Иоанн златоуст

Иоанн златоуст

Златоуст

Златоуст — город в Российской Федерации (см. Россия), районный центр Челябинской области (см. Челябинская область), расположен на Южном Урале, на реке Ай (бассейн Камы), в 160 км к западу от Челябинска. Население — 195,6 тысяч человек (2001). Златоуст основан в 1754 году, когда тульским промышленником И. П. Мосоловым были заложены железоделательный, чугунолитейный и медеплавильный заводы в месте слияния рек Ай и Тесма. Завод и поселок названы по имени византийского церковного деятеля, проповедника христианства Иоанна Златоуста. По мнению краеведов, образ Иоанна Златоуста был фамильной иконой семьи Мосоловых. В 1815 году здесь была построена оружейная фабрика, на которой производилось холодное оружие; первыми мастерами завода были оружейники из немецкого города Золинген. В Златоусте работал металлург П. П. Аносов, под руководством которого была воссоздана технология производства булатной стали. Памятник российскому основоположнику учения о стали установлен на центральной площади Златоуста. В 1857 году в городе была открыта сталелитейная фабрика, где были отлиты первые в России стальные пушки. С начала 19 века Златоуст — центр художественной гравюры на металле. Это ремесло первоначально зародилась как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг; ныне золотой и серебряной насечкой украшают подарочное оружие, делают декоративные панно на стальных пластинах.
Современный Златоуст — центр металлургии. Здесь впервые в России было освоено производство шарикоподшипниковой, нержавеющей и жаропрочной стали. В городе развито машиностроение, в том числе производство кузнечно-прессового оборудования и инструмента («Златоустовский машзавод»). Златоуст расположен в межгорной долине и вытянут с запада на восток более чем на 17 км. Все ровные участки долины заняты промышленными предприятиями. В городе сохранился ансамбль заводских зданий первой половины 19 века, в том числе здания Оружейной фабрики (архитекторы И. И. Свиязев, Ф. А. Тележников), Арсенала (архитектор А. И. Постников). В здании Арсенала с 1988 года располагается Музей металлургического завода. В Златоусте сохранился дом горного начальника, в котором жил П. П. Аносов, ныне здание занято краеведческим музеем. Основанный в 1825 году краеведческий музей (тогда он назывался музеем горного округа) знакомит посетителей с коллекциями златоустовской гравюры и булатных клинков, рассказывает об истории развития Златоустовского горного округа.
В окрестностях Златоуста проходит горный кряж Большой Таганай и начинается территория природного парка «Таганай». Уникальный природный памятник Большого Таганая — вершина Откликной гребень (1155 м), названная так за способность отражать семи- и восьмикратное эхо. Гребень выделяется в системе гор как спина гигантского окаменевшего дракона, с высотой скал до 150 метров. Откликной Гребень является месторождением авантюрина — декоративного поделочного камня. Другим природным памятником является Ахматовская минеральная копь, в которой обнаружены 30 различных минералов. Уроженкой Златоуста является олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Л. П. Скобликова.

златоуст

Значения в других словарях

  1. златоуст — Злат/о/у́ст/. Морфемно-орфографический словарь
  2. златоуст — См. золото Толковый словарь Даля
  3. златоуст — орф. златоуст, -а; но: Иоанн Златоуст Орфографический словарь Лопатина
  4. златоуст — ЗЛАТОУСТ -а; м. Шутл. и Ирон. Тот, кто обладает даром красноречия. Кто-л. известный з. Салонный з. ● По прозвищу выдающегося византийского проповедника и церковного деятеля Иоанна Златоуста. Толковый словарь Кузнецова
  5. Златоуст — Город, Челябинская обл. Основан в 1754 г. как пос. при металлургическом заводе, причем в указе Берг-коллегии от 31 августа 1754 г. сказано, что по контракту 1751 г. завод ‘велено переименовать и писать Златоустовским’. Топонимический словарь
  6. Златоуст — Златоу́ст город на Урале, в районе золотых месторождений; основан в 1751 г. под названием Златоу́стовский заво́д в память Ио. Златоуста; см. Унбегаун, RЕS 16, 67. Ср. предыдущее. Этимологический словарь Макса Фасмера
  7. Златоуст — Златоуст Златоуст, отец церкви — см. Иоанн Златоуст. Большая биографическая энциклопедия
  8. Златоуст — Город в Челябинской области РСФСР. Расположен на Южном Урале, на р. Ай (бассейн Камы). Ж.-д. станция на линии Уфа — Челябинск, в 160 км к З. от Челябинска. 181 тыс. жителей в 1971 (48 тыс. в 1926; 99 тыс. в 1939; 161 тыс. в 1959). Большая советская энциклопедия
  9. Златоуст — Город в Челябинской обл., на р. Ай (басс. Камы), в 160 км к З. от Челябинска, на границе Европы и Азии. 195 тыс. жителей (2002). Основан в 1754 г. при железоделательном заводе; назван в честь св. Иоанна Златоуста. В 1815 г. построена оружейная ф-ка. Словарь географических названий
  10. златоуст — ЗЛАТО’УСТ, златоуста, ·муж. (·книж. ·устар., теперь ·шутл. ). Красноречивый оратор, проповедник. Профессиональный оратор, «златоуст», как любили выражаться в прошлом, оратор для квалифицированной аудитории (об А.В.Луначарском). Никулин. Толковый словарь Ушакова
  11. златоуст — сущ., кол-во синонимов: 7 вития 4 город 2765 златослов 2 златословесник 2 краснослов 11 оратор 18 хризостом 2 Словарь синонимов русского языка
  12. златоуст — -а, м. шутл., ирон. Тот, кто обладает даром красноречия. Отдельные фразы, врывавшиеся совершенно неожиданно в речь этого салонного златоуста, опрокидывали все сказанное им. Юрьев, Записки. Малый академический словарь
  13. златоуст — златоуст м. Красноречивый оратор (обычно с оттенком шутливости или иронии). Толковый словарь Ефремовой
  14. златоуст — Златоуст, златоусты, златоуста, златоустов, златоусту, златоустам, златоуста, златоустов, златоустом, златоустами, златоусте, златоустах Грамматический словарь Зализняка
  15. ЗЛАТОУСТ — ЗЛАТОУСТ — город (с 1865) в Российской Федерации, Челябинская обл., на р. Ай. Железнодорожная станция. 207,8 тыс. жителей (1992). Центр черной металлургии и машиностроения (металлургический, машиностроительный, часовой и другие заводы). С нач. Большой энциклопедический словарь

Иоанн Златоуст

У этого термина существуют и другие значения, см. Иоанн Златоуст.

Иоа́нн Златоу́ст

ὁ ἅγιος Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος


Мозаика северного тимпана Собора Святой Софии в Константинополе. IX век

Родился

около 347
Антиохия

Умер

14 сентября 407
Команы Понтийские, Понт

Почитается

в православии
в католицизме
в англиканской церкви
в лютеранстве
в древневосточных церквах

В лике

святителя

День памяти

в православии — 13 (26) ноября, 27 января (9 февраля) и 30 января (12 февраля), в католицизме — 13 сентября

Труды

многочисленные богословские сочинения

Подвижничество

пастырство

Произведения в Викитеке

Медиафайлы на Викискладе

Иоа́нн Златоу́ст (Златоу́стый) (греч. Ἰωάννης ὁ Χρυσόστομος Иоанн Хризостом; ок. 347 — 14 сентября 407) — архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.

В ряде христианских церквей почитается как святой. В православии, в связи с тем, что день его кончины приходится на праздник Воздвижения Креста Господня, его память перенесена на 13 (26) ноября по юлианскому календарю; Православная Церковь совершает его память также 27 января (9 февраля) (перенесение мощей) и в Соборе трёх святителей 30 января (12 февраля) по юлианскому календарю. В Константинопольской и Элладской церквях его память совершается 13 ноября, 27 января и 30 января по новоюлианскому календарю, в Католической церкви — 13 сентября. Кроме того, Вселенская патриархия в 2004 году установила празднование 30 ноября в честь перенесения из Рима в Стамбул мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Жизнеописание

Родился в Антиохии около 347 года, в семье чиновника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Все заботы о воспитании Иоанна легли на его мать — Анфусу. Лишившись мужа в весьма юном возрасте (ей было тогда около двадцати лет), она не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша рано обратился к углублённому изучению Священного Писания. Позже, уже быв по духу утверждённым в вере, он учился у лучших философов и риторов (языческий ритор Либаний считал его лучшим учеником). Святитель Мелетий Антиохийский в 367 году крестил его. Через три года Иоанн был сделан чтецом. После того, как Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором Мопсуестийским учился в местной богословской школе у пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество. Вскоре его сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он уклонился от архиерейского сана. В это время Иоанн написал «Шесть слов о священстве». Четыре года Иоанн провёл, живя в пустыне, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года соблюдал полное безмолвие, находясь в уединённой пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию.

Начало церковной карьеры

В 381 году епископ Мелетий Антиохийский рукоположил Иоанна в сан диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году Иоанн был рукоположён в пресвитеры. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Иоанн оказался блестящим проповедником, и получил от паствы прозвище Χρυσόστομος («Златоуст»). Двенадцать лет он дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на ряд книг Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.

Миниатюра из рукописи XIII века. Государственный исторический музей. Москва

Епископство

В 397 году, после кончины константинопольского архиепископа Нектария (управлял Константинопольской церковью с 381 по 397 г., был преемником Григория Назианзина), Иоанн был вызван из Антиохии для поставления на константинопольскую кафедру в качестве архиепископа. Он начал с духовного совершенствования священства. Средства, которые предназначались для него как для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Также он составил чин литургии, ввёл антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Жан-Поль Лоран. Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия. 1893. Музей августинцев, Тулуза

Иоанн оказался втянутым в конфликт с императорским двором — в частности, с женой императора: когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395—408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, Иоанн стал на их защиту. Императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Её неприязнь к нему усилилась, когда ей донесли, будто он в своём поучении о суетных женщинах имел в виду её. Суд, составленный из иерархов, обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью, согласно Житию, приписываемому епископу Мартирию, у императрицы, скорее всего, случился выкидыш (или на свет появился мертворождённый), а в Константинополе, согласно сообщению Феодорита Кирского, произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия попросила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии.

Изгнание

В марте 404 года состоялся собор, постановивший изгнать Иоанна.

Столкнувшись с перспективой изгнания, Иоанн обратился за помощью к Римскому Папе Иннокентию I, а также к архиепископу Медиолана св. Венерию и епископу Аквилеи св. Хромацию. Иннокентий I отправил в Константинополь делегацию под руководством св. Гауденция Брешийского, который ранее в Антиохии встречался с Иоанном и был с ним дружен. Однако в Греции папских посланцев сперва арестовали, затем хотели подкупить и в конце концов депортировали. Несмотря на их неудачу, Иоанн написал Гауденцию благодарственное письмо.

Император Флавий Аркадий назначил город Кукус (лат. Cucusus, ныне — Гёксун в Турции) в провинции Армения Вторая местом ссылки Иоанна Златоуста.

Место погребения свт. Иоанна Златоуста в Команах Абхазских

Находясь в Армении, Иоанн старался укрепить своих последователей. В своих письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришёл приказ перевести его в глухой Пифиунт (Пицунду, ныне в Абхазии). Истощённый болезнями Златоуст, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход, подвергаясь издевательствам и жестокому обращению стражей. В Команах силы оставили его. Причастившись Святых Таин, он, со словами «Слава Богу за всё!» скончался 14 сентября 407 года.

«Свт. Иоанн Златоуст. Перенесение мощей святителя». Икона. XVIII век. Византийский музей (Афины)

Иоанн был погребён в Команах Понтийских, в мартирии мученика Василиска, рядом с могилой мученика Василиска, на территории современной Турции. В 438 году по инициативе святого Прокла, Патриарха Константинопольского, мощи святителя были перенесены в столицу. По преданию, во время этого события народ возгласил единым голосом: «Прими престол свой, отче!», а уста святителя, лежащего в гробу нетленным, отверзлись, и он возгласил «Мир всем!». В ходе Четвёртого крестового похода (1204) мощи святителя были вывезены из Константинополя в Рим, а 26 ноября 2004 года, по решению папы Иоанна Павла II, были возвращены Константинопольской церкви вместе с мощами Григория Богослова и хранятся в соборе Святого Георгия в Фанаре (Стамбул).

Как минимум две реликвии претендуют на то, чтобы считаться головой Иоанна Златоуста, одна хранится в монастыре Ватопед на горе Афон, другая в Храме Христа Спасителя в Москве.

Наследие святителя Иоанна Златоуста весьма велико: толкования на книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) множество бесед на отдельные тексты Библии, поучения на праздники и в похвалу святых, апологетические слова (против аномеев, иудействующих и язычников), а также чин литургии и т. д.

Литургия

Иоанн Златоуст является автором литургии восточного (византийского) обряда. Богослужение подразделяется на «литургию оглашенных» (на которой могут присутствовать некрещёные) и «литургию верных» (на которую некрещёные, с канонической точки зрения, не допускаются). Богослужение начинается со слов иерея «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно, и во веки веков». Во время «литургии оглашенных» читается Апостол и Евангелия, а также исполняются антифоны (Псалмы 102, 145), тропари, Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный»), прокимены и ектении («миром Господу помолимся»). Во время «литургии верных» совершается причастие, которому предшествуют херувимская песнь, Символ веры и Отче наш.

Иоанн Златоуст — автор седьмой молитвы (содержащей в себе 24 малых молитвы по числу часов в сутках) вечернего правила, обязательного для исполнения православными христианами.

Почитание

Мозаика Софийского собора в Киеве (XI век)

Церкви византийской традиции почитают святого Иоанна Златоуста в числе трёх «вселенских учителей» (вместе с Василием Великим и Григорием Богословом), торжество в их честь совершается 30 января (12 февраля). Отмечаются также:

  • 27 января — перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста (из Коман в Константинополь);
  • 14 сентября — преставление святителя Иоанна;
  • 13 ноября — день святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (годовщина его восшествия на архиепископскую кафедру).

В Латинской церкви память св. Иоанна Златоуста — епископа, исповедника и Учителя Церкви — совершается, согласно экстраординарной форме Римского обряда, 27 января (III кл.), согласно ординарной — 13 сентября (memoria). В 1568 году Папа Пий V причислил Иоанна и еще трёх греческих богословов — святых Василия Великого, Григория Богослова и Афанасия Великого — к Учителям Церкви.

Обложка книги Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, 1895 года.

Сочинения

Оригиналы

  • Patrologia Graeca 47—64.

Переводы

  • Беседы избранные св. отца Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского. / Пер. игум. Иринея (Клементьевского). — Ч. 1—2. — М., 1784.
  • Творения в русском переводе : В 12 т. — СПб. : Санкт-Пет. дух. акад., 1895—1906. (Каждый том в 2 кн.)
  • Т. 1. С предисл. А. П. Лопухина. — 1895. — CXII, 883 стр.
  • Т. 2. — 1896. — 979 стр.
  • Т. 3. — 1897. — 962 стр.
  • Т. 4. — 1898. — 923 стр.
  • Т. 5. — 1899. — 1007 стр.
  • Т. 6. — 1900. — 982 стр.
  • Т. 7. — 1901. — 912 стр.
  • Т. 8. — 1902. — 1011 стр.
  • Т. 9. — 1903. — 1008 стр.
  • Т. 10. — 1904. — 992 стр.
  • Т. 11. — 1905. — 1008 стр.
  • Т. 12. — 1906. — 1587 стр.
  • СПб. : Сойкин, 1914—1917. — Т. 1—8.
  • переизд.: М., 1991.
  • Турилов А. А., Фомина М. С. Слово Иоанна Златоуста «О святой Троици и о твари, и о суде Божьем» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2000. — № 2. — С. 110—118. (Издание древнейшего полного древнерусского текста.)
  • Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. — М. : Наука, 1968. — С. 87—103.
  • Вестник древней истории (ВДИ). — 2004. — № 2—3.
  • Иоанн Златоуст. Четыре огласительные гомилии (серия Пападопуло-Керамевса). / Пер. И. В. Пролыгиной. // ВДИ. — 2005. — № 1. — С. 261—281; № 2. — С. 208—219.
  • Симфония по творениям святителя Иоанна Златоустого. — М. : Дар, 2006.
  • Святитель Иоанн Златоуст. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М.: Отчий дом, 1999 г.
  • Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб. Издание Спб. Духовной Академии, 1898 г.
  • Слова о священстве. — 1775.
  • Собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. (Тексты трудов святителя набираются и исправляются под руководством издательства прп. Максима Исповедника с помощью группы добровольных помощников.)

> См. также

  • Литургия Иоанна Златоуста

Примечания

  1. Fr. John Chrysavgis. The Order of St. Andrew the Apostle. / The Ecumenical Patriarchate: A Brief Guide. — N. Y., 2009. — P. 60.
  2. 1 2 3 Казачков Ю. А., Фокин А. Р., Войку С., Пролыгина И. В. Иоанн Златоуст. Часть I // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIV. — С. 159—250. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8.
  3. Жития святых: книга третья (ноябрь). — Почаев, 2010. — С. 300
  4. Димитрий Ростовский. Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского (репринт). — К.: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. — Т. V. Месяц январь. — С. 883—889.
  5. В Константинопольском Патриархате в Стамбуле торжественно встретили мощи святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста. РИА Новости (30 ноября 2004).
  6. Thelen, 2015, p. 187.
  7. Thelen, 2015, p. 179.
  8. Божественная Литургия по чину свт. Иоанна Златоуста.
  9. Молитвы утренние и вечерние, Православный журнал «Фома». № 7 (159) (28 июля 2016). Дата обращения 4 декабря 2016.

Литература

  • Барсов Н. И. Иоанн Златоуст // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Брендле Р. (нем.)русск.. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик / Пер. с нем. Дмитрий Бумажнов. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2008. — 208 с. — (История церкви). — ISBN 5-89647-136-X.
  • Григоревский М. С. Учение св. Иоанна Златоуста о браке. — Архангельск, 1901. — 234 с.
  • Грыжанкова М. Ю. Иоанн Златоуст в социуме ранней Византии и России. — Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 2002. — 83 с.
  • Древние жития Святителя Иоанна Златоуста: тексты и комментарий. / Пер., вступ. ст., комм. А. С. Балаховской, общ. ред. А. И. Сидорова. — М. : ПСТГУ, 2007. — 523 с. — ISBN 978-5-7429-0267-6.
  • Древнегрузинский перевод «Жития Иоанна Златоуста» и его особенности. — Тб. : Мецниереба, 1987. — 191 с. (На груз. яз. с рус. резюме.)
  • Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности XI—XVI веков: Каталог гомилий. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1998. — 209 с. — ISBN 5-86007-093-4.
  • Казачков Ю. А., Фокин А. Р., Войку С., Пролыгина И. В. Иоанн Златоуст. Часть I // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIV. — С. 159—250. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8.
  • Казенина-Пристанскова Е. Т. Золотые уста. Жизнь и труды Иоанна Златоуста. — Ровно : Живое слово, 2003. — 224 с.
  • Малышевский И. И. Св. Иоанн Златоуст в звании чтеца, в сане диакона и пресвитера. — Киев, 1892. — 265 с.
  • Никольский С. Я. История церквей Антиохийской и Константинопольской за время св. Иоанна Златоуста по его творениям. — Ставрополь-Кавказский, 1905. — Отд. 1. — 164 с.; Отд. 2. — 184 с.
  • Сагарда Н. И. Учение св. Иоанна Златоуста о Церкви // Церковный Вестник. — 1907. — № 46—47. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  • Скворцов К. В. Иоанн Златоуст. Крестный путь Святителя // Сим победиши. — М., 2010. — ISBN 978-5-8402-0206-7. (Драма, история христианства в Византии.)
  • Стенпковский Н. В. Подлинность литургии св. Иоанна Златоуста на основании его писаний. Почаев, 1888. — 158 с.
  • Фокин А. Р., Э. П. Б., Зайцев Д. В., Королёв А. А., Ченцова В. Г., А. Н. К., Турилов А. А., Лукашевич А. А., Маханько М. А. Иоанн Златоуст. Часть II // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIV. — С. 205—250. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8.
  • Thelen, Daniel. Saints In Rome and Beyond. — 2015. — 375 p. — ISBN 9780986154706.

Ссылки

Иоанн Златоуст:

  • Цитаты в Викицитатнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Святитель Иоанн Златоустый, архиепископ Константинополя.
  • Творения Иоанна Златоуста в двенадцати томах. Архивировано 28 ноября 2012 года.
  • Аудиокниги Иоанна Златоуста.
  • Творения Иоанна Златоуста на сайте Тверской епархии.
  • Творения Иоанна Златоуста на сайте Предание.ру

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BAV: ADV12162535, ADV12162536, ADV12162533, ADV12366929 · BIBSYS: 90394927 · BNC: a10453465 · BNE: XX1723431 · BNF: 11908883h · CONOR: 47207779 · EGAXA: 000966646 · GND: 118557831 · ICCU: IT\ICCU\CFIV\154732 · ISNI: 0000 0001 2282 4041, 0000 0004 5605 9482 · LCCN: n80001460 · LNB: 000190579 · NKC: jn20011024076 · NLA: 35028283 · NTA: 068249772 · NUKAT: n94250175 · PTBNP: 70572 · LIBRIS: 191679 · SUDOC: 026938987 · VIAF: 305214868 · ULAN: 500450205 · WorldCat VIAF: 305214868

Апостольские мужи
и апологеты

Варнава Апостол †61 • Климент Римский †97 или 99 или 101 • Игнатий Антиохийский †107 • Кодрат Афинский †не ранее 130 • Аристид Афинский • Поликарп Смирнский †156 • Папий Иерапольский †155 или 165 • Аристон Пелльский †ок. 160 • Иустин Философ †165 • Татиан †ок. 180 • Феофил Антиохийский †не ранее 180—181 • Афинагор Афинский †ок. 190 • Мелитон Сардийский †ок. 190 • Ириней Лионский †202 • Марк Минуций Феликс †ок. 210 • Климент Александрийский †ок. 215
Дидахе (конец I — начало II века) • Пастырь Гермы (II век) • Послание к Диогнету (ок. 130)

Греческая патристика

Ориген †ок. 254 • Дионисий Александрийский †265 • Григорий Неокесарийский †ок. 275 • Павел Самосатский(ер) †ок. 275 • Лукиан Антиохийский †312 • Мефодий Олимпийский †312 • Евстафий Антиохийский †337 или 346 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Иаков Афраат †ок. 345 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Диодор Тарсийский †ок. 391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Макарий Александрийский †ок. 395 • Дидим Слепец †398 • Евагрий Понтийский †399 • Макарий Магнезийский †ок. 403 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Синезий Киренский †ок. 414 • Феодор Мопсуестийский(ер) †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Исидор Пелусиотский †ок. 449 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Леонтий Византийский †после 541 • Максим Исповедник †662 • Исаак Сирин †ок. 700 • Иоанн Дамаскин †753

Латинская патристика

Тертуллиан †ок. 225 • Ипполит Римский †ок. 235 • Киприан Карфагенский †258 • Новациан(ер) †ок. 258 • Арнобий Старший †ок. 330 • Лактанций †ок. 325 • Гай Марий Викторин † после 363 • Иларий Пиктавийский †367 • Амвросий Медиоланский †397 • Иероним Стридонский †420 или 430 • Аврелий Августин †430 • Пелагий(ер) †после 431 • Викентий Леринский †до 450 • Пётр Хрисолог †450 • Марциан Капелла ок. 425/428 • Клавдиан Мамерт †ок. 473 • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций †524 или 526 • Магн Аврелий Кассиодор †ок. 578 • Мартин Брагский †579/580 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636 • Беда Достопочтенный †735

Ориентальная патристика

Диодор Тарсийский †ок. 391 • Феодор Мопсуестийский †428 • Раббула Эдесский †435 • Несторий(ер) †ок. 451 • Феодорит Кирский †457 • Барсаума Нисибийский †ок. 495 • Нарсай Нисибийский †ок. 502 • Юлиан Галикарнасский †после 518 • Севир Антиохийский †538 • Исаак Сирин †ок. 700

(ер) — осуждены за ересь

>Святой Иоанн Златоуст — обличитель

Кто такой Иоанн Златоуст? Какими подвигами веры он прославился? Обо всём этом Вы можете прочитать в нашей статье на портале «Православие и мир»!

Иоанн Златоуст — память святого 26 ноября в 2019 году

Имя святителя Иоанна Златоуста знакомо каждому православному человеку — хотя бы потому, что в храмах служится составленная им литургия. Но если представить себе, как он во плоти вдруг оказался бы на этой литургии, — что бы он сказал с амвона? Отметил бы, как много изменилось в порядке богослужения с IV века? Удивился бы, насколько иначе выглядят сегодня прихожане? Или, напротив, произнес бы пламенную проповедь о том, как мало на самом деле изменили прошедшие века христианской истории человеческие души, как живут в нас те же редкие добродетели и распространенные пороки, что и в его времена?

Провинциал

Он родился около 347 года в Антиохии в семье военачальника по имени Секунд. Место и время рождения во многом определили облик его христианского служения. Весь тот край входил в состав огромной Римской империи, власти которой только недавно обратились в христианство. Антиохия была крупнейшим городом восточного Средиземноморья, где эллинистическая цивилизация соседствовала с семитской.

Это здесь еще в апостольские времена впервые прозвучало само название «христиане». В деревнях здесь говорили практически на языке Христа и апостолов — на арамейском (этот его вариант обычно называют «сирийским»), в городах звучали изысканные философские беседы и тщательно выстроенные речи на греческом. Здесь были все возможности получить хорошее и разностороннее образование, как общегуманитарное, так и сугубо христианское, и Иоанн ими в юности воспользовался, благо он происходил из обеспеченной семьи.

Отношение к христианству в Римской империи второй половины IV века было отчасти похожим на то, что мы знаем по собственному опыту. Старики еще помнили те времена, когда говорить о Христе было смертельно опасно, можно было угодить на арену в качестве жертвы для диких зверей. Да и во время отрочества Иоанна Римом правил император Юлиан Отступник, пытавшийся возродить языческую религию.

Впрочем, Юлиан потерпел неудачу и сам погиб на войне, так что отныне империя становилась христианской. Это значит, что в Церковь пришло огромное количество людей — кто ради веры, кто за компанию, кто из любопытства, а кто-то и в поисках выгоды. Всех их объединяло крайне поверхностное знакомство с верой и жизнью Церкви и вполне языческий менталитет.

Вскоре после смерти Юлиана принял крещение и двадцатилетний Иоанн. Среди новокрещеных немного было людей столь образованных. Многие и вовсе не понимали, чем поклонение Христу принципиально отличается от поклонения множеству божеств, которых они прежде чтили. А некоторые видели в христианстве всего лишь новую идеологию, полезную имперской власти.

Именно тогда и именно по этим причинам зародилось монашество — движение тех, кто тщательно оберегал чистоту христианства, уходя от шумных толп в малодоступные места. Иоанн тоже принял иночество после смерти своей матери Анфусы: четыре года он провел в уединении, два из них — в полном молчании.

Его красноречию предстояло вызреть, словно плоду во чреве. А многие ли из нас утерпели бы в такой ситуации, чтобы не начать поучать всех вокруг?

И в эти, и в последующие годы Иоанн очень много писал — сегодня собрание его сочинений занимает целую полку. Это и богословские трактаты, и комментарии на Священное Писание, и письма разным людям по разным поводам, и конечно же проповеди. Но до них дело дошло не сразу.

Публицист на амвоне

Еще до отшельничества Иоанн был рукоположен в чтеца — одна из низших ступеней церковной иерархии. Хотели его рукоположить и в пресвитеры, и даже в епископы, но он отказался. Собственные размышления на эти темы привели его к написанию «Шести слов о священстве».

Вот как видел он пастырскую ответственность:

«Пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше».

Собственно, эти «Шесть слов» — объяснение, почему Иоанн не считал нужным в тот момент становиться священником.

Читайте также — Святитель Иоанн Златоуст — иконы, иконография

Впрочем, когда он вернулся в Антиохию, то в 381 году был рукоположен во диакона, и только через 5 лет — в пресвитера. Ему было поручено произносить проповеди, и он делал это при стечении народа не реже двух раз в неделю, а иногда и ежедневно. В те времена не было средств массовой информации, а книги были очень дороги, и проповедь, по сути, оставалась единственным способом научить чему бы то ни было церковный народ.

В центре его проповеди всегда оставалось Священное Писание. И это неудивительно, ведь он сам считал, что именно

«от незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме».

Иоанн мог выбрать какую-то одну из библейских книг и разбирать ее подробно, от главы к главе, за каждой проповедью, а мог поступить иначе — посвятить свою беседу тем страницам Писания, где речь идет о наступающем празднике. Но его интерес к Писанию — не теоретический, именно там он находит самые важные указания для своей паствы: как жить по Евангелию, как исполнять волю Божию, как любить ближнего. Его проповеди очень мало похожи на скучные богословские лекции, пересыпанные цитатами.

Вот он рассказывает о хананеянке, то есть язычнице, которая обратилась ко Христу с мольбой об исцелении ее дочери. Среди аудитории наверняка было много вчерашних язычников, выходцев практически из родных мест этой женщины, таких же, по сути, хананеев.

«Итак, возлюбленный, зная, что так бывает во время молитв, подражай хананеянке; хотя ты — муж, однако подражай жене, иноплеменнице, слабой, отверженной и презираемой. Ты не имеешь бесноватой дочери? Но ты имеешь грешную душу. Что сказала хананеянка? “Помилуй меня, дочь моя жестоко беснуется”. Так и ты скажи: “Помилуй меня: душа моя жестоко беснуется” …Куда бы ты ни пошел, везде слышишь слова Христовы: “О, женщина! Велика вера твоя”. Войди в церковь персов и услышишь Христа, говорящего: “О, женщина! Велика вера твоя”; равно как и в церковь готов, варваров, индийцев, мавров, и какую только страну освещает солнце».

И простые человеческие чувства не проходят мимо внимания Златоуста. Он пишет молодой вдове и, прежде чем поучать, старается посочувствовать ей:

«Все будут согласны с тобою, и никто, даже из весьма любомудрых, не станет противоречить тому, что ты получила тяжкий удар и что посланная свыше стрела поразила тебя в самое роковое место… Согласно с тобою и я признаю, что на всей земле между светскими людьми немного бывало таких любезных, кротких, смиренных, искренних, разумных и благочестивых, как твой муж. Но, если бы он совершенно разрушился и обратился в ничто, тогда следовало бы скорбеть и сокрушаться; если же он приплыл в тихую пристань и переселился к своему истинному Царю, то об этом должно не плакать, а радоваться. Эта смерть не смерть, но некоторое переселение и перемещение из худшего состояния в лучшее, с земли на небо, от людей к ангелам и архангелам, к Владыке ангелов и архангелов».

А вот что говорит он подвижнику, которого мысли о демонских искушениях заставили думать о самоубийстве:

«Какое зло, большое или малое, может причинить нам демон сам по себе? Уныние же и без него может сделать много зла, и большинство из тех, которые наложили на себя петлю, или закололись мечом, или утопились в реках, или погубили себя как-нибудь иначе, увлечены были к такой насильственной смерти унынием… Как же можно, скажешь ты, не унывать? Можно, если, отвергнув мнения толпы об этом предмете, будешь помышлять о горнем. Теперь твое положение кажется тебе ужасным, потому что толпа считает его таким; но если ты захочешь с точностью рассмотреть его само по себе, отрешившись от пустого и ошибочного предубеждения, то найдешь, что оно не представляет никакого повода к унынию».

Читайте также — Кофе с сестрой Вассой: Святитель Иоанн Златоуст и колея человекоугодия

За красноречие Иоанна называют Златоустом, но он служит Богу далеко не только устами. Много занимается он и благотворительностью в Антиохии. Его слава не прошла мимо внимания властей Восточной Римской империи: когда в 397 году скончался Константинопольский архиепископ Нектарий, на первенствующую кафедру пригласили именно Иоанна. Главную роль здесь сыграло желание императора Аркадия видеть в своей столице такого одаренного и активного иерарха.

Обличитель знати

Но, как это часто бывает, ожидания властей не совпали с подлинным призванием великого христианина. Проповедовать ему удается уже не так часто, как прежде, зато он с головой уходит в организацию практической деятельности Церкви: преодолевает раздоры, устраняет недостойных клириков, требует от остальных прилежания и чистоты жизни. Епископ в его представлении не обласканный властью чиновник, а служитель народа Божьего. Он распродает роскошное убранство архиепископского дворца и передает вырученные средства на содержание больниц и гостиниц для паломников.

Это было время, когда уже стала забываться первоначальная простота христианских общин, особенно здесь, в величайшем и богатейшем городе мира, рядом с блистательным императорским двором. Почти никого уже не удивляло, что голодный нищий и пиршествующий богач (словно из евангельской притчи) формально суть братья во Христе, а на деле от одного до другого как от земли до неба. Мало кого смущала далекая от аскезы жизнь иных христианских пастырей.

Но Златоуст не собирался мириться ни с чем подобным. От нового константинопольского архиепископа достается всем: и епископам, и знати, и даже императорской чете. Но больше всего он ополчается против богатства и социального расслоения:

«Сначала Бог не сделал одного богатым, а другого бедным и, приведши людей, не показал одному многих сокровищ, а другого лишил этого приобретения, но всем предоставил для возделывания одну и ту же землю. Каким же образом, когда она составляет общее достояние, ты владеешь столькими-то и столькими участками, а ближний не имеет ни клочка земли? <…> Корыстолюбивые богачи — это какие-то разбойники, засевшие при дороге, грабящие проходящих и зарывающие имущества других в своих кладовых… как свиньи в грязи, они услаждаются, валяясь в нечистотах сребролюбия».

Так и с императрицей Евдоксией, фактической правительницей при слабом и безвольном императоре Аркадии, Златоуст вступает в конфликт из-за ее неумеренной роскоши и жадности. Он защищает от конфискации имущество вдовы и детей опального вельможи, а в храме, обличая в проповедях щегольские траты, недвусмысленно показывает глазами на саму императрицу…

Такого снести она никак не могла! Ведь еще недавно римские императоры официально считались богами, а «оскорбление величества» было самым страшным уголовным преступлением.

Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия (Жан-Поль Лоран, 1880-е)

Среди священства и епископата многие тоже были в обиде на святителя: его требования казались чрезмерными, его стиль управления — жестоким. В 403 году Собор епископов отправил Иоанна Златоуста в ссылку. Правда, длилась она недолго: простой народ обожал своего архиепископа, в столице начались волнения, и его пришлось вернуть.

Иоанн просто не мог воспринимать христианство и в особенности священство не всерьез, не мог рядом с собой видеть людей, сочетавших христианскую символику со вполне языческими поступками. Например, установили на городском ипподроме серебряную статую императрицы — что в этом такого? Всегда так поступали в Риме! Но Иоанн откликается на это событие проповедью: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде». Императрицу он сравнивает с распутной женой царя Ирода, император, соответственно, оказывается Иродом… Это уже было слишком.

В 404 году новый Константинопольский собор отправляет Иоанна Златоуста в новую ссылку. Сам он сказал об этом так:

«Братия, вор не приходит туда, где хворост, сено и дрова, но — туда, где лежит золото, или серебро, или жемчуг; так и дьявол не входит туда, где прелюбодей, или богохульник, или хищник, или корыстолюбец, но — туда, где провождающие пустынную жизнь… Так, если изгонят меня, я уподоблюсь Илии; если бросят в грязь — Иеремии; если в море — пророку Ионе; если в ров — Даниилу; если побьют камнями — Стефану; если обезглавят — Иоанну Предтече; если будут бить палками — Павлу; если распилят пилою — Исайе; и о, если бы пилою деревянною, чтобы мне насладиться любовью ко кресту!»

Но у Иоанна Златоуста был свой собственный путь, о котором можно сказать его же словами:

«Жизнь праведных блестяща; но как она делается блестящею, если не чрез терпение? Приобрев, возлюби его, брат, как мать мужества».

Он был отправлен в городок Кукуз в Армении, где продолжал активнейшую переписку с друзьями (до нас дошло более двухсот писем). И за это из Кукуза он был отправлен еще дальше, на самый край тогдашней Империи — в Питиунт (нынешняя Пицунда в Абхазии). Места назначения измученный святитель так и не достиг — он умер в местечке под названием Команы 14 сентября 407 года.

Перед смертью он произнес слова, ставшие затем своего рода последним девизом всех пострадавших христиан: «Слава Богу за все!» В этих словах — итог его земной жизни.

Почитание святителя началось практически сразу после его смерти, и мощи его недолго оставались в Команах. Уже в 438 году по инициативе нового патриарха Прокла и нового императора Феодосия (сына Аркадия) они были перенесены в Константинополь. Оттуда они были похищены в 1204 году крестоносцами, которые увезли их в Рим, и лишь в 2004 году Иоанн Павел II возвратил их на прежнее место.

Преставление святого Иоанна Златоуста совпало с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня, и поэтому его память была перенесена на 13/26 ноября. Кроме того, 27 января/9 февраля отмечается память перенесения святых мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, а 30 января/12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Но мы к тому же поминаем святителя на большинстве наших литургий и встречаем вместе с ним каждую Пасху, слушая в храмах его «Огласительное слово», где цитаты из Писания перемежаются с ликующим голосом самого Иоанна:

«Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков!»

Вы прочитали статью Святой Иоанн Златоуст. Читайте также:

  • Святитель Иоанн Златоуст о землетрясении
  • Золотые уста архиепископа Иоанна

>Иоанн Златоуст — биография, информация, личная жизнь

Где в Москве поклониться мощам святителя Иоанна Златоуста?

В то время как тысячи наших соотечественников сегодня стекаются к храму Христа Спасителя, чтобы поклониться афонскому поясу Богородицы, в главном соборе страны постоянно хранится и другая святыня общеправославного значения: глава святителя Иоанна Златоустого, великого проповедника и подвижника, чью память Православная Церковь чтит 26 ноября
Так выглядит общий ковчег святынь храма Христа Спасителя
О том, как глава свт. Иоанна оказалась в Москве, нам рассказал протодиакон храма Христа Спасителя отец Александр Агейкин.
В середине XVII века по просьбе царя Алексея Михайловича честная глава святителя Иоанна Златоустого была привезена в Москву из Ватопедского монастыря на святой горе Афон. В то время греческая церковь находилась в тяжелом положении, страдая от османского ига. Афонская святыня была передана московскому царю в знак признательности за поддержку греческой Церкви в нелегкие времена, и была положена в специальном ковчеге в Успенском соборе Московского Кремля. Таким же образом в России оказались и глава святителя Григория Богослова и перст святителя Василия Великого, которые были положены в тот же ковчег. Греки намеревались со временем вернуть святыни. Но после смерти Алексея Михайловича мощи возвращены не были. Московские цари взамен не уставали перечислять Ватопетскому монастырю на Афоне крупные пожертвования.
Во времена советской власти ковчег из Успенского собора Московского Кремля перенесли в хранилище музея Московского Кремля, где он пробыл до начала девяностых, когда по просьбе святейшего патриарха Алексия II был передан Русской Православной Церкви и помещен в московский Елоховский собор. В 2006 году состоялось перенесение ковчега в Храм Христа Спасителя, где святые мощи находятся и сейчас. Если стоять лицом к Алтарю, то слева будет находиться ковчег с различными святынями, среди которых честная глава свт. Иоанна Златоуста в отдельном ковчежце. (Там же, в общем ковчеге находятся также: частица мощей св. блгв. Кн. Александра Невского,св. апостола Андрея Первозванного, блгв. Кн. Михаила Черниговского, прп. Марии Египетской, свт. Митрополита Московского Птра и свт. Митрополита Московского Ионы.).
Ковчежец с главой отдельно.
Ковчежец для главы устроен трудами святителя Московского Филарета в 1862 году. Его усердием святыни Московских Кремлевских Соборов в 50-х годах XIX века получили новые ковчеги
Святитель Иоанн Златоуст, константинопольский патриарх и великий христианский проповедник, впавший в немилость при Византийском дворе, умер в самом начале V века, на территории современной Абхазии. Зимой 406 года, истощенный болезнями святитель Иоанн, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход в ссылку в глухой Питиунт (нынешнюю Пицунду). По дороге, в селении Команы, 14 сентября 407 года, у склепа святого Василиска (+ ок. 308, память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Погребен был Святитель Иоанн Златоуст там же, в Команах. В 438 году, во время правления царя Феодосия II, по просьбе ученика свт. Иоанна Златоуста святителя Прокла патриарха Константинопольского мощи святителя были перенесены из Коман в Константинополь. После разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцами часть святынь удалось спасти и перевезти на Афон. Среди спасенных святынь были и мощи святителя Иоанна.
Походный ковчег, в котором мощи в прошлом году путешествовали в Америку
Поклониться честной главе можно всегда, когда храм открыт. Расписание богослужений можно узнать . Как проехать к храму
Тропарь Святителю Иоанну Златоусту, глас 8:
Уст твоих, якоже светлость огня, воссиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога, спастися душам нашым.
Кондак, глас 6:
От небес приял еси божественную благодать, и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко божественная являя.
Редакция благодарит протодиакона храма Христа Спасителя отца Александра Агейкина за помощь в подготовке публикации.

Версия для печати

Тэги: Святые Святыни

Святитель Иоа́нн Златоуст, архиепископ Константинопольский

Кондак 1

Возбранный вождю Церкве Христовы, златословесный учителю Иоанне! От юности добродетельми украсився, добре потрудился еси, и за имя Христово гонение претерпев, во изгнании житие скончал еси: сего ради на небесех сугубо прославлен еси, мудрый чина Церковнаго устроителю. Темже и мы умиленне чтим тя, зовуще:

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Икос 1

Ангельский образ нося, во плоти аки безплотен пожил еси, Иоанне; во спасение бо братий многия труды подъемля, делы добрыми Отца Небеснаго прославил еси. Темже ти глаголем:

Радуйся, Церкве Православныя украшение; радуйся, родителей именитых чадо благословенное.

Радуйся, еще во отрочестве от матере твоея любовию ко слову Божию напоенный; радуйся, от юности разум игу Христову покоривый.

Радуйся, Богови усердно послуживый; радуйся, вселенныя учителю.

Радуйся, христиан всех времен в молитвах наставниче; радуйся, жития иноческаго в Цареграде обновителю.

Радуйся, готфов и скифов просветителю; радуйся, богоукрепленный правды ревнителю.

Радуйся, вшедый в радость Господа твоего; радуйся, усердный о нас предстателю.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 2

Видя Христос родителей твоих Секунда и Анфусы житие чистое, благоволи я прославити, и тя, Иоанне, има во утешение дарова; да вернии, добродетели твоя поминающе, превозносят чету праведную, тя израстившую, и, той ревнующе, поют Богови: Аллилуиа.

Икос 2

Разум учением умудривый, сердцем же во благочестии от младости воспитанный, радость и утешение был еси, Иоанне, матери твоей, егда супруга своего и дщере лишися. Темже приносим тебе хвалы сицевыя:

Радуйся, отроком звездо благонравия; радуйся, ангела хранителя увеселение.

Радуйся, яко того николиже опечалил еси; радуйся, присных любимиче.

Радуйся, во учении преспевавый и тем мудрецы мира сего удививый; радуйся, яко, еще ученик сый, Анфимия богохульника посрамил и вразумил еси.

Радуйся, угнетенных слезы горькия в судех узревый; радуйся, от творящих беззакония уклонивыйся.

Радуйся, пути незлобия спасительнаго взыскавый; радуйся, по успении матере в пустыню заключивыйся.

Радуйся, тамо за родители преставльшияся Богови усердно моливыйся; радуйся, яко тии днесь, со Владычицею и святыми ликующе, от земнородных величаются и хвалятся.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 3

Силы, во еже словом и делом Христу работати, стяжал еси, Иоанне, аки тезоименный ти Предтеча, в пустыни. Тамо бо, постом страсти плотския умертвив, молитвою дух окрилил еси и, яко воин, противу князя власти воздушныя во вся оружия Божия облеклся еси, со упованием поя Богу крепкому: Аллилуиа.

Икос З

Имея власяницу и пояс усмен о чреслех, Крестителя Христова ревнителю, былием питался еси, Иоанне, в пустыни, из неяже, яко муж силы исполнь, изшел еси. Темже вопием ти:

Радуйся, воздержанием Илии Пророку уподобивыйся; радуйся, нищеты Христовы подражателю.

Радуйся, целомудрием неможение телесе укрепивый; радуйся, богомыслием уныние отгнавый.

Радуйся, памятию всеведения Божия сердце непорочно соблюдый; радуйся, бдением козни бесовския посрамивый.

Радуйся, искушения сам победивый и иныя последи томужде научивый; радуйся, в делании духовнем подвизающихся мудрый укрепителю.

Радуйся, друга твоего Феодора от падения греховнаго удержавый; радуйся, друга твоего епископа Василия во служении утвердивый.

Радуйся, от мира изгнанным пристанища тихаго указателю; радуйся, иноческаго жития защитниче.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 4

Бурю искушений новую победил еси, Иоанне, в пещере един вселився; болезни же ради из пустыни изшед во Антиохию, от святаго Мелетия во диакона поставлен был еси и попечению о неимущих ревностно предался еси. Еже видяще, вернии радостно пояху Богови: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав от верных о тебе речи хвалебныя, святый Флавиан по достоянию благодать священства низведе на тя, Иоанне. Темже людие антиохийстии веселяхуся и, труды твоя праведно чтуще, тако тя величаху:

Радуйся, о себе попечение всякое отвергий; радуйся, убогим покрове.

Радуйся, теплое сирым прибежище; радуйся, скорбей утолителю.

Радуйся, о людских невежествиих печальниче; радуйся, девственнаго жития сладкогласный ублажателю.

Радуйся, многи иудеи просветивый; радуйся, искавшия спасения правым учением оглашавый.

Радуйся, житием твоим сего учения не посрамивый; радуйся, благочестия светильниче.

Радуйся, апостолом единонравниче; радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 5

Боготочною кровию от вечныя смерти искупленныя соблюдая, егда сан священства приял еси, Иоанне, дело благовестника трезвяся добре сотворил еси, обличая, запрещая, умоляя со всяким долготерпением и учением и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя нестроения во граде, скорбя же о сем, покоя не познал еси, Иоанне, неверныя бо благовестием оглашал еси, верныя же таинствы церковными освящая и тайнам веры уча, достойно стяжал еси имя Златая уста, слышав от всех сицевая:

Радуйся, пастырю добрый; радуйся, святым крещением многа чада Церкви Христове породивый.

Радуйся, помазанием мира печать дара Духа Святаго тем даровавый; радуйся, святейшия Трапезы предстоятелю умиленный.

Радуйся, пищею нетления чада твоя питавый; радуйся, покаянием сердец очистителю.

Радуйся, супружеств о Господе сочетателю; радуйся, елеа помазанием целителю.

Радуйся, слова Божия неложный истолкователю; радуйся, ересей мощный обличителю.

Радуйся, глубокий кладязю истиннаго богословия; радуйся, яко притяжал еси паствы сердца, любве к тебе исполненная.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 6

Проповедник покаяния наипаче явился еси, Иоанне, егда людие антиохийстии, царя подобие низвергше, гневу того достойно подпадоша. Божиим бо милосердием утешая, ко исправлению жития словесы твоими влекл еси вся, во еже сердцем чистым пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия Антиохия радостию, егда по словеси твоему беззакония своя оплакавши, царево прощение получи. Обаче скорбию омрачися вскоре, с тобою разлучаема: во архиепископа бо Царюграду призван был еси, Иоанне. Темже тебе вопием:

Радуйся, аки Исаия, скорбьми града отеческаго поболевый; радуйся, аки Иеремия, злонравие людское оплакавый.

Радуйся, аки Иезекииль, беззаконники ко обращению призывавый; радуйся, молние, гордыню низложившая.

Радуйся, громе, беззаконно жившия устрашивый; радуйся, корыстолюбия обличителю.

Радуйся, пагубу тщеславия показавый; радуйся, студнаго еллинскаго многобожия посрамителю.

Радуйся, смятенных сердец умирителю; радуйся, споспешниче епископу Флавиану, старцу праведному.

Радуйся, со пустынножители царския приставники на милость преклонивый; радуйся, Ионе, Ниневию спасшему, равный.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 7

Хотя церковь Цареградскую, аки невесту Христову, достойно украсити, во благолепие вся привел еси, Иоанне. Всенощными бо бдении от сборищ арианских верныя отвратил еси и чин Божественныя Литургии мудре устроил еси, яко благовонное миро, источив молитвы, имиже назидающеся, о тебе Богови поем: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение милости Божия бысть о тебе, святителю: молитвами бо твоими вернии всех времен, Богови беседующе, во спасение умудряются. Приими убо от нас сицевыя хвалы:

Радуйся, аки Давид, словесы молитвенными Церковь Божию обогативый; радуйся, аки брат Божий Иаков, чин Божественныя Литургии написавый.

Радуйся, в томже Великому Василию подражавый; радуйся, Духа Святаго приятелище.

Радуйся, тобою бо Дух Святый написа словеса спасительная; радуйся, яко молитвами твоими, от сна воставше, Отца благодарим.

Радуйся, яко твоими словесы, ко сну грядуще, от Духа Святаго прегрешений оставления просим; радуйся, яко усты твоими Сына Божия умоляем, да не в суд причастие Божественных Таин приимем.

Радуйся, рабе Божий, уничиженныя на вечерю Христову глашаяй; радуйся, проповедниче Распятаго на кресте за мирский живот и спасение.

Радуйся, яко в слово твое, аки в ризы позлащены, тайны веры одеяшася; радуйся, песнотворче и вития дивный.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 8

Странник во юдоли земней быв, смирения, воздержания и чистоты образ показал еси, Иоанне, житием во царствующем граде: тамо бо обители иноческия обновил и создал еси и уставы жития монашескаго дал еси девам непорочным; от нихже, аки фимиам благовонный, вознесеся Богови песнь великая: Аллилуиа.

Икос 8

Всею душею Христови работая, человеком угождати не восхотел еси, Иоанне. Именитым бо вечери устрояти престав, убогим трапезы умножил еси, странноприимницы же и безмездныя врачебницы недужным создав, научил еси пети тебе:

Радуйся, Николая, святителя Мирликийскаго, соревнователю; радуйся, стяжавый смирением высокая.

Радуйся, приобретый нищетою богатая; радуйся, сими добродетельми иноком образ бывый.

Радуйся, гладных питателю; радуйся, аки Авраам, странныя приимавый.

Радуйся, безприютных сирот приятелище; радуйся, безпомощных старцев и стариц попечителю.

Радуйся, избытки своя неимущим расточивый; радуйся, яко коемуждо в горестех, аки ангел утешитель, являлся еси.

Радуйся, руки богатых на благодеяния отверзавый; радуйся, яко о глубине милосердия твоего Мати Божия возрадовася.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 9

Всяк язык спасти хотя, проповедники Евангелия ко скифом, праотцем нашим, послал еси, Иоанне, из Константина града, в немже храм во имя Апостола Павла создал еси готфом, да и тии, ересь ариеву отвергше, православными усты поют Богови: Аллилуиа.

Икос 9

Витии православия к неверным послав, к церквам верных, во Асии сущим, сам подвиглся еси, Иоанне, и тыя посещая, нерадивыя обличая, усердныя же похваляя, вся смотрительне устроил еси. Темже тя славим:

Радуйся, православия светило; радуйся, пастырю добрый, о заблуждших овцах попекийся.

Радуйся, яко в земли скифстей днесь имя твое прославляется; радуйся, яко во имя твое церкви Божия зде воздвизаются.

Радуйся, служения апостольскаго причастниче; радуйся, по словеси Апостола Петра стадо Божие пасый.

Радуйся, не нуждею, но волею и по Бозе сие посещавый; радуйся, мздоимства твердый искоренителю.

Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю; радуйся, ленивыя рабы праведно изгнавый.

Радуйся, яко во благое трудившиися от тебе похвалишися и укрепишася; радуйся, Церкве испытанный управителю.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 10

Спасению паствы твоея служити не престал еси, Иоанне, от Асии в Царьград возвратився. Егдаже царицы и именитых злонравное житие обличати безбоязненне начал еси, скорби многи приял еси; тобою бо обличаемии, не могуще абие яве заградити праведная уста твоя, тайно ковы деяху, во еже погубити тя, чисте Богови взывающа: Аллилуиа.

Икос 10

Стена невинно гонимым иноком явился еси, Иоанне: сего ради яве обнажися злоба велия, юже врази на тя имеяху. Льстивый бо Феофил со царицею нечестиво на соборищи оболга и низложи тя, не помянув трудов твоих во благо отечествия. Мы же сия благодарне воспоминаем, глаголюще:

Радуйся, дивную любовь ко отечеству земному показавый; радуйся, Царяграда от варварскаго нашествия свободителю.

Радуйся, Гаины, грознаго вождя готфскаго, укротителю; радуйся, милостей древних, Церкви царьми дарованных, охранителю.

Радуйся, Евтропию властному убежище церковное отъяти не попускавый; радуйся, последи в сем убежищи тогожде Евтропия гонима спасый.

Радуйся, ограждения ради нитрийских иноков неправды соборища беззаконнаго кротце претерпевый; радуйся, яко слово Писания «любы долго терпит», на тебе оправдася.

Радуйся, ополчатися за тя присным воспретивый; радуйся, меча противу врагов не подъемый.

Радуйся, властем повинувыйся и сего ради волею в руки воинов нощию предавыйся; радуйся, из отечествия правды ради изгнанный.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 11

Пением радостным изменися вскоре плачь паствы твоея, доблий страдальче: во изгнание бо влекому ти, внезапу гром возгреме, молния возблиста и, ветром шумящим, земля поколебася. Яже видящи и трепещущи, царица раскаяся и честне тя возврати, смиренно вопиющи Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлую православия свещу, сугубо царица возненавиде тя вскоре, егда обличил еси ю, подобие свое близ храма поставльшую: сего ради, вторицею осужденный, в Кукузе, веси дальней и малей, заточен был еси, Иоанне. Приими убо от нас сицевыя хвалы:

Радуйся, по словеси Иеремиину от юности ярем Божий подъемый; радуйся, по глаголу Христову, руку делания на рало духовное возложивый.

Радуйся, до конца вспять не отвративыйся; радуйся, противу царицы злонравныя возгремевый.

Радуйся, тою, аки Креститель Иродиадою, возненавиденный; радуйся, от убийц незримо ангелом спасенный.

Радуйся, в дому твоем любовию паствы твоея хранимый; радуйся, клевретами неправедных судей уничиженный.

Радуйся, в заточение со смирением безропотно шедый; радуйся, верными оплаканный.

Радуйся, за Господа распятаго изъязвленный и заушенный; радуйся, яко мученицы со Предтечею на небесех о терпении твоем ликоваху.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 12

Благодать Божия и во изгнании соблюдаше тя, Иоанне, тамо бо, аки Павел святый во узах, финикияном и персом Евангелие возвещал еси, посланьми верныя утешая. И тако упасл еси Церковь даже до дне, воньже златая уста твоя изрекоша словеса последняя: Слава Богу за вся! Душа же твоя на небеса пренесена бысть святыми ангелы, победне вопиющими: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще радостно, вернии пренесоша святыя мощи твоя, Иоанне, в Царьград, отнюдуже слава твоя пройде до последних земли и обыде всю вселенную, учащи всех пети тебе сице:

Радуйся, странниче, во отечествие небесное вшедый; радуйся, всех церквей молитвами напутствованный.

Радуйся, на пути в Пифиунт дальний в Команех течение скончавый; радуйся, яко кончину ти предрече священномученик Василиск.

Радуйся, от сего услышавый: Брате, заутра купно обрящемся; радуйся, Святых Таин приятием к восхождению в рай укрепивыйся.

Радуйся, яко душа твоя от многотруднаго телесе тихо разлучися; радуйся, яко тление не прикоснуся костем твоим.

Радуйся, яко на сих во храмех Жертва Безкровная днесь возносится; радуйся, небесных высот обитателю, светом невечерним осиянный.

Радуйся, яко со святыми Василием Великим и Григорием Богословом явлься, восхваляти тя купно со онеми вся научил еси; радуйся, славо Церкве вселенския.

Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 13

О, святителю великий Иоанне Златоусте! Призри с небесных высот на ны, долу поверженныя, и прием сие от любве нашея приносимое ти хваление, умоли Господа Бога, да излиет на ны благодать Свою, немощная врачующую, сущия во православии укрепит, отпадшия же от Церкве паки в лоно тоя приведет, благоутробием Своим оскудевающая восполняя, и всех сподобит с тобою и всеми святыми пети Ему во веки: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельский образ нося…» и кондак 1-й «Возбранный вождю…».

Молитва

О, святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *