Иоанно богословский крыпецкий монастырь

Иоанно богословский крыпецкий монастырь

Крыпецкий монастырь

Монастырь основан в 1485 году преподобным Саввой Крыпецким среди болот. Местоположение монастыря в древних грамотах определяют как «в Псковской земле, в Псковском уезде, в Бельской засаде, в Торошинской губе».
Это был один из последних монастырей независимой Псковской земли (в 1510 году Псков был присоединён к Москве). В 1487 году права нового монастыря были официально подтверждены на псковском вече. Псковский наместник князь Ярослав Васильевич Оболенский принял активное участие в строительстве монастыря (известно, что при его участии был сооружён мост на дороге к Святым воротам монастыря.
В 1505 году в Крыпецком монастыре принял монашеский постриг преподобный Нил Столобенский, основатель Ниловой Столобенской пустыни.
В 1547 или 1557 году в монастыре была построена каменная соборная церковь.
В 1581 году монастырь подвергся нападению одного из польских отрядов Стефана Батория. Благодаря ложным сведениям, полученным от одного русского крестьянина (он обманул поляков, уверив их, что в монастыре никого нет), осада не удалась: поляки были разгромлены скрывшимся в стенах обители русским отрядом.
До нашего времени сохранилось описание монастыря, которое относится к 1586-1587 годам:
…монастырь Иоанна Богослова камена Крыпецкой, а в монастыре церковь Ивана Богослова камена, паперть каменна же, а на церкве крест древян… а на кресте голубчик позолочен… Да у Иоанна Богослова предел Саввы Сербъскаго… Церковь Успения Пречистыя Богородицы каменная трапеза… Да вверху над церковью Успения Пречистые Богородицы придел иоанна Списателя Лествицы… Да промеж церкви и трапезы переход на столбах, а подле перехода клепальница деревянная, а вней клепало железное… Да под Савою Серпским гробница Савы Чюдотворца, а на ней плащаница… ворота Святые каменные, а на них три верхи… а напереди писаные святые. Да подле церкви Ианна Богослова колокольница деревянная.
Крыпецкий Иоанно — Богословский мужской монастырь находится в в 23 километрах от Пскова. Основатель обители — преподобный Савва пришёл в Псков с Св. Афонской горы или из Сербии и сперва поселился в Снетогорском монастыре, близ г. Пскова, там был принят игуменом и братией. Но близость этой обители от города и стремление к пустынножительству побудили Савву покинуть Снетогорский монастырь и перейти в Елизаровский, к Преподобному Евфросину, у которого он пробыл несколько лет. Потом, желая ещё строжайшего уединения, одинокой жизни и подвижничества Савва выпросил у Евфросина благословение на пустынножительство. Он удалился в глубь лесных болот, и поселился в урочище под названием Крыпцы, находившемся в непроходимом месте, где жили только медведи и другие дикие звери, около озера, обильного рыбой.
Там, на камне Савва поставил себе малую хижину и там жил в посте и молитве. Нелегко ему приходилось в глухом лесу, среди топких болот, зверья и комарья. Возделывал землю, чтобы от своих трудов питаться, а не от чужих. Вскоре к нему стали стекаться на жительство ученики, привлекаемые молвою о святой его жизни.
В 1487 году был официально основан мужской монастырь «на вече». Ему дана была крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения. Первый храм монастыря был деревянным. Ныне существующий каменный собор построен в 1557 году.

Обитель явила Псковщине прпп.

Нила Столобенского, Никандра Пустынножителя и Корнилия Крыпецкого. Практически уничтоженная в годы лихолетья, ныне по благословению и заботами нашего Владыки, а также трудами наместника игумена Дамаскина обитель возрождена и сияет.
Монастырь был передан Русской Православной Церкви в 1992 году. Сейчас восстановлен соборный храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (XYI в.), четырехстолпный, одноглавый, на высоком подклете — традиционный тип монастырского храма. С приделами преподобного Саввы Крыпецкого и пяти святых мучеников Авксентия, Ореста, Евстратия, Мардария и Евгения. Наверху устраивается придел преподобного Саввы Сербского. В храме Иоанна Богослова под спудом покоятся мощи преподобного Саввы Крыпецкого, в приделе преподобного Саввы Крыпецкого рака с мощами преподобного Корнилия Крыпецкого (XX в.). В специальную книгу братия записывает чудеса и исцеления от св.мощей.
Имя преподобного Корнилия стало известным многим и вне пределов Псковского края в связи с его примечательным завещанием — пророчеством о своём погребении «головой на север». Слова Корнилия — «и будет это на бедствие России» — вызвали интерес к его личности. Корнилий утверждал, что бедствия России окончатся, как только тело будет предано земле по чину православной Церкви, т. е. лицом на восток. В 1905 году сбылось пророчество Корнилия, о том, что колокольня обагрится кровью. На ней, действительно, было убито несколько монахов. Корнилий предсказал также день и час своей смерти. Говорил он и о том, что тело его не опустят в землю в день отпевания. И, действительно, гроб старца после отпевания не сразу был предан земле, потому что настоятеля не было тогда в монастыре. На время гроб поставили в склеп под часовней. Не дождавшись настоятеля монастырские работники похоронили старца, положив его головою … на север. Так исполнилось пророчество Корнилия о своём необычном погребении.
«Похоронят меня, — говорил, — вся Россия заплачет.» И действительно, через год началась русско — японская война. Стала «плакать Россия». Но Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. «Когда тело моё переложат как следует, тогда и окончатся бедствия России.
Попытки выполнить завещание Корнилия в 1918 и в 1944 годах были неудачными. Только совсем недавно, 22 июля 1997 года игуменом Дамаскиным с братиею были обретены нетленные мощи святого.
почтовый адрес:180006, Россия, Псков, а/я 179.
Контактные телефоны:
8-911-351-55-11 (братский корпус),
8-911-361-10-90 (телефон благочинного иеромонаха Мордария)
факс: 8-911-351-39-93

ПАЛОМНИЧЕСТВО В ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ САВВО-КРЫПЕЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (июнь 2013 г.)

Крыпецкий монастырь находится на незначительном расстоянии от Пскова. Однако, окруженный непролазными болотами и лесами, он производит впечатление «очень удаленного». И это не случайность: ведь создавался-то он вокруг отшельнической кельи прп. Саввы, искавшего «место, человеки непроходимо».

Предыстория Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря началась приблизительно в 1453 году. Тогда в Псков пришел монах по имени Савва, родом, по преданию, серб. А путь его лежал со Святой Горы Афон — скорее всего, через Литву. В Пскове преподобный Савва поступил в Снетогорский монастырь, основанный в XIII веке. Тогда Снетогорский монастырь находился вне Пскова, но жизнь его тем не менее была тесно связана с городом. Да и особенной уставной строгостью не отличалась: монахи жили в отдельных кельях, имели возможность забрать свои вклады и свободно выйти из монастыря.

Такие вольности, очевидно, преподобного Савву смущали, и он удалился к преподобному Евфросину (Елеазару) Псковскому.
Своему монастырю (к описываемому времени он существовал уже около шести лет) прп. Елеазар дал общежительный устав — древнейший на Псковской земле, — и прп. Савва нашел в его лице мудрого духовного руководителя.
Через некоторое время преподобный Савва, как это бывало со многими подвижниками, пожелал удалиться в пустыню. «И ту пришед блаженный отец наш Савва на холм той, яко вран на нырище, и сотворив молитву, и на холме том созда хижю себе… По сем же на месте том създа святый церковь ма-лу въ имя святаго и славнаго Христова апостола и еуангелиста Ивана Богослова», — говорится в повести «О пришествии Святого отца Саввы в нутренюю пустыню, глаголемую Крыпец, идеже и ныне монастырь стоит благодатию Христовою».
В одиночестве прп. Савва провел немало времени, но слава о нем, преодолев леса и болота, достигла и Пскова, и окрестных монастырей, «и начаша собиратися отвеюду к святому иноцы, хотяху сожительствовати с ним». Савва позволил пришельцам строить кельи подле его жилища, но управления обителью на себя не принял, продолжая свои пустыннические труды. Таким образом, преподобный был как бы духовным покровителем монастыря, но не его главой.
Первоначальные строения монастыря были небогатые и, конечно, сплошь из дерева. Немало для обустройства обители сделал псковский князь Ярослав Оболенский,чья жена исцелилась по молитвам прп. Саввы. Главное, что построил он на свои средства, — гать длиною в три версты до монастыря через болота со стороны большого пути из Новгорода в Псков. Гатью этой, названной «Ярославовым мостом», активно пользовались вплоть до закрытия монастыря в 1920-е годы, да и сейчас остались ее следы.
И все-таки, в каком именно году был основан Крыпецкий монастырь? Архиепископ Евгений (Болховитинов), много занимавшийся историей Псковского края и самой Крыпецкой обители, говорил о 1475 годе как о несомненной дате ее основания. Однако так называемая крепостная грамота на землю дана была монастырю лишь в 1487 году, одновременно с устройством дороги-гати к обители.

Преставился преподобный Савва 28 августа 1495 года. Ученики с великим плачем погребли его тело на правой стороне построенной им деревянной церкви Св. Иоанна Богослова.

Вид с колокольни Крыпетского монастыря

Святое Озеро, часовня преподобного Саввы и Купальня в Крыпецком монастыре.

Духовное развитие

Монастырь в XX веке

В начале XX века в Крыпецком монастыре в Псковской области жил блаженный инок Корнилий, который в дальнейшем стал широко известен своей святой жизнью и пророчествами. Он предсказал, что монастырь будет разрушен.

В начале XX века эта обитель считалась одной из самых богатых в Российской империи. В монастыре числились 40 иноков и 21 послушник. Земельные угодья обители превышали 3600 десятин (около 3950 га) земли.

В 1918 году монастырь закрыли, а спустя четыре года из него вывезли все вещи, представляющие какую-либо ценность (некоторые были разворованы). В 1923 году в соборе прекращаются все богослужения.

В 1958 году над местом погребения Св. Корнилия был возведен храм из дерева с резным иконостасом. Однако через четыре месяца его разобрали и сожгли. Через некоторое время возникла угроза полного уничтожения всех монастырских построек, однако благодаря ученым этого удалось избежать.

Во второй половине 1960 года Крыпецкий монастырь в Псковской области был объявлен историческим памятником архитектуры и взят под охрану государства. Ровно через 30 лет обитель была передана в ведение РПЦ. Были проведены реконструкционные и реставрационные работы, а в самой обители возобновилась монашеская жизнь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *