Интересное про детей

Интересное про детей

Некоторые ученые, мыслители, художники находили в измерении длины самого человека не только практическую научную пользу, но и некую магическую закономерность. Так, в процессе измерения длины самого человека и различных частей его тела, а также установления соотношений и взаимосвязей между полученными результатами измерений появился термин «золотое сечение» или «золотая пропорция». Вся древнегреческая культура развивалась под знаком «золотого сечения». Греки первыми установили, что пропорции хорошо сложенного человеческого тела подчиняются «золотым пропорциям», что хорошо видно на примере античных статуй. Было выведено золотое число 1,618 и гармоничное соотношение двух смежных величин выраженное числом 1,12. Однако сам термин «золотое сечение» ввёл Леонардо да Винчи, который, например, отмечал, что длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя — рост человека и создал знаменитый рисунок «Витрувианский человек», в котором и отразил соблюдение указанных пропорций.

Отсюда можно сделать вывод о том, что самым первым способом измерения длины, и самой первой линейкой, я думаю, был сам человек. Он сравнивал длину других предметов с самим собой , с частями своего тела , своими возможностями . Это было удобно , но, конечно, не всегда точно .

Так, например в Таиланде, наряду с привычными нам метрами и сантиметрами, до сих пор используются старые меры длины, особенно для измерения земли:

  • 1 сэн = 40 метров;
  • 1 ва = 2 метра;
  • 1 саук = 0,5 метра;
  • 1 кеп = 0,25 метра.

При этом интересно, что мера длины в 1ва в зависимости от ситуации может использоваться для измерения площади, тогда она оставляет – 4м2.

Национальными мерами длины в Китае являются:

  • 1 ли — в древности составляла 300 или 360 шагов, а современное общепринятое значение — 500 метров. В Китае даже есть такое выражение «10 000 ли», что обозначает «очень далеко», а древняя известная китайская пословица гласит: «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага».
  • 1 фэнь = 66 метров.
  • 1 цунь или китайский дюйм – в современном Китае принимается равным 1/30 метра или 3,33 сантиметра. В прошлом длина цуня варьировалась исторически и географически . Однако в 30-х годах 20 века в Китае был выпущен специальный справочник Хютте, где национальные меры длины были приравнены к метрическим величинам и их длина была зафиксирована. Также в этом справочнике перечислялись еще и такие меры длины, как: 1 инь, 1 чи. «Чи» была самой неопределенной единицей длины вплоть до начала 20 века, даже внутри своей страны, в зависимости от местности и обстоятельств употребления ее значение варьировалось от 27 до 40 сантиметров.
  • 1 плетр = 29,6 метра;
  • 1 оргия = 1, 79 метра;
  • 1 дактиль = 1,85 сантиметров.

Довелось мне побывать и в Египте, где была придумана самая старая единица длины – локоть. По свидетельствам древнеегипетского ученого и философа Геродота в Египте меры длины у разных сословий различались. Так существовал, так называемый «царский локоть», чья длина в современном выражении составляет 52,4 сантиметра. Длина же локтя, используемого в повседневной жизни египтян составляла несколько меньше – 45 сантиметров. Сейчас в Египте существуют такие меры длины как 1 парасанг = 6,98 километрам и 1 шем = 62,82 километрам. Такие большие меры длины, на мой взгляд, были обусловлены географическим положением Египта и изобретались в ходе длительных переходов торговых караванов через пустыню.

Не менее интересным для меня стало исследование древнерусских мер длины, упоминания о которых живут и сегодня в нашей повседневной речи.

Перст – старинное название указательного пальца руки, ширина которого равна приблизительно 2 сантиметра.

Дюйм — . Он равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 1 дюйм = 2,54 сантиметра = 10 линиям. В настоящее время используется для измерения внутреннего измерения диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок и т. д.

Вершок – старая русская мера длины, употреблявшаяся до введения метрической системы мер.1 вершок = 1/16 аршина = 1,75 дюйма = 44,45 миллиметра = 4,44 сантиметра. Вершок – старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев . Встречается в пословицах: «Два вершка от горшка, а уже указчик».

Локоть – древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира.

Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 до 46 сантиметров или 11 – 16 вершков. Говорят: «Близок локоть да не укусишь», «Сам с ноготок, а борода-с локоток». Как мера длины на Руси встречается с XVI века.

Пядь, пядень — одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова «пясть» , т.е. кулак или кисть руки. Различают пядь малую – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 сантиметров, и пядь великую – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22-23 сантиметра.

Аршин – одна из главных русских мер длины, использовалась с XVI века. Название происходит от персидского слова «араш» – локоть. В одном из описаний Иерусалимского храма читаем: его длина 33 араша. Храм сохранился до наших дней и его высота 20,4 метра, значит, первоначально араш был равен 62 сантиметрам. Хотя в России, аршин изначально измерялся, как длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца. И в русском аршине было уже около 71 сантиметра. Но в разных губерниях России были свои единицы измерения длины, поэтому купцы, продавая свой товар, как правило, мерили его своим аршином, обманывая при этом покупателей. Чтобы исключить путаницу, был введен казенный аршин, т.е. эталон аршина, представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.

Верста или поприще – русская путевая мера. Верста – от слова вертеть. Первоначально – расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты 1060 метров. Верста, как мера длины на Руси встречается с XI века. По русской дороге были равномерно расположены верстовые столбы, по которым можно было зачислять или «верстать» преодоленное расстояние. Отсюда возникло выражение верстать затраты. Коломенская верста – «верзила» – шутливое название очень высокого человека Межевая верста существовала на Руси до XVIII века. для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания . Длина такой версты 1000 саженей, или 2,13 километра. Верста стала основой для многих поговорок и крылатых выражений: «Москва верстой далека, а сердцу рядом», «Любовь не верстами меряется», «Верстой ближе пятаком дешевле», «На версту отстанешь, на десять не догонишь», «Семь верст молодцу не крюк», «Его за версту видно».

Сажень – встречается с XI века. Название происходит от слова «сягать» т.е. доставать до чего-либо. Отсюда слово «недосягаемый» – о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени: маховая и косая

Маховая сажень – расстояние между концами пальцев распростертых рук, ее длина 3 аршина или 213 сантиметров. Косая сажень – расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Длина такой сажени примерно 248 сантиметров. Есть и соответствующая поговорка: «Косая сажень в плечах».

Миля ) – русская мера длины. Использовалась, как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или 7,468 километра. В газетных лозунгах и старых фильмах иногда встречается такое выражение: «Хозяйство развивается семимильными шагами».

Линия – ширина пшеничного зерна, примерно 2,54 миллиметра. Эта мера использовалась для измерения диаметра горловины в стеклянной части лампы. Этой единицей обозначают и калибр, т.е. диаметр канала в стволе огнестрельного оружия. Наибольший диаметр пули, снаряда тоже выражается в линиях или в миллиметрах. Отсюда название «трехлинейная винтовка» для винтовки калибра 7,62 миллиметра . Эта винтовка системы Мосина с конца XIX века была на вооружении русской армии. После некоторой модернизации она использовалась и в Советской Армии во время Великой Отечественной войны.

Шаг – средняя длина человеческого шага, 71 сантиметр. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Риме, Египте, Персии. Шаг, как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов. Шагами, например, отмерялось расстояние, на которое должны были сходиться противники во время дуэли.

Факты

1. Английский ярд, установленный в 1101 году королем Генрихом I, как расстояние от его носа до кончиков пальцев, оказался самой не сбереженной потомками мерой длины. Очень дорогой и тщательно изготовленный эталон сгорел во время пожара здания парламента в 1834 году. Пришлось собирать по всей стране наиболее доброкачественные копии, и утверждать заново величину ярда 50 годами позже.

2. Самой остроумной мерой длины мне показался 1 шток, принятый в Англии. 1 шток = длина левых ступней 16 человек, выходящих от заутрени в воскресенье. 1/16 штока давала длину фута, что по-английски как раз и значит: «ступня».

3. Самой романтичной мерой длины является – стадия. Это путь, который можно пройти с момента касания солнца горизонта, до тех пор, пока солнце за горизонтом не скроется. Мера хоть и красивая по определению, но не постоянная: шаг у людей разный, и потому стадия была равна от 185 до 195 метров.

В настоящее время для измерения длины существует международная система единиц . Метрическая система – это общее название международной десятичной системы единиц, основными единицами которой являются метр и килограмм.

Метрическая система выросла из постановлений, принятых Национальным собранием Франции в 1791 и 1795 по определению метра как одной десятимиллионной доли участка земного меридиана от Северного полюса до экватора.

Декретом, изданным 4 июля 1837, метрическая система была объявлена обязательной к применению во всех коммерческих сделках во Франции. Она постепенно вытеснила местные и национальные системы в других странах Европы и была законодательно признана как допустимая в Великобритании и США. Соглашением, подписанным 20 мая 1875 семнадцатью странами, была создана международная организация, призванная сохранять и совершенствовать метрическую систему. Вскоре выяснилось, что металлические эталоны длины можно сравнивать друг с другом, внося гораздо меньшую погрешность, чем при сравнении любого такого эталона с четвертью земного меридиана. В связи с этим Международная комиссия по метру в 1872 постановила принять за эталон длины «архивный» метр, хранящийся в Париже, «такой, каков он есть». В 1875 многие страны мира подписали соглашение о метре, и этим соглашением была установлена процедура координации метрологических эталонов для мирового научного сообщества через Международное бюро мер и весов и Генеральную конференцию по мерам и весам.

Новая международная организация незамедлительно занялась разработкой международных эталонов длины и массы и передачей их копий всем странам-участницам.

Современное определение метра в терминах времени и скорости света было введено в 1983 году: метр равен расстоянию, которое проходит свет в вакууме за промежуток времени, равный 1/299 792 458 секунды. В 1799 году из сплава 90% платины и 10% иридия был изготовлен эталон метра, длина которого соответствовала одной сорокамиллионной части Парижского меридиана.

Интересное рядом
Инновации , как убеждает наука и передовой педагогический опыт, имеют определенный цикл развития: зарождение идеи, целепологание, разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий), процесс реализации инновации.
Приоритетное направление для развития инновационной деятельности – организация экологического образования дошкольников. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом. Природа способна пробуждать в людях лучшие качества, надо только с детства учить видеть и понимать красоту природы.

Поэтому, одной из важнейших задач стало повышение экологической грамотности дошкольников, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе.
Потребность того, что дети должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольников, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку самостоятельно овладеть знаниями, подвела к необходимости внедрения нового метода экологического образования – метода проектов.
Лето! Какая удивительная пора! Можно весь день гулять на свежем воздухе среди зеленой травы, цветов, радоваться ласковому солнцу, щебетанию птиц, вволю наиграться с песком, таким прохладным и податливым, с водой, не боясь забрызгать платье и намочить обувь.
Летние каникулы составляют значительную часть времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для оздоровления детей и познавательно-исследовательской деятельности. В связи с этим был разработан проект «Интересное рядом»
Цели данного проекта:
формировать навыки самостоятельной умственной и поисковой деятельности, направленной на достижение определенной цели
развитие познавательной активности, самостоятельности, расширение кругозора.
Течет в стране песочной
Песочная река,
Построен дом высокий
Из желтого песка.
А справа, возле речки,
Где круче бережок,
Пекут в песочной печке
Песочный пирожок.
Н.Дилакторская
Всем нам хорошо знакомый песок кажется простым и понятным. Но на самом деле это удивительный и таинственный материал. Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тонелли и замки или просто пересыпать с ладони на ладонь. Игры с песком – это возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Песок может быть таким разным: сухой и легкий или тяжелый и влажный, он может с легкостью принять любую форму, и в то же время такой непостоянный – фигурки из него могут рассыпаться в любой миг. Все эти замечательные свойства песка, дающие широкий простор для творчества и фантазии, можно использовать в терапевтических целях.
Игра с песком – это естественная и доступная для ребенка форма взаимодействия и преобразования мира.
Что же происходит с ребенком, когда он играет в песок? В процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания с помощью игрушечных фигурок; создавая из песка собственный мир, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное – ребенок приобретает собственный бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Игра с песком – это не только развлечение для ребенка, но и развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, образного и пространственного мышления, речи, творческого потенциала.
В работе с песком можно использовать:
Игры на релаксацию «Песочный дождик» — пересыпать песок из кулачка одной руки на ладошку другой.
Игры на развитие тактидьной чувствительности и мелкой моторики «Волшебные отпечатки», «Необыкновенные следы», «Мы идем в гости»
Игры на развитие воображения и творческих способностей «Забавные ладошки» — отпечаток ладошкой + дорисовать изображение; «Картины на песке» — изображения животных, людей, зданий, транспорта, т.д.; «Дорожка из песка»
В работе с песком можно использовать следующие приемы рисования: на мокром песке; плоскими фигурками, формочками; пальчиком; цветным песком; природным материалом; печатание ладонями; составление изображений из цветных крышек или пробочек; дорисовка изображений.
Опыты с песком с последующими ответами на вопросы.
Использование песочной терапии дает положительные результаты:
Удается наладить эмоциональное общение детей со сверстниками
Оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей.
Вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, тревожность), уменьшает проявление отрицательных эмоций (гнев, обида, злость).
Песочная терапия помогает развить у детей интерес к неживой природе, сформировать воображение и конструкторские способности, сноровку и изобретательность, воспитать усидчивость и терпение. А это – залог успешной подготовки ребенка к новому жизненному этапу – к учебе в школе.
15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *