Иоанн богослов апостол любви

Иоанн богослов апостол любви

Чудесный улов

…И тотчас призвал их.
И они, оставив отца своего Зеведея
в лодке с работниками,
последовали за Ним (Мк. 1, 20).

На берегу Геннисаретского озера толпилось великое множество народа. Люди теснили друг друга, многие заходили даже в воду, чтобы лучше слышать слова Иисуса из Назарета, Который, отплыв в лодке недалеко от берега, наставлял народ в новом, неведомом учении о любви и благодати. Лодку покачивало на волнах. Симон Петр в числе прочих рыбаков сидел на веслах, ссутулив натруженную спину и уронив на колени широкие, разбитые работой ладони. Рыбаки были опечалены. Всю ночь они трудились, забрасывая в озеро сети, но не поймали ничего. Неподалеку Зеведей с сыновьями Иаковом и Иоанном, выйдя из своей лодки, на отмели промывали сети. Они тоже оказались без улова. Щедрое на рыбу озеро вдруг оставило рыбаков без пропитания.

Закончив учить народ, Иисус обернулся к Симону Петру и сказал: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть (Лк. 5, 4–5). Рыбаки налегли на весла. Лодка, удаляясь от берега, отплыла на глубину.

Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, оставив работу, с интересом смотрели, что будет дальше. Симон с рыбаками закинули сеть, потянули назад, но, к своему удивлению, не смогли вытащить ее из-за великого множества рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дализнак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону (Лк. 5, 6–10).

И сказал Иисус Симону: отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10). А также увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним (Мк. 1, 20).

Так повествует нам Евангелие о призвании первых Апостолов, среди которых мы видим юношу по имени Иоанн. Отец его, вероятно, владел рыбным промыслом, а также занимал не последнее положение в иудейском обществе, ибо Иоанн имел знакомство с первосвященником (см.: Ин. 18, 15). И этот юноша, оставив семью, родной дом и богатое наследство, последовал призыву Спасителя, чтобы в бесконечных лишениях и неустанных трудах нести миру свет евангельской Истины!

Христов наперсник

Радуйся, Иоанне апостоле,
наперсниче Христов и Богослове!

За свою горячую преданность и готовность следовать за Христом повсюду апостол Иоанн пользовался особой любовью Спасителя. Вместе с Петром и братом своим Иаковом он находился возле Господа в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни. Так, апостол Иоанн видел Преображение Господне на горе Фавор, был свидетелем Гефсиманской молитвы Спасителя. А на Тайной вечери он был так близок к Господу, что возлежал у груди Иисуса (Ин. 13, 23), откуда и пошло его наименование «наперсник» (перси — в пер. со ст.-слав. «грудь»), ставшее потом нарицательным при обозначении человека, особенно близкого кому-либо. Иоанн, единственный из всех Апостолов, не убоялся расправы со стороны иудеев, когда Спасителя взяли под стражу, и вместе с Пресвятой Богородицей был при Кресте, на котором распяли Господа. Апостолы разбежались, даже Петр отрекся от Христа, и только Иоанн остался верен своему любимому Учителю. За это Господь, умирая на Кресте страшной, мучительной смертью, проявляет Свою особую любовь и заботу об Иоанне: Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26–27.)

Оступившийся юноша

Дети мои! станем любить
не словом или языком,
но делом и истиною (1 Ин. 3, 18).

После Вознесения Господня святой Иоанн жил и проповедовал Евангелие в Иерусалиме, проявляя сыновнюю заботу о Пресвятой Богородице. А по Ее славном Успении Апостолу выпадает жребий благовествовать в Малой Азии, куда он и направляется вместе со своим учеником Прохором.

В одном из азиатских городов со святым Иоанном происходит случай, который как нельзя лучше характеризует личность этого Апостола Любви. Проповедуя Евангелие, в одном селении он встретил юношу с добрым сердцем, но не имеющего твердых жизненных позиций. Апостол наставил юношу в Священном Писании, вверил его воспитание местному епископу и отправился с проповедью дальше. Епископ недосмотрел за молодым человеком, и тот сделался разбойником, столь ужасным в злодеяниях, что его именем матери пугали своих детей. Шайка, предводителем которой был падший юноша, грабила купеческие караваны, делала разбойничьи налеты на небольшие селения.

Апостол Иоанн вернулся однажды в город и попросил епископа рассказать, как преуспел вверенный ему молодой человек в христианских добродетелях.

— Погиб тот юноша,— с плачем сказал епископ.— Душой умер, а телом — разбойничает по дорогам.

Тогда апостол Иоанн попросил дать ему коня и проводника, чтобы отыскать молодого христианина, сделавшегося предводителем разбойников. В горах, где промышляла шайка, на одной из узких дорог путь им преградили вооруженные люди, намереваясь ограбить путников, но лишь только их предводитель увидел апостола Иоанна, как, выронив оружие, кинулся бежать прочь. Апостол, будучи уже стариком, бросился его догонять, умоляя остановиться и не отчаиваться в своем страшном падении.

— Грехи твои я возьму на себя! — кричал апостол Иоанн.— Остановись же и подожди меня!

Наконец юноша остановился и со слезами пал в ноги Апостолу. Пораженный таким участием к себе, молодой человек раскаялся, полностью переменил свою жизнь и остаток дней провел в христианских подвигах.

Евангелие от Иоанна

В начале было Слово… (Ин.1, 1.)

Возвратившись из ссылки, апостол Иоанн жил в Ефесе. Последние годы своей жизни он проводил суровую аскетическую жизнь, питался лишь хлебом и водой и носил самые простые одежды.

Как повествует Предание, четвертое Евангелие было написано апостолом Иоанном по просьбе ефесских христиан или даже малазийских епископов, которые принесли ему первые три Евангелия и просили дополнить их словами Господа, которые он слышал во время проповеди Иисуса Христа. Так появилось четвертое Евангелие, содержащее в себе много подробностей из жизни Спасителя, не указанных в первых трех. Евангелие от Иоанна раскрывает главным образом Божественное достоинство Господа Иисуса Христа. За раскрытие этих глубочайших и возвышенных истин апостола Иоанна стали называть Богословом.

Когда Апостол по старости лет не мог уже произносить длительных проповедей и поучений, он повторял только одну фразу: «Дети, любите друг друга». На вопрос учеников, зачем он всегда говорит одно и то же, Апостол отвечал: «Сия есть заповедь Господня, и если ее соблюдете, то и довольно».

Авторитет апостола Иоанна среди христиан был огромен — он оставался единственным очевидцем земной жизни Спасителя.

Однажды святой Иоанн удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и, выбрав место, повелел выкопать крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали могилу землей. Ученики, не дерзая ослушаться, покрыли лицо любимого наставника платом и с плачем и скорбью исполнили повеление. Когда остальные ученики узнали о случившемся, то поспешили на могилу, но, раскопав ее, ничего в ней не нашли…

Денис Каменщиков
Газета «Православная вера» № 19 (423) 2010 г.

Иоанн Богослов

Людмила Векшина

****
Преданный, униженный распятьем
на кресте Голгофы, Иисус
Иоанна подозвал: — «Се — Мати…»,
а Марии – «сын Тебе…», и уз,
с тем Христовым словом обретенных
Волей всеобъемлющей Христа,
связанных любовью сокровенной,
«мудрость великА и столь чиста»
Юный ученик, что «слыл любимым
Иисуса, Бога возлюбя», —
Матери Его – необходимым
ощущал помощником себя.
и «в прекрасной Гавани Успенья
Преблаженной Матери Его
Рая – «Гавриила ветвь»- с почтеньем
нёс, в напоминание того,
кем Христос родился»….
Сознавая
«дерзновенье Господу служить»,
пастырским ученьем начинает
многих в лоно Церкви приводить.
«Весть от Иоанна», «Откровенье»…,
множество чудес осуществлял:
укрощал стихии за мгновенье,
из умерших — многих оживлял.
Знать, Любовь Бессмертная всевластна,
коль, в пучине моря находясь
две недели,- избежал опасность,
с дьявольскими силами борясь.
чем «разгневал в прах Домициана»:
приказал, как прочих христиан, —
извести, убить…; чтоб Иоанну
яд сильнейший был в напитке дан.
Выпил, но остался неврежденным.
бросили в котёл – кипящий жир:
вышел и оттуда просветленным,
посрамив «вотще борющий мир…»
страстотерпца Божьего сиянье
радости, что «муки – за Отца»,
напугало извергов…. – в изгнанье,
«в ПАтмос — с глаз» отправлен до конца…
Иоанн Святитель – непрестанно
верой, правдой Господу служил.
был и поругаем, и желанным,
в Церковь очень многих приводил.
в возрасте ста лет возле «Эфеса –
града, просвещЕнного в Христа»,
завершая разъясненье мессы,
попросил, чтоб формою креста
вырыли могилу…. «Лёг, накрывши
лишь лице свое простым платком…»,
-«засыпАйте яму…»
Вскоре, вскрывши,
убедились эфессяне в том,
что пуста могила…
Гимн кончине
Иоанна – чуду из чудес:
взят, подстать Илье, и жив доныне?
иль, как Богородица, — воскрес…?
****
Иоанн – один из двенадцати апостолов – ближайших учеников Иисуса, кому перед смертью Христос поручил заботиться о своей Матери (Ин.19, 26)
Провожая Деву Марию в последний путь, Иоанн держал в руках подаренную Ей в день Благовещения Архангелом Гавриилом райскую ветвь.
Кроме Евангелия (Весть от Иоанна) и Апокалипсиса (Откровения), апостолом Иоанном написаны три Соборных послания.
После Успения Богородицы Иоанн полностью предал себя на служение Господу, обладая по вере своей и Божьей Благодати огромной силой убеждения: «По единому его слову солёная вода становилась сладкой, стихали бури и ураганы, воздвигались из морской пучины и возвращались к жизни утонувшие. Перед ним бежали легионы демонов, рушились идольские капища. Сама смерть как бы в ужасе отступала от святого…» Жестокий гонитель Церкви император Домициан от страха из-за бессилия умертвить Иоанна, отправил его в изгнание на остров ПАтмос.
В начале второго века, в возрасте 100 лет, проповедуя возле Эфеса, горожане которого многие пришли к вере, благодаря Иоанну, — попросил своих учеников выкопать крестообразную могилу, в которую лёг, накрыв лицо платком, и велел засыпать себя землёй.
«Узнав о кончине горячо любимого пастыря, эфесские христиане бросились раскапывать могилу – и не нашли там тела. Был ли святитель Иоанн, подобно приемной своей Матери, Пречистой Богородице, воскрешен и вознесен Господом, или, как пророк Илия, взят живым на небо – неведомо.

От пустующей крестообразной могилы святителя Иоанна многие века исходила некая пыльца с благоуханным запахом цветущих роз, исцелявшая любые болезни…»
***
Сюжет — по Житию Иоанна Богослова и статье «Крепка, как смерть любовь», построенной на проповеди Митрополита Владимира (Икима)
Дни Памяти Апостола и евангелиста Иоанна Богослова:
8/21 мая; 30 июня/13 июля; 26 сентября/9 октября
В тексте много слов устаревших и использующихся в церковных песнопениях, не взятых в кавычки, которые здесь лишь обозначают цитаты.
8.01.2014г. Векшина Л.А.

© Copyright: Людмила Векшина, 2014
Свидетельство о публикации №114011410489

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Людмила Векшина

Рецензии

Написать рецензию

Людочка, в день Апостола и евангелиста Иоанна Богослова прими мою искреннюю признательность за замечательный и познавательный стих, укрепляющий нашу веру!
С теплом обнимаю, Ира
Ирина Скачкова Брызгалова 21.05.2017 14:22 • Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо большое, Ирина, за поддержку.
Да, апостол великий. И интересно, как же он исчез-то бесследно…
Всего доброго, Иринушка.
С теплом, Л.
Людмила Векшина 21.05.2017 16:45 Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию Написать личное сообщение Другие произведения автора Людмила Векшина

Преславную память великого апостола Иоанна Богослова Православная Церковь отмечает дважды в году: 9 октября – в день кончины святого апостола, и 21 мая – в день, когда на его могиле стали происходить чудеса. Также верующие почитают апостола и евангелиста Иоанна 13 июля – в день празднования Собора всех двенадцати апостолов.

9 октября праздник Иоанна Богослова установлен в память об окончании земного пути человека, который был живым свидетелем смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Любимый ученик Иисуса прожил более ста лет, прежде, чем Бог открыл ему, что дни его сочтены. Ученики по его велению выкопали крестообразную могилу. Он, передав им последние наставления, поцеловав их, лег в могилу. Ученики покрыли Иоанна покрывалом, засыпали землей и с плачем удалились. Спустя некоторое время ученики откопали могилу, но тела апостола там не было. Господь забрал его в Царство Небесное вместе с душой и телом. Также, как и Матерь Свою Пресвятую Богородицу. И каждый год, в мае, стало появляться из гроба его благовонное миро и по молитвам святого апостола подавало исцеления болящим, в честь Бога, в Троице славимого. В честь этого чуда также был установлен церковный праздник, который мы отмечаем 21 мая.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Оставив дом свой и отца, братья последовали за Ним. Всех апостолов любил Христос, но особо горячей любовью любил Иоанна Богослова, которого призвал на путь апостольства в юности — на тот момент Иоанну было всего 18 лет.

Он был одним из тех избранных, пред которыми преобразился Христос на горе Фаворской, был там вместе с Петром и братом своим Иаковом. Эти же три избранных апостола были в саду Гефсиманском, когда там молился Господь Иисус Своей последней молитвой, обливаясь кровавым потом. Это его голова лежала на груди Спасителя на Тайной вечере, слыша, как Его сердце отстукивает последние часы земного существования. Это он один не убоялся казни Спасителя, не убежал, не спрятался как другие апостолы. А вместе с Матерью Божией и женами — мироносицами стоял у подножия креста, на котором претерпевал муки Бог. Матери Своей Пречистой Богородице Господь завещал усыновить Иоанна, а ему — быть Ей сыном: «Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин.

19:26-27). И он исполнил Его последнюю волю. До дня Успения Пресвятой Богородицы Иоанн Зеведеев прожил с ней. И лишь потом уже навсегда покинул Иерусалим, отправившись на свою апостольскую проповедь в город Эфес.

Апостол Иоанн Богослов. Распятие Спасителя. Фрагмент

Находясь в Ефесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан, воздвигнутое императором Нероном.

Апостола Иоанна арестовали и привезли на суд в Рим, а во время суда подвергали побоям и истязали. По преданию, его приговорили к смерти через отравление, но апостол Иоанн выпил яд и остался невредим. Сохранен живым и невредимым силою Божией, когда его бросили в котел с кипящим маслом. Единственное, что оставалось языческому правителю, это выслать апостола и его ученика Прохора на остров Патмос.

Иоанна сослали на каменоломню, где он вместе с остальными арестантами рубил камень. Апостол жил в обычной пещере, спал на каменном полу — а ведь в то время он был уже глубоким стариком. Однажды, когда апостол Иоанн находился в своей пещере, он услышал обращенный к нему с Неба Глас. Апостол сразу его узнал и спросил: «Что, Господи?» Иоанну было велено провести в пещере еще десять дней, после чего ему будут открыты многие тайны. И вот в воскресный день апостол Иоанн услышал громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний (Откр. 1: 10). Перед ним открылось великое и грозное видение, и предстал Ангел Божий, разъясняющий все, что было показано. Апостол позвал ученика, чтобы тот записывал все, что он будет диктовать, и, по преданию, Прохор писал под диктовку два дня и еще шесть часов. Так появилась Книга Откровения, или Апокалипсис, Иоанна Богослова, где человечеству впервые были приоткрыты тайны будущей судьбы Церкви и конца мира. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова называют также «Тайновидцем», или «Тайнозрителем».

Величие его безмерно, и заслуживает он самой пламенной, самой горячей любви, самого глубокого почитания. Он велик и в другом отношении: он был евангелистом и написал величайшее из четырех Евангелий, не похожее на три других Евангелия: от Матфея, Марка и Луки. Ибо в своих Евангелиях они, главным образом, рассказывают о жизни Господа Иисуса, о Его чудесах, Его преславных делах, о притчах глубоких, Им произнесенных. Но никто из этих трех евангелистов с такой огромной силой не провозвестил христианскому миру о Божественности Господа Иисуса Христа. Нет ничего более великого в мире, чем первая глава его Евангелия, которая читается один раз в году в первый день Святой Пасхи на литургии: «Вначале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Он сказал, что Бог был Слово, а Словом именуется Господь Иисус Христос. И все Евангелие его полно свидетельств о Господе Иисусе как истинном Боге, Втором Лице Святой Троицы. Только в нем содержатся все важнейшие глубочайшие речи Самого Господа Иисуса Христа, в которых Он Сам свидетельствует о Своей Божественности. Только в этом Святом Евангелии читаем о беседе с Никодимом, пришедшим к Иисусу ночью, о беседе Его с самарянкой; читаем о воскрешении Лазаря. Читаем в нем прощальную беседу Господа Иисуса с апостолами пред страданиями Своими. Читаем удивительную молитву Его к Отцу Своему, которая именуется первосвященнической молитвой. Иоанн Богослов по милости Божьей жил более ста лет, и всю жизнь он проповедовал о любви. А когда одолели его тяжелые старческие немощи, и не в силах он был произносить длинные проповеди, то повторял постоянно одну короткую фразу: «Дети, любите друг друга!». Ученики его спросили его: «Отче святый! Что значит, что ты повторяешь всегда одно и то же?» Святой апостол отвечал им: «Я потому говорю только эту фразу, что в ней содержится вся сущность Евангелия Христова, ибо Евангелие Христово есть учение о святой любви».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *