Иоанн русский день памяти

Иоанн русский день памяти

Отзыв: Монастырь праведного Иоанна Русского (Греция, Пефкохори) — Ни сколько не жалею, что удалось здесь побывать

Живя в гостях в Греции, в селении Пефкохори, которое расположено на полуострове Халкидики, на мысе Кассандра. Выходя на улицу, я не только любовалась красивыми домиками и балкончиками в цветах, Эгейским морем, местными котейками (кстати, раз фотографирую одного милого рыжего котейку, я чуть не забыла на скамейке сумочку с загранпаспортом). Также я наслаждалась лестницами из мрамора, знаменитым кофе Фраппе, который очень приятно пить на пляже в жару, но иногда смотрела на горы, недалеко от дома, где я жила. Зная, что где-то там, в горах, монастырь Иоанна Русского. Я постоянно думала, что хорошо бы туда сходить пешком погулять.
Монастырь не старый, он построен всего в 1989 году. Самое ценное в нём- мощи святого Иоанна Русского. Греки очень чтут нашего святого.
Простой солдат Иоанн служил в армии Петра I, он попал в плен к туркам. Его продали начальнику турецкой конницы Аге. Турки заставляли его отречься от креста с помощью различных жестоких пыток и издевательств, били, топили в навозе итд. Но он не отрёкся. Он даже своим смирением и стойкостью под конец жизни размягчил сердце своего хозяина, и даже начал творить чудеса. Даже турки стали относится к нему с уважением.
Иоанн непрестанно молился. Умер он в 40 лет на чужбине, но стал любимым святым у греков и даже турков. Кому интересна жизнь этого святого, то сейчас немало про него хороших книг.
И вот я собралась в горы. Так как в горах ни разу до этого не была, и не было представления, что это такое, то казалось, что максимум часа два, и я буду в монастыре.
Когда однажды утром все уехали по делам, я решила идти в монастырь пешком. Погода была хорошая. Прохладно, солнышко. Красивые пейзажи…
Серпантиновая дорога. Редкая растительность. Еще более редкие машины.
Солнце поднялось и стало сильно греть, а монастыря было не видно. Но раз если я что решила…
Самая большая ошибка была – не взять с собой даже бутылки воды. Хоть- бы какое деревце, чтоб спрятаться в тень. Начало мутить. Через несколько часов казалось, что станет совсем плохо, и здесь и останусь.
Но представив себе, что если повернуть назад под палящим солнцем, придётся пройти тот же долгий путь. И всё зря…
И всё- таки я пошла вперёд. Через несколько часов, еле дойдя до ворот монастыря, сделала последнее усилие дойти до храма. В храме я села на первую же скамейку, и хотелось на этой скамейке в тени уснуть и остаться навечно.
Меня позвали какие то монахи- греки в трапезную, где был длинный стол, на котором стояло много бутылок с холодной водой и тарелки с вкуснейшим греческим лукумом. В греческих монастырях угощают лукумом. Не знаю, сколько чашек воды я выпила за раз, но сразу захотелось жить)
В храме шла служба. Было около пяти часов вечера. У меня не было с собой фотоаппарата, но было немного денег. Постояв на службе, я купила в лавке несколько образков и иконок. Так как я ни слова не знала по-гречески, то мне позвали русского послушника, живущего в этом монастыре.
Обратно я не рискнула идти пешком. Темнело. Я подошла к одной греческой семейной паре, которая шла к своему автомобилю, и по-русски сказала: «Можете меня подвезти? Мне надо в Пефкохори». Они ни слова не поняли, кроме «Пефкохори», но сразу пригласили сесть в машину.
Доехали обратно быстро. Дома меня все потеряли…
В следующий раз мы ездили в монастырь все вместе, на машине, но на службу не попали. Впечатления, конечно, были уже не те. Не настолько яркие, как первый раз. Но зато осталась на память фотография, на крыльце храма. Слева на фотографии – образ святого Иоанна Русского.

А вот мозаика в монастыре Иоанна Русского. Иоанн Русский

.

Святой праведный Иоанн Русский, исповедник

Солдатская служба и пленение
Святой исповедник Иоанн Русский родился около 1690 года в южных пределах России и воспитывался родителями в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу. Иоанн честно и исправно служил простым солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне (1711–1718). Во время Прутского похода 1711 года он вместе с другими воинами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за освобождение Азова, после чего Иоанна переправили в Константинополь и продали начальнику турецкой конницы некоему Aгe. Тот привез русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопион (по-турецки Уркюб), которое находится в двенадцати часах пути от Кесарии Каппадокийской. Вследствие военной неудачи императора Петра Турция наполнилась бесчисленным множеством русских пленных, изнывавших под тяжестью турецкого ига. Пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство: одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, избивали и мучили. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от веры Христовой и стали мусульманами. Но Иоанн был воспитан «в учении и наставлении Господа» и очень любил Бога и православную веру своих отцов. Он принадлежал к тем юношам, которых умудряет познание Бога.

Как писал мудрый Соломон, «праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен… и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность — долголетнюю старость неправедного» (Прем. 4, 7–16).

С этой мудростью, которую Господь дает любящим Его, блаженный Иоанн терпеливо переносил свое рабство, плохое отношение к нему хозяина, издевательства и насмешки турок. Они называли его «кяфирин», то есть неверующий, показывая этим свое презрение и ненависть. Надо учесть, что Прокопион был станом лютых противников христианства — янычар. Иоанн был им ненавистен. Турки подвергли Иоанна жестоким побоям, оплеваниям, сожгли волосы и кожу на голове, топили его в навозе, соблазняли богатством, но не могли принудить к отречению от Христа. Только горячее становились молитвы Иоанна. Исповедник неизменно и смело отвечал своему господину и тем, кто уговаривал его отступить от своей веры, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества. Пренебрегая всем земным и устремляя ум к небесным вечным благам, неустрашимый воин Христов говорил своему хозяину:
«Ничтоже мя разлучит от любви Христовой: ни обольстительные обещания привременных благ, ни биения, ни раны, ни другие какие жестокие мучения. Имея перед собой Спасителя моего, благодушно принимаю за веру в Него палочные удары; представляя себе терновый венец, возложенный на Божественную главу, готов я с радостью претерпеть надевание раскаленного шлема, которым вы прожигаете до мозга головы христиан, противящихся неправым хотениям вашим, и на другие, более лютые, муки. Я усердствую о благодати Христа моего, научившего нас Своей смертью на кресте твердости, терпению, безбоязненности в самой лютой за Него смерти как виновной вечного неизреченного блаженства на Небеси. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь, если же будешь принуждать меня к вероотступничеству, я отдам тебе голову мою, но не веру мою, христианином я родился, христианином и умру».

Подвиги в турецком плену
Бог, видящий твердость веры Иоанна, смягчил сердце хозяина, который со временем стал чувствовать даже расположение к своему рабу, видя его верность данному Богу обещанию. Этому способствовало, конечно, и великое смирение, украшающее Иоанна, его кротость и трудолюбие. «Если ты оставляешь мне свободу веры, я охотно буду исполнять твои приказания». «Живи, как знаешь,— сказал Ага,— только служи исправно». Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше к отречению от христианства, а заставил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло, в углу которого была постель святого Иоанна. Там, приютившись в углу, Иоанн простирал свое усталое тело и отдыхал, благодаря Бога за то, что Он удостоил его иметь ложем ясли, наподобие того, как Сам Он избрал ясли местом Своего рождения во плоти. Прилежно исполняя свои обязанности, Иоанн нежно заботился о лошадях своего господина. Чувствуя любовь святого, те ждали его, когда он отсутствовал, и ржали от радости, как бы разговаривая с ним, когда он ласкал их, ржанием выражали удовольствие.

С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему господину, добросовестно исполняя все его приказания. В зимнюю стужу и в летний зной, в рубище, полунагой и босой, он исполнял свои обязанности. Другие рабы нередко издевались над ним, видя его усердие. Праведный Иоанн никогда не сердился на них: напротив, при случае помогал им в работе и утешал в беде. Любовь сильнее злобы. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Со временем Ага и его жена полюбили своего невольника, хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну и уважать его за честность и благородство, что предложил ему жить как свободному и поселиться в небольшом помещении около сарая для соломы. «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения», — и Иоанн отказался перейти в новое жилище и продолжал спать в своей любимой конюшне. В ней он изнурял свое тело лишениями и подвижнической жизнью, не обращая внимания на неудобства и беспокойное соседство. Ночью конюшня наполнялась молитвами святого, и зловоние от навоза как бы исчезало, превращаясь в духовное благоухание.

Блаженный Иоанн подвизался в этой конюшне в соответствии со святоотеческими канонами. Он молился часами, стоя на коленях, спал совсем мало на соломе под старым тулупом, своим единственным одеялом. Питался очень скудно, часто только хлебом и водой в ограниченном количестве, таким образом постясь большую часть дней. Он тихо читал про себя псалмы Давида, которые знал наизусть на родном церковнославянском языке: «Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надее шися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближит ся, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое…» (Пс. 90, 1–9). Пребывая ежедневно в посте и молитве, покоясь на навозе, как новый Иов, ночью он ходил тайком в пещерную церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, напротив дома своего хозяина. Там на паперти он коленопреклоненно читал молитвы всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Христовых Таин.

Господь, испытующий сердца, призрел на доброту и смирение Своего верного раба и сделал так, что другие рабы и иноверные перестали издеваться над ним, высмеивать и оскорблять его. По благодати Духа Святого, царившей в доме его хозяина, турецкого начальника конницы, тот разбогател и стал одним из самых влиятельных людей Прокопиона. Он чувствовал, откуда снисходило благословение на его дом, и везде рассказывал об этом своим согражданам.

Став состоятельным, Ага решил предпринять паломничество в Мекку. Трудно было в то время совершать такое далекое путешествие, но, преодолев все лишения и опасности дороги, хозяин Иоанна через некоторое время благополучно прибыл в святой для мусульман город. В эти дни жена Аги пригласила в Прокопион на обед родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Подавали любимое блюдо Аги, плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Все-таки хозяйка повелела своей поварихе приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Она знала, что Иоанн часто отдавал свою еду бедным грекам. Иоанн взял блюдо и ушел в конюшню. Став на колени, он горячо и от всей души молился Богу, чтобы Он послал плов хозяину. В своей простоте блаженный был совершенно уверен, что Господь услышит его молитву и что плов каким-то сверхъестественным образом попадет в Мекку. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, по слову Господа, что Господь исполнит его просьбу. Как говорит великий подвижник, преподобный Исаак Сирин: «Эти сверхъестественные знамения даются только самым простым по разуму и одновременно самым крепким в надежде». И действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам все съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.

Но как же удивились все в доме Аги, когда тот по прошествии некоторого времени вернулся из Мекки и привез с собой домашнее медное блюдо. Только блаженный Иоанн не изумился. Своим домашним Ага рассказал следующее: «Однажды (а это было как раз во время званого обеда) я вернулся из большой мечети в дом, в котором остановился. Войдя в комнату, которая была заперта на ключ, я нашел на столе блюдо с пловом. Я остановился в недоумении, соображая, кто же мог принести мне его? Я не мог понять, каким образом была открыта замкнутая дверь. Не зная, как объяснить это странное событие, я с любопытством рассматривал блюдо, в котором дымился горячий плов, и, к своему удивлению, заметил, что на нем выгравировано мое имя, как и на всей медной посуде в нашем доме. Несмотря на душевное волнение, вызванное этим происшествием, я съел плов с большим удовольствием. И вот я вам привез это блюдо. Оно ведь действительно наше. О, Аллах, никак не могу понять, как оно очутилось в Мекке и кто его принес». Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Жена, в свою очередь, рассказала ему, как Иоанн выпросил блюдо с едой, обещая послать его в Мекку, и как все гости смеялись, услышав слова Иоанна. Оказалось, что блаженный вовсе не шутил и все действитель но так и случилось.
Весть о чуде распространилась по всему селу и окрестностям. В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу. Своей жизнью он умилил турок, и они в восхищении начали называть его «Вели» — «Святой». Все: и турки и греки — стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника. Со страхом и уважением смотрели на него. Никто больше не смел обижать русского раба. Его господин с женой заботились о нем еще больше и снова упрашивали его перейти из конюшни в домик, находившийся рядом. Но святой опять отказался. Он продолжал жить по-старому, подвизаясь в молитве, ухаживая за животными своего хозяина, исполняя охотно все его пожелания. Ночи он проводил в молитве и пении псалмов, по слову Господа: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 21).

Честная кончина
После нескольких лет, проведенных в посте, молитве и унижении, приближаясь к концу своей жизни, Иоанн заболел. Он лежал на сене в конюшне, где стяжал святость в молениях и умерщвлении плоти ради Христа, ставшего нас ради человеком и умершего крестной смертью из любви к нам. Предчувствуя приближение смерти, Иоанн пожелал причаститься Святых Христовых Таин и послал за православным священником. Из-за фанатизма турок священник побоялся открыто принести Святые Дары в конюшню. Но Бог вразумил его спрятать их в яблоке. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал свою душу в руки любимого им всем сердцем Господа. Так почил святой Иоанн в Бозе в лето 1730, 27 мая по юлианскому календарю.
Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна для погребения по христианскому обычаю. «Похороните его со всеми почестями по вере его, ибо истинно он был раб Божий!» На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопионе. Со слезами и благоговением на руках несли тело святого в окружении свечей и кадильниц жители Прокопиона: греки, турки и армяне. Ага накрыл его святые останки драгоценным ковром. Покойного русского раба похоронили с почестями при местной церкви во имя святого великомученика Георгия.

Среди местных греков очень скоро началось почитание Иоанна. Много было случаев чудесной помощи и исцелений по заступничеству праведника: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись, причем не только православные, но и армяне, протестанты и турки. Так место захоронения святого стало местом паломничества всей Каппадокии. Священник, каждую субботу исповедовавший и причащавший Иоанна, увидел святого во сне в ноябре 1733 года. Святой сказал старцу, что его тело благодатию Божией осталось целиком нетленным, таким, каким его погребли три с половиной года назад. Священник пребывал в сомнении, и вот, по Божественной благодати, небесный свет появился над могилой святого в виде огненного столба. Христиане решились открыть могилу. И — о чудо! Тело святого оказалось абсолютно нетленным и благоухающим. Это благоухание сохраняется вплоть до наших дней.

Тогда с благоговением верующие взяли мощи, перенесли их в храм, который когда-то посещал сам Иоанн, и положили в специально устроенной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопион для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своей милостью!»

Следующее событие произошло в 1832 году, когда против турецкого султана Махмуда II восстал в Египте Ибрахим-паша. В то время как войско султана приближалось к Прокопиону, жители села, преимущественно враждебные султану янычары, не хотели пропускать армию. Христиане-греки, испугавшись мести султанского войска, не соглашались с этим. Но, будучи в меньшинстве, они ничего не могли поделать и спасались бегством, укрываясь в окрестных пещерах и селениях. Дома оставались только престарелые и слабые. Военачальник вошел в Прокопион как враг.
Воины разграбили не только все дома, но и церковь святого Георгия. Когда открыли гробницу святого Иоанна и не нашли в ней никаких ценностей, они с гневом выбросили святые мощи во двор и хотели их сжечь, чтобы посмеяться над христианами. Набрав дров, они разожгли костер, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костер, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и все награбленное в Прокопионе.

На другой день несколько стариков христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.

По прошествии нескольких лет христианское население Прокопиона выстроило большую церковь в честь святого Василия Великого. В этот храм греки решили перенести и мощи святого Иоанна. Два раза переносили их, но каждый раз они исчезали из нового храма и снова оказывались в церкви святого великомученика Георгия. Когда в третий раз греки решили перенести мощи, то отслужили молебен и совершили всенощное бдение, обращая свои молитвенные воздыхания к Господу. На сей раз Господь услышал молитвы Своих рабов, и мощи Иоанна обрели покой в церкви святого Василия Великого. Это произошло в 1845 году.

Приблизительно в 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу сельской школы. На следующий день в храме, после Божественной литургии, она рассказала об этом односельчанам. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула.
Люди кинулись туда, ведь там были все дети села! Вне себя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и — о чудо! — все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети услышали страшный треск над собой и, поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка.

Перенесение святых мощей в Грецию
Следует еще рассказать о перенесении руки праведного Иоанна в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, чуде особого снисхождения и благоволения святого к спасающимся там соотечественникам. Никогда святой праведный Иоанн не допускал отъятия частиц от своих мощей. Некоторые паломники, прикладываясь к святым мощам, тайно отделяли частицы и присваивали их. Дерзавших совершить такое дело он всегда принуждал явлением и угрозами возвращать взятое. Но отъятию руки для Афонского монастыря не было никакого препятствия.

Случилось же это так. В Прокопионе было начато строительство храма в честь святого Иоанна Русского с помощью средств, пожертвованных иноками Русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе. Причем один из иноков, Андрей, был чудесно спасен по молитве святого Иоанна Русского в 1878 году на обратном пути из Прокопиона. В благодарность за помощь в строительстве храма христиане Прокопиона согласились исполнить просьбу русских отцов монастыря. Отслужив молебен и отделив от мощей правую руку, послали ее в 1881 году в сопровождении иеромонаха Дионисия и одного из уважаемых старейшин селения на Афон. Принятие мощей в монастыре прошло очень торжественно: все насельники обители во главе со своим настоятелем игуменом Макарием вышли встречать их с песнопениями, колокольным звоном, ударами в била. Поставив честные мощи в соборной церкви на аналое, пропели торжественное славословие. Потом все подходили с большим благоговением поклониться святыне. Таким образом, находясь теперь в пределах Афона — удела Пресвятой Богородицы, часть мощей праведного Иоанна Русского почитается наравне с честными мощами других святых.

Когда строительство храма во имя святого Иоанна Русского было завершено и храм освящен, в него из храма святителя Василия были перенесены мощи святого, это произошло в 1898 году. При этом рухнула пещерная церковь святого Георгия Победоносца по причине множества глубоких трещин в скале.
Господь прославил и до наших дней продолжает прославлять Своего угодника многими великими чудесами.

Особенно обильно они излились в 1924 и 1951 годах. После страшного поражения греков в войне с турками все греческое население должно было покинуть Анатолию в обмен на турецкое население Греции. В 1924 году христиане Прокопиона переехали на остров Эвбея в село Ахмет Ага, которое после отъезда оттуда турок переименовали в Неопрокопион. Корабль на котором плыли беженцы, у острова Родос неожиданно остановился, развернулся в противоположную сторону и оставался неподвижным до тех пор, пока мощи святого Иоанна по распоряжению капитана корабля не были перенесены из трюма в моленную _ особую каюту с иконами, где постоянно горела лампада. По прибытии раку с мощами праведного Иоанна Русского поместили в церкви святых Константина и Елены.

Во время гражданской войны в Греции в 1947 году святой Иоанн не позволил, чтобы пролилась кровь на земле, где почивают его мощи. Один пастух видел тогда на небе образ святого Иоанна и слышал в тот же момент громкий голос: «Не бойтесь! Не бойтесь!»
А когда 27 мая 1951 года было закончено строительство великолепного нового храма в честь святого Иоанна, начатое в 1930 году, его мощи торжественно перенесли туда. Тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным, покоится в открытой раке под стеклом. Ежедневно к нему притекают сотни и сотни православных паломников, испрашивая заступничества святого праведника и облегчения в своих горестях. И не отказывает святой Иоанн в скорой помощи всем тем, кто обращается к нему с истинной, глубокой верой. Тысячи чудесных исцелений и знамений совершились в этом храме.

Святого Иоанна Русского православные греки почитают не менее, чем в России почитают святителя Николая Чудотворца и преподобного Серафима Саровского. В 1962 году по решению Церкви и Греческого государства был принят закон, на основании которого было создано Общество во имя святого Иоанна, были построены два пансионата: один для приема паломников, другой — для нужд Общества. Созданы два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна — в Неоартаки, студенческое общежитие, детский лагерь на тысячу мест и другие учреждения. В Пефкохори (Кассандрийская епархия) есть монастырь святого Иоанна Русского.

>Иоанна Русского

Иоанн Русский

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоанн.

Иоанн Русский


Икона, ок. 1790 года (церковь прав. Иоанна Русского в Прокопионе на острове Эвбее)

Родился

около 1690 года
Гетманщина, Русское царство

Умер

27 мая (9 июня) 1730
Ургюп, Турция

Почитается

в Православной церкви

Канонизирован

не позднее 1733 года

В лике

праведного исповедника

Главная святыня

мощи в храме прав. Иоанна Русского в Прокопионе на острове Эвбее; десница в Пантелеимоновом монастыре на горе Афон

День памяти

27 мая (9 июня)

Медиафайлы на Викискладе

Иоа́нн Ру́сский (около 1690, Войско Запорожское, Русское царство — 9 июня (27 мая) 1730, Ургюп, Османская империя) — православный святой, праведный, исповедник.

Биография

Молодость

Родился в казацкой семье около 1690 года на землях Войска Запорожского в Русском царстве. По достижении зрелого возраста был рекрутирован в армию Петра I. Принимал участие в русско-турецкой войне 1710—1713 годов. Во время Прутского похода вместе с другими солдатами был взят в плен союзниками турок татарами. Вероятнее всего, это произошло в битве за Азов.

Жизнь в рабстве

После пленения был переправлен в Константинополь и продан в рабство начальнику турецкой кавалерии (вероятно, сипахов). В житии святого он фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание.

Тот привёз святого к себе на родину — в Малую Азию, в Каппадокию, в селение Ургюп (Прокопион). Из любви к Богу и православию Иоанн отказался от предложения принять ислам и остался верным христианству, за что был унижаем и жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он, «гяуром», то есть «неверным». Однако с течением времени, видя твёрдость в вере, кротость и трудолюбие святого, хозяин и домочадцы стали уважать его и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться и жить на конюшне. Свои обязанности Иоанн выполнял с любовью и усердием, что вызвало насмешки других рабов. Но и это праведный воспринял без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать насмешникам. Со временем за искреннее добросердечие святой заслужил любовь и доверие Аги, и тот предложил Иоанну жить как свободному, в отдельном помещении. Но тот отказался, ответив: «Покровитель мой — Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».

Пещерные церкви в Каппадокии

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался.

В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Он связал это с тем, что в его доме живёт праведник. Став богатым, Ага решил совершить хадж. Во время его путешествия жена хозяина созвала родных и друзей Аги на обед. Когда подавали любимое блюдо хозяина, плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!». Святой попросил у неё это блюдо, обещая послать его в Мекку. Все очень развеселились, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн хочет съесть плов сам или отдать беднякам.

Когда же Ага вернулся, он рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.

Начало почитания

Известия об этом чуде быстро распространились по селению и окрестностям, и все, даже турки-мусульмане, стали называть Иоанна «вели» — «святой». Однако он не изменил своего образа жизни, по-прежнему проводя её в тяжёлом труде и молитве. Перед смертью он тяжело заболел, и, не имея возможности встать, послал за священником, чтобы тот причастил его. Священник побоялся открыто идти в дом к мусульманину и передал Святые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, праведник скончался. Это произошло 27 мая 1730 (9 июня 1730).

История мощей святого

«Турецкий» период

Ага сам передал тело святого священникам, попросив похоронить его по обычаям православных. Тело пронесли по Ургюпу все жители селения — мусульмане и христиане, и с почестями похоронили при местной церкви, в которой при жизни молился сам Иоанн.

Могила святого сразу стала местом паломничества представителей всех конфессий, населявших Ургюп и его окрестности, на ней совершались чудеса. Через три года, в ноябре 1733 года, священник этой церкви увидел Иоанна во сне, и тот сказал ему, что тело осталось нетленным. После чудесного явления «огненного столпа» над могилой местные христиане решились открыть её. Тело действительно оказалось нетленным и источало приятный аромат. В таком состоянии оно находится и в наши дни.

Подробнее о чудесах от мощей святого можно прочесть в его житии.

Извлечённые мощи были положены в раке в церкви.

В 1832 году хедив Египта Ибрагим-паша атаковал Турцию. Жители Ургюпа, большую часть которых составляли представители янычар, расформированных султаном Махмудом II, по понятным причинам были враждебны ему и не хотели пропускать войска султана через селение. Сопротивление было подавлено, Ургюп — разграблен, а мощи Иоанна, не найдя в раке ничего ценного, воины решили сжечь. Вот что повествует об этом житие святого:

Набрав дров, они разожгли костёр, но, к их удивлению, мощи опять оказались в церкви. Не вразумившись этим чудом, они вынесли их во второй раз и положили на костёр, но огонь не коснулся святыни. И тут воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня, жестом руки и словами угрожавшим им за их дерзость. Тут уже турки больше не выдержали и в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и всё награбленное в Прокопионе.

На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого в целости среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от дыма и копоти, но было таким же благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.

В 1845 году мощи перенесли в большую новопостроенную церковь в честь святителя Василия Великого.

В конце 1880-х годов на средства русского монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона на Святой Горе Афон в селении началось строительство храма в честь Иоанна Русского. в 1881 году в благодарность в монастырь была послана десница святого. В 1898 году строительство храма завершилось, и мощи перенесены туда.

«Греческий» период

Храм праведного Иоанна Русского в Прокопионе в Греции

В 1924 году, после малоазийской катастрофы, греческое население покинуло Малую Азию в ходе греко-турецкого обмена населением. Христиане Ургюпа переехали в село Ахметага на острове Эвбее, и переименовали его в 1927 году в Прокопион. С собой они забрали и мощи праведного Иоанна, разместив их в церкви святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 году там началось строительство большого каменного храма, продолжавшееся более 20 лет. Оно закончилось 27 мая 1951 года, и останки святого перенесли туда. Там они почивают и поныне.

В 1962 году по решению Элладской православной церкви и Греческого государства был принят закон, на основании которого было создано Общество во имя святого Иоанна, были построены два пансионата: один для приёма паломников, другой — для нужд Общества. Созданы два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна — в Нео-Артаки, студенческое общежитие, детский лагерь на 1000 мест и другие учреждения.

Почитание в России

Храм праведного Иоанна Русского в Кунцеве

В 1962 году в лике праведных Иоанн Русский был включён в календарь Русской православной церкви.

По благословению патриарха Алексия II в 2003—2004 годах в Кунцеве построен первый в России малый деревянный храм в честь святого праведного Иоанна Русского. В 2016 году освящён большой каменный храм, построенный рядом с малым. В этом же году в Костроме был освящён домовый храм в честь святого праведного Иоанна Русского в приходском доме «Усадьба» церкви святых мучеников Александра и Антонины в Селище.

Позднее в Батайске был построен храм в честь святого праведного Иоанна Русского. Напротив храма установили памятник святому.

В Новосибирске праведному Иоанну Русскому посвящён нижний придел храма в честь иконы Божией Матери «Знамение Абалацкая», построенного в 1990-х годах.

Почитание на Украине

В городе Новоград-Волынском Житомирской области Украины возводится первый храм Святого Иоанна Русского, Житомирская Епархия Украинской православной церкви.

В Свято-Успенской Святогорской Лавре возводится храм Святого Иоанна Руского с нижним приделом посвящёным образу Пресвятой Богородицы Дивногорской (или Сицилийской).

Гимнография

Святому Иоанну Русскому написана служба и молебный канон на греческом языке. Текст греческой службы со списка начала XX века из афонского Пантелеимонова монастыря был переведён на русский язык. В 1967 году «Журнал Московской Патриархии» опубликовал полиелейную службу святому Иоанну, составленную митрополитом Никодимом (Ротовым).

Тропарь, глас 4

Ко Иоанну, вернии, ныне притецем,

сущии в бедах и напастех, и припадем,
благочестно зовуще из глубины души:
праведне, помози нам, твоим молитвенником,
потщися и избави належащия нужды,
не презри молитвы скорбныя
притекающих ко крову твоему, святе.

Кондак, глас 8

В честней памяти твоей, святе,

веселится о тебе Россия,/ во благочестии тя воспитавшая,
и целебным мощем твоим радуется Асия,
идеже, узкий путь прошед страдальческого плена и постнических подвигов,
сосуд честен явился еси Божия благодати,
еяже проси и нам, чтителем твоим, да зовем ти:
Радуйся, Иоанне, благодати тезоимените.

> Памятники

  • 15 октября 2012 г. в городе Батайске (Ростовская область) открыт памятник святому Иоанну Русскому. Авторы ростовские скульпторы Сергей Олешня и Андрей Дементьев.

Примечания

  1. 1 2 Житие святого праведного Иоанна Русского Архивная копия от 12 марта 2009 на Wayback Machine
  2. Αχμέταγα — Προκόπιον (греч.). Πανδέκτης, Μετονομασίες οικισμών της Ελλάδας. Дата обращения 18 декабря 2017.
  3. Ναοί — Μοναστήρια. Όσιος Ιωάννης ο Ρώσος (греч.). Δήμος Μαντουδίου — Λίμνης — Αγίας Άννας (9 Μαρτίου 2011). Дата обращения 18 декабря 2017.
  4. Адамова Т. А. Малое освящение храма св. прав. Иоанна Русского (недоступная ссылка). m-blago.ru. Дата обращения 17 августа 2016. Архивировано 25 августа 2016 года.

Литература

  • Иоанн Русский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIV. — С. 598-600. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-044-8.

Ссылки

  • Житие святого праведного Иоанна Русского
  • Место подвигов праведного Иоанна Русского сделают туристической достопримечательностью // pravoslavie.ru.
  • Черношкур Л. Почему греки любят Ивана Русского // Труд : газета.. — 6.10.2005. — № 126.
  • Greek.Ru: Храм Иоанна Русского на кипрской земле
  • Greek.Ru: Храм святого Иоанна Русского на греческом острове Эвбея ежегодно посещают тысячи россиян
  • Житие св. Иоанна Русского. Храм святого Иоанна Русского в Батайске
  • Акафист святому Иоанну Русскому

Греция – удивительная, красивая, древняя и бесконечная для познаний и чудес страна!

Замечено, что почти каждый человек, приехавший в Элладу, найдет для себя что-то интересное и притягательное. Кто-то едет за морем и солнцем, другие за историческими достопримечательностями, третьи – за чудесами и посещением святынь Христианства и Православия.

В Греции огромное количество монастырей и храмов, куда ежегодно приезжают десятки тысяч паломников посетить святые места. Одним из самых почитаемых храмов в Греческой православной церкви является Храм Иоанна Русского на острове Эвбея, или, как его называют греки – Эвия.

Поехать к этому храму я планировал уже несколько лет подряд, и вот в сентябре этого года все совпало и цель была достигнута. Поездка не близкая, около трёх часов в одну сторону. Но почитав об этом Храме, ознакомившись с историей жизни Ивана родом из Малороссийской губернии Российской Империи — простого солдата армии Петра I, было решено ехать.

Остров Эвия (второй после Крита по площади) разделён с материком узким проливом, через который перекинут вантовый мост. Проезжая Халкиду (столицу Эвии) можно было видеть множество пляжей.

Вид на вантовый мост в Халкиде Пляж вдоль берега Халкиды
Пролив между Эвией и материком Мост через пролив в Халкиде

Далее мы ехали мимо маленьких деревушек. Дорога к храму на острове пролегает извилистая, временами опасная. Серпантин вел вверх, зарядил дождь, дорога стала скользкой. Впереди появилась попутная фура, обгонять которую было опасно, да и не возможно. Когда за нами скопилась очередь из восьми легковушек- водитель фуры прижался на участке, где дорога была шире, к отвесной скале и дал сигнал правым «поворотником» к возможному обгону. Вся группа машин проскочила вперед грузовика, моргнув ему «аварийками» в знак благодарности.

Сложность дороги не останавливает паломников, чтобы лично попросить помощи и заступничества у святого. А когда сотни верующих в день памяти святого Иоанна Русского 27 мая совершают путь в 33 км, из Халкиды до городка Нео Прокопион, то идут пешком в любую погоду.

Святой Иоанн Русский родился около 1690 года в Малороссийской губернии Российской Империи. Воспитывался родителями в благочестии и любви к Богу. Достигнув зрелости, был призван на воинскую службу, служил достойно в армии Петра I и участвовал в русско-турецкой войне 1711—1718 годов. В битве за освобождение Азова в 1711 году он вместе с другими воинами был взят в плен. После чего Иоанн был переправлен в Константинополь и продан начальнику турецкой конницы по имени Aга. Турок привез пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопион. Этот населённый пункт до сих пор находится на территории современной Каподакии.

Книжка из Храма

Посвящение книги о Иоанне Русском

Иоанн Русский

Пленных турки старались обратить в мусульманство. Кого уговорами и соблазнами, а более стойких османы избивали и мучили. Не все выдерживали муки рабства. Ради облегчения участи некоторые отрекались от Православной веры и становились мусульманами. Но русский Иван (Иоанн) был тверд в своей вере. За эту стойкость турки над ним издевались, пытали, жгли кожу и волосы на голове. Когда силой не смогли сломить – начали подкупать благами, которые он получит, став мусульманином. Но все было напрасно. За твердость Иоанн снискал уважение среди турок, а так же греков и армян, проживающих в Прокопионе. Непрестанно молясь ночами, днем он тяжело работал. Изнуряя тело постом, Иоанн Русский отдавал пищу бедным семьям Прокопиона. По субботам он причащался в пещерной церкви великомученика Георгия и говорил, что Господь для его спасения судил ему жить в рабстве на чужбине.

Иоанн Русский скончался 27 мая 1730 года по юлианскому календарю. Хоронили Ивана все христиане Прокопиона (турки, армяне и греки) как архиерея. На руках несли тело святого, в окружении свечей и кадильниц, на христианское кладбище. Даже Ага накрыл его святые останки драгоценным ковром. Через 3,5 года священник, который исповедовал Иоанна при жизни увидел его во сне, в котором Святой сказал, что его тело осталось нетленным. Когда христиане увидели небесный свет над могилой Иоанна, они решились открыть могилу и увидели тело нетленным и благоухающим. После этого мощи перенесли с почестями в Храм, который Иоанн посещал при жизни. Более подробно о судьбе Иоанна и описание некоторых чудес Святого можно прочесть на сайте Киево-Печерской Лавры .

В 1924 г. жители Прокопиона увезли мощи Иоанна Русского на остров Эвбея, а в 1930 г. было начато строительство величественного Храма в честь Иоанна Русского. Строительство храма затянулось почти на четыре десятка лет. Причиной была Вторая мировая война, фашистская оккупация и гражданская война после окончания мировой. О причинах гражданской войны в Греции можно узнать на этом греческом сайте.

Храм начал действовать 27 мая 1951 года, но окончательное строительство было завершено в 1969-м.

Храм Иоанна Русского

Роспись Храма Иоанна Русского

В 1962 году имя Иоанна Русского было внесено в календарь РПЦ – он был прославлен в лике праведных. Храмы этого святого есть и в Москве (г.Москва, ул. Ярцевская, д.1 А) в Кунцево. Деревянная часовня постройки 2003-2004 года и каменная большая церковь, которую освятил 2 апреля 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

На сайте московского храма также можно узнать о чудесах и судьбе Святого Иоанна Русского, прочесть молитвы, с которыми едут и идут в храмы этого Святого.

Теперь о личных впечатлениях при посещении храма на о. Эвия. Когда мы по мокрому серпантину под проливным дождем приехали в Прокопион, то удивились количеству народа в храме. Температура воздуха была +16. Это при условии, что на трассе до Халкиды было солнце и +26. Дождь в Прокопионе не прекращался. У входа в храм есть лавка с книжками на многих языках о житие Святого, иконы на любой вкус и кошелек, пояски для паломников и др. справа от входа можно за любые копейки взять свечи какие хочешь, поставить. Их не ставят в самом зале храма, где лежат мощи Святого. И над входом в основной зал, где покоятся мощи, висит картинка, что фотографирование запрещено. В главном зале я увидел батюшку. Который сидел на последнем ряду (в греческих храмах есть ряды сидений, как в католических) и тихо наблюдал за прихожанами. Мощи фотографировать и снимать на видео запрещено. Но нашлись какие-то посетители в спортивных костюмах ADIDAS, с желтыми цепями на шее и золотыми зубами. Не знаю – кто это конкретно были. Но говорили они на каком-то балканском языке. Очень много приезжает сюда цыган, болгар, сербов, румын и других, даже мусульмане бывают. Но пара мужчин из этой группы, как и одна женщина, снимали «селфи» около раки с мощами. Греческий священник окликнул их, закрыл лицо руками изображая стыд за таких христиан. Мужики сверкнули золотыми зубами в улыбке и спешно освободили место у раки для других паломников. С другой стороны гробницы стоял на коленях мужчина и повторял вслух молитву, которую рядом с ним читала женщина на русском языке. Видно было, что беда у него серьезная и он повторял и крестился, плакал и кланялся мощам.

Рака с мощами Иоанна Русского

При выходе в лавке мы взяли книжку о Святом Иоанне на русском языке, парочку маленьких икон и открыток. Каждая вещь была с ценой. По моим подсчетам я должен был заплатить около 25 евро. Когда я спросил по-гречески «сколько с меня?» мужчина ответил мне «десять». Я удивился, а он улыбнулся, дал сдачу с 20 евро и пожелал нам всего хорошего и доброго пути. Видимо он понял — кто мы, так как книжка была на русском языке. Это еще один пример об отношении греков к гостям, говорящим по-русски.

А если говорить о необычном, то было вот что. Когда мы уже ехали обратно, также шел дождь и был туман. Навстречу ехал автобус и мигал нам фарами, затем грузовик и легковушка. Они тоже мигали светом и сигналили клаксоном. Я снизил скорость и за поворотом у отвесной скалы увидел в тумане огромный валун, который упал на дорогу и развалился. Дожди подмыли камни на горе и один сорвался, перелетел через защитную ограду и упал на дорогу. Наша полоса была перекрыта. Медленно объехали его по осколкам камня и мысленно благодарили встречных водителей. Просто чудо, что никто не пострадал в момент падения огромного камня. Возможно — это было еще одно чудо Святого Иоанна? Отдаляясь от опасного поворота я тоже сигналил встречным машинам.

Минув перевал, въехали в Халкиду, дождя как не бывало, вышло солнце и снова потеплело до +26. Удивительные перепады температур на таких коротких участках пути.

Однажды настоятель храма Иоанн Вернезос, несущий службу в Храме Прокопиона более полувека, на вопрос одного тележурналиста — видел ли он своими глазами какое-то чудо, совершенное Святым Иоанном Русским, ответил, что видит его чудеса ежедневно.

Возможно Вы в ближайшем будущем отправитесь с истинной верой за чудом на остров Эвию. И, возможно, на одно чудо в мире станет больше.

А еще, для полноты информации, предлагаю читателям посмотреть фильм, снятый о Святом: «Русское чудо — Иоанн Русский». Мощи, которые вы сможете увидеть в фильме, ни разу не покидали пределов острова Эвия. Уже 20 лет ведутся переговоры о том, чтобы привезти их на поклонение в Россию. С 2012 года Фонд «Народное Единство» активно принимает участие в переговорах, с тем чтобы привезти мощи Святого Праведного Иоанна Русского на поклонение в Россию. Съемки этого фильма «Русское чудо» проходили в Греции (Афины и Прокопион), Турции (Каппадокия) и России (Москва).

Подборка гостиниц в столице Эвии — Халкиде.

Святой праведный Иоанн Русский

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4,6).

После завоевания турками-османами Византийской империи (1453 г.) в Греции явилось великое множество новых мучеников за веру Христову. Один из них – святой Иоанн Русский, мощи которого покоятся в местечке Неопрокопион на острове Эвбея в Эгейском море. Иоанн Русский — один из самых почитаемых святых в Греции.

Святой исповедник Иоанн Русский родился в казацкой семье около 1690 года в Русском царстве, в Малороссии, на землях Войска Запорожского. По достижении зрелого возраста был призван на воинскую службу в армию императора Петра I. Иоанн честно и исправно служил простым солдатом и участвовал в русско-турецкой войне 1711-1713 годов. Во время неудачного Прутского похода 1711 года (сам царь чуть не погиб от рук турок) Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен татарами, бывшими в то время союзниками турок. Татары переправили юношу в Константинополь и продали в рабство начальнику турецкой конницы. В житии святого Иоанна тот фигурирует под именем Ага; возможно, это лишь его звание. Рабовладелец привез русского пленника к себе на родину – в Малую Азию, в селение Прокопион (ныне Ургюп, Турция), расположенное недалеко от Кесарии Каппадокийской.

Пленных воинов-христиан турки старались обратить в ислам, используя для этой цели соблазны, уговоры, а к стойким воинам Христовым применяли пытки, истязания. Вследствие военной неудачи Петра I Турция наполнилась бесчисленным множеством русских пленных, изнывавших под тяжестью турецкого ига. Ради облегчения своей рабской участи многие из них отреклись от Православия и стали мусульманами. Но воин Иоанн, воспитанный «в учении и наставлении Господа», отказался принять ислам. Он остался верен Христу и вере отцов, за что был жестоко мучим турками, презрительно называвших его и таких, как он, «кяфиринами», то есть «неверными». Они подвергли Иоанна жестоким побоям, нанося удары прутьями, топили его в навозе. Наконец, предали на одно из тягчайших истязаний. Турки разогрели на огне медную тарелку и затем, достав ее из огня клещами, приложили к голове Иоанна. Раскаленное железо прожгло ему кожный покров до самого черепа. «Когда мы снимаем шапочку с головы святого, то видим следы от этой пытки», — рассказывает теперешний настоятель храма в честь Иоанна Русского протопресвитер Иоанн Вернезос. Однако ничто не могло принудить праведника к отречению от Христа. Святой Иоанн мужественно переносил побои и унижения. На уговоры своего господина принять ислам он отвечал: «Ни угрозами, ни обещаниями богатства и наслаждений ты не сможешь отклонить меня от святой моей веры. Я русский, верный слуга земного царя моего, хотя и пленен тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь, даже если ты лишишь меня жизни. Христианином я родился, христианином и умру».

С течением времени, видя твердость в вере, кротость и трудолюбие святого, турецкий офицер и его домочадцы стали уважать русского пленника и прекратили издевательства. Иоанна больше не принуждали отречься от христианства. По приказу Аги святой стал трудиться на конюшне. Он ухаживал за скотом и жил в стойле рядом с лошадьми; спал на соломе, прикрывшись старым тулупом. Полунагой и босой, в рубище, он безропотно и добросовестно выполнял свои обязанности, даже с усердием, что вызывало насмешки других рабов. Но и это праведник воспринимал без злобы, стараясь, напротив, утешать в беде и помогать другим невольникам. За искреннее добросердечие, за честность и благородство святой заслужил доверие Аги, который предложил своему рабу переселиться в небольшое помещение на сеновале, но тот отказался.

Он остался жить в конюшне, где мог беспрепятственно молиться и соблюдать строгий пост. Днем Иоанн трудился, а по ночам тайком уходил к греческому священнику в пещерную церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, недалеко от дома своего хозяина. Здесь, на паперти, коленопреклоненно читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Христовых Тайн. В то же время праведный Иоанн по-прежнему продолжал служить своему господину и, несмотря на крайнюю бедность, всегда помогал нуждающимся и больным и делил с ними свою скудную пищу. Видя его незлобие, другие рабы и иноверные перестали издеваться над ним.

В скором времени Ага разбогател и стал одним из самых влиятельных людей в Ургюпе. Став богатым, Ага решил совершить хадж, то есть паломничество в Мекку, полагающееся всякому правоверному мусульманину. Во время его путешествия жена хозяина созвала на обед родных и друзей Ага. Когда подавали любимое блюдо хозяина — плов, она сказала прислуживавшему им Иоанну: «Как же рад был бы твой хозяин, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов!» Святой попросил у нее это блюдо, обещая послать его в Мекку. Услышав это обещание Иоанна, гости рассмеялись, но просьбу выполнили, решив, что Иоанн сам хочет съесть плов или отдать его бедным грекам. Иоанн вернулся в конюшню и обратился к Господу с такой молитвой: «Пусть Тот, Кто некогда послал пророка Аввакума в Вавилон, чтобы передать пищу пророку Даниилу в львиный ров (см.: Дан. 14, 34), исполнит и мою молитву и доставит это блюдо моему хозяину!» Когда же Ага вернулся, то рассказал о чуде, произошедшем с ним: находясь в Мекке, он, вернувшись из мечети на постоялый двор, обнаружил в запертой на ключ комнате, где он остановился, дымящееся блюдо с пловом, на котором было выгравировано его имя, как и на всей посуде в его доме.

Все домашние Аги были ошеломлены этим рассказом. Известие о чуде быстро распространилось по селению и окрестностям, и все, даже турки-мусульмане, стали называть Иоанна «вели» — «святой». После этого чуда Ага и его жена решили даровать Иоанну Русскому свободу, но подвижник отказался, ответив: «Покровитель мой – Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения». Он не изменил своего образа жизни, по-прежнему проводя его в тяжелом труде и молитве, неся крест подвижничества. Ночью конюшня наполнялась молитвами святого, и зловоние исчезало, как бы превращаясь в духовное благоухание. Питался он очень скудно, часто только хлебом и водой в ограниченном количестве, отдавая свою пищу бедной христианской семье.

В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн тяжко занемог и, чувствуя приближение кончины, послал за священником, чтобы тот причастил его. Священник, опасаясь открыто идти в дом мусульманина, передал Святые Дары, спрятав их в яблоке. Причастившись, праведник в тот же час предал свой дух Господу. Это произошло 27 мая (9 июня) 1730 года.

Ага передал тело святого Иоанна христианам со словами: «Мой раб и ваш человек (т.е. христианин) почил. Придите, возьмите его и похороните по вере его, ибо истинно он был раб Божий!» И когда те пришли, покрыл тело своего слуги дорогим ковром в знак почтения к усопшему. Покойного русского раба Иоанна похоронили с почестями по православному обычаю. Гроб пронесли по Ургюпу все жители селения – греки, турки и армяне, и похоронили при местной церкви, в которой Иоанн молился при жизни. Место захоронения святого сразу стала местом паломничества всей Каппадокии.

Через три с половиной года священник, исповедовавший и причащавший святого, был извещен во сне о том, что мощи святого Иоанна пребывают нетленными. Священник пребывал в сомнении, но после чудесного озарения могилы неземным сиянием местные христиане решили открыть ее. Тело, действительно, оказалось нетленным и источало аромат. Это благоухание сохраняется и в наши дни. Вскоре святые мощи праведника были перенесены в храм св.великомученика Георгия и положены в специально устроенной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых широко распространилась в отдаленные города и селения. У мощей происходили многочисленные исцеления по заступничеству Иоанна Русского: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали. Верующие христиане из разных городов и селений Каппадокии приходили в Прокопион для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и мусульмане, обращаясь к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своею милостью!»

В 1832 году правитель Египта Ибрагим-паша восстал против турецкого султана Махмуда II и атаковал Турцию. Жители Ургюпа, большую часть которых составляли представители янычар, враждебных султану, не хотели пропускать войска султана через селение. Сопротивление было подавлено, Ургюп разграблен, а мощи Иоанна воины решили сжечь, но, к их удивлению, огонь не коснулся святыни. И тут безбожные воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня и угрожавшим им за их дерзость. Турки в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и всё награбленное. На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от гари, но было по-прежнему благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку.

Через несколько лет христианские жители Прокопиона выстроили большую церковь в честь свт. Василия Великого. В 1845 году они перенесли туда мощи Иоанна Русского, но мощи дважды исчезали из нового храма и оказывались в церкви вмч. Георгия. На третий раз прихожане отслужили молебен и совершили всенощное бдение перед перенесением, обращаясь с молитвой к Иоанну Русскому. После этого мощи святого обрели покой в церкви в честь свт. Василия Великого.

В 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу греческой сельской школы. На следующий день, после Божественной Литургии, она рассказала об этом односельчанам. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула. Люди кинулись туда, где были все дети села! Вне себя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и — о чудо! – все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети, услышав страшный треск над собой и поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка.

Несмотря на многократные попытки, Иоанн Русский чудесным образом не допускал, чтобы его мощи делились на части. Исключением является перенесение в 1880 году десницы святого в Русский монастырь св. великомученика Пантелеимона иноками Святой Афонской горы, до этого чудесно спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства этого монастыря и жителей Прокопиона в 1886-1892 гг. был возведен храм во имя Иоанна Русского. В 1898 году 15 августа новый храм был освящен Кесарийским митрополитом Иоанном по благословению Вселенского патриарха Константина V. В этот храм были перенесены мощи св.Иоанна Русского из церкви свт. Василия Великого.

В 1924 году, во время изгнания греков из Малой Азии, жители Прокопиона, переселяясь на греческий остров Эвбею, перенесли с собой, как самое драгоценное сокровище, мощи святого Иоанна Русского. Место нового поселения они назвали Новый Прокопион (ныне Прокопи). Мощи святого были помещены в храм святых равноапостольных Константина и Елены. В 1930 году было начало строительство величественного храма во имя Иоанна Русского, которое продолжалось в течение 20 лет. Во время гражданской войны в Греции в 1947 году Эвбея избежала кровопролития, как и предсказывал Иоанн Русский, являясь местным жителям и обещая свое покровительство. Так, один пастух видел тогда на небе образ святого Иоанна и слышал громкий голос: «Не бойтесь! Не бойтесь!»

В 1951 году церковь во имя святого Иоанна Русского начала действовать, и останки святого были торжественно перенесены туда. Иконостас храма изготовлен из белого мрамора с тонкой резьбой. На стенах – фрески с изображением издевательств и пыток, через которые прошел многострадальный Иоанн Русский. Тело святого угодника Божия, сохранившееся нетленным, покоится в открытой раке под стеклом. В храме хранится солдатский пояс Иоанна Русского, на пряжке которого изображен двуглавый орел. Ежедневно к нему стекаются сотни православных паломников со всех уголков Греции, особенно в день его памяти, 27 мая. В дни Великого поста храм посещают 6-7 тысяч паломников. Праведный Иоанн Русский широко почитается на Святой горе Афон, особенно в русском Пантелеимоновом монастыре.

По молитвам святого Иоанна Русского совершалось и совершается множество чудес и исцелений: он помогает больным раком, парализованным, бесноватым и вообще всем больным. Он вразумляет заблудших, укрепляет слабых духом, спасает моряков, помогает в решении судебных дел и др. У бездетных супружеских пар по молитвам к святому рождаются дети. Паломники припадают к его мощам, как к неиссякаемому источнику исцелений и благословения для всех, кто обращается к нему с искренней верой. Паломники натирают больные места освященным лампадным маслом из чаши.

В 1962 году по решению Элладской православной церкви и Греческого государства был принят закон, на основании которого было создано Общество во имя святого Иоанна, были построены два пансионата: один для приема паломников, другой – для нужд Общества. Созданы два приюта для сирот, одна богадельня в Халкиде и одна в Нео-Артаки, студенческое общежитие, детский лагерь на тысячу мест и другие учреждения.

В 1962 году имя Иоанна Русского было внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Он был прославлен в лике праведных, тогда как Греческими Церквами Иоанн Русский чтится как преподобный. В России первый храм в честь святого исповедника построили в Москве в 2003 году. Строительство благословил Патриарх Алексий II. В настоящее время храмы в честь святого стоят в разных городах России и Украины. На иконе стойкого исповедника христианской веры изображают с крестом в руке.

Святой Иоанн является прекрасным примером смирения, терпения и верности Святому Православию. Именно за выбор исповеднического пути и русские, и греки, и даже мусульмане любят и почитают святого Иоанна Русского. Своей жизнью он явил величие Православной веры и прославил свое Отечество.

Святой Иоанне Русский, моли Бога о нас!

P.S. Приведем лишь два случая исцеления по молитвам к святому Иоанну Русскому.

В одной из детских больниц Афин умирал от тяжелой формы белокровия трехмесячных ребенок. Его выписали как безнадежного домой – умирать. В доме собрались родственники семьи, чтобы поддержать несчастных родителей. И вот в минуту скорби отец ребенка обращается к святому Иоанну: «Святый Иоанне! Нет сил видеть, как мой первенец уходит из жизни. Вспомни, святый, как мы привезли его в храм, носящий твое имя, и крестили малыша. Помоги мне…»

И в это мгновение присутствующие увидели, как малютка неожиданно открывает глаза и смотрит на стену. На виду у всех, как сияющая молния, появляется и исчезает образ святого Иоанна. Ребенок выздоравливает. Да славится Имя Господне и святых Его!

27 июля 1981 г.

Исцеление русской девочки в 1998 году

В молодой семье православных москвичей родилась долгожданная дочь. Но спустя несколько месяцев радость родителей сменилась болью и великой скорбью: у девочки обнаружили рак крови. Три года мать с ребенком почти не выходили из больниц. Были испытаны все доступные в России способы лечения, но всё без пользы – девочка умирала. Тогда родителям посоветовали как последнее средство сделать операцию по пересадке костного мозга. Операция стоила несколько десятков тысяч долларов. За год удалось собрать лишь двадцатую часть нужной суммы. Стало ясно, что деньги собрать не получится. За советом родители отправились в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру к архимандриту Кириллу (Павлову). Батюшка благословил супругов ехать с больной дочерью на остров Эвбея и помолиться там святому Иоанну Русскому, благословил использовать на поездку деньги, собранные для операции.

Родители с девочкой пробыли на острове Эвбея несколько дней, заказывали молебны о здравии дочери. По их просьбе священник открыл раку, и больную девочку положили прямо на мощи святого Иоанна. И совершилось чудо! Ребенку стало значительно лучше. Ликованию родителей не было предела, когда по возвращении на Родину анализы показали, что девочка полностью исцелилась от болезни. («Купель» № 3 (10), 1999 г.)

ХРАМ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Наш гродненский храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи изначально задумывался как место, где в горячей молитве будут поминаться все воины, участвовавшие в военных конфликтах 20 века. Это было в 1997 году. На тот момент самой свежей и всё ещё незаживающей раной была война в Афганистане, поэтому недалеко от сквера воинам-афганцам был отведён участок под строительство церкви.
Сегодня, в день памяти зачатия Св. Иоанна Предтечи, мы освящаем нижний предел храма во имя Св. Иоанна Русского.
Почему именно этот святой стал одним из небесных покровителей нашей церкви? К сожалению, о святом Иоанне ещё очень мало знают верующие Русской православной церкви, тогда как в Греции, где покоятся ныне его мощи, он является одним из самых любимых святых. Дело в том, что святой Иоанн тоже был воином. Ему пришлось пройти солдатскую службу и пленение. Он был предан жестоким мучениям, унижениям и соблазнам, но не предал своей православной веры. И вот уже около трёх столетий Св. Иоанн Русский являет живой пример духовной стойкости и, в то же время, истинного смирения.
……………………………………………………………………………………………………………….
Святой исповедник Иоанн Русский родился около 1690 года в Малороссии. Сейчас это территория Украины. По некоторым сведениям, святой мог родиться в южных районах современной Беларуси. Он воспитывался родителями в благочестии и любви к Церкви Божией.
По достижении зрелого возраста, Иоанн был призван на воинскую службу. После поражения армии Петра Первого во время русско-турецкой войны (1711-1718), Иоанн вместе с другими воинами был взят в плен союзниками турок татарами. Оказавшись на рынке рабов в Константинополе, он был продан начальнику турецкой конницы некоему Аге. Тот привёз русского пленника к себе на родину, в Малую Азию, в селение Прокопион.
Почти сразу, оказавшись на турецкой земле, святой Иоанн Русский подвергся жестокой проверке на прочность своей веры. Всех пленных воинов-христиан турки старались обратить в мусульманство. Ради облегчения своей рабской участи, многие отреклись от веры Христовой, но Иоанн очень любил Бога и православную веру своих отцов. Турки подвергали его жестоким побоям и оплеваниям: они жгли волосы и кожу на голове, топили его в навозе, соблазняли богатством, но не могли заставить отречься от Христа. На это исповедник неизменно и смело отвечал своему хозяину, что предпочитает умереть, лишь бы не впасть в тяжкий грех богоотступничества: » Я русский, верный слуга земногоцаря моего, хотя и пленён тобой, но Небесному Царю истинного служения и правой веры родителей моих никогда не отрекусь, если же будешь принуждать меня к вероотступничеству, я отдам тебе мою голову, но не веру мою, христианином я родился, христианином и умру».
Смелые слова и твёрдая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце господина. Он перестал мучить и поносить пленника, не принуждал больше отречения от христианства, а просил только ухаживать за скотом и содержать в порядке стойло. На конюшне святой Иоанн не только трудился, но и жил. Тут, прямо на соломе располагалась его постель, но спал он мало. Ночи напролёт святой благодарил Бога за то, что Он удостоил его иметь ложем ясли, наподобие того, как Сам избрал ясли местом Своего рождения во плоти. И даже со временем, когда Ага и его жена стали настолько доверять праведному Иоанну и уважать его за честность и благородство, что предложили ему комнату в собственном доме, Иоанн отказался перейти в новое жилище: «Покровитель мой Господь – и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине, видно, так надобно для моего спасения».
Пребывая ежедневно в посте и молитве, покоясь на навозе как новый Иов, ночью он ходил тайком в пещерную церковь святого Георгия, расположенную на вершине скалы, напротив дома своего хозяина. Там на паперти он коленопреклоненно читал молитвы всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Христовых Таин.
Господь призрел на доброту и смирение Своего верного раба и сделал так, что другие рабы и иноверные перестали издеваться над ним, высмеивать и оскорблять его. По благодати Духа Святого, царившей в доме его хозяина, турецкого начальника конницы, тот разбогател и стал одним из самых влиятельных людей Прокопиона. Он чувствовал, откуда снисходило благословение на его дом, и везде рассказывал своим согражданам, что Бог послал ему столько богатства за добродетели раба Иоанна.
Вскоре, благодаря чуду, совершённому по молитвам святого, все в округе – и мусульмане, и христиане заговорили об Иоанне, как о человеке, возлюбленном Богом.
Став состоятельным, Ага решил совершить паломничество в Мекку. В эти дни жена Аги пригласила на обед в Прокопион родственников и друзей мужа, чтобы повеселиться и помолиться о его благополучном возвращении домой. Блаженный Иоанн прислуживал в столовой. Был подан вкуснейший турецкий плов. Хозяйка, вспоминая своего мужа, сказала Иоанну: » Как же рад был бы твой хозяин, Иван, если бы он был здесь и вкушал с нами этот плов». Тогда Иоанн попросил хозяйку дать ему блюдо, наполненное пловом, обещая послать его в Мекку. Гостям это показалось очень смешным. Всё-таки хозяйка повелела своему повару приготовить Иоанну блюдо с пловом. Про себя же она подумала, что он либо сам захотел полакомиться им, либо решил отдать его какой-нибудь бедной христианской семье. Иоанн взял блюдо и ушёл в конюшню. Став на колени, он долго и горячо молился Богу, чтобы он послал плов хозяину. Иоанн верил, не сомневаясь и совершенно не рассуждая, что Господь исполнит его просьбу. И действительно, блюдо с пловом на глазах Иоанна исчезло. Блаженный конюх вернулся к хозяйке и сообщил, что еда отправлена в Мекку. Услышав это, гости засмеялись и решили, что Иоанн сам всё съел и только в шутку рассказал им, что послал плов хозяину.
По прошествии некоторого времени, Ага вернулся из Мекки со своим домашним медным блюдом и удивительным рассказом о том, что это блюдо с горячим пловом оказалось там в его комнате. И только после рассказа жены о том, что Иоанн выпросил блюдо с едой, чтобы послать его в Мекку, всем стало понятно, что совершилось чудо.
Весть об этом чуде распространилась по всему селу и окрестностям. Все: и турки , и греки стали почитать Иоанна как любимого Богом праведника и начали называть его «Вели» — «Святой».
В возрасте примерно сорока лет Иоанн заболел и не мог даже вставать с постели. Предчувствуя приближение смерти, он пожелал причаститься Святых Христовых Таин и послал за православным священником. Причастившись, блаженный Иоанн в тот же час предал душу свою в руки любимого им всем сердцем Господа. Случилось это 27 мая 1730 года по юлианскому календарю.
Через три года после кончины святого Иоанна над его могилой появился таинственный свет. Его видели все жители деревни. Они решили, что таким образом Святой подает им некий знак. Вскоре старому священнику, причащавшему Иоанна перед смертью и бывшему его духовным отцом, явился во сне сам Иоанн и сказал, что его тело не подверглось тлению и Богу угодно, чтобы оно было поднято из земли и почиталось как мощи. Когда мощи открыли, они не только оказались нетленны, но даже земля вокруг гроба издавала благоухание, свидетельствуя о святости Иоанна. Христиане и мусульмане собрали эту освященную землю. Мощи перенесли в маленькую церковь святого Георгия, где Иоанн молился при жизни. В 1868 году в Прокопионе построили большой храм в честь святого Иоанна, и там мощи оставались до 1924 года, а при Обмене Населением были перенесены на Евбею, где находятся и поныне.
Силами нашего прихода приготовлено издание Жития Святого праведного Иоанна Русского на белорусском языке. Познакомиться с ним Вы можете на нашем сайте (Жыццё Святога праведнага Iаана Рускага).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *