробных. Обращает на себя внимание, что первый дробный час состоял, таким образом, из двенадцати минут — очень часто встречающегося в календарной системе числа, а шестой дробный час приводит нас к десятитысячным долям минуты или в пересчете на секунды — к 0,23 секунды. Значит, в России уже начинали считать очень короткие промежутки времени. Каким образом можно было провести такого рода подсчеты — неизвестно. Часы появились на Руси (в виде башенных механизмов с гирями) в начале XV века, но ни минутных, ни секундных стрелок на них не было. И те, и другие стали известны только в конце XVII века.

На вопрос, мог ли человек правильно оценить длительность минуты или секунды, не пользуясь никакими приборами, можно ответить положительно. Современные методы исследования показывают, что человек способен различать короткие промежутки времени с большой точностью и со столь же высокой точностью может дозировать по времени свои движения. И умел он это делать, несомненно, еще в глубокой древности, а иначе не смог бы преуспеть в охоте и в других видах деятельности

Время дня и счет часов.

В русских летописях мы не встречаем слова «сутки», а только «день», состоящий из 24 часов, то есть день и есть сутки и одновременно светлая часть суток, в то время как ночь — темная их часть. В Древней Руси сутки, скорее всего, начинались в светлое время, что, кстати, противоречит библейскому определению дня: «И был вечер, и было утро: день один». Таким образом, на Руси сохранялось собственное, самобытное представление о начале суток. Солнце, по представлению славян, днем мчалось по небу, увлекаемое квадригой солнечных коней, пока не опускалось в окружающий Землю Мировой океан, где плыло по подземным водам, влекомое водоплавающими птицами, такими, как лебедь или утка.

Бытовые обозначения времени, встречающиеся в летописях и относящиеся к часам, звучат так: заутреня, заря, ранняя заря, начало света, восход солнца, утра, средина утра, обедня, обед, полдень, уденье, полуденье, наобед, вечерня, вечер, ночь, полночь.

Возникло расхождение привычного начала суток на Руси поутру с церковным началом суток с вечера. Так называемая заутреня отправлялась среди ночи или даже в начале ночи. Было как бы два счета суток — народный и церковный, причем народный оказался более живуч, что нашло отражение в пословицах и поговорках: «День да ночь — сутки прочь», «Век мой прошел, а дней у Бога не убыло», «У Бога дней не решето, да не все наши».

Часовые таблицы на Руси.

На Руси, так же как и в других местностях, производилась «отдача дневных и ночных часов», то есть об окончании дня и ночи возвещали колокольным звоном, барабанным боем, звуками рожка. Знаки эти подавались то раньше, то позже, в зависимости от долготы дня и ночи. Для определения нужного для часобитья времени существовали расписания часов в церковных месяцесловах, причем таких расписаний имелось два — одно по иерусалимскому времени, где самые короткие день и ночь равны девяти часам, а самые длинные — пятнадцати, второе — применительно к действительному времени Руси, где самые короткие день и ночь равны семи часам, а самые длинные — семнадцати.

С помощью часовых таблиц, помещенных в месяцесловах, можно определить длину дня и ночи на каждый месяц. На Руси имели хождение месяцесловы, где эти цифры были рассчитаны не только на весь месяц (как это было в Европе, например, в англосаксонском календаре 1328 г.), но и на каждые полмесяца, что гораздо точнее. Отметки об изменении длительности времени в таких календарях делались через 14, 15 или 16 дней и стояли при разных числах месяца.

Являлись ли русские церковные календари заимствованными, или же они имели следы влияния местных астрономических знаний? Скорее второе, поскольку на Руси в отличие от Европы считали день от утра, а не с вечера и прежде, чем в Европе, часовые таблицы стали вычислять не на месяц, а на полмесяца. Например, в XVI веке было издано сочинение неизвестного автора «О знамениях небесных», где содержались параграфы о солнечных и лунных затмениях, рассуждения о форме и природе Луны и с большой точностью вычислена длительность синодического (лунного) месяца — 29 суток 12 часов 44 минуты.

Таким образом, на территории, где обитали славяне, обнаружены следы достаточно высоких астрономических представлений, разрешивших создать собственную календарную систему высокой точности, которая просуществовала до XVII века включительно. Введение юлианского летоисчисления в X веке значительно умалило значение прежнего календаря, однако новая (для данной территории) календарная система сама оказалась в известной мере под его влиянием, что выразилось, в частности, в слиянии дат языческих и церковных праздников, а также в особенностях часобитий.

Что касается введения на Руси механических часов, то первый образец был установлен великим князем Василием I в 1404 году на своем дворе за церковью св. Благовещенья. В 1436 году появились часы в Новгороде, в 1477-м — в Пскове. Знаменитые часы на Спасской башне в Москве, сгоревшие в 1717 году, были установлены в 1626 году.
Даже после появления механических часов часобитье продолжалось с рассветом и закатом, пока Петр I в 1700 году не постановил часобитье проводить в полдень и полночь.
Первый образец часов на Руси в 1404 году сделал серб по имени Лазарь, он же создал и школу часовщиков. В дальнейшем было изготовлено много раритетов, в том числе в XVIII веке часы «яичной фигуры» Кулибина, которые он преподнес Екатерине II (сейчас они хранятся в Эрмитаже). Их механизм, состоящий из пятиста деталей, устроен так, что они отбивают часы, половины и четверти часа, исполняя при этом различные мелодии. Кроме того, в определенном порядке двигались фигурки стражей с копьями, ангела, женщин. Одновременно с Кулибиным работал удивительный мастер Волосков, сделавший часы, которые кроме часов и минут показывали месяцы, положение Солнца, Луны и звезд.
В середине XIX века начали изготавливать часы, где на разных циферблатах показывалось время в разных местах. Так, на часах, сконструированных Иваном Юриным, на трех концентрических кругах расположено 66 эмалевых циферблатов, на которых показывается время шестидесяти шести губернских городов России. Работающие часы находятся в петергофском дворце «Коттедж».

Палеоастрономия древней Руси
История календаря
Онлайн калькулятор: Древнерусская (византийская) система летосчисления

Потребность измерять время появилась, пожалуй, тогда, когда появился и разумный человек. Время делится на года, месяцы, недели, дни, и для этого люди используют календари. Хотя само слово календарь в привычном для нас понимании появилось гораздо позже первых календарей. Это слово походит от латинского «calendarium», что значит долговая книжка – в Древнем Риме долги было принято отдавать в первый день месяца (день календ). В Средние Века появилось современное значение этого слова.

История создания календаря от Древнего Мира до современности

Далеко до того, как появилась печать календарей, древние египтяне создали свой календарь, который можно считать одним из самых древних. Он был связан с разливом реки Нил. Годом считался промежуток времени между двумя восхождениями Сириуса, что как раз предшествовали разливу реки. Официальный календарь делил год на три сезона, а их на месяцы и дни. Египтяне вели отсчет годов от прихода к власти нового фараона. Полную дату в официальных документах записывали так:

  1. Год правления фараона и номер года.
  2. Знак месяца и его номер в сезоне.
  3. Название сезона.
  4. Знак дня и его номер.
  5. Тронное имя фараона.

В религиозных и бытовых целях египтяне использовали лунный календарь. Позже был установлен александрийский календарь, который похож на знакомый нам юлианский.

Древние греки использовали лунно-солнечный календарь. Год состоял из 354 дней по 12 месяцев (в каждом было по 30 или 29 дней). Примерно раз в три года греки «добавляли» в год еще один месяц, а такой год называли «солнечным». Теоритически, месяца должны были начинаться в новолуние, но на практике начало месяца и новая луна часто не совпадали. Интересно то, что в каждом городе месяца назывались по своему, да и год начинался в разное время.

Древние римляне использовали юлианский календарь, который ввел Юлий Цезарь в 45 году до нашей эры. Этот календарь уже нам привычный, и мало чем отличается от григорианского. Но все-таки, через много лет после падения Римской империи, папой Григорием XIII был введен новый, григорианский календарь. И после пятницы 4 октября 1582 года наступил четверг – 15 октября 1582.

Календарь

Календарь — это система счета длительных промежутков времени, в основе которой лежат периодические астрономические явления: смена дня и ночи, изменение лунных фаз, смена времен года. Любая календарная система опирается на три основные единицы измерения времени, а именно: средние солнечные сутки, синодический (или лунный) месяц и тропический (или солнечный) год.

Синодический месяц — это промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны. Тропический год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Из-за медленного движения точки весеннего равноденствия навстречу Солнцу, вызванного прецессией, относительно звезд Солнце оказывается в той же точке неба через промежуток времени на 20 мин 24 с больший, чем тропический год. Он называется звездным годом и содержит 365,2564 средних солнечных суток.

Синодический месяц и тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток. Так, средняя продолжительность синодического месяца равна 29,530589 суток, а продолжительность тропического года — в среднем 365,242190 суток. Как видим, все три меры времени несоизмеримы. Невозможно подобрать такое целое число тропических лет, в которых содержалось бы целое число синодических месяцев и целое число средних солнечных суток. Стремление согласовать между собой сутки, месяц и год привело к тому, что в разные эпохи у различных народов было создано много разных календарей, которые можно условно разделить на три типа: лунные, лунно-солнечные и солнечные. Именно этим объясняется сложность построения календаря и появление на протяжении нескольких тысячелетий многочисленных календарных систем, стремящихся преодолеть эти сложности.

В лунном календаре год делится на 12 месяцев, содержащих попеременно 30 или 29 суток. Всего в лунном календаре 354 или 355 средних солнечных суток, т. е. он короче солнечного года примерно на 10 суток. Этот календарь получил широкое распространение в мусульманских странах. Из-за того что лунный год имеет меньше дней, чем тропический, у мусульман вообще нет фиксированного начала года на определенный сезон времени, оно постоянно перемещается по сезонам и выпадает то на весну, то на лето, то на зиму, то на осень.

Лунно-солнечные календари наиболее сложные. В них сумма некоторого количества лунных месяцев приблизительно соответствует продолжительности тропического года. В основе этих календарей лежит соотношение: 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам (с ошибкой около 2 ч). Год делится на 12 месяцев, каждый из которых начинается с новолуния. В настоящее время такая система сохранилась в еврейском календаре. Он содержит 12 или 13 месяцев в году. Продолжительность некоторых месяцев каждый год меняется, начало года всегда приходится на осень, но не совпадает с одной и той же датой григорианского календаря, которым мы пользуемся.

Римляне первоначально исчисляли время лунными годами. Новый год начинался 1 марта. До сих пор некоторые месяцы современного календаря называются в соответствии с этой традицией: сентябрь — «седьмой», декабрь — «десятый» и т. д. Впоследствии первый день года был перенесен римлянами на 1 января, так как с 153 г. до н. э. в этот день вступали в должность консулы).

Одним из первых солнечных календарей считается египетский, созданный в 4-м тыс. до н. э. По тому календарю год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом, а в конце года добавлялось еще 5 праздничных дней. Современный календарь берет начало от солнечного римского календаря, появившегося в результате реформы Юлия Цезаря (отсюда происходит и его название — юлианский календарь), проведенной 1 января 45 г. до н. э. Средняя продолжительность года, согласно этому календарю, была равна 365,25 суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Для удобства три года подряд считали по 365 дней, а на четвертый (високосный) добавляли лишние сутки — 366 дней. Год состоял из 12 месяцев: нечетные месяцы — 31 день, четные — 30 дней; только февраль простого, невисокосного года содержал 28 дней.

Вследствие того что продолжительность юлианского года длиннее тропического на 11 мин 15 с, за 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки, а за 400 лет — около трех суток. С течением времени календарь запаздывал все больше и больше. Поэтому в конце XVI в. весеннее равноденствие наступало не 21, а 11 марта. Ошибка была исправлена в 1582 г., когда глава католической церкви папа Григорий ХIII создал специальную комиссию по реформе календаря, передвинувшую счет дней на 10 дней вперед и вернувшую весеннее равноденствие на 21 марта. Исправленный календарь получил название григорианского календаря или календаря нового стиля. В честь его введения была отчеканена памятная медаль. Систему счета времени по юлианскому календарю сейчас называют старым стилем.

Високосный год в григорианском календаре — каждый четвертый, за исключением годов с целым числом столетий (например, 1700, 1800). Такой год считается високосным только тогда, когда число сотен делится на 4 без остатка.

В России этот календарь был введен со среды 31 января 1918 г. Следующий день уже был 14 февраля, так как к тому времени календарная разница между новым и старым стилем достигла 13 дней. Это различие в 13 суток будет сохраняться до 15 февраля 2100 года по старому стилю, или до 28 февраля 2100 года по новому стилю. После этой даты оно увеличится на одни сутки и станет равным 14 суткам.

Юлианский календарный год длиннее солнечного года почти на 11¼ мин, а григорианский — на 27 с. Лишние сутки накопятся только в L в. н. э. (50-ом веке нашей эры), потому что разница в один день набегает за 3226 лет, а для практических надобностей большей точности и не требуется.

Необходимо отметить, что и григорианский календарь не лишен недостатков: неодинаковая продолжительность месяцев, неравные кварталы, несогласованность чисел месяцев с днями недели. Поэтому появились проекты новых (всемирных) календарей, в которых год более равномерно разделяется на полугодия, кварталы и т. д.

Однако существующие политические и экономические отношения между странами мира не позволяют провести единую реформу и ввести всемирный календарь.

Много вопросов вызывают и привычные названия месяцев. Так, июль назван в память о римском императоре Юлии Цезаре, август — в честь римского императора Октавиана Августа. Остальные месяцы календаря получили свои названия по-разному: например, январь — в честь римского бога Януса, февраль — в честь ежегодных языческих обрядов очищения, март — по имени бога Марса, май — богини Майи, июнь — богини Юноны. Названия «сентябрь», «октябрь», «ноябрь», «декабрь» переводятся с латинского языка соответственно как «седьмой», «восьмой», «девятый», «десятый» и в настоящее время не соответствуют этой нумерации.

Кроме счета месяцев в годах, следует вести счет и самим годам. Для этой цели издревле использовались эры, т. е. длительные промежутки счета лет. Эрой называется исходный пункт каждого летоисчисления. У разных народов эры были разные и связывались с какими-либо знаменательными событиями или с годами правления царей и императоров.

В Риме использовалась эра от основания Рима (753 г. до н. э.) и счет годов от назначения консулов. В средневековой Европе была распространена эра Диоклетиана, считавшаяся от восшествия на престол императора Диоклетиана (29 августа 284 г. н. э.). Она применялась до XV в.

В Древней Греции применялась эра Олимпиад (начало 776 г. до н. э.). Олимпиады проводились раз в четыре года.

Иудеи отсчитывают начало эры от сотворения мира — от 3761 г. до н. э.

Христиане считают, что сотворение мира произошло в 5508 г. до н. э. Эру от Рождества Христова рассчитал папский архивариус Дионисий Малый в 525 г. Он приравнял 248 г. эры Диоклетиана к 532 г. от рождения Христа. Христианская, или новая, эра (наша эра) частично начала применяться с Х в., а повсеместно в католических странах — лишь с XV в. В России она была введена в 1700 г. указом Петра I, согласно которому после 31 декабря 7208 г. от сотворения мира наступило 1 января 1700 г.

Мусульмане всего мира используют свою эру, которая называется хиджра и ведет счет лет от даты переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, что произошло в сентябре 622 г. н. э.

Читать далее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *