Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

Псалтырь – книга хвалебных церковных песнопений, псалмы из которой читаются в разных ситуациях верующим человеком. Читаются выдержки из церковного сборника и при смерти.

Очень сильная молитва на изменение судьбы Николаю Угоднику.

Рассмотрим, как правильно читать Псалтырь по усопшим дома до 40 дней.

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

Православное поминание усопших

В православии принято поминать умерших родственников на годовщину их смерти и в большие церковные праздники. Молитвы об усопших читаются в отведенные для этого дни и при соблюдении установленных правил.

О том, что загробный мир существует и душа новопреставленного в течение 40 дней самостоятельно добирается до пункта назначения, проходит разные испытания, узнали благодаря блаженной Феодоре.

Святая после смерти отправилась в Рай и получила возможность сообщить живущим на Земле о том, какое время требуется душе после смерти, чтобы попасть в место назначения.

Кроме Феодоры, пользу чтения псалом показали апостолы, которые 3 дня молились за душу Богородицы и пели возле ее гроба молитвы из Псалтыря.

Читать молитвы за упокой нужно каждому человеку, потерявшему своего близкого. Считается, что таким образом мысли об утрате отступают на второй план, и молящийся успокаивается и настраивается на дальнейшую жизнь без умершего. Молитва – это особый язык, на котором человек говорит с Богом и с теми, кто находится на Небесах.

Необходимость произносить хвалебные песнопения об усопших до 40 дней считается помощью странствующей душе, и чем больше слов будет сказано в ее честь, тем больше вероятность попадания новопреставленного в Рай. Кроме этого, слова из Псалтыря, сказанные от сердца, помогают преодолеть те трудности, которые выпадают умершему по пути в пункт назначения.

Церковь рекомендует читать Псалтырь по усопшим непрерывно, начиная в момент смерти человека и заканчивая на 40 день после его ухода. В особых случаях святые слова читают 80 дней со дня смерти человека. Существует православный обычай прочитать полностью Псалтырь за 3 дня после ухода родственника в мир иной, и это рекомендуется сделать до его погребения.

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

Начинать произносить святые слова нужно возле гроба покойного стоя, а заканчивать уже без его физического присутствия дома или в храме. Если нет возможности читать святую книгу непосредственно над телом, то близкие усопшего делят главы Псалтыря между собой и в назначенное время каждый по очереди приступает к исполнению возложенной на него обязанности, соблюдая непрерывность молитвы.

Слово «Псалтырь» в переводе на русский с древнегреческого обозначает название музыкального инструмента. Состоит эта церковная книга из 150 , или песен, читать которые можно как в церкви, так и в домашних условиях. Псалмы разделены в книге по главам, которые называются «кафизмами», каждая из которых содержит почти равное количество песнопений.

Когда человек умирает, его близкие, кроме словесной помощи ушедшему, должны приготовить кутью из пшеницы и меда и освятить блюдо в церкви на утренней службе. После чего сладкой кашей кормят тех, кто пришел почтить память усопшего. Кроме этого, рекомендуется заказать в храме сорокоуст, чтобы за умершего 40 дней молились монахи.

Почему читают именно Псалтирь

Считается, что слова, которые содержит Псалтырь по усопшим до 40 дней, находят отзыв в душе скорбящего. Произнося песнопения на языке оригинала, человек настраивается на одну волну с Высшими силами и успокаивается.

Чтение Святой Книги требует соблюдения порядка, что организует скорбящего и не дает ему впасть в глубокую печаль. Кроме этого, человек понимает, что своими действиями он помогает душе новопреставленного пройти испытания и попасть на Небеса.

Схема чтения Псалтири

Изучение святых текстов является ежедневным ритуалом каждого, по-настоящему верующего христианина. Кром того, тексты Псалтыря используются в богослужениях, и если читать дома святые песни, то можно принимать непосредственное участие в службе, прославляя Силы небесные вместе со священником. Схема прочтения псалмов выглядит так:

  • в воскресенье – 23 псалом;
  • в понедельник – 47;
  • во вторник – 66;
  • в среду – 93;
  • в четверг – 49;
  • в пятницу – 92;
  • в субботу – 91.

Нужно помнить, что кафизмы не читаются в период от Великого Четверга Страстной недели до Фоминого воскресенья, называемого в народе «Антипасхой». В этот период на изучение Псалтыря накладывается запрет на 10 дней.

Для того чтобы помянуть родственника или другого близкого человека, нужно, кроме ежедневного прочтения хотя бы 1 кафизма, на протяжении 40 дней придерживаться духовного поста. Если обряд проводится дома, то читать молитвы, написанные после каждой главы, необязательно. При этом ритуал поминовения пройдет правильно.

Читая хвалебные песнопения в домашних условиях, нужно помнить, что после каждого произнесения славы Святой Троице нужно читать заупокойную молитву. Эти же слова произносятся по окончании каждой главы Псалтыря. Когда чтение святых псалмов подойдет к концу, нужно прочесть заупокойный Канон. Такой порядок в 1973 году установила Московская Патриархия.

Молитвенные чтения производятся при зажженной свече, когда мысли успокоены и настроены на духовный лад. Святые строки читаются спокойным голосом, медленно и без сбоев в словах и ударениях. Если же ударение поставить не туда, то молитва может быть истолкована неправильно, что нежелательно.

Порядок чтения псалмов

Первое правило псалмочтения – это непрерывность события. Если же нет возможности не отрываться при поминовении усопшего, то церковь выделяет 3, 9 и 40 суток, в течение которых Святое Слово должно быть произнесено обязательно.

Вступительный текст для поминания новопреставленного находится перед первой главой Псалтыря.

Перед каждой из 20 глав книги нужно произносить 3 раза молитву, начинающуюся со слов «Придите, поклонимся…», и после каждой «Славы» читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», текст которой помещен в конце «Последования по исходе души от тела», где покойного называют по имени. Когда любая из кафизм заканчивается, нужно читать «Отче наш» и тропари для покойника. Название святых песен можно не произносить – это не будет ошибкой.

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

Если в издании по какой-либо причине нет вступительного текста, то можно перед чтением кафизм произнести на память «Молитвами святых отец наших». На следующем этапе читают «Славу», а после – «Царю Небесный». Затем действуют по описанной схеме.

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

Кафизмы читаются сидя, вставать нужно во время прославления Господа. Если здоровье позволяет, то Псалтири изучают стоя, что дополнительно зачтется как молящемуся, так и покойному.

Запрещается произнесение святых песен лежа на кровати, потому что такая поза является неуважительной по отношению к Высшим силам и покойному.

Считается, что душа умершего до 3 дней находится рядом с телом, поэтому может слушать молитвы и псалмы.

  • Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище
  • Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище
  • Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище
  • Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

Кроме этого, Псалтырь долгое время считался священной книгой, творящей удивительные вещи. До Нового Завета при помощи псалмов из одержимых изгоняли бесов и лечили душу.

Варианты молитвы по Псалтыре за упокой

В Святой Книге есть молитва, которая считается самой сильной и действенной. Подходит кафизма 17 как для разового поминовения, так и для ритуального чтения на протяжении 1,5 месяца. Церковнослужители отмечают, что такое одноразовое поминовение души ушедшего может заменить прочтение всего Псалтыря.

17 кафизма, по мнению многих, является красивейшей песней, которая благотворно влияет не только на душу поминаемого, но и на самого чтеца. В 17 главу входят начинающие и заканчивающие молитвы и псалом 118.

Молитва об усопших и появление традиции

Появление традиции поминать умерших уходит корнями в древние времена. Люди, пережившие потерю родственников или близких людей, при любом удобном случае вспоминали их и мысленно обращались к божествам и другим объектам верований, чтобы те помогли покойным и облегчили их нахождение в месте последнего пристанища.

В христианстве считается, что, произнося заупокойные слова, человек получает утешение и отпускает душу умершего в мир иной. Верующие знают, что тот, кто любит, способен смириться, но не способен забыть, а чтение псалмов помогает общаться с Небесами и помнить об утрате.

Первым человеком, который поверил в силу поминовения умерших, считается полководец Иуда. За то, что он и его подчиненные верили в Бога, Создатель наградил их армию непобедимостью. Но как-то войско потерпело поражение, и много воинов погибло при сражении. При захоронении Иуда увидел, что многие из умерших носили с собой фигурки идолов, не связанных с христианством.

Чтобы направить хотя бы их души в Царство Божье, полководец начал молиться, прося простить Господа невежество воинов. Вседержителю пришлась по душе такая искренность Иуды, и он простил умерших, отправив их души в Рай. Считается, что с этого момента и появилась традиция поминовения усопших.

Молитва об усопшем 40 дней

О важности молитвы по умершему сообщают разные христианские источники. Первым человеком, сообщившим живым о том, что на прохождение пути до ворот Рая после смерти нужно 40 дней, стала Феодора. При этом женщина отмечала, что как только на Земле о ней вспоминали живые, преодолевать загробный путь становилось легче.

О том, что душа существует, сообщает и современная наука, а ученые даже определили вес этого неотъемлемого компонента человеческого существа – 21 год. Кроме этого, нередко после кончины люди снились родственникам и просили помолиться за них или выполнить просьбы, что в очередной раз доказывает факт существования души и то, что она нуждается в помощи живущих.

Священнослужители отмечают, что на протяжении 1,5 месяца невидимая субстанция ходит по земле в сопровождении Ангела-хранителя, который показывает умершему его деяния. Если при жизни человек много грешил, то активное поминовение его людьми склонит чашу весов Высшего суда в сторону Рая.

Понимание псалмов

Текст псалмов, который читает начинающий, изначально может быть ему не понятен, если изучение святых песен происходит на латинском языке. Некоторые священники уверены, что читать Псалтырь можно, и не понимая его смысла, который откроется позже.

Другие специалисты по святым текстам рекомендуют изучить ритуальные песнопения на русском и только потом приступать к чтению святой книги на языке оригинала. В каждом случае попытки изучить кафизмы уже считаются благим делом и станут плюсом в шкале праведных поступков любого человека.

Читайте также:  Иисусова молитва на каждый день: как правильно читать, тексты на русском

Служители Бога рекомендуют общаться с Создателем посредством молитв каждый день. Они отмечают, что прийти в веру никогда не поздно, а внутреннее стремление способно на многое. Молитва, произнесенная от сердца, будет услышана теми, кому она предназначалась.

Службы по усопшим: панихида, лития, отпевание

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на «канун». Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны). 

 Канун — четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном.

Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на «канун», надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: «Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память» (трижды).

Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой.

Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти.

Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: «Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их.»

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет.

Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего.

После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего — Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле.

Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

Панихида

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде.

И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего.

Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников — в мучительном состоянии.

Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать «новопреставленный (имя)».

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой  милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка.

И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги.

Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

 

Сорокоуст о упокоении

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

 Можно заказать панихду. Панихидой называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за «свечной ящик» или к священнику. Можно отслужить литию по усопшим. Лития (греч. -«усиленное моление» ). Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия — это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

 

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст. ). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт. )

И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи — в понедельник или во вторник.

Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название «Радоница», когда православные христиане спешат приветствовать радостным «Христос Воскресе!» усопших.

Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников.

Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их — это не христианский обычай.

Молитва об упокоении

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

 В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды.

При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется «Канон молебный при разлучении душ от тела», или «отходной». После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или служению умершего или просто белая. Если умер младенец, то надевают крестильную одежду.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой  милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка.

И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги.

Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать в монастыре в Иерусалиме

 

Свеча о упокоении

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой  милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка.

И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный, Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги.

Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Заказать Неусыпаемую псалтирь в монастыре в Иерусалиме

Читайте также:  Церковные праздники в ноябре: главные православные события месяца и календарь

Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу.

На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу.

Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света — в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове.

Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют «Святый Боже». При желании и возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься.

При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть.

Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным — это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания.

Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.

Сорокоуст о упокоении

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

Покойного закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: «Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется «Вечная память». После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают — это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них.

Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание.

В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля.

Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону.

После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.

Молебен, панихида — это не самое главное.

Для христианина важнее подать записки о здравии или о упокоении с просфорой к Божественной Литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.

Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

 Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в «свечной ящик», оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает «поминальные» частицы из просфор.

В конце обедни просфоры возвращают в «свечной ящик», откуда их можно взять потом. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами.

Просфора — это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью «IС ХC NI КА» («Иисус Христос побеждает»). Просфора (греч. — приношение ) изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к одному.

Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают(вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках.

Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами — Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную.

Сорокоуст о упокоении

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ИЕРУСАЛИМА

Поминовение на Божественной ЛитургииВодосвятный молебенМолебен о здравииМолитва об упокоенииМолитва о здравииСвеча о упокоенииСвеча о здравииСорокоуст о упокоенииСорокоуст о здравииПанихида

SocButtons v1.5

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй
нас. Аминь.

  • Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
  • Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся
    исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и
    очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
  • Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
    (Tрижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко,
прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене
Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет
Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш
насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем
должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от
лукаваго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

  1. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
  2. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.
    (Поклон)
  3. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу
    нашему. (Поклон)
  4. Псалом 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
Речет Господеви: Заступник мой еси, и Прибежище мое, Бог мой,
и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе
мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися:
оружием обыдет тя истина Его.

Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса
полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к
тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние
грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси
прибежище твое.

Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси
твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех
путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень
ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и
змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое.

Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и
прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение
Мое.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

  • Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
  • Тропарь, глас 4-й:
  • Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой,
    сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
  • В покоищи Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой
    и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
  • Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
  • Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, Сам и душу
    раба Твоего упокой.
Читайте также:  Илья пророк: житие святого, значение в христианстве, чем помогает, икона

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  1. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли
    спастися душе его.
  2. Седален, глас 5-й:
  3. Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы
    Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и
    невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
  4. Кондак, глас 8-й:
  5. Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни
    печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
  6. Икос:
  7. Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо
    от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси,
    Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси
    человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа,
    аллилуиа.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и
Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую
Богородицу Тя величаем.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Аминь.

Господи, помилуй (Трижды), благослови.

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш,
помилуй нас. Аминь.

  • Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу
    Твоему (имя), и сотвори ему вечную память.
  • Вечная память. (Трижды)
  • Душа его во благих водворится, и память его в род и род.

Чин панихиды, совершаемой на Радоницу

  • Версии для печати: PDF, DOCX
  • Священник: Благословен Бог наш:
  • Хор: Аминь.
  • Священник: Христос воскресе: (трижды).
  • Хор: Христос воскресе: (трижды).

Священник: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

/ Яко исчезает дым, да исчезнут. / Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся. / Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. / Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. / И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

(совершается каждение вокруг – как у престола на Пасху)

  1. Хор: Христос воскресе: (1 раз, после каждого стиха).
  2. Священник: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ.
  3. Хор: И сущим во гробех живот даровав.
  4. Диакон: Миром Господу помолимся: (и далее мирная ектенья панихиды)
  5. Хор: Господи, помилуй (обычный напев)
  6. Священник: Яко Ты еси воскресение:

Хор: Аминь. Ирмос 1-й песни: Воскресения день, / просветимся людие: / Пасха, Господня Пасха! / От смерти бо к жизни, / и от земли к Небеси, / Христос Бог нас преведе, / победную поющия. Припев: Христос воскресе из мертвых.

  • Священник: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  • Хор: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  • Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор: Ирмос 3-й песни. Приидите, пиво пием новое, / не от камене неплодна / чудодеемое, / но нетления источник, / из гроба одождивша Христа, / в Немже утверждаемся. Припев: Христос воскресе из мертвых.

  1. Священник: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  2. Хор: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  3. Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор: Ирмос 4-й песни. На божественней стражи, / богоглаголивый Аввакум / да станет с нами / и покажет светоносна ангела, / ясно глаголюща: / днесь спасение миру, / яко воскресе Христос, / яко всесилен. Припев: Христос воскресе из мертвых.

  • Священник: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  • Хор: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  • Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор: Ирмос 5-й песни. Утренюем утреннюю глубоку, / и вместо мира песнь принесем Владыце, / и Христа узрим, / Правды Солнце, / всем жизнь возсияюща. Припев: Христос воскресе из мертвых.

  1. Священник: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  2. Хор: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  3. Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор: Ирмос 6-й песни. Снизшел еси в преисподняя земли / и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе, / и тридневен, яко от кита Иона, / воскресл еси от гроба. Припев: Христос воскресе из мертвых.

  • Священник: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  • Хор: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  • Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

  1. Священник: Паки и паки… малая заупокойная ектения с чтением записок
  2. Хор: Господи, помилуй (панихидный напев)
  3. Священник: Яко Ты еси воскресение:

Хор: Аминь. Со святыми упокой, / Христе, души раб Твоих, / идеже несть болезнь, ни печаль, / ни воздыхание, / но жизнь безконечная. (совершается каждение)

Хор: Глас 8. Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, / но адову разрушил еси силу / и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, / женам мироносицам вещавый: радуйтеся! / И Твоим апостолом мир даруяй, / падшим подаяй воскресение.

Хор: Ирмос 7-й песни. Отроки от пещи избавивый, / быв человек, / страждет яко смертен, / и страстию смертное в нетления облачит благолепие, / Един благословен отцев Бог, / и препрославлен. Припев: Христос воскресе из мертвых.

  • Священник: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  • Хор: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  • Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор: Ирмос 8-й песни. Сей нареченный и святый день, / един суббот Царь и Господь, / праздников праздник, / и торжество есть торжеств: / в оньже благословим Христа во веки. Припев: Христос воскресе из мертвых.

  1. Священник: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  2. Хор: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
  3. Священник: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Хор: И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор: Ирмос 9-й песни. Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне, и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

  • Священник: Паки и паки… малая заупокойная ектения с чтением записок
  • Хор: Господи, помилуй (панихидный напев)
  • Священник: Яко Ты еси воскресение:
  • Хор: Аминь.
  • Если есть отпевание.

Священник: Вонмем. Премудрость. Вонмем. Прокимен, глас третий: Сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

  1. Хор: Сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.
  2. Священник: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.
  3. Хор: Сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.
  4. Священник: Сей день егоже сотвори Господь:
  5. Хор: Возрадуемся и возвеселимся вонь.
  6. Священник: И о сподобитеся нам:
  7. Хор: Господи, помилуй (трижды)

Священник: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия. Мир всем.

  • Хор: И духови твоему.
  • Священник: От Матфея Святаго Евангелия чтение.
  • Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
  • Читается Евангелие от Мф. 28:16-20
  • Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.
  • Священник читает разрешительную молитву.
  • Хор: Стихиры Пасхи, глас 5-й: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.
  • Пасха священная нам днесь показася: / Пасха нова святая, / Пасха таинственная, / Пасха всечестная, / Пасха Христос Избавитель: / Пасха непорочная, / Пасха великая, / Пасха верных, / Пасха, двери райския нам отверзающая, / Пасха всех освящающая верных.
  • Яко исчезает дым, да исчезнут.
  • Приидите от видения жены благовестницы, / и Сиону рцыте: / приими от нас радости благовещения Воскресения Христова; / красуйся, ликуй / и радуйся, Иерусалиме, / Царя Христа узрев из гроба, / яко жениха происходяща.
  • Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, / утру глубоку, / представша гробу Живодавца, / обретоша Ангела, на камени седяща, / и той провещав им, сице глаголаше: / что ищете живаго с мертвыми? / Что плачете Нетленнаго во тли? / Шедше проповедите учеником Его.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная, / Пасха, Господня Пасха! / Пасха всечестная нам возсия. / Пасха! / Радостию друг друга обымем. / О Пасха! / Избавление скорби, / ибо из гроба днесь / яко от чертога возсияв Христос, / жены радости исполни, глаголя: / проповедите апостолом.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу./  И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Воскресения день, / и просветимся торжеством, / и друг друга обымем. / Рцем, братие, / и ненавидящим нас, простим вся воскресением, / и тако возопиим: / Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

  1. Хор: Тропари, глас 4:
  2. Со духи праведных скончавшихся, / душу раб Твоих, Спасе, упокой, / сохраняя их во блаженной жизни, / яже у Тебе, Человеколюбче.
  3. В покоищи Твоем, Господи, / идеже вси святии Твои упокоеваются, / упокой и души раб Твоих, яко един еси Человеколюбец.
  4. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу: Ты еси Бог сошедый во ад, и узы окованных разрешивый, / Сам и душу раб Твоих упокой.

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь: Едина чистая и непорочная Дево, Бога без семене рождшая, / моли спастися душам их.

  • Священник: Помилуй нас, Боже: (ектенья с чтением записок)
  • Хор: Господи, помилуй (трижды) (заупокойный напев)
  • Священник: Яко Ты еси воскресение:
  • Хор: Аминь.
  • Священник: Премудрость.
  • Хор: Христос воскресе (трижды).
  • Священник (отпуст со крестом): Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых Своих, души от нас преставльшихся раб Своих в селениих святых вселит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.
  • Хор: Аминь.
  • Священник, осеняя верующих крестом, говорит: Христос воскресе (трижды).

Священник: Во блаженном успении вечный покой: (см. обычную панихиду). (совершается каждение)

Хор: Вечная память (трижды), и поют тропарь Пасхи трижды поскору, после чего:

И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению.

По книге Г. И. Шиманского «Литургика: Таинства и обряды». М, 2003 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *