Индикт церковное новолетие

Индикт церковное новолетие

Индикты

Счёт индиктами, или пятнадцатилетними периодами, заимствован в дровней Руси из Византии. Индиктом называется порядковое место данного года в пределах текущего пятнадцатилетнего цикла, при чём исходной точкой этого циклического счёта являетей византийская эра -«сотворение мира», а смена индиктов в каждом цикле совершается в день византийского новогодия -1 сентября.

Этимология слова «индикт», так же, как и происхождение самой системы, выяснены недостаточно. Повидимому, счёт индиктами ведет свое начало от тех переписей населения, которые раз в 15 лет производились в Римской империи и в Византии. В Византии индикты введены в 313 г. н. э.

Каким образом найти индикт какого-либо интересующего нас года? Предположим, нам дан 6973 год по византийской эре. Прежде всего мы узнаем, сколько прошло от «сотворения мира» до указанной даты законченных пятнадцатилетних циклов. Для этого делим число 6973 на 15. Полученное частное (464) даёт ответ на этот предварительный вопрос. Но основной интерес для нас представляет не частное, а остаток (13). Он указывает, что 6973 год занимает 13-е место в незавершившемся 465-м пятнадцатилетнем периоде от «сотворения мира». Это цифровое указание на порядковое место, или, как говорят, порядковый номер данного года, и является его индиктом.

Таким образом, индикт 6973 г. = 13.

Отсюда общее правило определения индикта любой даты сводится к нахождению остатка от деления цифрового обозначения данного года от «сотворения мира» на 15. Если в результате деления
остатка не получается, то индикт приравнивается делителю, т. е. цифре 15.

Далее следует иметь в виду, как было уже указано выше, что индиктный счёт ведется от 1 сентября до 1 сентября следующего года. Поэтому, одна и та же дата, приведенная по двум календарным стилям (мартовскому и сентябрьскому), будет иметь общий индикт только для месяцев, совпадающих в обоих календарях, именно, с марта по август включительно. Для периода с января по февраль и с сентября по декабрь включительно индикт мартовского года будет на единицу больше сентябрьского, т. к. мартовский календарный счёт, как мы видели .выше, расходится с сентябрьским.

При определении индиктов для дат от «рождества христова» предварительно следует произвести перевод этих дат на летосчисление от «сотворения мира», а затем уже приступить к вычислению остатка от деления их на 15.

В целях облегчения работы по отысканию индиктов для дат различных стилей существует специальная таблица.

Пользоваться этой таблицей очень не сложно. В верхней ее части помещёны справа тысячелетия и столетия эры от «рождества хрисова», слева -тысячелетия и столетия от «сотворения мира». Внизу, в средней части, находятся цифры десятков и единиц годов для дат обоих летосчислений, справа и слева — числа индиктов. Индикт для даты по современному летосчислению расположен на пересечении вертикали, проведенной сверху вниз от нужной цифры тысячелетий и столетий, и горизонтали, идущей слева направо от соответственной цифры десятков и единиц. Горизонтальная линия, иаправленная от данного числа десятков влево, на месте своего пересечения с вертикальной линией, опущенной сверху от тысячелетий и столетий, покажет индикт для даты византийской эры.

Надо иметь при этом в виду, что табличный индикт, найденный для дат современной эры, следует увеличить на единицу в том случае, если событие произошло в один из месяцев с сентября то декабрь включительно. Для периода с января по август включительно табличный индикт остается в силе, т. к. эти месяцы январского года совпадают с соответственными месяцами сентябрьского календарного стиля, по которому ведется счёт индиктов. Аналогичное правило следует учитывать для мартовского календарного стиля византийской эры. В пределах совпадающего с сентябрьским календарём периода мартовского года (с марта по август включительно) мартовский индикт равен сентябрьскому, т. е. табличному. Для остальных месяцев (январь -февраль, сентябрь -декабрь), к индикту, найденному по таблице, следует прибавить лишнюю единицу.

, 15-летний период, использовавшийся в качестве единицы системы летосчисления. Термин (букв.- указание, разверстка налога) впервые появляется в документах из рим. Египта после 297 г. по Р. Х. в качестве обозначения периода налоговой отчетности, продолжительность к-рого c 287 г. была установлена в 5 лет. С 308/9 г. появляется последовательная нумерация годов И. начиная с 292/3 г.; после 20 лет последовал 1-й И. (312/3 г.), а в 327/8 г. нумерация была начата заново. С этого времени регулярным И. стал период в 15 лет (Bagnall, Worp. 2004). Однозначное определение даты по году И. требовало дополнительной информации, поскольку сами циклы И. не нумеровались (в отличие, напр., от олимпиад); редчайшим исключением является егип. папирус 933 г., датированный «43-м циклом» (счет И., т. о., идет с 297 г.- Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 769). Для практических нужд датировка по И. оказалась удобнее традиц. рим. системы счета лет по консулам и уже в IV в. получила широкое распространение по всей Римской империи. Одни из наиболее ранних примеров датировки по И.- дата Антиохийского Собора у свт. Афанасия Великого (консульство Марцеллина и Пробина, 341), 14-й И.- Athanas. Alex. De Synod. 25. 1), а также начало епископата свт. Афанасия в сир. индексе его посланий (44 г. Диоклетиана (327/8), 1-й И.- Histoire «Acéphale» et Index syriaque des Lettres festales d’Athanase d’Alexandrie / Ed. et trad. par A. Martin avec la collab. de M. Albert. P., 1985. P. 226-227). В т. н. досье Сардикийского Собора 343 г. среди прочих документов сохранилась пасхалия, составленная вост. епископами на обособившемся от правосл. отцов соборике в Филиппополе. Она идеально приспособлена к 15-летнему циклу И. (за счет утраты точности) и показывает даты пасхальных полнолуний на 30 лет, начиная с 1-го И. в единодержавное правление Константина Великого, т. е. на 328-357 гг. (Schwartz E. Christliche und jüdische Ostertafeln. B., 1905. S. 122-123). Подобный тип 30-летнего цикла известен и в поздней рус. пасхалистической традиции (XV-XVII вв.) под названием «руки лунной индиктовой» (Романова А. А. Древнерусские календарно-хронологические источники XV-XVII вв. СПб., 2002. С. 50-51). Первым офиц. документом, датированным по И., считается декрет имп. Констанция от 15 янв. 356 г. (indictione XV Constantio augusto VIII et Iuliano caesaris consulibus (указанной дате соответствует не 15-й, а 14-й год И.) — CTh. XII 12. 2). По закону Юстиниана I, вступившему в действие с 1 сент. 537 г., И. наряду с годом царствования и консульством был признан обязательным элементом датировки документов (Novell. Just. 47).

Поскольку изначально И. возник как налоговый период, он был приурочен к подведению итогов хозяйственной деятельности. В большинстве провинций сбор урожая основных культур заканчивался осенью. Однако традиция, по к-рой датой начала И. стало 1 сент., сложилась не сразу. Так, из памятников V в. следует, что на Востоке империи И. начинался позднее. Надпись 452 г. в Халкидоне с датой 22 сент., «по истечении 5-го индиктиона», предполагает начало И. не ранее 23 сент. (Duchesne L. Inscription chrétienne de Bithynie // BCHell. 1878. T. 2. P. 289-299). Дата землетрясения 458 г. в Антиохии указана у Евагрия Схоластика как «14 сентября, воскресенье, 11-й индикт» (Evagr. Schol. Hist. eccl. II 12); т. о., 12-й И. начался не 1 сент., а позднее. Древняя памятная надпись, датированная «месяцем октябрем, началом индиктиона», была найдена во Фракии близ древнего Паниона (Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. ᾿Αρχαιότητες κα ἐπιγραφα τῆς Θράκης κα Μακεδονίας // ᾿Ελληνικός Θιλολογικὸς Σύλλογος. ᾿Εν Κωνσταντινουπόλει, 1886. Τ. 17. Παράρτημα. Σ. 94). По-видимому, начало И. совпадало с началом нового года в различных календарях, имевших хождение на территории империи (Kubitschek. 1928). Так, в Антиохии началом года в I-V вв. было 1 гиперберетайоса (тишрина), т. е. 1 окт.; не ранее 483 г. было перенесено на 1 сент. (Downey G. The Calendar Reform at Antioch in the 5th Cent. // Byz. 1940/1941.

Vol. 15. P. 39-48). Во мн. календарях греч. Востока начало года было совмещено с осенним равноденствием, т. е. с 23 сент.- днем рождения имп. Августа (Асия, Вифиния, Памфилия, о-в Крит, Смирна, Пафос на Кипре, Иераполь (сир. Маббуг) — Grumel. 1958. P. 193-203). В Египте, где полевые работы оканчиваются в июне с разливом Нила, наряду с И., приуроченным к началу егип. года (1 тоута — 29 августа), применялись и «александрийские» И. с началом в мае (Ibid. P. 193; Bagnall, Worp. 2004. P. 22-35; Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 770). Они отражены, в частности, в датировках актов «Разбойничьего» Эфесского Собора (август 449 г. обозначен как 3-й И. вместо принятого 2-го — ACO. T. 2. Fasc. 1. P. 1, 77; Perry S. G. F., ed. The Second Synod of Ephesus. Dartford, 1881. P. 13, 401). 1 сент. было признано началом И. во 2-й пол. V в. (древнейший пример — дата кончины прп. Симеона Столпника, 2 сент. 459 г., «в конце 12-го и начале 13-го индиктиона», в его сир. Житии, написанном в 474 г.- Lietzmann H., Bearb. Das Leben des heiligen Symeon Stylites. Lpz., 1908. S. 228-229). По мнению В. Грюмеля, переход на «сентябрьский стиль» И. произошел с 462/3 г. (Grumel. 1958. P. 202).

После указа Юстиниана I Великого об обязательной датировке по году царствования (537) система летосчисления по консулам-эпонимам выходит из употребления (последний из них был назначен в 541, после чего консулами становились только императоры) и 1 янв. (традиц. дата вступления консулов в должность) постепенно теряет статус офиц. начала года. В VI-X вв. в Византии существовало множество других вариантов начала года: с 25 дек., с 1, 21 или 25 марта, с Пасхи, с начала правления императора и др. В богослужебную лит-ру 1 сент. вошло не как начало года, а именно как начало И. В качестве «новолетия» (τὸ νέον ἔτος) в некоторых литургических памятниках закрепилось 23 сент.- праздник зачатия св. Иоанна Предтечи св. Елисаветой. Дата встречается в греческих церковных календарях (SynCP. Col. 71-74; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 8) и в славянских богослужебных Евангелиях X-XII вв.- Ассеманиевом, Остромировом, попа Саввы, Мирославовом (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 296; Grumel. 1958. P. 195; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001). На богословское осмысление этой древней календарной традиции как начала проповеди Христа, «лета Господня благоприятного» (Лк 4. 16-22), указывает особое место «нового лета» в древних циклах евангельских литургических чтений (см.: Grumel. 1958. P. 200-201).

Визант. эра от Сотворения мира, сформировавшаяся в VII в., идеально приспособлена к счету по индиктам. Ее начало — 1 сент. 5509 г. до Р. Х.- совпадает с началом 1-го года И., что значительно облегчает пересчет: последняя цифра года от Сотворения мира либо совпадает с цифрой И. (напр., 6601 г.- 1-й И.; 6581 г.- 11-й И.), либо отличается от него на 5 (6590 г.- 5-й И., 6600 г.- 15-й И.). Несмотря на то что счет по И. был в Византии самым распространенным способом летосчисления, сами византийцы не знали точно, откуда он произошел. В «Пасхальной хронике» (ок. 630) под 1-2-м годами 183-й олимпиады (48-47 гг. до Р. Х.) указано: «1-й год Антиохии Великой и первый год пятнадцатилетних индиктов считаются с первого года Гая Юлия Цезаря… Индикты начали считать с первого числа месяца горпиайоса (сентября)» (Chron. Pasch. P. 355-356). Это не мешает хронисту отметить далее, что в 8-м году Константина Великого «был установлен первый индиктион в консульство Волусиана и Аниана» (Ibid. P. 687; консулы указаны с ошибкой в 1-й год; ср.: Р. 522). Через посредство хроники Георгия Амартола (Монаха) легенда об изобретении И. Юлием Цезарем проникла и в слав. книжную традицию (Матвеенко В. А., Щеголева Л. И. Временник Георгия Монаха. М., 2000. С. 173). Прп. Максим Исповедник в пасхалистическом трактате (641) следовал др. объяснению, указывая, что И. «произошел, согласно историописателям, от Августа Кесаря, во второй год его царствования»; кроме того, прп. Максим, уверенный в естественном характере всех хронологических циклов, в т. ч. и И., считает нужным объяснить несовпадение начала творения по александрийской эре с 1-м годом И. особой реформой, проведенной Августом (PG. 19. Col. 1249-1252). К этому же 2-му году Августа возводит начало индиктов хронист XI в. Георгий Кедрин, черпавший сведения из более ранних источников (Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 303). Однако в др. месте он же сообщает, что «индикты (ἴνδικτοι) начали считать с 15-го года правления Августа Кесаря; называется же индиктион, то есть инактион, от победы при Акции. Акций — мыс Никополя Эпирского, где Август победил в сражении Антония и Клеопатру и был в то время провозглашен единовластным правителем» (Ibid. P. 573). Своего рода итог подобным «гипотезам» подвел в кон. XI в. Михаил Пселл: «О числе 15 и названии индиктиона некоторые баснословно рассказывают, будто бы это идет от некоего полководца, звавшегося таким именем, которому 15 лет сопутствовала удача, а другие 15 лет — неудача, и потому он заповедал потомкам соблюдать при счете лет это число. Но это выглядит недостоверным, поскольку мы видим, что счет индиктионов и совокупность лет от самого Сотворения мира идут во взаимном тождестве… Так что они идут не от какого-то полководца, но от самого бытия мира… «Индиктион» переводится как «распределение». Что же касается числа 15… мы говорим, что причина этого в смене человеческих возрастов. Ведь через 15 лет мы проходим главные перемены — юность, зрелость, средний возраст, седину, старость, преклонную старость и долгожительство» (Redl G. La chronologie appliquée de Michel Psellos // Byz. 1930. T. 5. P. 255-256).

На Западе в VIII в. в трудах Беды Достопочтенного появляются И. с началом в день осеннего равноденствия — 24 сент. (Beda Venerabilis. De temporum ratione. 48 // PL. 90. Col. 496). На связь сентябрьского И. с осенним равноденствием указывал уже в IV в. свт. Амвросий Медиоланский, не приводя, впрочем, никаких точных дат (Ambros. Mediol. De Noe et arca // PL. 14. Col. 390). Под влиянием Беды такая система вошла в употребление сначала на его родине, в Англии, а затем при дворе Каролингов (с Людовика Благочестивого) и их преемников, герм. королей и римско-герм. императоров (с Конрада I до Карла IV, 912-1378); в XI-XIII вв. она использовалась на нем. церковных землях и во Франции, а также во Флоренции (нач. XII в.) и в Риме при папе Урбане II (1088-1099) и регулярно с понтификата Александра III (1159-1181) (Giry. 1894. P. 98-99; Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 770). Нумерация этих И., известных под названием «имперских» или «цезарианских», совпадает с византийскими. И. с той же начальной датой, но отстающие от «имперских» на 1 год, применялись в Генуе в XIII в. Их началом считалось 24 сент. 3 г. до Р. Х. (Giry. 1894. P. 99). Наконец, на Западе были популярны И., начало к-рых было совмещено с началом календарного года. Таковы И. с началом 25 декабря или 1 янв. («римские» или «понтификальные индикты»), применявшиеся в Риме в VI-VII и X-XI вв. (наряду с византийскими), а также в Германии (наряду с «имперскими»); с XIII в. «римские» И. стали широко известны в Зап. Европе. Др. датами начала И. были 8 сент. (Сиена, XIII в.), 1 окт. (Кёльн, XIV в.) и 25 марта (Флоренция, Рим при папе Николае II (1059-1061), Дофине). В целом в употреблении И. на Западе не было системы, и некоторые памятники содержат неопределенные датировки типа «indictione Xa, plus vel minus» (Ibid. P. 101). Один франц. документ 1023 г. датирован даже 21-м И. (Blackburn, Holford-Strevens. 1999. P. 770).

Формула для вычисления И., соответствующего данному году совр. летосчисления от Р. Х., указана создателем этой эры Дионисием Малым: к номеру года следует прибавить 3 и разделить на 15; остаток покажет год И. (PL. 67. Col. 498).

Лит.: Giry A. Manuel de diplomatique. P., 1894. P. 96-101; Ginzel F. K. Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie. Lpz., 1914. Bd. 3. S. 148-155; Kubitschek J. W. Grundriss der antiken Zeitrechnung. Münch., 1928. S. 108; Grumel V. La Chronologie. P., 1958. P. 192-206; Blackburn B., Holford-Strevens L. The Oxford Companion to the Year. Oxf., 1999. P. 769-771; Bagnall R. S., Worp K. A. The Chronological Systems of Byzantine Egypt. Leiden; Boston (Mass.), 20042. P. 1-14; Mosshammer A. A. The Easter Computus and the Origins of the Christian Era. Oxf.; N. Y., 2008. P. 20-24.

П. В. Кузенков

Начало нового церковного года — 14 сентября

14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый церковный год (новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта).

Всякий новогодний праздник — довольно условная дата, и первое сентября юлианского календаря — не исключение. Откуда же взялась традиция начинать церковный год с этой даты?

Годовой круг богослужений привязан отнюдь не к 1 сентября, а начинается праздником Пасхи. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался три месяца спустя — 1 декабря, в день памяти пророка Наума. И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось 1 марта. Александрийские ученые обосновывали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно 1 марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения — субботе. От первого марта александрийцы начинали отсчет пасхального года, высчитывая фазы луны и сопоставляя их с воскресными днями (Пасху праздновали в первое воскресение после первого полнолуния, после дня весеннего равноденствия).
Дата же 1 сентября является данью гражданской византийской традиции. Эта дата сменила привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи — в царствование Константина Великого (4 век). Начало индикта- это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, 15-летнего промежутка времени, который при равноапостольном Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Существует мнение, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году.
Священное Предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /
о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /
славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, /
и рабски любовию вопием Ти: /
Благодетелю Спасе наш, слава Тебе. Слава: глас 3: Твоих благодеяний и даров туне, /
яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /
к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, /
и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: /
слава Тебе, Боже Прещедрый. И ныне: глас 2: Всея твари Содетелю, /
времена и лета во Своей власти положивый, /
благослови венец лета благости Твоея, Господи, /
сохраняя в мире люди и град Твой /
молитвами Богородицы и спаси ны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *