Исаак сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого

Преподобный Исаак Сирин известен православным верующим как аскет и писатель. Он создал целую серию проповедей, писал толкования Священной книги и создавал различные тексты. Родившийся в Сирии, Исаак еще в юности вместе с братом отправились в монастырь, и долгое время проживали там. От других праведников, которые пребывали с ними рядом, браться отличались природной мудростью и умом.

Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого

В результате праведной жизни, постоянной службе Богу и проповедничеству, братья были выделены из общего числа праведников. Им предложили должности священнослужителей при монастыре. Но они отказались, посчитав себя недостойными и определив свое предназначение в проповедовании.

Исаака Сирина на уровне подсознания тянуло в пустыню. Он ушел в безлюдное царство песков, нашел там желанное уединение и стал вести жизнь отшельника. Результатом его уединения стало тесное общение с богом посредством целодневных молитв и серия проповедей, написанных Исааком и читаемых им в ближайших храмах.

Вскоре его проповеди разошлись по всей Сирии и за ее пределы. Исааку предложили стать епископам, и просветитель снова отказался. Он хорошо видел настроение и поведение местных жителей и считал, что не сможет повлиять на них и обратить их к Богу, поселить в их душах истинную веру.

Переживая различные жизненные трудности, проповедник Исаак Сирин помогал бедным, направлял на путь истинный заблудившихся в вере, наставлял желающих обрести веру в душе и познать истинного Бога.

Обитал он по-прежнему уединенно, вел аскетическую жизнь и постоянно работал. После просветителя осталось множество рукописных книг с толкованием Святого писания, проповедями и целой серией молитв на все случаи жизни.

Всего насчитывается 7 томов его книг.

Глас ко Господу

Молитва Исаака Сирина – это обращение к Богу истинно верующего отшельника, образец беседы со Всевышним, призыв полного отречения от земных благ и соблазнов во имя служения Господу. Сам святой предлагает со слезами на глазах и страданием в душе просить Бога послать Святого Духа отмыть от скверны и порока, очистить душу и тело православных.

  • Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого
  • Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого
  • Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого
  • Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого
  • Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого

Другие молитвы преподобного Исаака Сирина

Святой Исаакий призывал молиться от чистого сердца и исполнять все обещания и правила. Обращение к Богу следует подтверждать не словами, а своими действиями. И тогда молящийся будет услышан на небесах и вера его будет искренней, сильной.

К Исааку сирину обращаются, когда необходимо утвердиться в вере, получить моральную поддержку:

  • с просьбой помочь пережить тугу;
  • избавиться от рассеянности, усилить память;
  • защитить семью от нечисти, злых сил и недугов;
  • исцелить от заболеваний и душевных страданий;
  • избавить от трудностей и соблазнов на жизненном пути.

Все молитвы, составленные святым просветителем, направлены на возвышение и прославление Бога и поклонения ему. Только через веру и преданность Всевышнему можно добиться праведной жизни, избавления от соблазнов и неправильных мыслей.

Православный должен стремиться избавиться от тяги к земным радостям, отказываться от соблазнов и полностью посвящать себя вере, наполнять душу любовью к Господу.

О познании Бога и любви к нему

Исаак Сирин отказался от всех предлагаемых ему церковных чинов и даже не захотел жить в монастыре, чтобы мирская суета не отвлекала его от познания и любви к богу. Он хотел созерцать только лик Божий, ежеминутно прославлять его и питать свою душу и тело этой любовью.

Отшельник в молитве обращается к Господу с просьбой увеличить внутри его тела и разума любовь к Богу и созерцать его постоянно в мыслях своих. Стремление к познанию Владыки должно усилить любовь отшельника.

  1. Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого
  2. Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого
  3. Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого
  4. Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого

От помрачения душевного

Отшельник обращается к Иисусу Христу и ходатайствует просветить его, не допустить помрачения души. Он просит Спасителя, как первого и величайшего, прошедшего путь от человека до святого, показать ему дорогу, по которой надо идти. Он хочет видеть путь истины благодаря светлым мыслям о Христе. В молитве отражен тот момент, когда просветитель закончит путь земной и увидит лик Божий.

Перед чтением Святых Писаний

Сирийский просветитель оставил после себя несколько томов толкований святого писания. Он постоянно изучал их, вникал в каждое слово, его значение. Исаак призывал перед тем, как приступить к чтению Божественного писания, обязательно сотворить молитву, чтобы бог раскрыл смысл сказанного в священных книгах.

Сам святой долгое время молился, восхвалял Бога, и затем просил его открыть истинный, потайной смысл написанных строк.

Об отречении от мира

Жизнь в пустыне отшельником нравилась Исааку Сирину. Никто и ничто не отвлекало его от мыслей о Боге и служению ему. Он мог целыми днями лежать ниц и молиться. Свое состояние и мысли по поводу отречения от мирской жизни он передал в молитве.

Основная мысль текста «быть мертвым для собеседования с миром». Просветитель не хотел, чтобы хоть что-то мирское отвлекало его от общения с Богом. Быть мертвым означает, как неживой человек, ничего не видеть и не слышать, ни на что мирское не реагировать.

Молитва подходит только тем верующим, которые точно определились со служением Господу и не желают жить мирской жизнью, любить кого-то, кроме Бога и общаться только с ним. Для кого земная жизнь только тень небесного пребывания.

Перед бдением

Обращение к Иисусу Христу, взявшему на себя все страдания за грехи людские. Он, как никто другой, знает о страстях грешных и немощи перед соблазнами мирскими. Сирийский отшельник просит избавить его от всего этого, чтобы он в последний свой час не оказался перед Богом дерзким и бесстыдным.

О даровании смирения

В коротком тексте просьба и даровании смирения, чтобы легче было приблизиться к наслаждениям разума – беспредельной вере и праведности.

О сокровенной молитве

О сокровенной молитве можно сказать, что она написана из убедительных и сокрушительных слов, собрана в гармоничное единство, как живой организм из разных органов. Ее можно читать стоя и сидя, прохаживаясь по келлии, путешествуя и сидя дома. Читать сокровенную молитву можно всегда и везде, пока сон не сморит православного.

Верующий присоединяет к смиренному телу движение молитвы и получает пользу, такую же, как от ежедневного чтения молитвенного правила. В результате православный приобретает благотворные преимущества и в разуме его происходят изменения, душа освящается и наполняется благостью духа.

О заблуждающихся

В короткой молитве святой просветитель просит Бога обо всех заблуждающихся в вере, чтобы они познали истинное величие Всевышнего и смогли прожить достойно.

О размышлении о Боге

  • Святой Исаак Сирин в своем тексте утверждает, что из молитвы вытекает рассуждение о Боге, и наоборот, из рассуждения рождается молитва.

Благодатная молитва

В молитве отшельник Исаак обращается непосредственно к Богу. Он благодарит его за все, что он сделал для людей и его. Просить помочь освободится от греховных мыслей, и прочих соблазнов. Он перечисляет по одному из них в каждом куплете после вознесения хвалы Всевышнему и благодарности.

Упоминается в молитве также Иисус и Святой дух – триединый бог. К каждому из них обращается в своем молитвенном тексте сирийский отшельник.

Молитва длинная, в ней собрано восхваление, почитание, просьба избавить от всех соблазнов. Выучить ее трудно. Необходимо многоразовое прочтение с листа или слушание с повторением слов и проникновением в смысл.

    Вопросы священнику

    Исаак Сирин выделяется своей жизнью и деятельностью во имя Господа среди других святых. Он был проповедником, отшельником, писателем. Образ сирийского просветителя вызывает много вопросов о мирян.

    Когда читать молитву Исаака Сирина

    День памяти святого Исаака Сирина назначен на 12 марта. В этот день в храме перед иконой святого собираются православные, и возносят молитвенное обращение к преподобному просветителю.

    Молитву сирийскому проповеднику читают в храме перед иконой, с земными поклонами. Можно читать текст многократно дома. Сам просветитель рекомендовал повторять молитву постоянно, на протяжении всего дня, повторяя ее про себя в дороге, выполняя работу, перед едой и сном. В этом случае включать обращение к Богу сирийского отшельника в молитвенное правило не надо.

    Молитва Исаака Сирина очень сильная, требующая самоотречения от земных соблазнов и искушений. Сам святой утверждал при жизни, что читать ее следует искренне, при крайней нужде. Беспокоить Бога по пустякам не стоит.

    Если на протяжении дня человек находится постоянно среди людей, должен общаться с ними, то молитву святого Исаака следует включать в молитвенное правило и читать ее утром и вечером. При этом верующий должен быть коленопреклоненным, и бить земные поклоны.

    Сам сирийский отшельник читал молитву Господу целый день, лежа ниц на полу. Он утверждал, что в такой позе, уткнувшись лицом в землю и представляя себе облик Бога, можно молиться без образов, в любом месте.

    Как правильно читать молитву Исаака Сирина

    Перед началом чтения молитв Исаака Сирина следует получить разрешение священнослужителя. Посетив храм, необходимо покаяться и причаститься. При этом следует вести праведную жизнь. Сам святой говорил, что самое мелкое прегрешение недопустимо, оно влечет за собой другие соблазны и в результате жизнь мирянина становится вся опутанная грехами и неправедными поступками.

    Проповедник Исаак утверждал, что его молитвы подходят для всех православных, и при их чтении не обязательно в точности повторять слова текста. Главное настроение и вера.

    Но сам он вел жизнь отшельника, полностью отдавшего себя служению Господу.

    Поэтому к его молитвам следует прибегать в том случае, когда для человека превыше земных благ, если мирское отступает на задний план, а душа и сердце наполнены верой и поклонением Всевышнему.

    Обращаться с молитвой к святому Исааку следует стоя на коленях перед иконой. Во время чтения следует после каждого куплета бить земной поклон.

    Если иконы нет, то сам святой рекомендовал: ложиться на пол вниз лицом и, полностью отключившись от мирской жизни, представлять себе образ того, к кому обращаешься, и молитвенно беседовать с ним.

    Читайте также:  Панихида по усопшим: текст, последование службы, как читать дома и на кладбище

    Видеомолитва Исаака Сирина

    Текст молитвы очень длинный, даже если его читать своими словами, порядок пунктов и их содержание запомнить сложно. Первоначально следует читать с листа, затем через время по памяти.

    Современные технологии позволяют слушать службу дома, при невозможности посетить храм. Для этого следует найти соответствующую молитву и включить ее для прослушивания онлайн.

    При этом необходимо уединиться, чтобы ничто не отвлекало от моления. Можно сидеть, больным разрешается лежать. Главное, мысленно полностью погрузиться в текст и внимать каждому слову.

    Слова молитвы звучат на фоне церковного пения, что придает обстановке особенное настроение общения с Богом или Святыми.

    Молитвы Исаака Сирина следует читать, когда необходима духовная помощь. Если человек чувствует, что вера его ослабла или соблазн мирских дел очень велик и заполняет сознание, проникает в сердце. Отшельник написал свои тексты для тех, кто желает познать истинную веру и любовь к Господу, готов отречься от земных благ и полностью посвятить себя службе Всевышнему.

    Преподобный Исаак Сирин — МолитвослоВ

    МолитвослоВ

    День памяти:  Апрель 12

    Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святогоИсаак Сирин

    Преподобный Исаак Сирин жил в середине VI века. Он пришел в итальянский город Сполето из Сирии. Преподобный попросил разрешения у пономарей остаться в храме и молился в нем двое с половиной суток.

    Один из пономарей начал укорять преподобного в лицемерии и ударил его по щеке. Наказание Божие тут же постигло пономаря.

    Бес поверг его к ногам святого и кричал: «Исаак меня изгонит!» Как только преподобный Исаак склонился над пономарем, нечистый дух бежал.

    Весть о случившемся быстро разнеслась по городу. К преподобному стали стекаться люди, предлагая помощь и средства для устройства монастыря.

    Но смиренный инок отказался от всего, вышел из города и поселился в уединенном месте, где построил себе маленькую келлию. Около подвижника собрались ученики, и так создался монастырь.

    Когда ученики спрашивали старца, почему он отказывается от приношений, тот отвечал: «Монах, приобретающий имения, уже не монах».

    Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого

    Преподобный Исаак обладал даром прозорливости. Об этом рассказывает святитель Григорий Двоеслов (память 12 марта) в своем труде «Собеседование о жизни и чудесах италийских отцов». Однажды преподобный Исаак велел инокам оставить на ночь в огороде все заступы, а утром просил приготовить пищу для работников.

    Оказалось, что воры, которых было столько, сколько оставленных заступов, шли грабить монастырь. Сила Божия заставила их изменить свое злое намерение. Они взяли в руки лопаты и стали усердно трудиться, так что к приходу иноков вся земля была вскопана. Преподобный приветствовал трудившихся и пригласил их подкрепиться пищей.

    Потом он дал им наставление оставить воровство и разрешил всегда открыто приходить и пользоваться плодами монастырского огорода.

    В другой раз к преподобному пришли странники, одетые в рубища, и просили у святого одежды. Он велел им подождать, а сам послал инока в лес, где в дупле дерева странники спрятали свои хорошие одежды, желая обмануть святого игумена. Инок принес одежды, и преподобный Исаак отдал их странникам. Увидев, что их обман открылся, вымогатели пришли в великое смущение и стыд.

    Случилось также, что один человек послал преподобному своего слугу с двумя корзинами еды. Слуга спрятал одну из корзин по дороге. Преподобный взял принесенную корзину и тихо сказал: «Я принимаю дары, ты же не прикасайся к спрятанной тобой корзине – в нее вползла змея и, если ты протянешь руку, она ужалит тебя». Так мудро и незлобиво святой обличал грехи людей, желая всем спасения.

    Скончался преподобный Исаак в 550 году. Этого святого следует отличать от другого подвижника, преподобного Исаака Сирина, епископа Ниневийского, который жил в VII веке (память 28 января).

    Житие Преподобный Исаак Сирин Ниневийский

    Исаак Сирин: житие преподобного, творческое наследие, тексты молитв, иконы святого

    преподобный Исаак Сирин Ниневийский (не ранее 2 пол. VI в. – не позднее 1 пол. VIII в.)

    День памяти: 28 января (10 февраля)

    Сведения о происхождении преподобного Исаака Сирина

    О точных подробностях жизни и подвижнической деятельности преподобного Исаака Сирина известно немного. Биографические сведения, дошедшие до нас из ранних веков, разнятся в деталях.

    Знание относительно этого важного патрологического вопроса долгое время было настолько ограниченным, что вплоть до XVIII века преподобного Исаака нередко отождествляли с разными людьми: то с Исааком, стихотворцем и полемистом V века, известным Антиохийским пресвитером; то с Исааком, спасавшимся в Италии (упомянутом в творениях святителя Григория Двоеслова); то с епископом Ниневии, то с совершенно неизвестным лицом.

    Более или менее достоверные данные стали доступны широкому кругу историков Церкви с обнаружением и опубликованием арабского жизнеописания этого святого. Автор названного биографического источника довольствовался краткими сведениями и не предоставлял точной подробной фактологии о рождении и жизни преподобного.

    Тем не менее этот источник явил ряд важных данных, открывших возможность для более чёткой идентификации личности святого Исаака. В 1896 году стараниями французского исследователя Сhabot обрело известность сочинение сирского историка VIII века, Иезудены, изложившего в нём, помимо прочего, историю Мар-Исаака.

    Из общего сопоставления имеющихся на сегодняшний день исторических памятников картина жизни Исаака Сирина складывается следующим образом. Жил он примерно в VI —VII в. По одним данным, он происходил из Беф-Катарайя, а по другим, местом его рождения был город Ниневия, древний культурный, политический и экономический центр.

    Ещё в юности Исаак вместе с братом поступил в монастырь Мар-Матфея. Оба они выделялись среди насельников обители высотой подвигов и ученостью. В результате брат Исаака удостоился начальствования над монастырем. Сам же Исаак, избрав путь молитвенного уединения и безмолвия, удалился в отшельническую келью.

    Подвижническая жизнь

    Брат неоднократно слал ему письма, убеждая возвратиться в монастырь. Но тот, не сомневаясь в правильности своего осмысленного выбора, продолжал отшельническую жизнь. В качестве обоснования этого решения преподобный выделял необходимость сосредоточения на молитве и богомыслии, борьбу с рассеянием помыслов и блужданием ума (ср.: Слово 24).

    Со временем слава о святости жизни Исаака распространилась настолько, что жители Ниневии стали просить и настаивать на его посвящении в Ниневийского епископа. Преподобный не стал отвергать воли народа и, положившись на Провидение Божие, принял архиерейское достоинство. Рассказывают, что в епископа, в монастыре Беф-Абэ, его рукоположил патриарх Георг.

    Между тем, далеко не все местные жители, в силу развращенности нравов, готовы были слушать его как своего пастыря. А один случай и вовсе привел преподобного в негодование.

    Некий заимодавец не мог своевременно истребовать долг у своего должника и грозился передать его в руки судьи; а тот, в свою очередь, не имея возможности расплатиться немедленно, просил об отсрочке. Когда они вынесли проблему на суд отца Исаака, тот напомнил заимодавцу, что согласно Евангелию, бывает уместным даже и полное прощение долгов, а тем более их отсрочка.

    В ответ раздосадованный заимодавец разгневался и дал понять, что поскольку Евангелие не отвечает его текущим материальным интересам, постольку и не является для него безусловным авторитетом.

    Итак, непослушание паствы привело к тому, что приблизительно через пять месяцев управления диоцезом святой Исаак отказался от должности епископа и удалился от мира: по одним сведениям в скитскую пустынь в Египте, а по другим — на гору Мату, в районе Беф-Гузайя (область, лежащая к северу от побережья Персидского залива), после чего, прожив там какое-то время, переселился в обитель Раббан-Шабур.

    В этот период святой Исаак занимался традиционной для монахов-подвижников аскетической практикой, проводя жизнь в трудах, молитве, бдениях и посте. Существует предание, что он совершенно не прикасался к вареной пище, съедал три хлебца в неделю, дополняя это скудное питание лишь небольшим количеством травы.

    Живя жизнью пустынника, большое внимание святой уделял чтению и исследованию Священного Писания. Вместе с тем занимался писательской деятельностью.

    Согласно преданию, в результате напряженного чтения, и, конечно же, вследствие сильнейшего измождения аскетическими подвигами, он утратил зрение.

    Но и после сего не прекратил заниматься литературным трудом: в этот период его речи записывали монахи-писцы.

    Промыслом Божьим святой прожил долгую жизнь и почил о Господе в глубокой старости. Умер он в обители Шабур.

    Об Авве Исааке прп.

    Иосиф Исихаст говорил так: «Если бы были утрачены все писания святых отцов-пустынников о трезвении и молитве и сохранились бы только подвижнические слова Аввы Исаака, их было бы достаточно, чтобы научить человека жизни в безмолвии и молитве с начала и до конца. Эти творения раскрывают подвижническую жизнь от А до Я, и их одних достаточно, чтобы с первых шагов наставить человека и привести его к совершенству».

    Творческое наследие преподобного Исаака, наставника монахов и церковного писателя

    Точное количество сочинений, составленных преподобным, нам неизвестно. Но даже и те, что открыты на сегодняшний день, обнаруживают в нём хорошо образованного, духовно зрелого подвижника, весьма плодовитого автора (см.: Слова подвижнические).

    Комплекс вопросов, поднимавшихся святым Исааком на протяжении литераторской деятельности, чрезвычайно широк.

    Читайте также:  Кирилл и мария радонежские: житие, день памяти, иконография и тексты молитв

    В фокусе его внимания были многочисленные увещевания для монашествующих; наставления, связанные с раскрытием догматических истин; личные психологические наблюдения; и опыт переживания встреч с Богом.

    Так что можно сказать: несмотря на аскетический характер его сочинений, в общем они адресованы широкому кругу людей.

    Характерной особенностью творчества преподобного Исаака как духовного писателя является чёткая связь между назиданиями вероучительного характера и их практическим приложением к жизни.

    Так, рассуждая о Боге, он не забывает указать, в чём состоит польза от постоянного богомыслия (см.: Слово 8.), проводит нравственные параллели между Божественными свойствами и христианскими добродетелями.

    Повествуя об ангелах, он раскрывает их роль в становлении и духовно-нравственном совершенствовании личности, а рассуждая о демонах, обнаруживает средства, используемые ими в рамках невидимой брани, уточняет, в чем состоит их коварство и хитрость (см.: Слово 60.).

    Одной из важнейших задач в деле достижения высшего совершенства святой ставил обретение бесстрастия. Подлинное бесстрастие, подчеркивал он, состоит не в том, чтобы не ощущать в себе движение страстей, а в том, чтобы они стали чуждыми для христианина, в том, чтобы не принимать их в себя ни при каких обстоятельствах.

    Особое внимание святой обращал и на то, что нельзя относиться без должного внимания даже и к тем видам грехов, которые почитаются среди грешников за малые. Такой человек неизбежно впадет в более тяжкие грехи и удостоится более страшного наказания (см.: Слово 57.).

    Тропарь преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 1

    Добре священствуя во градех, / и в пустынях вселивыйся процвел еси, Исааче, / начальник монашествующим показался еси / и учитель подвижников, / сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем: / слава прославльшему тя Христу, / слава тя освятившему, / / слава давшему нам тя, предстателя искусного.

    Кондак преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 8

    Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго, / учредителя пустыни тя восхваляем, / Исааче священноявленне, предстателю наш. / Но яко имеяй дерзновение ко Господу, / о всех моли чтущих тя и взывающих ти: // радуйся, отче богомудре.

    Дополнительно:

    • Творения (книги) святого
    • Цитаты святого отца

    Служба преподобному Исааку Сирину

    Славословная служба великому учителю безмолвия составлена одним из насельников Оптиной пустыни и публикуется по авторской рукописи.

    Тропарь и кондак — творение монахини Киприаны (Благовещенский монастырь на Патмосе). Никакими цензурными инстанциями текст службы пока не рассматривался.

    Служба преподобному и богоносному отцу нашему Исааку Сирскому, епископу НиневитскомуСтихиры, глас 4.

    Подобен: Д

    ал еси знамение:Дал еси знамение / Церкви Твоей, Господи, / Исаака святителя богомудраго, / иже деяние и созерцание прошед сугубо, / на высоту крестную добродетелей возшед, / отонудуже покаяния стези возвестив / еже приближают Твоему Божеству, // Иисусе Всесильне Спасе душ наших.Дал еси знамение, / якоже древле неневитяном, / Исаака богоглаголиваго, / иже во глубину безмолвия вшед, / кита заклав мысленнаго, / бисер боговедения обрет / и нощь неведения потребив, / сокровище Твоея Славы открыв, // Иисусе Всесильне Спасе душ наших.Дал еси знамение / твою книгу, священне, богодухновенную, / в нейже стези добродетелей изъяснил еси / и тайны разгнув Духа / и светозарный монашествующим показал еси рай / еже внутрь сердца есть, / в няже молитвами твоими нам исходатайствуй вход // у Иисуса Всесильнаго Спаса душ наших.

    Слава, глас 5:

    Пустыннаго гражданина и отцев славу, / неневитяном пророка новаго, / браздодержца страстей, рачителя безмолвия, / Божественной славы ревнителя / преподобнаго Исаака возхвалим вернии, / иже мирскую суету преобидев, / безплотным в подвизе соревновав неослабно, / разумно на высоту возшед высочайшаго зрения, / неизреченнаго Божества светолития насладився / и возблистав огнесловными поучении, / всю вселенную просветив, / монашествующих красоту показав незримую, / сей и нас причасниками соделай, Христе Боже, // молитвами Твоего Божественнаго Исаака.

    Тропарь, глас 1.Подобен: Камени запечатану:

    Добре священствуя во градех, / и в пустынях вселивыйся процвел еси, Исааче, / начальник монашествующим показался еси / и учитель подвижников, / сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем: / слава прославльшему тя Христу, / слава тя освятившему, // слава давшему нам тя, предстателя искусного.

    Канон, глас 8, егоже краестрочие: Пустынному иерарху немолчно песнь несу.Песнь 1

    Ирмос: Преславный в мори устроивый людем путь / Небесное нам шествие проходимо сотвори / да новую песнь поим Тебе, Господи.

    Пустыни сирския процветение, пастыря мудрейша ниневитских граждан и рачителя священного безмолвия, в песнех псаломски богоноснаго Исаака похвалим, вернии, молитвенника о душах наших теплейшаго.

    Уморил еси, отче, тлетворнаго льва гордыни, смирением на бесовския полчища ратуя яко копием, и несветящую тьму прелести развеял еси, твоих уст смиренных святолучными учении.

    Суету преобидев мира, постническими борении страстей мглу одолел еси, и к высочайшему, отче, достигл еси безстрастию, и добротами украсился еси божественными.Богородичен: Троицы явила еси Невидимыя едину Ипостась зриму, воплощением от Твоих Девических ложесн Превечнаго Слова, темже Тя Богородицу воистину проповедуют мирския концы и собори утверждают отеческия.

    Песнь 3

    Ирмос: Утверждей на камени веры / на сем созижду Мою Церковь, рекий, Господи, / спаси мя вопиюща: / Ты еси, Христе, Сын Бога Живаго / и в Тебе утверждается дух мой.

    Искапаша твоя сладость уста, тебе проповедающа снисшедшаго с небес Слова Божия и пророческая на языце твоем почивающая благодать, в вере утверждает монашествующих святоотечестей.

    Ниневитский град древний, тобою украшен отче быв, председательствующу тебе милостивым якоже архиерею подобает и чистым сердцем, но не внят твоим, Исааче, священным глаголам, темже и отпад от благочестия.

    Несторианстей ереси отче противустал, в учении познав прелесть ядоскрытую, и православную иерарше мудрость избрав, любомудрейша в безмолвие уклонился еси от смут церковных.Богородичен: Отступите лживии, не клевещите на святаго вси вы западныя и риторы новыя; се бо истинную Богородицу проповедует яве во книзе своей Исаак, епископ Ниневийский и правоправящий.

    Седален, глас 4:

    Церкви светлую звезду, сирския пустыни Божественное украшение, гору безмолвия досязающу небеси и монашествующих изрядное утешение, Исаака мудраго иерарха в песнех немолчно ублажим, иже в памяти своей точит почитающим неотъемлемую во искушениях помощь и постническия чины утверждает на избранном пути, и молит Человеколюбца спастися душам нашим.

    Слава и ныне: Богородичен Минеи.Песнь 4

    Ирмос: Услышах, Господи, слух Твой и убояхся, / разумех неизреченное Твое смотрение / и прославих, Слове, снисхождение Твое.

    Монашествующим искусный наставник, Исааче, и постнических правил законоположник изряден был еси, свыше от Духа Святаго просвещаем, пустыни сирийския яко второе явился еси солнце, освященне.

    Утреневав на всяку нощь непреложно, зарею твоих молитв просвещая мир, и страстей исторгая зловредныя корения, ралом твоих преподобне бденнонощных подвигов.

    Изъяснив тайны духовныя, во мрак Божественный якоже Моисей вшел еси и естества надмирных чинов проразумел еси, Богоблаженне, херувимским твоим Исааче умом, трепетно вся испытуя.Богородичен: Елика хощеши Всемогущаго умолити можеши Бога отвратити гнев от нерадивых, но Твоих, Дево, певцов, и щедроты Твоя умножи православным людем, Тя хвалящим, Богоневесто.

    Песнь 5

    Ирмос: От нощи неведения / Боговедением просветивый концы / просвети мя утром человеколюбия Твоего, Господи.Разумный Церкви светильник, пустынных отцев священная звезда, ныне святый Исаак Боговедения просвещает зарями яже к постническому приступают ристалищу.

    Ангелов согражданине Исааче, градский мирский мятеж избегл еси, в пустыню вселивыйся и на высоцей добродетелей горе твое жительство поставив, яко град богомудре Божий.Рачением распалився Божественным, страстей вся терновная попалил еси и ревности твоея огнесветлой силою, в горняя яко искра востекл еси, истончивши плоть твою богоносе постом.

    Богородичен: Ходатайству Твоему Богомати притек, весь приземлен имею ум, и нощь мя снедает отчаяния, но простри светозарный Твой покров, и посрамятся борющии мя беси.

    Песнь 6

    Ирмос: Во Исааце страсть прописавый / и во Ионе погребение прообразовавый / и Воскресение всем подаяй, / Тебе вопием с пророком: / от тли нас возведи, Благоутробне Господи.

    Упразднився, отче, дел житейских, в море священных Писаний пусился еси, и глубину Божиих Таин испытав, бисер Богопознания обрел еси, имже и просветився, Исааче, и показался еси евангельский воисину и пребогатый купец.

    Ниневитяном Евангельски Бога проповедав, любовию примиряя во вражде сущих и ходатай заблудших быв, и кающимся путевождь и пустыножителем законоположник богомудрейший, темже яко пастыря тя воспеваем искуснейша и предстателя о душах наших и молитвенника теплейша.

    Егоже в пустыню вселивый яко во чрево китово, егоже и проповедника показавый воскресения мысленнаго, сего Исаака приводим Тебе в молитву яко дерзновенника сущи чистейшаго, с нимже субботствовать от страстей сподоби вопиющим: от тли нас возведи Благоутробне Господи.

    Богородичен: Марии Богоотроковице песненно радование принесем вернии, Гавриилу подражающе сице рцем: радуйся, легкий облаче носящий Солнце будущаго века; радуйся, светозарнейшая твердь Духа Святаго; радуйся, престоле огненный и серафимов песнь светлейшая; радуйся утешение христиан, Богоневесто.

    Кондак, глас 8.Подобен: Взбранной:

    Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго, / учредителя пустыни тя восхваляем, / Исааче священноявленне, предстателю наш. / Но яко имеяй дерзновение ко Господу, / о всех моли чтущих тя и взывающих ти: // радуйся, отче богомудре.

    • Икос:
    • Радуйся, Исааче, отче богомудре.
    • Песнь 7

    Архиерейскою одеждею одеявся, постную пучину преплыв воздержания ветром, в тишине водворився безмолвия преподобне отче, и премирныя тайны постигл еси Херувимским твоим умом.

    Яко иерарх учредив твою кафедру в горе пустынней и чины иноческия просветив твоим житием, мирския же концы огласив тайноводственными твоими речении и вышней митрополии сослужитель явился еси, темже почудившися зело твоим исправлениям, благодарно тебе вопием:Радуйся, пустыню орошающая Божественная манна;радуйся, постнических чинов вжиляющая сила.

    Радуйся, созерцатель Херувимских тайн;радуйся, постом низложивший бесовскую рать.Радуйся, Домовладыки Христа преукрашеный доме;радуйся, Божественнаго страха богатство и честь.Радуйся, великая смиренномудрия славо;радуйся, любви излиянное миро.Радуйся, благовонное молитвы кадило;радуйся, тайновещатель будущаго века.

    Читайте также:  Всенощное бдение и литургия: разъяснение церковного богослужения, часы и текст службы

    Ирмос: Божия снисхождения / огнь устыдеся в Вавилоне иногда, / сего ради отроцы в пещи радованною ногою / яко во цветнице, ликующе, пояху: / благословен еси, Боже отец наших.

    Огненный твой язык, преподобне, все попаляет страстей терновныя дебри и горнее мудрствовать восхищает иночестии умы, красоты показуя созерцания, и яко орган сладкогласный уста твоя благословят выну Бога отцев наших.

    Лицы просветив монашествующих, отче богоносе, восшедшу тебе якоже солнцу в пустыне, и блистанием твоих учений, языкоболие философов посрамив, пути познания истинно пронаписующа.Чистота сердца твоего, славу тебе и богатство яви видения Божия, темже и умилився отче яко дитя, и позабыв мимотекущая мира сего вся и скорбная, и недро Иисусово облобызав, и небоходец быв, Исааче, таинственными созерцаньми твоими.Богородичен: Нестория еретика биется лице, не восхотевшаго мудрствовати Тебе Богородицу Чистую, и Исаака Сириянина ныне прославляется житие: Деву Тя исповедавшаго и по Рождестве Богородицу истинную.

    Песнь 8

    Ирмос: Нечестия органы иную песнь / благочестия же благовещаннии пояху гусли: / благословите, дела Господня, Христа во веки.

    Огненныя твои Исааче и крестолучные простираеши молитвы лучи, и разиши амалика, преподобне, мысленнаго, и бесовскую прелестную всю прогоняеши тьму и полцы монашествующих изводиши в долину спасения.

    Полны ланиты твоя аромата духовнаго, и уста твоя сладость учения провещают, и движимый твой язык яко скорописная трость, красоту начертавает православнаго подвига.

    Смиренномудрия венцем тебе увязает Святая Троица и преестественным вселяется в тя светом, и сердце твое светозарен дом показует, и огнедохновенными твои являет уста, имиже трегубно поеши Ю во вся веки.Богородичен: Неискусобрачная Дево, Едину убо Ипостась во двою естеству, Всенепорочная, родила еси Воплощеннаго Бога, Егоже яко человека совершенна и Бога совершенна поем во веки вся.

    Песнь 9

    Ирмос: Да умолчат еретиков собрания, / не истинно Богородицу исповедающих Тя, / ибо свыше Тя пророцы проповедаша, / Матерь быти Божию / и Ходатаицу рода нашего, / тем Тя, Дево, величаем.

    Небомудренная твоя душа, в райский вселися и пренебесный чертог, идеже лепотами наслаждаешися Божественных видений, ихже зрел еси тайновидче, еще на земли сый, и в книге начертав, юже и оставль нам яко лествицу небовосходную.

    Евангельскою облеклся еси простотою, постническою раздрав пращею ризы греховныя, и в виссон святых одеявся, Исааче, и уже не молитвою молишися, но водворяешися лицем к лицу к Свету Высочайшему, идеже помяни нас, тя величающих.

    Совершенство на земли совершив, обителей прошедшу тебе всех добродетелей и к Горнейшему Свету преселился еси, со ангельскими чинми в совершенство лучшее простираяся, но не забуди, богоблаженне Исааче, чада твоя, любовию тя величающия.Богородичен: Утроба Твоя Свет неприступный приимши неизреченно Богородице Дево и просветила еси сущия во тьме жития, славити благочестно Христа во дву существу прошедшего из Тебе несказанно, единаго же Ипостасию.

    Светилен:

    Мудрование плоти умертвив в постных борениях, / от страстей субботствовав преподобне, / зарею Духа оживил еси ум, / и прежде смерти мысленное воскресение проповедал еси, досточудне Исааче, / темже тя любовию ублажаем.

    Стихиры на хвалитех преподобным, глас 2.Подобен: Киими похвальными венцы:

    Киими похвальными венцы / увязем Ефрема и Исаака, / единовсельников пустыни сирския, / единомудренных нравом и душею, / Богопроповедников пустыннолюбцев, / оваго убо яко облако благодати слезоросящее, / оваго же яко небесных созерцаний столпа огненнаго, / сих бо ради монашествующие сланое море страстей прешли / и венцы от Христа прияша нетленные, // имеющаго велию милость.Киими песенными добротами / воспоем Ефрема и Исаака, / Боговедения воды напояющия пустыни концы, / монашествующих сладкопитатели, / реки приснотекущия учений, / сердца умиляющия, / чистых слез великия моря, / в нихже Христос мысленных фараонит полки потопив, // имеяй велию милость.Киими духовными пеньми / похвалим Ефрема и Исаака, / Богоразумия криле постников окриляющия, / органы духовнаго вдохновения, / славии добропесненнии, / иже прописаша восхождения к Богу в книгах своих, / сирины поистине Божественнии, / имиже сонное сонмище демонов Христос поразив, // имеяй велию милость.Киими сладкозвучными гусльми / прославим Ефрема и Исаака, / богословия трубы духодвижныя, / громи духовнии нечестивых ужасающия / и вселенную оглашающия, / молнии прогоняющие тьму греха / и благочестием озаряющия, / фиалы исполнь духовнаго утешения, / сладказвучныя кифары молитв, / имиже Христос умолен бывает // и подает велию милость.

    Слава, глас 6:

    Православные святые: Исаак Сирин

    Преподобный Исаак Сирин жил в Сирии, Ассирии (VII век нашей эры), прославился как создатель удивительно гармоничных, проникновенных религиозных текстов. Они важны для современных верующих, поднимая вечные темы доброты, духовной чистоты, верности, нестяжательства, веры в Бога.

    При жизни святой прославился редкостной скромностью своей жизни. Он создавал наставления для монахов, утверждая, что монашествующий не может иметь собственности, потому что это противоречит основному принципу служения Богу. Под собственностью он понимал любое владение, даже употребление пищи, на которую затрачивается много труда.

    Этот великий человек был прирожденным аскетом, всю свою долгую жизнь довольствовавшийся минимальными жизненными благами. Зато после себя он оставил на редкость большое духовное наследие, сохранившееся не полностью, но оказывающее серьезное влияние на умы верующих даже нашего безверного агрессивного мира.

    Исаак Ниневийский, прозванный Сирин, предположительно родившийся в Ниневии, оставил после себя много важных трудов и почти ничего о своем житие, происхождении, социальном положении родителей. Из-за скудности сохранившихся данных его часто путали с другими подвижниками церкви с похожими именами.

    Известно только, что преподобный Исаак Сирин вместе с родным братом вступил в монастырь Мар-Маттая, находившийся рядом с Ниневией.

    Здесь братья быстро сумели выделиться своим подвижническим подвигом, особой ученостью, поэтому им обоим предложили взять на себя руководство всем монастырем.

    Однако, если брату такая должность нравилась, все у него удавалось, Исааку больше была по душе житие уединенное, без суеты, с временем на глубокие философские раздумья.

    Ориентируясь на свои аскетические наклонности, преподобный ушел в отшельничество. С тех пор вся его биография глубоко связана с аскетизмом, уединенным образом жизни. Хотя брат неоднократно пытался вернуть его в монастырь, Исаак этого не хотел. Он чувствовал себя неуютно рядом с людьми, намного комфортнее ему было в уединении, наедине с Богом.

    Когда о святом отшельнике прознали люди, его слава быстро распространилась по христианскому миру. Патриарх рукоположил его в епископы Ниневии, но, видя явные признаки отхождения от веры у населения города, страдая от отсутствия одиночества, Исаак ушел в монастырь, расположенный в Скитской пустыне.

    Здесь он продолжил свои труды, создавая писания, дожившие до наших дней. Сохранились сведения, что святой вел очень насыщенное духовное житие, посвящая себя неустанным молитвам, чтению святого писания, учению, созданию своих трудов.

    Он очень скромно, даже скудно питался, отказываясь от пищи приготовленной как от излишества, употребляя только небольшое количество хлеба, растительной еды.

    По сохранившимся данным, преподобный прожил большую, долгую жизнь. В конце ее он утратил зрение из-за неустанных трудов, пролитых из-за черствости и бездушия людей слез. Его слова в последние годы записывали послушники, ученики. Умер святой в окружении братии в глубокой старости.

    Авва Исаак Сирин оставил потомкам огромное литературное религиозное наследие. До наших дней тексты в целостности не дошли. В Европе о существовании святого узнали поздно, исследовать творчество смогли в XVIII веке, однако цитаты Исаака Сирина широко использовались в местных источниках. Также много упоминаний сохранилось в арабском переводе.

    Дело в том, что святой писал свои книги на сирском (сирийском) языке, читать на котором умели немногие. Большей частью творения, молитвы Исаакп Сирина, его нравственное учение сохранилось на арабском языке, греческие переводы были выполнены много позже.

    «Слова подвижнические» входят в первый том сочинений преподобного, изданных в наше время. В 1983 году в Оксфорде нашли рукопись, которая стала вторым томом. «слова подвижнические» содержат советы мирянам, призванные вдохновлять их, поддерживать в желании вести жизнь праведную. Слово святого обладает великой силой, помогая многим мирянам прийти к Богу.

    Святой аскет Исаак Сирин учил, что нет греха непростительного, что слово Божие доступно всем, нужно просто открыть Бога в себе. Это исключительно актуально в наши дни, поэтому многие люди стремятся купить книги преподобного. Его слово дошло к нам из глубины веков, не потеряв громкости своего звучания.

    Православные писатели, отцы церкви часто и помногу использовали в своих трудах ссылки, цитаты творений аввы Исаака. Он пользовался огромным уважением много столетий спустя после собственной кончины. Отсылки к его трудам в изобилии встречаются в трудах Петра Дамаскина, известнейшего религиозного писателя XII века.

    Афонский насельник Никифор Уединенник XIV века приводит упоминание о трудах преподобного в своей работе, а Нил Сорский в уставе скита опирается на многочисленные мысли святого по поводу монашеского уединенного бытия, духовного развития.

    Афоризмы и высказывания отшельника оказались столь емкими, глубокими, что играют огромную роль в наш временной период. Особенно современной выглядит фраза «воздаяние бывает не добродетели». Хотя большинство трудов писалось для монашествующих, они актуальны для современных проблем.

    Поэтому человек умный, читающий труды о жизни и смерти, найдет для себя много полезного. Не зря же книги аскета издают, покупают.

    Послушать тексты аввы можно в виде аудиокниги в исполнении Олега Шкловского.

    Об Исааке Сирине пишет Википедия, посвятив ему немалую статью. Этическая сторона его религиозных трудов по-прежнему очень важна, она предотвращает духовную гибель человека, помогает ему обрести Бога в наше многотрудное, сложное время.

    Память аввы Исаака отмечается православными 10 февраля по григорианскому календарю.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *