Иоакима и Анны

Иоакима и Анны

21 сентября в Музее русской иконы открывается выставка одного шедевра. В Москве представят недавно раскрытый реставраторами памятник псковской иконописи второй четверти XVI века из собрания Псковского музея-заповедника.

В декабре прошлого года Музей русской иконы начал новый масштабный проект – выставочный цикл «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России». В его рамках в стенах нашего музея проходят выставки отдельных икон – выдающихся образцов древнерусской живописи из федеральных и региональных хранилищ искусства. Первым событием цикла стала выставка «Ростовская икона “Иоанн Предтеча, с праздниками”.

Шедевр живописи XVI столетия», организованная совместно с Государственным музеем-заповедником «Ростовский кремль». После Ростова эстафету принимает Псков: выставка «Икона “Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот”. Обретение шедевра» продолжает начатый цикл и знакомит широкого зрителя с памятником, о существовании которого до недавнего времени было известно лишь узкому кругу специалистов.

Икона «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот» была написана во второй четверти XVI века. На протяжении четырех столетий образ неоднократно подвергался грубым ремонтам и поновлениям, так что к началу XX века истинную живопись XVI столетия скрывали многочисленный записи и слой потемневшей олифы.

В Псковский музей икона поступила после революции, до 1935 года, а в середине ХХ века претерпела целый ряд перемещений. По документам доподлинно известно, что во время войны она была вывезена немцами вместе с другими ценностями, и в 1944 году находился на складе Главной рабочей группы «Остланд» в Риге. Затем памятник был переправлен в замок Кольмберг в Баварии (1944–45 годы), а позже на базу перемещенных культурных ценностей в Мюнхене (1945–46 годы).

После войны «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот» возвращалось на родину в эшелоне, отправленном из Мюнхена в Новгород, и уже здесь, в Новгороде, оказалась среди 150 икон, чью принадлежность Псковскому музею удалось установить не сразу, а лишь в 1955 году, благодаря работе по атрибуции, проведенной известным реставратором и искусствоведом Н.Н. Померанцевым.

С середины 1950-х годов памятник находился в запасниках Псковского музея, а в 1991 году началась его реставрация, которую на протяжении 25 лет вели сотрудники музея Н.М. Ткачева и М.И. Владыкин. Публике вновь открытая икона была впервые представлена в 2016 году. С этого времени она находится в экспозиции Псковского музея- заповедника.

Выставка в Музее русской иконы – первая широкая демонстрация выдающегося памятника, до этого ни разу не выставлявшегося за пределами Псковского музея (если не считать перемещений военного времени). Это событие тем более символично, что «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот» создана в период активных художественных контактов Москвы и Пскова в годы правления Ивана Грозного: в середине XVI века именно псковские мастера были приглашены для написания новых икон Благовещенского собора Московского Кремля взамен сгоревших в пожаре 1547 года. Спустя пять с половиной столетий образ, современный пику развития этих художественных связей, посетит Москву.

К выставке «Икона “Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот”. Обретение шедевра» запланирован выпуск полноцветного каталога, созданного сотрудниками Музея русской иконы и Псковского музея-заповедника. В нем будет подробно представлен сам памятник и непростая история его странствий в середине ХХ века, а также раскрыты подробности реставрационного процесса. Каталог станет первой публикацией вновь открытого шедевра.

Выставки цикла «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России» представляют широкому зрителю выдающиеся памятники – шедевры художественных школ разных регионов. Таким образом, наши посетители могут не только увидеть древние иконы, являющиеся гордостью музейных собраний, но и лучше понять те различия, которые отличают одну школу древнерусской живописи от другой. Как и в прошлый раз, выставку будут сопровождать научные и образовательные мероприятия, которые помогут заглянуть за кулисы искусствоведческой науки о древнерусском искусстве и узнать, как исследователи работают с памятниками.

Николай Васильевич Задорожный, директор Музея русской иконы:

В этот раз мы представляем нашим зрителям икону «Встреча праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот» из собрания Псковского музея-заповедника. Образ, созданный в XVI веке, претерпел почти детективную историю перемещений в годы Великой Отечественной войны, а уже в постсоветское время два с половиной десятилетия находился в реставрации. Зато теперь, благодаря стараниям сотрудников Псковского музея, мы можем увидеть подлинную псковскую живопись второй четверти XVI века и в полной мере ощутить ту трепетность и нежность, с которой мастер подошел к изображению этого прекрасного и, пожалуй, самого трогательного в русской иконописи сюжета.

Сергей Константинович Сарченков, директор Псковского государственного объединенного музея-заповедника:

С большим интересом Псковский музей принял предложение в рамках цикла «Шедевры школ древнерусской живописи из собраний музеев России» показать икону, которая впервые предстанет перед широкой публикой. Основную цель участия в этом проекте мы видим в популяризации предметов своей коллекции, введении вновь отреставрированной иконы в широкий научный оборот, привлечении всех интересующихся древнерусским искусством в город, который недавно стал звеном в цепи городов «Серебряного ожерелья России».

Экспозиция открыта для свободного посещения с 21 сентября 2018 года по 15 января 2019 года.

Режим работы музея: с 11:00 до 19:00 все дни недели, кроме среды. Вход свободный.

Аккредитация СМИ: Богатырёв Сергей Евгеньевич pr@russikona.ru +7 916 741 15 92.

Адрес музея: Москва, ул. Гончарная, д. 3, стр. 1 Телефон для связи: (495) 221-52-83

Святой праведный Иоаким

Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери — из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.

Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.

По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.

Иконописный подлинник

Сицилия. 1143.

Прав. Иоаким. Мозаика собора Санта Мария дельи Амиральи (Марторана). Палермо. Сицилия. 1143 г.

Русь. XVII.

Минея — Сентябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Минея — Декабрь (фрагмент).

Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Москва. 2002.

Богородица с деисусом и ветхозаветными святыми на полях (фрагмент). Солдатов А.Н. (Иконописная школа) Икона. Сергиев Посад. 2002 год. Черниговский Елецкий женский монастырь. Украина.

Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Праведная Анна

Анна (I в. до н.э.), матерь Пресвятой Богородицы, праведная

Память 25 июля, 9 сентября, 9 декабря

Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левиина, а по матери — из колена Иудина.

Супруги, Иоаким и Анна, жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Архангел Гавриил возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией.

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы

Святая Анна скончалась 70-ти лет, через два года после введения во храм Пресвятой Богородицы, проведя их при храме, рядом с Дочерью.

Реликварий с мощами праведной Анны. Большой скит святой Анны. Афон

Праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы (тропари, кондак и молитвы)

Тропарь, глас 2:

Пра́ведных Твои́х, Го́споди, па́мять пра́зднующе, / те́ми мо́лим Тя, // спаси́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 1:

И́же в зако́нней благода́ти пра́ведни бы́вше, / Младе́нца богода́ннаго породи́ша нам Иоаки́м и А́нна. / Те́мже днесь све́тло торжеству́ет, / ве́село пра́зднующи, Боже́ственная Це́рковь, честну́ю ва́шу па́мять, / сла́вящи Бо́га, // воздви́гшаго рог спасе́ния нам в дому́ Дави́дове.

Кондак, глас 2:

Ра́дуется ны́не А́нна, / непло́дства разреши́вшися соу́з, / и пита́ет Пречи́стую, / созыва́ющи вся воспе́ти / Дарова́вшаго от чре́ва ея́ челове́ком // еди́ну Ма́терь и Неискусому́жную.

Молитва первая

О святи́и пра́ведницы, Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно! Моли́те Милосе́рдаго Го́спода, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шим пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленная прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас, раб Бо́жиих (имена), на путь покая́ния, и на стези́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас. Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре жизнь на́шу сохрани́те, и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и внеза́пныя сме́рти предста́тельством ва́шим нас избавля́юще и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же, со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в.

Ами́нь.

Молитва вторая

О присносла́внии Христо́вы пра́ведницы, святи́и Богоотцы́ Иоаки́ме и А́нно, предстоя́щии Небе́сному Престо́лу Вели́каго Царя́ и ве́лие дерзнове́ние к Нему́ иму́щии, я́ко от преблагослове́нныя дще́ри ва́шея, Пречи́стыя Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, воплоти́тися изво́лившему, к вам, я́ко многомо́щным предста́телем и усе́рдным о нас моли́твенникам, прибега́ем мы гре́шнии и недосто́йнии. Моли́те бла́гость Его́, я́ко да отврати́т от нас гнев Свой, по дело́м на́шым пра́ведно на ны дви́жимый, и да безчи́сленныя прегреше́ния на́ша презре́в, обрати́т нас на путь покая́ния и на стезе́ за́поведей Свои́х да утверди́т нас. Та́же моли́твами ва́шими в ми́ре живо́т наш сохрани́те и во всех благи́х благо́е поспеше́ние испроси́те, вся я́же к животу́ и благоче́стию потре́бная нам от Бо́га да́рующе, от вся́ких напа́стей и бед и напра́сныя сме́рти, предста́тельством ва́шим нас избавля́юще, и от всех враг ви́димых и неви́димых защища́юще, я́ко да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́, и та́ко в ми́ре вре́менное сие́ житие́ преше́дше, в ве́чный дости́гнем поко́й, иде́же ва́шим святы́м умоле́нием, да сподо́бимся Небе́снаго Ца́рствия Христа́ Бо́га на́шего, ему́же со Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Икона «Анна Праведная» изображает святую пророчицу, которая приходилась дочерью священнику Матфану. Мужем Анны был праведный Иоаким, с которым святая пророчица и почитается Православной Церковью в один день. Стоит отметить, что святой Иоаким происходил из рода Давидова, откуда, по преданию, и должен был выйти Спаситель. Святая Анна и Иоаким жили в галилейском городе Назарет. Две трети доходов они раздавали бедным, а также жертвовали деньги в Иерусалимский храм. Супруги до старости не могли зачать ребенка, но ежедневно горячо молились о том, чтобы Господь Бог даровал им чадо, поскольку у евреев бесчадие считалось Божьим наказанием и глубоким несчастьем. Первосвященники даже отказывались принимать дары от святой Анны и Иоакима, считая их грешными и не благословенными.

Однажды, после очередного отказа, праведный Иоаким в расстроенных чувствах ушел на сорок дней в пустыню, дабы молиться Господу и пребывать в строгом посте. Обратившись к своей родословной, он видел, что все его предки имели потомство. Даже у столетнего Авраама было чадо. Святая Анна полагала, что именно по ее вине их семью постигло великое горе. Но однажды ей пришло видение. В ветвях лаврового дерева Праведная Анна увидела гнездо с новорожденными птенцами. В очередной раз святая взмолилась Господу, пообещав принести свое чадо Ему в дар. По окончанию молитвы к Праведной Анне явился Ангел Божий, который возвестил о том, что Господь услышал ее молитвы. Ангел рассказал, что у супругов родится дочь Мария, которой будет суждено благословить все мировые племена. После этого святая Анна направилась в храм, благодаря Господа.

Святому Иоакиму также было видение, после которого он поспешил в Иерусалим. Именно здесь супруги зачали Благословенное Чадо, которое было названо Марией. До трех лет Пресвятая Дева Мария жила с родителями, а после воспитывалась в храме Господнем вплоть до самого совершеннолетия. Святой Иоаким скончался в возрасте восьмидесяти лет, сразу после того, как Деву Марию отправили в храм.

Святая Анна скончалась через два года после мужа, также в преклонном возрасте. Иоаким и Анна считаются Богоотцами, то есть предками Спасителя по плоти. Икона Праведной Анны и святого Иоакима, которая есть в нашем магазине, почитается ежедневно во время Божественной службы.

Праведных Богоотец Иоакима и Анны
Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова. Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.
В один из праздников, когда израильтяне приносили в Иерусалимский храм дары Богу, первосвященник, полагая, что бездетный Иоаким не имел благословения Божия, отказался принять от него дары. Святой Иоаким был глубоко огорчен. Он обратился к родословной двенадцати колен израильских и удостоверился, что все праведные мужи имели потомство, включая столетнего Авраама. Не возвращаясь домой, святой Иоаким ушел в пустыню и провел там сорок дней в строгом посте и молитве, призывая на себя милосердие Божие и омывая горькими слезами свое бесчестие.
Супруга его, святая Анна считала себя главною виновницею постигшего их горя. Однажды, увидев среди ветвей лаврового дерева гнездо с едва оперившимися птенцами, она слезно молилась о даровании ей младенца, обещая принести в дар Богу рожденное дитя. Как только святая Анна произнесла слова обета, Ангел Божий возвестил ей об исполнении молитвы и открыл, что у нее родится дочь по имени Мария, через Которую благословятся все племена мира. Обрадовавшись, святая Анна поспешила в Иерусалимский храм, чтобы возблагодарить Бога и повторить обет о посвящении Ему ожидаемого младенца.
С тем же благовестием явился Ангел и святому Иоакиму в пустыне и повелел ему идти в Иерусалим.

В Иерусалиме святая праведная Анна зачала Благословенное Чадо и родила Пресвятую Деву Марию. До трехлетнего возраста Пресвятая Мария жила в доме своих родителей, а затем торжественно была приведена святыми Иоакимом и Анной в храм Господень, где воспитывалась до совершеннолетия.
Вскоре после введения во храм Пресвятой Богородицы восьмидесятилетний старец Иоаким скончался. Святая Анна пережила его на два года и отошла ко Господу семидесяти девяти лет. Преклонный возраст праведных супругов показывает, что рождение у них Дочери было действием особого Промысла Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих.

Акафист святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне

Молитва святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *