Исповедь для детей

Исповедь для детей

Памятка исповедь для детей часть 1

Арсений Фомичев

составитель: пономарь Арсений Викторович Фомичев
Дорогой ребенок, с момента крещения ты вступил в жизнь удивительную, интересную и блаженную. Твои крестные выполняют роль куда более важную, чем даже твои родители, потому что являются пособниками жизни вечной. Они должны всегда вести и воспитывать тебя по извилистой дороги жизни, помогая не только материально, но что самое главное, — и духовно. Учить тебя навыку необходимой молитвы, приучать к хождению в церковь, и самое главное – учить правильно исповедоваться и регулярно причащаться. В этой памятке, я составитель, хочу только немного помочь тебе разобраться в самом главном деле твоей жизни – жизни духовной. Помочь понять, как более правильно тебе, дорогой ребенок, подготовиться к таинствам исповеди, причастия, и сказать несколько поучительных слов о добрых делах, которые тебе необходимо знать и творить в своей жизни.
В этой временной жизни на земле, которая подготавливает нас к жизни вечной, небесной, надо среди прочих дел, уметь не только хорошо себя вести, но и если что-то сделал плохо, то есть согрешил, то, как можно скорее придти в церковь, и батюшке на исповеди рассказать про этот грех, сожалея о нем в сердце своем, и стараться больше этот грех не совершать. Какой бы грех не был плохой, его надо обязательно рассказать батюшке, только тогда Господь простит и помилует твою детскую душу. Если какой грех утаишь и не расскажешь о нем на исповеди, знай, что ты совершил еще более плохой поступок, потому что твой грех стал из-за этого в два раза тяжелее, как если бы ты его сделал дважды! Также, во время исповеди не называют имен людей, которые так или иначе были соучастниками твоего плохого дела, то есть согрешали вместе с тобой, в этом случае можно сказать так, например: я с друзьями рассказывал анекдоты, играл в карты, давал друзьям обидные прозвища и унижал их. Имен называть не надо, каждый должен рассказать о своих грехах сам. Также нельзя оправдываться и извиняться в своих грехах на исповеди: например: нельзя говорить, что я обозвал плохими словами товарища, потому что он меня рассердил, толкая и насмехаясь надо мной, а нужно в этом случае сказать батюшке так: я обозвал своего друга плохими словами. Все! Именно так! И не оправдывать себя! На исповеди мы перечисляем грехи и сердечно каемся в них, а не приходим к батюшке, чтобы себя оправдать или как-то извинить себя, этого не надо делать! Это неправильно! Примерный перечень грехов дан ниже, с помощью него, тебе, дорогой ребенок, будет легче вспомнить грехи, которые ты совершил, и лучше всего выписать их на листок бумаги, который надо отдать батюшке на исповеди. Готовясь только к исповеди, поститься, то есть не употреблять пищу животного мира, не обязательно (если день исповеди не постный).
Говеют или постятся тогда, когда хотят и исповедоваться и причаститься. Для этого читают утренние и вечерние молитвы, короткое детское правило ко святому Причастию, на кануне вечером, перед причастным днем нельзя кушать после 12 часов ночи! За 3-4 дня до причащения необходимо попоститься. Кушай в это время мед, орешки, фрукты и овощи, грибы и прочую растительную пищу, но не переедай, это тоже грех. А то так и лопнуть можно! Все должно в этой жизни быть в меру! Также необходимо попросить прощения у всех, кого ты обидел, без этого не исповедоваться, не причащаться нельзя! Иначе ты причастишься в суд и осуждение себя!

А это страшно! Всегда проси прощения, если в чем виноват!
Вот тот небольшой перечень грехов, по которому можно проверить свою совесть и выписать на листок бумаги то, что относится к тебе.
Малый перечень возможных детских грехов: часть 1.
— не читал утренних и вечерних молитв, а также молитвы перед / после еды.
— неподготовленным причащался и, не стараясь вспомнить заранее про свои грехи, шел на исповедь (как с корабля на бал).
— редко исповедовался,
— редко причащался,
— скрывал свои грехи от батюшки на исповеди,
— не исповедавшись у священника, дерзал принимать святое причастие,
— рассеянно, невнимательно молился,
— не старался выучить, для начала своей духовной жизни, хотя бы самые первые молитвы для своего возраста: например: такие как: Отче наш…, Благодарим Тя, Христе Боже наш, и прочие.
— не слушался родителей, учителей и вообще старших,
— раздражался, ругался и повышал голос на ближних,
— гордился, считал себя лучше, умнее, (красивее) чем другие,
— дрался с детьми, толкался, плевался на детей и обзывался, давал людям клички, дразнил кого-нибудь и насмехался над ближними,
— не учил уроки, не помогал своим родным в делах по дому и огороду,
— играл в карты,
— компьютерная зависимость,
— не ходил (по долгу) в храм,
— опаздывал на богослужение в воскресные и другие дни,
— без уважительной причины не ходил (может часто) на воскресную литургию,
— будучи уже достаточно взрослым никогда не исповедовался и не причащался,
— смотрел греховное по телевизору или компьютеру (в интернете), в книгах, журналах, читал греховную литературу, может даже противное православной вере,
— осуждал ближних (усопших),
— брал у кого-то в долг и не отдавал,
— давал богоугодное обещание и не исполнял,
— смотрел телевизор или слушал музыку в постные, праздничные и воскресные дни и всячески развлекался (например: ходил в кино по средам и пятницам),
— наклеивал на свое тело разные наклейки или писал на нем что-либо, делал татуировки (наше тело – это храм Духа Святаго и к нему, как и к душе нашей надо относиться подобающим, почтительным образом, тело христианина – это не место для развлечений).
— говорил пустое, не нужное. (Дух Божий ничем так не отгоняется от нас, как пустыми праздными разговорами – говорят святые отцы церкви),
— если ты старший, не приучал младших братьев и сестренок ко всему духовному: помолиться Богу, ходить в храм, учить добрым делам.
— не читал Евангелие, и в других церковных книгах (первым делом: Жития Святых, ибо это книга для начинающих) не поучался божественной мудрости.
— не почтение, оскорбления или обиды на своего отца крестного (или мать крестную). Этот грех тяжелее, чем обижать своих плотских родителей, потому как, например: для мальчика его отец крестный перед Богом является куда важнее и главнее, нежели его родной отец; для девочки – соответственно),
— брал без спроса еду и другие вещи, воровал игрушки у ребятишек,
— предавал кого-нибудь,
— не имел сострадания и милосердия к ближним, например: ленился покормить своего больного маленького (или большого брата), который был очень слабым и не мог встать с постели (а может еще и с большой температурой),
— пытался нарисовать иконы или небрежно обращался с ними,
— не зажигал лампадку перед началом своих детских молитв,
— не приучал себя к православной христианской жизни, а жил как самому нравиться, не по божески, (например: шатался где-то до 12-ти ночи с друзьями),
— курил (кто курит – тот возносит фимиам самому диаволу, говорят святые отцы церкви).
Любой грех, если он совершен в присутствии ближнего, а тем более если склонял или показывал ближнему греховный пример, то за каждого из совращенных на грех – двойной грех будет иметь душа того человека. Чем человек духовно опытней и подкованней, тем тяжелее для его души будет каждый отдельный грех, по тому как, чем больше знаешь духовного – тем больший с тебя спрос самим Богом!
… продолжение перечня детских грехов в следующей части.

Документ обновлен:
2005-11-09 17:40

Пособие к исповеди

(ДЛЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ И ИСПОВЕДУЮЩИХСЯ)

Детская исповедь

Дорогие родители! Наши дети растут в чрезвычайно опасное время — время, когда общество отказывается от идеалов, принятых христианскими народами, и прежде всего — от идеалов жертвенной любви. Вместо этого дух нашего времени насаждает в сердцах детей культ себялюбия и наслаждений. Именно на это направлено нынешнее светское образование, массовая культура, печать, радио и телевидение. Без помощи Божией, без участия в благодатных и спасительных Таинствах Святой Церкви нам перед этим натиском не выстоять. От нас требуется очень напряженное, постоянное внимание к жизни ребенка. «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей, — писал праведный Иоанн Кронштадтский, — враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях, представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».

Делом первостепенного значения в христианском, нравственном воспитании детей является сознательное исповедание грехов в Таинстве Покаяния. Исповедуя свои грехи, дети через священника властью, данной ему свыше, получают не только прощение грехов, но и наставление в нравственной жизни. Очень важно научить ребенка осознавать свои дурные поступки и стремиться ко всему доброму.

Помогая ребенку подготовиться к исповеди, особенно если он впервые приступает к этому спасительному Таинству, родители должны придерживаться следующих правил:

Готовить детей к исповеди нужно с любовью, кротостью, теплым участием, делая акцент на том, что они предстоят и исповедуются Самому Господу Иисусу Христу, вопросы можно предлагать только о таких грехах, которые свойственны их возрасту.

Особенно осторожным следует быть в вопросах относительно седьмой заповеди Закона Божия, предлагая их в самой деликатной форме, чтобы не смутить ребенка и не оставить на детской совести грязного пятна.

Родители должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с шести-семилетнего возраста, в зависимости от уровня развития ребенка и способности осознать и исповедать свои грехи.

День исповеди и святого причащения должен быть для ребенка днем праздничным и радостным. Советуйте, предлагайте пойти в храм, подготовиться к исповеди и Причастию, но ни в коем случае не заставляйте ребенка. Ребенка нельзя принуждать к исповеди — покаяние должно быть искренним и совершенно свободным.

Подчиняясь родительскому авторитету, ребенок какое-то время будет исполнять ваши требования, но если в нем самом не будет живой веры, искреннего стремления очиститься от совершенного греха, рано или поздно произойдет болезненный разрыв, конфликт между вашим давлением и его свободной волей.

Если ребенок очень волнуется и теряется, подходя к аналою, можно предложить ему дома, перед началом службы, письменно ответить на приводимые вопросы, чтобы потом прочитать их на исповеди перед священником.

Важно, чтобы исповедь не сводилась к выяснению, что делал и чего не делал ребенок, но каждый раз совершалась с искренним сокрушением о грехах и переживалась им как трагедия осознания греха, соединенная с радостью прощения от Бога.

Помощь в подготовке к исповеди ни в коей мере не предполагает посредничества между родителями и священником.

Родители ни в коем случае не должны пытаться узнать грехи своих детей и то, что сказал им батюшка на исповеди. Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему Таинству. Не следует родителям также подсказывать священнику, о чем спросить ребенка, — вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, которая их умудрит и наставит.

Предварительные вопросы:

1. Веришь ли ты в Бога?

2. Знаешь ли и веруешь ли в то, что исповедь, совершаемую священником, слушает и принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий?

3. Искренне ли жалеешь о том, что плохими поступками согрешил перед Богом, нарушил Его святые заповеди?

4. Со всеми ли ты помирился, идя на исповедь?

Первая заповедь Закона Божия

Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Первая заповедь учит нас любить Бога и почитать Его.

1. Молишься ли ты утром и вечером, перед едой и после еды, перед началом и по окончании всякого дела?

2. Веришь ли в то, что Бог все видит и знает, не только дела твои, но и мысли и тайные желания, видит тебя и днем и ночью, дома и вне дома, словом, всегда?

3. Строишь ли ты свою жизнь сообразно с этой верой?

4. Веришь ли в то, что люди сотворены Богом и что Господь является Творцом вселенной, хотя многие люди отрицают это?

5. Любишь ли ты Бога?

6. Не стыдишься ли признаться в своей вере перед людьми? Не отказываешься ли от своей веры из боязни быть осмеянным другими?

Вторая заповедь Закона Божия

Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Второй заповедью Господь Бог запрещает поклоняться идолам. Идолопоклонство — это не только поклонение рукотворным идолам, как богам, но и служение греху и страстям, таким как самолюбие, гордость, тщеславие, корыстолюбие, пресыщение в еде и питье, пристрастие к земным богатствам и т.д.

1. Не тратишь ли ты деньги на лакомства? Не привередлив ли ты в еде? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности?

2. Не нарушаешь ли святых постов и постных дней: среды и пятницы?

3. Не стараешься ли украсить себя одеждой, какими-нибудь знаками отличия (цепочками, брелоками, подвесками и т.д.)?

4. Не кривляешься ли перед зеркалом или людьми, чтобы на тебя обратили внимание?

5. Не гордишься ли своими успехами в учебе, богатством своих родителей’?

6. Не добиваешься ли первенства среди своих сверстников? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?

7. Не любишь ли командовать, быть старшим над своими товарищами?

8. Не имеешь ли обыкновения всегда настаивать на своем, даже если тебе показали твою неправоту?

Третья заповедь Закона Божия

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, то есть без нужды, просто так, без любви, благоговения и молитвы.

1. Не произносишь ли имени Божия напрасно, в пустых разговорах и шутках?

2. Не отвлекаешься ли посторонними мыслями на молитве? Твердо ли веришь, что все, о чем ты просишь в молитве, Господь исполнит?

3. Внимательно ли изображаешь на себе крестное знамение и усердно ли кладешь поклоны?

4. Не ропщешь ли на жизненные тяготы своих родителей?

5. Благодаришь ли ты Бога в болезнях, неприятностях и жизненных неудачах?

Четвертая заповедь Закона Божия

Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято); шесть дней работай и делай в продолжение их всякие дела твои, а день седьмой — субботу (день покоя) посвящай Господу Богу твоему.

Четвертой заповедью Господь Бог повелевает нам работать шесть дней в неделю, а седьмой день (в христианской Церкви этот день — воскресенье) посвящать на служение Богу, на угодные Богу дела.

1 . Не ленишься ли в воскресенье и в праздничные дни ходить в Церковь?

2. Любишь ли бывать в храме Божием?

3. Внимательно ли ты молишься в храме? Пытаешься ли понять то, о чем поют и читают на службе?

4. Не бегаешь ли по храму, не выходишь ли из него во время службы, не позволяешь ли себе в храме шутить, играть, смеяться, разговаривать?

5. Любишь ли читать Святое Евангелие, духовные книги?

6. Знаешь ли на память молитвы «Отче наш», «Богородице Дево», «Верую»?

7. Не любишь ли праздно проводить время? Дорожишь ли им?

8. Стараешься ли каждую минуту употребить на пользу души?

9. Не имеешь ли пристрастия к телевизору и кино, которые разрушают веру в Бога’?

10. Стремишься ли к приобретению познаний, хорошей учебе? Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении?

11. Всегда ли со вниманием и старанием учишь домашние уроки?

12. Не тратишь ли попусту время за компьютером в играх, где присутствуют насилие или убийство одних героев другими?

Пятая заповедь Закона Божия

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои (то есть дни твоей жизни) на земле.

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам любить своих родителей, учителей, старших, заботиться о них и быть почтительными к ним.

1 . Почитаешь ли ты своих родителей, не оскорбляешь ли их грубыми словами и непослушанием?

2. Скрываешь ли что-нибудь от родителей?

3. Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли относительно их оскорбления или неподчинения?

4. Молишься ли ты о своих родителях и учителях?

5. Добросовестно ли ты выполняешь свои обязанности в школе и дома?

6. Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускаешь ли относительно их насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над увечными, калеками, больными?

7. Если родители или старшие делают тебе замечание, стараешься ли исправиться?

Шестая заповедь Закона Божия.

Не убивай.

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, и не только физическое, но и духовное, когда человек учит другого человека греху. К грехам против шестой заповеди относятся курение и употребление наркотиков, ведущие к разрушению человеческого организма, то есть к самоубийству. Участие в войне Церковь не считает нарушением шестой заповеди, потому что воины защищают Отечество.

1. Не ругаешься ли ты неприличными словами?

2. Не таишь ли на кого в сердце злобу или ненависть?

3. Стараешься ли утешить огорченного, опечаленного товарища своего?

4. Не мучаешь ли животных, птиц, насекомых? Не убиваешь ли их ради забавы?

5. Любишь ли людей, как заповедал нам Господь?

6. Подаешь ли, что можешь, бедным, голодным людям?

7. Не ругаешься ли с каким человеком или сверстником?

8. Не дерешься ли, не обижаешь ли детей, которые слабее тебя?

9. Не куришь ли ты?

Седьмая заповедь Закона Божия

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью Господь запрещает нарушение супружеской верности, а неженатым повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

1. Не допускаешь ли ты в своем сердце нечистых плотских желаний?

2. Не допускаешь ли таких поступков, о которых очень стыдно рассказать кому-либо?

3. Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»? Не рассматриваешь ли журналы и фотографии с неприличными картинками?

4. Не ходишь ли гулять без разрешения родителей в незнакомые места?

5. Не имеешь ли друзей, которые учили бы тебя играть в карты, курить, пить спиртные напитки? Не был ли участником этих грехов?

6. Не пересказываешь ли анекдоты, неприличные истории?

Восьмая заповедь Закона Божия

Не кради.

Этой заповедью запрещаются не только кражи, когда кто-либо тайком берет вещь, не принадлежащую ему, но и обман, тунеядство.

1. Не брал ли тайком, без спроса, чужую вещь?

2. Не отбирал ли силой у младших или более слабых детей игрушки, книжки и другие вещи?

3. Не присваивал ли найденные деньги, какой-либо потерянный предмет, вместо того, чтобы объявить о своей находке?

4. Не заглядывал ли родителям в кошелек? Не брал ли у них без спроса деньги или какие-нибудь вещи в доме без их разрешения?

Девятая заповедь Закона Божия.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

1. Не имеешь ли привычки врать? Не обманываешь ли родителей, братьев, сестер, друзей?

2. Не нарушал ли данного обещания?

3. Не осуждал ли кого? Не разглашал ли недостатки других людей? Не высмеивал ли недостатки товарищей?

Десятая заповедь Закона Божия

Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Десятая заповедь запрещает не только делать что-либо плохое другим людям, но запрещает зависть, худые желания и помышления по отношению к ним.

1 . Следишь ли за чистотой своих мыслей и желаний?

2. Не завидуешь ли детям из богатых семей и вообще кому бы то ни было?

3. Не был ли недоволен, когда при тебе кого-либо хвалили?

4. Не досадовал ли, когда другому что-то дали, а тебе нет?

Вопросы для исповедания детей

1. Молишься ли каждый день Богу, особенно утром и вечером, а также пред началом всякого дела и пред обедом и ужином?

Не божишься ли? Не произносишь ли Имя Божие — великое и святое напрасно или небрежно, в шутку?

3. Считаешь ли за грех жить, не делая ничего полезного, в постоянной рассеянности?

4. Ходишь ли с охотой в церковь к богослужению и проводишь ли, как должно, праздничные дни?

5. Любишь ли своих родителей и не оскорбляешь ли их чем и не противишься ли им?

6. Прилежно ли учишься и всегда ли слушаешься своих учителей и исполняешь ли все их указания?

7. Относишься ли с надлежащим почтением к старшим и обращаешься ли с ними вежливо?

8. Не упрямишься ли и не имеешь ли привычки все ставить на своем и не исполнять указаний старших?

9. Не сердишься ли напрасно, не бранишься ли и не ссоришься ли с другими?

10. Не приучался ли ты курить табак, который так вреден для здоровья?

11. Не выпил ли ты когда-либо хотя бы рюмку вина, которого нельзя пить детям?

12. Не бил ли или не мучил ли ты животных и птиц?

13. Не обманывал ли ты кого-либо?

14. Не брал ли что-нибудь без разрешения родителей и вообще не брал ли у кого-либо без позволения?

15. Если бывают у тебя свои деньги, то не тратишь ли их без разбору на лакомства или на другие какие-либо ненужные вещи?

16. Не сделал ли ты чего-нибудь нехорошего тайно?

17. Если сделал, то расскажи, что это такое?

18. Желаешь ли еще сам сказать что-либо такое, что тяготит твою совесть’? Скажи, не помнишь ли за собой еще каких грехов, о которых я не спрашивал?

Теперь благодари Господа, сподобившего тебя покаяться, и после старайся жить лучше прежнего, не повторяй прежних грехов, старайся не оскорблять Бога нарушением Его святых заповедей и угождать Богу добрыми делами, какие можешь сделать.

Заключительные вопросы

1. Каешься ли, то есть искренне сокрушаясь, просишь ли у Бога прощения в грехах своих?

2. Старался ли ты исправиться в тех грехах, в которых каялся на предыдущей исповеди?

3. Готовился ли ко причащению Святых Христовых Таин? Веришь ли в то, что священник вынесет в Чаше Святые Дары (то, что непостижимо умом, но постижимо только верой сердца) — истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа?

Текст печатается по изданию: «В помощь кающимся. Пособие к исповеди (для священнослужителей и исповедующихся)» Информационно-издательский центр Украинской Православной Церкви, Киев, 2000

Культура

ИСПОВЕДЬ ДЕТЕЙ ВЕКА

22 октября 00:00

Идея тотальной фотофиксации в последнее время овладела миром целиком и полностью. Недавно один известный питерский фотограф удивлялся: «Прихожу в воскресенье в Летний сад, хотел поснимать… смотрю — все снимают, у всех в руках камеры, затворы так и щелкают…» И действительно, технический прогресс избавил фотопроцесс от утомительных проявки и печати, теперь это делается за пару часов в любом киоске, с другой стороны, наделил фотокамеры и пленку необычайно широкими возможностями для увлекательной творческой работы. И любой взявший в руки даже самую недорогую «мыльницу» чувствует себя настоящим художником, останавливающим мгновение. И то, что миллионы приобщились к творческому процессу, — хорошо. Массовость — залог развития отрасли.
Но параллельно, к счастью, существуют еще и искусство фотографии, и настоящие фотохудожники, и выставки, которые осаждает публика. Так было на закрывшемся вчера в Манеже фотовернисаже «Ритмы века». Очереди в кассу и толчея практически у всех разделов экспозиции. И немудрено — 1000 работ, снятых лучшими фоторепортерами Петербурга, России и мира.
Знаю, что многие ходили сюда по нескольку раз. Что тоже вполне объяснимо. Репортаж — это концентрация события, не просто снятого фотографом с большей или меньшей степенью подробности и мастерства, а еще как бы взломанного изнутри. Нам, зрителям, дается шанс пережить событие, почувствовать его насыщенную, накаленную атмосферу, ощутить запах и цвет, но у нас есть еще и уникальная возможность, которой лишены очевидцы, — можем рассмотреть, углубиться, осмыслить, стоя у картонного изображения.
На фотовернисаже в Манеже потрясает масштаб. Прежде всего временной, количественный.

От урока танцев в Смольном институте благородных девиц, снятого великим и вездесущим Карлом Буллой, до репортажа о трагедии Беслана, от которого холодеет кровь. И из невольных сопоставлений возникает портрет эпохи. Когда главные события нашей истории, запечатленные талантливыми фотохудожниками, собраны воедино, необычайно остро начинаешь ощущать, какой грандиозный век завершил второе тысячелетие! И в каком суровом его продолжении нам предстоит жить.
Удивительно, но эту выставку удалось сделать так, что ни одного проходного, несущественного, неинтересного раздела на фотовернисаже не оказалось. Потрясающе яркие работы виртуозов фоторепортажа из агентства Рейтер и нашего Интерпресса, лучшие снимки фотоконкурса «Золотой объектив», персональные экспозиции москвичей Б. Кремера, А. Кондратьева, В. Семина. Лучшие питерские фотографы —
П. Маркин, Д. Ловецкий, С. Максимишин, С. Беленький, Е. Асташенков, А. Захаров… За каждым из них свой стиль, свой мир, особая техника, подлинное мастерство и море человеческих страстей, ими запечатленных. Возле некоторых работ можно стоять долго-долго, всматриваясь, переживая, размышляя.
Я, например, никак не мог оторваться от полного драматизма снимка Д. Ловецкого «Дочь подводника». Девочка лет 6-7 в ярко-красном плаще и с красным бантом прижалась щекой к гранитной плите, на которой виден портрет морского офицера. Как лаконично и как емко!
Концентрация трагедий века в разделе «Горячие камеры» — репортажи с места военных конфликтов. В том числе и незабываемые снимки Феликса Титова, фотокорреспондента нашей газеты, пропавшего без вести во время первой чеченской войны.
Но неподалеку совсем другие сюжеты. Блестящие снимки Марины Астаховой на религиозную тему. Оказывается, об этом можно говорить с мягким юмором и теплотой, уважительно, но без экзальтации.
А сколько вообще юмора и острой наблюдательности разбросано по обоим этажам фотовернисажа! А архивные фотографии, а блестящая экспозиция-фотолетопись Челябинской области… Тут даже хотя бы перечислить все невозможно. Словом, «Ритмы века» в Манеже — безусловное событие. Оно еще требует анализа и осмысления, но уже сразу можно сказать, что абсолютное первенство Москвы в деле демонстрации фотоискусства отныне перестало быть непререкаемым.
Александр УРЕС

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *