Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Это богослужение многими понимается не до конца. А кто-то и вовсе считает его необязательным. В книге «Всенощное бдение» отец Михаил Браверман пошагово рассказывает о смысле этой службы, показывая её важность и историческое значение, иллюстрируя рассказ собственными рисунками.

Сегодня мы приводим главу из этой книги, в которой раскрывается смысл Утрени.

В Древней Церкви утреня соверша­лась в те часы, в которые Христос родился и воскрес.

И если начало вечерни, первой службы суточного круга, соответствовало творению мира и грехопадению человека, то начало утрени утверждает пришествие в мир Сына Божьего.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» — эти слова воспели ангелы в ночь Христова Рожде­ства, а теперь ими начинается утреня.

В храме гаснут светильники, и в тишине и тем­ноте, словно в преддверии рассвета, читается шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102, 142 псалмы).

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Шестопсалмие

Бог пришел в мир, где человек изнемогал под гнетом греха и богооставленности, в мир, где по­следней надеждой оставалось упование на Божью помощь, Его заступничество и милосердие. Эту на­дежду выражает шестопсалмие, в котором скорбь и сетование о преследовании праведника череду­ются с радостью о Боге: «Благослови, душе моя, Господа».

На середине шестопсалмия священник, симво­лизируя обещанного Ветхим Заветом Ходатая — Христа Спасителя, выходит из алтаря и, став перед царскими вратами, тихо читает двенадцать (по чис­лу часов ночи) молитв.

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Священник перед царскими вратами

Утреня являет переход от вечера к утру, от заката к рассвету, ведь с пришествием Христа ночь прошла, а день приблизился.

Зажигаются светильники, возно­сится великая ектения, и диакон возглашает пророче­ские стихи о пришествии Христа, которыми когда-то встречали Христа Бога, когда Он входил в Иеруса­лим, чтобы там принести Себя в жертву: «Бог Господь и явися (явился) нам, благословен Грядый во имя Господне». Их подхватывает хор, а диакон произно­сит пророческие стихи из 117-го псалма.

  • За пророчествами Ветхого Завета следуют пес­нопения новозаветной Церкви: тропари праздника или, если это воскресная служба, один из восьми (по числу гласов) воскресных тропарей.
  • В богослужении всенощного бдения есть свой особый ритм: его создает чередование чтения и пе­ния, молитвы и слушания Писания.
  • В древнем мире ночь разделялась на четыре стражи — этому соответствуют четыре части утре­ни: шестопсалмие, кафизмы с Евангелием, канон, хвалитные стихиры с ектениями.

На воскресной утрене вычитываются 2-я и 3-я ка­физмы, содержащие пророчества о предшествующих Воскресению страданиях и крестной смерти.

Мы уже отметили, что на богослужении ветхозаветные чте­ния завершаются церковными молитвословиями.

Это обозначает, что весь Ветхий Завет исполняется в Господе Иисусе Христе, а также и то, что без веры в Господа Ветхий Завет не может быть правильно принят и истолкован.

После кафизм положены малая ектиния и се­дален — так называется тропарь, темой которого в воскресные дни является смерть и Воскресение Христовы.

Начинается самая торжественная часть утрени — полиелей. Это радостная песнь, состоящая из сти­хов 134-го и 135-го псалмов, воспевающих милость Божью: «Хвалите имя Господне, хвалите, раби Госпо­да. Аллилуия».

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Выход на полиелей

Слово «полиелей» означает «многомилостивый». (В пост полиелей заменяют «непорочны» — пение 118-го псалма.) Царские врата отверзаются, и духо­венство выходит из алтаря в центр храма. Древние псалмы продолжаются молитвами Церкви, в дни воскресные это творения преподобного Иоанна Да­маскина, воскресные тропари.

Начиная с Недели о блудном сыне (подготови­тельной к Великому посту), поется 136-й псалом — воспоминания о временах вавилонского пленения: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом». Вавилонский плен израильского народа — истори­ческое событие, символизирующее пленение чело­века грехом.

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Каждение на полиелее

Блаженным, то есть счастливым, человеком в псалме назван тот, кто отсекает греховные по­мыслы тогда, когда они еще только «младенцы» и не выросли до совершенного греха, отсекает, раз­бивая их о Камень веры — Господа Иисуса Христа.

От центра храма, где на аналое находится ико­на празднуемого события, Воскресения или празд­ника, начинается каждение. Сейчас его совершает не диакон, а священник (как и в начале всенощно­го бдения, что подчеркивает важность момента). В праздники Господские, Богородичные или чтимых святых звучит величание — краткий стих, который поочередно поют священнослужители и хор.

После очередной малой ектении следует древ­нейшее церковное песнопение — ипакóи (это слово означает «слушать, откликаться»). Тема воскресных ипакои — Воскресение и Жены Мироносицы, первые получившие весть о восстании Христа из мертвых.

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Чтение Евангелия на утрене

Хор поет антифон или же тропарь Господского и Богородичного праздника. Как правило, антифон выражает, с одной стороны, наше бедственное по­ложение, а с другой — надежду на Божью помощь: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!»

Несколько молитвословий, а также возгласов священника и диакона предшествуют чтению Еван­гелия. В двунадесятые праздники священник зачи­тывает соответствующий празднику евангельский отрывок — зачало. В дни воскресные звучат один­надцать зачал о событиях Воскресения.

Весть о Воскресении продолжают песнопения Пасхи: «Воскресение Христово видевше». В это вре­мя диакон, стоя на амвоне лицом к молящимся, приподнимает Евангелие, что символизирует при­сутствие воскресшего Христа среди нас.

С ликованием о воскресшем Христе соединяет­ся печальное знание о греховной немощи человека, исполняется (полностью читается или частично по­ется) 50-й псалом.

Все, кто собрался в храме, прикладываются к Евангелию, то есть целуют его, потому что че­рез Благую Весть явлено наше избавление от греха и спасение. Как знак Божье­го милосердия совершается помазание елеем. О Божьей милости Небесного Отца говорит и возглас священ­ника: «Милостью и щедро­тами Единородного Твоего Сына».

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Явление Евангелия на утрене

Затем начинается ка­нон: хор поет ирмос, пред­шествующий каждой песне, и катавасию, заверша­ющую песнь; чтецы читают тропари и припевы — краткие прославления и молитвенные обращения. Песни канона (вторая пропускается) перемежаются малыми ектениями (после 3, 6 и 9 песен).

Ирмосы со­относятся с Ветхим Заветом, ведь в их основе лежат библейские песни Моисея (1 и 2 ирмосы), пророчи­цы Анны (3 ирмос), пророков Аввакума (4), Исаии (5), Ионы (6), трех отроков (7 и 8).

Образцом для 9-го ирмоса послужила песнь святого праведного Заха­рии, связанная с рождением сына — Иоанна Крести­теля, последнего пророка Ветхого Завета, а также Песнь Пресвятой Богородицы. Тропари же канона обусловлены уже новозаветной тематикой.

Воскресный канон обычно состоит из соедине­ния сразу нескольких канонов: Воскресного, Кресто­воскресного, Богородичного и канона святому.

Восьмая песнь отличается тем, что каждый тро­парь в ней начинается словом «благословите», и по­тому ее заканчивает не возглас: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков», а: «Благословим Отца и Сына и Святого Духа Госпо­да». Тему благословения продолжает припев следу­ющей далее катавасии: «Хвалим, благословим, по­клоняемся Господеви».

После восьмой песни следует прославление Бо­городицы, приведшей в мир Свет Отца — Христа Спасителя.

Диакон, начиная последнее, четвертое на всенощном бдении, каждение, выходит из алта­ря и, став перед иконой Богородицы в иконостасе, возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» Этот момент Богослужения посвящен особому прославлению Девы Марии, хор исполняет молитвословие «Честнейшую херувим и Славней­шую без сравнения серафим, сущую Богородицу Тя величаем», перемежая это пение стихами, которые когда-то, в ответ на приветствие святой праведной Елизаветы, произнесла Богородица. Совершается каждение всего храма.

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Диакон перед иконой Богородицы

Девять — ангельское число, и малая ектения после 9-й песни завершается возгласом: «Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя».

Свят Господь Бог наш — этот возглас диакона звучит в дни воскресные, его повторяет хор, а диа­кон возглашает стихи.

За третьей песней следовал седален, за шестой — кондак, а за девятой — светилен (ведь «Бог есть свет!») или в дни воскресные — ексапостиларий (это слово означает «посылаю» и соответствует миссии, возложенной воскресшим Христом на апостолов). Ексапостиларий связан с воскресным евангельским чтением и является его богословским и молитвен­ным осмыслением.

Хор исполняет радостные стихиры на «хвалитех» — стихи, которые «стоят» на хвалитных псалмах (148–150): «Всякое дыхание да хвалит Господа! Хвалите Го­спода с Небес, хвалите Его в вышних!»

На словах «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков» (напомним, что в обиходе подобный возглас называют «Слава и ныне», а половину просто «Славой») открываются цар­ские врата, и священник обращает к Небесному Богу Отцу возглас: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Если богослужение совершалось ночью, то дан­ному возгласу могут сопутствовать проникающие в храм первые лучи восходящего солнца, но главный смысл возгласа всегда одинаков: Солнцем, освещаю­щим нашу жизнь и согревающим нас, является Господь.

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет!»

Хор поет великое славословие. Его открыва­ют те же слова, что уже прозвучали в самом начале утрени, — это весть о явлении Спасителя, Его Рожде­стве: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­вецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кла­няем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея».

Славословие, начавшееся с ан­гельского пения, замыкают также слова ангелов — пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и тропарь праздника или один из двух поочередно звучащих воскресных тропарей. В том же порядке, что и в конце вечерни, возносятся две ектении: сугубая и просительная.

В конце утрени звучит священное имя Бога, с которым Он открылся в Ветхом Завете при неопа­лимой купине: «Сый (так на церковнославянском звучит «Сущий») благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков».

Этим возгласом утверждается, что Христос и есть Тот Самый Бог, Который таинственно являл Себя в Завете Ветхом, а в совершенстве отрылся в Новом.

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Ектения

Всенощное бдение завершается молитвенным обращением к нашей Заступнице, приведшей Суще­го Бога в мир: «Пресвятая Богородице, спаси нас!», славословием: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!» и отпустом, в котором в числе святых упоминаются святые праведные Иоаким и Анна, родители Девы Марии, от Которой пришел в мир Христос.

После этого служат первый час, уже не имею­щий такого торжественного характера, как вечерня и утреня.

После трех псалмов и молитв священник выходит на солею и, встав перед иконой Спасителя, произносит молитву, основанную на евангельском откровении: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет Лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный».

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Отпуст

Так завершается тема света, которая звучала на протяжении всего всенощного бдения: свет Божьей любви воссиял нам в Рождестве Христовом и доныне освещает нашу жизнь.

И наконец, предваряя малый, краткий, отпуст, поется кондак Благовещения: «Взбранной Воеводе победительная».

«ВЗБРАННОЙ ВОЕВОДЕ»

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои,́ Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Невесто Неневестная.

Читайте также:  Неупиваемая чаша: молитва, история и значение, полный текст и в чем помогает

Молитвенное участие во всенощном бдении долж­но подготовить нас к участию в самой главной службе Православной Церкви – литургии и в самом главном церковном таинстве – Причащении.

Фото Сергея Вострикова

Всенощное бдение — что это такое и как проходит?

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

В современном мире вера утратила первичную значимость для человечества, поэтому многие люди не имеют понятия, какие службы проводятся в храмах, из чего они состоят и так далее. Необходимо исправлять такое положение вещей и уяснить, что такое всенощное бдение или как его еще называют «всенощная».

Что такое всенощное бдение в церкви?

Среди всех богослужений, которые совершаются в православной церкви, можно выделить всенощное бдение, которое проводится перед великими праздниками и воскресными днями и длится оно с вечера и до восхода солнца.

В зависимости от часового пояса начинаться оно может в 4-6 ч. вечера. В истории становления христианства можно найти информацию, что иногда последование всенощного бдения совершалось в знак благодарности Господу за избавление от разных бед или победу в войнах.

К особенностям этого богослужения можно отнести следующее:

  1. После вечерни может проходить освящение хлеба, растительного масла, вина и пшеницы. Связано это с тем, что эти продукты раньше обязательно употребляли в пищу монахи перед богослужением.
  2. Полное последование всенощного бдения включает чтение во время утрени отрывков из Евангелия и пение великого славословия, где человек выражает свою благодарность Господу за прожитый день и просит помощи, чтобы оградиться от грехов.
  3. За богослужением проходит помазывание верующих елеем.

Чем отличается вечерня от всенощного бдения?

Многие верующие задаются этим вопросом, но на самом деле все просто, всенощное бдение объединяет в себе две службы: вечерню и утреню.

Стоит заметить, что вечерня перед праздниками проводится не обычная, а великая.

Описывая особенности всенощного бдения, важно упомянуть и то, что во время этого богослужения многие произведения исполняются церковным хором, что добавляет особую красоту действу.

Из каких служб состоит всенощное бдение?

Богослужение традиционно проводят накануне церковных праздников и воскресных дней. Состав всенощного бдения такой: вечерня, утреня и первый час.

Бывают случаи, когда богослужение может начинаться великим повечерием, которое будет переходить в вечерню. Такая схема обязательно используется перед Рождеством Христовым и Крещением.

В некоторых храмах после завершения службы священнослужители проводят исповеди, где люди могут покаяться в своих грехах.

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

Такое богослужение способно освободить душу человека от негатива и дурных мыслей, а еще расположить к принятию благодатных даров. Всенощное богослужение символизирует историю Ветхого и Нового Завета. Есть определенная структура проведения богослужения.

  1. Начало всенощного бдения называется Великой вечерней, которая служит изображением основных ветхозаветных историй. Открываются Царские врата и знаменуется творение Святой Троицей мира.
  2. После этого поется псалом, который прославляет премудрость Творца. Во время этого священник кадит храм и верующих.
  3. После закрытия Царских врат, что символизирует совершение первого греха Адамом и Евой, молитва совершается перед ними. Поются стихи «Господи, воззвав к Тебе, услыши мя», которые напоминают людям их бедственное положение после грехопадения.
  4. Читается стихира, посвященная Божьей Матери, и во время этого священник выходит из северных дверей алтаря и входит в Царские врата, что олицетворяет собой появление Спасителя.
  5. Структура всенощного бдения подразумевает переход к утрене, которая означает наступление времени Нового Завета. Особое значение имеет полиелей – торжественная часть богослужения, во время которого прославляют милость Господа за дарование Спасителя.
  6. Торжественно читается Евангелие, посвященное празднику, и исполняется канон.

Сколько длится всенощное бдение?

В современном мире такое богослужение длится в большинстве случаев около 2-3 ч. Подобное сокращение связано, скорее всего, с тем, что не все люди могут выстоять долгую службу в церкви.

Выясняя, сколько длится всенощное бдение в церкви, стоит указать, что раньше эта богослужение длилось дольше, поскольку оно начиналось вечером и проводилось до самого утра. Отсюда и возникло его название.

Самым продолжительным всенощным бдением, которое проводится в наше время, является Рождественское.

Вечернее богослужение в православной церкви, что входит

Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит

В состав вечернего богослужения входят 9-й час, вечерня и повечерие.

По нашему счету (см. таблицу в главе «Время совершения церковных служб») девятый час соответствует времени от 4 до 6 часов дня: часы четвертый, пятый и шестой (16.00, 17.00, 18.00).

Иудеи во время земной жизни Спасителя делили ночь на четыре стражи: первая стража с захода солнца — вечер, вторая — полночь, третья — петлоглашение, четвертая — утро.

День тоже делили на четыре части: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы.

Господь Иисус Христос предал Свой дух Богу в девятый час (Мф. 27, 46-50). Служба 9-го часа установлена в воспоминание предсмертных страданий и смерти Спасителя, а заповедь совершать молитву в этот час изложена в Апостольских постановлениях. Псалмы к службе избраны святым Пахомием Великим († 348), а тропари и молитвы, читаемые на 9-м часе, написаны святым Василием Великим (329-379).

Девятый час совершается обычно перед вечерней. И хотя по Уставу его полагается соединять вместе с ней, он относится к богослужению прошедшего дня.

Поэтому, если нужно отслужить Божественную литургию в день, перед которым не совершалось церковной службы, богослужение накануне литургии начинается не 9-м часом, а вечерней и повечерием, а 9-й час прочитывается на следующий день перед литургией, после 6-го часа. В таком порядке перечисляются дневные службы церковные в «Учительном известии».

В навечерия Рождества Христова и Богоявления 9-й час совершается вместе со всеми прочими часами — царские часы.

В среду и пяток Сырной седмицы и седмиц Великого поста 9-й час совершается после 3-го и 6-го часов, а затем следуют изобразительные и вечерня.

Так же отправляется 9-й час в среду и пяток Сырной седмицы, если в эти дни случится предпразднство Сретения Господня, то есть 1 февраля, но отдельно от вечерни, которая бывает в свое время.

Девятый час совершается обычно в храме, но иногда его разрешается отправлять в притворе, как говорится об этом в 1-й и 9-й главах Устава. В дни Великого поста он совершается в храме.

Творение мира началось вечером (Быт. 1, 5).

Поэтому в вечернем богослужении Святая Церковь прежде всего прославляет Бога как Творца и Промыслителя за блага творения и промышления о человеке, напоминает о грехопадении наших прародителей, побуждая верующих к осознанию своих грехов и молитве ко Господу о их прощении. Сближая вечер дня с вечером нашей жизни, Святая Церковь напоминает о неизбежности для человека смерти и призывает к святости жизни.

Современный состав вечернего богослужения в главных своих частях носит печать глубокой древности: в Апостольских постановлениях (кн. II, 59; VIII, 35) вечернее богослужение изложено в чертах, очень сходных с современным порядком.

В них заповедано епископу созывать народ при наступлении вечера.

Святой Василий Великий упоминает об обычае приносить благодарение Богу при наступлении вечернего света как о древнем и говорит, что, хотя имя творца вечерних хвалений осталось неизвестным, народ, вознося их, повторяет древний глас.

Вечерня бывает вседневная, малая и великая.

Вседневная вечерня совершается в дни, когда не бывает праздника с полиелеем или бдением. Накануне праздничных дней она может быть только тогда, когда они случаются в Сырную седмицу и в седмицы Великого поста.

Устав о вседневной вечерне, совершаемой не в Великий пост, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири и Типиконе (гл. 9).

Устав о вседневной вечерне, совершаемой в Великий пост, находится в последованиях вечера Сырной недели и понедельника 1-й недели Великого поста (см. Типикон, Часослов, Следованную Псалтирь).

Малой вечерней называется сокращенная вседневная вечерня.

На ней не бывает светильничных молитв, великой ектении, стихословия Псалтири, малой ектении, поется не более четырех стихир, из ектении «Помилуй нас, Боже» произносится всего четыре прошения, опускается ектения «Исполним вечернюю молитву», и вместо великого бывает малый отпу́ст.

Малая вечерня совершается только перед бдением, начинающимся вечерней. Перед бдением, начинающимся повечерием, малой вечерни не бывает. Устав о малой вечерне находится в Служебнике (не во всех изданиях), в Октоихе и в Типиконе, глава 1.

Великая вечерня — это вечерня праздничная, совершаемая накануне праздника, а иногда и в самый праздник.

Великая вечерня не на бдении совершается в навечерия Рождества Христова и Богоявления и в следующие дни самих праздников: во все дни Пасхи, в Неделю о Фоме, в двунадесятые Господние праздники — Богоявления, Преображения, Воздвижения, Рождества Христова, Вознесения и Пятидесятницы; и кроме того, в Великий пяток, накануне Преполовения, на 1 и 13 сентября.

Великая вечерня, совершаемая накануне праздников, бывает или отдельно от утрени, или соединяется с нею (всенощное бдение) сообразно с указаниями Устава, предоставляющего настоятелю свободу: «Аще волит настоятель, творим бдение».

Кроме указываемых в уставе по числу воскресных и праздничных дней — 68 бдений — «по изволению настоятеля», всенощные бдения совершаются также в дни престольных праздников и памяти особо чтимых святых и икон (гл. 6 Устава). На бдении полагается великая вечерня, за исключением тех случаев, когда оно начинается великим повечерием.

Совершение всенощных бдений в седмичные дни Святой Четыредесятницы недопустимо (указания Устава, главы 6-я и 9-я; указания Лаодикийского Собора, IV в., прав. 51).

Устав о великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, находится в Служебнике, Часослове, Следованной Псалтири, в Типиконе (гл. 7); Устав о великой вечерне в соединении с утреней — в некоторых изданиях Служебника, в Октоихе и Типиконе (гл. 2).

Кроме утрени, великая вечерня соединяется с 3-м, 6-м и 9-м часами и изобразительными в среду и пяток Сырной седмицы и с теми же службами вместе с Божественной литургией Преждеосвященных Даров — в среду и пяток седмиц Великого поста, с Божественной литургией святого Василия Великого — в Великие четверток и субботу, с Божественной литургией святого Иоанна Златоуста — в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, если он случится в некоторые дни Великого поста.

В службе повечерия, совершаемой ежедневно, выражаются благодарные чувства христианина к Богу перед отходом ко сну по окончании дня.

Со службой повечерия Святая Церковь соединяет воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и освобождении праведных от власти князя тьмы — диавола, побуждает православных христиан молиться Богу о прощении грехов и сподоблении Царства Небесного, молит Пресвятую Богородицу как Предстательницу перед Иисусом Христом.

Повечерие бывает малое и великое.

Малое повечерие совершается во все дни года, кроме седмичных дней Великого поста и некоторых других, когда положено совершать великое повечерие. Последование малого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири.

Великое повечерие совершается отдельно от утрени и в соединении с ней.

Отдельно от утрени великое повечерие совершается во вторник и четверток Сырной седмицы, за исключением случаев, указанных в Уставе; в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всех седмиц Великого поста, за исключением среды и пятницы 5-й седмицы; в понедельник и вторник на Страстной седмице.

Читайте также:  Как правильно ставить в церкви свечи: значение, последовательность и ошибки

В соединении с утреней великое повечерие совершается накануне храмовых праздников, если они случатся в седмичные дни Великого поста, которые не следуют за праздником, а также 5 января, 24 марта и 24 декабря.

Устав о великом повечерии находится в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе на указанные дни.

Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать?

  • Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время.
  • Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут. 

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся.

Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу.

Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день. 

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня. 

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад.

Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию.

Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в  палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его.

Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву.

Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы.

Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни.

Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут.

В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых).

Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня.

Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е.

специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш».

Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа.

Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари.

На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д.

Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы.

Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами.

Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом.

А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию.

Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы.

Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой.

И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Читайте также:  Илья муромец святой: житие преподобного и описание иконы, тексты молитв

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов.

Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать.

А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Иерей Андрей Чиженко

О православном богослужении

С вечера начались дни мира (Бытие. глава 1), поэтому службой вечерни начинается церковное богослужение каждого дня. Совершается вечерня по церковному уставу в 12-м часу дня (по-нашему в 18 часов). Характер вечерни — мирно-покаянный. Совершая это богослужение, мы славословим Создателя за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, благодарим за прожитый день.

Воспоминается за этой службой и сотворение мира, ветхозаветные времена. Вечерня содержит также песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. Вечерня чаще всего служится отдельно, самостоятельно. Предваряется по уставу службой 9-го часа.

Накануне великих праздников и воскресных дней вечерня соединяется с утреней, входя в состав Всенощного бдения. В отдельные дни года вечерня соединяется с литургией. Вечерня бывает трех видов: малая, великая и вседневная.

Малая вечерня служится накануне воскресных дней и великих праздников, когда великая вечерня должна быть соединена с утреней, т.е.

будет совершено Всенощное бдение. Малая вечерня всегда предваряет Всенощное бдение. Сейчас она служится редко.

Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздничных дней либо в соединении с утреней в составе Всенощного бдения накануне воскресных дней и великих праздников.

Повседневная вечерня служится, когда нет особо празднуемого события.

Как отличить великую вечерню от вседневной? Отличительным признаком является то, что на великой вечерне после прокимна и чтения паремий (если они есть), всегда бывает сугубая ектения, начинающаяся возгласом: «Рцем вси…

» А на вседневной вечерне сугубая ектения произносится в самом конце службы и начинается прошением: «Помилуй нас, Боже…» Также, на великой вечерне всегда перед пением «Свете Тихий» отверзаются царские врата и бывает вход с кадилом. На вседневной вечерне вход бывает лишь в отдельные дни Великого поста.

На великой вечерне, за исключением некоторых праздников, поется первый антифон первой кафизмы («Блажен муж…»).

Когда вечерня служится отдельно, то она начинается возгласом «Благословен Бог наш…». А в тех случаях, когда она соединяется с утреней или с литургией, то вечерня начинается возгласами этих служб («Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице» или «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа» соответственно).

Начинается вечерня пением или чтением предначинательного псалма: «Благослови, душе моя, Господа…» (103-й псалом). предначинательным этот псалом именуется потому, что им начинается вечерня, а с ней и службы всего дня. Этот псалом — поэтический рассказ о творении мира и прославление Создателя.

На Всенощном бдении этот псалом поется (по уставу на 8-й глас), а не читается.

После предначинательного псалма следует великая ектения и чтение кафизм. Кафизмы читаются также на утрени и распределяются таким образом, чтобы за седмицу в храме была полностью прочитана Псалтирь. А в период Великой Четыредесятницы псалтирь полностью прочитывается дважды за седмицу.

На великой вечерне, как правило, вместо стихословия кафизмы на вечерне поется первый антифон первой кафизмы (т.е. первая «Слава») «Блажен муж…». Положено его петь на 8-й глас. При этом обычно поются избранные стихи, а остальные читаются. Пение каждого стиха сопровождается пением «Аллилуия».

В псалмах 1-го антифона прославляется Господь Иисус Христос, изображается Его земная жизнь. В некоторые дни чтения кафизмы на вечерне вообще по Уставу не положено.

Устав чтения Псалтири на богослужении

Весь характер вечерни, по преимуществу, мирно-покаянный. Поэтому после предначинательного псалма стихословится псалтирь, в которой особенно ярко раскрываются наши нужды и воздыхания. Псалмы располагают к молитве, возгревают молитвенный дух в сердцах людей.

И после стихословия псалтири положено пение псалмов в которых душа начинает взывать ко Господу с верою и упованием. Вначале поется псалом 140: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…». Затем псалом 141: «Гласом моим ко Господу воззвах» и псалом 129: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи…

» И оканчивается это пение стихами из псалма 116: «Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век». Вместе со стихами этих псалмов поются песнопения (стихиры), в которых прославляется событие дня или празднуемый святой. Эти стихиры так и называются: «стихиры на Господи воззвах».

Число этих стихир 10, 8 или 6 — по уставу дня. Все стихи псалма «Господи воззвах» и последующих псалмов поются на тот же глас, что и стихиры. При этом первые стихи поются без стихир, а начиная с определенного стиха поются стихиры (это зависит от количества положенных стихир).

После стихир поется песнопение «Свете тихий», посвященное Господу Иисусу Христу. Эта песнь продолжает славословие Бога во Святой Троице ради явления на землю Господа, в лице Которого воссиял нам «тихий свет святыя славы», дающий жизнь и мир человечеству.

Далее возглашается прокимен, т.е краткий стих, избранный из псалтири, за которым всегда следуют несколько других стихов, объединенных с первым. Прокимен выражает значение молитвословий, относящихся к настоящему дню или предваряет чтение Священного Писания и отражает содержание последующего чтения.

После прокимна в некоторые дни читаются паремии, т.е. чтения из Священного Писания (из Ветхого Завета или Апостола), которые содержат в себе пророчества о воспоминаемом событиии или изъясняют его или содержат похвалу празднуемому святому.

Молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» содержит прошения и славословие. Она является продолжением славословия Тоиединому Богу в песнопении «Свете тихий». До молитвы «Сподоби, Господи…» молитвословия вечерни еще относились частично и к окончанию дня уходящего, а после этой молитвы уже всецело относятся к наступающему дню.

После молитвы «Сподоби, Господи» следует Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу Господеви…»), прошения которой являются как бы продолжением предшествовавшего моления.

Мы просим у Господа в мире и без греха провести вечер, просим ниспослать нам в помощь Ангела Божия, прощения наших прегрешений, просим Господа, чтобы Он помог нам в мире и покаянии провести все дни нашей жизни и сподобил мирной христианской кончины и доброго ответа на Страшном Суде.

После Просительной ектении на вечерни в дни великих праздников, когда служится бдение бывает Лития. В переводе с греческого «лития» означает усердное, усиленное моление. При пении стихиры храма или праздника, а затем положенных для пения на литии праздничных стихир священнослужители исходят из алтаря в притвор храма.

Притвор храма — это место, назначенное для оглашенных и кающихся. Лития совершается в притворе в изображение того, что Спаситель сошел к нам на землю, долу. А мы, стоя в притворе храма, как бы пред небесными вратами, умоляем Господа, ибо недостойны воззреть на высоту небесную.

После стихир литии диакон произносит молитву «Спаси, Боже люди Твоя… «, в которой содержатся различные прошения о спасении и благословении людей, с призыванием в помощь святых угодников Божиих. Эти прошения прерываются многократным пением «Господи, помилуй». Завершается лития молитвой священника «Владыко многомилостиве…

«, при чтении которой молящиеся должны приклонить главы. В этой молитве, призывая в помощь Пречистую Богородицу и святых, священник просит Господа, чтобы Он принял нашу молитву, даровал нам оставление прогрешений, отогнал от нас всякого врага, помиловал и спас нас.

После литии, а если лития не служилась, то после Просительной ектении, следуют стихиры на стиховне. Называются они так по двум причинам: во-первых, потому что перед каждой стихирой положен определенный стих из псалма, соответствующий дню или торжеству.

А во-вторых, по той причине, что предшествовавшие стихиры на литии пелись без стихов. В стихирах на стиховне посвящены прославлению воспоминаемого святого или празднуемого события.

При стечении двух и более празднований в один день Устав назначает петь стихиры на стиховне преимущественно одному празднеству и только на «Слава и ныне» — другому.

После стихир на стиховне поется или читается молитва «Ныне отпущаеши». (По Уставу ее положено читать, но на практике укоренился обычай пения). Отходя ко сну, мы переносимся мыслью к смерти, образом которой является сон.

И благоговейно произносим с праведным Симеоном Богоприимцем благодарственную песнь: «ныне отпущаеши».

Святой Симеон Богоприимец говорил о разрешении души от тела, а мы (по толкованию святого Симеона Солунского) просим разрешения души от страстей,от вражиих искушений и сугубых недугов душевных и телесных. А также вспоминаем предстоящий исход.

После молитвы «Ныне отпущаеши» поются тропари, которые называются «отпустительными», потому что расположены перед отпустом (окончанием) вечерни или утрени. Это, как правило, тропари празднуемых событий. На бдении чаще всего поется трижды «Богородице Дево, радуйся» или на великие праздники трижды тропарь праздника.

Или поется «Богородице Дево, радуйся» вместе с тропарем праздника, как указано в Уставе на конкретный день. Если служится бдение с литией, то после тропарей читается молитва благословения хлебов. Священник особой молитвой благословляет пять хлебов и сосуды с пшеницей, вином и елеем (предметы, необходимые для поддержания жизни).

Пяти хлебов изображают те пять хлебов, которые Христос умножил и насытил пять тысяч людей. Хлебы эти разделяются на небольшие части и раздаются для подкрепления молящимся. Вино и пшеница также с благоговением употребляются. Елей используется для помазания им людей.

На бдении в завершении вечерни поется первая часть 33-го псалма (примерно половина, до слов «не лишатся всякого блага») и священник благословляет народ. Пение 33-го псалма является естественным переходом к утрени, как бы соединяет вечерню с утреней на всенощном бдении.

Если бдение не служится, то бывает отпуст вечерни.

Отпуст — это особая молитва, которой священник оканчивает службу, благословляя народ. После отпуста на вечерне, утрене и литургии поется «Многолетие» — небольшая молитва о многолетней жизни Святейшего Патриарха, правящего архиерея, настоятеля и прихожан храма (или обители) и всех православных христиан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *