Всенощное бдение и литургия: разъяснение церковного богослужения, часы и текст службы

Впервые этот обычай ввел в практику Иисус Христос вместе со своими учениками. Последующие столетия ритуал постоянно пополнялся новыми ектениями и молитвословиями, которые сохранились до сегодняшнего дня.

По сути, всенощные – это долгие ночные священнодействия, совершающиеся в храме. Православие называет такую молитву поистине добродетельной, так как для обретения свободы духа недостаточно короткой церковной службы.

Всенощное бдение и литургия: разъяснение церковного богослужения, часы и текст службыВсенощные – это долгие ночные священнодействия

Смысл богослужения

Как правило, всенощное бдение проводится около шести часов вечера перед великими православными торжествами:

  • Двунадесятыми празднествами;
  • храмовыми событиями;
  • особыми датами, отмеченными в Типиконе;
  • церковными праздниками, установленными отдельными приходами.

Также ночное священнодействие совершается перед воскресной службой и является обязательным при подготовке к Таинству Евхаристии. Не явиться на такое богослужение считается грехом, если только причины не были довольно вескими.

Всенощное бдение и литургия: разъяснение церковного богослужения, часы и текст службыВсенощное бдение проводится перед Двунадесятыми празднествами

Главная идея вечерних богослужений – духовное освобождение и исцеление. Длительная молитва помогает прогнать посторонние мысли, сосредоточиться на смысле грядущего празднества, подготовить христианина к принятию Божьей благодати.

Всенощное бдение является нераздельной частью Воскресной Литургии. При этом последняя отображает грядущее Небесное Царство, а предшествующая ей служба – минувшие ветхо- и новозаветные времена. Иными словами, оба священнодействия дополняют друг друга, будучи объединенными общим смыслом.

Видео «Всенощное бдение с объяснением»

В этом видеосюжете дается объяснение богослужению.

Как проходит богослужение

Ночная служба начинается около 16:00–18:00 часов с Великой Вечерни, символизирующей становление Церкви во времена Ветхого Завета.

Священнослужители открывают Царские Врата, а затем окуривают алтарь ладаном в знак Божьей благодати, наполнявшей Эдем и проживавших там прародителей.

Во время каждения воспевается Святой Дух, создавший этот мир, а также возводится честь всем святыням. При этом батюшка просит у Господа благословения для мирян, пришедших в храм.

Далее Царские Врата закрываются, символизируя изгнание из рая Адама и Евы, нарушивших Закон Божий. Прося у Всевышнего прощения, церковники поют великую ектению.

Она представляет собой просьбу смилостивиться над грешниками, помочь им в мирской жизни.

Затем церковник читает светильничные молитвы, которые содержат прошения к Богу о духовном озарении, возможности познать Его любовь, одарить радостью.

Во время молитвенного песнопения церковники выносят свечи, означающие свет христианского учения, диакон несет икону Иоанна Предтечи, а священнослужитель идет с пустыми руками, опустив их вниз.

После слов «Мир всем» прихожане преклоняют головы, а батюшка обращается к Всевышнему за помилованием, спасением и защитой от сатанинских сил.

Далее начинается продолжительное моление, которое называется литией.

Лития совершается в притворе как знак смирения перед Господом Богом.

Заканчивается первая часть всенощного бдения ектенией «Ныне отпущаеши», воспевающей обет Божий о пришествии Мессии. Затем начинается утренняя служба, посвященная уже Новому Завету.

Церковники поют псалмы, изображающие радость и одновременно скорбь души, показывающие необходимость искупления грехов.

Произнеся евангельские тексты, священнослужитель выходит из алтаря, символизируя собой Спасителя, а затем читает 12 утренних молитв.

Вновь открыв Царские Врата, духовные лица окуривают весь храм. Такое действие отображает учеников Христа, пришедших после Воскресения к Его Гробу.

Далее Святое Писание выносят из алтаря, а после этого читают прокимен и само Евангелие. По окончании совершается помазание освещенным елеем.

Сначала священнослужители проводят его над собой, а затем над прихожанами, чертя на лбу каждого елейный крест.

Совершив церковный обряд, духовные лица читают девять канонов, описывающих житие святых, во имя которых грядет празднество. После последних строк, произнесенных батюшкой, хор спускается и поет катавасию. Заканчивается ночная служба благословением священнослужителей своей паствы.

Всенощное бдение и литургия: разъяснение церковного богослужения, часы и текст службыПродолжительное молениеВсенощное бдение и литургия: разъяснение церковного богослужения, часы и текст службыДуховные лица окуривают весь храмВсенощное бдение и литургия: разъяснение церковного богослужения, часы и текст службыПомазание освещенным елеем

Сколько длится всенощное бдение

В раннехристианские времена всенощная продолжалась до самого утра, а потому и была названа именно так. Сегодня же ее длительность не превышает трех часов.

Церковь пошла на подобные послабления по единственной причине: не все прихожане могут выстоять такую долгую службу. Как правило, священнодействие начинается с 17:00, а заканчивается около 22:00.

Самым длинным действием считается Рождественское ночное богослужение.

Отличие всенощной от вечерней службы

Люди, не так часто посещающие церковь, редко задумываются, чем отличаются эти два священнодействия. Однако разница есть, хоть и не слишком существенная. В основном она состоит в продолжительности – вечерняя служба длится меньше.

Оба богослужения совершаются накануне воскресных дней или великих церковных празднеств. Открываясь вечерним богослужением, которое начинается около 16:00–18:00 часов, бодрствование плавно переходит к утренним молитвам.

Сегодня само слово «всенощная» не совсем отвечает скрытому в нем смыслу, так как продолжительность церемонии была существенно сокращена.

Ранее такие бодрствования длились не до полуночи, как сейчас, а до самого рассвета, полностью оправдывая свое название.

Всенощное бдение и литургия: разъяснение церковного богослужения, часы и текст службыВечерняя служба длится меньше

Ночные бдения – очень важная и распространенная практика, пришедшая к нам еще с раннехристианских времен. Совершаясь перед церковными празднествами, она помогает верующим христианам очистить душу, отринуть мирские переживания, настроиться на грядущее празднество, полностью осознав его сакральный смысл.

Всенощное бдение — содержание и смысл службы | Православиум

Рубрика: Богослужения, Церковные праздники

Всенощное бдение – торжественное православное богослужение, совершаемое вечером накануне особо значимых церковных праздников. Такими праздниками в Православии являются воскресные дни, Двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение Господне и другие), дни памяти особо почитаемых святых, икон Божией Матери и т.д.

Всенощное бдение и литургия: разъяснение церковного богослужения, часы и текст службыПолиелей — центральная часть Всенощного бдения

“…Бдение напечатлевает в нас боголюбивые помыслы, производит в нас отвращение от мирской суетности и научает отдалять от себя вредное” (преподобный Нил Синайский).

В древности это богослужение длилось всю ночь, начиная с позднего вечера до рассвета. Благодаря этому и появилось такое название.

В буквальном понимании «Всенощное бдение» – это бодрствование в течение всей ночи.

Такую молитвенную «работу» совершали первые христиане, укрываясь от гонителей в катакомбах, исполняя наказ пророка Давида: “Воздвигните ночью руки ваши к святилищу, и благословите Господа” (Пс.133.)

В настоящее время Всенощная служба начинается не ранее 15.00 часов (точное время определяется настоятелем конкретного храма) и длится примерно 2-4 часа. Подобные коррективы были внесены по снисхождению к немощам современных христиан. Однако в некоторых монастырях, например, на Афоне, это богослужение совершается по традиции всю ночь.

Суточный круг богослужения

Совокупность богослужений, которые совершаются в Православной Церкви в течение суток, называется Суточным кругом богослужения. По сложившейся Церковной традиции таких богослужений девять:

  1. Девятый час.
  2. Вечерня.
  3. Повечерие.
  4. Полунощница.
  5. Утреня.
  6. Первый час.
  7. Третий час.
  8. Шестой час.
  9. Божественная Литургия.

Структура Всенощного бдения

Основанное на молитвенном примере Спасителя и апостолов, Всенощное бдение как храмовая служба сформировалось к IV веку. Она была дополнена многочисленными молитвословиями в VIII и IX веках. В сложившемся виде совершается и по сей день.

Читайте также:  Молитва николаю чудотворцу о здравии: самые сильные тексты и как читать

Всенощное бдение является цельным, неразрывным богослужением. Оно состоит из Вечерни, Утрени и Первого часа. Всенощная всегда предшествует Литургии – главнейшему православному богослужению.

Во время Литургии каждый верующий  имеет возможность соединиться со Христом в Таинстве Евхаристии, приняв Честные Дары Его Тела и Крови, которые “являются истинным очищением, истинной красотой, истинным освящением и благородством души” (святитель Иоанн Златоуст).

Всенощное бдение: смысл и содержание

В общем смысле богослужение для христиан – это богопочитание, угождение Богу исполнение Его Святой воли. Первые люди в раю могли свободно прославлять Творца, Его премудрость и всемогущество. В этом и заключалось их богослужение. Также мы называем богослужением познание Бога людьми через Его творения и молитвенное общение с Ним.

Богопознание в Православии – это познание Любви и возрастание в Ней, потому что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём». (1 Ин 4:16)

Но в мире, пораженном грехом, для богопознания человеку необходимо духовное усилие. Потому что “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его”. (Мф.11:12).

“Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия” (праведный Иоанн Кронштадтский).

Внешне такое духовное усилие воплощено в церковных богослужениях. Особое место среди них занимает Всенощное бдение.

Эта служба имеет важнейшее значение. Она подготавливает христианина к участию в Литургии.

«Мы настолько погружаемся в земную суету, и попечения, – пишет священник Валерий Духанин в книге «Во что мы веруем», – что для обретения подлинной духовной свободы нам требуется очень продолжительное богослужение. Таковым и является Всенощное бдение. Это богослужение, способно освободить нашу душу от мрака земных впечатлений, расположить к постижению духовного смысла праздника, к восприятию благодатных даров».

Всенощное бдение символизирует и по своему содержанию напоминает историю Ветхого и Нового Заветов.

Последование Всенощного Бдения

Начинается богослужение Великой вечерней. Открываются Царские врата. Дьякон и священник совершают каждение в полной тишине. Это безмолвное каждение призвано напомнить нам о начале творения мира, когда земля «была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Бытие 1:2)

Священник произносит первое возглашение: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», и под пение 103-го псалма, прославляющего Творца мира, кадит весь храм и молящихся. Это священнодействие призвано напомнить стоящим в храме не только о сотворении мира, но и о блаженной жизни первых людей в раю, когда Сам Бог был с ними рядом.

Но грехопадение лишило человека рая – и поэтому закрываются Царские врата. И перед ними, как когда-то Адам перед закрытыми вратами рая, встает дьякон и произносит Мирную ектению.

Так в течение всей Вечерни Церковь обращает внимание молящихся на образы и события Ветхого Завета, пропитанные ожиданием пришествия в мир Спасителя. Молитвой «Ныне отпущаеши…» старца Симеона, дождавшегося встречи с воплотившимся Богом, подготавливается введение в богослужение Евангельских событий.

С началом Утрени во Всенощном бдении совершается переход к Новому Завету. И поэтому первое молитвословие Утрени – это ангельское славословие перед вифлеемскими пастухами в ночь Христова Рождества:

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк.2:14).

Полиелей

Пение хвалебных стихов: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуйя» возвещает о наступлении самой торжественной части всего Всенощного бдения. Она именуется полиелеем (греч. «многомилостие», «многое освещение»).

Словами полиелея христиане воздают хвалу Богу за великую милость воплощения Сына Божия и спасение Им рода человеческого от смерти и рабства дьяволу. Во время полиелея открываются Царские врата, зажигается паникадило и другие светильники.

В знак особого благоволения Божия к людям священником совершается каждение всего храма.

Накануне воскресных дней после полиелея поются особые воскресные тропари. Они рассказывают о встрече у Гроба Господня жен-мироносиц с ангелами, возвестившими им о Воскресении Иисуса Христа. 

Торжественное чтение Евангелия на Утрене является кульминацией всего Всенощного бдения. Затем читается канон – богослужебное песнопение, составленное из кратких молитв.

В конце Утрени поется великое славословие, в котором мы прославляем Бога за дарование дневного света и Света Правды – Христа, просветившего род человеческий светом Истины.

Заканчивается Всенощное бдение чтением Первого часа. Этими молитвословиями освящается наступающий день и испрашивается благословение на день грядущий:

«Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие. Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. Яви свет лица Твоего рабу Твоему и научи меня повелениям Твоим».

Всенощное бдение: изменения в содержании

Каждое Всенощное бдение, заключающее в своих постоянных песнопениях вышеизложенный смысл, наполнено и множеством изменяемых песнопений.

Изменяемые песнопения всегда посвящены празднику. Поэтому Всенощная служба выполняет и образовательно-просветительскую функцию. К изменяемой части Всенощного бдения относятся, например, Евангелие, стихиры, тропари, каноны.

Наполнение Всенощного бдения на протяжении года меняется. Так, за несколько недель до наступления Великого поста в это богослужение включается пение псалма «На реках Вавилонских…». Он напоминает нам не только о ветхозаветном вавилонском пленении   евреев, но и о рабстве дьяволу всего человечества после грехопадения.

Ибо “мы все рождаемся грешниками от праотца нашего Адама согрешившего, преступниками от преступника, рабами греха от раба греха, подклятвенными и мертвыми от подклятвенного и мертвого, и из-за Адама, приявшего действие лукавого дьявола, его советом подвигнутого на грех, поработившегося ему, потерявшего самовластие, и мы, как чада его, подлежим действию и властному господству диавола и бываем рабами ему” (преподобный Симеон Новый Богослов).

На Всенощных бдениях, посвященных воскресным дням, после чтения Евангелия поется песнь: «Воскресение Христово видевше…» 

Важность посещения Всенощного бдения отмечалась многими святыми отцами Церкви. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил:

“За обедней Иисус Христос приносит нам Себя в жертву, а за утреней мы себя приносим Ему в жертву. Это понуждение, эта борьба с плотью и имеет такое значение”.  

Всенощное бдение, разворачивая перед нами историю спасения рода человеческого Крестной Жертвой Спасителя. Тем самым призывает нас к покаянию и подготавливает к принятию Тайн Христовых на Литургии.

Постоянные молитвословия Всенощного бдения

Свете Тихий, святыя славы Безсмернаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

Читайте также:  Молитва серафиму саровскому: полный текст молебна и в чем помогает, как просить

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Хвалите Имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.

Исповедайтеся, Господеви, яко благ, яко в век милость Его. аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.

Всенощное бдение — разъяснение церковного богослужения

В православии есть большое количество различных таинств и обрядов. Не все верующие знают их полностью или хотя бы слышали их названия. Но есть те, о которых стоит знать и даже принимать участие.

В разговоре людей более приближенных к церкви можно услышать о том, что такое всенощное бдение в церкви. Но если Вы не особо владеете информацией и терминами, то все эти слова будут казаться Вам китайской грамотой.

Так что давайте разберемся, что же это такое.

Всенощное бдение и литургия: разъяснение церковного богослужения, часы и текст службы

Что такое Всенощное бдение

В народе данным обозначением называют богослужения, которые проводятся вечером перед большими церковными праздниками. Чаще всего начало проведения подобной службы происходит между 4-6 часами вечера. Есть сведения в некоторых церковных изданиях о том, что проведение их было связано с благодарностью Господа за избавление от напастей и защиту в военное время.

Разъяснение церковного богослужения Всенощного бдения могут более подробно сделать церковнослужители. Но мы также постараемся дать Вам всю необходимую информацию.

Есть некоторые особенности этого мероприятия, которые несколько отличают его от прочих:

  • По окончанию вечерней производится освящение вина, хлеба, пшеницы и растительного масла. Все это объясняют тем, что именно данные продукты раньше были в рационе служителей святых обителей.
  • Полный вариант включает в себя чтение отрывков из Евангелия во время утренней, а также пения славословия. Таким образом верующий высказывает свою благодарность Господу за еще один отведенный день и то, что он уберег его совершения непристойных поступков.
  • После богослужения происходит помазывание верующих елеем.

Когда происходит служение

Есть наиболее важные даты, накануне которых происходит бдение. К ним относят:

  • храмовые праздники;
  • особенно отмеченные дни в Типиконе;
  • воскресные дни;
  • двунадесятые праздники;
  • дни по личному желанию настоятеля храма или относительно местных традиций.

Так же читайте:  Огласительные беседы перед крещением для крестных

Отличие всенощной от вечерней службы

Многие задают себе вопрос о том, чем отличается всенощное бдение от вечернего богослужения. Особо большой разницы нет, но есть некоторые отличия.

В свою очередь данная процессия состоит из нескольких частей:

  • вечерня с утреней;
  • первым часом.

Проводят данные моления более торжественно, чем в другие дни. Ранее их называли всенощными, так как они начинались поздно вечером и продолжались на протяжении всей ночи аж до рассвета. Вечерняя проводится не простая, а более обширная. Пения могут сопровождаться хором, что добавит еще больше красок.

В большинстве случае такое мероприятие имеет место быть с субботы на воскресенье. Присутствие на нем обязательно для тех, кто желает пройти обряд Причащения. Остальным желательно, но не всегда есть такая возможность. Если весомость Ваших проблем достаточно велика, то это одно дело, а если это просто отговорки, то Вы берете на себя грех.

Чинопоследование богослужения

Как уже было сказано, временная продолжительность ее несколько изменилась.

Сколько длится всенощное бдение в церкви? Так как посещают церковь в основном люди достаточно преклонного возраста, то было принято решение о том, чтобы проявить к ним снисхождение и длительность ее была сокращена. Теперь она не начинается поздно и не тянется всю ночь напролет. В современном мире это занимает около 2-3 часов.

Так как данная служба проводится перед большими и почитаемыми церковными праздниками, то стоит знать о том, что задача заключается в очищении мозга от негатива и настраивание на восприятие положительного спектра эмоций. Многие священники говорят о том, что ее проведение несет в себе историю Старого и Нового Заветов. Существует также определенное чинопоследование всенощного бдения. Главные направлены на:

  • открытие Царских Врат и знаменование о творении мира; начало подобного действия еще по другому называют Великой вечерней;
  • далее священник кадит храм и присутствующих под пение псалма, прославляющего премудрость Господа;
    закрытие врат говорит о том, что был совершен первородный грех и уже молитвы направлены на них. Все последующие тексты говорят о том, насколько ухудшилось положение людей после такого опрометчивого поступка;
  • чтение стихиры Богородице сопровождается прохождением священника через северные двери алтаря и прохождением в Царские ворота — это символизирует появление миссии;
  • наступление утреней ознаменует начало Нового Завета; основная его часть заключается в высказывании благодарности Господу за дарование Спасителя;
  • после начинают озвучивание текстов из Евангелии, которое относится к торжеству, и канона.

Так же читайте:  Подарок на крестины для мальчика

Помните, что брать участие в церковных обрядах или нет – это сугубо решение каждого отдельно. Но стоит помнить о том, что просто отказать от этого не красиво. Если Вы верите, то соблюдайте церковные правила и каноны.

Господь всегда с Вами!

Всенощное бдение — разъяснение церковного богослужения

Лекция 9: Всенощное бдение. Подготовка к службе

На основании всех предыдущих лекций подготовим воскресную службу
на 7 декабря/24 ноября: Глас 1-й. Попразднство Введения. Вмц. Екатерины.

Конечно же, воспользуемся богослужебными указаниями (пример на 2014 год).

Некоторая особенность данной службы состоит в том, что совмещены
не только воскресная служба и служба святому, но и попразднство двунадесятого
праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, который совершали 4 декабря/21
ноября.

Попразднство означает продолжение праздника (после праздника), поэтому
в последующие после праздника службы включаются песнопения праздника. В
богослужебных указаниях и книгах все относящиеся к празднику указания
соответственно обозначаются словом «праздник».

Праздник Введения имеет
попразднство 5-7 декабря и 8 декабря – отдание праздника. Во все эти дни в
песнопения служб включаются также и песнопения праздника Введения.

В плане подготовки службы нас интересуют только изменяемые
песнопения службы.

Читайте также:  Иконописец андрей рублев: биография святого и его творческий путь, известные иконы

Вспомним, что всенощное бдение состоит из великой вечерни и
утрени, соответственно и указания содержат в себе указания к каждой из частей
всенощного.

Первая изменяемая часть на великой вечерне – стихиры на «Господи воззвах». В 3-й лекции было достаточно подробно
рассмотрено, как понимать указания стихир на Господи воззвах и где нужно искать
стихиры.

В рассматриваемой службе у нас положено, как обычно в воскресное
бдение, 10 стихир: из них воскресные, глас 1й – 3, праздника, глас тот же – 3,
вмц. Екатерины, глас тот же – 4. Далее на «Слава», глас 2-й: «Ра́достно к
торжеству́…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Все необходимые стихиры мы найдем в книгах Октоих, глас 1-й и в Минее ноябрьской на дату 24 ноября (помним,
что даты Минеи смотрим по старому стилю). 

Первыми идут стихиры воскресные, то есть из Октоиха, их мы находим
на великой вечерни в день суббота (в субботу на велицей вечерни). Далее смотрим
Минею: стихиры праздника у нас находятся в том же дне, где и стихиры вмц.

Екатерины, но следуют после них (как написано в указаниях смотреть их надо на
стиховне вечера. Поются же эти стихиры после воскресных, перед стихирами вмц.
Екатерине.

Следование стихир построено согласно иерархии: воскресные стихиры
посвящены Господском празднику – Воскресению (малая Пасха), стихиры праздника
Введения – Богородичный праздник и последними поются стихиры святой.

Стихира
после «Славы» также находится в Минее, поскольку прославляет вмц.
Екатерину, а после «И ныне» на воскресное всенощное у нас всегда поется
догматик на глас Недели, то есть 1-го гласа «Всемирную славу».

Следующая изменяемая часть великой вечерни – это лития. На литии,
как видим из указаний, поются стихиры праздника и искать их нужно на стиховне
утрени (в Минее это располагается на утрени после стихир на «Хвалитех»).

Следующий блок – стихиры на стиховне. Положено петь воскресные
стихиры, значит берем их из Октоиха. После «Слава» мы вновь прославляем вмц.
Екатерину, после «И ныне» поем стихиру праздника – они находятся в Минее на
стиховне вечера соответственно после «Слава» и после «И ныне».

После того, как прочитали «Трисвятое», «Пресвятая
Троице», «Отче наш» следуют изменяемые тропари: два раза поется
«Богородице Дево» и один раз тропарь праздника, то есть тропарь Введения.

Переходим к утрене.

На «Бог Господь» следуем указаниям и поем дважды тропарь
воскресный, глас 1-й «Камени запечатану от иудей», затем «Слава», тропарь вмц.
Екатерины, глас 4-й, «И ныне» тропарь Введения, глас 4-й.

Тропарь воскресный можно найти в Октоихе, праздника и вмц. Екатерины
– в Минее. Либо можно использовать специальные сборники с тропарями или просто
в церковном календаре с тропарями и кондаками на соответствующий день. 

После чтения кафизм и малой ектении читается седален воскресный,
поскольку мы совершаем воскресное всенощное.

Ввиду того, что кафизм положено
читать две, и соответственно седальнов тоже два, а на практике часто читается
либо одна кафизма, либо выборочно читаются псалмы, можно прочитать любой из
седальнов или как благословит священник. Когда я готовила службы, настоятель
благословлял выбирать любой.

Седальны мы найдем в Октоихе на утрене. Обратим
внимание на то, чтобы не перепутать и открыть в Октоихе нужную нам утреню.

Поскольку согласно следованию суточного круга после великой вечерни совершаются
еще повечерие и полунощница, то они соответственно есть и в Октоихе в той же
последовательности и включают в себя каноны. Нам нужно все это пролистать и
дойти до «на утрени по шестопсалмии».  Читается не только сам седален, но
и все, что следует за ним до окончания Богородична после «Слава и Ныне».

На полиелее к изменяемой части у нас относятся ипакои, степенны и
прокимен. Поскольку у нас воскресение, то все эти части службы читаются
(поются) воскресения, на глас 1-й; находим их в Октоихе. Если бы служба вмц.
Екатерины приходилась на будний день, тогда пели бы степенну 4-го гласа «От
юности моея».

После прочтения Евангелия все следует согласно воскресной службе.
Чтения или песнопения Введения и вмц. Екатерины туда не включаются.

Каноны.

Подробно составляющие канонов были рассмотрены в лекции 7.

В указаниях видим, что Канон состоит из 4-х канонов: воскресный,
Богородицы, праздника и вмц. Екатерины. Воскресный канон и Богородицы мы
находим в Октоихе, перед тропарями поется ирмос воскресный.

Каноны праздника
Введения и Вмц. содержатся один за другим в Минее. По прочтении последнего
тропаря каждой песни канона поется катавасия.

Начиная с праздника Введения
поется катавасия Рождества Христова «Христос раждается».

После малой ектении, которая положена после 3-й песни канона
следует целый блок разных чтений: икосы, кондаки, седальны, относящиеся к
празднику и вмц. Екатерине. Они все есть в Минее. Лишь стоит обратить внимание,
что некоторые из них будут располагаться не после 3-й песни канона, а после 6-й.

  • После малой ектении, положенной после 6-й песни читается уже блок,
    посвященный воскресному дню: кондак и икос на глас 1-й.
  • После 9-й песни, после «Свят Господь Бог наш» читается
    ексапостиларий по номеру читаемого Евангелие, то есть 4-й.
  • Воскресные утренние Евангелии, ексапостиларии и евангельские
    стихиры, которые всегда идут под одним номером (если читалось 4-е Евангелие, то
    соответственно положены 4-й ексапостиларий и 4-я стихира), находятся в приложении
    к Октоиху.

После читаются светильны Вмц. и праздника, которые находятся в
Минее после 9-й песни.

Заключительный блок изменяемых песнопений утрени – стихиры на
«Хвалитех». Сначала следуют воскресные на глас Недели, т.е. глас 1-й. Затем –
стихиры Вмц. на гласы 4-й и 2-й. В указаниях есть пометка «со славником и
припевами своими», но в Минее особых припевов нет, поэтому поем обычные запевы
на Хвалитех.

После «Слава» поется стихира евангельская 4-я (см. выше) и
неизменяемое песнопение воскресного всенощного – «Преблагословенна еси
Богородице Дево» на глас 2-й.

После Великого славословия поется тропарь воскресный «Днесь
спасения», поскольку у нас главенствующая служба – Воскресение.

Всего существует
два воскресных тропаря, поемых на утрене: «Днесь спасения» (на нечетные гласы)
и «Воскрес из гроба» (на четные гласы). 

Как видим, чтобы подготовиться к службе, относящейся к годовой
части действия Октоиха, из книг нам нужны только Богослужебные указания, Октоих
и Минея. Так можно готовить службы до момента, когда нам первый раз понадобится
постная Триодь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *