Иоанн дамаскин точное изложение

Иоанн дамаскин точное изложение

Точное изложение православной веры


Книга 1
Глава 1. О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством
доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами.
Глава 2. О том, что можно выражать словами и чего нельзя, что можно познавать и что превосходит познание.
Глава 3. Доказательство, что Бог есть.
Глава 4. О том, что есть Бог? О том, что Божество невозможно постигнуть.
Глава 5. Доказательство, что един есть Бог, а не многие.
Глава 6. О Слове и Сыне Божием, доказательство из разума.
Глава 7. О Духе Святом; доказательство из разума.
Глава 8. О Святой Троице.
Глава 9. О том, что приписывается Богу.
Глава 10. О Божественном соединении и разделении.
Глава 11. О том, что говорится о Боге телесным образом.
Глава 12. О том же. Еще о божественных именах подробнее.
Глава 13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. О месте ангела и души и о неописуемом. Свод мыслей о Боге и Отце, и Сыне, и Святом Духе. И о Слове и Духе.
Глава 14. Свойства Божеского естества.
Книга 2
Глава 1. О веке.
Глава 2. О творении.
Глава 3. Об Ангелах.
Глава 4. О дьяволе и демонах.
Глава 5. О видимой твари.
Глава 6. О небе.
Глава 7. О свете, огне, светилах, как о солнце, так о луне и звездах.
Глава 8. О воздухе и ветрах.
Глава 9. О водах. О морях.
Глава 10. О земле и о том, что из нее.
Глава 11. О рае.
Глава 12. О человеке.
Глава 13. Об удовольствиях.
Глава 14. О неудовольствии.
Глава 15. О страхе.
Глава 16. О гневе.
Глава 17. О воображении.
Глава 18. О чувстве.
Глава 19. О мыслительной способности.
Глава 20. О способности памяти.
Глава 21. О слове внутреннем и внешнем.
Глава 22. О страдании и действии.
Глава 23. О деятельности.
Глава 24. О добровольном и невольном.
Глава 25. О том, что в нашей власти, или о свободе.
Глава 26. О бывающем.
Глава 27. О том, в силу чего мы свободны.
Глава 28. О том, что не в нашей власти.
Глава 29. О Промышлении.
Глава 30. О предведении и предопределении.
Книга 3
Глава 1. О Божественном домостроительстве и попечении в отношении к нам, и о нашем
спасении.
Глава 2. О том, как зачался Бог Слово и о божественном Его воплощении.
Глава 3. О двух естествах (во Христе), против монофизитов.
Глава 4. О взаимном сообщении свойств.
Глава 5. О числе естеств.
Глава 6. О том, что все Божеское естество в одной из ипостасей Божества соединилось со всем человеческим естеством, а не часть с частью.
Глава 7. Об одной сложной ипостаси Бога Слова.
Глава 8. Тем, которые допытываются о том, — к непрерывному ли, или разрозненному количеству следует относить естества в Господе?
Глава 9.

Ответ на вопрос: нет ли естества (во Христе) без ипостаси?
Глава 10. О Трисвятой песне.
Глава 11. Об естестве, (которое усматривается в целом) роде (существ) и в неделимом (т. е. в каждом отдельном существе известного рода); о различии между соединением и воплощением; и о том, как должно, понимать выражение: «Единое естество Бога Слова воплощенное».
Глава 12. О том, что Святая Дева — Богородица, против несториан.
Глава 13. О свойствах двух естеств.
Глава 14. О (двух) волях и свободных действованиях Господа нашего Иисуса Христа.
Глава 15. О действованиях в Господе нашем Иисусе Христе.
Глава 16. Против тех, которые говорят: если в человеке — два естества и два действования, то во Христе необходимо предполагать три естества и столько же действований.
Глава 17. О том, что в Господе естество плоти и воля обожествлены.
Глава 18. Еще о том, что в Господе (две) воли и свободы, также (два) ума, ведения и премудрости.
Глава 19. О богомужном действовании.
Глава 20. Об естественных и безупречных страстях.
Глава 21. О неведении и рабстве.
Глава 22. О преуспеянии.
Глава 23. О боязни.
Глава 24. О молитве Господней.
Глава 25. Об усвоении.
Глава 26. О страдании тела Господня и о бесстрастии Его Божества.
Глава 27. О том, что и во время смерти Господа Божество Слова неразлучно пребывало с душей) и телом, и — что сохранялась одна ипостась.
Глава 28. О тленности и нетлении.
Глава 29. О сошествии во ад.
Книга 4
Глава 1. О том, что было после воскресения.
Глава 2. О седении одесную Отца.
Глава 3. Против тех, которые говорят: если Христос (имеет) два естества, то вы или служите
твари, поклоняясь сотворенному естеству, или признаете одно естество достойным поклонения, а другое — недостойным его.
Глава 4. Почему вочеловечился Сын Божий, а не Отец и не Дух? и чего Он достиг Своим
вочеловечением?
Глава 5. Тем, которые спрашивают: сотворена ли ипостась Христа, или несотворена?
Глава 6. О том, когда (Господь) был назван Христом?
Глава 7. К тем, которые спрашивают: два ли естества родила Богородица и два ли естества
висели на кресте?
Глава 8. В каком смысле Единородный Сын Божий называется Первородным?
Глава 9. О вере и крещении.
Глава 10. О вере.
Глава 11. О кресте и еще о вере.
Глава 12. О поклонении на восток.
Глава 13. О святых и пречистых таинствах Господних.
Глава 14. О родословии Господа и о святой Богородице.
Глава 15. О почитании святых и их мощей.
Глава 16. Об иконах.
Глава 17. О Писании.
Глава 18. О речениях, употребляемых о Христе.
Глава 19. О том, что Бог не есть виновник зла.
Глава 20. О том, что не два начала.
Глава 21. Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?
Глава 22. О законе Божием и законе греховном.
Глава 23. Против иудеев, о субботе.
Глава 24. О девстве.
Глава 25. Об обрезании.
Глава 26. Об антихристе.
Глава 27. О воскресении.

>Стаpец Иосиф Исихаст (Спилиот)

Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам
Ἐπιστολή 3 / 81 (письмо 3 из 81)

Кто победил диавола?
Тот, кто познал собственную немощь, страсти и недостатки, которые у него есть.
Геронда Иосиф (Исихаст)

Радуйся о Господе, чадо возлюбленное, которого Благодать Иисуса моего просветила и от мира избавила. Улетело в Пустыню и водворилось в общежитие со святой братией, и ныне славословит и благодарит Бога от души.

Божия Благодать, чадо мое, как приманка, входит в душу и ненасильно притягивает человека к высоте и к высшему. Она знает способ уловлять словесных рыб и выводить их из мирского моря. Однако, что после этого?

1° Если не зажечь своими борениями свечу подвига, то трудно будет монаху

Когда Бог вытащит из мира приходящего монашествовать и приведет его в Пустыню, Он не показывает ему сразу ни его страсти, ни искушения до тех пор, пока не станет монахом и пока не свяжет его Христос страхом Своим. И тогда начинается испытание, подвиг и брань.

И если с самого начала испытуемый принудит себя и успеет зажечь своими борениями свечу подвига, она не угасает, когда удаляется Благодать, когда приходят искушения.

Иначе, когда отойдет Благодать, придет и сам он в свое собственное прежнее состояние. И, соответственно, вернутся страсти, которые были у него в миру, восстанут искушения и приведут в движение прежние привычки, которым работал и был порабощен.

2° Два нрава. Человек от человека и монах от монаха отличаются как вата от железа

И первое, что ты должен знать, чадо мое, это то, что человек от человека очень отличается и монах от монаха. Есть души мягкого нрава, которые слушаются с большой легкостью. Есть и души жесткого нрава, которые не подчиняются легко. Они отличаются, как вата от железа. Вата требует только смазки словом. А железо требует огня и печи искушений для обработки. И такой должен иметь терпение в искушениях, чтобы произошло очищение. Когда нет терпения, он — фонарь без елея — вскоре угасает и пропадает.

Так вот, когда кто-нибудь с такой природой, жестче железа, приходит монашествовать, только выходит на поприще, как сразу отступает от послушания. Сразу слагает обеты и отказывается от битвы. И видишь, только отойдет немного Благодать, чтобы было испытано его намерение и терпение, как сразу он бросает оружие и начинает раскаиваться, зачем пришел стать монахом. И проводит дни свои, полный преслушания и горечи, весь — противоречие и возношение.

Помаленьку, по молитвам старца, Благодать прогоняет тучи искушений, чтобы он пришел в себя немного и протрезвел. Но он вскоре снова — своеволие и преслушание, снова — смятение и смешение.

Ты пишешь о брате, которого там видишь, и удивляешься, как он столько труда вкладывает в свое послушание, а внутри него все господствует эгоизм. Но разве ты считаешь, что человеку легко победить страсть?

Доброты, и милости, и все внешнее добро не смягчают надменности сердца. Но Умное Делание, боль покаяния, сокрушение и смирение — это все смиряет бесчинный образ мыслей.

И большой труд, и тяжелый — непослушный человек. Только при крайнем терпении его можно привести в хорошее устроение. Только при крайнем терпении духовников, терпимости и любви братьев могут прийти в чувства жестоковыйные послушники. Но вот и они часто бывают необходимы, как правая рука. И почти всегда такие, у которых есть какое-нибудь дарование по сравнению с другими, трудно смиряются. Думают: они — что-то, а другие — ничто.

Итак, нужно много труда и много долготерпения, пока не будет раскопано это старое основание гордости и не будет положено другое основание — смирение и Христово послушание. Однако Господь, видя труды и намерение и тех и других, им попускает такое искушение, которое противодействует их страсти, и милостью Своей спасает и их «всем Желающий спастись».

Ты же смотри, на кого хочешь быть похож.

Лучше всего было бы, если бы все были благого нрава, смиренные и послушные. Но если окажется у кого-нибудь природа жестче железа, пусть не отчаивается.
Нужна борьба, но Благодатью Божией он может победить. Бог же не несправедлив, чтобы потребовать одно вместо другого. Как дал дарования, так требует и отдачи.

3° От начала творения Бог на три рода ТАЛАНТАМИ разделил всех людей

От начала творения Он на три чина разделил людей: одному дал — 5 талантов, другому — два, а третьему — один.

  1. У первого — высшие дарования, он вместительнее по уму и называется богонаученным, ибо принимает от Бога без научения. Как были в старое время Антоний Великий, святой Онуфрий (египетский пустынник IV века), преподобная Мария , Кирилл Филеот (гpеческий святой, пpеподобный отец 11 века), Лука Элладский (гpеческий подвижник, пpеподобный отец 10 века) и тысячи других, которые без наставника стали совершенными.
  2. Второй должен добру научиться , чтобы его делать.
  3. Третий же, если и услышит и если узнает, прячет это в землю: не делает ничего.

4° Первая задача человека — узнать о себе, по какому роду талантов твой Путь!

Вот поэтому существует такое различие среди людей и монахов, которое ты видишь. И поэтому прежде всего — «познай самого себя», то есть узнай о самом себе, какой ты есть.

Каков ты воистину, а не каков ты думаешь, что ты есть. С таким осознанием становишься мудрее всех людей, и в смирение приходишь, и Благодать получаешь от Господа.

Если же не приобретешь самопознания, а рассчитываешь только на свой труд, знай, что всегда будешь находиться вдали от пути. Ибо не говорит пророк: «Виждь, Господи, труд мой», а «Виждь, — говорит, — смирение мое и труд мой». Труд — для тела, смирение — для души и оба вместе, труд и смирение, — для всего человека.

Кто победил диавола?
Тот, кто познал собственную немощь, страсти и недостатки, которые у него есть.

Боящийся познать себя пребывает далеко от знания и ничто другое не любит, как только видеть ошибки у других и их судить. Он не видит у других дарований, а видит только недостатки. Не видит в себе недостатков, а только дарования.

И это воистину лишение, которым страдаем мы, люди восьмого века (8-ым веком Старец Иосиф называл последние времена), не признающие дарований друг в друге. Один лишен многого, но многие имеют все. Что есть у одного, того нет у другого. И если признаем это, большое смирение делается, поскольку чтится и прославляется Бог, Который разнообразно украсил людей и указал неравенство во всех Своих творениях. Не так, как усиленно стараются нечестивые ввести равенство, извращая Божие творение. Бог все премудростью сотворил («Вся премудростию сотворил ecи» Пс. 103, 24).

Поэтому, чадо мое, сейчас, пока еще начало, позаботься познать самого себя хорошенько, чтобы положить твердым основанием смирение.

5° Отсекай каждый день и час свою волю и не ищи другого пути, кроме этого

Позаботься научиться послушанию, приобрести Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» — пусть будет твоим дыханием. Не оставляй свой ум праздным, чтобы не научиться плохому.

Не позволяй себе смотреть на недостатки других, ибо, не подозревая о том, окажешься помощником лукавого и не преуспевающим во благом. Не делайся в неведении союзником врага твоей души.

Враг, как изобретательный, хорошо умеет прятаться за страстями и слабостями. Поэтому, чтобы поразить его, ты должен сразиться, умертвить самого себя — все страсти. Когда ветхий человек умрет, тогда упразднится сила врага и противника.

Наша борьба не против человека, которого можно умертвить разными способами, но против начал и властей тьмы («Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» Еф. 6,12). С ними воюют не пирожными и мармеладом, но потоками слез, болью души до смерти, с крайним смирением и величайшим терпением. Чтобы текла кровь от переутруждения молитвой. Чтобы ты от истощения падал и лежал неделями, как тяжелобольной. И не отказывайся от битвы, пока не будут побеждены и не отступят бесы. Тогда получишь свободу от страстей.

Итак, чадо мое, понуждай самого себя с самого начала войти через узкие врата, ибо только они вводят в простор рая. Отсекай каждый день и час свою волю и не ищи другого пути, кроме этого. Им шествовали стопы преподобных Отцов.

Открой и ты ко Господу путь свой, и Он тебя наставит.

Открой духовнику свои помыслы, и он тебя исцелит. Не скрывай никогда своего помысла, ибо внутри него находится сокрытое лукавство диавола: когда исповедуешь, оно исчезает. Не открывай ошибку другого для своего собственного оправдания, ибо сразу Благодать, которая до сих пор тебя покрывала, открывает твои собственные ошибки. Насколько ты в любви покрываешь брата, настолько Благодать согревает и хранит тебя от клевет человеческих.

Что же касается того брата, о котором ты говоришь, то, кажется, у него есть неисповеданные грехи, потому что он стыдится о них сказать своему старцу. И поэтому искушение находит себе место. Но эта нелепость должна быть исправлена, ибо без чистого исповедания человек не очищается. И жаль, что бес насмехается над ним. Здесь в глубине сокрыт эгоизм. Господь да просветит его, дабы он пришел в чувства.

Ты молись, и имей любовь к нему и ко всем. Только храни себя ото всех.
Во всяком случае, сейчас, когда ты вышел на поприще, предстоит тебе испытать искушения многих видов, и готовься проявлять терпение. Говори непрерывно молитву, и Господь поможет тебе Своей Благодатью. Никогда искушения не бывают крепче Благодати.

«Изложение монашеского опыта» стаpца Иосифа Афонского (Исихаста,Спилиота) (1899-1959)
Часть 1. Письма к монашествующим и мирянам. Письмо 3/81
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1998, 320с.
Перевод с новогреческого В.А.Гагатика подготовлен по 5-му греческому изданию 1996 года
Оригинал: Γέροντος Ιωσήφ (Ησυχαστού), Επιστολή ιά΄, «Έκφρασις μοναχικής εμπειρίας», έκδ. Ἱερᾶς Μονῆς (Ι. Μ.,Ιερά Μονή) Φιλοθέου 19924, Άγιον Όρος 1981, 465 страниц (Ό Γέρων Ιωσήφ ό Σπηλαιώτης — Ekfrasis Monaxikhs Empeirias)

Первое греческое издание — 1979
Второе греческое издание — 1981
Третье греческое издание — 1985 (значительно дополненное)
Четвертое греческое издание — 1992
Пятое греческое издание — 1996

От начала творения Бог на 3 чина разделил всех людей — Стаpец Иосиф Афонский (Исихаст,Спилиот) «Изложение монашеского опыта» Письмо 3/81 — Краткая ссылка на эту страницу: filokalia.ru/node/7 — Читайте бесплатно онлайн!

Два нрава. Человек от человека и монах от монаха отличаются как вата от железа.
От начала творения Бог на три рода ТАЛАНТАМИ разделил всех людей.
Первая задача человека — узнать о себе, по какому роду талантов твой Путь!

«Дамаскин» скорочено — Милорад Павич

Головна / Стислі перекази / Павич

Милорад Павич – незвичайний автор, його твори нагадують загадки, які не так просто відгадати. Оповідання «Дамаскин» є яскравим зразком постмодерністської прози. Письменник використав історичні факти візантійської та поствізантійської культури про будівництво храмів на християнських землях. Цікавою є структура оповідання – автор дає змогу читачеві обирати власний шлях читання твору за допомогою створених ним двох «перехресть». Гра з текстом – типова ознака постмодернізму. Таким чином влада автора нібито слабшає, а читач стає співавтором твору. Ще однією особливістю є те, що оповідання більше призначене для прочитання на комп’ютері, тобто пристосоване до нових умов життя.
До Сербії прибувають 800 талановитих будівничих з метою будувати храми по давньогрецькому зразку. Найдивніше те, що всіх їх звати Йованами.
Далі йде оповідь про пана Николича фон Рудку, який є попечителем місцевих шкіл, та його загадкову доньку – Атилію. Дівчина загадала, щоб до дня її весілля їй побудували палац та храм, де вона вінчатиметься. Для виконання такого бажання пан Николич покликав до себе двох найліпших майстрів – Йована Лествичника та Йована Дамаскина.
Атилія проявляє інтерес до Дамаскина і розповідає йому про свої незвичайні мрії та сновидіння. Дівчина уявляє ніби вже давно народила дитину і виховує її. Дитина має особливу прикмету – шрам, що нагадує заплющене око. Найдивніше те, що Дамаскин має саме такий шрам, як у вигаданої дитини Атилії.
Потім читач опиняється на першому «перехресті», де читач обирає читати розділ «Палац» або «Третій храм».
Йован, котрий будує для Атилії церкву, демонструє замовникам проекти трьох церков – зеленої, жовтої та бузкової. Остання церква є символом храму душі.
Через деякий час панові Николичу говорять, що будівничі призупинили будівництво зеленої церкви, бо перестав рости самшит. Коли попечитель запитав про причини, то йому пояснили, що так сталося через його гріхи. Дійсно, пан Николич заборгував гроші будівничим.
Подібно церкві палац також чомусь не будується далі. На Йована Дамаскина був вчинений напад. Нападник завдав Дамаскину удару по голові. Але будівничий встиг відрубати кривднику пальця. Після нападу Дамаскин зникає, а Атилія намагається його відшукати. Вона знаходить зашифровані послання і по ним розуміє, що повинна їхати у монастир. Там її приймають з великою пошаною.
Коли Атилія повертається додому, то виплачує борги батька та просить вибачення у будівничих. Далі знову знаходить підказки від Дамаскина і вираховує по ним потрібний маршрут. Так вона опиняється у монастирі, який, як потім з’ясується, належить їй.

Атилія отримує подарунок – дві обручки та один відрубаний палець.
Тема оповідання «Дамаскин» — історія будівництва храмів у Сербії та духовні пошуки головної героїні Атилії.
Ідея твору – зведення храмів не лише земних, але й духовних.
Автор широко використовує різні художні засоби в своєму творі.
Приклад іронії – невідомий, який здійснив напад на Дамаскина, не зміг його вбити, тому що відчув бурчання в животі.
Приклад гіперболи – Атилія так багато мріяла та відчувала, що їй доводилося кожного дня забувати свої мрії цілими тоннами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *