Иоанно богословский пощуповский монастырь

Иоанно богословский пощуповский монастырь

Иоанно-Богословский мужской монастырь села ПощуповоСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Рязанская митрополия, Рязанская епархия

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):огослужения в обители совершаются ежедневно.
    В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) – в 5.30
    Часы и Божественная Литургия – в 8.30
    Вечернее богослужение – в 18.00.
    В праздничные дни начало всенощного бдения накануне – в 17.00, утром в 7.30 ( по воскресным дням в 7.00) – утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9.00 – Часы и Божественная Литургия.
  • Наместник:игумен Исаакий (Иванов)
  • Престольные праздники:
    • Иоанна Богослова — Май 21 , Июль 13 (Собор 12-ти апостолов), Октябрь 9 (день преставления)
    • Георгия Победоносца — Май 6 (день преставления)
    • иконы Божией Матери «Скоропослушница» — Ноябрь 22
    • Николая Чудотворца — Май 22 (перенесение мощей), Декабрь 19
    • Пантелеимона Целителя — Август 9
    • Серафима Саровского — Январь 15 (день преставления), Август 1 (обретение мощей)
    • Тихвинской иконы Божией Матери — Июль 9
    • Царственных страстотерпцев — Июль 17 (день убиения)
  • 10 декабря – иконы пресвятой Богородицы «Знамение Корчемная»
    24 октября – день памяти священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского

  • Святыни:. По милости Божией и усердием управлявшего монастырем в 1989-2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь. Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского.
  • Деятельность:Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов и молитвой у монастырских святынь. Также для них существует гостиница, в которой можно остановиться на ночлег. По монастырскому обычаю, всем паломникам предлагается бесплатная трапеза.
    Осуществляется запись на длительное поминовение о здравии и упокоении, в том числе через почтовый перевод.
    Одной из достопримечательностей обители является обширная библиотека, собранная за последние годы. В ней кроме современных изданий по богословию, философии, истории, искусству, хранятся так же старопечатные книги (самые ранние – сер. XVII века), редкие дореволюционные издания и ценные рукописи, относящиеся к новейшей истории Русской Церкви.
    В обители имеется обширное подсобное хозяйство: много лет здесь существует своя пасека, хлебопекарня, а также молочный цех. С Божьей помощью в 2008 году была открыта гончарная мастерская. Устраивается монастырский сад.
  • Краткая историческая справка:Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани, и является одним из древнейших в Рязанской епархии.
    Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле.

    Этот образ стал главной святыней нового монастыря. Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам апостол, явившийся ему .
    Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить, что основание обители связано с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь был перенесен из пещер на поверхность земли и отстроен в дереве.
    Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения столицы Рязанского княжества — Рязани (старой) — вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую охранную печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет. В 1653 году, при священномученике Мисаиле, архиепископе Рязанском и Муромском, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и в числе нескольких десятков золотых монет из «кошта» архипастыря употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся ныне в РИАМЗ.
    В ХVI — первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место — село Высокое Михайловского уезда. Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Корчемная» и «Тихвинская». В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского.

Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь
Скреблово, Лужский район, Ленинградская область
2 апреля 2006

Точных сведений о дате основания монастыря нет. Предполагают, что возникновение обители относится к концу XV века, но археологи, проводившие раскопки на территории монастыря, утверждают, что он был основан гораздо раньше. Устное предание гласит, что во времена царствования Великого Московского Князя Иоанна III на острове, где стоит теперь монастырь, крестьянину деревни Русыня, по имени Мокий, явилась икона Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Князь, услышав об этом явлении, с радостью повелел основать здесь монастырь во имя этого святого.
Мирное существование монастыря прерывалось войной: в конце XVI века обитель была завоёвана и сожжена литовскими войсками. Из всех монахов в живых остался иеромонах Закхей с двумя немощными старцами. Однако монастырь был снова восстановлен. Обитель не была особо многочисленной. К началу ХХ века монастырь насчитывал около тридцати человек братии и настоятеля в сане архимандрита. У монастыря было два подворья в Луге и в Санкт-Петербурге.
В 1930 году монастырь был окончательно закрыт и его здания отданы артели «Красный Октябрь». В последующие годы здесь находилась школа садоводства, и с 1967 года (до конца 80-х) Череменецкая турбаза, некоторые предметы от которой остаются на территории монастыря до сих пор.
В 1997 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира монастырь возобновлен. В 1999 году 21 мая, на престольный праздник монастыря из Казанского собора города Луги в обитель перенесена икона св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
С 2000 года для размещения подворья монастыря была передана бывшая Киновия Александро-Невской лавры (Октябрьская наб., 18).
Адрес обители: 188273, Ленинградская область, Лужский район, Скребловская волость, п/о Скреблово. Тел. (81372) 58-386.
Настоятель монастыря: игумен Митрофан.

По дороге на Лугу, на 135 км Киевского шоссе стоит памятник «Партизанская слава» (1975), работы скульптора Владимира Горевого. Он посвящён защитникам Луги в годы ВОВ. С трёх сторон обзора эта фигура представляет собой девушку, поднявшую над головой крест.
Фото: апрель, 2006.

Озеро Череменецкое. Монастырь расположен на полуострове площадью чуть более 6 га, соединённом с берегом перешейком.
Фото: апрель, 2006.

За годы советской власти постройки монастыря очень сильно пострадали.
Фото: апрель, 2006.

Храмов в обители было два. Главный — Иоанно-Богословский собор, выстроенный из белого известняка, стоял на высоком насыпном холме посреди острова. Богословский собор имел над папертью высокую колокольню в виде восьмигранного столба, который венчался главкой с крестом.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Главный — пятиглавый Иоанно-Богословский собор, выстроенный в XVI веке. Теперь от него стались лишь руины. Перед руинами храма — «звонница».
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Склеп рядом с собором.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Склеп.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Фрагмент руин собора.
Фото: апрель, 2006.

Озеро Череменецкое. Вид с холма возле руин храма.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкое озеро. Вид с холма.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкое озеро.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Дорога, опоясавшая остров устлана рыжими иглами лиственницы.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Дорожка вдоль побережья острова.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Берег острова.
Фото: апрель, 2006.

Озеро Череменецкое.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. На берегу застрял автокран вероятно ещё с советских времён.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Рядом с собором Иоанна Богослова находилась небольшая каменная церковь Преображения Господня, построенная на месте старой деревянной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Сейчас эта церковь частично восстановлена. В ней совершаются богослужения.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Действующая церковь Преображения Господня.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Келейный корпус. Сохранился достаточно хорошо, так как в советское время в нём была размещена база отдыха.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Лестница к храму.
Фото: апрель, 2006.

Череменецкий монастырь. Трапезная монастыря.
Фото: апрель, 2006.

Берег Череменецкого озера.
Фото: апрель, 2006.

© Фотографии А.М. Возлядовской, М.В. Гуминенко. 2006-2018

Попадая в эти места, оказываешься как бы в другом мире. Вдыхаешь напоенный ароматами трав воздух, видишь простор неоглядных далей, ощущаешь величие и покой природы.
Наклонишься к роднику, зачерпнешь хрустальной холодной воды в сразу запотевший сосуд и пригубишь ее. Какая вкусная! Пьешь — не напьешься. С каждым глотком, будто, силы прибавляются. Так, наверное, былинные русские богатыри возвращали себе силушку, испив живой ключевой воды.
Купель и святой источник в Пощупове расположены ниже Свято-Иоанно-Богословского монастыря. Примерно в километре. Выйти к ним можно из самого монастыря, где имеется специальный проход с указателем. Также в святой источник можно попасть на машине. Не доезжая монастыря повернуть направо.
Святой источник в Пощупове – это родник, вода в котором кристально экологически чистая. Рядом с источником H2O расположена часовня, где постоянно звучат молитвы, в связи с этим природный ресурс воды приобретает дополнительную силу.
Многие жители Рязанской области приезжают на священное место по выходным, и набирают на святом источнике в Пощупове воду, и используют её для употребления.
Недалеко от источника расположена купель.

До 2008 года она была деревянная и небольшая. Вначале туда входили несколько мужчин, купались, а после пускали женщин. Это было крайне неудобно, так как выстраивались длинные очереди, особенно на празднование Крещения.
Сейчас возвели вторую купель, но уже каменную и просторную. Внутри купелей расположены места для «смытия грехов» и купания, температура держится постоянной +4 градуса по Цельсию. Для удобства имеются ступеньки. В купелях окунуться надо три раза, и обязательно хотя бы раз полностью, то есть с головой.
В купелях имеется инструкция.

О почитании Святого источника в Пощупове во все времена рассказывают и старожилы Пощупова. Наталья Васильевна Карпухина, столетняя жительница села, вспоминает: «Детьми мы любили бегать к Святому ручью. По одиночке-то опасались: место глухое. Но если отпросишься, даст мамаша графин, и бежим с подружкой Нюшей короткой дорогой через овраг, знакомый сторож приветливо кивает, открывает замок специально для нас: «Идите девоньки, наберите водицы с креста».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *