Иосиф волоцкий молитва

Иосиф волоцкий молитва

22 (9) сентября, 31 (18) октября — память преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515)

Преподобный Иосиф, в миру Иоанн, родился 12 ноября 1440 года близ города Волоколамска в селении Язвище от благочестивых родителей, Иоанна и Марины. Селение это пожаловано было великим князем прадеду преподобного, Александру Сане, выехавшему из Литвы в Россию на службу. Семи лет от роду Иоанн был отдан родителями в учение и весьма скоро изучил Священное Писание. Возраставший в страхе Божием, отрок учился прилежно и в учении превзошел своих сверстников. Непрестанно поучаясь слову Божию, отрок не принимал никакого участия в их играх. Многие, видя, что Иоанн разумен не по летам, считали, что на нем благодать Божия. Он любил часто ходить в храм Божий и, удаляясь от сверстников, всю мысль свою устремил на угождение Богу.

Презрев мирскую суету, удалился он в Боровск, в монастырь преподобного Пафнутия (память 1 мая), который 13 февраля 1460 года постриг его в иноческий образ с именем Иосиф.

Сначала Иосифа отослали в монастырскую поварню и отдали под начало старцу, давно жившему в монастыре, дабы новопостриженный инок научился монашескому житию и, вместе с тем, потрудился для братии. Спустя довольно времени, святой Пафнутий, увидев, что Иосиф крепок телом и вынослив в трудах, перевел его в хлебопекарню, где было много тяжелой работы. Вскоре ему было поручено еще более тяжелое послушание — ходить за болящими иноками. И здесь, как и везде, никогда не оставлял святой Иосиф своей кротости и не проявлял нетерпения. Без ропота ухаживал он за больными, утешая их добрым словом и сострадая им, как будто бы сам болел. Чрез некоторое время святой Пафнутий поместил святого Иосифа в своей келии и причислил к церковному клиру.

По прошествии некоторого времени преподобный Иосиф взял к себе в ту же обитель своего родного отца, принявшего также иночество с именем Иоанникий, и служил ему, и покоил его до самой его смерти. Мать преподобного также приняла постриг с именем Мария в монастыре святого Власия .

Восемнадцать лет пробыл преподобный Иосиф в повиновении у святого Пафнутия. По смерти своего учителя и наставника он был возведен в священный сан и сделан игуменом Боровской обители, которой и управлял около двух лет, после чего дозволил братии самим избрать себе настоятеля и тайно ушел из монастыря.

Некоторое время странствовал он по русским монастырям, выдавая себя за простого инока и исполняя всякую черную работу. Придя же в Кирилло-Белозерский общежительный монастырь, преподобный Иосиф упросил настоятеля принять его в число братии.

Так как преподобный скрыл свое книжное разумение и игуменский сан, его отправили на хлебопекарню. Полюбив общежительное житие, преподобный Иосиф изучал здесь, в Кирилловом монастыре, устав и обычаи сей обители. С этой целью он часто беседовал с престарелыми иноками и добродетельными подвижниками сей обители, возлюбившими преподобного Кирилла и твердо державшимися его преданий.

Однажды, когда преподобный Иосиф в уединенной келии тайно исполнял правило, один инок случайно услышал, как он пел псалмы и читал Святое Евангелие, чем был крайне удивлен, так как никто в обители не знал, что преподобный Иосиф обучен грамоте. Дознавшись об Иосифе кто он, старшие иноки обители подивились великому смиренномудрию его, освободили от тяжелой работы в хлебопекарне и стали почитать его за равного. Пробыв в сей обители 17 месяцев и многому научившись в ней, преподобный Иосиф с благословения настоятеля удалился из монастыря.

Посетив множество обителей, преподобный Иосиф решился удалиться в пустынное место и основать там, с Божию помощью, общежительный монастырь по образу Кириллова.

Он взял с собой нескольких единомышленников из числа братии Пафнутиева монастыря и поселился в лесной пустыни близ города Волоколамска. Это было в 1479 году.

Много собрал он братии и устроил самое строгое общежитие. Сам он одевался, как нищий, так что никто не мог отличить в нем настоятеля. Ревностно подвизался он против ереси «жидовствующих» и написал в обличение ее книгу. Кроме того, написал он и устав для своей обители. Во время голода монастырь его доставил пропитание многим бедным.

Преподобный преставился 9 сентября 1515 года, в княжение великого князя Василия Иоанновича, прожив всего семьдесят пять лет. Святое тело его положили близ алтаря соборного храма его обители .

1. Даты в тексте даны по старому стилю. ^

2. Преподобный Иосиф обучался грамоте в Воздвиженском монастыре в Волоколамске. ^

3. Волоколамский Власиевский женский монастырь был разорен во времена самозванцев. В 1693 году над гробом матери преподобного Иосифа, схимонахини Марии, была построена каменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. ^

4. Ересь «жидовствующих» возникла во второй половине XV в. в Новгороде, где распространителем ее был приезжий жид Схария, и отсюда перешла в Москву, где получила широкое распространение и угрожала православной церкви великими смутами. Самым выдающимся и энергическим борцом против ереси явился преп. Иосиф Волоколамский, который написал против них так называемый «Просветитель», сочинение в 16 книгах, подробно изобличающее их лжеучения. Ересь «жидовствующих» заимствовала многое из иудейства, откуда и получила свое наименование; «жидовствующие» отрицали Боговоплощение и Божество Иисуса Христа; отрицали монашество и духовную иерархию, таинства, почитание святых и икон, отрицали загробную жизнь и т.д. Собор 1604 г. предал проклятие еретиков, осудил некоторых еретиков на сожжение и прекратил дальнейшее распространение ереси. ^

5. Мощи преп. Иосифа Волоколамского в настоящее время почивают под спудом в его обители. ^

Преподобному Иосифу, игумену Волоцкому, чудотворцу (тропарь, кондак и молитвы)

Тропарь, глас 5:

Я́ко по́стников удобре́ние и отце́в красоту́,/ ми́лости пода́теля, разсужде́ния свети́льника,/ вси ве́рнии соше́дшеся восхва́лим,/ кро́тости учи́теля, и ересе́й посрами́теля,/ прему́драго Ио́сифа, Росси́йскую звезду́,/ моля́щася Го́споду,// поми́ловатися душа́м на́шим.

Кондак, глас 8:

Жития́ треволне́ния и мяте́ж мирски́й,/ и стра́стная взыгра́ния в ничто́же вмени́в,/ пусты́нный граждани́н показа́лся еси́,/ мно́гих быв наста́вник, Ио́сифе преподо́бне,/ мона́хов собра́тель, и моле́бник ве́рен,/ чистоты́ рачи́тель.// Моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Молитва первая

О вели́кий наста́вниче, ревни́телю и учи́телю Правосла́вныя ве́ры, свя́те прему́дре Ио́сифе! Приими́ моле́ние нас, гре́шных, тебе́ приноси́мое, и те́плым предста́тельством умоли́ в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, да ниспосле́т бога́тыя Своя́ ми́лости нам, гре́шным, да утверди́т во Свято́й Свое́й Правосла́вней Це́ркви пра́вую ве́ру и благоче́стие: па́стырем ея́ да пода́ст святу́ю ре́вность о спасе́нии слове́снаго ста́да, я́ко да ве́рующих соблюду́т, неве́рующих же и отпа́дших от и́стинныя ве́ры вразумя́т и обратя́т. Нам же всем испроси́ вся благопотре́бная во вре́меннем сем житии́ и поле́зная к ве́чному спасе́нию на́шему. Помяни́ ста́до твое́, е́же собра́л еси́, не забу́ди посеща́ти чад твои́х и, я́ко чадолюби́вый оте́ц, не пре́зри, ниже́ отри́ни моле́ния на́ша, но воздежи́ ру́це твои́ моли́твеннеи ко Го́споду Бо́гу, да отложи́т пра́ведный гнев Свой, дви́жимый на ны, и изба́вит нас от враг ви́димых и неви́димых, от гла́да, пото́па, меча́, смертоно́сныя я́звы, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Ей, премилосе́рдый засту́пниче наш, пресла́вный чудотво́рче, всех нас упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т наш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нная селе́ния ра́йская, иде́же непреста́нно славосло́вится всепе́тое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха.

Ами́нь.

Молитва вторая

О преблаже́нне и присносла́вне о́тче наш Ио́сифе! Ве́дуще твое́ ве́лие к Бо́гу дерзнове́ние и к твоему́ тве́рдому заступле́нию прибега́юще, в сокруше́нии се́рдца мо́лим тя: озари́ нас све́том дарова́нныя тебе́ благода́ти и моли́твами твои́ми помози́ нам бу́рное мо́ре жития́ сего́ преити́ безмяте́жно и приста́нища спасе́ния небла́зненно дости́гнути: порабоще́ни бо су́ще су́етными, и грехолюби́ви, и не́мощни е́же от обыше́дших нас зол возни́кнути, к кому́ прибе́гнем, а́ще не к тебе́, яви́вшему неоскудева́емое бога́тство ми́лости в земне́м житии́ твое́м? Ве́руем же, я́ко и по отше́ствии твое́м множа́йшее стяжа́л еси́ дарова́ние милосе́рдовати бе́дствующим. Те́мже у́бо, припа́дающе ны́не к цельбоно́сней ико́не твое́й, умиле́нно про́сим тя, свя́тче Бо́жий: сам искуше́н быв, помози́ и нам, искуша́емым; посто́м и бде́нием попра́вый си́лу де́монскую, и нас от нападе́ний вра́жиих защити́; препита́вый гла́дом погиба́ющих, и нам испроси́ у Го́спода изоби́лие плодо́в земны́х и вся я́же ко спасе́нию потре́бная; посрами́вый ерети́ческая мудрова́ния, Це́рковь Святу́ю от ересе́й и раско́лов, и смуще́ний моли́твами твои́ми огради́: да то́жде му́дрствуем вси, еди́нем се́рдцем сла́вяще Святу́ю, Единосу́щную, Животворя́щую и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во вся ве́ки. Ами́нь.

Молитва третья

О вели́кий Правосла́вныя ве́ры ревни́телю и учи́телю, свя́те прему́дре Ио́сифе! Приими́ моле́ние, от нас, гре́шных, тебе́ приноси́мое, и те́плым предста́тельством умоли́ в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, да низпосле́т Он бога́тыя Своя́ ми́лости нам, гре́шным, и раба́м Бо́жиим (имена), да отложи́т пра́ведный гнев Свой, дви́жимый на ны, да изба́вит нас и зде помина́емых от враг ви́димых и неви́димых. Ей, премилосе́рдый засту́пниче наш, испроси́ моли́твами твои́ми нам проще́ние грехо́в, исправле́ние жития́ на́шего, от боле́зней и вся́ких неду́гов исцеле́ние, от наве́тов и ко́зней диа́вольских избавле́ние, па́че же спасе́ние душа́м на́шим пода́ждь и Небе́сных благ восприя́тия сподо́би, благода́тию и человеколю́бием Живонача́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ, ИГУМЕН ВОЛОЦКИЙ, ИЛИ ВОЛОКОЛАМСКИЙ, ЧУДОТВОРЕЦ († 1515)

Память его празднуется 9 сент, в день преставления, 18 окт. 2-я общецерковная память святого, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с собором Новгородских святых и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с собором Тверских святых.

Мирское имя прп. Иосифа (род. 1440) было Иван Санин. Род Саниных вышел из Литвы и обосновался около города Волоколамска, где имел несколько деревень и сел. В семье его было строгое церковное направление. Учился Иван Санин в монастыре, и с детства его влекло к монашеству. Дружил он только с юным князем Борисом Кутузовым, который впоследствии постригся под именем Авраамия. Двадцати лет Иван Санин, с разрешения родителей, пошел познакомиться с окрестными монастырями с целью поступить в один из них.

Старец Варсонофий Тверской (память его 2 марта) сказал ему: «Иди в Боровск к старцу Пафнутию». Старца Пафнутия (память его 1 мая) юноша застал за рубкой дров. Умиленный этим, он бросился умолять постричь его, что мудрый Пафнутий и сделал, дав ему имя Иосиф.

Как ни были родители его подготовлены к уходу сына из мира, они были потрясены, и отца его разбил паралич. Прп. Пафнутий и братия отнеслись к горю нового инока сочувственно и послали его матери утешительное письмо. А отца его прп. Пафнутий немедленно принял в свой монастырь, постриг его и поручил заботам прп. Иосифа, и Иосиф в течение 15 лет, до самой его кончины, ухаживал за парализованным отцом. Мать же его, Марина, стала монахиней Марией в Волоколамском женском монастыре. За ними ушли в монашество и прочие их сыновья, кроме одного. Это были: епископ Тверской Акакий, Ростовский Вассиан, а впоследствии и брат их Елеазар, получивший имя Евфимий. Два племянника прп. Иосифа — Досифей и Вассиан, получившие фамилию Топорковых, — стали монахами-иконописцами и расписали церковь Волоколамского монастыря вместе со знаменитым иконографом Дионисием, учеником Андрея Рублева; Дионисий создал фрески Ферапонтовского Белозерского монастыря. Вассиан Топорков стал потом епископом Коломенским. К этому надо прибавить, что дед и бабка прп. Иосифа, родители его отца, также приняли монашество; судя по помяннику, среди ближайшей его родни насчитывается 14 мужских имен монашеских и лишь одно мирское и четыре женских — все монашеские.

Пройдя все монашеские послушания, прп. Иосиф был поставлен на клирос. Представительный, благообразной наружности, он обладал звучным голосом, большой начитанностью и прекрасной памятью и подходил как нельзя более к этому послушанию.

Когда умер прп. Пафнутий, игуменом монастыря стал, по воле великого князя Ивана III, прп. Иосиф. Но он хотел ввести в монастыре более строгий устав, и между ним и некоторыми из братии возникли недоразумения. Тогда прп. Иосиф предпринял путешествие по другим монастырям, чтобы изучить возможность осуществить свой идеал. Путешествие это он описал в своем «Просветителе». Более всего привлек его внимание устав Кирилло-Белозерского монастыря. В его отсутствие пафнутьевские монахи просили вел. князя назначить им другого игумена, но тот решил ждать возвращения Иосифа.

Вернулся он менее чем через год. Ропот братии прекратился, но он сам решил оставить монастырь и основать задуманную им обитель на новом, диком, нетронутом и безлюдном месте. Место это нашли скоро в Волоколамском княжестве, недалеко от родовой вотчины семьи Саниных — деревни Спировской. Она отошла к местному князю, в силу пострижения всех членов семьи ее владельцев, и теперь князь даровал ее новому монастырю.

По взгляду прп. Иосифа, требовалось от монаха не отречение от земного блага, а посвящение его Богу. Князь же волоколамский, Борис Васильевич, родной брат вел. князя Иоанна III, был во всем единомышленником прп. Иосифа. Он и стал покровителем нового монастыря. Он дал для создания его рабочие руки и обязался кормить первых насельников обители.

Прп. Иосиф был человек сильный и трудоспособный, он был первым на всех работах. Начался приток братии: они были от всех сословий — от князей и бояр до простолюдинов. С ними стали притекать и средства — и деньгами, и натурой. Монастырь стал развиваться со сказочной быстротой.

Был случай, когда в монастырь явился князь Андрей Голенин со свитой. Он скрыл от нее свое намерение и вошел в церковь один. Но скоро оттуда вышел один из монахов и сообщил свите, что князя Андрея больше нет, а есть инок Арсений. Свита была поражена горем и, отказавшись от предложенного угощения, покинула монастырь. Но вскоре некоторые из особенно любивших его приближенных вернулись и последовали его примеру.

С вельможами и княгинями прп. Иосиф вел переписку, поучая их доброй жизни и милосердию к бедным. От этого весь духовный уровень окрестной местности повысился. Бедным крестьянам прп. Иосиф помогал, покупая им то лошадь или корову вместо павшей скотины, то необходимую для хозяйства соху и т.д. По мере усиления благочестия повысилось и благосостояние крестьян. Но наступил голодный год. Тогда прп. Иосиф открыл даром монастырские житницы, и к нему хлынули тысячные толпы. Ежедневно, кроме раздачи хлеба, кормилось 500 человек. Брошенных детей прп. Иосиф принимал на воспитание. Но монастырские средства и запасы иссякли, пришлось прибегнуть к займам. Тогда щедрую помощь голодавшей обители оказал вел. князь Василий III.

Дисциплина в монастыре была суровая. Были в ней среди братии выдающиеся подвижники, как, например, инок Нил из рода князей смоленских и инок Дионисий из рода князей звенигородских.

Последний работал в хлебной за двоих и полагал в день до 300 поклонов. Все без исключения носили под одеждой власяницу и в церкви в самую суровую стужу стояли без теплого платья.

Из позднейших постриженников обители — после кончины прп. Иосифа — известны святители Гурий (память его 4 окт.) и Герман (память его 6 нояб.), просветители Казани.

Был такой случай: юный князь Иоанн волоколамский, сын Бориса Васильевича, умер без покаяния. Прп. Иосиф своей молитвой оживил его, исповедал, причастил Святых Тайн, и Иоанн тихо скончался.

Прп. Иосиф принимал участие в Соборах 1490 и 1503-1504 гг. Тогда обсуждалась ересь жидовствующих, занесенная с Запада евреем Схарием. Она имела сильных покровителей. Но прп. Иосиф — вместе с архиепископом Новгородским Геннадием (память его 4 дек.), к епархии которого принадлежал его монастырь, — своей энергией и ревностью добился того, что ересь эта была осуждена, а потом и совсем исчезла. Кроме того, на Соборах 1503 и 1504 гг. был поднят вопрос о праве монастырей владеть имуществом и землями. Против этого права выступил прп. Нил Сорский (память его 7 мая), во имя соблюдения монашеского обета бедности. Прп. Иосиф был сторонником противоположного мнения: он доказывал, что имущество монастырям необходимо для служения бедным. Его точка зрения победила.

В последние дни своей жизни прп. Иосиф так ослабел и одряхлел, что его носили на руках в церковь. Скончался он 9 сентября 1515 г., когда кончалась утреня. Погребли его в монастырской церкви, а 1 июня 1591 г. он был причислен к лику святых.

Назад / Далее…

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 14 ноября 1939(40) года в селе Язвище-Покровское близ Волока Ламского. В семилетнем возрасте благочестивые родители отдали отрока для обучения грамоте к старцу волоколамского Крестовоздвиженского монастыря. За два года Иоанн так хорошо научился читать церковные книги, что стал монастырским чтецом и певцом. В 20 лет Иоанн ушел из Волока в Тверской Саввин монастырь к старцу Варсонофию, а оттуда по его благословению направился в Боровский монастырь, где преподобным Пафнутием Боровским был пострижен в монашество с именем Иосиф.

В полном послушании у преподобного Пафнутия Иосиф провел 17 лет.

По преставлении своего старца он был поставлен игуменом Боровского монастыря. Движимый заботой о спасении братии, Иосиф попытался ввести в обители общежительный устав, однако встретил сопротивление части братии. Тогда он, тайно покинув обитель, скрыв свой сан, отправился в путешествие по северным русским монастырям. По возвращении в Боровск предложил братии в качестве образца устав Кирилло-Белозерского монастыря, которым очень воодушевился в своем путешествии. Но встретив вновь нежелание принять строгий устав, ушел в Волоколамск, где с помощью брата великого московского князя Ивана III Волоцкого князя Бориса Васильевича основал в 1479 году свою обитель в честь Успения Богородицы, где и ввел самое строгое общежитие, написав для иноков свой Устав. Обитель росла и благоустраивалась. Был построен прекрасный собор, расписанный Дионисием с сыновьями. Монастырь стал замечательной иноческой школой, воспитавшей немало подвижников. Постриженники Волоколамского монастыря на протяжении ХУ века занимали важнейшие церковные кафедры, преданно служа Русской Церкви и поддерживания объединительную политику московских государей. Великим подвигом преподобного Иосифа стала его борьба против возникшей ереси жидовствующих. Преподобный Иосиф решительно разоблачил еретиков, написав против них послания, составившие впоследствии книгу «Просветитель» — первый русский богословский труд. Преподобный Иосиф отошел ко Господу 9 сентября 1515 года.

Мощи преподобного Иосифа Волоцкого были обретены в месте его погребения под стеной Успенского собора в 2001 году — Божиим промыслом 31 октября, во время всенощного бдения под день его памяти.

Название: Святой преподобный Иосиф Волоколамский (Волоцкий) чудотворец — Собрание трудов
Авторы: преподобный Иосиф Волоцкий
Форматы: pdf
Год издания: 1790
Иосиф Волоцкий основал на родине во владениях Волоцкого князя в 20 км от Волоколамска, у слияния речек Сестры и Струги в 1479 году Иосифо-Волоколамский монастырь (иногда называют просто Волоколамским монастырём). Иосиф с самого начала пользовался поддержкой удельного князя Бориса. 1 июня он вернулся в родное княжество, князь сразу выделил строителей и первая деревянная церковь была заложена 6 июня, а 15 августа завершена. Каменный храм был завершен за 5-6 лет, расписывал его Дионисий. Монастырь, руководимый Иосифом, отличался особой строгостью поведения.
Он занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса.
На церковном соборе 1503 Иосиф Волоцкий и иосифляне добились отклонения проекта ликвидации монастырского землевладения, выдвинутого нестяжателями, а на соборе 1504 — достойной расправы над жидовствующими.
Иосиф Волоцкий выступил с теорией божественного происхождения великокняжеской власти, что способствовало укреплению позиций великого князя и превращения его власти в самодержавную.
Обличитель ереси жидовствующих, автор книги «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, дискутируя с другим подвижником — Нилом Сорским доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
Канонизован в 1579 году.
+ Содержание:
И. Хрущев — Исследование О Сочинениях Иосифа Санина Преподобнаго Игумена Волоцкаго — 1868.pdf
Н. А. Булгаков — Преподобный Иосиф Волоколамский.

Церковно-историческое изследование — 1865.pdf
П. С. Казанский — Преподобный Иосиф Волоколамский — 1847.pdf
Преподобный Иосиф Волоцкий — Послания — 1959.pdf
Преподобный Иосиф Волоцкий — Просветитель — 1993.pdf
Преподобный Иосиф Волоцкий — Просветитель или Обличение Ереси Жидовствующих — 1896.pdf
Преподобный Иосиф Волоцкий — Работы — 1790.pdf
Савва, Епископ Крутицкий — Жития Преподобного Иосифа Волоцкого — 1865.pdf

Иосиф Волоцкий (1439/1440—1515), в миру Иоанн Санин, принадлежал дворянскому роду, находившемуся на службе у удельного волоцкого князя. Юношей 20 лет принял постриг в Пафнутьев-Боровском монастыре, где прожил 18 лет. Иосиф постигал монашескую науку под руководством преподобного Пафнутия Боровского, известного праведной жизнью, строгостью в следовании уставу и исключительным трудолюбием. Через Пафнутия, учившегося у игумена Никиты, бывшего учеником преподобного Сергия Радонежского, молодой инок воспринял за­веты самого чтимого святого Московской Руси. После смерти Пафнутия настоятелем монастыря стал Иосиф. Его попытки ввести в обители строгий общежитийный устав не встретили понима­ния у иноков, и преподобный ушел из монастыря.

После нескольких лет скитаний по монасты­рям Руси Иосиф основал в 1479 г. на землях волоцкого князя Бориса, недалеко от Волоколамска, Успенский монастырь. Самой значительной постройкой обители при жизни ее основателя стал каменный Успенский собор, возведенный к 1485 г. Тогда же собор был расписан выдающимся мо­сковским изографом Дионисием.

Для монастырской братии преподобный Иосиф создал устав, основными принципами кото­рого было строгое общежитие, полное равенство монахов, отказ от собственности, требование неукоснительного выполнения монашеской дисциплины (посещение служб, запрещение отлучек из монастыря и т. п.). В последние годы жизни преподобный Иосиф создал новую редакцию устава, в которой некоторые важные положения первого устава были изменены.

Последние годы жизни преподобный Иосиф Волоцкий тяжело болел. Перед кончиной принял схиму. Преставился в 1515 г. Местное монастырское почитание игумена началось вскоре после его смерти. Официально оно было подтверждено в 1578 г., а в 1591 г. Иосифу Волоцкому патриархом Иовом было установлено общецерковное празднование1. В настоящее время мощи и вериги свя­того пребывают в Успенском соборе монастыря.

Жизнь преподобного Иосифа изложена в нескольких сочинениях — это житие, написан­ное епископом Крутицким Саввой Черным; «Надгробное слово», составленное племянником и учеником Иосифа Досифеем Топорковым и, наконец, житие, принадлежащее перу неизвест­ного автора2.

Иосиф Волоцкий вошел в историю как выдающийся деятель Русской церкви. Он прославился как богослов и талантливый писатель, как ревнитель православия, призывавший к жестким ме­тодам борьбы с еретиками, как теоретик монастырского землевладения и сторонник украшения храмов иконами, росписями, богатой утварью, как один из крупнейших благотворителей сво­его времени. Иосиф стал участником многих политических событий конца XV — начала XVI в. (например, выступал посредником между Иваном III и волоцким князем Борисом во время мятежа 1480 г.).

На иконе преподобный Иосиф Волоцкий представлен в молении Богоматери с младенцем Христом, которые изображены в небесном сегменте, обрамленном серо-розовыми пышными об­лаками. Иисус Христос именословно благословляет преподобного. Игумен — в преподобниче-ском облачении: светлом розоватом подризнике (рясе) и коричнево-вишневой мантии, в зеленой, с красными крестами, схиме и куколе на плечах.

На поземе помещен Иосифо-Волоколамский монастырь, основанный святым. Иконописец пе­редал постройки обители строго в соответствии с реальной топографией. Воспроизведенный им архитектурный комплекс сложился к концу XVII в.3 Монастырские стены с семью (на иконе шесть) башнями возвели с 1677 по 1688 г. В 1679 г. были построены входные Святые ворота с надвратной церковью апостолов Петра и Павла. Успенский собор был сооружен в 1688—1692 гг. Богоявлен­ская церковь с трапезной, построенная в 1504 г., была переделана в соответствии с изменивши­мися вкусами в 1682 г. Украшением монастыря стала великолепная девятиярусная колокольня — часозвоня XV—XVII вв., стоящая слева от собора4. Белые стены, розовые кровли, золотые купола, колокола и окна, тончайший каллиграфический рисунок архитектурных членений, наконец, ро­щица прозрачных деревьев создают образ поистине райской обители.

Икона написана замечательным художником, работавшим в традициях Оружейной палаты Московского Кремля. Известно, что в Иосифо-Волоколамском монастыре в конце XVII — начале XVIII в. трудились талантливые иконописцы из принадлежавшей обители Осташковской слободы, знакомые с произведениями царских мастеров своего времени. Вероятно, один из таких изогра­фов и стал автором иконы’.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *